bannerbanner
Жития святых на каждый день
Жития святых на каждый день

Полная версия

Жития святых на каждый день

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

В этот же день совершается память свв. мучеников Ионы и Варахисия († около 330 г.). Были родом из Персии. За исповедание своей веры во Христа и отказ поклониться солнцу, огню и воде святые мученики были подвергнуты жестоким истязаниям, после которых предали дух свой в руки Божии.


В этот же день совершается память св. мученика Бояна, князя Болгарского († около 830 г.). Молодой князь Боян о вере христианской слышал от крещеного славянина Киннамона, которого язычники заключили в темницу. Увидев до крайности истощенного Киннамона, князь Боян спросил его: «За что же ты так страдал?» Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний христианин объяснил Бояну пагубу языческой жизни. «Без Иисуса Христа нет света для ума, нет жизни для души, – увещевал Киннамон. – Он примирил правду Божию Своей смертью с виновным человечеством». Князь Боян с радостью принял Святое Крещение и стал посвящать жизнь молитве, богомыслию и посту. Маломир, брат Бояна, потребовал от него отказаться от Христа. «Чту Христа Бога моего и умру за Него», – смело отвечал Боян. Тогда князь-язычник осудил брата-христианина на смерть. Исповедник, идя к месту смерти, исполнился духа пророческого. «Вера Христова, – говорил он всем, – за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей земле Болгарской. На всяком месте поставлено будет знамение Креста, а идолы и жертвенники языческие исчезнут. Жаль, что мой брат Маломир скоро потеряет жизнь». Предсказание исполнилось, и прежде всего над братом: Маломир вскоре неожиданно умер. Святой мученик Христов князь Боян скончался от удара меча.

День двадцать девятый

(11 апреля по н. ст.)

В 29-й день совершается память св. преподобного мученика Марка, епископа Арефусийского, св. мученика Кирилла диакона и иных многих († около 364 г.). В царствование Константина Великого прп. Марк разрушил идольское капище и многих людей отвратил от языческого заблуждения как назидательными беседами, так и примером непорочной жизни.

Вступив на престол, Юлиан Отступник начал преследовать христиан и возрождать язычество. Епископ Марк, узнав о том, что язычники в поисках его истязают многих людей, добровольно явился и предал себя на мучения. Среди поношений и издевательств святой был проведен через весь город. Ему рвали волосы, терзали тело, волочили по дороге, погружали в болотную жижу, подвешивали связанного и резали ножами. Гонители изобретали все новые и новые муки: сжимали в тисках старцу ноги, крепкими льняными нитями обрезали уши и, наконец, намазав тело преподобного медом и жиром, в жаркий полдень подвесили его в корзине на добычу осам и пчелам. Но прп. Марк словно не замечал боли.

Даже епарх-язычник не смог вынести зрелища его страданий и смело сказал: «Царь! Не стыдно ли нам пред всеми христианами, что не могли мы победить даже одного старца?» Так мужество христиан победило идолопоклонников. Арефусяне, видя несокрушимую твердость святителя, сделались кроткими и выпустили его на свободу. Многие из них обратились ко Христу.

Диакон Кирилл в царствование Константина Великого уничтожил много идолов в городе Илиополе. За это он был убит при Юлиане Отступнике. Язычники рассекли его тело и, как дикие звери, кусали его. За это Господь покарал их: у них выпали зубы, сгнили языки и ослепли очи.

В это же время в палестинских городах Аскалоне и Газе язычники замучили многих христиан – священников, а также жен и дев, посвятивших себя Богу. Мучители рассекали их тела, обсыпали ячменем и бросали на растерзание свиньям. Мученики же Христовы стяжали победные венцы в Царствии Небесном.


В этот же день совершается память св. преподобного отца Иоанна пустынника († IV в.), подвизавшегося десять лет в пустом колодце. Постом и молитвой святой изгнал обитавших в колодце змей, скорпионов и гадов. Совершив разные иноческие подвиги и угодив Христу Богу, мирно скончался. По смерти Господь прославил Своего угодника чудесами.


В этот же день совершается память свт. Евстафия исповедника, епископа Вифинийского († IX в.), за Христа и святые иконы от иконоборцев много пострадавшего и в изгнании скончавшегося.


