bannerbanner
Человечество: история, религия, культура. Раннее Средневековье
Человечество: история, религия, культура. Раннее Средневековье

Полная версия

Человечество: история, религия, культура. Раннее Средневековье

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
19 из 28

37/36. ВИТИЦА (698 – 710). Приняв власть после смерти отца, Витица сделал попытку ослабить влияние духовенства и вернуть прежний авторитет королевской власти. Он запретил епископам ссылаться на римского папу для истолкования церковных законов, отобрал у духовенства часть их имений, прекратил преследование евреев, которое приняло в это время особенно безжалостный характер. Но отстаивая эти важные для государства принципы, Витица запятнал себя многими жестокостями и несправедливостями. При нем мавры сделали первые попытки вторгнуться из Африки в Испанию, но были отражены. Витица пытался передать королевскую власть своему несовершеннолетнему сыну Ахиле; аристократы, противостоявшие ему, были полностью разбиты и наказаны. Как утверждает «Хроника Альфонсо III» Витица умер в Толедо естественной смертью.

33. РОДЕРИХ (710 – 711). Возможно, внук Хиндасвинта. В 710 г. после смерти короля Витицы стал править его сын Ахила, но большая часть вестготов не признала его королем. Родерих, который был тогда герцогом Бетики, начал против Ахилы войну, разбил его и сам завладел престолом. Вскоре после этого новому королю пришлось сражаться с противником гораздо более опасным: в 711 г. в Испанию из Африки переправилось 25 тысячное мусульманское войско. Сохранилось предание, что своим успехом арабы были обязаны предательству вестготских вельмож. Важные услуги оказал им так же Юлиан, комендант крепости в Сеуте (этот город принадлежал тогда Византии), который таким образом отомстил Родериху за то, что тот обесчестил его дочь. Как только арабы появились в Испании, Родерих с сильными полками выступил им навстречу. Две армии встретились на берегах реки Гвадалете. Битва началась 19 июля 711 г. и продолжалась с очень большим ожесточением восемь дней. Родерих мог бы одержать победу, если бы ему не изменила часть войска. Во время отступления король был убит.

34. АГИЛА II (711 – 714). После гибели Родериха Агила был провозглашен королём на северо-востоке вестготской державы. Он чеканил свою монету в Таррагоне, Жироне и Нарбонне. В «Хронике вестготских королей» Агиле II приписывается трёхлетний период правления. Этим наши сведения о нём исчерпываются. Он определенно не был сыном Витицы, но, скорее всего, принадлежал к его сторонникам

35. АРДО (714 – 725). В «Хронике вестготских королей» Ардо упоминается в качестве преемника Агилы II и ему отведён семилетний срок правления. Предположительно, он царствовал в Септимании, довольно поздно занятой арабами. Конец его правления обычно датируют примерно 720/725 гг. Так как Нарбонна была захвачена мусульманами в 720 г., а Каркассон и Ним даже позже. Эти события хорошо согласуются со сведениями списка королей.

III. Арабский халифат

1. Домусульманские государства арабов


1) Цари Сабы

Сабейская цивилизация – одна из древнейших на Ближнем Востоке – сложилась в Южной Аравии, в плодородном, богатом водой и солнцем регионе, который находится на границе с Аравийской пустыней. Первоначально (в середине II тысячелетия до P. X.) в союз Саба входило три арабских племени, но в XIII или XII вв. до P. X. к нему присоединились еще три, объединявшиеся прежде в союз Файшан. Самые ранние упоминания Сабейского царства относятся к VIII в. до P. X., а начало его расцвета приходится на VII в. до P. X. Одна из надписей того времени сообщает о сооружении вблизи Сабы огромной плотины, благодаря чему оказалась орошенной огромная, прежде бесплодная территория – страна превратилась в богатый оазис. К сожалению, политическая история Сабы нам фактически неизвестна. Из имеющегося археологического и эпиграфического материала можно заключить, что с конца II в. до

P. X. Сабейское равнинное государство по непонятным пока причинам стало приходить в упадок. Зато переживало расцвет йеменское Нагорье, где сложилось Химьяритское царство. Между химьяритами и сабейцами начались упорные войны, закончившиеся около 25 г. до P. X. покорением Сабы и включением ее в состав Химьяра.


