Полная версия
Маски и маскотерапия. Они представляют нас миру
Маски и маскотерапия
Они представляют нас миру
Сергей Антонович Кравченко
Вы знаете, как это бывает.
Открываете книгу и обнаруживаете, что снова автор посвятил свое детище не вам.
Но не на сей раз.
Мы еще не знакомы, или знакомы лишь шапочно, или никогда не встретимся, но тем не менее надеюсь, всегда будем думать друг о друге!
Эта книга для вас.
Корректор Сергей Ким
© Сергей Антонович Кравченко, 2020
ISBN 978-5-0051-6641-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О книге
Человечеству грозит опасность окончательно потерять лицо.
В наше время маски вышли на первый план и стали ключевой частью культуры отношений. Маски проникли во все сферы. Они самый распространенный и вместе с этим самый таинственный феномен мира. Пришло время осознать множество ролей масок в здоровой жизни и в жизни человека с душевными расстройствами.
Ранее я был убежден, что люди не могут жить без психологических масок, но в настоящее время в связи с пандемией вижу, что без физических масок человечеству невозможно выжить.
Маски были, есть и будут неотъемлемой частью жизни. Они с древнейших времен вошли в сознание людей, подменили собой личность и в настоящее время срослись с лицом настолько, что перестают порой осознаваться отдельными сущностями.
Некоторые исследователи даже считают, что маски и стоящие за ними смыслы составляют личность человека. Я не разделяю подобную точку зрения и убежден, что личность всегда имеет скрытую под масками сердцевину.
Одна из основных функций масок – воплощение человека в более простых формах, материализация бессмертной души в упрощенном виде.
Познать личность невозможно без знания всевозможных масок, которые накопились в истории культуры человечества. Маски – словно застывший след движущейся души.
Знание явных и скрытых масок позволяет преодолеть барьеры восприятия и конфликты, распознать не только свою личность, но и личность в другом человеке.
Я более двадцати лет изучаю маски в рамках психотерапевтической практики и в настоящей книге обобщаю накопленный опыт. Для правдивости же текста стараюсь снять с себя все маски и взглянуть на них со стороны.
Книга объединяет содержание двух моих предыдущих работ – «Маски, лица, образа» и «Маскотерапия», которые в значительной степени переработаны и дополнены. Пришло время объединить под одной обложкой материалы, которые постоянно ссылаются друг на друга.
В первой части описаны всевозможные физические, биологические, психологические, двойниковые, киборговые, аватарные маски и маски болезни. Для лучшего понимания природы масок вводится ряд новых понятий, которые не встречаются в других источниках, например, биологические, двойниковые, аватарные, киборговые маски и психологическое лицо.
Во второй части представлен метод арт-терапии – маскотерапия, которая помогает выявить неосознаваемые маски и скрывающиеся за ними субличности, согласовать их отношения, изменить их структуру и многое другое. Такая психотерапевтическая работа строится с помощью портрета или автопортрета, что открывает и укрепляет личность портретируемого, а порой и способствует ее рождению.
В конце книги приведен перечень ранее опубликованных работ и обращение к читателю, где есть электронный адрес и телефон для обратной связи.
Такая связь для меня очень важна.
Интуиция подсказывает, что маски еще не раскрыли свои секреты до конца. Более же глубокое познание природы масок поможет нам раскрыть ресурсы человека и развить метод маскотерапии.
С. А. Кравченко
Сентябрь 2020 года
Введение
Пристальное изучение природы масок, их видов позволяет нам совершенствовать метод арт-терапии – маскотерапию.
Маскотерапия, в свою очередь, подобно микроскопу, помогает нам изучать маски, открывая новые, которые невозможно было бы заметить невооруженному сознанию.
Взгляните вокруг, и вы увидите множество масок. Более того, каждый здравомыслящий человек понимает, что настоящее лицо человека где-то там, за масками.
Можно выделить четыре вида отношений человека с масками.
На рисунке мы видим четыре схемы.
Первая схема иллюстрирует привычное, упрощенное и всем понятное отношение человека с маской – человек ею пользуется, закрывая лицо. Лицо и маска могут быть физическими или психологическими.
На второй схеме мы видим, что масок всегда более, чем одна. К основной схеме прибавляется и упрощенная структура личности – сознание (с.) и бессознательное (б.с.), где присутствуют маски (персоны) – социальные роли. Мы получаем уже более сложные отношения. В мире существует множество масок, и человек научается их использовать физически и психологически.
