Полная версия
Жития святых на каждый день
Спустя два года св. мученик Конон отошел ко Господу. И плакали жители Исаврийской страны о нем. Погребли святого вместе с родителями и невестою, девство свое непорочно до конца соблюдшей. В отеческом же доме сделали церковь Христову.
В этот же день совершается память св. преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского († 1550 г.). Был он учеником прп. Корнилия Комельского. Подвизался в монастыре и был искусным иконописцем. По благословению игумена, взяв икону Успения Пресвятой Богородицы, прп. Адриан, ведомый таинственным старцем, ушел в безлюдные места для безмолвия. Придя в Пошехонский лес, на берег реки Вотхи, неизвестный старец указал ему место для пустынножительства и стал невидим. Господь отметил это место как место будущей славной обители колокольным звоном. Спустя некоторое время, после уединенных иноческих подвигов, прп. Адриан основал обитель, дабы и здесь святилось имя Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. В монастыре был введен строгий устав, запрещавший доступ в обитель женщинам. Преподобный Адриан, будучи игуменом, продолжал проводить строгую подвижническую жизнь и был во всем примером для братии.
Много скорбей пришлось претерпеть преподобному от окрестных поселян, которые по внушению диавола задумали разорить монастырь. Прп. Адриан после жестоких пыток был злодейски задушен разбойниками, напавшими на обитель. Тело преподобного было брошено в лесу. Один благочестивый священник Исидор, взяв святое тело, тайно похоронил его, а на месте погребения посадил рябину, у которой совершилось много исцелений. Нетленные мощи страстотерпца Христова были обретены 19 ноября 1625 г. и прославились многими чудесами и исцелениями.
В этот же день совершается память св. мученика Онисия († I в.), за Христа мучения и смерть принявшего.
В этот же день совершается память св. мученика Конона градаря (огородника) († III в.). Родился он в Назарете Галилейском, а жил в городе Мандоне, где занимался огородничеством. Был человеком богобоязненным, добрым, простосердечным, незлобивым. Когда игемону стало известно, что Конон христианин, его схватили и стали принуждать принести жертву идолам. Но святой остался непоколебим в исповедании веры Христовой. Тогда ему в ноги вбили железные гвозди и гнали перед колесницей игемона. Страдалец пал от изнеможения на колени и с молитвой на устах предал душу свою Христу Богу.
В этот же день совершается память св. мученицы Ираиды, за Христа мучения и смерть принявшую.
В этот же день совершается память св. мученика Евлогия. Обнищав ради Христа, он как странник обходил страну Палестинскую, поучая неверных и обращая их к вере Христовой. За отказ принести жертвы идолам св. Евлогий претерпел многие мучения, после чего был усечен мечом.
В этот же день совершается память св. преподобного Марка постника († V в.), который превзошел всех иноков постнической жизнью своей. Изучив Священное Писание, он достиг совершенства в добродетели и совершил много чудес. Отошел ко Христу ста лет от роду.
В этот же день совершается память св. преподобного Исихия постника († около 790 г.). С малых лет он был наставляем в добродетели. Из любви ко Христу прп. Исихий ушел в пустыню и подвизался в уединении. За свою святую жизнь великий подвижник Христов удостоился от Бога дара прозорливости и чудотворения: так, он запретил птицам вредить его саду, изгнал беса из отроковицы, предрек построение обители жен-постниц на месте его подвигов. Сподобился быть собеседником Ангелов, от которых он узнал и о своем преставлении за тридцать дней до смерти. Мирно почил о Господе. Мощи святого пребывают нетленны.
День шестой
(19 марта по н. ст.)
В 6-й день совершается память 42-х свв. мучеников, в Амморее в плен взятых († около 845 г.), в Сирии же за Христа мучимых и обезглавленных. По убиении святые мученики были брошены в реку Евфрат. Спустя немного времени тела их были найдены на берегу реки, причем глава каждого пристала к своему телу и все тела лежали рядом благолепно. Святых мучеников Христовых: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними погребли с честью.
