Полная версия
Апология кнопки. Записки у телевизора
Почему-то объявления о приеме на курсы телеведущих передают во всех выпусках прогнозов погоды. Может быть, потому, что телевидение – это явление природы.
13 августа.
Новости всех каналов. Очередной «обвал ценных бумаг на фондовой бирже». Что ни говори, а в этом странном сообщении есть что-то приятное: надо же, оказывается, у нас существует где-то эта биржа, и на ней продают не простые бумаги, а ценные. А еще, оказалось, что именно мы «уронили» недавно японскую йену, других, впрочем, йен, кажется, не бывает, если не считать, конечно, одноименного города в Германии, там, где расположена фирма «Карл Цейс».
15 августа.
ТВ-6. «Скандалы недели». Проблема плагиата, интервью наших исполнителей, сличение их творчества с западными образцами, совершенное простодушие в признании: «даром пишем свои слова и играем».
И вдруг начинаешь понимать г-на ОК, к которому раньше относился с предубеждением за его откровенное признание, что среди таких, как он сам говорит, сволочей, другим быть просто неприлично, не в стиле, так сказать.
И вообще – тяжело без хвоста среди хищников.
21 августа.
ОРТ. Время как таковое и «Программа «Время» различаются так же, как просто Орлов и граф Орлов.
Сегодня там – довольно милый сюжет о так называемой «горячей линии» госналогслужбы, а, проще говоря, – о телефонных стукачах нового типа. Оказывается, что те, кто этим занимается, делают это совершенно бескорыстно, просто из спортивного интереса, а доносительство, вероятно, следует считать видом национального спорта.
23 августа.
Спортивные новости. Финал чемпионата мира по пляжному волейболу. Когда-то люди, чтобы провести время, начали для собственного удовольствия пинать мячик. Со временем это невинное занятие превратилось в вид спорта, и вот его рекордсмены гоняют теперь этот мяч под дождем на холодном песке, и все это совершенно не похоже на приятное пляжное времяпрепровождение, и это занятие по аналогии с хоккеем на траве точнее следовало бы называть «волейбол на песке».
Август – время дайджестов, и хотя большинство программ выдают свои лучшие сюжеты, в повторе они совершенно невыносимы, поскольку большинство из современных передач – явления принципиально одноразовые.
24 августа.
ТВ-Центр. «На самом деле». Как все-таки везет Михаилу Леонтьеву – сегодня у него первый выход в эфир после первых каникул, и сразу же – жирный кусок политического пирога – возможность откомментировать событие, которое, как утверждают, случается впервые в истории России. Называется это «реставрацией власти» и состоит в том, что Кириенко уходит, а Черномырдин возвращается. Стало быть, мы все еще идем неведомыми нам путями. Впрочем, лучше Салтыкова-Щедрина не скажешь, а он писал, что власть в России ведет себя так, чтобы держать обывателя в состоянии изумления. И в этом поведении есть что-то художественное, что касается также и «четвертой власти», раз уж она любит считать себя таковой.
29 сентября.
ТВ-Центр – «Апокалипсис сегодня» Копполы. ОРТ – «Гибель богов» Висконти. А в стране – системный кризис, и чем хуже жизнь, тем лучше фильмы.
РТР. «Маски» на необитаемом острове». Конечно, трюковая комедия может позволить себе многие несоответствия тому, что принято считать реальностью, но все же необитаемый остров – это, как правило, такое место, где никого нет. А тут носится бессчетное количество полуголых людей обоего пола. Но, раз сказано, что остров необитаемый, то, стало быть, они к разряду людей не относятся.
НТВ. «Русские в форте Байяр». Ну французам, тем, может быть, делать нечего, вот они на стенку и лезут. Но наши-то куда поперлись: русская красавица Елена Ханга и русский богатырь Вадим Глускер. В стране, понимаешь ли, системный кризис, Киселев, чтобы не упустить этот кайф, на неделю раньше выпустил из отпуска «Итоги», а этим стен у нас, что ли, мало? Люди вон на рельсах сидят, ну и сели бы, как люди, а то, понимаешь, на стенку…
30 августа.
ТВ-Центр. «На самом деле». Лирический репортаж Ольги Романовой о том, как закончилась эпоха, и она купила две банки сгущенки.
На НТВ с утра – повтор отечественных «Трех мушкетеров» – фантазия на тему фантазии, а на «Культуре» вечером – французский сериал «Ришелье», о том, как все это было на самом деле. А на самом деле граф Жан-Арман дю Плесси, кардинал де Ришелье, укреплял, а по сути – создавал французский абсолютизм. И правильно делал, иначе разве сняли бы о нем триста пятьдесят лет спустя этот замечательный шестисерийный фильм? Вот и в «Умниках и умницах» на ОРТ – тоже задаются вопросы из эпохи Людовика ХIII, который, оказывается, был педерастом. А зато Ришелье, что сейчас звучит особенно актуально, был у него бессменным премьер-министром в течение семнадцати лет.
НТВ. «Сегодня». Одно из самых неудачных мест, где у человека может оказаться родинка – это ямка над верхней губой.
Я вот одного только не могу понять: почему, чем тупее, тем популярнее, а то и вовсе – народнее?
31 августа.
ТВ-6. «Нью-Йорк, Нью-Йорк». «Телевидение гораздо интереснее делать, чем смотреть…» (Марина Бердникова, ведущая). Конечно интереснее, – за то, что смотришь телевизор, денег ведь не платят.
Год со дня смерти принцессы Дианы. Перед документальным фильмом о ней в «Телемагазине «Спасибо за покупку!» демонстрация вибромассажера под названием «Леди Ди», того самого, при использовании которого так жизнерадостно трясутся ягодицы, торжествуя полную и окончательную победу над целлюлитом.