2) Цари Майна

Майн – арабское племя, проживавшее в древности на части территории современного Йемена. Первоначально Майн входил в состав царства Саба. После ослабления сабейских царей в начале IV в. до P. X. возникло независимое царство Майн со столицей сначала в Иасиле, а потом в Карнаву. В начале I в. до P. X. оно вновь было завоевано Сабой. Политическая история Майна нам неизвестна.


3) Цари Химьяра

Первые упоминания о химьяритах появляются во II – I вв. до Р.Х. Речь при этом идет о племени или небольшом государстве с центром в Зафаре – одном из многих владений, на которые распалась в тот период Южная Аравия. В I в. до Р.Х. химьяриты захватили все пункты морской торговли на юго-западном побережье Южной Аравии, а около 25 г. до Р.Х. покорили себе древнее южно-аравийское царство Саба. Начальная история Химьяра нам не известна. В IV в. здесь, видимо, происходили смуты. В эти годы царями Химьяра считали себя одновременно Шамир Йухариш и Ильшарах Яхзуб. В распрю вмешались эфиопские цари, которые около 340 г. захватили юг Аравийского полуострова. Почти четыре десятилетия после этого Химьяр признавал верховную власть негусов Эфиопии Эла Амида и Эзана.

Около 375 г. Маликкариб Йухамин покончил с эфиопским господством и восстановил титул сабейских царей. К концу его правления царство химьяритов значительно расширилось и объединило фактически всю территорию Южной Аравии. Размеры государства еще более увеличились при его сыне Абукарибе Асаде, который носил титул «царя Саба и зу-Райдина и Хадрамаута и Йаманата и их арабов в горах и на равнине». Ему подчинялись и многочисленные бедуинские племена, обитавшие на обширных территориях центральной Аравии.

В начале VI в., свергнув царя Марсадилана Йануфа, к власти в Химьяре пришел Мадикариб Йафур, не принадлежавший к царскому роду. При нем была война с восточно-арабским царством Лахмидов. В 515 г. Йусуф зу-Нувас, происходивший из царского рода, убил Мадикариба Йафур и захватил власть. Событие это послужило причиной большой смуты. Новый царь исповедовал иудаизм. В своей политике он ориентировался на Иран и враждебно относился к христианам-эфиопам. Йусуф начал гонения на христиан, что привело к ожесточенной гражданской войне. Отдельные области Химьяритского царства, пользовавшиеся до этого значительной самостоятельностью, не признали нового царя и обратились за помощью к эфиопам. В мае-июне 517 г. эфиопские войска во главе с негусом Элла Асбаха высадились в районе Мухвана, где их поддержало дружественно настроенное христианское население. Вскоре был взят Зафар. Йусуф бежал в горы. После этого Элла Асбаха возвратился на родину, оставив в Южной Аравии лишь часть своего войска. Между тем за лето и осень 517 г. Йусуф смог собрать значительные силы и в конце года, воспользовавшись зимним временем, когда эфиопские гарнизоны не могли получать подкрепление морским путем, возобновил военные действия. Особенно упорное сопротивление ему было оказано в городах Зафар и Наджран, а также в приморских областях Тихама. В конце концов царь сумел взять Зафар, перебил здесь эфиопский гарнизон и разрушил церковь. Вслед затем он разослал по всей стране послов и иудейских священников с грамотами, в которых призывал христиан к обращению в иудаизм. Все, кто противился желанию царя, истреблялись самым безжалостным образом. Так в надписи одного из полководцев Йусуфа, Шарахила, сообщается, что царские войска перебили в приморском городе Мухване всех жителей и сожгли церковь. Всего, как свидетельствуют надписи этой поры, было убито более 13 тысяч христиан. Покорив приморские области, царь в 518 г. захватил Наджран, лежавший в глубине полуострова, и обрушил репрессии на местных христиан.

