Полная версия
Демонтаж культа личности И. В. Сталина в отображении документов и прессы (1956—1979)
В. И. Ленин, Соч., т. 31, изд. Ⅳ, стр. 39.
Культ личности – это тоже проявление своего рода силы привычки миллионов и десятков миллионов. Поскольку подобная сила привычки ещё бытует в обществе, она может оказать влияние на многих государственных работников, и даже такой руководящий деятель, как Сталин, тоже подвергся этому влиянию. Культ личности есть отражение общественных явлений в сознании людей, и когда такой руководящий деятель партии и государства, как Сталин, тоже подвергается влиянию этой отсталой идеологии, то это будет воздействовать обратно на общество, нанесёт ущерб делу, подорвёт творческий дух и инициативу народных масс.
Развивающиеся социалистические производительные силы, экономическая и политическая система социализма и партийная жизнь всё более и более вступают в противоречия и конфликты с такого рода идеологическим состоянием, как культ личности. Борьба, развернувшаяся на ⅩⅩ съезде КПСС против культа личности, поистине является великой и мужественной борьбой советских коммунистов и советского народа, сметающей идеологические препятствия на пути продвижения вперёд.
Есть некоторые наивные представления, будто бы в социалистическом обществе не существует больше противоречий. Отрицать существование противоречий – значит отрицать диалектику. В различных обществах характер противоречий неодинаков, способы разрешения противоречий различны, однако развитие общества всегда происходит в непрерывных противоречиях. Развитие социалистического общества происходит также в противоречиях между производительными силами и производственными отношениями. В социалистическом и коммунистическом обществе неизбежно будут и дальше возникать технические нововведения и преобразования в общественном устройстве, иначе развитие общества прекратится, и оно не сможет больше двигаться вперёд. Человечество сейчас переживает ещё период своей юности. Путь, который предстоит ему пройти, будет неизвестно во сколько раз длиннее уже пройдённого. Новаторство и консерватизм, передовое и отсталое, активность и пассивность и другие подобные противоречия будут непрерывно возникать в различной обстановке и при различных условиях. И в дальнейшем всё будет обстоять таким же образом: одно противоречие поведёт к другому, когда старое противоречие будет разрешено, возникнет новое. Некоторые считают, что противоречия между идеализмом и материализмом можно ликвидировать в социалистическом или же в коммунистическом обществе. Такое мнение явно неправильно. Если ещё существуют противоречия между субъективным и объективным, между передовым и отсталым, между производительными силами и производственными отношениями, то будут также существовать противоречия между материализмом и идеализмом в социалистическом и коммунистическом обществе, проявляясь в самых различных формах. Люди живут в обществе, и противоречия каждого данного общества отражаются в их сознании при разных обстоятельствах и в различной степени. Поэтому даже в коммунистическом обществе не может быть, чтобы все люди были лишены недостатков. И тогда среди самих людей будут ещё свои противоречия, будут хорошие люди и плохие, люди со взглядами относительно правильными и относительно неправильными. Поэтому между людьми также будет происходить борьба, только характер и формы её будут отличны от борьбы в классовой обществе. Таким образом, существование противоречий между отдельным человеком и коллективом в социалистическом обществе вовсе не удивительно. И если какой-либо руководящий деятель партии и государства отойдёт от принципа коллективного руководства, оторвётся от народных масс, от реальной жизни, то его сознание неизбежно закостенеет, что приведёт к серьёзным ошибкам. Нам нужно быть осмотрительными, ибо когда партия и государство достигли значительных успехов в работе и завоевали огромный авторитет и доверие народных масс, некоторые люди могут, используя это доверие и злоупотребляя авторитетом, совершать ошибки.
Коммунистическая партия Китая приветствует большие успехи, достигнутые Коммунистической партией Советского Союза в имеющей историческое значение борьбе против культа личности. Опыт китайской революции подтверждает также, что, только опираясь на мудрость народных масс, на систему демократического централизма, на систему, сочетающую коллективное руководство и личную ответственность, наша партия и в период революции и в период государственного строительства добилась и добивается великих побед и успехов.
Коммунистическая партия Китая и в прошлом неизменно выступала против оторвавшихся от масс выскочек и «героев» -одиночек в революционных рядах. Излишне сомневаться в том, что такие явления, как выскочки и «герои» -одиночки, оторвавшиеся от масс, могут существовать ещё долго. Такие явления, преодолённые однажды, могут возникнуть и вновь. Сегодня они проявятся в одних людях, а завтра – в других. Когда обращают внимание на роль одного человека, то часто не замечают роли коллектива и масс. Вследствие этого некоторые легко впадают в ошибки, выражающиеся в безрассудном самовозвеличивании и обожествлении себя или же слепом преклонении перед другими. Поэтому борьба против выскочек и «героев» -одиночек, оторвавшихся от масс, против культа личности является вопросом, которому необходимо уделять постоянное внимание.
