Полная версия
Маски и маскотерапия. Они представляют нас миру
Так, маска Полишинеля – весьма древняя и ведет начало от ателланских игр (II век до н.э.); к ней у углов рта первоначально прикреплялись бубенчики. С XVI века эта маска, видоизмененная, переходит во Францию вместе с характерными масками, обозначавшими типы лакеев.
При годовых празднествах в честь шутов, происходивших в церквах, были в ходу маски, отличавшиеся безобразием.
В молодости Людовик XIV охотно принимал участие в придворных балетах, но являлся замаскированным. Позже этот обычай распространился и на балетных танцовщиков вообще, которые с масками расстались лишь в 1772 году.
В Италии в XVIII столетии и начале XIX маскировались все, не исключая священнослужителей, являвшихся под покровом масок деятельными участниками карнавала и посетителями театров и концертов.
Во все времена и во всех странах маска, надеваемая на общественных празднествах, пользовалась неприкосновенностью и давала право на нетерпимую при других условиях фамильярность речи. Во Франции лицам, допущенным на бал под маской, обычай разрешал приглашать на танцы незамаскированных, будь то даже члены царствующего дома.
Замаскированным воспрещалось носить оружие и палки, рядиться в неприличные костюмы, наносить прохожим оскорбления или произносить непристойные речи.
К концу XIX века маски на Западе употреблялись почти исключительно во время карнавала. Во Франции обычай этот регулировался указом короля 1835 года. Несмотря на то что в Европе маски начали выходить из употребления уже в XVII веке, они изредка применялись и в театральных постановках XX века.
Грим театра кабуки
На смену масок, которые легко распознавались, пришел сложный грим. Особенную важность он приобрел в киноискусстве.
Современный грим преобразует человеческое лицо до неузнаваемости. Маски же в традиционном понимании могли использоваться только в сюжетах о масках, например в «Человеке в железной маске».
Театральные маски имели также распространение в традиционных азиатских театрах (раслила и рамлила в Индии, театр топенг в Индонезии, театр но в Японии), к XX веку часто (катхакали в Индии, кабуки в Японии) заменяясь маскообразным гримом.
Сложный грим театра кабуки в Японии скрывает все лицо и совместно с костюмом имеет большую символическую нагрузку. Иногда он изменяется во время театрального действа, когда актер незаметно для зрителей наносит дополнительные линии на свое лицо.
Выводы и обобщения
Благодаря своей зрелищности маски удовлетворяли потребность в смехе и карнавальности. Совместный смех является действенным фактором социализации, коммуникативности, а карнавал – культурным бунтом против всех условностей.
Таким образом, маска – символ единения людей, способный вывести их за пределы морали в рамках театрального действа – возникла в результате потребности совместно приподняться над нормой общественной жизни.
По мере возникновения социальных, религиозных и мистических типажей являлись и соответствующие им маски для их театрализации, высмеивания и моделирования возможных диалогов.
Исчезали государства и культуры, но маски сохранялись, способствуя удовлетворению глубинных потребностей человека в самопознании и развитии общественных отношений через воплощение архетипа Трикстера – демонически-комического дублера культурного героя, наделенного чертами плута, озорника – божества, духа, человека или антропоморфного животного, не подчиняющегося общим правилам поведения.
Замаскированный же актер всегда присутствовал в театральном действе как самостоятельный герой, а когда возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене маску.
Маскировка королей и священников в театре и на балах порождала и отражала мировоззрение, в котором жизнь воспринималась как театр, а человеческое лицо – маска героя, за которой есть истинное лицо, но его не выгодно демонстрировать в настоящий момент.
Маска пользовалась неприкосновенностью и давала право на нетерпимую при других условиях фамильярность.
Со временем на смену легко распознаваемым маскам пришел сложный грим, который на первый взгляд заметить невозможно. Искусство театра и кино благодаря гриму (маске) вышло на новый уровень сокрытия лица, размывающий границу между вымыслом и реальностью.
Функциональные маски
К функциональным маскам можно отнести медицинские, спортивные (например, хоккейные, лыжные, подводные и др.), защитные (например, респираторы и противогазы). Они защищают лицо и легкие от опасной окружающей среды.
Медицинские маски в настоящее время, в связи с коронавирусом, получили распространение. Но так как большинство людей не верят в опасность заражения, то носят маски только для защиты от штрафов.
Маски приобрели новую функцию – защита от штрафов.
