bannerbanner
Тульский край – земля православная
Тульский край – земля православная

Полная версия

Тульский край – земля православная

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 9

Примечательно, что царь Иоанн Грозный, побывав в 1563 году в селе Гастуни, повелел деревянную церковь разобрать и построить на ее месте пятиглавую каменную церковь в память победы, одержанной русскими войсками над литовцами во время Ливонской войны (в феврале этого же года русские войска, возглавляемые Иоанном IV, взяли город Полоцк).

18 февраля (четверг). Храм святой мученицы Параскевы Пятницы в селе Дедилове

В последнее время идет интенсивное восстановление многих старых храмов на тульской земле. Среди восстановленных храмов можно назвать церковь святой мученицы Параскевы Пятницы, что в селе Дедилове.

Первая, деревянная церковь в честь святой мученицы Параскевы Пятницы появилась как памятник в честь победы русских воинов над крымским ханом Девлет-Гиреем на реке Шиворонь 7 июля 1552 года. В 1722 году на месте деревянной церкви появилась каменная, называемая в народе Параскеевской.

Как писал П.И. Малицкий: «Приход этой церкви существовал, несомненно, в первой четверти XVIII столетия, когда Дедилово было еще уездным городом. Приход расположен по низменностям реки Шиворони, в местности болотистой, что в гигиеническом отношении составляет большое неудобство. Кроме части села, к приходу причисляется часть деревни Киреевки. Общее население в приходе 632 мужского пола и 635 женского.

До настоящего каменного храма во имя великомученицы Параскевы в приходе были деревянные храмы. Первый построен был в 1722 году, но в том же году и сгорел. В 1723 году выстроен второй храм, который существовал до 1845 года, вместо него был построен третий храм, также деревянный, существовавший до 1869 года. В этом году на средства прихожан построен настоящий каменный храм, к которому в 1891-1892 годах пристроена трапезная церковь…

Причт состоит из священника и псаломщика: в пользу причта получается процент с 400 рублей. Церковной земли имеется 33 десятины. Для помещения священника имеется церковный дом». (Малицкий П.И. «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула: Тип. Н. И. Соколова, 1895).

Восстановление храма после богоборческих времен началось в 1990 году. Храм стараниями настоятеля архимандрита Трифона (Бортунова) и прихода быстро стал действующим, и вот уже более двадцати лет храм восхищает своей красотой местных жителей и посетителей. Вокруг храма посажен удивительный сад из декоративных деревьев и кустарников. На храмовой территории построена деревянная церковь в честь Серафима Саровского. Престольный праздник храма отмечается 28 октября (10 ноября по н. ст.).

19 февраля (пятница). Свято-Успенский храм в селе Нарышкино

Среди восстановленных старинных сельских храмов тульской земли можно назвать Свято-Успенский храм в селе Нарышкино, Свято-Казанский храм в селе Першино, церковь Рождества Богородицы в селе Обидимо.

Село Нарышкино (ранее оно называлось Петровское) Крапивенского уезда весь XVIII век принадлежало Семену Кирилловичу Нарышкину, четвероюродному племяннику Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. Отсюда и новое название села. Каменная церковь во имя Успения Божией Матери с южным пределом была построена в 1794 г. на средства бригадирши Леонтьевой. В 1857 г. на средства московской Голицынской больницы церковь была расширена за счет приделов. Полностью перестроена трапезная. При храме было открыто голицынское училище (обучали чтению, письму, катехизису и арифметике), в котором преподавали священники из Свято-Успенского храма. В 1862 г. обучалось 58 мальчиков.

В конце 19 века служил о. Иоанн Мерцалов. Возле храма две могилы. Здесь похоронен отец Иоанн с матушкой (дата смерти точно неизвестна). В 1930 г. приехал служить о. Иоанн Быковский (рожд. 1879 г). Известно, что 5 мая 1937 г. он был арестован, а 10.02.1938 г. – расстрелян. В период 1937-47 гг. церковь была закрыта. В ноябре 1941 г село было захвачено немцами, а церковь немцы использовали, как наблюдательный пункт. В 1947 г. была снова открыта. Службы проходили в доме Лаврухиных. Летом 1948 г. после частичного ремонта службы в храме восстановились.

