Полная версия
Демонтаж культа личности И. В. Сталина в отображении документов и прессы (1956—1979)
Действительно, без поддержки широчайшими народными массами Советской власти, политики Коммунистической партии наша страна не смогла бы в невиданно короткий срок создать могучую социалистическую индустрию, осуществить коллективизацию сельского хозяйства, она не смогла бы одержать победу во второй мировой войне, от исхода которой зависели судьбы всего человечества. В результате полного разгрома гитлеризма, итальянского фашизма и японского милитаризма получили широкое развитие силы коммунистического движения, выросли и стали массовыми компартии Италии, Франции и других капиталистических стран, был установлен строй народной демократии в ряде стран Европы и Азии, возникла и укрепилась мировая система социализма, достигло небывалых успехов национально-освободительное движение, приведшее к распаду колониальной системы империализма.
IV
Единодушно одобряя решения XX съезда КПСС, осуждающие культ личности, коммунисты, все советские люди видят в них свидетельство возросшей силы нашей партии, ее ленинской принципиальности, ее единства и сплоченности. «Партия революционного пролетариата, – указывал В. И. Ленин, – достаточно сильна, чтобы открыто критиковать самое себя, чтобы назвать без обиняков ошибку и слабость ошибкой и слабостью» *. Руководствуясь этим ленинским принципом, наша партия и впредь будет смело вскрывать, открыто критиковать и решительно устранять ошибки и промахи в своей работе.
* Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 172. Ред.
ЦК КПСС считает, что проведенная до настоящего времени партией работа по преодолению культа личности и его последствий уже дала положительные результаты.
Исходя из решений XX съезда партии, Центральный Комитет КПСС призывает все партийные организации:
последовательно соблюдать во всей нашей работе важнейшие положения учения марксизма-ленинизма о народе как творце истории, создателе всех материальных и духовных богатств человечества, о решающей роли марксистской партии в революционной борьбе за преобразование общества, за победу коммунизма;
настойчиво продолжать проводимую в последние годы Центральным Комитетом партии работу по строжайшему соблюдению во всех партийных организациях, сверху донизу, ленинских принципов партийного руководства, прежде всего высшего принципа – коллективности руководства, по соблюдению норм партийной ЖИЗНИ, закрепленных Уставом нашей партии, по развертыванию критики и самокритики;
полностью восстановить принципы советского социалистического демократизма, выраженные в Конституции Советского Союза, до конца исправить нарушения революционной социалистической законности;
мобилизовать наши кадры, всех коммунистов и широчайшие массы трудящихся на борьбу за практическое осуществление задач шестого пятилетнего плана, всемерно развивая для этого творческую инициативу и энергию масс – истинных творцов истории.
XX съезд КПСС указал, что важнейшей чертой нашей эпохи является превращение социализма в мировую систему. Самая трудная полоса в развитии и утверждении социализма осталась позади. Наша социалистическая страна перестала быть одиноким островом в океане капиталистических государств. Ныне под знаменем социализма строит новую жизнь более трети всего человечества. Идеи социализма овладевают умами многих и многих миллионов людей в капиталистических странах. Огромно воздействие идей социализма на народы Азии, Африки и Латинской Америки, выступающие против всех видов колониализма.
Решения XX съезда КПСС воспринимаются всеми сторонниками мира и социализма, всеми демократическими и прогрессивными кругами как вдохновляющая программа борьбы за упрочение мира во всем мире, за интересы рабочего класса, за торжество дела социализма.
В современных условиях перед коммунистическими партиями и всем международным рабочим движением открываются широкие воодушевляющие перспективы – добиться вместе со всеми миролюбивыми силами предотвращения новой мировой войны, обуздать монополии и обеспечить длительный мир и безопасность пародов, прекратить гонку вооружений и снять с трудящихся порождаемое ею тяжкое бремя налогов, отстоять демократические права и свободы, обеспечивающие трудящимся борьбу за свою лучшую жизнь и светлое будущее. Именно в этом кровно заинтересованы миллионы простых людей во всех странах мира. Успешному решению этих проблем в огромной степени способствуют миролюбивая политика, все новые и новые успехи Советского Союза, Китайской Народной Республики и всех других стран, идущих по пути социализма.
