bannerbannerbanner
Тульский край – земля православная
Тульский край – земля православная

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 9

Прав. Иоанн Кронштадтский

22 марта (понедельник). Сорок мучеников Севастийских

Святые мученики пострадали в Армении, в городе Севастии, во время гонения на христиан от императора Лициния в IV в. Они служили в царском войске и отличались единодушием и храбростью в битвах. Начальник их, язычник Агриколай, потребовал, чтобы они отреклись от Христа, но они отвечали отказом. Их заключили в темницу в надежде, что они одумаются. В Севастию прибыл князь Лисий, и тогда приведены были к нему святые исповедники. После мучений Лисий приказал обнажить их и поставить на целую ночь в озеро. Это было в марте, ночь стояла холодная, так что озеро подернулось льдом, и дул страшный ветер. Святые оцепенели от холода, но терпели мучение. На берегу озера, к соблазну мучеников, поставлена была теплая баня. В полночь мороз стал сильнее, и один из них не вытерпел, вышел из озера и побежал к бане, но у порога бани пал мертвым. В третьем часу ночи небесный свет озарил мучеников, согрел воду, и 39 венцов спустились с неба на головы святых мучеников. Тогда один из стражей, увидев 39 венцов, понял, что убежавший в баню извержен из сонма своих святых товарищей, снял с себя одежды и со словами: «И я христианин!» – вбежал в озеро, принял мучение вместе с 39 и таким образом пополнил собой число 40. Утром вывели из озера святых и начали мучить жестоким образом – им разбивали ноги молотами. Затем тела их сожгли, а кости бросили в реку. Но Господь сохранил их кости. Святые мученики явились во сне епископу Севастийскому и повелели взять их из реки. Епископ ночью пошел к реке и, увидев в ней кости, которые звездами блестели на воде, собрал их. В V в., по откровению св. царице Пульхерии, мощи святых 40 мучеников были обретены в Константинополе, в двух серебряных ковчегах, и переложены в драгоценную раку. Частицы св. мощей находятся во многих местах.

23 марта (вторник). Тульская епархия в цифрах

Согласно клировым ведомостям 1915-1916 гг. («Приходы Тульской губернии», «Новый Кеппин»), количество храмов и верующих по уездам Тульской губернии было следующим:

1. Алексинский уезд – 75 храмов, православных – 13.825 дворов и 95.896 душ обоего пола, инословные (католики) – 4 дв., 21 душ, раскольники (староверы) – 56 дв., 343 душ, сектанты – 12 дв., 61 душ.

2. Белевский уезд – 63 храма, православных – 13.508 дворов и 95.704 душ обоего пола, иноверцы (евреи) – 1 дв., 7 душ, инословные (католики) – 4 дв., 11 душ, раскольники (староверы) – 9 дв., 41 душ, сектанты – 5 дв., 29 душ, сектантов (хлыстов) – 0 дв., 167 душ.

3. Богородицкий уезд – 61 храм, православных – 26.295 дворов и 198.686 душ обоего пола, иноверцы – 7 дв., 56 душ, инословные – 24 дв., 47 душ, раскольники (староверы) – 3 дв., 9 душ.

4. Веневский уезд – 83 храма, православных – 17.777 дворов и 128.014 душ обоего пола, инословные и иноверцы – 4 души, раскольники (староверы) – 9 дв., 85 душ, сектанты (молокане) – 4 души.

5. Епифанский уезд – 59 храмов, православных – 20.445 дворов и 145.469 душ обоего пола, иноверцы – 5 душ, инословные – 4 дв., 18 душ, сектанты (скопцы) – 1 дв., 1 душа.

6. Ефремовский уезд – 82 храма, православных – 26.055 дворов и 181.443 души обоего пола, иноверцы – 7дв., 30 душ, иноверцы (евреи) – 96 душ, инословные – 30 дв., 143 душ, сектанты – 3 дв., 20 душ.

7. Каширский уезд – 87 храмов, православных – 12.489 дворов и 90.345 душ обоего пола, иноверцы – 5 душ, иноверцы (евреи) – 1 дв., 3 души, инословные – 2 дв., 6 душ, раскольники (староверы) – 19 дв., 96 душ, сектанты – 12 дв., 46 душ.

