Полная версия
Истина и ложь в терминах, понятиях и определениях
ОТКРОВЕННОСТЬ (древ.-рус. окрыти – открыть) – черта личности, проявляемая в склонности в межличностном общении не утаивать своих мыслей, сообщать о приватных, интимных аспектах свой жизни, открывать другому человеку свой сокровенный, скрытный от посторонних внутренний мир.
ИСКРЕННОСТЬ (древ.-рус. из + крен – идущий от корня) – черта личности, выражающееся в том, что человек говорит и делает то, в правильности чего он убеждён, действует ради тех соображений, в которых он готов признаться самому себе и другим людям. И. проявляется в эмоционально-чувственной неподдельности, подлинности, соответствия мысли и слова, открытости, чистосердечии, отсутствии притворства. «Истинная искренность надёжно и скоро отличается по двум главным признакам: по мужеству причинять искренностью страдание и по мужеству признавать свои ошибки … . Можно считать искренним того человека, который, будучи добрым обладает мужеством причинять вам неприятность, чтобы не солгать, человек, который, вместо того, чтобы дать вам такой ответ, который вы желаете и ожидаете, отвечает вам то, что думает, рискуя вас обидеть, который не скажет вам ни одного слова выпрашиваемой вами похвалы, если он не считает вас достойным этого, и который сам пострадает от того, что причинил вам неприятность, предпочтёт это страдание лжи. Но особенно можно отличить искреннего человека по его мужеству сознаваться, т. е., я хочу сказать, что правдивый человек храбро и без всяких оговорок (но, конечно, и без цинизма) сознаётся в дурном или, больше того, в неловком и смешном поступке» (Мелитан. 149, с. 28). И. характеризует не содержание мышления и поведения, а его соответствие побудительному мотиву, поэтому определяет поступки личности лишь формально. И. составляет субъективную сторону убеждённости. В определённой ситуации человек может искренне заблуждаться, совершать безнравственные действия, руководствуясь своим представлением о благих намерениях и даже причинять людям зло по причине неправильно понимаемого добра.
СОВЕСТЛИВОСТЬ (древ.-рус. совесть – разумение, знание, ведение, указание, воля) – черта личности, все мысли, поведение и деятельность которой подчинены совести, т. е. осознанному чувству добра и зла, благодаря чему осуществляется самоконтроль и самооценка, формулируются нравственные обязанности и требование их неукоснительного выполнения. С. побуждает человека к истине и правде, с одной стороны и отвращает ото лжи и обмана, с другой стороны. Активизируясь до принятия решения и самого поступка, С. удерживает от опрометчивых действий, за которые потом человеку будет стыдно. Совестливый субъект руководствуется альтруистическими мотивами, бескорыстно и самоотверженно помогают людям, нередко жертвуя своими интересами и благами, исключает для себя любые формы лжи и обмана.
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ – черта личности, заключающаяся в верности определённой идее во взглядах и убеждениях, в последовательном проведении этой идеи в практическую повседневную жизнь, в неукоснительном добровольном исполнении признаваемых принципов, в стремлении действовать в строгом соответствии со своими убеждениями, в перманентном стремлении соблюдать нормы нравственности, которые оцениваются не как малозначащие условности, а как важный элемент жизненной стратегии человека.
Принцип (лат. principium – начало, основа) – основное начало, на котором построено ч.-л.; снова устройства или действия к.-л. системы, прибора, машины и т. п.; внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения. В этике – внутреннее убеждение, которое задает общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности.
ЕДИНСТВО МЫСЛИ, СЛОВА И ДЕЛА – этический принцип, обобщённо выражающий нравственную норму и требование верности слову. Применительно к личности как субъекту деятельности, принцип означает требование всегда и во всём следовать своим убеждениям, занимать активную жизненную позицию, развитое чувство ответственности за свои слова и совершаемые деяния.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – нравственно-психологическая черта личности, проявляющееся в способности беспристрастно относиться к людям и событиям, судить по правде, действовать в соответствии с истиной, правилом, законом; «справедливость, в нравственном смысле, есть некоторое самоограничение, ограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является, таким образом, некоторым пожертвованием, самоотрицанием» (Соловьёв. 214). С. содержит требование соответствия между практической ролью индивида в жизни общества и его социального положения, между правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, заслугами и общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость. Справедливым называют человека, который в своих поступках беспристрастно следует истине и действует на законных и честных основаниях; мнение и оценку, основанные на истине, соблюдении единого для всех закона, без выделения к.-л. особо; то, что воспринимается как заслуженное, имеющее основание, что основано на требованиях соответствия нравственным и правовым нормам (174).