В новых исторических условиях прекратили свою деятельность такие международные организации рабочего класса, как Коминтерн и Коминформ. Но отсюда вовсе не следует, что потеряли значение интернациональная солидарность и необходимость контактов революционных братских партий, стоящих на позициях марксизма-ленинизма. В настоящее время, когда неизмеримо выросли силы социализма и влияние идей социализма во всем мире, когда выявляется своеобразие путей к социализму в различных странах, – марксистские партии рабочего класса должны, естественно, сохранять и укреплять свое идейное единство и интернациональную братскую солидарность в борьбе против угрозы новой войны, в борьбе против антинародных сил монополистического капитала, стремящихся подавить все революционные и прогрессивные движения. Коммунистические партии сплачивает великая цель освобождения рабочего класса от гнета капитала, их связывает воедино верность научной идеологии марксизма-ленинизма, духу пролетарского интернационализма, беззаветная преданность интересам народных масс.
В своей деятельности в современных условиях все коммунистические партии исходят из национальных особенностей и условий каждой страны, выражая с наибольшей полнотой национальные интересы своих народов. Вместе с тем, сознавая, что борьба за интересы рабочего класса, за мир и национальную независимость своих стран является одновременно делом всего международного пролетариата, они сплачиваются и укрепляют связи и сотрудничество между собой. Идейное сплочение и братская солидарность марксистских партий рабочего класса различных стран тем более необходимы, что капиталистические монополии создают свои международные агрессивные объединения и блоки, подобные НАТО, СЕАТО, Багдадскому пакту, направленные против миролюбивых народов, против национально-освободительного движения, против рабочего класса и жизненных интересов трудящихся.
В то время как Советский Союз многое сделал и делает для разрядки международной напряженности, – и это теперь признается всеми, – в то же время американский монополистический капитал продолжает ассигновывать крупные суммы для усиления подрывной деятельности в социалистических странах. В разгар «холодной войны», как известно, американский конгресс официально (помимо тех средств, которые отпускаются неофициально) ассигновал 100 млн. долларов на цели подрывной деятельности в странах народной демократии и в Советском Союзе. Теперь, когда Советский. Союз и другие социалистические страны делают все возможное для ослабления международной напряженности, сторонники «холодной войны» стараются активизировать действия осужденной народами всего мира «холодной войны». Об этом говорит решение американского сената о дополнительном ассигновании 25 млн. долларов на подрывную деятельность, которая цинично именуется «поощрением свободы» за «железным занавесом».
Мы должны трезво оценить этот факт и сделать из него соответствующие выводы. Ясно, например, что антинародные выступления в Познани оплачены из этого источника. Однако у провокаторов и диверсантов, оплаченных из заокеанских денежных фондов, хватило духу только на несколько часов. Трудящиеся Познани дали отпор вражеским вылазкам и провокациям. Провалились планы темных рыцарей «плаща и кинжала», провалилась их гнусная провокация против народной власти в Польше. Так будут проваливаться и впредь подрывные действия в странах народной демократии, хотя подобные действия и щедро оплачиваются из сумм, ассигнуемых американскими монополиями. Можно сказать, что это впустую затраченные деньги.
Все это свидетельствует о том, что нельзя допускать беспечность в отношении новых происков империалистической агентуры, стремящейся проникнуть в социалистические страны, чтобы вредить и подрывать достижения трудящихся.