В этот же день совершается память св. преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского († 1720 г.). Родился он в Москве. Был приходским священником, но жил строго, по-монашески. По заповеди Христовой, всегда искал случая сделать ближнему добро: помогал нуждающимся, заботился об обиженных, помогал добрым советом и наставлением, принимал нищих и странников, посещал заключенных в тюрьмах. По доносу был сослан в Соловецкий монастырь. Приняв монашество, стал игуменом Анзерского скита. За богоугодную жизнь св. подвижник Христов был удостоен особенных откровений от Бога. Несколько раз ему являлась Божия Матерь. О дне своей смерти прп. Иов был извещен заранее. В предсмертные минуты его келлия озарилась необыкновенным светом, в ней разлилось благоухание и слышалось пение Божественных псалмов.
В этот же день совершается память свв. преподобномучеников Конона и сына его Конона († 270–275 гг.). За отказ поклоняться идолам, преподобных жгли огнем и возливали кипящее масло на их тела. Они же оставались невредимыми. Их опускали в медный котел, наполненный кипящим оловом, серою и смолою. Преподобные же молились Богу, да остудит это страшное разжжение. И послал Иисус Ангела Своего, который небесной росою остудил огонь под котлом. После этого преподобномучеников повесили на дерево и подкуряли смрадным дымом. Мучитель в великой ярости, не зная, как победить святых, повелел распилить их деревянной пилой. Страдальцы попросили время для молитвы и так молились Богу: «Владыко Всесильный, Творче неба и земли, Царю царствующих и Господь господствующих, благодарим Тя, что сподобил пострадать нам за имя Твое святое. Даждь мир Церкви Твоей и умножь род христианский». Святые преподобномученики, осенив себя крестным знамением, предали души свои в руки Божии. Тотчас произошло великое землетрясение; идольские храмы пали, и все идолы в городе сокрушились. Мучитель со страхом бежал. Братия же монастыря с честью погребли тела святых Христовых преподобномучеников.
В этот же день совершается память св. преподобного Аркадия Кипрского († около 361 г.). Он подвизался на острове Кипре. С юных лет возлюбил Христа и посвятил себя иноческим подвигам; был наставником своих учеников – святых мучеников Кипрских Иулиана врача и Еввула, пострадавших за Христа при императоре Юлиане Отступнике. Предав погребению тела честных мучеников, прп. Аркадий вскоре и сам мирно отошел ко Христу Богу.
День седьмой
(20 марта по н. ст.)
В 7-й день совершается память свв. священномучеников, в Херсонесе в различные времена епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Евферия, Елпидия и Агафодора († IV в.).
Святые Ефрем и Василий проповедовали Евангелие в Тавро-Скифской стране и в Херсонесе. Святой Ефрем, проповедуя скифам на Дунае, многих привел ко Христу и там же принял мученический венец, быв усечен мечом.
Святой Василий, обличая в Херсонесе неверных, подвиг их на гнев. Его изгнали из града и сильно избили. В это время у князя херсонесского умер единственный сын, и все рыдали о нем. Сын же явился родителям и сказал: «Эллинские боги не могут вам помочь, а просите странника Василия, которого вы изгнали, ибо он проповедует истинного Бога Всесильного, Который имеет власть над живыми и мертвыми». Родители нашли Василия и просили его воскресить их сына. Святой пошел ко гробу и стал молиться, затем возлил святую воду на мертвого, призвал Отца, Сына и Святого Духа – и мертвый ожил, воскрес. Страх и ужас овладели всеми бывшими там, а родителями – радость неизреченная. С честью ввели св. Василия в город. Князь со всем домом своим, а также многие из народа крестились. И начала возрастать Церковь Христова в Херсонесе.
Иудеи же, собравши эллинов, схватили Василия и побили его камнями. Так принял святой мученическую кончину. Тело его было оставлено на съедение псам и птицам. Но Христос повелел волку отгонять от тела св. мученика псов, а орлу парить над телом, не подпуская птиц.
В Херсонесе пострадали еще три епископа: Евгений, Елпидий и Агафодор, трудившиеся в благовестии Христовом. От их проповеди число верных день ото дня увеличивалось.
