Полная версия
Тульский край – земля православная
В XII веке Белев вошел в состав Черниговского княжества. В XIV веке из состава Черниговского княжества вышла часть уделов, которые получили название Верховских княжеств, в их числе было Белевское княжество. Основателем Белевского княжества был Василий Романович, положивший начало роду белевских князей.
Белевское княжество претерпело множество татарских и литовских набегов. Более ста лет оно было в составе Литовского княжества, пока в начале XV века не вошло в состав Московского государства. В XVIII столетии Белев стал крупным религиозным центром, в нем был возведен целый архитектурный комплекс монастырей и церквей, очень эффективно расположенных на крутом берегу Оки.
Особенно Белев славился своими монастырями: Спасо-Преображенским (мужским), известен со второй четверти XVI века, и Крестовоздвиженским (женским), основанным в 1625 году.
18 января (понедельние). Белев – уездный город
В 1777 году Белев стал уездным городом. Он был довольно-таки большим и благоустроенным, важным религиозным и экономическим центром Тульской губернии. В конце XVIII века в городе было 15 церквей, 2 монастыря и семинария при Спасо-Преображенском монастыре для 160 учащихся. К середине XIX века город сильно вырос, в нем было 50 улиц с переулками, два училища (уездное и приходское), где обучалось 413 учеников, был свой театр. В городе проживало 6700 душ обоего пола.
Белев стал важным торговым городом. Отсюда отправлялись вверх и вниз барки с хлебом и конопляным маслом, пенькой. Привозили же для нужд губернии соль, алебастр, металлы. Белевские купцы занимались поставками товаров в войска (маркитантством) и снискали уважение у правительства своей добросовестностью. Город славился своими промыслами – белевскими кружевами и яблочной пастилой.
В 1916 году в Белеве проживало около 9 тыс. чел. (сейчас 13,5 тыс. чел.). Православное население оформлялось в 17 монастырских, посадских и слободских церквях (примерно 7,5 тыс. чел.). К Афанасие-Кирилловскому собору было приписано 540 старообрядцев-беспоповцев (поморского толка), в Вознесенской церкви окормлялось 446 старообрядцев-единоверцев и еще 172 инословных посещали Богородицерождественскую церковь.
Являясь центром уезда, Белев по величине, красоте зданий, благоустройству, богатству и торговым оборотам купечества занимал тогда первое место в губернии после Тулы. Белев является родиной Василия Жуковского, Зинаиды Гиппиус, предков Ивана Бунина, здесь прошло детство известного деятеля белого движения генерала Владимира Каппеля и русского мореплавателя, героя Наваринского морского сражения капитана Ивана Бутенева. В XIX веке в Белеве служил и писал свои книги известный протоирей Василий Бурцев.
Белевцы до сих пор гордятся своим умением плести кружева и по-прежнему делают знаменитую белевскую яблочную пастилу. В районном художественно-краеведческом музее представлен сегодня богатейший материал по истории этого древнего города. На высоком левом берегу Оки идет восстановление Спасо-Преображенского и Крестовоздвиженского монастырей.
19 января (вторник). Богоявление. Крещение Господне
Праздник Богоявления (Крещения) Господня один из любимых и почитаемых на Русской земле. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи!..», – поется 6 (19) января в воспоминание о том дне, когда Иисус Христос пришел на берега Иордана, где собралось множество народа в ожидании приходя Мессии – Спасителя мира, и вошел в его воды, и Дух Божий в виде голубя спустился на Него и раздался глас с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». В память об этом событии после обедни в Богоявленский сочельник совершается великое освящение воды, зачастую с крестным ходом на реку, или озеро – «на Иордань».
Крещение Иисуса Христа явилось прообразом Таинства Крещения, когда во время троекратного погружения человека в воду («во имя Отца и Сына и Святаго Духа») происходит очищение человека от греха и он становится членом Тела Христова – Церкви.
Иоанн убо крести крещением покаяния (Деян. 19, 4). Хотя «Иоанново крещение не сообщало Духа Святаго и не доставляло благодатного прощения», но «оно повелевало каяться» (св. Иоанн Златоуст), ибо такова была воля Божия. Покаяние есть первая новозаветная заповедь, вводящая во все прочие христианские добродетели. Иисус Христос призывал: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4, 17).
