bannerbanner
Тульский край – земля православная
Тульский край – земля православная

Полная версия

Тульский край – земля православная

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 9

Алексину суждено было стать предшественником знаменитого стояния на реке Угре. Московский князь Иван III решил окончательно порвать с Золотой Ордой и уничтожил ханскую басму (изображение хана). Хан Ахмат не стерпел такой обиды и в 1472 г. с большим войском пошел на Москву. В то время река Ока была границей русских земель, по ее берегам стояли великокняжеские полки. Хан Ахмат со стотысячным войском решил нанести удар в том месте, где была наиболее слабая оборона, 29 июля 1472 г. он с войском подошел к Алексину. Воевода Семен Беклемишев не организовал оборону города и поспешно отступил за Оку. Защиту города взяли на себя горожане. 30 июля татары зажгли крепость, но жители продолжали защищать свой пылающий город до последнего человека. «Не предеша в руки иноплеменных, но сгореша вси с женами и с детьми в граде», – сообщает Типографская летопись.

А тем временем, когда погибал Алексин, на левом берегу Оки накапливались русские войска. Дважды, 29 и 31 июля, татары пытались форсировать реку, но были отбиты русскими. Понеся большие потери и видя многочисленность русских полков, собравшихся под Алексиным, в ночь на 1 августа Ахмат отступил от Оки.

Через два года, в 1474 г., Алексин вновь был возрожден. Была построена деревянная дубовая крепость с башнями, но уже на новом месте, в двух верстах по течению Оки, на треугольном мысе, ограниченном обрывистым берегом Оки и ее притоком Мордовкой.

Тяжело пришлось Алексину и в Смутное время. Шесть раз проходили через город то войска восставших, то царские войска, то поляки. В 1613 г. под Алексиным был разбит гетман Лисовский.

29 января (пятница). Алексин – уездный город

В 1768 г. в Алексине приключился сильнейший пожар, который истребил весь город (осталось только 4 купеческих дома и соборная церковь), поэтому ничто не мешало отстроить Алексин заново. По новому регулярному плану административным центром осталась историческая часть города – кремлевский холм. От него отходили три параллельные улицы: Первая и Вторая Перспективные и Крапивенская. Город окружали слободы: Стрелецкая, Пушкарская, Кузнецкая и Рыбацкая.

В 1777 г., когда Алексин стал уездным городом, в нем было 342 дома, из них только два каменных. Наиболее замечательным был дом купца Ивана Афанасьевича Маслова. Впоследствии он стал Земской Управой, ныне здесь расположен Алексинский краеведческий музей.

В 1831 г. город вновь сильно пострадал от пожара. В середине XIX века в Алексине насчитывалось 251 деревянных и 14 каменных домов, в нем проживало 2382 чел., было два училища и богадельня. В 1874 г. через город прошла железная дорога, и был построен железнодорожный мост через Оку.

В целом город жил тихой провинциальной жизнью, в торговле он сильно уступал Белеву и Туле. Иногородние купцы не жаловали Алексин, на ярмарке съезжались обычно крестьяне окрестных сел да местные торговцы. Город оживал зимой, когда на зимние квартиры в него прибывала одна из батарей артиллерийской дивизии.

В 1916 г. в Алексине проживало шесть с половиной тысяч жителей. Было 4 церкви: Успенская соборная, Николаевская, Иоанно-Предтеченская и Свято-Троицкая кладбищенская, 2 гимназии (женская и мужская), 2 церковно-приходские школы, 1 земская школа и 1 народное училище.

С Алексиным связаны имена таких людей, как первый глава Временного правительства князь Георгий Львов, полярная путешественница Татьяна Прончищева, конструктор оружия Игорь Стечкин и композитор Родион Щедрин.

Сейчас город Алексин – большой промышленный центр (в городе проживает 58 тыс. жит.), а в окрестностях города создан целый оздоровительный комплекс из домов отдыха, турбаз, санаториев и детских лагерей.