Если, как говорят, лучшее средство от головной боли это гильотина, то от целлюлита, наверное – папарацци.
1 сентября. День знаний.
НТВ. «Сегоднячко». В гостях у передачи начальник Главного управления исполнения наказаний и начальник Бутырской тюрьмы.
НТВ. «17 мгновений. 25 лет спустя». Таким вот образом канал решил отметить пятилетие выхода журнала «ТВ-Ревю», целиком посвященного двадцатилетию этого выдающегося телефильма. В финале своего произведения автор и ведущий Леонид Парфенов заявляет, что «Семнадцать мгновений…» – лучший сериал всех времен и народов.
И ошибается, потому что лучший сериал всех времен и народов, кроме нашего, вероятно, называется «Даллас». Он сейчас без всякого успеха идет на одном из дециметровых каналов, чем опровергает предположение автора «Москвы 2042» Владимира Войновича о том, что при показе «Далласа» у нас вся остальная жизнь будет замирать, как когда-то, когда «Семнадцать мгновений…» показывали реже, чем раз в год.
Потому что «Семнадцать мгновений…» – это просто-напросто больше, чем какой-то там сериал.
4 сентября.
РТР. 17.30. «Первые поцелуи». Сериал (Франция). 18.00. «У всех на устах». Программа Натальи Дарьяловой.
Я, может быть, и занялся бы политикой, но представить себе, что в случае успеха на этом поприще мне придется торчать в передаче «Герой дня без галстука», заранее вызывает отвращение к этому роду человеческой деятельности.
6 сентября.
«Культура». «Международное обозрение», программа Иннокентия Иванова, идущая уже года три, и потому оставшаяся в виде наследства от пятого питерского канала, который заняла «Культура». Программа, в общем, несложная – берутся со спутника разные занимательные сюжеты, и к ним составляется комментарий, в прочтении которого Иннокентий так же неподражаем, как и его оригинальный пробор, всего сантиметра на два правее от воображаемой центральной осевой линии головы.
«Мэгре и старая дама», старый, в свою очередь, еще черно-белый телеспектакль по роману Сименона. Мэгре – Борис Тенин. Холмс Ливанова и Ватсон Соломина появились уже на десять лет позднее.
14 сентября.
«Культура». «Боярский двор». Александр Михайлович Панченко, импровизирует, создавая среди разыгрываемых актерами скетчей образ самого себя, и настолько артистичен, что его можно считать выступающим в «жанре академика Панченко». Обсуждая же проблему жанра детектива, замечает, что Александра Маринина – (неужели читал!) – пишет не собственно детективы, а триллеры, а вот Эдгар По придумал в свое время детектив как антибуржуазный жанр.
«Мир авиации». Впервые показали стратегический бомбардировщик М-50 и рассказали о его трагической судьбе. Это был последний осуществленный проект легендарного конструктора Мясищева, не пошедший в серию. Его показали единственный раз на авиационном параде 1956 года, и теперь я понимаю, откуда взялись в воображении художников те остроносые летательные аппараты, которые потому украшали обложки журнала «Техника-молодежи», поскольку бывают инженерные конструкции незабываемой, ослепительной красоты, которая, действительно, могла звать к светлому будущему. Такого восторга от сделанного человеческими руками я не помню с того времени, как несколько лет назад увидел фильм об испанском модельере Балансиаге.
«Парадоксы истории», выпуск о Савве Морозове. Выяснилось, что он действительно был очень похож на актера Ефима Копеляна, сыгравшего его роль в фильме «Николай Бауман», и из этого, как бы революционного, а на самом деле просто хорошего исторического фильма взяты теперь фрагменты в качестве монологов этого русского миллионера-самоубицы, финансировавшего партию большевиков.
5 октября.
ОРТ. «Взгляд» с этого сезона – в понедельник. Тема – отбор людей, которые хотели бы поехать убирать мусор в Антарктиде. Невзначай задаются судьбоносные вопросы («Какие пять самых серьезных поступков вы совершили в своей жизни?»). Отбирает режиссер, как будто эти люди собираются поступать в театральное училище.
Кризис не кончается. Дополнительным доводом к тому, что мы сейчас вернулись в 1991 год, является то, что самый популярный сейчас аналитик – Егор Гайдар.
ТВ-Центр. «Пресс-клуб». Предприниматели спокойно обсуждают положение дел в отличие от истерических, извините, аналитиков и журналистов, делавших это в предыдущем выпуске.
6 октября.
РЕН-ТВ. Новости. Когда-то, выступая в Концертной студии Останкино, покойный ныне Александр Чаковский иронизировал: «Вы можете себе представить, чтобы на заводе Форда людей снимали бы с конвейера и отправляли убирать картошку?». Этого действительно невозможно было себе представить, пока «Форд» не построил свой завод в Белоруссии. Пришла осень, и, пожалуйста, будьте любезны, господа – на бульбочку, на турнепс и на корень женьшень, который тут высевают на грядках.
9 октября.
ОРТ. «Время». Сергей Доренко с его внешностью и манерами только что вытащенного из земли на свет Божий корнеплода, отмытого, очищенного и посаженного перед камерой, выглядит словно бы один из персонажей «Приключений Чиполлино». Можно ли считать профессиональным человека, который до сих пор не научился читать телесуфлер незаметно для телезрителей? Кстати, у всех кто делает это достаточно внимательно, на лице появляется чувство страха, что бы он при этом ни говорил….
11—12 ноября.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Талибан – террористическая организация, запрещённая на территории России.