С 1967 по 2004 г. здесь служил о. Михаил Казачинский. С 2004 по 2008 г. настоятелем храма был назначен о. Андрей Немцов. 19 декабря 2005 г. по благословению правящего архиерея был освящен источник свт. Николая, расположенный на противоположном берегу Упы. С 2008 г. настоятелем храма является иерей Сергий Сальников.

20 февраля (суббота). Свято-Казанский храм и церковь Рождества Богородицы

По данным писцовых книг церковь в селе Першино Алексинского уезда вначале называлась «Святого Великомученника Егория в Першине», в 1679 г. она стала именоваться «Казанской». Кирпичная церковь, построенная в 1696 г. помещиками Ходыревыми, но капитально перестроенная в формах классицизма в 1813 г. на средства помещика И. И. Арапетова. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной, выстроенной вновь в 1900-х, и колокольней под шпилем. В трапезной приделы Георгиевский и Святителей Московских. Церковь была закрыта не позже 1930 гг. Возвращена верующим в 2005 г., ремонтируется.

Название села Обидимо Тульского уезда происходит от того, что в давно прошедшие времена жители этого села занимались грабежом проезжающих, обижали мирных обывателей. Когда и кем построен был храм в селе неизвестно: можно только по его архитектурному стилю догадываться, что он построен в конце XVII или в начале XVIII столетия. Храм этот каменный во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По местному преданию, строителем храма был один из начальников сторожевого отряда, квартировавшего около села Обидима. Храм существует в своём первоначальном виде и доселе. Довольно величественный с внешней стороны, он украшен внутри хорошей живописью, так как для этой цели вызывался художник из Санкт-Петербургской академии художеств.

Этот каменный храм – памятник древнерусской архитектуры. Судя по сохранившимся конструкциям, церковь первоначально была шатровым храмом. П. И. Малицкий в 1895 году писал: «Когда и кем построен храм в селе Обидимо, неизвестно, можно только по его архитектурному стилю догадываться, что он построен или в конце XVI или в начале XVII столетия». Кирпич основного массива идентичен кирпичу Тульского кремля и имеет с ним общие размеры.

21 февраля. (воскресение). Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Фарисеи и мытари не по имени, а по делам есть и теперь. Страсти превозношения и самохвальства господствует и ныне в сынах падшего Адама. <…> Откуда в нас страсть превозношения и самохвальства? Оттуда же, откуда произошли все грехи наши: от первого прародительского греха. Человек создан был с тем, чтобы он любил Бога, как виновника своего бытия, больше всего, чтобы взирал на Его совершенства и подражал им, свято исполняя Его волю. Но он полюбил больше себя, а не Бога, захотел совершенства Его присвоить себе, пожелал быть сам столь же великим, как Бог, захотел быти самозаконником, подвергся самолюбию и гордости и – пал. Таким образом, превозношение или гордость есть душепагубная страсти человека, делающая его враждебным Богу и презрительным относительно ближних. Может ли Бог с благоволением взирать на твари которая надмевается какими-то собственными совершенствами и не находит себе равного в них, как будто у нас есть что-нибудь свое? Вот начало нашей страсти к самопревозношению. Как страсть, она естественно есть болезнь нашей души, заразившая ее в минуты падения первых людей.

Как ложное мнение о своих совершенствах, как противозаконное движение воли, она есть вместе с тем плод внушений злого духа, который сам, павши гордостью и завистью, увлек к падению теми же грехами и человека. <…> Все мы, все грешны и нуждаемся в милосердии Божием. Если бы не ходатайствовавала за нас кровь Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира, то каждый день и час над нами гремели бы удары небесного правосудия, мы ежедневно бедствовали и умирали бы душою своею грешною и ни мира, ни радости не вкушать бы нам вовеки. Но за нас ходатайствует Сын Божий: и наши грехи не вопиют так сильно об отмщении нам, ради заслуг Его. Бог прощает нам их, только бы мы сознавали их сами и раскаивались в них.