Святитель Тихон Задонский писал: «Истинное покаяние есть изменение сердца и нравов злых в добрые нравы. Истинное покаяние непременно порождает стыд и сожаление в сердце кающегося, что он так бесстыдно и безчинно поступал с Богом. Истинного покаяния не может быть, когда человек не хочет отстать от грехов и проявить послушание Богу; это не покаяние, а прелесть и ложь и потому безполезно для кающегося»…
Покаяние состоит «в перемене ума и сердца и обновлении внутреннего состояния. То есть нужно отвратиться от всей суеты мира сего, ибо она препятствует спасению; рассматривать различную душевную немощь, то есть гордость, гнев, зависть, нечистоту, сребролюбие и проч., жалеть и сокрушаться, что такое зло вошло вместе со змеиным ядом в нашу душу… и молиться Христу, чтобы силою Своею Он исправил и исцелил нас».
20 января (среда). Богоявленский мужской монастырь в Веневе
На тульской земле в Веневе был мужской монастырь в честь праздника Богоявления. Этот монастырь вначале имел наименование «пустыни», на что указывает устройство лишь одной церкви – Богоявления на посаде. Пустынь была обращена в пепел «в приход Крымскаго царевича» в 1633 году, поэтому в «Дозорной и переписной книжке Венёва» (1636), Богоявленской церкви нет. Но уже во 2-ой половине XVII века в Венёве вновь появилась Богоявленская пустынь. В «Списках иерархов и настоятелей монастырей Русской церкви» (1670-е годы) говорится: «Города Венева Богоявленской пустыни темный поп Гавриил – 1666 и апреля 1672 годов». Заглавие «пустынь» показывает, что Богоявленская церковь была единственным храмом обители. Первоначально она была деревянной, но с 1688 года существует уже как каменная.
В 1764 году рядом с Богоявленской церковью была выстроена ещё одна церковь – тёплый кирпичный храм во имя Казанской иконы Божьей Матери. Об этом свидетельствует надпись на каменной доске, вделанная в южную стену нынешнего здания храма: «1764 года мая постройся сия церковь Божия во имя Пресвятой Богородицы Казанския при благополучном царствовании благоверной Государыни Императрице Екатерине Алексиевне и при наследнике Ея Благоверном Государе и великом князе Павле Петровиче по обещанию купцов Емилиана Баравкова, Андреана Барадина».
Монастырь был очень беден и просуществовал около столетия. Причиной его закрытия был злосчастный для российских обителей екатерининский Манифест о секуляризации монастырских земель (1764). Существовавшая в монастыре каменная церковь Богоявления XVII века в 1766 году – уже после закрытия монастыря – была разобрана за ветхостью и выстроена вновь как приходская строителем (обыденным веневским негоциантом) Иваном Бородиным с прихожанами. Архитектура этого храма несёт отчётливые следы воздействия столичного барокко конца XVII века – разве что наличники окон по стилю, очевидно, принадлежат XVIII веку.
В XIX веке церковь собственного прихода не имела, а принадлежала Никольскому храму, из достопримечательностей в ней сохранялось рукописное Евангелие 1685 года.
В советское время в храме располагался пункт приема стеклотары. В текущее время церковь вновь открыта для богослужений и реставрируется. Другая же церковь, Казанская, с 1764 по 1872 гг. использовалась как полковая церковь для войск, расквартированных в Веневе. С конца XIX в. не действовала.
21 января (четверг). Богоявленский (бывший кафедральный) зимний собор
Губернский архитектор А. Дубровский предложил разработать проект перестройки старого Успенского кафедрального собора, что в Тульском кремле, в теплый. Однако, досконально изучив вопрос, он сделал вывод: при подобном переустройстве могут серьезно пострадать стенопись и иконы храма, приспособленные к определенному температурно-влажностному режиму.