30 января (суббота). Одоев – город на хорошей дороге. Князья Одоевские

Одоев как город известен с середины XIV века. В это время новосильский князь Роман Семенович, сын родоначальника новосильских князей Симеона Глуховского и внук святого Михаила Черниговского, вынужден был перейти из Новосиля «жити в Одуев от насилия татарского». Так образовалось удельное Одоевское княжество. Город находился на высоком левом берегу реки Упы в 84 км от Тулы. В народе он назывался «город при хорошей дороге». Наверное, поэтому Одоев часто подвергался нападению врагов. О первой осаде Одоева упоминается в Новгородской летописи в 1380 году в связи с Куликовской битвой, когда войско литовского князя Ягайла, идя на помощь Мамаю, осадило Одоев. Узнав о разгроме золотоордынских сил, он снял осаду крепости и увел свои отряды с «величайшей скоростью». С этого момента и вплоть до начала XVII века Одоев десять раз был предметом осады и набегов литовцев и татар.

В 1494 г. Одоевское княжество вошло в состав Московского княжества. В Одоеве были построены укрепления, и город стал одним из форпостов оборонительной системы на южных рубежах Русского государства. Постепенно его границы отодвигались на юг, и Одоев, как и десятки других городов Большой (Тульской) засечной черты, потерял значение города-крепости. Оборонительные сооружения обветшали и разрушились. К концу XVIII века сохранился лишь земляной вал. Его следы можно увидеть и сегодня, вместе со рвом он отделяет современный город от места расположения древних крепостных сооружений.

Из княжеского рода князей Одоевских в XVI и XVII веках вышло много служивых воевод и наместников. Так, Одоевские Роман Иванович и Федор Иванович были первыми воеводами в Туле. О том, какое положение в государстве занимал князь Никита Иванович Одоевский, говорит то, что царь Алексей Михайлович поручил ему возглавить разработку нового проекта кодекса законов государства – Соборное уложение. В Соборном Уложении были разработаны вопросы государственного, административного, гражданского, уголовного права и судопроизводства. Соборное уложение было принято на Земском соборе 1649 года и действовало вплоть до 1832 года.

31 января (воскресение). Одоев – уездный город

В 1777 г. Одоев стал уездным центром. До перепланировки по генеральному плану 1779 г. в нем насчитывалось 13 улиц и переулков 17 лавок, 3 соборных церкви и 4 приходских, (3 из них каменные), 356 обывательских домов и 6 питейных заведений. В городе на тот момент проживало 129 купцов и 548 мешан, 8 мастеровых людей и 164 пашенных солдата. Если прибавить женское население, то в Одоеве на тот момент проживало более 2 тыс. жителей. Промышленности фактически не было, если не считать одного солодоваренного завода и одну пивоварню. Одоев был городом преимущественно купеческим, из Калуги в Одоев по Упе гоняли барки с пилевым лесом, а обратно их загружали пенькой и разным зерном. Река Упа была полна и обильна раками и всякой рыбой.

Согласно генеральному плану 1779 г., город изменил свой архитектурный и планировочный вид, который оставался неизменным до середины XIX века. В 1860 г. жителям города Одоева пришлось испытать целый ряд бедствий и пожаров, происходивших вследствие поджогов со стороны злоумышленников, которые несколько изменили облик города. Одоев рос медленно. В это время в Одоеве было 6 церквей, все каменные, лучшей из которых современники называли собор Воскресения Христова, построенный в XIX в. на месте бывшего древнего храма XVII в. Собор стоял посреди старого городища. Место это до сих пор носит название Соборной горы, хотя собора там уже давно нет. Всех домов насчитывалось 565, причем только 21 дом был каменным. В городе было два кожевенных, три кирпичных завода. Существовало уездное училище, где раньше, чем где-либо в Тульской губернии появился класс девочек.

В 1897 г. в Одоеве проживало 4.300 чел., в 1916 г. – 4.500 чел. Перед революцией в городе было 6 церквей: Благовещенская церковь (двухприходная) 89 дворов (424 жит.), Богоявленская церковь (однодноприходная) 80 дворов (478 жит.), Воскресенский собор (одноприходный) 102 двора (615 жит.), Казанская церковь (одноприходная) 136 дворов (657 жит.), Преображенская церковь (одноприходная) 156 дворов (717 жит.), Троицкая церковь (одноприходная) 108 дворов (639 жит.). Образование было представлено 3 церковноприходскими школами и городским народным училищем.