ПРАВОТА – состояние, выражающее определённое психологическое, нравственное, правовое, политическое, научное, религиозное отношение, в котором человек находится к другому человеку, людям и обществу; осознание и безусловное отстаивание правды в любых жизненных ситуациях. П. охватывает случаи, когда убеждения, намерения и поступки субъекта являются осознанными, соответствуют объективной действительности, согласуются с реальным положением вещей, традиционными нравственными нормами, отвечают подлинным интересам людей. В споре, дискуссии и полемике правота может характеризоваться как отстаивание правды, защита собственных интересов и убеждений, так и не своих, чужих, тоже основанных на правде.
ЗАКОННОСТЬ – соответствие поведения и деятельности субъекта принятым законам; принцип, метод и режим строгого, точного и неукоснительного следования праву, соблюдения и исполнения законов всеми участниками общественных отношений.
В общественной жизни часто применяются понятия социальная правда, политическая правда, художественная правда, историческая правда.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРАВДА – высший общественный идеал, тесно связанный с духовной суверенностью человека, представляющий собой системообразующий базовый принцип соблюдения ценностей гармонии и пропорционального представительства всех слоёв общества во властных структурах, подчинение экономики и политики целям общества как целого, раскрытие потенциала личности, семьи и народа, защиты беднейших и слабейших.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАВДА – адекватное и честное отражение в выступлениях, принимаемых решениях, конкретных действиях отдельных политиков и публичной власти своей истинной позиции, исходной ситуации, которой даётся оценка, мотивов и поводов для принятия решений.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАВДА – реалистическое изображение жизненных явлений в произведениях искусства; выражение того, как художник чувствует, воспринимает, оценивает и относится к окружающей действительности. Х. п. характеризуется не тем, что изображается внешне, а внутренним смыслом изображаемого события, структурным соответствием внутреннего мира художественного произведения и мира реального.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА – объективное, хронологически точное, системное изложение исторических фактов и событий, без к.-л. предвзятости, нечестности, политизации и ангажированности.
2.5. Отличие правды от истины
Правда представляет собой субъективное, относительное, фрагментарное, изменчивое понимание и толкование объективной, абсолютной, целостной, неизменной истины в индивидуальном и коллективном сознании человека. Понимание и толкование не всегда адекватно и целостно отражает реальную действительность, но стремится к ней. Другими словами, правда характеризует некий алгоритм действий человека по достижению истины.
Индивидуальное сознание – сознание отдельного человека, отражающее его индивидуальное бытие.
Коллективное сознание – совокупность общих у членов одного и того же общества взглядов, интересов, стремлений, убеждений, ценностей, верований.
Толкование (древ.-рус. толкъ – переводчик, толмач) – объяснение или интерпретация ч.-л. прежде неизвестного при помощи умозрительного анализа сути явления. Т. как индивидуальное представление, в процессе дальнейшего познания и понятийно-терминологического языкового оформления, может стать общепринятой нормой (244). Искусство толкования получило название герменевтика.
Герменевтика (греч. hermeneuo – разъясняю) – искусство понимания как постижения смыслов и значений знаков; теория и общие правила интерпретации текстов; философское учение об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации (244).
Алгоритм (от имени Аль-Хорезми) – точное и однозначно понимаемое предписание, правило относительно последовательности действий, преобразующих исходные данные в однозначно определяемый искомый результат; план пошаговых мероприятий, позволяющий получить запрограммированный результат на каждом этапе и всей совокупности его реализации.