В целях борьбы с субъективистским методом руководства Центральный Комитет Коммунистической партии Китая в июне 1943 года принял решение о методах руководства. Теперь, когда речь идёт о коллективном руководстве в партии, напомнить об этом решении будет, как и прежде, полезно для всех членов партии и всех её руководящих работников. В нём записано:
«Во всей практической деятельности нашей партии правильное руководство всегда должно строиться на принципе – черпать у масс и нести в массы. Это значит: суммировать мнения масс (разрозненные и бессистемные) и снова нести их (обобщённые и систематизированные в результате изучения) в массы, пропагандировать и разъяснять их, делать их мнениями самих масс, чтобы массы отстаивали их и претворяли в действия; вместе с тем на действиях масс проверять правильность этих мнений. Затем нужно вновь суммировать мнения масс и вновь нести их в массы, чтобы массы их отстаивали. Циркулируя таким образом без конца, эти мнения будут с каждым разом становиться всё более правильными, более жизненными, более обогащёнными. Это и есть марксистская теория познания».
На протяжении длительного периода в нашей партии такой метод руководства популярно называли «линией масс» (цюньчжун-лусянь). Вся история нашей работы говорит нам, что когда соблюдается эта линия, то работа всегда бывает хорошей или сравнительно хорошей, и если даже допускаются ошибки, то они легко исправимы; когда же всё идёт вразрез с этой линией, то всегда встречаются срывы в работе. Это и есть марксистско-ленинский метод руководства, марксистско-ленинская линия в работе. После победы революции, когда рабочий класс и Коммунистическая партия стали классом и партией, руководящими государственной властью, руководящие работники нашей партии и государства подвергаются во многих отношениях влиянию бюрократизма, оказываются тем самым перед лицом большой опасности: они могут, пользуясь служебным положением в государственных органах, самоуправствовать, отрываться от масс, отойти от коллективного руководства, управлять методами администрирования, подрывать демократические принципы в партии и в государстве. Поэтому, если мы не хотим попасть в это болото, нам необходимо обращать самое сугубое внимание на то, чтобы придерживаться в методе руководства «линии масс», ни в коем случае не допуская ни малейшей оплошности. Для этого мы должны выработать определённую систему работы, обеспечивающую осуществление «линии масс» и коллективного руководства, чтобы тем самым избежать появления выскочек и «героев» -одиночек, оторвавшихся от масс, уменьшить в нашей работе субъективизм и односторонность, которые расходятся с объективной действительностью.
Извлекая урок из борьбы Коммунистической партии Советского Союза против культа личности, мы должны также и дальше развёртывать борьбу против догматизма.
Руководствуясь марксизмом-ленинизмом, рабочий класс и народные массы одержали победу в революции, взяли государственную власть в свои руки, а победа революции и установление революционной власти, в свою очередь, открывают безгранично широкий путь для развития марксизма-ленинизма. Но так как после победы революции марксизм стал общепризнанной руководящей идеологией во всей стране, то это привело к тому, что немало наших пропагандистов, часто опираясь лишь на административную власть и на авторитет партии, преподносят массам марксизм-ленинизм как догму, вместо того, чтобы упорно и настойчиво овладевать богатым фактическим материалом, по-марксистски, по-ленински анализировать его и понятным народу языком, с большой убедительностью разъяснять единство общей истины марксизма-ленинизма с китайской конкретной действительностью. За последние годы мы добились некоторых успехов в изучении философии, экономической науки, истории и в области литературной критики. Но, вообще говоря, существует ещё и много нездоровых явлений. Немало у нас таких научно-исследовательских работников, от которых всё ещё отдаёт догматическим душком; их мышление связано «одной верёвкой», им не хватает способности к самостоятельному мышлению и творческой инициативы. Они в известном отношении подпали под влияние культа личности Сталина. Необходимо указать здесь, что произведения Сталина по-прежнему нужно надлежащим образом изучать. Всё полезное в его произведениях, особенно те многие из них, где защищался ленинизм и правильно обобщался опыт строительства в СССР, мы должны принять как важное историческое наследство. Поступать иначе было бы ошибкой. Однако имеются два метода изучения: марксистский и догматический. Некоторые подходят к произведениям Сталина догматически, в результате чего они не могут отличить правильных мест от неправильных или применяют его правильные положения как универсальное средство во всех случаях, при таком подходе они неизбежно допустят ошибки. Например, у Сталина была такая формула: на различных этапах революции основной удар должен быть направлен на то, чтобы изолировать промежуточные общественно-политические