В истории медицинской маски было время, когда ее носили чумные доктора и она была с клювом птицы. Считалось, что маска с клювом, придающая доктору вид древнеегипетского божества, отпугивает болезнь. Но у клюва была и функциональная нагрузка: он защищал врача от «болезнетворного запаха» (прообраз современных респираторов).
Карательные маски
Существовали железные маски, с помощью которых в средневековой Европе наказывали женщин низкого сословия за сплетни и клевету. Считалось, что только через боль и страдания человек может искупить грех.
Маска позора как орудие пыток была изобретена в XVI веке в Великобритании.
Женщина в маске позора
На рисунке мы видим средневековое изображение женщины в маске позора.
Первоначально маску позора надевали на сварливых жен, на женщин, уличенных в проявлении грубости в общественном месте. Маска представляла собой металлическую конструкцию, надеваемую и закрепляемую на голове. В лицевой части конструкции находился острый металлический кляп, который при попытке говорить серьезно ранил язык и губы наказанной.
«Позорная» маска выполняла функцию общественного оскорбления. Существовала и популярная «облегченная» форма – ослиные уши, – которая предназначалась для плохого ученика или студента.
В австралийских тюрьмах в конце XIX века маски использовались для пресечения разговоров и отчуждения. Они были сделаны из белой ткани и покрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.
Образ Иисуса Христа с терновым венцом
Образ Иисуса Христа с терновым венцом – образ страдания, ведь венец был «шутовским» коронованием и одновременно являлся орудием пытки.
Маска искупления возникает из маски позора или наказания, если человек надевает ее добровольно. Например, биологическая маска в виде шипов в языке, в губах и в носу, которую мы рассмотрим позже в соответствующей главе.
Маски для предотвращения опознания
Выполнять функцию предотвращения опознания может любая маска или любой предмет, который закрывает лицо полностью или частично, например шарф, платок, вуаль, чадра или грим.
Часто маски, предотвращающие опознание, несут на себе и другие функции, например эстетические, символические или функции протеста и борьбы.
Маска протеста и борьбы
Маска протеста и борьбы – Маска Гая Фокса, также известна как Маска Анонимуса, Маска Вендетта или просто Маска V – один из ключевых символов протеста и борьбы против коррупции, нынешнего строя и реформ власти на Западе.
В последнее время маска Гая Фокса была замечена и в Белоруссии во время маршей протеста.
Маска протеста и борьбы – Маска Гая Фокса
Маски-талисманы
Талисман – предмет, назначением которого, согласно представлениям его обладателя, является принесение счастья и удачи его владельцу. Считается, что талисманы могут приносить не только удачу, но и предупреждать об опасности, улучшать самочувствие и т. п.
Функцию талисмана может выполнять любая из масок, которая связана в сознании владельца со знаменательными событиями жизни, например с удачной охотой или путешествием.
Сквозь глазницы маски-талисмана на нас смотрят события прошедшего времени, предопределяя собой настоящее и будущее.
Декоративные маски
Изображения божественных сущностей, животных или небесных светил в виде масок для поверхностного наблюдателя европейской культуры несут в себе только декоративную функцию, украшают помещения, придают им национальный колорит и навевают чувства иных времен.
На Востоке и в ряде африканских стран декоративные маски служат тотемическими символами, и люди верят, что они отгоняют злых духов. По размеру декоративные маски сильно различаются. Встречаются изделия в метр высотой. Их делают из дерева, гипса, бронзы, керамики, папье-маше и других материалов.
Маска Зевса на стене и на окне.
Когда маска висит на стенке и смотрит на нас пустыми и темными глазницами, как это мы можем видеть в древнегреческой маске Зевса, то в ее исключительно декоративной функции не возникает сомнений. Но если вы разместите маску на оконное стекло и пустые глазницы заполнятся светом, то невольно приходят иные мысли. А именно сквозь глазницы мир смотрит на нас. Мир сквозь маску не просто смотрит на нас, но безликий мир приобретает лицо в маске.
В декоративной маске мир может не просто приобрести лицо, но и придать маске отдельную силу, превратив ее в самодостаточную сущность.
А не так ли и человек?
Человек в маске приобретает лицо?
Маска лицо материализует!
Без маски психологическое лицо (Я человека) существует в скрытом, неявном (имплицитном) виде. И только маска дает человеческому Я возможность хоть как-то явить себя миру. Но так как личность, несомненно, всегда имеет множество граней и качеств, то и для проявления себя миру человеку необходимо множество масок.
