Полная версия
Из истории русского сундучного производства. Сборник научных статей
В коллекции Кливлендского музея искусств находится портрет сэра Антония Милдмея (ок. 1590—1593) кисти английского художника Николаса Хиллиарда (ок. 1547—1619)175. Справа от портретируемого представлен большой черный сундук с покатой крышкой, обитый железными полосами, расположенными «в клетку». На лицевой стороне находятся три фигурные железные петли. Среди обстановки шатра английского аристократа сундук занимает одно из главных мест.
К XVIII – XIX веках, когда сундуки постепенно вышли из употребления в высших социальных слоях, изменился их внешний вид. Как и другие изменения, названные выше, это также нашло отражение в живописи. Представление о таких сундуках могут дать многочисленные полотна и рисунки известного норвежского художника Адольфа Тидеманда (1814—1876), хранящиеся в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна (г. Осло). Например, на полотне «Старая кладовая в Вике» (1867)176 изображены четыре больших крестьянских сундука, украшенных росписью (это традиционная норвежская «rosemåling») и железными фигурными полосами. Они имеют покатые крышки и высокие резные цоколи. Подобные изделия хранятся во многих музеях Скандинавии.
Если вести речь о странах Восточной Европы, то необходимо упомянуть об алтарном образе «Поклонение волхвов» (1514) из Петропавловского костела деревни Дрисвяты Браславского района Витебской области177. Один из персонажей держит в руках деревянный ларец, обитый фигурными железными полосами. Ларец изображен очень подробно, мастер явно имел перед глазами какой-либо образец. Стенки изделия украшены резным орнаментом, состоящим из растительных завитков и сюжетных сцен. Двускатная крышка лишена украшений. Это изображение может служить надежным свидетельством раннего знакомства белорусских мастеров с европейскими изделиями.
Другим видом искусства, где встречаются изображения сундуков и шкатулок, была гравюра. Особенно часто к этому сюжету обращались немецкие, нидерландские и французские художники и граверы. На гравюре Альбрехта Дюрера «Святой Иероним» (1511)178 среди множества предметов обстановки кельи изображен небольшой сундук с плоской крышкой и фигурной металлической личиной. Он поставлен на высокий резной цоколь. На боковых стенках – фигурные литые ручки. А на гравюре «Молодая пара и старуха с копилкой» (1589 – 1607)179 Джана Санредама изображена шкатулка с трапециевидной крышкой, в которой хранятся монеты. Шкатулка обита железными полосами и, возможно, тканью. На лицевой стороне – металлическая личина. В период, когда создавалась гравюра, в Нидерландах делалось множество подобных шкатулок, так что художник, вероятно, имел перед собой образец. На гравюре Абрахама Босса «Лакей, следующий указу 1633 года»180 изображен сундук, в который слуга убирает костюмы своего господина. Это большой сундук с покатой крышкой, обитый тканью. Изнутри и по краям он укреплен железными полосами. Лицевая стенка сужена книзу. На боковых сторонах – литые ручки простой формы.
Изображения сундуков встречались не только в живописи и гравюре, но и в миниатюре. На одном из листов книги «Très belles Heures» (ок. 1400)181, принадлежавшей ранее младшему брату Карла V герцогу де Берри, помещена сцена рождения Иоанна Крестителя и ниже ее – Крещение Христа. И если во второй сцене главную роль играет пейзаж, то вторая представляет фламандский интерьер. Среди деревянной мебели и металлической посуды изображен «саркофаговый» сундук – один из самых древних типов сундуков. Интересно отметить, что он полностью повторяет изображение вышеназванной работы Иеронима Босха (за исключением того, что в нем два приголовка, а не один, как сундуке купца). Он стоит напротив кровати роженицы, в нем хранятся различные хозяйственные предметы. Учитывая то, что после создания этой миниатюры до появления картины Босха прошел почти век, надо констатировать, что «саркофаговый» тип сундуков – не только один из самых древних, но и один из самых устойчивых видов сундучных изделий. Вероятно, тому способствовали простота конструкции и гармоничность пропорций, найденные мастерами достаточно рано182.
