Полная версия
Новый Завет Политической Экономии. Благая Весть Капитализма и Коммунизма в Информационную Эру
То есть при помощи СМИ и другими методами производится такая обработка масс, которая приводит к выборам только нужных самой элите людей, и/или те люди, которых выбирают "во власть" массы, на самом деле не получают реальной власти. А реальная власть остаётся в руках тех представителей элиты, которых никто не выбирал.
На практике широко используются оба варианта в различных пропорциях.
При этом V(x) фактически уменьшается на F(x), а V(u) уменьшается на F(u) = A*F(x) то есть ресурсы системы, уходящие на бутафорские выборы и их последствия, обычно заимствуются из частных ресурсов элиты F(u), а степень свободы масс в результате их соответствующей обработки уменьшается на F(x).
В некоторых случаях, когда расходы на "выборы" и функционирование бутафорских институтов "власти" производится за счёт общественного бюджета, тогда степень свободы масс уменьшается ещё больше, ведь средства, которые можно было потратить на более полезные для людей нужды, тратятся на театрализованное зрелище "торжества истинной демократии". :)
Парадоксально, но факт – бутафорская демократия делает массы ещё менее свободными, чем они были бы в случае откровенно не демократических методов формирования власти.
Но по-видимому людям интереснее живётся, когда их "обманывают красиво". Если и продавать своё право выбора, то лучше задорого?
"Если я вещь, то я дорогая вещь!"
А вот "лучше горькая правда, чем сладкая ложь" – это лозунг скорее для властвующей элиты, чем для народных масс.
(Тем не менее, хорошая власть должна быть реально сменяемой, то есть и в обществе и в самой элите должны быть хорошо развитые механизмы вертикальной мобильности – отбора лучших из лучших. Однако этот механизм абсолютно не тождественен тем "демократическим выборам", которые сейчас господствуют в мире.)
Р.2.2.4. Энтропия в общественных процессах.
В этом разделе мы рассмотрим некоторые процессы в природе и обществе с точки зрения энтропии и теории управления, в достаточно произвольном порядке.
Напомню, что возрастанию энтропии соответствует возрастание разнообразия и свободы.
Инновации повышают энтропию, то есть разнообразие и свободу масс, затрудняя тем самым работу подсистемы управление обществом, за счёт относительного уменьшения разнообразия последней. Точность работы подсистемы управления также падает, так как поведение общества в новых условиях становится менее известным.
При инновациях часто сокращается персонал компаний, увеличивается число безработных, что дополнительно увеличивает степень свободы управляемой подсистемы и затрудняет управление ею.
Рост населения Земли приводит к возрастанию энтропии, увеличению разнообразия и свободы, у молодёжи стремление к свободе более интенсивно.
Функция школы – уменьшать энтропию за счёт роста дисциплины и ограничения свободы молодёжи посредством её "воспитания". (Поэтому школы типа Вальдорфских не приветствуются государством.)
Рост преступности и стихийные бедствия повышают энтропию за счёт разрушения общественного порядка и таким образом увеличения степени свободы управляемой подсистемы.
Война понижает энтропию, так как является тормозом инноваций. Во время войны разнообразие и свобода в обществе уменьшаются, а однообразие и дисциплина – увеличиваются. Энтропия и разнообразие внешней среды обитания также уменьшается, особенно в разрушенных городах. Однообразные руины занимают место домов, школ, магазинов и т.п.
Примерно о том же самом пишет Назаретян в своей книге [Л.115.] на стр. 241: "Разумеется, оружие – такой же антиэнтропийный механизм, как волчьи зубы, змеиное жало, религиозное учение и т.д. и т.п.: все они, в согласии с законами термодинамики и синергетики, обеспечивают устойчивость неравновесной системы за счет разрушения других систем."
Консервативная политика (партия консерваторов) – уменьшает разнообразие и скорость инноваций.
Прогрессивная политика (партия реформаторов) – увеличивает разнообразие и скорость инноваций.
Так как свобода увеличивает энтропию, то стремление к свободе возможно является следствием закона её возрастания?
Так как всё общество делится на управляемую и управляющую подсистему, то в них это стремление будет выполнять разные функции.
Удовлетворение стремления к свободе нижней страты (народных масс) будет выполнять во всей системе дестабилизирующую функцию, аналогичную функции возрастания скорости инноваций.
Удовлетворение стремления к свободе верхней страты (властвующей элиты) будет выполнять во всей системе стабилизующую функцию, аналогичную функции торможения скорости инноваций.
Стремление к справедливости – менее однозначная категория.
Если рассматривать справедливость как равенство всех, то это – стремление к однообразию, то есть к уменьшению энтропии.