Если декоративная маска становится самодостаточной сущностью, то она живет своей жизнью. В таком случае разумно говорить, что существуют маски-сущности. Но об этих масках мы поразмышляем в следующих главах.
Функции физических масок
Обобщим все функции физических масок.
1. Ритуальные (обрядовые) маски на первый взгляд и для непосвященных выполняют простую функцию сокрытия истинного лица и изменения его для имитации иных сущностей. Но при детальном рассмотрении было обнаружено, что основная функция обрядовой маски – перевоплощение в существо из сакрального мира (в животное, предка, духа, бога). Теряя идентичность, носитель маски «персонифицирует дух» в трансе, творя диалог с существами скрытого мира и черпая мудрость из коллективного бессознательного.
2. Военные и охотничьи маски порой кажутся нам тоже не столь уж значительными. Они примитивные и грубые, но по мере их изучения открываются новые грани. Они не просто защищают, скрывают и придают лицу дополнительные качества (позволяют выглядеть более свирепыми и опасными), воздействуя психологически на противника, но могут подчеркивать и намерения человека. Маска, как амулет, может вселять силу и отвагу в воина и охотника, а некоторые элементы масок содержат символы отличительного поведения в прошлых боях или охотах. Форма и цвета маски не только украшают и защищают, но и «лечат», готовят к инициациям, определяют внутреннее состояние и статус. Некоторые – выражают уважение к богам или говорят о благословении на победу. Военные и охотничьи маски могут внушать веру в магическую силу, которая защищает и способствует удаче.
Современная боевая раскраска предназначена не только для камуфляжа и защиты от солнца, влаги, москитов, ожогов, она способна защитить и от систем распознавания лиц.
3. Посмертные маски издревле выполняли функцию фиксации образа умершего, сохраняли его черты для потомков и для вечности – увековечивали в более прочном материале. С помощью маски не только сохранялось лицо умершего для обряда его захоронения, но и воскресало в будущем, когда использовали его маску в ритуалах погребений потомков. Маска со временем стала и признаком гражданской чести, подчеркивая заслуги умершего перед живыми.
Со временем посмертные маски превратились в произведения искусства и вышли за рамки семейных алтарей. Они сделали образ мертвого лица частью массовой культуры нашего времени. Это негативно сказалось на развитии слабых душ. Образ мертвеца подменил образ живого человека, и дух склепа постепенно вошел в интерьер детской спальни.
4. Погребальные маски не только закрывали мертвое, неприглядное и изменяющееся тело образом вечно живой красивой личины. Но они выполняя еще и целый ряд других функций в рамках погребально-поминальных обрядов и в ритуалах культа предков:
– Являлись обиталищами или условием жизни души умершего.
– В погребальных церемониях маски использовали в надгробных словах, при разыгрывании добрых и злых деяний покойного.
– Иногда после погребального обряда маски кидались на землю, разбивались или сжигались, отгораживая тем самым обратный путь душе умершего.
– Погребальная маска всегда была гранью перехода в иной мир и сущностью, которая имеет связь с вечной душой умершего и загробной жизнью.
5. Маскарадные, театральные и танцевальные маски не только имитируют иных существ, личностей и богов, но они могут помочь человеку:
– Выйти за пределы социальных ролей, снимая с души прежнюю сковывающую ее ответственность.
– Объединиться с другими людьми и выйти за рамки морали, получив право на нетерпимую при других условиях фамильярность.
– Развлечься, снять напряжение, дать возможность отдохнуть и набраться сил.
– Удовлетворить потребность в самопознании и развитии общественных отношений через воплощение архетипа Трикстера.
– Помочь понять отношения с животными, людьми и богами.
– Создать психотерапевтическую ситуацию, стимулируя к личностным изменениям.
– Пробудить к жизни скрытые в глубинах души сущности.
– Сподвигнуть на изменения в восприятии и в отношениях с миром.
– Сформировать мировоззрение – мир-театр, а человеческое лицо – маска героя.
– Размыть границу между вымыслом и реальностью.
– Провести диалог за пределами времени и пространства.
6. Функциональные маски не только используются для защиты лица и легких от вредоносной окружающей среды, но и придают новые качества и имитируют другие сущности с целью воздействия как на самого носителя, так и на внешнего наблюдателя.
В настоящее время защищают от штрафов.
7. Карательные маски создавались для наказания, пресечения коммуникаций и отчуждения, разрушая лицо личности. Надевая такую маску добровольно, человек изменяет ее в маску искупления.
8. Маски, предотвращающие опознание, скрывают лицо личности.