В этот же день совершается память свв. преподобных Марка († XV в.) и Ионы († 1480 г.) Псково-Печерских. Преподобный Марк, подвизавшийся Христа ради в природной пещере близ ручья-каменца, был первым подвижником и старцем Псково-Печерского монастыря.

Преподобный Иона (до пострига монашеского священник Иоанн) подвизался в пещере прп. Марка, где собственноручно ископал келлии и церковь в честь Успения Божией Матери. При освящении храма перед храмовой иконой исцелилась слепая. Усердно послужив Христу Богу, прп. Иона мирно почил. Мощи его почивают в Псково-Печерском монастыре.

День тридцатый

(12 апреля по н. ст.)

В 30-й день совершается память св. преподобного Иоанна Лествичника († 649 г.). Был он сыном знатного константинопольского вельможи. Оставил мир в шестнадцать лет и пришел в Синайский монастырь, где принял иноческий постриг. Возлюбив смирение, кротость и послушание, Иоанн скоро преуспевал в монашеском делании. Радостью его жизни была непрестанная молитва и пламенная любовь ко Христу Богу. В пустыне Фола он провел отшельником сорок лет в неустанных подвигах поста и молитвы, в богомыслии и созерцании.

Скрывая свои подвиги от людей, прп. Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места его подвигов, и к нему приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения.

Братией прп. Иоанн был избран игуменом Синайской горы. Господь Иисус Христос наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Преподобный Иоанн написал замечательный аскетический труд «Лествица» (ее же ради и сам прозван был Лествичником) – сочинение, отражающее путь постепенного восхождения к нравственному совершенству. Через четыре года святой оставил настоятельство и возвратился к уединению и безмолвию. Мирно почил о Господе на восьмидесятом году жизни.


В этот же день совершается память святителя Софрония, епископа Иркутского († 1771 г.). Родился он в Малороссии. В ночь монашеского пострига святой слышал в храме голос, предвозвещавший его святительское служение. Через несколько лет свт. Софроний был рукоположен в епископа Иркутского.

Много внимания и трудов уделял святитель правильному совершению богослужений и таинств, воспитанию и обучению детей, просвещению верой Христовой язычников; заботился об устройстве быта малых народов, развитии в местном населении оседлости и культуры, предлагая им для поселения монастырские земли и всячески стараясь изолировать их от влияния язычества.

В домашнем быту святитель был чрезвычайно прост: пищу употреблял в малом количестве и самую простую, часто служил, большую часть ночи молился и спал на полу.

Скончался святитель Христов на второй день Пасхи. Тело его более шести месяцев находилось в приделе кафедрального собора нетленным, а потом было предано земле.


В этот же день совершается память св. пророка Иоада († X в. до Р. Х.). Был послан Господом из Иудеи в Вефиль обличить израильского царя Иеровоама за то, что он совратил свой народ в идолопоклонство. При этом Господь заповедал пророку не есть там хлеба и не пить воды и немедленно возвратиться назад (см.: 3 Цар. 13, 9). Пророк Иоад явился к Иеровоаму и предсказал ему от Господа гибель. Но, возвращаясь обратно, пророк ослушался заповеди, данной ему Господом, и вкусил пищи, предложенной ему лжепророком Емве. За это прор. Иоад был умерщвлен львом, но тело его осталось нетронутым и было погребено вблизи жилища соблазнившего его лжепророка.


В этот же день совершается память св. Еввулы, матери св. великомученика Пантелеймона († около 303 г.). Она тайно от мужа, который был язычником, воспитывала отрока в христианской вере, глубоко укоренив в сердце сына любовь к праведной жизни и добрым делам. Святая Еввула скончалась ранее мучений своего сына.


В этот же день совершается память св. преподобного Зосимы, епископа Сиракузского († около 662 г.). Был он с детства отдан в монастырь. После тридцати лет подвижничества избран игуменом монастыря, а впоследствии епископом Сиракузским.

Преподобный Зосима был очень милостивым. Потрудившись во славу Христа Бога, мирно почил. От его гробницы источались чудеса.

День тридцать первый

(13 апреля по н. ст.)

