Полная версия
Из истории русского сундучного производства. Сборник научных статей
Как уже говорилось выше, сундук М-701 вполне помещается в ряд уральских изделий XVIII века, особенно медной бытовой утвари и посуды. Другому же изделию более свойственно иное окружение. Оно бы смотрелось весьма органично рядом с изделиями уральских кустарных промыслов XIX века. На основании общей совокупности художественных и технических приемов, примененных мастером при изготовлении этого сундука, а также существования многочисленных аналогий из коллекции ОНИ и других музеев, датировку изделия необходимо несколько «отодвинуть» ближе к середине XIX столетия.
В период конца XIX – начала XX века в Невьянске производились сундуки, которые при расположении их один на другом составляли «горки». Вероятно, такое назначение имел сундук значительных размеров, хранящийся в ОНИ126. Это деревянное изделие, обитое листами чеканной и «мороженой» жести. На листах – геометрический и растительный узор. Он образовал привычную для подобных сундуков композицию. Зигзагообразные мотивы разделили поверхность изделия на участки, украшенные листами «мороженой» жести. На эти участки дополнительно наложены в виде клетки жестяные полосы. Такое художественное оформление имело продуманный неброский эффект, вполне соответствующий роли вещи в интерьере уральского дома. Согласно инвентарной книге ОНИ, это изделие мастерской А. О. Алексеева было изготовлено на Невьянском заводе Пермской губернии <…>127.
Заводские мастера «приготовляли» ларцы, шкатулки и сундуки в соответствии со спросом, который регулировался требованиями моды и пожеланиями заказчика. Одними из самых распространенных технических приемов стали тиснение и прорезь. При этом мастера часто использовали вставки «зеркального» железа восьмиугольной и сердцевидной формы. Оживляли художественное оформление вещей металлические пластины, окрашенные в зеленый, красный или синий цвета. Они подкладывались под жестяные листы, покрывающие сундуки. В собрании ОНИ имеется два таких изделия. Они имеют различные размеры128. Одно из них, согласно инвентарным книгам, датируется концом XVIII – началом XIX века (предположительное место изготовления – Пермская губерния), другое – II половиной XIX века (место производства – Нижний Тагил). Композиция орнамента построена на сочетании геометрических и растительных мотивов. Она привычно разбита на сегменты. При таком решении композиции было проще украшать большие количества продукции. Мастера умело расположили на поверхности сундука «зеркальные» вставки, не перегрузив композицию. Цветные и «зеркальные» детали оживили декоративное оформление изделия, внеся в него присущее произведениям народного искусства радостное настроение. При этом не исчезли обусловленные предназначением вещей такие их свойства, как надежность и прочность.
Особенности художественного стиля двух последних рассмотренных произведений, в т.ч. и подобие орнаментальных мотивов изделиям II половины XIX века, технические особенности их декорирования, описания этих вещей в специальной литературе II половины XIX столетия, а также ряд второстепенных обстоятельств свидетельствуют о том, что названные сундуки были выполнены в Пермской губернии во II половине XIX века. Известно, что сундук М – 359 был изображен на полотне художника Н. Д. Дмитриева – Оренбургского, датирующемся 1879 годом129. Поэтому время его создания можно ограничить III четвертью XIX века.
Другим видом продукции уральского сундучного промысла были ларцы. Пять ларцов-теремков из коллекции ОНИ датируются в инвентарных книгах XVIII веком130. Вещи имеют стандартный прямоугольный корпус с четырехскатной крышкой. Невысокие ножки на четырех углах основания придали изделиям устойчивость. Мастера использовали при их декорировании то же разнообразие техник, как и на рассмотренных выше сундуках: раскрашивание, тиснение, гравирование, прорезь, разноцветные и «зеркальные» вставки. Гравированный орнамент ларцов состоит из геометрических и растительных мотивов.
Изделия этой группы (инв. №№ М-21, М-23) нуждаются в более внимательном рассмотрении. Произведения подобной формы были распространены в России в XVII – XVIII веках. Однако форма не может быть основанием для атрибуции этих вещей XVIII веком. Обращение к традиционным видам изделий всегда было свойственно искусству Урала. Кроме того, данный вид продукции местного сундучного промысла был популярен на протяжении весьма длительного времени.