Сейчас Одоев – районный центр. В нем проживает 5,5 тыс. жителей. Действует только одна церковь – Троицкая, самая молодая в городе, возведенная в 1839 году.

1 февраля (понедельник). Венев – наследие рязанских князей

Венев – один из древних городов на тульской земле. Он расположен на реке Веневке (приток реки Осетр) в 52 км от Тулы. Первое письменное упоминание о Веневе относится к 1371 г. в числе одного из рязанских городов. Он был вотчиной крещеного татарина Салахмира, ставшего рязанским боярином. По договорной грамоте 1382 г. рязанский князь Олег уступает Венев московскому князю Дмитрию Донскому, но впоследствии он опять возвращается к рязанским князьям. В 1408 г. в битве под Венёвом воинами Пронского княжества совместно с ордынцами было разбито московское великокняжеское войско. Однако в 20-е годы XV века великий московский князь Василий Васильевич Темный покупает у Рязани города «за рекой Окою Тешилов и Венев», с тех пор в договорных грамотах московских князей с Рязанью и Литвою Венев числится только в составе Московского государства.

Вполне возможно, что первоначальный Венев, подобно Алексину, а возможно, и Туле, находился не на том месте, где расположен современный Венев. Есть предположение, что древний Венев находился на речке Осетр, в районе современного села Гурьево (деревни Андреевка и Михринка) в 7 км от современного Венева.

На современном месте поселение появилось как крепость под названием «Городенеск на Веневе» в середине XVI века. Крепость основал боярин и воевода И. В. Шереметев. Город имел хорошее естественное фортификационное расположение: с одной стороны протекала река с обрывистыми берегами, с напольной стороны – глубокий овраг, соединяющийся с рекой. Вскоре крепость перешла во владение князя И. Ф. Мстиславского. В 1571 г. после набега полчищ крымского хана Девлет-Гирея царь Иван IV отобрал владение у Мстиславского, обвинив его в измене. В 1572 г. крепость была переименована в Венёв. Особенно сильно город пострадал во время нашествия татар в 1633 г. Он был почти полностью сожжён.

В Веневе сохранились два памятника XVII века. Это Богоявленская церковь Богоявленского мужского монастыря (сейчас восстановленная и действующая) и каменные палаты (конец XVII в.) – самое старое каменное здание гражданского типа в Тульской области. Сейчас здесь расположен краеведческий музей. Историческим центром Венева является Красная площадь. Она по планировке круглая и имеет четыре церкви.

2 февраля (вторник). Венев – уездный город

В 1708 г. Пётр I поделил страну на 8 больших губерний. Венёв вошёл в состав Московской губернии. В 1777 г. Венёв указом Екатерины II официально получил статус уездного города Венёвского уезда Тульского наместничества (с 1796 года – Тульской губернии), а также получил собственный герб.

В XVIII веке Венев стал преимущественно купеческим городом, он вел успешную торговлю хлебом, что нашло отражение в его гербе. В 1777 г. в городе проживал 451 купец и 676 мещан (общее население около 2,5 тыс. чел.). В городе было 16 улиц и переулков, 8 церквей, 612 деревянных и всего 3 каменных дома.

Генеральный план 1779 г. существенно изменил внешний вид Венева: спрямил его улицы, были образованы две площади, появились новые каменные здания. В конце XVIII века на Красной площади появились еще две церкви – Покровская и Казанская. В 1825 г. на крутом и обрывистом мысу между речкою Веневкой и ручьем Моржовкой был выстроен новый каменный Воскресенский собор. В XIX веке город несколько увеличился по площади. Правда, пожар 1834 г. истребил многие старинные памятники.

В XIX веке Венёв стал занимать одно из ведущих мест по поставкам хлеба и сельхозсырья в московский регион. Через город проходил торговый гужевой тракт из Ельца и Ливен. В конце 1890-х сюда до города была проложена из Москвы железнодорожная ветка.

Украшением город являлась колокольня Никольского собора (высота 75 метров), построенная в конце XVIII века. Рядом с ней в 1801 г. было начато строительство Никольского собора, своей грандиозностью превзошедшего другие храмы тульской земли. Строительство затянулось на долгие годы. Но, к сожалению, храм не дожил до наших дней и был взорван после войны.