В 1849 г. староста Успенского собора купец Вукол Кузовлев предложил возвести новый просторный и теплый собор в кремле. Идею поддержал городской голова Николай Добрынин и городское общество. Решено было возвести в кремле теплый собор во имя Богоявления Господня с двумя приделами: во имя Николая Чудотворца и Александра Невского.
Проект поручили разработать архитектору Тульского оружейного завода коллежскому асессору М. А. Михайлову. Проект утвердили только в 1855 г. и в этом же году состоялась закладка собора. Через семь лет, в 1862 г., в год 50-летия победы в Отечественной войне 1812 года, собор был освящен. Первоначальный архитектурный облик имел пятиглавие на массивном кубе.
В 1930 г. Богоявленский собор был закрыт. В здании бывшего собора разместился аэроклуб, а с 1950-х годов – клуб физкультурников. Четыре маленьких главы снесли, не уцелело и луковичное завершение центральной главы.
В 1966 г. Богоявленский собор не включили во вновь составленный перечень памятников истории и культуры, взятых на государственную охрану. Было принято решение разместить в бывшем соборе музей оружия. С 1972 по 1989 год проводилась реконструкция здания. Вход в музей сделали с востока, пробив алтарную стену и устроив кирпичную пристройку. Было установлено железобетонное монолитное перекрытие, после чего здание стало двухэтажным. В 1991 г. здание храма было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.
В 2012 г. большая часть экспозиции была перевезена в здание нового музея оружия в Заречье. В январе 2015 г. начались работы по реставрации здания собора, однако воссоздание прежнего пятиглавия в ближайшие годы не планируется.
22 января (пятница). Тула – город на земле вятичей
Тула не была племенным городом вятичей, а также столицей удельного княжества, но она появилась на земле вятичей, а затем стала опорным пунктом черниговских князей во вновь присоединенных землях.
Видимо, изначально Тула существовала как дубовый острог, построенный черниговскими князьями, в качестве опорного пункта для подчинения окрестного населения вятичей и собирания с них дани. За версию, что Тула возникла как город-острог, тот факт, что Тула была расположена на удобном стратегическом перекрестье: через нее шел сухопутный путь с юга на север, в то время из Чернигова во Владимир и Москву, и водный путь из Дона в Окский бассейн. Упа находилась в центре этих мест, и именно она являлась большой водной дорогой, соединявшей без волока, Окский бассейн с Доном. Из Иван-озера (расположенного ныне на окраине города Новомосковска) вытекали две реки – Дон и Шат, последний впадал в Упу. В те времена значение водного пути было даже более значимым, чем сухопутный тракт. Таким образом, наличие Тулы как опорного пункта позволяло контролировать важный транспортный узел в земле вятичей.
Первое упоминание о Туле в Никоновской летописи относится к 1146 г. (Никоновская летопись была написана в 20-е годы XVI века московским митрополитом Даниилом, а названа так потому, что один из списков принадлежал патриарху Московскому и всея Руси Никону). Вот текст из этой летописи: «Князь же Святослав Ольгович иде же на Рязань, и был в Мценске, и в Туле, и в Дубке на Дону». Многие исследователи подвергают сомнению это первое упоминание о Туле, оно грешило многими переделками и искажениями более древних текстов. Но тем не менее в народе утвердилось мнение о том, что Тула основана в 1146 году и даже на год старше Москвы. Следующее упоминание о Туле относится к 1382 году. Здесь она упоминается в договорной грамоте московского и рязанского князя о границах владения. Эта версия о названии города делает Тулу гораздо моложе (с 1382 г.).
23 января (суббота). Святитель Феофан, Затворник Вышенский
В сонме русских святых XIX века по праву стоит имя святителя Феофана Затворника. Он, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 23 января (10 января по ст. ст.) 1815 г. Его отец был священником, родители матери – тоже священнослужители. По высоте и чистоте жизни эта семья была подлинно домашней церковью, просветившей и давшей начальное образование отроку Георгию и поставившей его на ту дорогу, которая привела его в Вышенскую пустынь, давшую ему второе имя – Затворник Вышенскии, с которым он и вошел в сонм русских святых.