Силы империалистической реакции стараются сбить трудящихся с правильного пути борьбы за свои интересы, отравить их душу ядом неверия в успех дела мира и социализма. Вопреки всем проискам идеологов капиталистических монополий рабочий класс во главе с испытанным коммунистическим авангардом пойдет своей дорогой, которая привела к историческим завоеваниям социализма и приведет к новым победам дела мира, демократии и социализма. Можно быть уверенным, что коммунистические и рабочие партии всех стран еще выше поднимут славное марксистское знамя пролетарского интернационализма.
Советские люди законно гордятся тем, что наша Родина первой проложила путь к социализму. Теперь, когда социализм стал мировой системой, когда между социалистическими странами установлены братское сотрудничество и взаимная помощь, создались новые благоприятные условия для расцвета социалистической демократии, для дальнейшего упрочения материально-производственной базы коммунизма, неуклонного подъема жизненного уровня трудящихся, для всестороннего развития личности нового человека – строителя коммунистического общества. Пусть буржуазные идеологи сочиняют басни о «кризисе» коммунизма, о «замешательстве» в рядах коммунистических партий. Нам не привыкать слышать подобные заклинания врагов. Их предсказания всегда лопались, как мыльные пузыри. Эти незадачливые прорицатели появлялись и исчезали, а коммунистическое движение, бессмертные и животворные идеи марксизма-ленинизма побеждали и побеждают. Так будет и впредь. Никакие злобные, клеветнические выпады наших врагов не смогут остановить неодолимый ход исторического развития человечества к коммунизму.
Печатается по тексту газеты «Правда»
1956, 2 июля, №184
Об историческом опыте диктатуры пролетариата
Редакционная статья газеты «Женьминь жибао»
Статья «Об историческом опыте диктатуры пролетариата» написана редакцией газеты «Жэньминь жибао» – органа ЦК Компартии Китая – на основании обсуждения данного вопроса на расширенном заседании в Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая и опубликована 5 апреля 1956 года. 7 апреля перевод этой статьи, полученный из бюро переводов в Пекине, был помещён на страницах «Правды», а затем вошёл в выпущенную издательством «Правды» брошюру «К вопросу о культе личности».
ⅩⅩ съезд Коммунистической партии Советского Союза, обобщая новый опыт международных отношений и строительства в своей стране, принял целый ряд важных решений: о твёрдом проведении в жизнь ленинской политики, допускающей возможность мирного сосуществования государств с различными социальными системами, о развитии советской демократии, о неуклонном соблюдении принципа коллективного руководства в партии, об осуждении недостатков внутри партии, о директивах по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства и т. д.
Вопрос о борьбе против культа личности занимал важное место в работе ⅩⅩ съезда КПСС. Съезд со всей остротой вскрыл факт распространения культа личности, который в течение длительного времени в жизни Советского Союза породил много ошибок в работе и вызвал отрицательные последствия. Эта смелая самокритика, проведённая Коммунистической партией Советского Союза и направленная на вскрытие допущенных ею ошибок, свидетельствует о высокой принципиальности в партийной жизни и великой жизненности марксизма-ленинизма.
Как в прошлой истории, так и во всех капиталистических странах в настоящее время не было и нет ни одной правящей партии или политической группировки, служащей эксплуататорским классам, которая осмелилась бы честно вскрыть собственные серьёзные ошибки перед членами своей партии, перед всем народом. Совершенно иначе обстоит дело с партией рабочего класса. Партия рабочего класса является партией, служащей интересам широких народных масс. Проводя самокритику, такая партия ничего не теряет, кроме своих ошибок, а завоёвывает поддержку широких народных масс.