В 1916 г. в Веневе проживало 5,5 тыс. чел., было 2 земских школы, 4 церковно-приходских школы и одно духовное училище в котором было 4 класса и обучалось 120 чел. Население Венева было сплошь православное и окормлялось в 6 храмах: Воскресенском и Никольском соборе, Введенско-Богородицкой, Кирилло-Мефодиевской, Спасо-Преображенской и Предтеченской кладбищенской церкви.

В годы советской власти действовала только одна Предтеченская церковь, которая никогда не закрывалась. Сейчас в городе с 15-тысячным населением действует еще Воскресенская и Богоявленская церкви.

3 февраля (среда). На южной «украине» Московского государства

Находясь на пути к Москве, тульская земля неоднократно подвергалась нашествиям татар, претерпевала неоднократные погромы, опустошения и разорения: от орд ханов Батыя (1237-1238), Мамая (1380), Тохтамыша (1382), Тимура (1395), Ахмата (1472), мурз Темира (1348) и Туказана (1517), крымского хана Девлет Гирея (1552 и 1571) и т. д.

После крушения Золотой Орды походы и набеги ее наследников продолжались и даже участились. Почти ежегодно на русские земли совершали набеги казанские, крымские татары и ногаи. Они вели к разорению и опустошению многих пограничных земель. Тысячи русских людей попадали в плен, и угонялись татарами в Казань или в Крым, а потом продавались в рабство на турецких рынках.

Наиболее опасными для Руси были набеги крымских татар. В начале XVI века Крымская Орда, бывшая до того времени союзником Москвы, занимает к ней резко враждебную позицию, что отражается в постоянных набегах крымских татар на южные рубежи русской земли. Только на территорию Тульской области за XVI век и первую половину XVII века крымские татары совершили более сорока набегов.

Известный русский историк В.О. Ключевский писал о борьбе Московского государства с внешними врагами: «Ему [Московскому государству] приходилось бороться на два растянутых и изогнутых фронта, северо-западный и юго-восточный, обращенный к Азии. На северо-западе борьба изредка прерывалась кратковременными перемириями, на юго-востоке в те века она не прерывалась ни на минуту. Такое состояние непрерывной борьбы стало уже нормальным для государства в XVI веке».

Набеги кочевников до начала XVI века через тульские земли были бесконтрольны, так как Москва первоначально держала оборону по рекам Оке и Угре. Положение изменилось, когда в конце XV–начале XVI века московский великий князь Иван III Васильевич присоединил земли по правому берегу Оки и в верховьях Дона, находящиеся на территории нынешней Тульской области, к Московскому государству.

Особенность Окско-Донского водораздела в том, что здесь начинается лесостепной и степной ландшафт (т. н. «Тульский степной коридор»), что, возможно, в свое время повлияло на включение ее в состав ордынского государства – по мнению ряда исследователей, в XIII-XIV вв. в районе Тулы проходила северо-западная граница Орды. Здесь, на окраине Дикого поля («польской украйне»), начинаются русские черноземы. Здесь жители Московского государства непосредственно столкнулись с проблемой выживания в степи.

Самым опасным участком на юге Московии стал Муравский шлях. Он имел несколько ответвлений – дорог (сакм) – на территории Тульского края: «Царевава дорога» (т. е. крымского хана) шла на Тулу (и далее на Серпухов), восточная «дорога (крымских) царевичей» – на Каширу через верховья Дона, западная – между реками Плавой и Соловой.

4 февраля (четверг). Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец

22 января (4 февраля н. с.) 1902 г. было совершено первое торжественное празднование памяти преподобного Макария Жабынского в Туле и Тульской губернии. Память преподобного Макария совершается также 22 сентября (5 октября н. с.).

Преподобный Макарий родился в царствование Иоанна Грозного. О его рождении, о жизни в миру, а также о месте его первоначальных иноческих подвигов сведений не сохранилось. Монашеский постриг он принял в ранней молодости и, очевидно, большую часть своей подвижнической жизни он провел в Жабынской пустыни, расположенной в пяти верстах от Белева, в месте впадения речки Жабынки в Оку, отсюда он и получил имя Макария Жабынского, Белевского чудотворца.