В 31-й день совершается память св. священномученика Ипатия, епископа Гангрского († около 326 г.). Был он епископом города Гангры в Пафлагонии, в Малой Азии. Принимал участие в I Вселенском Соборе, собранном в 325 году в Никее против арианской ереси. За богоугодную жизнь св. Ипатий получил от Христа Бога великий дар чудотворений: он изгонял бесов и исцелял недуги. В одном селении он претворил источник горькой воды в пригодный для питья, а в другом месте извел источник теплой воды, имеющий целебные свойства. В Константинополе святой своей молитвой Христу умертвил огромного змея, употребив силу святительского жезла. Когда в 326 году св. Ипатий возвращался из Константинополя в свой город, на него напали раскольники. Изранив мечами и кольями, они бросили его в болото. По смерти мощи св. священномученика Ипатия прославились чудотворениями, в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней.


В тот же день память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца († 1461 г.). Он был родом из Солигалича, который находится недалеко от Казанской земли. В двенадцатилетнем возрасте он принимает монашество в одном из монастырей.

За добродетельную жизнь свт. Иона был поставлен епископом Рязанским и Муромским. Он обратил ко Христу и крестил многих неверных.

Как муж добродетельный и святой, св. Иона был единодушно избран на великий престол Российской митрополии. Когда новоизбранный митрополит отправился к патриарху Иосифу в Константинополь, чтобы принять постановление на митрополию, то оказалось, что незадолго до этого зломудренный Исидор уже принял посвящение на митрополию Российскую. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский Собор (1438 г.), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора как вероотступника.

На Всероссийскую митрополию был избран опять свт. Иона. Он был первым митрополитом, посвященным архиереями российскими, по благословению от апостольского Константинопольского престола.

Вступив на престол Российской митрополии, святитель Христов еще более усилил свои подвиги, прилагая труды к трудам и заботясь о том, чтобы повсюду утверждать христианское благочестие. Во время осады Москвы в 1451 году свт. Иона совершил крестный ход по стенам Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана. Святитель Иона сподобился получить от Христа Бога дар чудотворения: исцелять недуги и предсказывать будущее.

Получив извещение о своей кончине, он мирно почил о Господе. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. Нетленные мощи свт. Ионы пребывают в Успенском соборе Кремля.

Церковное предание говорит, что во время Отечественной войны 1812 года страшное видение у гробницы свт. Ионы ужаснуло французов: чудотворец был обретен с поднятой, как бы грозящей рукой. Поэтому его серебряная рака и подсвечник при ней остались неприкосновенными, тогда как все остальные ценности были похищены французами.


В этот же день совершается память св. преподобного Аполлония, пустынника Египетского († IV в.), который сорок лет подвизался Христа ради в Фиваидской пустыне в великих подвигах и сподобился такой благодати, что слышал голос Божий. Внимая этому голосу, преподобный переселился в ближайшую пустыню, где основал иноческую обитель со строгим уставом. Достигнув глубокой старости, прп. Аполлоний мирно отошел ко Христу.


В этот же день совершается память свв. священномучеников Авды, епископа Персидского, и Вениамина диакона († между 418 и 424 гг.), в царствование Феодосия Младшего в Персии за Христа пострадавших.


В этот же день совершается память св. преподобного Ипатия, игумена Руфианского († около 446 г.). В восемнадцать лет он ушел в монастырь и предался подвигам монашеской жизни. Вскоре стал известен своими добродетелями. За свою богоугодную жизнь удостоился получить от Христа Бога дар чудотворений и совершил множество чудесных исцелений. Врачевал бесноватых, слепых, иссохших, страждущих водяной болезнью. «Жены кровоточивыя и безчадныя не мало чадородны показа, и оны суха сосцы имущия, и безкормны, млеко точити сотвори». Много раз молитвою он пополнял воду, хлеб и другую пишу, умножая их в нужное время, прогонял всякие недуги от людей и скота. Преподобный Ипатий прожил восемьдесят лет и мирно отошел ко Христу.


В этот же день совершается память святителя Иннокентия, митрополита Московского († 1879 г.), просветителя Сибири и Америки. Родился он в селе Амгинском Иркутской епархии. Был священником. Отправился с проповедью Христовой на Алеутские острова, где трудился шестнадцать лет, неся апостольские труды и претерпевая всякие лишения. Им были крещены тысячи людей, переведены на алеутский язык Евангелие, Катехизис и несколько богослужебных книг.

Став епископом Камчатским и Алеутским, еще двадцать восемь лет трудился на огромных просторах Камчатки и Восточной Сибири, Амурского и Уссурийского краев. При его участии сделаны переводы Евангелия и других Священных книг на якутский и тунгусский языки. Замечательный проповедник Христов, свт. Иннокентий говорил: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих». Будучи митрополитом Московским и Коломенским, руководил миссионерским обществом.