О более поздней датировке данных ларцов свидетельствует одинаковый с уже рассмотренными изделиями (датирующимися XIX веком) набор художественных техник и орнаментальных мотивов, принципы декоративного оформления, которых придерживались мастера. В РЭМ хранятся шкатулки,131 датирующиеся XIX веком, художественное оформление которых полностью идентично рассматриваемым изделиям из ОНИ.
Листы жести желтого цвета, используемые мастерами XIX—XX веков при создании шкатулок и которые упоминаются в специальной литературе того времени, видны и на двух рассматриваемых ларцах132 (из коллекции ОНИ в качестве примера можно привести лист под инв. № М-174). По сведениям Н. Б. Бакланова, на Урале «производство жести… большого распространения не имело до XIX века», поэтому «в списках заводов XVIII века при перечне их „фабрик“ жестяные встречаются как исключение»133.
«Зеркальные» вставки использовались сундучниками на протяжении длительного времени. Чаще они использовались в XIX столетии в определенном типе продукции – ларцах. На выставках рубежа XIX – XX веков уральские сундучные заведения демонстрировали «железные обрезки полированные, носящие названия зеркал»134. Именно они использовались как декоративное украшение в рассматриваемых ларцах. Однако в «Очерке кустарных промыслов Екатеринбургского уезда…», опубликованном в 1912 году, указано: «Существовавшее в прежнее время производство железных зеркал оказалось в настоящее время совершенно исчезнувшим, так как зеркала, в качестве сундучных украшений, уже вышли из моды»135. Это сведение позволяет ограничить время производства названных ларцов XIX веком. Cледует добавить, что П. Н. Зверев, описывая виды уральских сундуков и технику их изготовления (в XIX столетии), упоминает и подобные ларцы136. Аналогичная вещь из собрания МЗ «Горнозаводской Урал» датируется началом XX столетия137, упомянутые выше аналогии из РЭМ в музейных описях находятся среди вещей XIX – начала XX столетия. При отсутствии признаков, указывающих на XVIII век как на время производства, ларцы – теремки по наличию «зеркальных» вставок и использованию желтой жести возможно датировать XIX веком. Тем самым датировку двух из пяти ларцов означенной группы сегодня можно изменить. Они были изготовлены не в восемнадцатом, а в девятнадцатом столетии.
Вероятно, самым богатым по украшению является другой вид уральской сундучной продукции. Эту группу произведений образовали шесть шкатулок. Они поступили из Кустарного музея в 1938 году.138 Все они датируются XIX веком. Шкатулки украшены листами «мороженой» жести разного цвета. Некоторые из них декорированы листами жести с печатными узорами, выполненными на различных фабриках. Ярко блестящие цвета «мороженой» жести в соединении с геометрическими и растительными узорами, выполненными в техниках тиснения и гравировки, создали своеобразное художественное оформление.139 Подобные шкатулки, т.е. украшенные листами жести разного цвета, на Урале назывались «бухарскими».
Внутри этой группы выделяются два изделия, в украшении которых была использована привозная жесть с литографическими изображениями. Одно из них – шкатулка140. Согласно инвентарной книге ОНИ, она была выполнена в Невьянске в XIX веке. Шкатулка имеет стандартную прямоугольную форму, разнообразно украшена. Ее поверхность покрыта листами «мороженой» жести светло – зеленого цвета (оборотная сторона покрыта вороненым железом). Поверх них наложены полосы блестящей желтой жести, образующие крупную клетку. Каждая сторона шкатулки обрамлена литографированными жестяными полосами, на которые нанесен разноцветный геометрический орнамент. Вещь отличается тщательностью, аккуратностью отделки.
На одной из жестяных полос обнаружена надпись. От нее сегодня сохранились буквы: «Лит… сьвенск..о Г. О. Н-въ П. П. Шу..алова». В настоящее время она прочитывается как «Литография Лысьвенского горного округа наследников Павла Петровича Шувалова», т.е. свидетельствует о том, что лист был изготовлен на фабрике металлических изделий наследников графа П. П. Шувалова. Эта фабрика находилась на Южном Урале. Вместе с заводом она составляла единый производственный комплекс. Согласно Отчету Правления округа за 1909/1910 год в это время на фабрике был начат выпуск литографированной жести141. Нижней границей датировки шкатулки может быть время после 1909 года. Известно, что в 1918 году фабрика и завод были национализированы142. Вещь из собрания ОНИ была изготовлена в период времени после 1909 – до 1918 года.