Следующие годы прошли в относительном мире, но оппозиция Йусуфу все усиливалась. Многие знатные роды Южной Аравии готовы были восстать против его тирании. Во главе недовольных встал йазанийский кайла Сумайф Ашва. Эфиопы также не остались в стороне от этой борьбы. В середине 525 г., после тщательной подготовки, большое войско во главе с негусом Элла Асбаха высадилось на аравийском побережье. Произошло большое сражение, в котором химьяриты были разбиты. Йусуф, не желая сдаваться в плен, бросился вместе с конем в море. После его гибели Элла Асбаха легко овладел всей страной. Принявший христианство Сумайф Ашва был провозглашен новым царем. При этом ему пришлось признать верховную власть негуса. Однако правил он недолго. Около 533 г. солдаты-эфиопы, не пожелавшие возвращаться на родину, при поддержке местной бедноты, свергли Ашву и поставили на его место Абраху. Прокопий Кесарийский сообщает о нем, что Абраха был христианином и рабом одного из византийских торговцев. Позже он служил в эфиопском войске и был здесь младшим командиром. Впрочем, низкое происхождение не помешало Абрахе стать одним из самых известных и могущественных химьярских царей. Правление его началось с новой войны против эфиопов. Так как Абраха отказался выплачивать негусу установленную дань, тот послал против него большое войско. Однако солдаты перебили своих военачальников и перешли на сторону Абрахи. Следующая карательная армия была наголову разбита, и лишь незначительные ее остатки смогли вернуться в Африку.

В отличие от Сумайфа Ашвы, который, как и все эфиопы, был монофизитом, Абраха исповедовал православие. При нем укрепились связи с Византией – в Аравию был послан греческий епископ, а в Сане началось возведение величественного христианского храма. Вскоре могущество Химьяра почувствовала вся Аравия. В 541 г. началась трудная война между Абрахой и Йазидом – одним из киндских царей, правителем Западного Хадрамаута. Вторжение бедуинов было поддержано частью населения Южной Аравии. Поначалу Абраха терпел поражения от объединенной армии врагов, но в конце концов Йазид должен был покориться царю Химьяра. В последующие годы Абраха предпринял несколько больших походов в Центральную Аравию. Наиболее значительным из них считается поход 563 (по другой датировке – 570) года. В арабской исторической традиции он носит название «поход слона». Он был направлен против Мекки и имел целью разрушить главную арабскую святыню – Каабу для того, чтобы направить поток паломников к христианской церкви, построенной Абрахой в Сане. В походе принимали участие крупные силы южно-арабских войск, в том числе несколько боевых слонов. Но из-за начавшейся эпидемии химьярская армия, не добившись успеха, должна была повернуть назад. Эти события произвели на современников очень большое впечатление (упоминание о «походе слона» есть в одной из сутр Корана).

О сыне Абрахи, Йаксуме, нам известно немного. В начале 70-х гг. внук Сумайфа Ашвы, Сайф зу-Йазан, долгое время живший в Иране, сумел получить помощь от шаха Хосрова I. Для войны против Йаксума Хосров дал Сайфу сравнительно небольшой отряд (около 800 человек), отплывший в Аравию на 8 кораблях. Однако в Химьяре к нему присоединились многочисленные противники Йаксума. Около 577 г. Сайф взял Сабу и провозгласил себя царем. Он правил десять лет и все это время жестоко враждовал с эфиопами. Мы, впрочем, очень мало знаем об этом царе и даже продолжительность его правления устанавливается весьма приблизительно. В конце концов он был убит эфиопами, которые поставили у власти второго сына Абрахи, Масрука. В его царствование химьяритское государство окончательно утратило былое значение. Был потерян контроль над центральной, бедуинской, Аравией. Правители отдельных областей и городов в самом Химьяре уже не подчинялись царю. В 599 г. в Аравии вновь высадилось четырехтысячное персидское войско во главе с полководцем Вахризом. Многие химьяритские владетельные князья перешли на его сторону. Масрук потерпел поражение и был убит, после чего Химьяр превратился в персидскую провинцию.


4) Царство Киндидов

Кинда было племенем южно-арабского происхождения. В Йемене оно занимало восточную часть страны, где его центром считался город Даммун. В дальнейшем Кинда переселилось в Центральную Аравию и заняло область, принадлежавшую до этого племени Маад. Его столицей здесь стал город Гамр в юго-западной части Неджда, в двух днях пути от Мекки. Переселение это, видимо, произошло в первой трети IV в., так как до первого известного нам царя Киндидов, Худжра Акила, здесь, по свидетельству арабского историка Якуби, правило пять царей. После смерти Худжра Акила царство Киндидов было поделено между его сыновьями. Первый из них, Амр ал-Мансур, получил северную часть владений, второй, Муавийа, правил в западных областях Хадрамаута. Муавие наследовал сын Йазид. В дальнейшем, при их сыновьях и внуках, держава Киндидов еще больше дробиться.