Так святитель Христов «подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил» и мирно почил о Господе. Его святые мощи почивают в Троице-Серги-евой Лавре.


В этот же день совершается память св. преподобного Ипатия целебника, Печерского († XIV в.), в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской Лавры почивающего. Из любви ко Христу принял монашество и подвизался в Киево-Печерской обители. Послушание его было ходить за больными. Проводил строгую подвижническую жизнь и удостоился от Христа Бога благодатного дара исцелять болезни.

Апрель

День первый

(14 апреля по н. ст.)

В 1-й день совершается память св. преподобной Марии Египетской († 522 г.). Родилась она в Египте и в двенадцать лет, оставив дом и родителей, ушла в Александрию, где семнадцать лет неудержимо предавалась сладострастию. На тридцатом году жизни, для большего разнообразия и удовлетворения страстей своих, она с толпой паломников, отправлявшихся на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, отплыла на корабле из Александрии в Иерусалим. Когда наступил праздник Воздвижения, то вместе с народом пошла и она в храм Воскресения Христова, влекомая туда любопытством.

Несколько раз пыталась Мария переступить порог церковный, но какая-то невидимая сила возбраняла ей вход в храм. Потрясенная стыдом и скорбью, остановилась она в преддверии храма, не понимая, почему не может войти. Наконец коснулась ее сердца искра спасительной благодати Христовой, и уразумела она, что беззаконная жизнь и множество грехов не допускают ее, нечистую, приблизиться к Святейшему и Чистейшему Древу Креста Господня. Глубокое раскаяние овладело Марией, с рыданием и в сокрушении сердца исповедовала она грехи свои и молилась Пресвятой Богородице, признавая себя нечистой и недостойной, прося помощи и дозволения поклониться Божественному Кресту и обещая ради покаяния и очищения от прежних скверн отречься от мира. После таковой пламенной покаянной молитвы Мария смогла войти во храм, ибо сила, раньше препятствующая ей, теперь расчищала ей путь среди множества паломников. Тогда преподобная познала тайны Божии и увидела, как принимает покаяние Господь. Преподобная Мария просила Богоматерь наставить ее на путь спасения и получила ответ свыше. Таинственный голос повелел ей идти за Иордан и проводить жизнь в пустыне Аравийской. Сорок семь лет пробыла там преподобная, перенося голод и жажду, зной, холод, болезни, день и ночь оплакивая грехи свои. Много пришлось ей претерпеть искушений, особенно в первые семнадцать лет пустынной жизни. Как лютые звери, нападали на нее безумные страсти и похоти; соблазнительные воспоминания, страстные образы и преступные желания волновали кровь, заставляли повергаться ниц, по целым дням и ночам лежать неподвижно, обливаясь слезами.

Но всякий раз, когда душа ее изнемогала под бременем этих искушений, она призывала Пречистую Владычицу Богородицу и от Нее получала утешение в скорбях и новые силы к продолжению великого подвига покаяния. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, она видела отовсюду сиявший свет, и вместо бури ее обступала великая тишина.

После многолетней борьбы с греховными вожделениями с помощью Богоматери, Которой Мария дала обет покаяния, она обрела благодатный мир и покой душевный. Со времени перехода через Иордан она не видела ни человека, ни зверя, ни животного. И по книгам никогда не училась, не слыхала даже никогда читающего их, но само Слово Божие учило ее всякому разуму, так что она знала все Священное Писание. За суровые покаянные подвиги Бог очистил прп. Марию, освятил и даровал ей великую благодать, так что она переходила Иордан как по суху, при молитве поднималась над землей и прозорливой душой своей видела тайны сокровенные; благодать питала ее, грела и сохраняла.

Когда старец Зосима, которому Христос Бог открыл подвиг прп. Марии, восхотел предать земле переселившуюся в Небесное Царство святую, неожиданно пришел из пустыни лев и передними лапами вырыл яму для угодницы Божией, и силой Христовой переменивши свой лютый нрав на кротость, тихо ушел обратно.

Великий подвиг прп. Марии Египетской служит образцом покаяния для всех народов земли, и из жития ее мы научаемся веровать, что Господь Иисус Христос прощает и великих грешников – всех, кто обращается к Нему от всего сердца.