В принципе процессы, уменьшающие энтропию, обычно приписывают биологическим системам как стремление к стабилизации жизни вида. С этой точки зрения можно считать его функцию положительной, тормозящей инновации.
По видимому эта трактовка справедливости чаще появляется у обществ тип-Кол.
Если же рассматривать справедливость как равенство в одинаковом и неравенство в неодинаковом, то это стремление к разнообразию, то есть к увеличению энтропии. Данное свойство может также выполнять положительную функцию, так как приводит к более быстрому обновлению жизни вида, то есть к ускорению инноваций.
По видимому эта трактовка справедливости чаще появляется у обществ тип-Инд.
Таким образом и две политические партии, и стремление к свободе с точки зрения двух страт, и две трактовки стремления к справедливости, и два типа общественных отношений являются как бы двумя сторонами одной медали, одинаково необходимыми для нормального развития человечества, которое состоит из циклов увеличения и уменьшения скорости инноваций.
Что читать: [Л.115.]
Р.2.2.5. Дорогие бренды. Военные расходы.
Всем известно, что цены на однотипные товары разных марок и производителей могут различаться в десятки, сотни и … миллионы раз. Например наручные часы можно купить и за 10 долларов, и за 10 миллионов.
Конечно, удобство, красота, функциональность, надёжность и другие потребительские качества у дорогих брендов явно выше, чем у дешёвых аналогов малоизвестных производителей.
Конечно, иметь дорогой бренд это престижно.
Но почему это престижно?
Потому что это результат действия дорогостоящей и продолжительной рекламы?
Всё так, но есть главная причина и цель существования вообще всех дорогих брендов.
Дорогие бренды приносят огромные прибыли своим владельцам.
Владельцы дорогих брендов – это элита.
Большие ресурсы у элиты требуются для поддержания стабильности в обществе.
Таким образом, покупая дорогие бренды, вы делаете вклад в поддержание общественной системы, вы покупаете, так сказать, "гарантийный талон" на стабильную работу подсистемы управления обществом.
Представители элиты должны стремится сохранить свой совокупный капитал, что они и делают, покупая дорогие бренды друг у друга.
Теперь коротко о высоких военных расходах некоторых стран :).
Функция таковых в следующем:
–торможение инноваций в гражданской сфере;
–ограничение свободы других стран с целью управления ими;
–бизнес "с позиции силы", перекачивание ресурсов других стран.
Всё это эффективно увеличивает запас устойчивости существующей системы власти в мире, экономической и политической.
Р.2.2.6. Суммирование ресурсов разных типов.
Чтобы правильно определить параметры системы, используемые в энтропийных формулах типа закона Эшби, нам необходимо уточнить понятие, вкладываемое в термин "суммарные ресурсы" (подразумеваемые под энтропией) с точки зрения их использования для управления, и для властвующей элиты, и для народных масс.
Ресурсы – это не только свободный финансовый капитал для оперативного управления и общий капитал для более размеренного.
Это также и социальный капитал, то есть количество и сила связи человека с другими людьми, который в коллективе определяет степень сплочённости, то есть – способности согласованно решать общую проблему.
Если связи между людьми упрочняются, то социальный капитал растёт, а если напротив – общество атомизируется – то он падает.
Ещё один ресурс – это точная информация, соответствующая действительности, или наоборот, дезинформация. Другой вариант – это малосодержательная информация, информационный мусор, отвлекающий внимание на малозначимые объекты.
Ну и наконец свобода или несвобода (запрет) что-то делать – это тоже важный компонент ресурса.
Полная формула суммирования ресурсов может выглядеть так:
Энтропия = сумма всех ресурсов = A*(капитал – долги) + B*(власть – зависимость) + C*(сплочённость – вражда) + D*(свобода – несвобода) +E*(информация – дезинформация),
где A,B,C,D и E – это некоторые положительные коэффициенты пропорциональности.
Власть в этой формуле – это "прямая" власть, не зависящая от других переменных.
Как определить коэффициенты в этой формуле?
Хотя A можно приравнять к 1, с остальными это сделать непросто.
Вот одна идея.
Перевести некоторую часть свободы в капитал можно приблизительно по размеру штрафов (или взяток), которые человек должен заплатить за нарушение законов или за право что-то делать или не делать.
В общем случае мы можем попытаться определить денежный эквивалент, соответствующий каждому типу ресурса из экспертных мнений или социологических опросов широких масс.
Р.2.2.7. Ещё раз о коллективизме и индивидуализме.
При всех недостатках чисто коллективистских (тип-Кол) и чисто индивидуалистских (тип-Инд) обществ, и те и другие одинаково нужны с точки зрения закона сохранения человечества.