Наивысшего могущества царство Киндидов достигло в начале VI в. при Харисе, который знаменит тем, что в 502 г. захватил Хирту – столицу восточно-арабского царства Лахмидов. Но вскоре, получив помощь от иранского шаха, Лахмиды изгнали Киндидов из своей столицы. А в 528 г. царь Лахмидов Мунзир III нанес Киндидам тяжелое поражение. Царь последних, Харис при этом был убит. Его сын Худжр вел упорную войну с племенем Асад, также закончившуюся поражением. Этому способствовала междоусобная война его братьев – Шурахбила и Саламы. В период между 540 и 547 гг. царство Киндидов совершенно распалась и вскоре было завоевано царством Лахмидов.


5) Царство Гасанидов

Царство Гасанидов располагалось в пограничных с Сирийской пустыней районах Восточной Палестины, Заиорданья и Южной Сирии, где византийские императоры с давних пор старались расселять союзные им арабские племена. До прихода племени Гасани господствующее положение здесь занимало южно-арабское племя Танухи, откочевавшее из Химьяра. Потом их сменили Салихиды. По словам Масуди, «они проникли в Сирию, обратились в христианство и были воцарены ромеями над арабами в Сирии». Владычество Салихидов продолжалось больше ста лет и закончилось с приходом племени Гасан. Свое имя оно получило от некоего колодца в Сирии, у которого пришельцы осели с разрешения Салихидов. Но потом Гасаниды отказались платить возложенную на них подать, начали с Салихидами войну и покорили их. Произошло это, видимо, в конце V в. Византии ничего не оставалось, как официально признать происшедшую перемену. В 529 г. император Юстиниан объявил Гасанида аль-Хариса ибн Джабала верховным правителем Сирии и Палестины и пожаловал ему титул патрикия. В том же году тот принял участие в подавлении восстания самарян, а позже был неизменным союзником византийцев во всех их войнах с Ираном. Не забывал он и о своих собственных интересах. Так вскоре после 545 г. Харис начал большую войну за господство в Центральной Аравии с правителем восточно-арабского Лахмидского царства Мунзиром III, продолжавшуюся до 554 г. В начале Мунзиру удалось одержать победу над войсками Хариса, но после этого Лахмиды сами потерпели несколько поражение. В 554 г. Мунзир III пал в сражении при Киннешрине, после чегого Гасаниды смогли распространить свое влияние на большую часть бедуинских племен Аравии. Еще больше они усилились при сыне Хариса, аль-Мунзире. В 570 г. он нанес новое поражение царю Лахмидов Кабусу у колодца Убаг. Но затем между Мунзиром и императором Юстином II произошла размолвка. В 574 г. Мунзир увел свои войска в пустыню, отказавшись охранять византийские границы. Этим воспользовались Лахмиды, причинившие много зла византийцам своими набегами. В 577 г. состоялось примирение, а в 578 г. Мунзир совершил неожиданное нападение на столицу Лахмидов Хирту, захватил ее и разрушил до основания. Однако прежнего доверия между союзниками уже не было. В Константинополе от Гасанидов ждали измены и старались предупредить ее. В 581 г. по приказу императора Тиберия Мунзира схватили вместе с двумя сыновьями и в оковах доставили в византийскую столицу. Его сын Нуман попытался начать с императором войну, но в 584 г. также был захвачен в плен сослан в Сицилию. Таким образом, государство Гасанидов было ликвидировано. Позже отдельные представители этого рода управляли некоторыми оазисами и владели укрепленными замками в Заиорданье. В 629 г., когда явно обнаружилась арабская угроза, царство Гасанидов было официально восстановлено императором Ираклием. Персидские источнике VII в. сообщают о принадлежавшем к роду Гасанидов Джабале, который выступал как царь всех ромейских арабов. Во время арабского завоевания Сирии и Палестины Джабала воевал на стороне византийцев и был предводителем ромейских арабов в сражении при Думат-ал-Джендале в 634 г. и при Ярмуке в 636 г. В этой битве византийцы потерпели тяжелое поражение. Джабала перешел на сторону мусульман, но ненадолго. Вскоре он опять уехал в Византию. Причина заключалась в том, что многие подданные Гасанидов, бывшие христианами, не пожелали принять ислам и предпочли переселиться в Малую Азию. Сам Джабала умер в 642 г. в Византии.