Восьми лет Георгий поступил в Ливенское духовное училище, а в 1829 г. в числе лучших выпускников стал студентом Орловской духовной семинарии. Далее были Киевская духовная академия, монашеский постриг с именем Феофан, служение в Русской духовной миссии в Иерусалиме, Константинополе в должности настоятеля посольской церкви – там он продолжал изучать аскетические труды древних отцов и не один раз посетил Святую Гору Афон. В 1859 г. архимандриту Феофану определено было быть епископом Тамбовским и Шацким, а в 1863-м – Владимирским. В 1866 г. Владыка Феофан обратился в Синод с прошением об увольнении на покой простым иноком с правом пребывания в Вышенской пустыни, чем вызвал изумление священноначалия.
Для него наступила золотая пора творчества, растянувшаяся почти на 30 лет. Из них 22 года он пробыл в полном затворе. В келье святитель устроил малую церковь в честь Богоявления, где совершал все положенные службы. Здесь же он написал свои основные труды: «Собрание писем», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» и другие.
Феофания по-гречески означает «Богоявление». Святитель родился незадолго до этого праздника, получил в постриге имя Феофан, домовая церковь его была посвящена Богоявлению, и земная жизнь его окончилась около четырех часов дня 6 января 1894 г. – в праздник Богоявления. В духовной жизни иногда случаются такие удивительные совпадения.
24 января (воскресение) Тула – город с тремя неизвестными
Среди краеведов до сих пор существуют две версии о месторасположении города. Первая версия – Тула располагалась в месте впадения речки Тулицы в Упу, на правом берегу, там, где сейчас расположены корпуса Тульского оружейного завода. В народе это место называлось «Старое городище». Эту версию первоначального расположения Тулы выдвигал тульский краевед и исследователь старины И. П. Сахаров. Этой же версии придерживался И. Ф. Афремов. Другой краевед Н. Ф. Андреев был уверен, что Тула находилась сначала в 20 км от современного центра города, в месте слияния речек Синей Тулицы и Глядешки (деревня Городище, недалеко от поселка Торхово). Андреев считал, что первобытные жители не могли жить на месте Старого тульского городища, так как данная территория при разливе реки затоплялась. Кроме того, он обратил внимание на то, что сам город Тула назван по реке Тулица, а не по реке Упа. Косвенным подтверждением версии Н. Ф. Андреева являются археологические раскопки Торховского городища, которое согласно раскопкам еще в VIII-X веках имело не только укрепленный детинец, но и обширный посад площадью около 50 га. К сожалению, версию И. П. Сахарова археологическими раскопками подтвердить нельзя, так как на месте старого Тульского городища расположен Тульский оружейный завод. При определении первоначального месторасположения города надо учитывать такое часто встречающиеся историческое явление, как перенесение название старого, исчезнувшего города, на название нового города, возникшего недалеко от старого. Возможно, такое явление имело место и в истории возникновения города Тулы.
О происхождении названия города тоже существуют две версии: По первой версии Тула получила название от речки Тулицы, а речка – от глагола «тулиться», т.е. прятаться, скрываться в непроходимых лесах. Название речки дали ее первые поселенцы – племя голядь (предки нынешних литовцев). По второй версии Тула получила название по имени царицы Тайдулы, жены золотоордынского хана Дженибека (1341-1357 гг.). Тула была ее личным владением, а значит, Тула входила в земли Золотой Орды и носила татарское происхождение.
Таким образом, Тула появляется как город с тремя неизвестными. До XVI века Тула если и существовала как город, то была незначительным населенным пунктом, местной резиденцией удельного князя. Но только с появлением в городе Кремля, Тула появилась на картах Московского государства и стала по-настоящему городом-крепостью.
25 января (понедельник). Преподобный блаженный Иоанн, Тульский чудотворец
У каждого города есть свой небесный покровитель, его незримый градоначальник. Не исключено, что для Тулы таковым является Блаженный Иоанн Тульский.