Другое изделие – тумба, лицевая сторона которой покрыта листом с сюжетным изображением. Поверхности изделия покрыты листами «мороженой» жести коричневого цвета, поверх которых в виде сетки укреплены желтые жестяные полосы. Края подчеркнуты орнаментальными полосами. Это придает ясность форме вещи. На листе, расположенном на ее верхней горизонтальной поверхности, в картуше изображена молодая пара: крестьянка и парень с балалайкой. Они беседуют на фоне деревенского пейзажа.
Мастер четко различал те роли, которые играют поверхности изделия при его восприятии зрителем. Боковые стороны украшены одинаково – сегментами, заполненными «мороженой» жестью и пересекающимися полосами. Лицевая поверхность покрыта листом с литографским сюжетным изображением. Это, по мысли мастера, – наилучшее украшение. Не видная зрителю сторона оставлена без декорировки <…>143. На внутренней стороне верхнего ящика – надпись чернилами: «2576/1205 Пермская губ., Невьянский заводъ. Ц. 7 рублей». В каталоге выставки в Петербурге (1902) под номером 214 указано: «Тумба, заменяющая ночной столик, работы невьянских сундучников. Цена 7 рублей».144 Именно это изделие было экспонировано на выставке. Время его создания определяется следующим образом (фабрика Г. А. Хаймовича была основана в 1858 году145): нижняя граница – время после 1858 года, верхняя – до 1902 года.146
Другие произведения этой группы147 украшены листами «мороженой» жести с узорами, выполненными краской по трафарету. На одном изделии часто сочетаются жестяные листы разного цвета. Кроме того, на листы, лишенные «мороза», нанесены в технике гравировки и тиснения многообразные геометрические и растительные мотивы.
Особое внимание привлекает шкатулка, лицевая и боковые стороны которой украшены листами «мороженой» жести золотистого цвета148. В инвентарных книгах ОНИ местом ее производства называется Невьянский завод Пермской губернии, время не указано. Поверх листов расположены тонкие полосы желтой жести, образующие клетку наподобие шахматной. Кроме «мороженой» и желтой жести мастера также использовали геометрический орнамент, состоящий из различных фигур. Он в техниках гравировки и тиснения нанесен на металлические полосы, обрамляющие края шкатулки. Углы отмечены узором в виде перечеркнутых квадратов с точками внутри. Это придает отчетливость, ясность форме вещи. Гравированный узор, широкой лентой обегающий боковые и лицевую поверхности шкатулки, завершается ромбами, заключенными в прямоугольники. Они напоминают пилястры, фланкирующие фасады жилых и промышленных построек Урала. В гравированном орнаменте эти мотивы имеют функцию ограничения, сдерживания движения орнамента. Надо отметить, что тонкие полосы жести, покрывающие ее поверхности, также вносят некий оттенок упорядоченности в общее художественное решение. Строгая симметрия, свойственная шкатулке, умело завуалирована мастером яркими праздничными цветами мороженой жести. Изделие своим богатым украшением вносило цветовой акцент в оформление любого интерьера, будь то дом горнозаводского служащего или юрта жителя Азии.
На изделии обнаружен ярлычок – «Пермская». На дне вещи – надпись карандашом: «Мастер О. П. Лаптев». Известно, что в Нижнем Тагиле, на Старо – базарной улице, на рубеже XIX – XX веков существовало сундучное заведение Осипа Поликарповича Лаптева. Эта была крупная «фабрика», участвовавшая в выставках149. Заведение представило на петербургскую выставку (1902) среди других произведений «шкатулку 9 – вершковую. Цена 90 коп»150. Размеры рассматриваемой шкатулки 39х38 см., что вполне соответствует указанным в каталоге. В собрании ОНИ оказался образец продукции одного из самых заметных уральских сундучных заведений. Шкатулка, скорее всего, изготавливалась именно к петербургской выставке. Таким образом, рассматриваемое произведение можно атрибутировать как тагильское (а не невьянское), и ограничить время его создания: конец XIX века – до 1902 года151.