8. Крапивинский уезд – 65 храмов, православных – 17.521 дворов и 125.766 душ обоего пола, иноверцы – 80 душ, инословные – 20 душ, раскольники (староверы) – 5 душ, сектанты – 1 дв., 26 душ.

9. Новосильский уезд – 63 храма, православных – 21.901 двор и 165.979 душ обоего пола, иноверцы – 9 душ, инословные – 1 дв., 15 душ, сектанты – 1 душа.

10. Одоевский уезд – 72 храма, православных – 16.565 дворов и 116.574 душ обоего пола, иноверцы – 1 душа, иноверцы (евреи) – 1 дв., 1 душа, инословные – 8 дв., 43 души, раскольники (староверы) – 2 дв., 6 душ, сектанты – 2 дв., 10 душ.

11. Тульский уезд и город Тула – 128 храмов, православных – 23.317 дворов и 159.399 душ обоего пола, иноверцы – 136 дв., 517 душ, инословные – 43 дв., 266 душ, раскольники (староверы) – 38 дв., 745 душ, сектанты – 67 дв., 329 душ.

12. Чернский уезд – 68 храмов, православных – 18.125 дворов и 127.906 душ обоего пола, инословные – 2 дв., 5 душ, сектанты – 1 дв., 6 душ.

24 марта (среда). Тульская епархия в цифрах (продолжение)

Итого, если суммировать клировые ведомости по книге «Приходы Тульской губернии 1915-1916 годы» «Новый Кеппин», то в Тульской губернии в 1916 году проживало 1 млн. 633 тыс. 492 чел. (797.732 души мужского пола и 834.737 душ женского пола). По переписи населения 1897 г., в Тульской губернии проживало 1 млн. 419 тыс. 456 чел. В самой Туле проживало по этой же переписи около 115 тыс. чел.

В книге «Приходы Тульской губернии 1915-1916 годы» «Новый Кеппин» явно преуменьшено число православных храмов в Туле с 66 до 49, и особенно сильно преуменьшено число жителей города, по крайней мере, на 80-100 тыс. чел. Население Тулы накануне 1917 года составляло около 140-150 тыс. жителей. Соответственно, население Тульской губернии в конце 1916 года составляло более 1 млн. 700 тыс. чел.

Русское население составляло 99,5 %. Православное население (по официальной статистике – 99,8 %) оформлялось, по крайней мере, в 925 храмах и 11 монастырях.

Старообрядцев различных толков (австрийцы, беспоповцы, поморцы, поповцы и др.) было 1.335 чел. Сектантов различных направлений (баптистов, евангелистов, молокан, скопцов, хлыстов, штундистов, толстовцев и т.д.) было 701 чел. Иноверцев – 702 чел, иноверцев (евреев) – 109 чел. Инославных (католиков, лютеран) – 441 чел.

Итого, по статистике «Нового Кеппена», в Тульской губернии неправославное население составляло всего около 3,5 тыс. чел.

P. S. На самом деле старообрядцев разного толка было гораздо больше официальной статистики. Во-первых, многие старообрядцы скрывали свои религиозные убеждения, во-вторых, региональные консистории старались уменьшить число раскольников перед вышестоящими инстанциями. Если в целом по России в современных границах старообрядцы составляли порядка 1,5 %, то в Тульской губернии их было не менее 1 %. Скорее всего, число сектантов, иноверцев и инославных тоже преуменьшено.

25 марта (четверг). Духовный писатель, наставник священников

Тульское церковное краеведение нельзя представить без имени Павла Ивановича Малицкого – духовного писателя и наставника священников.

Он родился в 1851 г. в семье священника с. Дворянщина Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Вспоминая детство в отцовском доме, он называл себя «вольным сыном сельской природы – лесов, лугов, полей и огородов». Образование – традиционное для поповича: церковно-приходская школа, Тамбовское духовное училище, затем Тамбовская духовная семинария, которую Павел закончил в 1874 г. В семинарии ему посчастливилось учиться у знаменитого ученого-историка И.И. Дубасова и ректора семинарии Дмитрия Самбикина (впоследствии архиепископа). Последний сумел пробудить в нем глубокий интерес и любовь к церковно-исторической науке.