22 февраля (понедельник). Древние храмы Тулы

В Туле в XVI веке начинается строительство различных деревянных церквей вокруг и внутри кремля. По данным писцовой книги 1587-1589 годов, в Туле, кроме Успенского собора и Воскресенской церкви на старом городище было ещё шесть церквей. Из них Пятницкая, Спасская и Никитская находились вблизи одноимённых башен и ворот кремля, располагаясь с трёх его сторон. Другие церкви: Флора и Лавра, Илии Пророка, Георгия на Ржавце и Николы на Ржавце – были построены в слободах. События Смутного времени опустошили и разорили город. В XVII веке вновь появляются новые каменные храмы: Казанская церковь, с первой в городе колокольней, украшенной башенными часами; трёхшатровая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Предтеченском монастыре, Благовещенская, Воскресенская, Сретенская, Крестовоздвиженская, Николо-Зарецкая (Христорождественская) и многие другие. Благовещенская церковь, построенная в 1692 году, – самая древняя из сохра-нившихся до наших дней в Туле церквей.

23 февраля (вторник). Православные монастыри Тульского края

В создании и развитии Русского государства и православия важная роль отводилась монастырям. Первые монастыри появились во время правления киевского князя Ярослава Мудрого (1019 – 1054), в частности, знаменитая Киево-Печерская лавра. Они имели огромное влияние на жизнь не только епархий, но и городов.

Особенно способствовали монастыри духовному и экономическому возрождению Северо-Восточной Руси в период монголо-татарского ига. Начиная с XIV века на Руси наметилось активное строительство монастырей и началась монастырская колонизация. В дремучие северные леса стали уходить многие монахи. Собираясь, братия строила храмы, кельи, возводила крепостные стены. Начиналась монашеская жизнь и неусыпная молитва о спасении Русской земли. Так возникли многие знаменитые монастыри: Кириллов и Ферапонтов под Вологдой, Соловецкий на Белом море и многие другие. В 1337 году преподобным Сергием Радонежским была основана самая знаменитая обитель – Троицкий монастырь. Около монастырей стали селиться крестьяне, появились села. Села, разрастаясь, превращались в посады или даже города.

В XVI-XVII веках власть митрополитов, а затем и патриархов, как и власть князей и царей простирались на всю территорию России. Укрепились и монастыри. В XVI веке в Московской Руси было уже 150 пустынных и 104 городских монастыря. Монастыри стали молитвенниками за русскую землю. В них составляли летописи, переписывали и сохраняли книги, писали иконы. При храмах и монастырях шла основная культурная жизнь города XVI-XVII веков. Здесь могли найти приют и еду обездоленные, больные, старики. При наступлении неприятеля монастыри превращались в неприступные крепости.

Когда появились первые монастыри в Тульском крае, неизвестно. До нас дошли отрывочные сведения об отдельных обителях, принадлежащих в разное время разным епархиям. Часто монастыри создавались удельными князьями. Так, князь Иван Воротынский в начале XVI века поставил монастырь в Одоеве в честь победы на Куликовом поле. Впоследствии он получил название Анастасов монастырь. Но самым старым считается Никольский Венев-монастырь.

Во второй четверти XVI века появляется Спасо-Преображенский монастырь в Белеве, в 1552 г. был основан в Туле Предтечев монастырь. В 1585 г. появляется знаменитая Свято-Введенская Жабынская Макарьева пустынь. В 1619 г. основан Свято-Духов Новосильский мужской монастырь, в 1625 г. – Крестовоздвиженский женский монастырь в Белеве, в 1628 г. – Успенский мужской монастырь в Епифани, в 1688 г. – Богоявленский мужской монастырь в Веневе. В 1645-1649 гг. в Туле уже существовал Успенский женский монастырь.

В ходе секуляризационной реформы Екатерины II большинство монастырей Тульско-Белевской епархии были закрыты и монастырские храмы превратились в приходские.

В 1864 г. на окраине Тулы появился Богородичный Пантелимонов Щегловский мужской монастырь. До революции женские монашеские общины были в Кашире (Свято-Никитская) и селе Дворянинове Алексинского уезда (Спасо-Казанская).