Блаженный Иоанн – Иван Степанович Котельников – родился 23 сентября по старому стилю, а по новому – 6 октября 1773 года в богатой купеческой семье от благочестивых родителей Степана Романовича и Анны Дмитриевны Котельниковых. Крещен в честь святого апостола Иоанна Богослова. От природы Иван был талантливым и трудолюбивым, он получил хорошее домашнее образование. Отец рано приобщал сына к торговому делу. Но не земного, тленного, богатства искала его душа. Он много читал, особенно слово Божие и жития святых и очень рано понял суетность и временность этой жизни. Иоанн всею душою устремился к Богу, вступил на путь юродства Христа ради, когда ему было всего 17 лет.
Всю свою сознательную жизнь он нес величайший подвиг юродства. Летом его босые ноги были изуродованы острыми камнями мостовых, а зимою имели кожу, лопнувшую от холода; даже в жестокие морозы он молился и немного отдыхал на каменных плитах церковной паперти. За всем этим стоял молитвенный подвиг, часто скрытый от людей, но всегда благоугодный Богу.
Необычный вид блаженного (он всегда ходил в полосатом халате, с открытой грудью и непокрытой головой) привлекал к нему внимание. Многие не понимали его подвига и подвергали его всевозможным оскорблениям и насмешкам. Все переносил безропотно блаженный. Неоднократно забирала его с городских улиц полиция, принимая за пьяного. И это терпел блаженный. Нередко посещал блаженный дома благочестиво живущих христиан, утешал их в скорбях, ободрял в напастях. Еще при жизни своей Иван Степанович прославлен был от Господа Бога даром прозорливости и чудотворения. О многих случаях проявления этого дара Божия передают еще живые предания.
Страшное бедствие в виде ужасного пожара поразило город Тулу 29 июня 1834 г. Предвидел этот пожар блаженный Иван Степанович. Он ходил по тем улицам, которые были впоследствии уничтожены пожаром, и дул во все стороны, как бы раздувая горящие головни. Заходя же в некоторые дома, он просил воды, но не пил ее, а, выйдя снова на улицу, поливал ею дом. Все эти дома остались невредимы после ужасного огня, хотя кругом них все погорело. Перед самым пожаром блаженный обошел все кельи Успенского женского монастыря и везде закрыл печные трубы. Монастырь уцелел от пожара, тогда как все здания вокруг были уничтожены огнем.
Когда Тулу постигло другое бедствие – холера, то блаженный предсказывал смерть от холеры. Он приходил в дом, ложился на постель и, полежав немного, уходил из дома, бормоча непонятные слова. В этом доме кто-нибудь умирал вскоре же после этого. Когда некоторые осуждали про себя блаженного, он узнавал это и какими-нибудь особенными действиями вразумлял их и приводил к раскаянию в грехе неправедного осуждения.
Посещая базар, Иван Степанович узнавал, кто торгует недобрым товаром, и тогда наказывал неправедного продавца; так, у одного он разлил целую кадку квасу, и на дне оказалась крыса. На базаре многие предлагали ему деньги или то, чем кто торговал. Если у кого Иван Степанович что-то брал, это было добрым признаком: у того шла хорошо торговля. Взятое же Иван Степанович тотчас раздавал беднякам.
26 января (вторник). Преподобный блаженный Иоанн, Тульский чудотворец (продолжение)
Когда блаженный по целым ночам молился пред Животворящим Крестом Господним на паперти Тульского Успенского собора в кремле или в Николочасовенском храме, то случайно проходившие видели его, окруженного светлым сиянием и стоящего как бы на воздухе.
Долгие десятилетия с ранней юности до поздней старости продолжал свой подвиг блаженный Иоанн, пока не прошел достойно свой земной путь, уйдя в вечные обители Царя Небесного.
Около 80 лет жил Иван Степанович, юродствовавший большую часть своей жизни. За две недели до смерти он заболел, а за два дня предсказал домашним свою кончину. «У вас через два дня будет пир», – сказал он им, что и исполнилось в точности. В четверг 12 (25 н. ст.) января 1849 года Иван Степанович преставился ко Господу. Немедленно узнали о блаженной кончине юродивого жители города. Громадные толпы народа шли к дому, где лежало тело почившего, чтобы отдать последнее целование блаженному.