Психологические маски, как субличности, находятся и в бессознательной части души, непроизвольно всплывая и проявляясь.
Схемы отношений человека с масками
На третьей схеме изображена структура личности, которой сложно найти аналог в физическом мире. Но если представить, что человек с рождения носит маски, сменяя их в зависимости от социальной роли, и никогда не открывает своего лица, то схема становится понятной. В психологии таких людей можно назвать «человек без лица». Люди без лица никогда не покидают своих социальных ролей. Даже в одиночестве они продолжают носить маску. Субличности их сознания и бессознательного сменяют друг друга, ни на минуту не оставляя психологическое лицо обнаженным. Человек не знает своего психологического лица или не имеет его.
На четвертой схеме мы видим человека с открытым психологическим лицом и который не имеет опыта ношения психологических масок. Такой человек всегда с обнаженной душой и никогда не прячется за социальной ролью. Аутизм более всего подходит к такому описанию.
Здесь мы и подходим к методу маскотерапии – искусству отыскивать психологические маски (субличности) и лица, развивать, исправлять, исцелять и творить отношения между субличностями, порождая психологическое лицо личности.
Маски, которые нас интересуют в первую очередь, – конечно же, психологические. Но выявить их в полной мере невозможно без понимания полного спектра масок физических, биологических и иных, которые возникли в истории человечества и продолжают возникать в наше время, например аватарные и киборговые.
Смыслы и функции масок, физических и биологических, двойниковых, киборговых и аватарных, помогают нам в полной мере понять всю сложность психологических масок. При этом важно отметить, что во всех видах масок могут присутствовать и нездоровые маски, что выделяет их в отдельную категорию масок – маски болезни.
Таким образом, мы получаем семь видов масок:
– Физические;
– Биологические;
– Киборговые;
– Двойниковые;
– Аватарные;
– Психологические;
– Маски болезни.
Маски и Маскотерапия – тесно связанные понятия.
Автопортреты психотерапевтические
Маскотерапия развивает и лечит не с помощью масок, а сами маски, отношения с ними и теми субличностями, что за ними стоят, формируя структуру личности.
Маскотерапия – выявляет не только маски (субличности), но и внутренний диалог между ними, развивает его, возрождает или творит диалог, если он остановлен или отсутствует.
Ключевые слова – выявление или сотворение! Выявить неосознаваемое или сотворить отсутствующее в человеке – задача маскотерапии.
Человек тысячи лет пользуется масками, и они не всегда были и есть осознаваемые. Если маска возникает как проявление подсознательной субличности, то ее распознание всегда связано с осознанием скрытой в глубинах души сущности.
Маскотерапия использует портрет как основной инструмент.
Автопортрет психотерапевтический – всегда развивается как последовательность осознаваемых масок, которые отражают субличности в структуре души.
Психотерапевтический портрет завершается, когда структура познана и достигнуто гармоничное единство субличностей в целостном «Я» личности.
Портрет всегда содержит, помимо образа натуры, образ творца, то есть его автопортрет.
Личность творца присутствует в портрете натуры. И здесь важно творцу быть цельной и гармоничной, здоровой и благотворно влияющей субличностью во множестве других сущностей структуры личности пациента.
Учись у счастливого, лечись у здорового!
Жизнь без игры и фальши
Тревога и неопределенность в нынешнее время спровоцированы жизнью, которая не имеет привычных психологических масок. Повсюду маски физические, а психологические маски у большинства спали. И только чистые лица с отблеском страха смерти в глазах смотрят друг на друга из-под противовирусных масок.
Всему, что было ранее, мы привыкли давать ясные определения. Сейчас же ясность многих ролей стушевалась. Неопределенность вызывает стресс, и лица распределились на три категории, как при любом стрессе:
1. Одни от угрозы заражения сидят дома, смиряются и наблюдают за происходящим.
2. Другие – ведут борьбу с вирусом или с тем, кто имеет к нему отношение.
3. Третьи – отрицают реальную жизнь, спиваются, разрушают или убивают себя другим способом.
Одно ясно: обычные социальные роли рушатся и жизнь затухает. Ценности и цели, которые ранее мотивировали и рождали мечты, – под вопросом или вовсе исчезли.
Что же делать, кем быть и как жить?
Ответы и помощь скрыты в каждом из нас.
Жизнь повернулась к нам стороной, на которую невозможно навесить привычные маски.