В годы советской власти все монастыри были закрыты. В постсоветское время восстановились (или восстанавливаются) почти все старые монастыри и появилось много новых.

24 февраля (среда). Никольский Венев-монастырь

Особый интерес представляет Венев-монастырь – старейший из монастырей на тульской земле. Мужская обитель во имя святого Николая Угодника – Венев-монастырь – впервые упоминается в грамотах под 1407 годом, но существовал он как пустынный монастырь много раньше. По легенде, монастырь был основан в XIII веке на том месте, где остановились греческий священник Евстафий и его спутники, переносившие в 1225 году икону святого Николая Чудотворца из Корсуни в Зарайск. Предание говорит, что в этот монастырь к пустыннику Петру пешком пришел из Серпухова Сергий Радонежский. Он подарил Петру свой посох и власяницу, которые свято хранились в ризнице монастыря до начала 20 века. К нему, терзаемый укорами совести за убийство князя Вяземского Симеона и его жены Иулиании, пришел Смоленский князь Юрий. Оба они (т. е. Петр и князь Юрий, ум. 14 декабря 1407 г.) окончили жизнь в Веневе-монастыре, где и погребены в нижней церкви.

Наиболее драматичным оказался контакт Венева-монастыря с такой исторической личностью, как новгородский епископ Пимен (Черный). Сюда в 1570 г. Иваном Грозным он был сослан за заговор в пользу Литвы. Пимен был заточен в «каменном мешке», в котором нельзя было ни встать, распрямившись, ни лечь. Страдания его продлились год и два месяца. В 1571 году он умер. Обретенные его мощи ныне являются святыней монастыря. При перестройке нижней Успенской церкви Николо-Успенского храма сохранили его келью-камеру.

До XVII века монастырь играл видную роль в защите южных рубежей Московского государства, имея мощные оборонительные сооружения и находясь почти в центре Веневской засеки. Во второй половине XVII века монастырская церковь Святителя Николая стала приходской. Сохранилась она практически в первозданном виде: каменный двухэтажный храм (первый этаж построен и освящен во имя Святого Николая чудотворца в 1969 году, второй – во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1701 году). Великолепный двухэтажный Николо-Успенский Храм построен в 1696-1701 годах и сохранился до наших дней. Это единственный в Тульской области двухэтажный храм XVII века.

Монастырь располагался в полукилометре от дороги Тула-Венев, владел огромными богатствами и был в большом почете у жителей Тулы, Москвы, Рязани. Бояре, служилые люди и городские жители завещали в монастырь крестьян, земли, имущество, лишь бы их похоронили у стен монастыря. Однако во второй половине XVIII века монастырь приходит в запустение, и Указом Святейшего Синода в 1782 г. он был упразднен и обращен в приходскую церковь. Новая жизнь монастыря началась в 1999 году, когда Указом Священного Синода от 19 июля 1999 года монастырь получил статус Свято-Никольского женского монастыря. Настоятельницей монастыря является игуменья Алексия (Бажина).

На кладбище около монастыря похоронено много священников и монахов, в их числе старец, схиархимандрит Христофор (ум. 9 декабря 1996 г.).

25 февраля (четверг). Рождества Богородицы Анастасов монастырь

Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь расположен в красивом месте на невысоком холме на правом берегу реки Упы, напротив тихого древнего провинциального города Одоева.

Точная дата основания монастыря неизвестна (предположительно, первая четверть XVI века), но мы знаем имя основателя обители – это удельный князь Иван Михайлович Воротынский, потомок благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского (1245), мученика и исповедника. Полагают, что монастырь был назван в честь жены Воротынского Анастасии, но многие исследователи считают, что название монастырь получил по имени первого настоятеля – игумена Анастасия; поэтому нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы этого монастыря – замечательный памятник мастерства русских зодчих XVII века, жемчужина Тульского края. Сначала он был деревянным, а в 1669-1675 гг. выстроен каменный храм с колокольней шатрового стиля. Строителем этого нового храма стал 22-й настоятель монастыря игумен Иона. Храм сохранился до наших дней. Около него есть древнее монастырское кладбище. Здесь похоронен гражданин Одоева Никита Колупаев, который был сброшен с башни древней «Одуевской» крепости, потому что не принял присягу Лжедмитрию I.