силы. К этой сталинской формуле надо подходить критически, с марксистской точки зрения, с учётом конкретных условий. В некоторых случаях изоляция промежуточных сил в обществе может быть правильной, но не в любых условиях это верно. По нашему опыту, основной удар революции должен быть направлен на самых главных противников, чтобы изолировать их. А в отношении промежуточных сил необходимо применять политику и союза и борьбы, в крайнем случае их нужно нейтрализовать и по возможности добиться их перехода с позиции нейтралитета на нашу сторону и вступления в союз с нами, чтобы это способствовало развитию революции. Но был период (десятилетний период гражданской войны с 1927 по 1936 г.), когда некоторые наши товарищи, механически применяя эту сталинскую формулу к китайской революции, направляли основной удар на промежуточные силы, считая их самыми опасными врагами, в результате чего изолированными оказались не наши действительные враги, а, наоборот, мы сами. Это нанесло нам ущерб и принесло выгоду настоящим врагам. Извлекая урок из этих догматических ошибок, во время войны против японских захватчиков ЦК Коммунистической партии Китая, чтобы победить японских агрессоров, выработал политический курс: «Развивать прогрессивные силы, завоёвывать промежуточные силы и изолировать твердолобых». Под прогрессивными силами здесь имеются в виду рабочие, крестьяне и революционная интеллигенция, которые находились под руководством Коммунистической партии или могли быть под её влиянием. Под промежуточными силами здесь имеются в виду национальная буржуазия, различные демократические партии и группы и беспартийные демократические элементы. Под твердолобыми здесь имеются в виду компрадорские и феодальные силы во главе с Чан Кайши, которые пассивно относились к сопротивлению Японии и активно боролись против Коммунистической партии. Практический опыт доказывает, что этот курс Коммунистической партии Китая правильный и соответствует китайской действительности.
Факты всегда таковы, что догматизм с восторгом принимается только лениво мыслящими людьми, а революция, народу и марксизму-ленинизму догматизм не приносит ничего, кроме вреда. С точки зрения повышения сознательности народных масс, поощрения их животворной инициативы, содействия ускорению развития практической и теоретической работы и т. п., необходимо и теперь разоблачать догматические предрассудки.
Диктатура пролетариата (в Китае демократическая диктатура народа, руководимая рабочим классом) одержала великую победу на территории, населённой 900 миллионами человек. Как в Советском Союзе, так и в Китае и в других странах народной демократии имеется свой опыт, извлечённый из успехов и ошибок. Мы должны продолжать обобщать этот опыт. Нам необходимо быть всегда предусмотрительными: у нас и в дальнейшем могут быть ошибки. Важный урок состоит в том, что руководящие органы нашей партии должны стремиться, чтобы ошибки ограничивались рамками отдельных, частичных и временных явлений и чтобы не давать возможности отдельным, частичным и только что появившимся ошибкам разрастаться до общегосударственного характера и оставаться долго неисправленными.
Коммунистическая партия Китая имеет опыт; который она извлекла за свою историю из нескольких серьёзных ошибок. В период революции 1924—1927 гг. в нашей партии появилась ошибочная, правооппортунистическая линия, представителем которой был Чэнь Дусю. В период революции 1927—1936 гг. в нашей партии трижды появлялась ошибочная, левацкая оппортунистическая линия, особенно серьёзными были линия Ли Лисаня и линия Ван Мина, первая возникла в 1930 г., а последняя – с 1931 по 1934 гг., причём линия Ван Мина нанесла наиболее серьёзный вред революции. В этот же период в одной из важных революционных баз возникла антипартийная, правооппортунистическая линия Чжан Готао, противопоставившего себя Центральному Комитету партии. Эта ошибочная линия нанесла серьёзный урон части важных революционных сил. Ошибки, допущенные в эти два периода революции, за исключением линии Чжан Готао, относившейся только к одной из важных революционных баз, являлись ошибками общегосударственного характера. В период войны против японских захватчиков в нашей партии вновь появилась ошибочная, правооппортунистическая линия, представителем которой был товарищ Ван Мин. Однако, благодаря урокам, извлечённым за предыдущие два периода революции, наша партия не дала возможности развиться этой ошибочной линии, и за сравнительно короткий срок эта ошибочная линия была выправлена Центральным Комитетом нашей партии. После образования Китайской Народной Республики в нашей партии в 1953 году снова появился антипартийный блок Гао Гана – Жао Шуши. Этот антипартийный блок представлял внутренние и внешние реакционные силы и ставил своей целью наносить вред делу революции. Если бы Центральный Комитет партии своевременно не вскрыл и не разбил этот антипартийный блок, то трудно даже представить себе ущерб, который был бы нанесён делу партии и революции.