На ручке другой шкатулки152 этой группы сохранился ярлычок с надписью «Шкатулка сибирская». В инвентарных книгах ОНИ указано, что она изготовлена в Невьянске в XIX веке. Изделие украшено листами «мороженой» жести синего и черного цветов. Как было принято, задняя сторона вещи обита листом вороненой жести. Мастером использованы тонкие полосы желтой жести, складывающиеся на лицевой и боковых сторонах шкатулки в различные геометрические узоры. Эти полосы играют важную роль не только в художественном оформлении вещи, но и в ее конструкции – они укрепляют шкатулку. Гравированный и тисненый орнамент в виде кружков, точек, ромбов нанесен на широкие жестяные ленты, обрамляющие изделие. В целом его художественное решение напоминает декоративное оформление вышерассмотренного произведения мастерской О. П. Лаптева.
«Шкатулка сибирская» поступила в Кустарный музей в 1897 году из Русского сельскохозяйственного комиссионерства «Работник».153 Поэтому ее датировку, принятую ранее (XIX век), сегодня можно несколько уточнить: конец XIX века. Пути попадания вещи в комиссионерство несколько проясняются из рекламного листа этой организации, помещенного в указателе нижегородской выставки 1896 года. Там указано: «Отдел кустарных изделий принимает как от отдельных кустарей так и от разных учебных мастерских и других учреждений кустарные изделия на продажу, а также покупает и заказывает таковые при наличном разсчете и служит посредником при поставках в казенные и общественные учреждения»154. Возможно, что вещь была приобретена комиссионерством именно с этой выставки.
В собрании ОНИ находятся изделия, которые дают возможность прояснить те или иные аспекты истории промысла. Они также помогают уточнить некоторые особенности процесса создания сундуков и шкатулок. Это жестяные листы155, изготовленные уральскими мастерами на различных «фабриках». Они производились в небольших заведениях и затем прикреплялись к сундукам в крупных мастерских156.
Наряду с типичными произведениями северных и уральских мастеров в собрании ОНИ ГРМ есть произведения других центров. Из села Павлово Нижегородской губернии (или Муромского уезда Владимирской, XIX век) происходит большой сундук с расписной лицевой стенкой.157 Она разбита на два квадрата, в каждом из которых изображен вазон с букетом красно – белых роз и голубых колокольчиков в окружении зеленых листьев. Цветовое решение построено на сочетании теплых и холодных тонов. Остальное пространство занято геометрическим узором, нанесенным трафаретом. Выпуклая крышка окрашена красной краской и окована железными полосами, образующими сетку. Яркое красочное оформление сундука вносило праздничное настроение в крестьянский дом. В других музеях, например, в ВСМЗ и ВГИАХМЗ, есть аналогии этому произведению.158
Возможно, один центр производства представляют два сундука, окрашенных в красный цвет. Они подобны по конструкции и художественному оформлению. В инвентарных книгах местом и временем их производства названы Костромская (начало XX века) и Вологодская губернии (конец XIX – начало XX века) соответственно. Однако особенности формы и композиции росписи делают возможным отнести их к произведениям вятских мастеров II половины XIX столетия. Многочисленные аналогии из музеев подтверждают такую атрибуцию.159
В коллекции ОНИ находятся также произведения украинских мастеров XIX века. Это два расписных сундука. Один из них – скрыня – представляет большой ящик со скошенными стенками, крышка плоская.160 На лицевой стороне, в центре, изображен ветвистый куст, в углах – ветви с цветами (крышка и боковые стороны не украшены). Роспись выполнена непосредственно по деревянной основе. Сочетание тонов, среди которых преобладают зеленый, черный, желтый и голубой, придают изделию праздничный характер, соответствующий его назначению. Простота композиции способствует лучшему восприятию росписи. Художественное оформление скрыни выдает руку не только опытного, но и талантливого мастера. Внутри изделия, на обороте крышки, имеется надпись: «Кучеренко Петръ город Полтава».