Основал эту пустынь старец Онуфрий в 1585 г. Находилась она в глухом лесу, вдалеке от проезжих дорог, отсюда и получила название Пустыни, от слова «пустыня». В то время здесь была лесная засека, прикрывавшая границу Руси от набегов крымских татар. Господь хранил обитель от крымчаков, но вот от соседей с запада сохранить монастырь не удалось. В начале XVII века в Смутное время Белев и его окрестности неоднократно подвергались разорению поляков. В 1615 г. Жабынь была полностью разрушена войском пана Лисовского. Монахи, кто уцелел, разбрелись по окрестным лесам. Спасался в лесу и Макарий Жабынский. И вот какой произошел с ним случай.

Однажды преподобный встретил в лесу умирающего от жажды польского воина, который, очевидно, отстал от своего отряда и заблудился. Поляк попросил у него воды. Макарий сразу узнал его. Это был один из тех, кто жег и грабил его монастырь. Чувство христианской любви пересилило его ненависть к врагу, он вспомнил Божью заповедь: «возлюби врага своего». Сотворив молитву, Макарий ударил посохом по земле, и на этом месте забил источник свежей воды, которой он напоил польского воина. Позже на месте источника была построена часовня и две купальни, в которых через омовение исцелялись больные. Существует предание, что спасенный им поляк так был поражен чудом явления святого источника, что впоследствии принял православную веру, остался жить на Руси и уже никогда не брал в руки оружие.

А Макарий Жабынский принялся за восстановление Жабынской пустыни. Прежде всего с собравшимися монахами он построил церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, потом восстановил весь монастырь. Теперь он стал называться Жабынский Введенский Макарьевский монастырь.

Незадолго до своей кончины преподобный Макарий принял схиму и поселился в уединении в верховьях речки Жабынки, где предался подвигам поста и молитвы. 22 января 1623 г. он мирно преставился ко Господу. Братия погребла честное тело святого наставника около церкви у входа в обитель.

5 февраля (пятница). Свято-Введенская Жабынская Макарьевская пустынь

В конце XVII века Жабынская пустынь опять пережила пожары, «разорение», тяжелые годы. Забылись многие предания о ней, о её основателе, но память о великом подвижнике – преподобном Макарии всегда чтилась народом. В обитель всегда, в особенности в день смерти преподобного, 22 января, стекалось много богомольцев.

Церковное почитание преподобного Макария установилось в конце XVII века. В 1764 г., при императрице Екатерине II, бедные монастыри, не владевшие землей, были упразднены, в их числе и Жабынская Введенская пустынь (соборный храм обители стал приходским). Из-за неблагоприятных для обители обстоятельств память о преподобном Макарии померкла, и чествование его как всероссийского святого прекратилось. Но преподобный Макарий призрел свою обитель и спас ее от запустения. В 1776 г. в Жабынскую пустынь, строения которой еще не были сломаны, пришли иноки сгоревшего Успенского Шаровского монастыря Калужской губернии. С того времени началось постепенное укрепление Жабынской обители.

Мощи преподобного Макария, по преданию, первоначально почивали открыто. Вследствие запустения обители в начале XVIII века они были положены под спудом, но где именно, в каком из храмов обители, в точности неизвестно. Но в 1816 г. произошло событие поистине чудесное, при копании рвов для закладки новой каменной Никольской церкви на месте прежней, деревянной, были обнаружены нетленные мощи преподобного Макария, они вновь были опущены в землю под алтарь нового храма. В дальнейшем их перенесли в главный храм обители – Введенской Макарьевский собор, где они покоятся под спудом, и по сей день.

Много чудес было явлено и много исцелений совершалось и по смерти подвижника при его «цельбоносном гробе», как о том свидетельствует синодик Жабынской пустыни. И в наше время преподобный не оставляет своей помощью с верою притекающих ко гробу его.

Восстановление памяти святого было установлено указом Святейшего Синода 2 января 1888 г. по ходатайству граждан города Белёва, полтора столетия хранивших память о чудесах и подвигах преподобного Макария. 17 октября 1889 г. была торжественно совершена закладка каменного храма во имя преподобного Макария Жабынского на месте прежней Никольской церкви, где находились мощи святого. Во время строительства храма игумен Иона (прежний настоятель монастыря, в то время проживавший на покое) и начальник строительных работ задумали открыть святые мощи. Преподобный Макарий явился им в сонном видении и воспретил это.