В ситуации ощутимого недостатка ресурсов или при возникновении других значительных проблем выжить может только коллективистское общество. Но в обратной ситуации индивидуалистское общество сильно обгоняет коллективистское по скорости инноваций во всех областях человеческой деятельности, занимая доминирующее положение в масштабах всей нашей планеты.
Таким образом, индивидуализм обеспечивает человечеству максимальную скорость экспансии и научно-технического (и не только) прогресса, а коллективизм обеспечивает человечеству минимальную скорость вымирания, то есть обеспечивает ему выживание в случае практически любого форс-мажора.
Поэтому дальновидной будет только та политика "мирового правительства", которая сохранит на Земле значительные суммарные ресурсы в распоряжении обществ, построенных по обоим этим вариантам общественного устройства.
(Но по-видимому возможен и "третий путь": общество, сочетающее в себе достоинства тип-Кол и тип-Инд, которое допускает значительное варьирование своих законов в сторону любого из этих "крайних значений". И этот путь – НЭС – будет подробно описан в данной книге.)
Далее.
Казалось бы, коллективизм и демократия – это синонимы.
А вот и нет!
Настоящая демократия подразумевает право любого (самого простого человека) критиковать действующую власть, предлагать свои планы переустройства общества и даже выдвигать себя в кандидаты на пост "верховного правителя". Но для этого надо быть ярко выраженным индивидуалистом, отвергающим прошлый выбор всего остального общества и бросающим вызов его верхушке. В коллективистском обществе всё это неслыханно!
Армия – яркий пример тип-Кол. Может рядовой солдат предложить себя в качестве замены действующего генерала или маршала? Можете не отвечать… :)
То есть, настоящая демократия возможна только в обществе тип-Инд (или в обществе смешанного типа).
А в обществе тип-Кол должна выстраиваться довольно жёсткая вертикаль власти, сломать которую можно только ещё более жёсткой силой типа "дворцовых переворотов", и к такой интенсивной борьбе за власть (фактически – к войне) мужчины исторически приспособлены гораздо лучше, чем женщины.
Поэтому в обществе тип-Кол у власти будут почти исключительно одни мужчины. За примерами далеко ходить не надо – это практически любая армия, массовые религиозные структуры, Россия, Китай, Северная Корея и многие другие страны.
Переход общественного устройства от тип-Инд к тип-Кол возможен не только при значительном ухудшении условий жизни людей, но и при значительном ухудшении качества управления.
Поэтому "правящая элита" должна постоянно заботится об отборе в свои ряды действительно самых талантливых людей (а не только своих родственников и друзей).
Пару слов об сталинском СССР.
Функция Сталина, которую он с успехом выполнил – это укрепление родовых признаков общества тип-Кол, то есть создание жёсткой вертикали власти. Для этого ему необходимо было уничтожить (в основном) всех старых большевиков, которые привыкли к тому, что решения в партии принимаются на демократических началах. Они здорово ошибались, ведь можно было своё будущее понять намного раньше: если большевики никогда по настоящему не считались с мнением простого народа (используя его как объект управления), то по принципу герметизма ("что внизу, то и вверху") рано или поздно такая же система должна была возобладать и внутри самой партии.
Однако старые большевики думали, что они служат марксистской идее построения коммунизма. А пришедшие им на смену "сталинские соколы" уже в основном так не думали, они просто старались всячески услужить своему "хозяину". От коммунистической партии осталось одно название, а по сути это уже был правящий класс номенклатуры, строящий не коммунизм во всём мире, а "социализм в отдельно взятой стране".
Сталинский тезис "об усилении классовой борьбы по мере продвижения к коммунизму" тоже имел под собой важное основание. Это была борьба и классовая, и внутри классовая – в самой партии. Борьба со всеми будущими "могильщиками коллективизма", то есть с теми, кто нёс в себе индивидуалистское мировоззрение. Поэтому так важно было "погасить" (посадить или уничтожить) в том числе выдающихся деятелей науки, техники и культуры, ведь они по своему роду деятельности должны были иметь большую склонность к индивидуализму. Ну и по мере экономического роста благосостояния всё большее число простых людей также начинали склоняться к индивидуализму, ведь при таком развитии как раз и создаются условия для смены типа общественного устройства.
(Поэтому в Китае или должен остановится экономический рост, или должны всё усиливаться ежовые рукавицы – типа социальных индексов, посадок и расстрелов).
Становится понятным также стремление США и Европы любой ценой сохранить свой высокий уровень жизни – в противном случае их индивидуализм будет ослаблен и возникнет угроза появления коллективистских тенденций (массовые забастовки и гражданские акции тому пример).