9. Маска-сущность (например, «Крик») выражает архетипический (иконический) образ времени, предвосхищая будущее.
10. Маска Анонимуса (Гая Фокса) используется в акциях анонимного протеста и борьбы.
11. От маски-талисмана, амулета, оберега, апотропея ожидают свойства оберегать людей, животных и жилища от злых сил.
12. В декоративной маске целый мир и его время могут приобрести лицо.
А не так ли и с человеком? Человек в психологической маске приобретает лицо? Маска его материализует. Без маски психологическое лицо (Я человека) существует в скрытом, неявном (имплицитном) виде. И только маска дает Я личности возможность частично явить себя миру. Но так как личность, несомненно, всегда имеет множество граней и качеств, то и для проявления себя миру человеку необходимо множество физических, биологических, психологических и иных масок, но об этом мы поговорим в других главах.
Рассматривая функции масок с точки зрения теории потребностей А. Маслоу, мы обнаружим, что многие из них отвечают основным потребностям человека, например в безопасности, красоте и познании, но некоторые выходят за пределы этой теории, например ритуальные маски. Если же они возникли, то каким потребностям соответствовали? Возможно, коллективным и бессознательным? И существуют ли они в настоящий момент?
Среди физических масок есть те, что просто защищают или украшают, и те, которые изменяют личность и представляют собой еще какую-то сущность, благодаря которой неминуемо происходит удивительный диалог у носителя маски с самим собой или с другими.
У человека есть скрытые и противоречивые потребности менять себя с помощью масок, подстраиваясь под иные сущности, расширяя свои роли и формы взаимодействия с миром. Но некоторые из этих сущностей выходят за рамки здравого смысла. Они возникли как ответ на неосознаваемые личные или коллективные устремления, находящиеся в сфере иррационального, например маски смерти.
Данное утверждение немного усложняет нам работу по классификации масок, но оно же и придает ей большую глубину. Диалог между физической маской и человеком находится как бы вне человека, но одновременно он может стать внутренним диалогом, так как образ маски, когда ее надевают, становится частью человека, его субличностью.
В 1937 году была изобретена специальная маска для борьбы с депрессией. На нижней части лица закреплялась маска с улыбкой.
Обобщая все вышеперечисленное, можно увидеть, что есть три вида физических масок:
1. Маски индивидуальные удовлетворяют потребности отдельного человека.
2. Маски коллективные соответствуют потребностям общества.
3. Маски мировые расширяют границы реальности и способствуют диалогу с разнообразными мирами.
К первым (индивидуальным) относятся те маски, которые выполняют простые функции:
– защищают лицо и легкие от неблагоприятных условий;
– украшают и совершенствуют;
– скрывают, сохраняя анонимность;
– символизируют поведение в прошлом;
– определяют внутреннее состояние, вселяя, например, силу и отвагу;
– развлекают и дают пищу для самопознания;
– снимают напряжение, дают отдохнуть и набраться душевных сил;
– стимулируют изменения и лечат;
– готовят к инициациям;
– представляют иную сущность;
– разрушают лицо личности и способствуют потере идентичности.
Ко вторым (коллективным) можно отнести те маски, которые:
– определяют социальный статус;
– являются признаком гражданской чести;
– скрывают лицо от других, устраняют границы социальных ролей, снимая ответственность, выводят за рамки морали;
– создают или разрушают диалог с другими;
– наказывают, отчуждают, пресекают коммуникации с другими;
– подчеркивают намерения человека, воздействуя на наблюдателя;
– помогают понять отношения с животными, людьми и богами;
– объединяют людей;
– совершенствуют черты мертвого тела;
– увековечивают лицо личности для потомков.
К третьим (мировым) можно отнести те маски, которые:
– размывают границу между вымыслом и реальностью;
– создают условия перехода в иной мир;
– перевоплощают в существа из сакрального мира;
– меняют восприятие мира;
– играют роль талисмана, амулета, оберега, апотропея;
– формируют мировоззрение – мир-театр, а человеческое лицо – маска героя;
– помогают вести диалоги за пределами времени и пространства;
– участвуют в ритуалах культа предков и в связях с загробной жизнью;
– являются обиталищами или условием жизни души умершего;
– становятся барьером душе умершего на обратном пути;
– выражают уважение к богам или выражают их благословение на победу;
– в декоративной маске мир приобретает лицо.
Если физические маски способны на все вышеперечисленное, то как человек может от них отказаться, как может он не увидеть преимущества культуры, которая их создала, развивает и живет с ними?