Отсюда можно видеть, что исторический опыт нашей партии также состоит в том, что партия в ходе борьбы с различными ошибочными линиями накалила себя и благодаря этому одержала великие победы в революционной борьбе и в строительстве. Что касается частичных и отдельных ошибок, то они нередко возникают в работе. Только благодаря коллективной мудрости партии и мудрости народных масс, эти ошибки были своевременно вскрыты и преодолены и не получили возможности развития, не превратились в ошибки длительного и общегосударственного характера, не стали крупными ошибками, наносящими вред народу.
Коммунисты должны аналитически подходить к ошибкам, допущенным в коммунистическом движении. Некоторые считают, что Сталин во всём ошибался. Это серьёзное заблуждение. Сталин является великим марксистом-ленинцем, но вместе с тем марксистом-ленинцем, который допустил некоторые серьёзные ошибки и не сознавал, что это были ошибки. Мы должны с исторической точки зрения подходить к Сталину, давая соответствующий и всесторонний анализ его правильных и ошибочных сторон, извлекая отсюда полезный урок. Как его правильные, так и его ошибочные стороны составляют своего рода явление международного коммунистического движения и носят в себе характерные черты эпохи. Вообще говоря, международное коммунистическое движение насчитывает только немногим более ста лет, а со времени победы Октябрьской революции прошло лишь 39 лет, опыта революционной работы во многих отношениях ещё недостаточно. У нас имеются огромные успехи, но наряду с этим есть и недостатки и ошибки. Подобно тому, как за одним успехом следует другой, по мере исправления недостатков и ошибок могут возникнуть новые недостатки или ошибки, которые снова придётся преодолевать. Между тем успехов всегда больше, чем недостатков, правильных сторон всегда больше, чем ошибочных, но в конце концов недостатки и ошибки будут преодолены. Хороший руководитель не тот, кто не допускает ошибок, а тот, кто серьёзно подходит к ошибкам. Не было в мире таких людей, которые бы никогда не ошибались. Ленин говорил: «Открыто признать ошибку, вскрыть её причины, проанализировать обстановку, её породившую, обсудить внимательно средства исправить ошибку – вот это признак серьёзной партии, вот это исполнение ею своих обязанностей, вот это – воспитание и обучение класса, а затем и массы».
Коммунистическая партия Советского Союза, следуя заветам Ленина, серьёзно относится к допущенным Сталиным в руководстве социалистическим строительством некоторым серьёзным ошибкам и к вызванным ими последствиям. Ввиду серьёзности этих последствий перед Коммунистической партией Советского Союза встала необходимость одновременно с признанием великих заслуг Сталина со всей остротой вскрыть сущность ошибок, допущенных Сталиным, и призывать всю партию к тому, чтобы остерегаться повторения этого, к решительному искоренению нездоровых последствий, порождённых этими ошибками. Мы, коммунисты Китая, глубоко верим, что после острой критики, развернувшейся на ⅩⅩ съезде КПСС, все те активные факторы, которые сильно сдерживались в прошлом из-за некоторых политических ошибок, обязательно придут повсюду в движение, что Коммунистическая партия Советского Союза и советский народ будут ещё более, чем раньше, едины и сплочены в борьбе за построение невиданного в истории человечества великого коммунистического общества, за прочный мир во всём мире.
Все реакционные силы мира злорадствуют, они злорадствуют над тем, что мы в нашем лагере исправляем свои ошибки. К чему же такое злорадство может привести? Нет ни малейшего сомнения, что в конце концов перед лицом реакционных сил встанет ещё более мощный и непобедимый великий лагерь мира и социализма во главе с Советским Союзом, а людоедское дело этих злопыхателей окажется в весьма плачевном состоянии.
Ещё раз об историческом опыте диктатуры пролетариата
ПЕКИН, 29 декабря. (ТАСС). Агентство Синьхуа передаёт: 29 декабря газета «Жэньминь жибао» опубликовала статью «Ещё раз об историческом опыте диктатуры пролетариата» (статья написана редакцией газеты «Жэньминь жибао» на основании обсуждения данного вопроса на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК).
Ниже полностью публикуется эта статья.