За последнее время, охватывающее более месяца, реакционеры всего мира с неистовым злорадством разглагольствуют о самокритике в Коммунистической партии Советского Союза, направленной против культа личности. Они говорят: «Посмотрите! Коммунистическая партия Советского Союза, первая в мире создавшая социалистический строй, оказывается, допустила серьёзные ошибки, причём эти ошибки допустил Сталин – руководитель, имеющий громкое имя и славу». Они полагают, что нашли зацепку, при помощи которой можно оклеветать Коммунистическую партию Советского Союза и компартии других стран. Но напрасны их потуги. Разве в каком-либо произведении представителей марксизма говорится о том, что мы никогда не допускаем ошибок, или о том, что кто-то из коммунистов совершенно свободен от ошибок? Разве проведение критики и самокритики в партийной жизни коммунистов не говорит о том, что мы, марксисты-ленинцы, всегда отрицали существование «непогрешимых людей», никогда не совершающих ошибок ни больших, ни малых? Тем более, как можно думать, что в социалистической стране, никогда ранее не существовавшей в мировой истории, где впервые осуществляется диктатура пролетариата, возможно избежать тех или иных ошибок?
В октябре 1921 года В. И. Ленин писал: «Пусть псы и свиньи умирающей буржуазии и плетущейся за нею мелкобуржуазной демократии осыпают нас кучами проклятий, ругательств, насмешек за неудачи и ошибки в постройке нами нашего советского строя. Мы ни на минуту не забываем того, что неудач и ошибок у нас действительно было много и делается много. Ещё бы обойтись без неудач и ошибок в таком новом, для всей мировой истории новом деле, как создание невиданного ещё типа государственного устройства! Мы будем неуклонно бороться за исправление наших неудач и ошибок, за улучшение нашего, весьма и весьма далёкого от совершенства, применения к жизни советских принципов».
В. И. Ленин, Соч., т. 33, изд. Ⅳ, стр. 32.
Нельзя также считать, что если допущены некоторые ошибки вначале, то суждено уже никогда не допускать других ошибок и не повторять больше в той или иной мере ошибок, совершённых ранее. После того, как человеческое общество разделилось на классы с противоположными интересами, оно прошло через диктатуру рабовладельцев, диктатуру феодалов и диктатуру буржуазии, которые длились тысячи лет. И только после победы Октябрьской революции человечество вступило в эпоху диктатуры пролетариата. Первые три типа диктатуры представляли собой диктатуру эксплуататорских классов, причём диктатура феодалов являлась более прогрессивной, чем диктатура рабовладельцев, а диктатура буржуазии – более прогрессивной, чем диктатура феодалов. В течение длительного периода времени эти эксплуататорские классы, сыгравшие определённую прогрессивную роль в истории развития общества, совершали бесчисленные исторические ошибки, которые они повторяли, причём неоднократно, прежде чем накопили опыт господства. Однако эксплуататорские классы, по мере обострения противоречий между производственными отношениями, представителями которых они являются, и производительными силами, неизбежно допуская ещё более серьёзные и многочисленные ошибки, вызывали огромного размаха сопротивление угнетённых классов, ускоряли распад внутри самих эксплуататорских классов и способствовали тем самым своей гибели. По своей природе диктатура пролетариата коренным образом отличается от всякой предшествующей диктатуры эксплуататорских классов. Она является диктатурой эксплуатируемых классов, диктатурой большинства над меньшинством, диктатурой, имеющей целью построение социалистического общества, в котором нет эксплуатации и нищеты, – самой прогрессивной и самой последней в истории человечества диктатурой. Такая диктатура выполняет величайшие и труднейшие в истории задачи. Она стоит перед лицом небывалой в истории борьбы, которая ведётся в сложнейших условиях и по крайне извилистому пути. Вот почему при диктатуре пролетариата, как указывал Ленин, нельзя обойтись без многих ошибок в работе. Если у некоторых коммунистов появляется зазнайство и закостенение сознания, то они могут даже повторять ошибки, допущенные ранее ими самими или другими. Мы, коммунисты, должны в полной мере учитывать это обстоятельство. Для того чтобы победить сильных врагов, диктатура пролетариата требует высокой централизации власти. Эта высокоцентрализованная власть должна сочетаться с высокой демократией. Когда упор односторонне делается на централизацию, может возникнуть множество ошибок. Это тоже вполне понятно. Однако, какие бы ни были ошибки, для народных масс диктатура пролетариата имеет огромнейшие преимущества перед любой диктатурой эксплуататорских классов, в том числе и перед диктатурой буржуазии. Правильно сказано у Ленина, что «Если наши противники нам ставят на вид и говорят, что, дескать, Ленин сам признаёт, что большевики совершили огромное количество глупостей, я хочу ответить на это: да, но знаете ли, наши глупости всё-таки совсем другого рода, чем ваши».