На одном из листов рукописного сборника (ок. 1457—1530), хранящемся в Британской библиотеке183, изображены три сундука. Один из них, красного цвета, имеет прямые стенки и покатую крышку, обит полосами железа; на лицевой стенке – фигурная металлическая пластина. Другой представляет типичный баул для путешествий. Такие вещи позднее будут делаться во многих странах Европы и в России. Третий по типу – т.н. сундук-«теремок». Он окрашен в красный цвет и обит железными полосами. Никаких украшений на рассмотренных предметах нет. Размеры изделий вряд ли соответствуют реальным. Миниатюра свидетельствует не только о широком распространении сундучных изделий в Англии того периода, но и об их разнообразии.
Надо также упомянуть лист из книги (ок. 1480)184, принадлежавшей Марии Бургундской, на котором художником Николасом Шпирингом изображена одна из сцен страстей Христовых. Под ней помещены изображения различных предметов, среди которых можно увидеть небольшую шкатулку бирюзового цвета. Она имеет высокую покатую крышку и прямые стенки (ножек нет). Поверхности шкатулки обиты, вероятнее всего, бархатом, подложенным под тонкие железные полосы, концы которых напоминают форму лилий. На передней стенке – прямоугольная личина, изготовленная из латуни (замок внутренний). Петля расположена на крышке. Изнутри шкатулка либо окрашена, либо также обита бархатом (красного цвета). Поскольку крышка открыта, то можно увидеть, что хранилось в шкатулке. Это предметы женского туалета, платок и драгоценности. Несмотря на то, что по этой миниатюре нельзя судить о конструкции шкатулки, ее форма и художественное оформление просматриваются достаточно ясно.
II
В России, как и в странах Европы, сундучные изделия получили распространение очень рано. Одно из первых упоминаний встречается в Изборнике Святослава (1076): «Изидошя ис полатъ техъ мужи крилати… носяште ларе»185. В новгородских берестяных грамотах XII века встречаются упоминания о сундуках и коробьях186. Изображения больших сундуков, которые используются в качестве скамьи, встречаются в миниатюрах Радзивилловской летописи (конец XV века). Там же можно увидеть сундучок с покатой крышкой и ларец двускатной кровлей187. Не избегала изображений сундуков и русская иконопись. На иконе «Христос Вседержитель на престоле, в 28 клеймах» Семена Спиридонова Холмогорца188, происходящей из Ярославля и датирующейся приблизительно 1682 годом, изображен большой сундук. Он имеет прямые стенки и покатую крышку, обит жестяными листами с живописным орнаментом, состоящим из растительных мотивов. Лицевая сторона и крышка разбиты на две равные части, боковые стенки – на четыре. Это изображение свидетельствует о том, что уже в XVII веке бытовали сундуки того типа, который получит широкое распространение в России значительно позднее.
В многочисленных иконах, изображающих святого Пантелеймона, изображается ларчик, который целитель держит в руках. Необходимо указать не на эту особенность иконографии, а на разнообразие ларцов. Они могут изображаться большими и маленькими, с плоской крышкой и двускатной, расписными и резными, с ножками и без. Это свидетельствует о широкой распространенности этого вида сундучных изделий.
Со временем в России сложилось несколько сундучных центров, одними из главных стали Холмогоры и Великий Устюг, Средний Урал, г. Макарьев Нижегородской губернии. Произведения местных мастеров были популярны среди русских живописцев.
Произведения мастеров Холмогор и Великого Устюга нашли наиболее яркое отражение на исторических полотнах Константина Маковского «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883)189, «Минин на площади Нижнего Новгорода…» (1890-е)190. Художник тщательно изобразил сундуки, ларцы-теремки, скрыни и шкатулки. Это типичные изделия северных мастеров, обитые кованым железом с цветными подкладками. Маковский, как правило, изображал вещи исторически достоверно. Тем не менее, на полотне «Минин на площади Нижнего Новгорода…» можно увидеть большой красный сундук, изготовленный во II половине XIX века (вероятнее всего, в Муромском уезде) – времени господства мануфактур. Однако этот анахронизм не мешает восприятию полотна.