Несколько лет спустя царь Константин Великий повелел в Херсонесе не обижать христиан. Епископ Еферий многих привел к вере во Христа Бога. Епископ Капитон явил силу Христову: вошел в огонь и, простоявши больше часа в великом жару вышел из пламени, не получив никакого вреда. «Един Бог, – взывал народ, – Бог христианский, великий и сильный, сохранивший раба Своего не опаленным в печи!» И весь город Херсонес и вся страна та приняли веру Христову. Об этом чуде доложили царю Константину, и на I Вселенском Соборе в Никее все прославляли Христа и Его епископа Капитона.
В этот же день совершается память св. преподобного отца Павла исповедника, епископа Прусиадского († IX в.). Был епископом в городе Прусиаде (в Малой Азии) в то время, когда против веры Христовой неистовствовали иконоборцы. Ревностно выступив в защиту христианских святынь словом Священного Писания, прп. Павел подвергся преследованиям и гонениям. Среди таких доблестных подвигов святой воин Христов и предал свою душу Господу.
В этот же день совершается память св. преподобного Емилиана Италийского. Емилиан, живя в монастыре, много молился и постился, сокрушая крепость своего тела, пребывал в чистоте и в ночном молитвенном подвиге. И был глас Божий, что отпущены ему все грехи от юности.
День восьмой
(21 марта по н. ст.)
В 8-й день совершается память св. преподобного отца Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского († 842–845 гг.). Жил он во время иконоборческой ереси в царствование Константина VI и матери его Ирины. VII Вселенский Собор, бывший в Никее в 787 году, осудил иконоборческую ересь.
Будучи епископом в Никомидии, прп. Феофилакт во всем поступал по заповедям Христовым: проявлял попечение о сиротах и вдовицах, строил храмы Божии, больницы и страннопитательницы, творил милостыню, сам служил хромым, слепым и немощным. При богомерзком царе Льве Армянине ересь иконоборчества вспыхнула с новой силой. Феофилакт вместе с другими верными епископами увещевали нечестивого царя прекратить гонения и полюбить Церковь Христову. Но царь не вразумлялся. Преисполнившись ярости, он осудил правоверных епископов на заточение. Преподобный Феофилакт был сослан в город Стровул. Там святитель провел в утеснении и скорбях около тридцати лет и преставился ко Господу.
Как и предсказывал прп. Феофилакт, злочестивый царь был убит своими же воинами. Иконоборчество потерпело поражение. Царица Феодора с сыном своим утвердила иконопочитание. Тело блаженного Феофилакта с почестями было перенесено в Никомидию.
В этот же день совершается память свв. преподобных Лазаря († 1391 г.) и Афанасия († XV в.) Мурманских, Олонецких. Преподобный Лазарь родом был грек, константинопольский инок. Он прибыл в Новгород для описания его святынь и остался в нем. По повелению Божию, прп. Лазарь отправился с проповедью Христовой на Онегу к лопарям. Много скорбей, биений, ран и досад претерпел он от них, но Господь хранил его. Однажды он услышал голос от иконы Божией Матери: «Неверные люди будут верными, будет единая Церковь и единое стадо Христово». С того времени святой все свое упование возложил на Христа Бога и Его Пречистую Матерь. Как-то к прп. Лазарю пришел старейшина лопарей и просил исцелить слепорожденного ребенка. Преподобный, помолившись, приложил дитя к образу Христа Владыки, и ребенок прозрел. Впоследствии этот старейшина стал монахом и сыновья его крестились. Видя незлобие и высокий подвиг служителя Христова, и другие жители стали принимать Крещение, а некоторые оставались жить с Лазарем и принимали постриг. Так образовался монастырь, в котором преподобный был настоятелем до самой кончины, последовавшей в глубокой старости.
Святой преподобный Афанасий подвизался в первой половине XV века в обители прп. Лазаря Мурманского. После кончины тело его было положено в особой часовне. В обители подвижник почитался наравне с прп. Лазарем.