В. И. Ленин. Соч., т. 31, изд. Ⅳ, стр. 27.
В целях грабежа эксплуататорские классы всегда стремятся к увековечению своей диктатуры, к тому, чтобы она сохранялась вечно, из поколения в поколение, поэтому они пускают в ход все средства, чтобы терзать народ. Ошибки, совершаемые ими, неисправимы. Пролетариат же, имея целью материальное и духовное освобождение народа, использует условия своей диктатуры для построения коммунизма, для осуществления великой общности всего человечества, для постепенного отмирания собственной диктатуры. В силу этого необходимо всемерно развивать инициативу и активность народных масс. Возможность безграничного развития инициативы и активности народных масс при диктатуре пролетариата содержит в себе возможности преодоления различных ошибок, совершаемых в эпоху диктатуры пролетариата.
Обязанность всех руководителей коммунистических партий и социалистических государств заключается в том, чтобы как можно меньше допускать ошибок, всемерно избегать серьёзных ошибок, извлекать уроки из отдельных, частичных, временных ошибок, стремиться к тому, чтобы отдельные, частичные, временные ошибки не разрастались до ошибок общегосударственного характера и не оставались неисправленными в течение длительного периода времени. Для достижения этой цели необходимо, чтобы каждый руководитель был очень осмотрительным и скромным, поддерживал тесную связь с массами, советовался с ними, постоянно исследовал и изучал реальную обстановку, постоянно проводил критику и самокритику, которая должна соответствовать действительности, а также характеру и степени допущенных ошибок. Сталин, будучи главным руководителем партии и государства, в последний период своей жизни совершил некоторые серьёзные ошибки в работе именно потому, что не поступал таким образом; он зазнался, стал неосмотрительным, в его мышлении появился субъективизм и односторонность, он принимал ошибочные решения по некоторым важным вопросам, что повлекло за собой серьёзные последствия.
В результате победы Великой Октябрьской революции советский народ и Коммунистическая партия Советского Союза под руководством Ленина впервые в мире создали на одной шестой части земного шара социалистическое государство. Советский Союз быстрыми темпами осуществил социалистическую индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства, развил социалистическую науку и культуру, создал прочный союз многих национальностей в форме Союза Советов, и отсталые в прошлом национальности в советской стране превратились в социалистические нации. В период второй мировой войны Советский Союз, ставший главной силой в разгроме фашизма, спас цивилизацию Европы и помог народам Востока разгромить японский милитаризм. Все эти блестящие успехи показали всему человечеству светлые перспективы социализма и коммунизма, сильно расшатали господство империализма и тем самым сделали Советский Союз первым могучим оплотом в борьбе за прочный мир во всём мире. Советский Союз воодушевляет и поддерживает страны социализма в их строительстве, воодушевляет движение за социализм, движение против колониализма и все движения за прогресс человечества во всём мире. Всё это является великими заслугами советского народа и Коммунистической партии Советского Союза в истории человечества. Путь к свершению этих великих дел советскому народу и Коммунистической партии Советского Союза указал Ленин. Заслуги осуществления твёрдого руководства в борьбе за проведение в жизнь ленинского курса принадлежат ЦК КПСС, причём имеются и неизгладимое заслуги Сталина. После смерти Ленина Сталин, как главный руководитель партии и государства, творчески применял и развивал марксизм-ленинизм. В борьбе за защиту ленинского наследства от врагов ленинизма – троцкистов, зиновьевцев и других агентов буржуазии – он выражал волю народа, был достойным и выдающимся борцом за марксизм-ленинизм. Сталин завоевал поддержку советского народа и сыграл важную роль в истории прежде всего благодаря