Другим крупным центром русского сундучного производства были заводские поселки Среднего Урала. Известно, что уральский сундук191 изображен на полотне художника Н. Д. Дмитриева-Оренбургского «Пожар в деревне», датирующемся 1879 годом192. Он находится среди другой домашней утвари, спасаемой крестьянами из пожара. Художник скрупулезно выписал частности формы и декора сундука. Он прямоугольный, со слегка покатой крышкой, обит металлическими пластинами с прорезью и растительным орнаментом, выполненным в технике тиснения. Лицевая стенка разбита на три поля: два широких и одно узкое. В каждом находятся «зеркала», т.е. кусочки начищенного до блеска железа. Украшение боковых сторон повторяет в сокращенном виде декор лицевой. В целом изображенный сундук представляет типичное произведение уральских мастеров II половины XIX века.
Есть сведения, что под влиянием уральских изделий, привозимых в XVIII веке на местную ярмарку, начали делать сундуки жители города Макарьева (Нижегородская губерния)193. О популярности макарьевских сундуков свидетельствуют произведения Б. М. Кустодиева, например, эскиз «Сундучник» (1918), одноименное живописное полотно (1920) и картина «Купец» (1923), где изображены многочисленные сундуки, поставленные в виде «горки»194. Если в эскизе сундуки представлены обобщенно (хотя можно уловить основные мотивы и композиции росписи), то в живописных полотнах художник тщательно прописал каждую частность их внешнего облика. Сундуки служат стульями и столами. На их лицевых стенках изображены большие букеты цветов, некоторые украшены «морозом» по жести и полосами с тисненым орнаментом.
Не всегда художники изображали сундуки с достаточной точностью. Например, на полотне В. В. Пукирева «Прием приданого в купеческой семье по росписи» (1873)195 изображен сундук, оборотная сторона которого декорирована столь же богато, как и лицевая. На изделиях такого типа этого никогда не было. Сочетание утонченной росписи, состоящей из растительных мотивов, с грубыми металлическими полосами также не характерно для русских сундуков.
Таким образом, важная роль сундучных изделий в культуре нашла яркое отражение в изобразительном искусстве. Названные изображения свидетельствуют о широком распространении в европейских странах самых разнообразных сундучных изделий: сундуков нескольких видов, шкатулок, ларцов, баулов. Они украшались прорезными железными полосами с цветными подкладками, бархатом, росписью, инкрустацией. Многие изображения являются важным историческим источником, способным прояснить те или иные аспекты жизни людей прошлого. Они не только иллюстрируют особенности бытования сундучных изделий, но и фиксируют все основные изменения их конструкции и художественного стиля.
Опубликовано: Сундук в изобразительном искусстве // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. АИС. – 2020. – Вып. 58. – С. 187—194.
II. СЕВЕРНЫЙ СУНДУЧНЫЙ ЦЕНТР
О СУНДУКАХ С РОСПИСЬЮ «ПОД ГРЕБЕНКУ»
(Вологодская губерния, II половина XIX – начало XX века)196
В настоящее время научная литература, посвященная северным росписям по дереву, огромна. В трудах В. М. Вишневской, Н. В. Тарановской, О. В. Кpугловой, С. К. Жегаловой, М. И. Мильчика, А.А.Глебовой, О. В. Алексеевой, Т. М. Олейник, М. Д. Урюпиной и многих других исследователей анализируются те или иные аспекты художественных росписей Русского Севера, определяются основные особенности различных центров, исследуются творческие манеры народных мастеров.
Несмотря на достигнутые успехи, остается еще множество нерешенных вопросов и проблем. В частности, это касается такого вида декоративного оформления поверхности предметов быта, как роспись «под гребенку» (другое название – «под резинку»). На сегодняшний день нет ни одной работы, посвященной конкретно этому виду росписи. И это тем более удивительно, что сохранилось значительное количество изделий, известны имена мастеров и некоторые обстоятельства поступления произведений в музейные собрания.