В апреле 1956 года в связи с вопросом о Сталине мы обсудили исторический опыт диктатуры пролетариата. С тех пор в международном коммунистическом движении произошёл ещё ряд событий, привлекших пристальное внимание нашего народа. После опубликования в наших газетах речи товарища Тито от 11 ноября и комментариев коммунистических партий различных стран на эту речь у многих людей снова возникло немало вопросов, требующих ответа. В этой статье мы особо остановимся на следующих вопросах, а именно: во-первых, на оценке основного пути революции и строительства в Советском Союзе; во-вторых, на оценке заслуг и ошибок Сталина; в-третьих, на борьбе с догматизмом и ревизионизмом; в-четвёртых, на международной солидарности пролетариата всех стран.
Рассматривая современные международные вопросы, мы должны прежде всего исходить из самого основного факта, а именно – из наличия антагонизма между империалистическим агрессивным блоком и силами народов всего мира. Китайский народ, так сильно пострадавший от агрессии империализма, никогда не забудет, что империализм всегда выступает против освобождения народов всех стран и независимости всех угнетённых наций, считая коммунистическое движение, последовательно выражающее интересы народов, бельмом на своём глазу. С момента рождения первого в мире социалистического государства – Советского Союза империализм использует все средства, чтобы нанести вред Советскому Союзу. После же образования ряда социалистических государств антагонизм между лагерем империализма и лагерем социализма и открытая подрывная деятельность империалистического лагеря против социалистического лагеря стали наиболее очевидным явлением в мировой политике. Особенно злостно и нагло вмешиваются во внутренние дела социалистических стран США, являющиеся главарем империалистического лагеря. На протяжении многих лет они препятствуют нашей стране освободить её собственную территорию – Тайвань, открыто провозглашают в качестве политической установки своего правительства осуществление подрывной деятельности в странах Восточной Европы.
После агрессивной войны в Корее самым серьёзным наступлением империализма на социалистический лагерь явилась его деятельность в ходе событий, происшедших в Венгрии в октябре 1956 года. Как указывалось в решении пленума временного Центрального Комитета Венгерской социалистической рабочей партии, события в Венгрии вызваны внутренними и внешними причинами, и любое одностороннее толкование было бы неправильным, а «основную и решающую роль» в этих событиях сыграл международный империализм. После того, как происки, направленные на реставрацию контрреволюции в Венгрии, были отбиты, империалисты во главе с США навязали ООН резолюции, направленные против Советского Союза и представляющие собой вмешательство во внутренние дела Венгрии, и одновременно раздули во всем западном мире бешеную антикоммунистическую кампанию. Несмотря на то, что американские империалисты, используя поражение Англии и Франции в их агрессивной войне против Египта, всячески стремятся захватить англо-французские позиции на Среднем Востоке и в Северной Африке, они в то же время заверяют, что обеспечат устранение «недоразумений», существующих между ними, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой, и добьются «более тесного и более близкого понимания» для того, чтобы вновь создать единый фронт совместной борьбы против коммунизма, против народов Азии и Африки, против миролюбивых народов всего мира. Империалистические страны должны сплотиться в целях борьбы против коммунизма, против народов, против мира – таков основной смысл выдвинутой Даллесом на сессии Совета НАТО так называемой «философии жизни и действия, которую необходимо иметь в этот критический момент мировой истории». Несколько увлёкшись, Даллес утверждал: «Советская коммунистическая структура находится в состоянии вырождения (?), а власть правителей разваливается (?) … Перед лицом такой ситуации свободные страны должны поддерживать моральное давление, которое способствует подрыву советско-китайской коммунистической системы, а также поддерживать свою военную мощь и решимость». Он призвал страны НАТО к «разрушению мощного советского деспотизма (?), основанного на милитаристских (?) и атеистических концепциях», а также заявил, что «в настоящее время похоже на то, что изменение характера коммунистического мира находится в пределах возможности» (!).
Мы всегда считали, что враг является нашим лучшим учителем, и сейчас Даллес вновь даёт нам урок. Пусть он клевещет на нас тысячу раз, пусть он проклинает нас десять тысяч раз – в этом нет ничего нового и удивительного. Но он с точки зрения «философии» требует от империалистического мира, чтобы тот ставил противоречия между ним и коммунизмом над всеми другими противоречиями, чтобы всё было направлено на «изменение характера коммунистического мира», на «подрыв» и «разрушение» социалистической системы во главе с Советским Союзом, и хотя для них это, несомненно, напрасный труд, для нас же это – весьма полезный урок. Мы всегда выступали и впредь будем выступать за мирное сосуществование социалистических и капиталистических стран, за мирное соревнование между ними, но, тем не менее, империалисты по-прежнему всё время стремятся уничтожить нас. Поэтому мы никогда не должны забывать, что острая борьба между врагами и нами – это классовая борьба в мировом масштабе.