В этот же день совершается память св. преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца († 1404 г.). Родился в Нижнем Новгороде от благочестивых родителей, которые дали сыну своему христианское воспитание и надлежащее образование. С раннего детства в нем проявилась исключительная любовь ко Христу Богу и стремление к подвигам благочестия, так что в юном возрасте святой удалился в монастырь и проводил дни в трудах монастырских, а ночью молился в пещере, сурово постился, носил вериги и своими подвигами приводил в удивление всю братию. Позже святой стал настоятелем монастыря, число иноков в котором достигало трехсот, и в течение пятидесяти двух лет управлял им; сам был образцом для всех и всегда ревностно заботился о духовном преуспеянии своей братии. Вместе с этим, пламенея христианской любовью к ближним, он принимал странников, выкупал должников, исцелял молитвой больных. За свою высокоподвижническую жизнь прп. Евфимий удостоился при совершении Литургии ангельского сослужения. Достигнув старости, на восемьдесят восьмом году жизни прп. Евфимий преставился ко Господу Иисусу Христу. Когда спустя столетие после его кончины были обретены нетленные мощи преподобного, лицо его было светлое, а ризы – как вчера надетые.


В этот же день совершается память св. мученика Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца († 1229 г.). По происхождению был волжским болгарином и занимался торговлей. Встречи с христианскими купцами познакомили его с православной верой, и это привело Авраамия, горячо полюбившего Христа, к обращению в христианство. В 1229 году он прибыл с товаром в столицу Болгарии Болгар Великий, где святого принуждали отречься от Христа, но он твердо исповедал свою веру и приговорен к усечению мечом. При гробе св. мученика совершалось много чудес и знамений.


В этот же день совершается память св. преподобного Геронтия Печерского († XIV в.), в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской Лавры почивающего. Он исполнял в Киево-Печерской обители послушание канонарха (монастырского регента), благоугодил Христу в подвигах молитвы, воздержания и послушания и уподобился совершенным святым отцам.


В этот же день совершается память свв. мучеников Геронтия и Василида († III в.), пострадавших за веру во Христа через усечение мечом.


В этот же день совершается память св. преподобного Макария, игумена Пеликитской обители, исповедника († около 830 г.), за почитание святых икон претерпевшего темничное заключение и истязания и скончавшегося в Афусии близ Константинополя.

День второй

(15 апреля по н. ст.)

Во 2-й день совершается память св. преподобного Тита чудотворца († IX в.). С юных лет поступил он в монастырь, где превзошел всех братий в добродетелях смирения и послушания, за что был возведен в сан пресвитера. За свою святую жизнь преподобный получил от Христа Бога дар чудотворения; «православия светом душу осияв», ревностно защищал Церковь Христову от нападок еретиков-иконоборцев.


В этот же день совершается память свв. мучеников Амфиана и Едесия († 306 г.). Они были детьми богатых родителей-язычников из г. Патара. Для получения образования посланы в Берит (Финикия; ныне Бейрут), где, осознав ложь идолопоклонства, познали веру истинную и обратились ко Христу. По возвращении к родителям они тайно оставили их дом и пришли в Кесарию Палестинскую, где были крещены и научены основам веры христианской. Во время гонения на христиан при царе Максимиане мужественный юноша Амфиан добровольно объявил себя христианином, остановив руку правителя Урбана, когда тот приносил идольскую жертву. Святого мученика схватили и долго истязали: били по лицу железными прутьями, строгали тело острым железом, три раза раздирали его тело так, что выпадали внутренности. Наконец, когда св. Амфиан остался непоколебимым, бросили его в море с камнем на шее. Волны вынесли мощи св. мученика на берег, и христиане с честью погребли их. Брат св. Амфиана, св. Едесий, за исповедание Христа был сослан в рудники и после тяжких мучений, которые он перенес там от язычников, подобно брату, был утоплен в море.


В этот же день совершается память св. мученика Поликарпа († IV в.), пострадавшего в Александрии при царе Максимиане. Святой обличил игемона Александрии за несправедливое пролитие им христианской крови и за это был предан многоразличным мукам. Но так как мученик оставался мужественным исповедником имени Христова, то его усекли мечом.

День третий

(16 апреля по н. ст.)

В 3-й день совершается память св. преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6