Цель настоящей статьи – определение основных центров росписи «под резинку», анализ ее художественных и технических особенностей. При работе над темой привлекались сведения из специальной литературы. Материалом исследования послужили, в основном, произведения из различных музейных собраний Вологодской области.
* * *
Суть «росписи под резинку» – нанесение узора по непросохшей масляной краске при помощи особого приспособления. Им может быть гребень (отсюда и название) или специальный инструмент, изготовленный из резины. Могли использовать и другие подручные средства, например, салфетку. Роспись выполнялась прямо по деревянной основе.
Довольно часто при помощи такого типа росписи имитировали текстуру дерева. Но в большинстве случаев об этом можно говорить с большой долей условности, поскольку речь идет лишь о работе «по мотивам», т.е. о росписи под впечатлением от красивых естественных узоров на дереве.
По большей части этот тип росписи использовался при украшении бытовых предметов – сундуков, шкафов, и в домовых росписях. Однако надо отметить, что наибольшего расцвета данный вид росписи достиг при орнаментации сундуков (на сегодняшний день в музейных собраниях Вологодской области авторам известно более шестидесяти предметов, украшенных росписью «под резинку», из них сундуков подавляющее большинство – около пятидесяти197). К тому же если в домовых росписях он выступал лишь как часть общего декоративного решения (например, украшал основной фон или края предметов), то при росписи сундуков становился главным средством орнаментации198. Стало быть, с уверенностью можно утверждать, что как самостоятельное художественное явление роспись «под резинку» характерна для декоративного оформления сундуков199.
Большинство доступных для исследования материалов имеют вологодское происхождение, но можно предположить, что ареал распространения такого типа декоративной отделки домашней утвари несколько шире (как вспомогательное средство роспись «под резинку» часто встречается, например, на вятских сундуках200). Обстоятельства приобретения большинства музейных предметов указывают на время их производства: II половина XIX – начало XX века201.
В настоящее время можно выделить два крупных центра, в которых изготавливали сундуки с росписью «под резинку»: село Сизьма и гоpод Великий Устюг (варианты орнаментации в других местах носят стихийный, произвольный характер). Возможно, это связано с более серьёзной организацией в этих местах сундучного производства, в то время как в других районах оно носило домашний, «любительский» характер. Здесь «в силу специфики исторических и социально-экономических условий, относительной замкнутости и отсутствия прочных связей между ними создавались благоприятные условия для сложения самостоятельных школ и направлений на фоне общей традиции»202.
Сизьма – стаpинное село на северо-востоке Шекснинского района Вологодской области. Через Сизьму пролегала дорога на Вологду. По этой пpичине село было богато и многолюдно. До pеволюции 1917 года здесь проживало несколько тысяч человек, сpеди котоpых было множество не только мастеpов (пивоваpов, ткачей, пpяничников), но и купцов. Поэтому существование тут пpоизводства сундуков с pосписью вполне объяснимо.
Местные сундуки с росписью «под резинку» представляют собой ящики среднего размера, стенки которых скреплены «в ласточкин хвост» (крышка и дно сложены из двух досок, боковые стенки выполнены из одной доски). Крышка – плоская, ручки фигурные, литые, ножки отсутствуют. Небольшие петли для замка расположены вертикально по центру лицевой стороны. Конструкция сундуков, форма петель подтверждает их вологодское происхождение, рассматриваемым изделиям находятся аналогии среди сундуков других уездов губернии, в частности, Грязовецкого203.
Роспись коврообразно покрывает все поверхности сундуков. Цветовая гамма, как правило, строга и лаконична. Использовалось ограниченное количество красок. Они не смешивались, мастера писали чистым активным цветом. Краски не накладывались плотным слоем, под ними просвечивает деревянная основа. Когда мастер использовал охристые тона, это смягчало резкие контрасты. Для росписи характерна легкая, импровизационная манера исполнения и разнообразие декоративных композиций. Волнистые линии складываются на поверхности сундуков в различные геометрические фигуры и отмечают края, подчеркивая формы сундуков. Иногда они имитируют «сетки» – композицию из тонких полос, которая встречается на сундуках многих других центров, например, уральского и вятского. Композиции росписи «под резинку» несколько напоминают роспись грязовецких сундуков, их роднит четкое разделение декорируемых поверхностей на большие геометрические фигуры, широкая полоса под петлями, подчеркнутое выделение краев изделий.