В этот же день совершается память св. Ерма, апостола от 70-ти († I в.). Римский гражданин, но по происхождению грек, он был епископом в Филиппополе Фракийском. Много потрудился в распространении веры Христовой. Мученически пострадал за Христа Бога.
В этот же день совершается память св. священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского († 361–363 гг.). Пресвитер Феодорит служил в соборной церкви в Антиохии Сирийской. Жил он в посте, молитве, милостыне, имея великое попечение о спасении душ человеческих.
Царь Юлиан Отступник предпринял гонение на Церковь Христову. Начальствующих, духовного сана христиан и сановников из мирян он захватывал, мучил и убивал, отнимал у христиан храмы Божии и обращал в капища идолов, разграблял всякое достояние церковное. В это лютое время была опустошена и антиохийская соборная церковь, а пресвитер Феодорит был схвачен и отведен на мучения.
Святого повесили на древе и когтями железными строгали по всему его телу. Кровь текла потоком, но радостью светилось лицо святого, как будто не испытывал он никакой боли. Мучитель требовал принести жертву идолам и бесам. Святой же отвечал: «Ты, окаянный царь, оставил Христа и прилепился к антихристу и будешь гореть огнем вечным». Мучитель повелел двумя свечами опалять ребра святого. Страдалец же молился Христу – и тотчас двое слуг, опалявших его, упали на землю как мертвые. Они взывали к мучителю: «Ты нечестив и ослеплен душою и не видишь, как четыре Ангела защищают страдальца и беседуют с ним и нам запретили прикасаться к его святому телу. Знай, как велик Бог христианский, и мы в Него ныне веруем». Разгневанный мучитель повелел бросить слуг в глубину морскую. Святой Феодорит укреплял их, говоря: «Пойдите, чада моя, в путь блаженный, и я последую за вами и порадуюсь с вами в Царствии Небесном». И скончались слуги от потопления, стяжав мученический венец от Христа, в Которого уверовали. Святой Феодорит, исполненный пророческого дара, предрек князю Юлиану, дяде царя Юлиана: «Ты, злочестивый и окаянный, будешь наказан. Через несколько дней душа твоя будет извержена из тебя и предана огню вечному. Также беззаконный твой царь скоро в Персидской земле погибнет, пораженный невидимой рукой, и ввергнут будет в геенну огненную». Не терпя таких слов, мучитель повелел обезглавить святого. Верные похоронили тело его с честью.
И сбылось пророчество св. Феодорита: оба Юлиана, дядя и племянник, вскоре погибли.
У Юлиана, дяди царева, убившего св. Феодорита, в теле появились черви, и болезнь его день ото дня умножалась. Черви грызли его за то, что он осквернил престол в церкви и сидел на священных сосудах. Самые искусные врачи не могли ему помочь. Черви поедали плоть его, и окаянный изверг душу. И друг его Филикс, который грабил церковные сокровища, так же был наказан: кровь текла потоком из уст его и днем и ночью. Царь Юлиан Отступник погиб в Персии, как и предсказал св. Феодорит.
В этот же день совершается память св. преподобного Дометия († 363 г.). Был он родом из Персии. Еще в молодости был обращен в христианство неким Уаром. В Низибии (Месопотамия) принял он Святое Крещение и иноческий постриг в одном из монастырей. Желая больших подвигов, он поселился в пещере в горах за Евфратом. Здесь он проводил время в посте и молитве Иисусовой, «житие непорочное и ангельское показуя». Окрестные жители стали приходить к прп. Дометию за исцелениями и помощью; многих язычников преподобный обратил к вере во Христа. По повелению Юлиана Отступника подвижник Христов был побит камнями.
День девятый
(22 марта по н. ст.)
В 9-й день совершается память свв. 40 мучеников Севастийских, в Армении мучимых († около 320 г.) В царство Ликиния нечестивого было великое гонение на христиан. Все верные принуждаемы были приносить жертвы идолам.