Именно такое лицо жизни – без масок – вызывает чувство неопределенности, так как у нас нет опыта взаимодействия с подобной Сущностью.
Но можно попытаться сформулировать основные принципы отношений с Сущностью без масок и тем самым внести некоторую ясность и выработать правила… Просится слово «игры», но оно не подходит. Нужны правила ведения диалога с чистым лицом и предельно искренне.
Правила такого диалога следующие:
1. Снимите все психологические маски перед жизнью.
2. Изначально примите отношения на равных и не диктуйте никому свои правила. Но если нет сил, то займите на время позицию младшего.
3. Задавайте вопросы и терпеливо ждите ответов.
4. Любой отклик с другой стороны может быть таким ответом.
5. Используйте в диалоге меньше шаблонов и делайте меньше стереотипных поступков.
6. Прислушивайтесь к себе настоящему. Подсказки из глубины души и мира приходят в измененных состояниях сознания, например в полусне.
7. Смотрите в лицо жизни и надейтесь на лучшее. В лицах всегда присутствует дух Вечности, скрытые ресурсы и сила для выживания.
В результате такого взаимодействия с жизнью может прийти чувство покоя и уверенности в лучшем будущем, у безликой жизни появится лицо, а на нем – доброжелательные маски!
Жизнь без фальши вызывает страх только потому, что вынуждает всматриваться в жизнь более глубоко, всматриваться в ту жизнь, что открывается за масками.
Маски делают жизнь более предсказуемой и плоской, а иногда уводят и за пределы действительности.
Свойство нашего сознания – видеть вещи в мире с массой ограничений (масок), тогда как подсознание уводит в глубокие миры.
Любовь разрушает границы. Она не просто расширяет видение мира, она делает его более красочным и объемным. Любовь к себе и к жизни помогает нам увидеть мир во всей сложности человеческой комедии. Нелюбовь – ограничивает наше видение. В народе говорят: «Глаза бы мои на тебя не смотрели!» Они и не смотрят на то, что не мило, прикрывая глаза маской.
С любовью к моему читателю предлагаю эту книгу.
Вы увидите в ней больше, если повернетесь к моему детищу открытым лицом.
ЧАСТЬ I. МАСКИ
Человек рождается и живет в мире масок
Пропитываясь масками и накапливая их состояния, он не может существовать иначе, однажды осознав, что найти свое «Я» возможно только за пределами всеобщего маскарада.
Истинные лица встречаются очень редко, но именно они могут содержать всю глубину, сложность и безвременность души человека, а заметить их может только наблюдатель с очищенным от масок лицом.
Еще более уникальными явлениями мира являются некоторые портреты, отражающие настоящие лица-лики, что делает их кодами вечных душ, вынося за пределы времени. И эти образа, видимо по ошибке, люди иногда называют также масками.
Более сложная мысль, которую автору подсказали тексты Платона: человек не просто рождается, живет и умирает с приросшими к лицу масками, но в них, как на игровом поле, он вынужден проявлять свою природу, которая изначально содержит в себе игру.
Неужели лицо личности совершенно не может существовать без масок? Даже в тех жизненных ситуациях, когда, казалось бы, сам Бог велел быть предельно искренним, например, во время молитвы или в минуту признания сокровенных чувств человек никак не может предстать с очищенным от масок лицом.
Маски стремятся существовать как самодостаточные сущности не только в физическом, но и в психологическом мире. Как первые, так и вторые могут в значительной степени обойтись без лица и без личности. Другими словами, за некоторыми психологическими масками мы не видим цельного лица личности, а можем наблюдать только состояние лица, отдельную грань души, затмевающую все остальное. К этой категории масок, например, относятся застывшие, словно бетон, огрубевшие или упрощенные лица и соответствующие им портреты.
Как противоположность, в отдельных лицах и портретах может содержаться личность со всей сложностью, безграничностью и безвременностью ее души. При этом важно напомнить, что безвременность – синоним вечности и бессмертия.
Лицо является подвижным кодом личности, если его не подменяет психологическая маска, отражая доминирующую в сознании субличность.
Такое отражение всегда есть застывший код какой-либо иной личности, и его смысл нам не всегда понятен, так как не осознается носителем маски и теми, кто эту сущность наблюдает со стороны. Например, современный мужчина невольно подражает во всем умершему барду с сомнительной репутацией, или девушка подсознательно отождествляет себя со средневековой принцессой, которая была казнена в свое время. Таким образом, усилия по осознанию истоков и смыслов масок внутренних превращаются в отдельную задачу, напоминающую небезопасное путешествие в другие измерения времени, которые могут иногда выходить и за пределы личной жизни.