Для примера рассмотрим два сундука из Музея хлеба (с. Сизьма). Первый имеет средние размеры, конструкция его типична для сундуков этого центра: прямоугольный ящик, плоская крышка на шарнирных петлях. Ножки или какие-либо подставки отсутствуют. Украшение сундука представляет один из вариантов композиции местной росписи: лицевая стенка и крышка разделены на полосы одинаковой ширины, при этом на крышке их семь, на лицевой стороне – шесть. Внутри широких полос находятся волнистые линии, делящие их пополам. Эти же линии обрамляют композиции, подчеркивая ясность формы изделия. Снизу от петель, то есть точно посредине лицевой стороны, расположена широкая полоса, имитирующая жестяные полосы других типов сундуков (если в последних они часто служат для защиты ключевого отверстия или механизма замка, то здесь они в этом отношении бесполезны и представляют просто декор). Мастер легко и свободно, в импровизационной манере, воспроизвел знакомые композиции. Роспись отличается благородством цветовых сочетаний, охристые тона придали ей особую декоративность.
Второй сундук демонстрирует разнообразие росписи «под резинку», богатство ее декоративных возможностей (конструкция подобна рассмотренному выше). Его лицевая сторона разделена на два поля, украшенные по-разному: одно, представляет типичную роспись «под резинку», выполненную на высоком профессиональном уровне, а другое, крестообразной формы, декорировано волнистыми полосами, напоминающими по форме и расположению железные решетки на окнах церквей. Мягкие цветовые сочетания росписи, ее быстрый, импровизационный характер, придали общему художественному решению сундука легкость и декоративность. Украшение вещи обогащает текстура дерева, просвечивающая сквозь тонкий слой краски. Композиция росписи сообщает сундуку зрительную устойчивость, солидную основательность. Рассматриваемому сундуку свойственны декоративность, конструктивность и орнаментальность, о которых писал В. С. Воронов. «Эти основные художественные черты… сливаясь в каждом отдельном памятнике воедино, дают крестьянскому бытовому творчеству твердое и крепкое художественное основание, утверждают за ним неоспоримое право именоваться искусством»204.
Великий Устюг – один из древнейших горoдов Pусского Севеpа. Он располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды на берегу реки Сухоны. Издавна Устюг был не только крупным купеческим городом, но и центpом различных промыслов, в том числе художественных. Далеко за пределами гоpода известны устюжские чеpнь на сеpебpе, ковка железа, «мороз» по жести, резьба и роспись по бересте. Также здесь делали расписные сундуки и шкатулки.
О давней традиции изготовления здесь сундуков неоднократно писалось в литературе. Еще Ф. А. Арсеньев в своем «Очерке кустарных промыслов», изданном в 1882 году, отмечал, что «в Великом Устюге с незапамятных времен существует производство сундуков, все в одной издревле установившейся форме…». Он писал также о разделении труда по столярной и слесарной специальностям. «За пятерку деревяшек (пять штук – одна в одну) Шемогодские мастера берут цену сообразно наружной окраске сундука: за писаные от 1р. 20 к. – 1 р. 30 к., крашеные от 80 к. – 90 к. … В Устюге десять самостоятельных мастеров занимаются обивкой и сборкою сундуков; число рабочих у них до 36 человек. Совсем обитые и сложенные сундуки идут из мастерских на продажу – писаные по 3 руб., крашеные по 2 р. 60 к. за пяток. Сбыт на местном рынке в Устюге и главным образом скупщикам в уезды Яренский, Тотемский, Вельский, Никольский, Кадниковский, Устьсысольский и в Вологду»205.