Опираясь на данную классификацию, мы можем более глубоко понять и эффекты маскотерапии, более осознанно применять ее методики и более эффективно обучать, открывать, развивать и лечить личность. Но об этом во второй части книги.
Выводы и обобщение
Для полного понимания масок важно видеть не только их функции, но и историю их возникновения. Такой подход нам понадобится в дальнейшем и при описании масок биологических и психологических.
Некоторые маски частично имеют подобные функции, например, военные и функциональные (профессиональные) маски, помимо защиты, могут еще и украшать, скрывать или придавать новые качества.
Можно рассмотреть функции и в истории их возникновения. Какие, например, появились в наше время? Защита от камер распознавания лиц – несомненно, есть изобретение настоящего времени. Или медицинская маска, что получила большое распространение в нынешнем году в связи с коронавирусом.
Аватарные и киборговые маски также являются новоизобретенными.
Наше время, по всей видимости, имеет наибольшее количество масок.
Маски все больше скрывают человека и подменяют его?
Мы живем в мире масок?
Чем сложнее общество, тем больше масок?
В декоративных масках, которые стали частым атрибутом жилищ людей, мир не только становится красочнее, но и приобретает лицо, взирая на человека сквозь глазницы застывших лиц.
А не так ли и с человеком? В маске он приобретает лицо? Маска материализует психологическое лицо. Без нее психологическое лицо (Я человека) существует в скрытом, неявном (имплицитном) виде. И только маска дает нашему Я возможность хоть как-то явить себя миру. Но так как личность, несомненно, всегда имеет множество граней и качеств, то и для проявления себя миру человек нуждается во множестве масок.
В восьмидесятых годах прошлого века возникает новая волна в психотерапии – маскотерапия – реакция здравого смысла на тотальное распространение масок, которое все более захватывает культуру.
Маскотерапия – движение навстречу спасению от потери лица, и это движение проявляется во множестве форм портрета в фотографии, видео, литературе, графике и в скульптуре.
С одной стороны, человечество стремится выйти за пределы социальных ролей на пляже, в бане, при употреблении психоактивных веществ, на карнавальных шествиях и маскарадах, в соцсетях, а с другой стороны – изобретает методы спасения своего лица. Но об этом мы поговорим во второй части книги.
Очки – особая маска
К особому виду масок следует отнести очки. Они не только самый распространенный из оптических приборов, предназначенный для коррекции человеческого зрения, это часто и защита от различных вредных воздействий, к которым иногда относят и взгляды людей.
Очки вместе с этим закрывают и часть лица, как физическая маска, становясь одновременно органической частью человека, без которой он не может жить и без которой его не представляют другие люди.
Очки для человека с высокими диоптриями близорукости или дальнозоркости приводят к искажению восприятия его лица другими, искажению видимого размера глаз и черт лица под очками. При ношении очков для повышенной близорукости глаза кажутся маленькими и впавшими в лицо, а стороны черепа могут значительно проступать через линзы очков. Эти очки дают эффект очень крупной головы в контрасте с глазами. При повышенной дальнозоркости глаза кажутся очень большими по сравнению с лицом, а голова владельца будет казаться слишком маленькой.
Люди, которые много лет носят очки, и сами плохо знают те формы своего лица в области глаз, что закрыты ими. При создании, например, скульптурного автопортрета такой человек не может не создавать себя в очках. Перед зеркалом все, что находится за очками, воспринимается им как дополнительная форма, требующая отдельного внимания.
Еще более обоснованным наше утверждение, что очки – это маска, становится, когда речь идет о солнцезащитных очках или очках с затемненными стеклами. Глаза такого человека частично или полностью закрыты от наблюдателя, что делает невозможным видеть их форму, цвет и положение. Такие очки не только закрывают ключевые коммуникационные элементы лица, но и создают у их носителя ощущение защищенности и лучшей приспособленности к жизни. К примеру, дымчатые очки из кварца китайские судьи использовали еще в XII в. не для защиты глаз от солнца, а чтобы скрыть свое отношение к приговору во время его оглашения.
В последнее время вместо очков получили распространение контактные линзы, которые не только корректируют зрение, но и меняют цвет глаз. Существуют и crazy-линзы – с рисунками, неонового цвета или меняющие форму зрачка. Такие подходят для разового применения, например, их надевают на вечеринки. Можно встретить бьюти-линзы, которые не меняют цвет или оттенок глаз, но придают радужке особое сияние.