Здесь мы с вами подошли к сложным отношениям масок и субличностей с лицом человека, с ядром личности, которые на первый взгляд кажутся неуловимыми и скрытыми в подсознании. Задача данной книги – разобраться в психологических механизмах этих отношений и ответить на важные вопросы мира человеческой комедии: есть ли лицо у человека? А если лицо есть, то как его найти?
И где-то здесь скрывается извилистая тропинка к счастью.
Восемь уровней масок
На первый взгляд маски могут быть только двух видов: физические и психологические. И если с физическими все достаточно ясно, например театральные маски, обрядовые, посмертные и др., то с психологическими – такой ясности до сих пор не существует.
Маски – не только яркий предмет обыденной жизни, но и объект научного внимания. Например, в психологии К. Г. Юнг описал архетип Персоны (Маски), представляющий собой социальную роль, которую человек играет, выполняя требования, обращенные к нему со стороны общества, публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими.
В психотерапевтической практике маскотерапии десятки лет ключевым понятием является «маска», которая в разных видах и на всех этапах работы над портретом или автопортретом проявляет себя. Именно вокруг «масок» строится психоаналитическая работа, что и приводит нас к глубинам человеческого Я, к Лицу личности (психологическому лицу). Но об этом мы поговорим во второй части книги.
Физические и психологические маски можно разделить на те, которые используются сознательно, и те, что возникают и существуют в жизни человека неосознанно.
Но есть третий вид масок, который существует тысячи лет и занимает место между физическими и психологическими масками. Он до сих пор никем не был выделен в особую категорию, а значит, не осознан людьми до конца. Эти маски относительно постоянно находятся на лице и теле человека, скрывая, улучшая или разрушая его природу. Данный вид масок можно назвать биологическим.
Биологические маски (биомаски) представлены прическами, татуировками, пирсингом, шрамированием и другими модификациями лица и тела. Их не так просто надеть или снять, как маски физические, а порой и невозможно. Некоторые биомаски могут изменять человека до неузнаваемости, например если меняется форма черепа, шеи, губ, носа, глаз, ушей и других частей тела.
С. А. Кравченко в центре маскотерапии Г. М. Назлояна
Здесь невольно возникает вопрос: если физические маски скрывают физическое лицо, биологические – биологическое, а что скрывают маски психологические? Очевидно, что за психологическими масками скрывается психологическое лицо (лицо личности), которое до сих пор не замечено в науке о душе и не выделено в отдельное понятие.
Есть исследователи, которые утверждают, что за психологическими масками ничего нет, нет лица личности, ставя под сомнение и существование Я человека.
Но что подразумевают устоявшиеся выражения «сохранить лицо» или «потерять лицо», которые присутствуют в языках различных культур? Несомненно, что говорящие имеют в виду лицо душевное, психологическое. Если психологическое лицо можно потерять, то, по всей видимости, оно не постоянно в своей природе? Оно может быть, но его может и не стать при определенных условиях.
Психологическое лицо во многих культурах отождествляется с достоинством и честью. В таком случае оно непостоянно.
Киборговая маска – еще один вид масок в нашей классификации. Они возникли вместе с кибернетическим организмом (киборгом) – биологическим организмом, содержащим механические или электронные компоненты.
С каждым днем органы тела человека все чаще заменяются механическими и электронными приспособлениями (протезами, имплантатами). Человек постепенно превращается в киборга, и киборговые маски наползают на наши тела незаметно – скрывая, заменяя и преобразуя биологическую природу. Потому мы вынуждены их выделить и изучить их влияние на психологическую жизнь человека.
Двойниковые маски – еще один вид масок – растворены в других всевозможных видах масок, но могут быть выделены и в отдельную категорию из-за объединяющих их признаков – они копируют другого человека, подражают ему, повторяют лицо и тело другой, чаще всего более значимой и яркой личности. Двойниковые маски могут быть физическими, биологическими и психологическими, когда, например, человек одевается, делает прическу, изменяя свое тело, поведение и образ жизни под своего кумира, словно позволяет ему жить в новом теле.
В наше время возник и развивается виртуальный мир – искусственно созданный мир на основе компьютерных технологий. В виртуальном мире, как и в мире реальном, появились свои маски (аватары), скрывающие лица и их имена.