Правда, понимаемая как мнение, множественна, у каждого – своя. Правда для одного субъекта может одновременно быть неправдой для другого человека, семьи, коллектива или народа. При этом она не перестаёт быть правдой из-за того, что по тому же поводу существует другая и третья правда. Правда неделима и получаема сразу и полностью. Её невозможно получить частично, поэтапно, постепенно накапливать как частицы истины. Истина достигается благодаря процессу критического осмысления ранее сложившихся представлений, является результатом работы ума, который изменяет и расширяет границы интеллектуально привычного и комфортного состояния сознания. Для правды же характерна некритическая эмоциональная вера в своё личностное мироощущение и миропонимание (264).
Основные отличия правды от истины представлены в таблице 1.
Глава 3. Православное богословие об истине и правде
Россия несёт внутри себя драгоценность,
которой нет нигде больше – Православие,
… – хранительница Христовой истины,
но уже истинной истины, настоящего
Христова образа, затемнившегося во всех
других верах и во всех других народах
Фёдор Михайлович Достоевский
Истина и правда относятся к фундаментальным христианским мировоззренческим понятиям, создающих смыслообразующую основу всего православного богословия (74). «Под именем системы православного Богословия … должно разуметь такой способ изложения истин православной веры Христовой, по которому они представляли бы собой одно стройное целое как бы один живой и совершенный организм» (Макарий (Булгаков), митрополит).
Православие (древ.-рус. правъ – прямой, правильный; букв. – правильное славление) – истинное Богопознание и Богопочитание, сохраняющее целостное, точное и неискажённое учение Иисуса Христа так, как оно было запечатлено в Библии, Священном Предании и духовном опыте Церкви (32).
Богословие (букв. – слово о Боге) – система дисциплин, служащая раскрытию, толкованию и защите учения о Боге, потустороннем мире, вечных и неизменных истинах, опыте религиозной веры, смысле и цели жизни человека (208).
Методологический подход к поиску и возможности нахождения истины изложен христианским епископом Амвросием Медиоланским в 4 веке от Рождества Христова. Поводом этому послужило суждение язычника Квинта Аврелия Симмаха: «Разве так важно, на каких путях каждый ищет истину. Тайна слишком велика, чтобы к ней могла вести одна дорога». Данное положение Амвросий решительно опровергает: «Нельзя уйти от истины дальше, чем блуждая по многим дорогам, которые приведут только к большему замешательству. Существует единственный путь избежать ошибок: не направлять свои стопы в сторону, никаких сомнений перед бесчисленным множеством различных дорог». Таким образом, согласно Амвросию, к истине ведёт только одна, единственно правильная дорога и любая другая, даже незначительно отклоняясь, неизбежно приведёт к ошибке, погрешности, заблуждению и лжи (3).
Простота и ясность понятий «истина» и «правда», в сочетании с их многозначностью, обеспечивают для познающего человека уникальный когнитивный эффект: очевидность и доступность взятых в отдельности слов, приобретают сложность и таинственность при попытке приоткрыть сакральный глубинный смысл Священного Писания в целом. Согласно Библии, Бог есть творец всего сущего, венцом которого является человек – вершина мироздания, объединяющий в себе духовный и вещественный миры. Тварному человеку не дано непосредственное видение своего создателя, «которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6: 16). Но человеку дана способность слышать голос Всевышнего так как «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17).
Библия указывает, что Бог «щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Пс. 85: 15). Синонимический ряд данного сакрального текста позволяет толковать заключительный эпитет – «истинный» в живом личностном смысле и тесно связанного с понятием милость.
МИЛОСТЬ (древ.-рус. милость – милость, милосердие, благорасположение) – любовь Бога к людям без всяких их заслуг и без к.-л. достоинств. В прямом смысле слова, М. есть незаслуженное благоволение, оказываемое высшим по положению лицом, тому, кто ниже его, в отмене наказания, прощении, сострадании, сочувствии, благосклонности, нисхождении, любви.
Подтверждение сказанному служат тексты Ветхого Завета: «Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (Пс. 24: 10); «Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят перед лицем Твоим» (Пс. 88: 15); «Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего» (Притч. 3: 3).