Другой сундук также имеет значительные размеры.161 Он установлен на резные ножки. Его деревянная основа со всех сторон по темно-зеленому фону украшена гирляндами: на лицевой и задней они состоят из изображений ромашек и винограда, на боковых – из винограда и груш. Композиция росписи соответствует форме изделия. Гирлянды хорошо расположены на удлиненных сторонах сундука. При этом почти квадратные стороны боковые стороны предоставляли мало свободы для импровизации. Тем не менее, и для них мастер сумел найти хорошую композицию, что говорит о его богатом опыте.
Среди изделий из собрания ОНИ есть вещи, которые на сегодняшний момент невозможно с достаточной точностью отнести к какому-либо конкретному центру. Среди них находится сундук, окованный перекрещивающимися железными полосами162. На крышке – прямоугольный выступ со створкой над потайным замком с рельефной человеческой маской в овальном обрамлении. По сторонам выступа – парные лировидные накладки, в углах крышки – рельефные четырехлепестковые розетки, окрашенные в красный цвет. На лицевой стенке, в углах, такие же розетки, между петлями – рельефная гирлянда из зеленых листьев в центре и с вертикально свисающими концами по бокам. Форма изделия заставляет предположить его не русское (возможно, украинское) происхождение.
Также представляет интерес большой сундук на резных ножках, с покатой крышкой. Он обит широкими жестяными полосами, образующими клетку на крышке. На лицевой стороне жестяные полосы расположены вертикально на равном расстоянии друг от друга. Полосы украшены в технике тиснения растительными завитками, волнистыми линиями и геометрическими фигурами. Сундук вписывается в ряд белорусских изделий XIX – I половины XX века163.
Таким образом, коллекция сундуков отдела народного искусства значительна как по количеству, так и по качеству изделий. Они происходят из разных центров производства. Но необходимо отметить, что представлены они крайне неравномерно: если, например, количество изделий Русского Севера исчисляется десятками, то украинских вещей всего две, павловских (муромских) – одна. Большинство изделий представляет стандартную продукцию. Но стандартность в данном случае не означает низкого качества изделий, все они выполнены на самом высоком художественном уровне.
Опубликовано: О произведениях уральского сундучного промысла // Страницы истории отечественного искусства (XVIII). Сб. статей по материалам научной конференции. Альманах. ГРМ. Вып. 300. – СПб., 2011, С.258—270.
СУНДУК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
С незапамятных времен сундук служил для хранения ценных вещей, документов, пищевых запасов. Особую роль он играл в свадебном обряде. Неудивительно, что с раннего времени сундук нашел отражение в изобразительном и искусстве.
В научной литературе эта тема не получила достаточного освещения, хотя в некоторых работах встречаются упоминания об изображении тех или иных сундуков и шкатулок в произведениях живописи, книжной миниатюры, на фресках, в иконописи164. Исследователи чаще всего ограничиваются констатацией факта изображения тех или иных сундучных изделий. Пожалуй, самое тщательное исследование в этой области принадлежит немецкому исследователю Паулю Шубрингу165. Однако в его работе речь идет только об итальянских кассонах (свадебных сундуках).
В настоящей статье предпринята попытка обобщения сведений по данной теме, прослежены особенности изображения сундучных изделий в произведениях станковой и монументальной живописи, книжной графике.
Надо подчеркнуть, что автором привлекались лишь наиболее показательные художественные произведения. Количество изображений сундуков, ларцов и шкатулок поистине безгранично, — в одном обзоре все охватить невозможно.
I
Уже в росписи античных ваз можно видеть сундуки и ларцы с плоскими или покатыми крышками, каждый из которых состоит из четырех стоек-опор и стенок из нескольких досок. Порой изделия изображены настолько подробно, что различаются не только конструкция, но и цвета окраски и мотивы орнамента. Вещи участвовали в религиозных обрядах, использовались в качестве домашней мебели. В качестве примера —античные вазы из собрания Эрмитажа166. По этим рисункам можно сделать вывод, что древнейшая конструкция, используемая при создании предметов мебели еще в Древнем Египте, сохранила свою популярность.