В 1874-1878 гг. Павел Малицкий продолжил свое обучение в Киевской духовной академии, из стен которой вышел кандидатом богословия. Отслужив несколько месяцев инспектором народных училищ в Гродненской губернии, в том же 1878 г. Малицкий переселяется в Тулу и поступает на должность преподавателя в Тульскую духовную семинарию. Семинарской службе Малицкий отдал 40 лет своей жизни, и не только как преподаватель: в разные годы он занимал должности помощника инспектора, члена правления семинарии, члена Тульского епархиального училищного совета.

Сферой преподавательской деятельности Павла Ивановича была Священная история и история Церкви. Будучи очень увлеченным и влюбленным в свой предмет педагогом, он умел привить эту любовь и своим ученикам. Среди его учеников был Владимир Троицкий – будущий архиепископ Иларион Верейский, причислений к лику новомучеников и исповедников Российских.

Его отношение к семинаристам было всегда ровным и человечным, изложение учебного материала живым и основательным, оценка знаний – справедливой. Малицкому было недостаточно вложить в умы своих учеников определенное количество исторических знаний согласно программе. Как педагог духовной школы, Павел Иванович старался дать семинаристам цельное церковное миросозерцание, обладая которым они могли бы и сами с успехом сеять благое семя. Церковь, многими в те годы понимаемая как «зашоренность», ограниченность мировоззрения, для Малицкого же она была признаком подлинности как духовного, так и общественного служения, а следовательно, его полезности. Эти мысли во многом были восприняты и священномучеником Иларионом, который дерзновенно говорил: «Да, я верую в единую святую, соборную и апостольскую Церковь, принадлежу к святой Православной Церкви, и потому я – самый передовой человек, ибо в Церкви только возможна та новая жизнь, ради которой Сын Божий приходил на грешную землю».

Много сил и времени было отдано Малицким научной и публицистической работе. Все произведения Павла Ивановича отличают ясность изложения, легкий язык и доступность. Свои труды на исторические, краеведческие, богословские, общественные темы Павел Иванович часто публиковал на страницах тульских епархиальных и губернских «Ведомостей», «Тульской старины», а также отдельными изданиями в виде книг и брошюр. «Руководство по истории Русской Церкви», написанное П.И. Малицким как пособие для семинарий, принесло ему известность и премию имени митрополита Макария. Изданное при жизни автора четыре раза, оно было рекомендовано Учебным комитетом при Святейшем Синоде и Министерством народного просвещения.

26 марта (пятница). Духовный писатель, наставник священников (продолжение)

Годы дружбы связывали Павла Малицкого с будущим патриархом Алексием I (Симанским), в 1906–1911 гг. возглавлявшим в сане архимандрита Тульскую духовную семинарию. Дружеские отношения связывали Малицкого и со священномучеником Петром (Павлушковым; † 1937), последним ректором Тульской семинарии.

Трудно переоценить вклад Павла Ивановича Малицкого в изучение истории Тульского края. В ряду его краеведческих работ выделяется капитальный труд – «Приходы и церкви Тульской епархии». Довольно объемная (около 800 страниц), она имеет подзаголовок «Извлечение из церковно-приходских летописей» и представляет собой подробное историко-географическое обозрение всех приходов и храмов Тульской епархии конца XIX века. Вышедший в Туле в 1895 году труд сразу стал известным и востребованным. В наше время востребованность его только растет.

Важный и интересный момент: на обложке «Приходов и церквей» нет имени Малицкого ни в качестве автора, ни в качестве составителя. В предисловии сказано, что книгой занималась комиссия, «составленная из преподавателей духовно-учебных заведений г. Тулы». Однако это лишь свидетельство скромности и научной добросовестности Павла Ивановича. Да, он не был единственным автором, но был главным координатором, составителем, редактором и издателем этого коллективного труда.

Во второй половине 1890-х годов П. Малицкий женился на Елизавете Андреевне Дубровской (1876–1945). В браке родилось пятеро детей, из которых двое умерли во младенчестве. Семейная жизнь Малицких была благочестивой и мирной.

В революционный 1917 год к прежним трудам уже немолодого П.И. Малицкого добавилось исполнение обязанностей редактора «Тульских епархиальных ведомостей». Жизнь страны стремительно менялась, и в начале 1918 года «Ведомости» были закрыты.

Революционные события стали катастрофой и для духовного образования в России. По декрету от 20 февраля 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» духовная школа лишалась правовой, финансовой и материальной базы. Тульская духовная семинария была закрыта.

Все ее здания были переданы 17-й тульской пехотной школе комсостава. Преподаватели семинарии, как не нужные для нового «государственного строительства», оказались на улице.