Сотворив человека по Своему образу и подобию (Быт. 1: 26), Бог наделил его истинным знанием, хотя и не полным. Лицезрение окружающих объектов в раю в их первозданной нетленности давало человеку точное синтетическое знание вещей и стоящих за вещами мир идей. Это качество позволило ему понять сущность, идентифицировать и дать имена всем живым существам (Быт. 2: 19-20). Воля Творца передаётся сознанию и самосознанию человека посредством совести.
СОВЕСТЬ (древ.-рус. со + весть – совместное знание или ведение) – врождённое нравственное чувство, которое, независимо от воли человека, побуждает его к истине, правде, добру, красоте и отвращающего от лжи, обмана, зла, уродства. С. есть естественный голос, слышимый в самой природе человека. Вследствие этого она находится в тесной связи со всем состоянием его души, образом жизни, воспитанием и образованием, нравственным развитием личности. Апостол Павел признаёт постепенное возрастание в человеке совести. «Всякий, – говорит он, – питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5: 13-14).
Если человек стремится жить, по совести, у него возникает потребность в честных отношениях с окружающими людьми. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу», – призывал апостол Павел (Еф. 4: 25). Совестливость, как душевное качество, требует от человека смелости, терпения и готовности к страданиям. Те, для которых истина и правда не являются высшими ценностями, рассматривают совестливого человека как безумного. «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4: 10-13). Когда человек в своём мышлении и в своих поступках отклоняется от установленного Божьего порядка, совесть беспокоит (1 Цар. 25: 31), укоряет (Иов. 27: 6), преследует (1 Тим. 4: 2).
Всевышний дарует человеку свободу, как источник, владея которым он способен себя раскрыть, проявить и осуществить.
СВОБОДА (древ.-рус. свобода – возможность действовать по своей воле) – способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом; способность человеческой воли к непринуждённому избранию добра. Православие указывает на три вида свободы: С. внутренняя, заключающаяся в выборе между добром и злом; С. внешняя, т. е. действия в условиях общественной жизни; С. духовная, означающая власть человека над своими страстями, господство ума над чувствами и желаниями. Пользуясь даром свободы, человек сообщает смысл своим деяниям, предпочитая тот или иной закон существования. Осуществляя способность ориентации в области смыслов и ценностей, человек сознательно и свободно делает каждый нравственный выбор и созидается в процессе становления как нравственная личность.
Человек, изначально призванный творить только добро и этим соединяться с Богом, преступая границы нравственно дозволенного и недолжного, теряет дар духовной свободы, становится рабом страстей и впадает в состояние греха.
ГРЕХ (древ.-рус. грехъ – ошибка; греч. amartia – промах) – нарушение Божественной воли, выражающейся в сознательном несоблюдении повелевающих или запрещающих заповедей Творца; «добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно» (Иоанн Дамаскин. 97).
Под влиянием греха человек уклоняется от истины, создаёт свою правду, не совпадающей с правдой Божественной. Такая правда есть ложь, которая неизбежно приводит к разрушению внутренней гармонии, нарастанию и ужесточению конфликтов и в результате – к гибели человека.
В Псалтире говорится: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Пс. 84: 11-12). Здесь истина, возникшая из земли, толкуется как Иисус Христос, который будучи Богом, родился как человек и в этом смысле воссиял не с небес, откуда было бы естественно ожидать Божественную истину, а именно от земли. «Слово стало плотию, – пишет апостол Иоанн, – полное благодати и истины; … ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли от Иисуса Христа» (Ин. 1: 14, 17). Таким образом, истиной Православие называет не адекватное, тождественное отражение в сознании человека объективной реальности, не какую-либо абстрактную идею, факт, аргумент, рациональную модель, универсальную функцию, а живую Личность Иисуса Христа, который «есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).
В этом контексте крайне важно понимание смысла диалога Понтия Пилата и Иисуса Христа. Спаситель отвечает прокуратору: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?» (Ин. 18: 37-38). Вопрос, образованного по тому времени римлянина, сторонника абстрактно – умозрительного толкования истины, остаётся без ответа, так как он обращён к личной Истине, которую Пилат не способен распознать даже лицом к Лицу. Именно живая, личностная Истина, стремление к ней через все препятствия есть путь к реальной свободе, которая провозглашается в Евангелие высшей и неизменной ценностью человека: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32).