Наиболее часто встречаются изображения сундуков и шкатулок в итальянском искусстве Возрождения. Некоторые из них выполнены очень тщательно, поэтому их используют в качестве исторических источников. На фреске Джотто из капеллы Скровеньи в Падуе (1304—1306; в сцене Благовещения святой Анне) изображен большой красный сундук с плоской крышкой и прямыми стенками. Он обит тонкими железными полосами, на лицевой стороне – фигурная металлическая пластина, защищающая замок. По итальянской традиции сундук находится в спальне. В данном случае можно назвать две работы сиенского художника Сано ди Пьетро. Первая – «Рождество Богородицы» (1448—1452), в которой сундуки-кассоны стоят вдоль кроватей167. Лицевая сторона каждого из них украшена расписным растительным орнаментом на золотом фоне, расположенным в трех прямоугольных полях. Поскольку крышки на сундуках плоские, то последние используются в качестве скамей. На другой работе Сано ди Пьетро «Рождение и наречение Иоанна Крестителя» (1450—60)168 кассоны расположены также вдоль кроватей. В отличие от сундуков, изображенных на предыдущем полотне, они лишены росписи. Их единственное украшение – профилированные филенки. Антонелло да Мессина на полотне «Святой Иероним за работой» (ок.1475)169 изобразил справа от святого небольшой сундук с плоской крышкой и резными ножками, напоминающий Stollenrtuhe (один из распространенных видов сундуков). Предмет лишен каких-либо украшений, он прост и изящен. А на известном полотне Тициана «Венера Урбинская» (1538)170 изображены на заднем плане два сундука. Они имеют скругленные стенки и декорированы, возможно, интарсией. Орнамент состоит из прихотливо извивающихся растительных завитков и антропоморфных изображений. Даже на лицевых панелях самих сундуков были изображены свадебные кассоны, как, например, на флорентийском произведении XV века из коллекции Государственного Эрмитажа171. Двое слуг на ослике перевозят богато украшенные сундуки с покатыми крышками. Их размеры не соответствуют реальным. Примеры изображения итальянских сундуков на фресках, полотнах и панелях можно умножать почти бесконечно. Таким образом, исходя из рассмотренных изображений, можно сделать вывод о значительном развитии сундучного производства: в XV столетии в Италии использовались разнообразные конструкции и техники декорирования изделий.
Живописцы других стран также не оставили без внимания сундучные изделия. На триптихе Питера Артсена «Поклонение волхвов» (1560)172 довольно подробно изображен большой сундук. Он имеет покатую крышку, укрепленную изнутри тонкими деревянными полосами; стенки – прямые, обиты железными полосами, по бокам – ручки; ножек нет. Сундук, возможно, был обит кожей с орнаментом, выполненным в технике тиснения. А на полотне Иеронима Босха «Смерть купца» (1485—1490)173 еще более подробно, чем вышерассмотренная вещь, изображен сундук, воспроизводящий конструкцию сундуков tuugkist («саркофаговых»). В пазах четырех стояков-«столбов» укреплены доски (они же образуют ножки), составляющие стенки. Крышка — плоская, она поднималась и опускалась с помощью деревянных шарниров. Лицевая сторона сундука (снизу) декорирована в технике резьбы геометрическими мотивами. Внимание привлекает мощная железная пластина, защищающая отверстие для ключа. Она состоит из двух частей разной формы (треугольной и круглой), наложенных друг на друга. Длинная железная петля прикреплена к крышке. Приголовок расположен слева. Интересна деталь, показывающая, как держалась крышка в поднятом состоянии: использовался кинжал.
В немецкой живописи изображения сундучных изделий встречаются не менее часто. Их можно видеть, например, на «Алтаре патронов» Стефана Лохнера (после 1426), на его же полотне «Мадонна в беседке» (1440), на левой створке Изенгеймского алтаря кисти Маттиаса Грюневальда (1506—1515). Представлены сундук с плоскими крышками и стенками, состоящими из филенчатых панелей; сундук с плоской крышкой, стенки которого соединены «в ласточкин хвост»; богато декорированный ларец с двускатной крышкой. Стремление германских живописцев к достоверному изображению предметов (что называется исследователями в качестве одной из особенностей немецкой живописи Ренессанса174) сделало возможным рассматривать их полотна как источник по истории быта.