2. Пророк Мухаммад

Ислам – третья, наряду с буддизмом и христианством, мировая религия – возник в начале VII в. в среде арабов, коренных жителей Аравийского полуострова. В то время они не составляли единой нации, а были группой племен, большей частью кочевых, лишенных центрального управления и организации. Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним семитским традициям, они поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, умершим предкам. Широким почитанием пользовались богини Аллат, Узза и Манат, а также мужское божество Хубал. В центральной Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Иногда (но далеко не всегда) над этим камнем возводилось здание кубической формы – кааба (в переводе с арабского – «куб»). Крупнейшим из таких фетишей был знаменитый Черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими меньшими камнями, символизировавшими других племенных божеств и духов (всего их насчитывалось 360), этот Черный камень воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. В самом деле, несмотря на то, что каждое племя имело своего главного бога, которого и считало своим покровителем, существовал (правда в неотчетливой форме) культ верховного божества – Аллаха. В доисламской Аравии под этим именем почиталось божество, которое считали создателем мира, богом неба и дождя. Однако он воспринимался как бог далекий от людей, и не был покровителем какого-то определенного племени. Святилищ Аллаха не существовало. (Впрочем, как считают многие исследователи, «Аллах» не есть имя собственное, а является заменой запретного имени божества и образовано из нарицательного Илах (Бог) с определенным артиклем, что буквально означает «бог по преимуществу». Но вполне возможно, что аллахами назывались все племенные боги). Многие арабы были знакомы с иудаизмом, так как крупные иудейские общины веками существовали в некоторых арабских городах. Также хорошо было известно здесь христианство (короткое время оно было даже государственной религией в Йемене) и зороастризм (в конце VI в. Йемен был завоеван Ираном и превратился в его провинцию).

Такова была религиозная обстановка на полуострове, когда здесь начал свои проповеди основатель ислама пророк Мухаммад. Считается, что он родился около 570 г. в Мекке и был единственным, но, видимо, не первым ребенком купца Абдаллаха, происходившего из знатного мекканского рода бану Хашим племени курайшитов. Мать Мухаммада, Амина, происходила из рода Зухра. Абдаллах умер вскоре после рождения сына то ли на обратном пути из Газы, то ли во время торговой поездки в Йасриб. По обычаю состоятельных мекканцев мальчика отдали кормилице-бедуинке по имени Халима, у которой он прожил около пяти лет. На шестом году жизни Мухаммад лишился матери, скончавшейся в Абве на обратном пути из Йасриба, куда она ездила с сыном на могилу мужа. Сироту приютил сначала дед Абд ал-Мутталиб, а через два года, когда дед умер, – дядя Абдманаф, больше известный, как Абу Талиб. Он занимался торговлей, но большого богатства не имел, семья с четырьмя детьми жила скромно, и Мухаммад, видимо, не всегда ел досыта. Лет с 15 он начал самостоятельную жизнь: какое-то время нанимался пасти овец мекканцев, а потом, вероятно, участвовал в снаряжении караванов. Около 590 года Мухаммад участвовал в сражении близ Указа.

О том, насколько незавидно было положение Мухаммада в те годы, свидетельствует отказ Абу Талиба выдать за него свою дочь Фахиту, которую он отдал замуж в другой род. Когда же племянник стал упрекать его за это, Абу Талиб ответил: «Да, мы породнились с ним – благородный достоин благородного». Только около 595 г. в жизни Мухаммада произошел поворот к лучшему. По совету Абу Талиба он нанялся в качестве приказчика сопровождать в сирийском караване товары богатой вдовы Хадиджи бинт Хувайлид. Плата была не слишком велика – четыре молодых верблюда, но главное было не в ней. Мухаммад понравился Хадидже, она дала ему это понять, он посватался, получил согласие и стал ее мужем. Это была умная и энергичная женщина, уже дважды бывавшая замужем и имевшая от последнего брака малолетнего сына. После женитьбы Мухаммад занялся торговлей кожами. Когда Абу Талиб разорился, Мухаммад взял себе на воспитание его младшего сына Али.