Устюжские сундуки, декорированные росписью «под резинку», имеют средние размеры, вполне стандартные для этого вида изделий. Крышка их покатая (состоит из 3—4 досок), ножки или подставки отсутствуют. На боковых сторонах – литые ручки, на лицевой – кольцо для открывания крышки. Крепление сундуков отличается простотой: они обивались со всех сторон тонкими железными полосами. Таким образом конструкция изделий вступала в противоречие с их росписью. Стенки и крышка сундуков расписывались заранее и только позднее скреплялись полосами.
Надо отметить, что на сундуках этого вида заметен сборный характер их производства: иногда волнистые полосы не совпадают на крышке и боковых сторонах. Роспись, как правило, состоит из двух-трех цветов. Замки на таких сундуках всегда защищались металлическими пластинами разных форм (сегодня на большинстве изделий замки сняты). Иногда на крышке, по углам, прикреплялись дополнительные пластины для укрепления сундука.
Прекрасные сундуки этого типа находятся в коллекции Тотемского музейного объединения и Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника206. Рассмотрим для примера два из них. Первый находится в собрании тотемского музея207. Форма и размеры его типичны для рассматриваемых изделий. Стенки скреплены железными полосами, и если на боковой стороне они просто повредились в процессе бытования вещи и исчезли, то на лицевой срезаны специально. Маленькое кольцо, укрепленное на крышке, облегчает открывание сундука. Замок защищен трапециевидной железной пластиной.
Роспись состоит из нескольких волнистых полос коричневого и светло-зеленого цветов, образованных волнистыми линиями (сундуки с аналогичной росписью хранятся в музее фресок Дионисия208). Звучная мажорная гамма построена на использовании ярких локальных цветов. Мастер точными движениями нанес рисунок по непросохшей краске. Непринужденность исполнения, четкость и уверенность движений свидетельствует о большом опыте автора росписи. Композиция с полосами, расположенными под углом, часто встречается в таком типе сундуков. Из-за подобного расположения полос форма изделия несколько «смазывается». В целом такую композицию можно назвать универсальной, поскольку она может быть использована для любого объемного предмета. Кроме того, она свидетельствует о неисчерпаемом богатстве вариантов росписи «под резинку». Несмотря на то, что отправной точкой для мастеров, вероятно, была текстура дерева, творческая фантазия часто уводила их далеко от этого естественного узора. Используя лишь несколько красок и самые простые технические приемы, автор росписи рассматриваемого сундука сумел добиться цветовой гармонии, четкости рисунка и, в общем, выразительности художественного решения.
Второй сундук находится в Великоустюгском музее-заповеднике209. Его форма и размеры аналогичны другим рассмотренным изделиям. К числу отличий можно отнести расположение ручки на верхней поверхности крышки, а не на ее лицевой стороне. Ручки для держания, обычно расположенные по бокам таких изделий, отсутствуют. Пожалуй, именно этот сундук наиболее ярко характеризует одну из особенностей производства подобных изделий, имеется в виду его «сборный» характер.
Несмотря на весьма высокий уровень исполнения росписи, мастер мало задумывался об общем художественном решении вещи. Он механистично соединил стенки. Поэтому железная пластина «повисла» на поверхности лицевой стороны. Вероятнее всего, роспись и сборку сундука делали разные люди. При этом, как отмечалось выше, роспись выполнена на высоком художественном уровне, она обличает руку профессионального мастера. Роспись декоративна и динамична. Это достигается звучным сочетанием цветов и волнистой формой полос, образующих клетки на всей поверхности сундука. Такая вещь вносила яркий эмоциональный акцент в интерьер крестьянской избы. Художественные особенности рассматриваемой росписи таковы, что с другими произведениями этого вида ее роднит только технология.
Интересный пример соединения росписи «под резинку» с т.н. «шемогодской» росписью представляет сундук из коллекции Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника210 (надо отметить, что он лишний раз доказывает устюжское происхождение рассматриваемых сундуков). Конструкция вещи соответствует конструкции великоустюжских изделий. Роспись состоит из волнистых и прямых полос, расположенных под углом приблизительно 45 градусов. При этом цвета характерны для «шемогодской» росписи. Несколько гибридный характер сундука211 не мешает назвать его прекрасным произведением народного искусства, обладающим своими художественными достоинствами.