тому, что он вместе с другими руководителями Коммунистической партии Советского Союза защищал ленинскую линию индустриализации советской страны и коллективизации сельского хозяйства. Осуществление Коммунистической партией Советского Союза этой линии привело к победе социалистического строя, создало условия, при которых Советский Союз одержал победу в войне против Гитлера. Все эти победы советского народа отвечают интересам рабочего класса и всего прогрессивного человечества. Поэтому имя Сталина, вполне естественно, пользовалось огромной славой во всём мире. Однако, правильно проводя ленинскую линию и завоевав огромную славу среди народов как в своей стране, так и за её пределами, Сталин ошибочно преувеличивал свою роль до степени, несоответствующей действительности, противопоставлял свою личную власть коллективному руководству, в результате чего некоторые его действия шли вразрез с некоторыми основными положениями марксизма-ленинизма, которые он сам ранее проповедовал. С одной стороны, он признавал, что народ является творцом истории, что партия должна всегда поддерживать связь с массами, что необходимо развивать внутрипартийную, демократию и развёртывать самокритику и критику снизу, а с другой стороны, он принимал как должное и поощрял культ личности, допускал самоуправство. Таким образом, в последний период своей жизни Сталин в этом отношении впал в противоречие, выразившееся в разрыве между теорией и практикой.
Марксисты-ленинцы признают, что руководители играют большую роль в истории. Народ и партия народа нуждаются в передовых деятелях, которые могут представлять интересы народа и выражать его волю, стоять в первых рядах исторической борьбы и руководить массами. Было бы совершенно ошибочным отрицать роль личности, роль передовых людей и руководителей. Однако любой руководитель партии и государства потеряет всестороннюю проницательность в государственных делах, когда он вместо того, чтобы быть вместе с партией и массами, доставит себя над ними, когда он оторвётся от масс. В таких условиях даже такие выдающиеся деятели, как Сталин, по некоторым важным вопросам неизбежно примут ошибочные решения, не соответствующие фактическому положению дел. Сталин в некоторых вопросах не смог извлечь урока из отдельных, частичных и временных ошибок и тем самым предотвратить перерастание их в ошибки серьёзные, общегосударственного характера, остававшиеся долго неисправленными. В последний период своей жизни Сталин все более и более предавался культу личности, нарушая демократический централизм в партии и систему сочетания коллективного руководства с личной ответственностью. Все это породило серьёзные ошибки, например: был допущен перегиб в вопросе по борьбе с контрреволюционными элементами, отсутствовала необходимая бдительность накануне антифашистской войны, не было должного внимания к дальнейшему развитию сельского хозяйства и повышению материального благосостояния крестьянства; были допущены некоторые ошибки в международном коммунистическом движении, в особенности принято ошибочное решение по югославскому вопросу. Сталин при решении этих вопросов впал в субъективизм и односторонность, оторвался от объективной действительности, оторвался от масс.
Культ личности – это гнилое наследие, оставшееся от длительной истории человечества. Культ личности имеет свою основу не только среди эксплуататорских классов, но и среди мелких производителей; ведь известно, что деспотическая власть главы патриархальной семьи есть продукт экономики мелкого производства. После установления диктатуры пролетариата, несмотря на то, что эксплуататорские классы и уничтожены, экономика мелкого производства заменена коллективным хозяйством, построено социалистическое общество, некоторые гнилые, оставшиеся от старого общества и несущие в себе отраву идеологические пережитки всё ещё могут очень долго сохраняться в сознании людей. «Сила привычки миллионов и десятков миллионов – самая страшная сила».