У монастыря был период благоденствия, был и период упадка. В XVI и XVII столетиях монастырь причислялся к Лихвинскому уезду (ныне город Чекалин) и именовался Лихвинским Анастасовым монастырем. В это время монастырь владел 10 деревнями и 3 селами.

В XVIII веке после разорительных Петровских реформ, когда народ и страна сильно обеднели, обнищала и Анастасова обитель. В 1722 г., как пишет летописец, в монастыре, кроме игумена, не было ни одного иеромонаха, и службы церковной отправлять было некому.

Ну, а в царствование «просвещенной» императрицы Екатерины II, по законоположению 1764 г «Об изъятии монастырских земель в пользу казны», обитель лишилась последних средств к существованию, и в 1784 г. была упразднена и обращена в приходскую церковь для сел Анастасова, Красное и деревень Татьево, Филимоново, Красенки.

Во времена смуты и лихолетья в 1931 г. храм был закрыт и, как многие тогда церковные здания, обращен в овощное хранилище. В 60-е годы ХХ века по решению Правительства РСФСР церковь Рождества Богородицы была признана памятником архитектуры. Начались реставрационные работы для того, чтобы в храме разместить музей филимоновской игрушки. Но в начале 80-х годов финансирование реставрационных работ было прекращено, и вновь в беспризорной обители воцарилась мерзость запустения.

Решением Святейшего Синода в 2002 г., по ходатайству епископа Тульского и Белевского Кирилла (ныне митрополита Екатеринбургского и Верхотурского) и по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в возобновленной обители был назначен наместник – игумен Парфений (Сачков).

26 февраля (пятница). Тульский Императорский оружейный завод

26 февраля (13 февраля по с. с.) 1712 г. указом Петра I был основан Тульский оружейный завод. История тульского оружейного дела уходит в XVI век, когда при Тульском посаде селились оружейники, изготовлявшие оружие для воинов тульского гарнизона. Указом царя Федора Иоанновича (1595 г.) оружейников с посада переселили в особую Кузнецкую слободу, что на левом берегу реки Упы (Заречье). Здесь оружейники кустарным способом изготовляли и продавали казне до двух тысяч пищалей ежегодно.

На дальнейшую историю оружейного производства в Туле большое влияние оказал Петр I. В 1706 году по его Указу в тульском Заречье был построен деревянный оружейный двор с кузницами и работными избами. Но он благополучно сгорел, наверное, потому, что тульские оружейники привыкли трудиться кустарно по домам, и заводское производство им было не по душе.

Но Петр I был настойчив. В 1712 году по его Указу в Заречье был заложен первый в России государственный оружейный завод. В своем Указе государь повелевал: «…для лучшего в том ружейном деле способу, при той оружейной слободе, изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы можно ружья, фузеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водою». В этом же Указе говорилось, что завод должен выпускать в год 15 тысяч фузей и 1 тысяча пар пистолетов.

Через два года, трудом крепостных крестьян, наемных рабочих и пленных шведов завод был построен. Он мог изготовлять штыки, сверлить, обтачивать и полировать ружейные стволы. Ружейные замки и прочие мелкие ручные работы производились по-прежнему на восстановленном оружейном дворе и по домам мастеров.

С первых дней оружейный завод производил полный ассортимент стрелкового и холодного оружия для русской армии. В 1720 году Тульский оружейный завод вместе с надомниками сдал в казну 22 тысячи ружей и 4 тысяч пар пистолетов. Тульское оружие всегда славилось своим качеством. Еще Екатерина II при посещении завода отмечала «отличную охоту и способность мастеров, изделия которых во всех частях не уступают самым прославившимся в сем роде иностранным художникам». В наказе комиссии о Тульском оружейном заводе говорилось: «Испытанием доказано, что империя наша во многих благополучно и славно оконченных войнах защищалась оружием дела сего завода, недознав недостатка ни в числе мастеров и работников, ни в искусстве их, от времени далее возрастающем».