Маска-аватар – графическое представление пользователя, его альтер эго, игрового интернет-персонажа. Влияние аватарных масок на жизнь человека сложно не заметить. Человек не просто прячется за маской-аватаром, он всецело подменяет себя ею, проявляя сущность, которая обычно скрыта в реальном мире. В некоторых странах пытаются принять законы, ограничивающие распространение аватаров, а некоторые порталы допускают на свое пространство только лиц с паспортными данными.
И в завершение данной главы важно сказать пару слов о масках болезни.
Лица у болезни не существует. Есть маска болезни, которая и есть сама болезнь.
Маски болезни напоминают маски войны, где природа человека скрыта под его ранами.
Психопатология, например, имеет свое «лицо», где субличность доминирует над личностью и может вообще отсутствовать организующий личность центр, например во множественной Личности.
Физическая или душевная болезнь всегда накладывает маски и скрывает истинное лицо или уничтожает и подменяет его.
Особую роль играет маска Смерти, которая связана с глубинными структурами человеческой души и с сущностями, которые древние люди назвали Танатосом (богом смерти).
В психологии познания, развития и совершенствования личности важно уметь замечать маски болезни наряду с другими вышеупомянутыми масками.
Но это еще не все!
Маски могут существовать и без человека, привнося в нашу жизнь отдельные смыслы, и являться объектом отношений в культуре людей. Такие маски иногда называют декоративными. Но все не так просто. Среди них есть исключительные маски, которые можно назвать масками-сущностями. Они отражают скрытые миры, бессознательные структуры человеческого сознания или сознания коллективного, глобального. Более того, человек стремится создать робота, который со временем сможет принять в себя сознание человека, оставаясь при этом его маской. Но об этом в дальнейших главах книги.
Другие классификации масок
При изучении масок можно учитывать характер изображения:
1) простые изображения человеческого лица;
2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры;
3) изображения животных;
4) иное – например, наголовники, очки, капюшоны и др.
Можно классифицировать маски и с помощью линии времени – в зависимости от их возникновения в истории человечества, что дает дополнительный материал для анализа.
Физические маски, например, вероятно, возникали в следующей последовательности:
1. Первоначально маски появились у охотников и военных.
2. Маски предотвращения опознания заняли свое место с развитием искусства охоты и войны.
3. Ритуальные (обрядовые) маски возникли синхронно с развитием культов.
4. Вслед за ними появились погребальные и посмертные маски.
5. Далее человечество изобрело театральные, танцевальные и маскарадные маски.
6. Функциональные маски, например медицинские, возникали по мере становления различных профессий.
7. Карательные маски появились вместе с развитием законодательства.
8. Маски протеста и талисманы могут быть отнесены к новому времени.
9. Маски-сущности, например маска «Крик», стали возможными в эпоху средств массовых коммуникаций.
Глава 1. Физические маски
Изменение своего лица с помощью масок по разным причинам не прекращается в жизни людей ни на минуту.
Физические маски – предмет, накладка на лицо, которая надевается или для сокрытия личности, или для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и рта. Маски использовались в церемониальных, эстетических и практических целях. Они могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других. Под маской обычно понимают то, что скрывает что-либо.
Например, специальная накладка, часто с изображением человеческого лица, звериной морды и т.п., надеваемая на лицо и частично или полностью закрывающая его. Но на маскараде, например, человека в такой накладке тоже могут назвать маской.
В истории маска была и обрядовой личиной в виде головы чудовища или зверя, употребляясь некоторыми народами во время религиозных представлений и обрядовых игр. Она была важным аксессуаром греко-римского театра, представляющим собой изображение человеческого лица с трагическим или комическим выражением.
Маски с изображением человеческого лица, звериной или птичьей морды надевали и надевают в настоящее время ряженые в рождественский пост, масленицу и особенно в святки.
Она может быть и скульптурным изображением, слепком с лица человека или головы животного (обычно – умершего). Например, знаменитая посмертная золотая маска Тутанхамона.
Посмертная золотая маска Тутанхамона
Распространенность физических масок во всех культурах и временах заставляет задуматься об их особой значимости.
Дополнения:
1. Маска физическая может иметь свою уникальную анатомию или полностью повторять чье-либо лицо. Она часто без ушей и лба. Иногда она даже без глаз, где есть только пустые глазницы, без волос и шеи. Почти всегда – без затылка, иногда и безо рта. Другими словами, она часто прикрывает только часть лица или меняет его, придавая ему иное содержание или утаивая что-то.