Мухаммаду было около сорока лет, когда ему стали являться странные сны и видения, которые внушили ему мысль, что он есть пророк Аллаха. Мучимый этими видениями, он надолго оставлял семью и в одиночестве бродил по соседним горам. В месяц рамадан 610 г. он оказался в пустынном ущелье в горах Хила, зашел в пещеру, лег и заснул. То, что произошло с ним в эту ночь в пещере было потом разукрашено всяческими легендами. Но сам Мухаммад рассказывал об этом поворотном моменте в своей жизни очень безыскусно: «Вдруг я почувствовал во сне, что Кто-то приблизился ко мне и сказал: «Читай!» Я отвечал: «Нет!» Тогда Тот сдавил меня так, что я думал, что умираю, и повторил: «Читай!» Я опять отказался, и опять Явившийся сдавил меня, и я услышал слова: «Читай во имя Господа твоего, Который созидает – созидает человека из кровяного сгустка. Читай: Господь твой – Он милосердный – дает знать через писчую трость дает знать человеку то, чего он не знал». Когда я это прочел, явление отступило от меня, и я проснулся. И я чувствовал, что эти слова написаны в сердце моем». Через несколько дней, когда Мухаммад после долгого скитания в горах лег спать в садовой беседке и завернулся с головой в плащ, он с необычайной ясностью услышал обращенные к нему слова: «Ты, завернутый в плащ! Вставай! Проповедуй Господа твоего, прославляй Его! Одежды твои – очисти их! Нечистоты – избегай ее! Не будь добр из своего корыстия – и Господа твоего – крепко держись Его».

После этого второго откровения Мухаммад более не колебался – он признал себя посланником Божьим и принял поручение свыше – стал обличать заблуждения своих соплеменников, проповедовать им веру в Аллаха и учить их богоугодной жизни. Его ранние проповеди были близки по духу христианству. Он говорил о всемогуществе Бога, о близком конце света и о том, что спасутся лишь те, кто помогают ближним, и те, кто уверовал в Аллаха и последовал за его пророком. Мухаммад назвал их мусульманами, то есть "отдавшими себя". Сначала участниками молений Мухаммада были только члены его семьи, потом к ним присоединился Абу Бакр, богатый купец из рода Тайм, а затем еще несколько человек. Когда число мусульман достигло 30 человек, молитвенные собрания были перенесены в дом ал-Аркама. В чем же заключалась суть новой религии? Самое полное представление о ней дают речи самого пророка, записанные вскоре после его смерти и объединенные в Коран – главную священную книгу мусульман.

Прежде всего следует отметить, что все основные мифологические мотивы в учении Мухаммада в целом совпадали с библейскими. В своих проповедях Мухаммад обращался ко многим ветхозаветным сюжетам. Он говорил, что Аллах сотворил мир за шесть дней (однако седьмым днем была объявлена не еврейская суббота, а пятница), что первый человек Адам был создан из глины и явился венцом творения. Поначалу он вместе со своей женой Хаввой (созданной из его ребра) жил в раю, но потом был изгнан за то, что вопреки воле Аллаха, вкусил плодов от запретного дерева. Большую роль в дальнейшей истории человечества и его взаимоотношениям с Аллахом Мухаммад отводил пророкам. В рассказах о них было много оригинального. Хотя большинство пророков, упомянутых в Коране, отождествляются с библейскими персонажами, Мухаммад часто рассказывал о них совсем не так, как древние евреи. Вообще чувствуется, что он достаточно поверхностно знал Библию и, скорее всего, почерпнул все свои сведения об иудейской религии из устных бесед. Обращался он также к евангелическим и талмудическим сюжетам. Так очень близки к христианским были его идеи о скором конце света, о воскрешении мертвых и Страшном суде.

Впрочем, Мухаммад никогда и не настаивал на том, что открывает что-то новое. С самого начала он объявил, что Аллах, которого он проповедует, задолго до него открылся прародителю арабов и евреев Ибрахиму (Аврааму), а после него многим другим еврейским пророкам. Так Аллах говорит ему: «Мы низвели Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки, а раввины и книжники – сообразно с тем, что им дано на хранение из писания Аллаха… И отправили мы по следам их Ису (Иисуса, то есть Христа), сына Мариам (Марии), с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных…»

На страницу:
19 из 28