В воскресенье, 15 января, тело почившего перенесено было в храм Святителя Николая, что на Посольской улице. Отпевал Иоанна сам Преосвященный Дамаскин – епископ Тульский и Белевский. Множество городского духовенства сослужило своему святителю. Несколько дней тело почившего старца стояло в храме. Будто спящий, лежал во гробе блаженный, а все новые и новые волны народной толпы приходили ко гробу, чтобы отдать ему последние почести.
Тело блаженного старца погребено было в том же Николочасовенском храме, в углу левой стороны, согласно с волей почившего. Долгое время служились ежедневно панихиды у могилы, и многие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна. К нему и доныне прибегают многие, особенно страдающие запоем, и он помогает им своим ходатайством.
В 30-е годы, когда храм был разрушен, святые останки блаженного Иоанна были перенесены на Всехсвятское кладбище. В 1988 году к 1000-летию крещения Руси архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Иоанна Котельникова к лику местночтимых святых. В 1990 году 3 августа Владыка Серапион, митрополит Тульский и Белевский, с духовенством Собора совершили обретение его святых мощей. Мощи Иоанна Тульского, блаженного, ныне покоятся в левом приделе Свято-Успенского собора.
27 января (среда). Следы монголо-татарского нашествия. Новые города на тульской земле
XIII век стал особенно тяжелым для русской земли. С запада начался натиск крестоносцев, а с востока – монголо-татарских орд. Наиболее разрушительным для русской земли явилось нашествие монголов, или татар, как их называли русские летописи.
Во-первых, были уничтожены многие русские города. Так, археологи подсчитали, что из 74 изученных ими древнерусских городов домонгольского периода 49 (или две трети) были разорены Батыем. Причем 14 из них так и не поднялись из развалин, еще 15 городов не смогли восстановить былого значения и превратились в села. Из городов на тульской земле был уничтожен Дедославль, а возможно, и Тула. Эти города восстанавливались вновь.
Во-вторых, на 240 лет русская земля подпала под власть Золотой Орды. Лесостепная часть Тульского края первоначально входила в состав улусов (административных территорий) Золотой Орды. И есть предположение, что в Туле и Дедославле находились татарские гарнизоны и баскаки. Но, после того как ханы отдали сбор дани русским князьям, татарские гарнизоны ушли из Тулы и Дедославля.
Период монголо-татарского ига оставил следы в топонимике Тульского края. Так, названия некоторых населенных пунктов носят явно татарское происхождение, например: Баскаково (Воловского р-на), Якшино (Алексинского р-на), Ямное (Ленинского р-на), Ханино (Суворовского р-на), Кочаки (Щекинского р-на) и т.д.
В XIII – XIV веках на тульской земле появилось четыре новых города, которые потом стали уездными центрами тульской губернии. Это Алексин, Одоев, Венев и Кашира (отошла в 1925 г. к Московской области). Помимо этих четырех новых городов, по спискам нескольких русских летописей XIV века до нас дошло название еще нескольких русских городов, расположенных на тульской земле, которые не сохранились до наших дней. Вот названия некоторых из них: Корнике, Волконеск, Рославль, Свинеск, Польский, Микитин на Плаве. В наше время хорошо изучены лишь остатки древнерусского города Корнике. По имени этого города в свое время была названа одна из местных засек – Карницкая, или Корницкая.
28 января (четверг). Алексин – город «Строжек»
Вначале Алексин был оборонительным укреплением Тарусского удельного княжества. Существует предположение, что в 1298 г. московский князь Даниил Александрович назвал его Алексином в честь своего новорожденного сына. Но это лишь предположение, ибо у князя Даниила не было сына по имени Алексий. По другой версии, первоначально город носил название «Сторожек» и располагался он на Ильинской горе, что на левом берегу Оки, в 2 км от современного города. В 1348 г. татары мурзы Темира сожгли город Сторожек и увели с собой почти всех его жителей. После этого набега город вскоре был перенесен на высокий правый берег Оки, на новое место, туда, где он находится до сих пор. Он родился вновь с названием Алексин. Алексиным владели тарусские князья, но один из них продал Алексин московскому митрополиту Петру, и город стал митрополичьей вотчиной. Алексин был постоянно объектом набегов татар и предметом спора между Литвой и Русью.