В армянском городе Севастии воинским начальником тогда был Агриколай, человек свирепый и ревностный служитель идолов. Он требовал, чтобы все христиане приносили жертву бесам. В полку Агриколаевом были воины числом сорок, благочестно веровавшие во Христа. Знали они Священное Писание. Воевода нечестивый, узнав о воинах-христианах, повелел привести их к себе. Этот служитель сатаны стал принуждать их поклониться идолам: или принесите жертву богам, или будете преданы на мучения. Воины исповедали веру в Сына Божия, и их отвели в темницу. Там они молились и пели псалом «Живый в помощи Вышняго…». В полуночи явился им Сам Господь Иисус Христос, сказав: «Добро есть начаток благого изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет». Услышав голос Христа, святые воины ужаснулись, вкупе и возрадовались и провели ту ночь бодрствуя.
Утром воевода стал угрожать воинам. Они же отвечали: «Свирепый, бесчеловечный человече рода нашего, во тьме заблуждения ты, звериный нрав у тебя». Приведенный в ярость воевода повелел наложить оковы на святых и заключить их в темницу. Святые в темнице поучались в Слове Божием и молились.
Спустя семь дней прибыл в ту страну князь Лисий и повелел привести воинов на суд. Воинов судили князь Лисий, воевода Агриколай. Весь народ собрался на сие зрелище. «Принесите жертвы богам и примите дары и честь, если нет – будете отданы на муки», – говорили мучители. Видя непоколебимую веру воинов Христовых, князь Лисий велел бросать в них камни. Но когда слуги стали бросать камни, то побивали камнями друг друга, а не мучеников. В ярости князь сам бросил камень, а этот камень ударил воеводу в лицо и сокрушил уста его.
Святые взывали: «Идолослужители диавола и ты, князь Агриколай, мы единого Бога почитаем и Христа Иисуса Сына Его и Святого Духа».
Князь повелел опять отвести их в темницу. Святые же пели псалмы. Вновь им явился Христос, сказав: «Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. Дерзайте и не бойтесь мук маловременных, скоро бо прейдут, мало потерпите, да венцы приимете».
Мучители приказали связанных мучеников вести к озеру близ города Севастии. Была тогда зима, дул сильный ветер при крепком морозе. Святых воинов обнаженных поставили среди озера на всю ночь, а для наблюдения за ними была приставлена стража темничная. Для обольщения страстотерпцев на берегу устроили теплую баню, манившую к себе теплом. От сильного мороза тела святых леденели. Один из них изнемог и побежал к бане; но едва он вступил на порог, как тут же пал мертвым. Оставшиеся же в озере призывали Бога, да укрепит их. «Услыши нас, Господи, да не потопит нас буря водная», – взывали святые воины.
В третьем часу ночи вокруг святых мучеников заблистал свет, который рассеял холод, растопил лед и согрел воду. Воины, которые стерегли мучеников, спали – не спал только один страж темничный. Он слышал, как мученики молятся Богу, и видел, что при столь большом морозе стоящие в озере еще живы. Увидев чудный свет, он взглянул вверх и узрел на небе пресветлые венцы, числом тридцать девять, сходящие на главы святых, сорокового же венца не было. И понял он, что бежавший в баню лишился венца, и возжелал сам его получить. Разбудив стражу, он сбросил с себя одежду и прыгнул в озеро, восклицая: «И аз христианин есмь». Став посреди святых мучеников, он воззвал к Богу: «Господи Боже, в Тебя верую, в Негоже и сии вероваша, причти мя к числу их и сподоби меня пострадати с рабы Твоими». Так восполнился сорокачисленный лик святых мучеников. Было же имя того стража Аглаий.
Диавол, видя себя побежденным и посрамленным, рыдал, взывая: «Побежден ныне, всем смех и поношение. Остается мне только сердца князей совратить». Святые же пели псалом «Спаси мя, Господи…»
Утром мучители, обретя святых мучеников живыми, очень удивлялись. Еще больше они удивились, когда узрели в числе мучеников стража темничного.
Святых страстотерпцев подвергли новому истязанию – перебили им голени молотами. И так избиваемые мученики предали души свои Христу Богу. Мучители собрали много дров и хвороста, возложили на них тела мученические и зажгли. Останки святых мощей ввергли в озеро.