Теперь поговорим о пирамидах.
С точки зрения политэкономии в любом обществе существует две основные пирамиды, на которых держится всё остальное. Это Деньги и Власть (под Деньгами здесь имеются ввиду любые полезные блага, кроме непосредственной власти).
Основная пирамида в обществах тип-Инд – это Деньги, а в тип-Кол – это Власть. Любая основная пирамида, как правило, очень высока (наверху или кучка богатейших семей, или абсолютный "монарх"), а контраст по основному параметру пирамиды настолько велик, что нижние массы пирамид ощутимо страдают и даже умирают – или от бедности (от голода и нищеты), или от лишения почти всех прав (от морального и физического насилия, ГУЛАГа в СССР, низких "социальных индексов" в Китае).
Однако пирамида Денег (в тип-Инд) создала "международное разделение труда", при помощи которого она сбрасывает свою нижнюю часть в "развивающиеся страны третьего мира" (или эксплуатирует у себя гастарбайтеров). Другое имя у этого – ограбление [крипто]колоний.
Пирамида Власти же (в тип-Кол) полностью лишена подобной возможности, поэтому она прессует своих собственных граждан.
Вторичная пирамида образуется путём конвертации из основной, то есть в тип-Инд Деньги конвертируются во власть, а в тип-Кол Власть конвертируется в деньги. Однако этот процесс конвертации не жёсткий, он довольно эластичный. То есть, контраст у вторичных пирамид (власти или денег) ощутимо меньше, чем у основных (Денег или Власти).
Поэтому в обществе тип-Инд власть более равномерно распределена между всеми людьми, чем в тип-Кол, а в тип-Кол деньги более равномерно распределены между всеми людьми, чем в тип-Инд.
В обществе тип-Кол в пирамиде Власти есть место только для одного индивидуалиста – на самом верху. И пирамида Власти как правило менее устойчива, чем пирамида Денег. Потому что если на самый верх проберётся "хитрый предатель" (или "дурак"), то он сможет нанести огромный ущерб системе (случай Горбачёва или Хрущёва).
(Хотя неустойчивость верхушки не всегда означает неустойчивость всей пирамиды.)
В тип-Кол верховная Власть почти несменяема, и выдающийся властитель ("отец народов") для сохранения своего руководства может изменять писанные и неписанные законы страны (Сталин, Путин и др.).
А в тип-Инд – наоборот: при необходимости любой самый энергичный правитель (президент США) может быть смещён элитой законным (импичмент) или незаконным (убийство) способом.
Цитаты из интервью [Л.249.] (не дословно, по смыслу):
"Свобода и конкуренция уменьшает устойчивость общества."
"Равенство даёт максимальный прирост населения."
Это совпадает с моей трактовкой необходимости обоих типов общественного устройства.
Тип-Инд хорош при наличии больших ресурсов, которых хватает и на развитие, и на стабилизацию общества.
Тип-Кол хорош при недостатке ресурсов, обеспечивая их равномерное распределение для сохранения "поголовья людей". :)
В качестве рабочей гипотезы выдвину ещё пару тезисов.
Поскольку в тип-Кол у бОльшей доли людей есть шанс передать свои гены детям и обеспечить им хорошее образование, а в правящей элите царит геронтократия, то в таких обществах элита деградирует, а массы прогрессируют, что создаёт условия для новой революционной ситуации.
А в тип-Инд наоборот, элита создаёт лучшие условия для себя и худшие для масс, поэтому тут массы деградируют, а элита прогрессирует. В связи с чем в таких обществах есть тенденция постепенной замены своего оглупевшего и разленившегося народа (который может прожить и не работая) на чужой, умный и пассионарный – так и происходит в США и в Европе.
(Забегая вперёд отмечу, что в НЭС обе очень крутые пирамиды Власти и Денег заменит собою гораздо более пологая пирамида Успеха, которая будет базироваться на прочном основании Равенства – на Часах Труда.)
Что читать: [Л.160.], [Л.242.], [Л.249.]
Р.2.2.8. Куда движется История?
Если подняться на самый высокий уровень абстракции, то можно определить глобальный тренд Истории.
Короткий ответ такой: История каждого государства или народа в отдельности и всего Человечества в целом движется от коллективизма к индивидуализму.
Причин тому много, и это прежде всего – уменьшение опасности и улучшение условий жизни – благодаря развитию экономики, науки и техники, росту образования, культурному прогрессу. При объективном анализе (см литературу к разделу) оказывается, что средний уровень насилия в обществе на длинных отрезках времени (десятки и сотни лет) неуклонно падает.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.