Для познания истины человеку недостаточно лишь принять христианские догматы, исполнять религиозные обряды и вести нравственный образ жизни. Необходима непоколебимая вера и признание живой власти Бога. Те, кто достиг этого – суть люди истины. Они живут, чувствуют, мыслят, страдают и стремятся к счастью в реальном мире в свете Божественного присутствия. Вместе с тем, в своей трансцендентности, Бог не может быть предметом простого непосредственного опыта человека, направленного во вне. Бог становится доступным познавательному усилию индивида лишь в той мере, в какой Он проникает во внутренний духовный мир человека: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21).
На языке гносеологии это означает, что объект постижения находится в самом субъекте и, соответственно, средства его исследования также не могут быть внешними по отношению к самому человеку. Здесь происходит полное слияние в единое целое объекта познания, познающего субъекта и средств познания. Следовательно, человек в своей целостности, только самого себя может использовать в качестве средства познания, чтобы дать в себе же самом место и простор Божественному откровению.
Православное богословие утверждает, что истина не может быть познана на философском, научном, этическом или эстетическом уровнях. Истина есть не «что», а «Кто». Познать истину можно только соблюдая наибольшую заповедь Христа: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22: 37).
«Нет ничего светлее и сильнее истины, – пишет Иоанн Златоуст, – Истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть ее красоту. Она не любит скрываться, не боится опасности, не трепещет наветов, не домогается славы народной, не подвержена ничему другому человеческому; она стоит выше всего, подвергаясь, конечно, тысячам наветов, но оставаясь необоримою; прибегающих к ней она охраняет, как крепкою стеною, величием своей силы, не терпит скрытых убежищ, но предлагает открыто всем все, что есть в ней». Наряду с истиной в Священном Писании говорится о высшей правде.
ВЫСШАЯ ПРАВДА понимается в смысле справедливого суда, который вершит Бог, карая грешников и преступников или же избавляя от бед тех, кто праведен (Ис. 5: 16; Иер. 9: 23; Пс. 10: 7). В. П. проявляется в двух действиях: 1) правде, дающей закон святости, т. е. правде законодательной; 2) правде, воздающей человеку по заслугам, т. е. правосудии. На оба эти действия указывает апостол Иаков, когда говорит о Боге, что Он «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иак. 4: 12). Творить высшую правду заповедано Христом в Нагорной проповеди, где говорится о людях, достойных войти в Царство Небесное:
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5: 6). Алчущие и жаждущие правды – это люди, которые осознали свою греховность и всеми силами души стремятся исполнить волю Божию как высшую правду, те, кто желают справедливости всегда и во всём.
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 10). Изгнанные за правду – люди готовые во имя высшей правды на любые страдания, гонения, лишения и бедствия. Блаженство достигается основе любви к истине, непоколебимой веры, постоянства в добродетели и терпения.
Каждая личность уникальна и неповторима на биологическом, психическом и духовном уровнях. В силу этого путь познания истины у каждого человека особенный. Пользуясь всем своим потенциалом, человек воспринимает и осмысливает истину – Христа, благодаря чему приобретает способность ввести в свою душу высшую Божественную правду, изгнав из души падшую и осквернённую грехом правду человеческую, не имеющей совершенства и полноты, строящуюся исходя из земных интересов. Человек, который принимает и следует истине и высшей правде, является правдивым, праведным, добродетельным, благоразумным, целомудренным.
ПРАВДИВЫЙ – человек, любящий правду, расположенный везде и всегда говорить только правду и никогда от неё не уклоняться.
ПРАВЕДНЫЙ – человек, строго следующий заветам, предписанными вероисповеданием, проникнутый Божественной высшей правдой, соответствующий христианскому идеалу душевной чистоты и справедливости, строго придерживающийся принципов христианской нравственности; тот, у кого состояние внутренней и внешней жизни соответствует заповедям Иисуса Христа.