По прошествии трех дней святые мученики явились епископу города Севастии и сказали ему: «Приди ночью и изнеси нас из озера».
Блаженный епископ с клиром и множеством христиан ночью пришел на берег озера. И все увидели, что кости святых сияли в воде, как звезды. Собрав все кости до единой, епископ положил их в честном месте.
Так пострадали за Христа и от Него увенчанные, яко светила, в мире сияют сорок воинов Севастийских. Они Богу веровали, Христа исповедали и Духа Святого славяще, прославили Святую Троицу. Имена святых сорока мучеников таковы: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илйй, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.
В этот же день совершается память св. мученика Урпасиана († около 295 г.). Жил он в Никомидии и был одним из сановников императора Максимиана Галерия. Не дорожа своим саном, сложил он с себя все знаки отличия и объявил себя христианином. Максимиан долго истязал его, и наконец св. мученика медленно сожгли в железной клетке, пока все тело его не искапало каплями на землю и, растаяв, как воск, не смешалось с прахом земным, а кости его не испепелились, как пыль. Святая душа мученика в образе яркой звезды вознеслась к Богу. Свирепый мучитель приказал тщательно собрать землю, на которую искапало тело мученика Христова, и высыпать в море.
В этот же день совершается память св. Кесария, брата святителя Григория Богослова († около 369 г.). Получив блестящее образование в Александрии, св. Кесарий был врачом при Константинопольском дворе. Во время землетрясения в Никее он чудесно был спасен под развалинами. Потрясенный этим событием, св. Кесарий оставил мир и посвятил себя на служение Христу Богу. Но вскоре после Крещения он заболел и скончался.
В этот же день совершается память св. праведного Тарасия Ликаонийского. Усердно послужив Христу Богу, он в мире скончался.
День десятый
(23 марта по н. ст.)
В 10-й день совершается память свв. мучеников Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и свв. мучениц Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих († 258 г.).
Во время жестокого гонения на христиан нечестивыми царями и князьями исповедники Христовы подвергались ужасным мучениям и смерти. Многие, спасаясь от идолопоклонников, покидали города, дома, имения и бежали в пустыни, в горы.
Игемон Иасон ввергал христиан в темницу. Вместе со многими христианами были отправлены в темницу и святые Кодрат, Киприан, Дионисий, Анект, Павел и Крискент. Спустя некоторое время игемон велел привести христиан на допрос.
Кодрата мучитель приказал бить без сожаления палкой. Святой мученик мужественно переносил побои. Святого Кодрата повесили вниз головой и стали терзать тело его железными когтями и опалять огнем.
Игемон в ярости приказал Киприана, Дионисия, Анекта, Павла и Крискента мучить, как и Кодрата, – бить, строгать и палить огнем. Наконец, будучи посрамлен и побежден ими, он осудил их на усечение мечом. К месту казни святых за ноги влачили через весь город. И там, вне града, святые мученики, помолившись Христу Богу, преклонили под меч свои честные главы. На том месте, где отсекли их главы и земля обагрилась их кровью, появился чистый источник воды – коринфскому граду в воспоминание о святых мучениках. По убиении святых мучеников Кодрата, Киприана, Дионисия, Анекта, Павла и Крискента были замучены и прочие захваченные христиане. Дионисий другой был заколот ножом. Викторин, Виктор и Никифор были положены в каменную ступу и в ней истолчены. Клавдий скончался после отсечения рук и ног. Диодор сам бросился в уготованный для него костер и в нем, как в чертоге светлом, почил с миром. Серафиону отсекли главу. Папий был ввержен в море. Леонид, многие лютые муки претерпев, также был потоплен в море. Еще и жены святые, имевшие в сердцах своих поучение Кодрата святого, подражающе ему, на муки за Христа решились: Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Гали, Галина, Феодора и иные многие мужи и жены, иные мечами посечены, иные в водах потоплены, иные другими мучениями убиты, иные пришли ко Христу и вместе со св. Кодратом, предводителем и учителем своим, причтены к мученическому лику и приняли венцы победные от десницы Христа Бога, Ему же слава во веки веков.