27 февраля (суббота). Священномученик Онисим (Пылаев) епископ Тульский

Епископ Тульский Онисим родился 5 сентября 1872 г. в деревне Марково Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика Владимира Пылаева и в крещении был наречен Михаилом. В 1896 г. юноша окончил Новгородскую духовную семинарию и стал служить псаломщиком в крепостной церкви в турецком городе Карсе. В 1904 г. он был рукоположен во иерея и назначен полковым священником. Когда началась война 1914 года, отец Михаил вместе с полком отправился на фронт и прошел со своей паствой – солдатами – всю войну. За это был возведен в сан протоиерея.

В январе 1918 г. отец Михаил приехал в Нижний Новгород, где служил священником Свято-Троицкой Верхне-Посадской церкви. Во время возникновения обновленческого раскола одним из центров раскола стал Нижний Новгород, в котором архиепископ Евдоким возглавил обновленчество. Протоиерей Михаил стал энергичным противником раскола, чем вызвал немалую ненависть у них.

13 марта 1926 г. пострижен в монашество с именем Онисим, через два дня хиротонисан во епископа Красно-Бакинского, а через месяц, 13 апреля того же года, назначен епископом Воткинским. В 1928 г. епископ Онисим был осужден и заключен в Соловецкий лагерь особого назначения.

После освобождения, в 1933 г., епископ Онисим был назначен Управляющим Тульской епархией. Его прибытие в Тулу совпало с очередной разрушительной кампанией против Церкви. Как и по всей стране, в Туле и губернии были закрыты большинство храмов, разрушены наиболее древние и почитаемые из них, в том числе Казанский собор, Крестовоздвиженская, Сретенская, Троицкая, Николо-Часовенская церкви. Не боясь наветов обновленцев и репрессий властей, епископ Онисим совершал постриги. Архиерейские службы владыка проводил в основном в одном из древнейших храмов Тулы – Ильинской церкви. Небольшой (бывший приходской) храм бывал переполнен. Даже в обычные дни многие стояли на улице, храм не вмещал всех молящихся.

Власти не могли допустить усиления православного влияния в Туле, ведь за те два года, что епископ Онисим пробыл в городе, люди стали связывать с его именем надежды на возрождение веры и духовности, перемен жизни к лучшему. 18 декабря 1935 г. епископ Онисим (Пылаев) был вновь арестован. Вместе с ним были арестованы еще 26 человек, в основном священники и монашествующие. Обвинение было стандартным, «контрреволюционная деятельность».

16 апреля 1936 г. епископ Онисим был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. Но недолго пришлось прожить епископу Онисиму в ссылке, поднялось очередное гонение на Церковь, и в Рождественский сочельник, 6 января 1938 г., он был арестован и заключен в тюрьму в Каргополе. 13 января тройка НКВД приговорила владыку к высшей мере наказания. Епископ Онисим (Пылаев) был расстрелян 27 февраля 1938 г. в Архангельске и погребен в безвестной общей могиле.

28 февраля (воскресение). Слово в Неделю о блудном сыне

Будем измерять свое духовное настроение той мерой, какую указал Господь, когда сказал: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф. 22, 37)! Между тем мы, обольщая себя мыслью, что те или иные удовольствия мира сего дозволены или не запрещены в Евангелии Христовом, готовы предаваться им без меры и размышления, со страстью, которая совершенно погашает в сердце нашем любовь ко Христу. Конечно, не запрещено в Евангелии пользоваться благами мира, но в какой мере? Не заповедал ли Господь всем Своим последователям (не инокам только) оставлять и даже возненавидеть ради Него жену, детей, братьев, сестер, имения (Лк. 14, 26), когда кто начинает любить их более, чем Христа, оставлять если не самым делом, то волею, путем подавления в сердце пристрастной любви, погашающей любовь ко Христу? Конечно, не запрещено людям ни наслаждаться благами мира, ни жениться, ни пользоваться вообще благами мира, но как пользоваться? Так, чтобы имеющие жен были, как не имеющие, и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся, и покупающие, как не приобретающие (1 Кор. 7, 29-30), то есть не предавались бы любви к миру с всепоглощающей страстью.

На страницу:
6 из 9