Сейчас иноческая жизнь в Макарьевской Введенской Жабынской пустыни восстановлена. Красиво раскинулась Жабынская пустынь на берегу Оки, далекий горизонт открывается с колоколен ее церквей. Пустынно, и до сих пор живописно место Жабыни, и оно, несомненно, привлечет сюда любителей иноческой жизни.

6 февраля (суббота). Муравский шлях и создание южного «предполья»

«Царева дорога» Муравского шляха шла через Тулу. Вот как описывал этот путь известный тульский краевед И.П. Сахаров: «Нападения татар происходили с северо-восточной стороны города Тулы по реке Шат, и потом, проходя берегом Упы, они сим трактом прибывали скрытно и нападали врасплох».

Главная цель крымских набегов – захват ясыря (пленных). Углубившись в пограничную область на 100-200 км, татары «распускали войну» – посылали мелкие ряды, которые занимались грабежом и захватом пленников. Торговля рабами была основной статьей экономики Крымского ханства: их продавали в Турцию на Средний Восток, в европейские страны. Крымский город Кафа был главным невольничьим рынком. Кроме того, поскольку пленники часто являлись «государевыми людьми», их выкупали родственники или государство. В XVII веке для выкупа служилых людей в Московии собиралась специальная пошлина (полоняничные деньги).

Другая цель крымских набегов – решение различных политических задач. С одной стороны, происходила борьба за «ордынское наследство»: московские и крымские правители считали себя полноправными наследниками ордынских ханов. В рамках этой борьбы Крым и Москва старались перетянуть на свою сторону остальные «улусы» бывшей Орды: Казань, Астрахань, Сибирь, ногаев, черкесов. После завоевания Казани и Астрахани Иваном IV Крым долгое время добивался отказа Москвы от этих территорий в свою пользу. С другой стороны, крымские ханы организовывали походы на Москву, выполняя союзнические обязательства перед Польшей и Литвой.

Постоянная степная опасность заставила Русское государство создать сложную систему защиты и управления южнорусским фронтом – «польской украйной». При великом московском князе Василии III Ивановиче была организована линия обороны «Берег», проходившая вдоль левого берега р. Оки. Здесь в крепостях Рязани, Коломны, Каширы, Серпухова, Тарусы, Алексина и Калуги с весны по осень размещались полки «берегового разряда». К середине XVI века эти крепости получили новые укрепления, а в Коломне (1525-1531 гг.) и в Серпухове (1556 г.) были построены каменные кремли. В 1514-1520 годах была построена каменная крепость в Туле, в 1528-1531 гг. – каменный Зарайск, в 1536 г. – земляная крепость в Пронске, в 1551 г. – деревянная в Михайлове. Все они стали «предпольем» «Берега» и активно включил в оборону государства.

Собственно говоря, Тула и стала по-настоящему городом только с постройкой в нем каменного Кремля.

Вот уже 500 лет Тульский кремль красуется в центре города, являюсь его первой визитной карточкой. Его дважды пытались разобрать на кирпичи, но общественность дважды спасала Кремль, трижды он реставрировался.

7 февраля (воскресение). Собор новомучеников и исповедников Российских

… Сейчас, взирая на этот подвиг, мы можем сказать: «Ну да, мужественные люди». Но этого мало. Нужно представить себе атмосферу, в которой эти мужественные люди пошли против течения. Ведь с идолами связывалось человеческое счастье, так же точно, как в те античные времена, когда с поклонением идолам связывалось человеческое благополучие, плодородие, богатство, плотские наслаждения, власть. Вот так и с новыми нерукотворными идолами связывалось счастье, благополучие, построение справедливого общества, пришествие «царства божьего» в мир, но без Бога! И как много людей поклонились тем идолам, забыв о Боге! Ибо истинны слова: «Несовместим идол с храмом Божиим». Если поклоняешься идолу, невозможно поклоняться Богу, Который в храме присутствует.

На страницу:
4 из 9