Павел Иванович отчаянно пытался спасти от разграбления семинарию. Он умер на руках у жены в 1919 г. от побоев, полученных им в семинарском дворе от строителей новой жизни. Годы спустя на вопрос внучки «От чего умер дедушка?» Елизавета Андреевна, пережившая лишения, конфискацию имущества и арест сына, уклончиво отвечала: «От революции». Похоронен Павел Иванович на Всехсвятском кладбище.

Материал взят из статьи Анастасии Горбачевой «Наставник священномученика». (2017 г.)

27 марта (суббота). Феодоровская икона Божией Матери

Празднование Феодоровской иконе 27 (14) марта установлено в 1613 г. в память провозглашения царем Михаила Феодоровича Романова во время пребывания его с матерью инокиней Марфой в Ипатьевском монастыре, в Костроме. Когда торжественное посольство от Земского Собора объявило Михаилу Феодоровичу волю народа о призвании его на русский Престол, юный Романов отказался от этого тяжкого бремени. Тогда архиепископ взял в руки сию икону и сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех». Пред святою иконою Михаил дал согласие, и тогда инокиня Марфа подвела сына к чудотворному

Феодоровскому образу и, пав на колени, со слезами сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! Се Тебе, Пречистая Богородица, предаю чадо свое: наставь его на путь истины, на благо себе и Отечеству».

Так 14 марта 1613 г. шестнадцатилетний Михаил Феодорович, представитель издревле блиставшего своим благородством и государственными заслугами боярского рода Кобылиных-Кошкиных-Захарьевых-Юрьевых-Романовых, внучатый племянник незабвенной царицы Анастасии Романовны и сын великого своей преданностью Родине и православию митрополита Филарета Никитича, по благословению родительницы своей, инокини Марфы, стал Государем всея Руси.

О каком-либо ограничении его власти боярской думой или Земским собором, как это имело место при переговорах о королевиче Владиславе, не могло быть и речи. Народ, почти насильственно умоливший юного Михаила вступить на царство, полностью передал всю власть прежних Московских государей своему избраннику.

Феодоровская икона Божией Матери стала фамильной святыней династии Романовых. В доме Ипатьева в Екатеринбурге была найдена копия этой иконы, принадлежавшая царице-мученице Александре Феодоровне – она без нее никуда не выезжала.

28 марта (воскресение). О пребывании в церкви

…Что нам сказать о тех, которые не в молчании предстоят, не участвуют в воспевании славословий, но разговаривают друг с другом, и нашу словесную службу Богу смешивают с какими-то праздными разговорами, и сами не слушают священные и боговдохновенные слова, и желающим слушать – мешают? Доколе, о, вы – такие люди! – будете хромать на оба колена, как сказал бы фесвитянин Илия, – желающие одновременно участвовать и в молитвах, и в неблаговременных, земных разговорах и не исправляющие друг друга, как это подобало бы, но взаимно всячески губящие друг друга, лучше же сказать – сами друг другом уничтожаемые? Доколе не удержитесь вы от суетных слов, но дом молитвы будете делать домом торговли или вести страстные разговоры, дом, в котором произносятся и воспринимаются слухом словеса жизни вечной? Эту вечную жизнь мы, с нашей стороны, просим у Бога с непостыдной надеждой; а со стороны Бога, она даруется тем, которые всей душою и всем помышлением молят о ней, – но не тем, которые даже, так сказать, и не полный язык подвигают к молитве. <…> Убоимся же… мы, чтобы, привнося внешние чуждые слова на сем священном Божественном Жертвеннике, я говорю о Церкви, не стать нам вконец осужденными сущими в ней божественными словами, отсюда делая самих себя достойными изречения проклятия и осуждения. О, убоимся, молю, и доколе пребываем здесь, со страхом предстоя Богу, будем приносить моления; выходя же отсюда, покажем с этих пор изменение в образе жизни на лучшее; не соблазняясь выгодами, и особенно неправедными; бежа от клятв, и особенно от лжи; удерживаясь от срамных слов, а тем более куда больше от соответствующих им дел: злословия, коварства, хвастовства; каждый член, каждое чувство подчиняя водительству благочестивого ума; нося тело с благоразумием и со страхом Божиим, или, лучше сказать, – не нося, а – вознося,

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
9 из 9