Полная версия
Истина и ложь в терминах, понятиях и определениях
Посвящается Татьяне Николаевне Кузнецовой,
вдохновительнице всей нашей большой семьи
Предисловие
Из всех дурных привычек, обличающих
недостаток прочного образования и
излишество добродушного невежества,
самая дурная – называть вещи не
настоящими их именами
Виссарион Григорьевич Белинский
Издание представляет собой попытку сводного систематизированного изложения весьма сложных проблем современной науки – познанию и пониманию высших общечеловеческих ценностей истины и правды, а также их антиподам – феноменам лжи и обмана. Несмотря на то, что данная проблематика на протяжении всей истории были и остаются одной из центральных в богословии, философии и психологии, в её толковании остаётся ещё много не ясного, противоречивого и спорного. В эпоху компьютерных информационно-коммуникативных технологий усиливается тенденция, проявляемая в том, что слова в обыденном сознании людей утрачивают свои первоначальные смыслы, понятия и определения смешиваются на столько, что одновременно содержат взаимоисключающие положения. В этой связи актуализируется необходимость восстановления глубинных значений и смыслов фундаментальных понятий, чёткого определения их границ и взаимных связей, без чего невозможно целостное, адекватное отражение и позитивное преображение духовного и материального мира.
Настоящая работа ставит своей задачей системно упорядочить терминологию и понятийный аппарат, прямо или косвенно отражающий суть проблемы истины, правды, лжи и обмана. Изначальная установка авторов заключалась в том, чтобы отказаться от традиционного принципа изложения материала в форме обычного словаря с алфавитным расположением терминов. Предпочтение было отдано форме идеографического словаря, в котором термины располагаются по понятийно-терминологическим системам. Понятийно-терминологическая система представляет собой совокупность понятий и соответствующих им терминов, взаимосвязанных исходным, общим, базисным понятием, которое получает своё дальнейшее описание с использованием всей системы. Принимая за основу подобный методологический принцип, следуя по внутренней логической цепи взаимных связей понятий, представляется возможным концентрировать внимание читателя на сущности проблемы, улучшить восприятие и усвоение содержания текста и, тем самым, способствовать эффективному применению теоретических положений в практической жизни.
Названия терминов даны преимущественно в единственном числе. Если же название состоит из прилагательного и существительного, то на прилагательное оно даётся в том случае, когда образует с существительным единое понятие. В некоторых случаях порядок слов изменён так, что на первом месте стоит главное по смыслу слово. К русским терминам и терминам, представляющими собой заимствования из других языков, даётся краткая этимологическая справка в круглых скобках. Названия ключевых терминов набраны жирным прописным шрифтом. Имеющиеся в тексте статьи сопутствующие и уточняющие понятия набраны жирным строчным шрифтом. В текстах применяются ссылки, набранные курсивом, который обозначает, что эти слова являются заголовками отдельных статей. Отсылка даётся в случае, когда читателю рекомендуется с ними ознакомиться для наиболее полного понимания значения основного термина. В список литературных источников включены работы, использованные для определений и рекомендуемые для более глубокого раскрытия понятий. В конце каждого высказывания или определения в тексте в скобках стоит номер работы и страницы, откуда они взяты. С целью экономии места, слово или словосочетание, составляющими название статьи, в тексте обозначаются начальными буквами. Список литература, именной и предметный указатели, основные сокращения приводятся в конце книги.
Часть 1. Понятийно – терминологическая система
«Истина» и «Правда»
Глава 1. Сущность истины
Истина поэтичнее всего, что есть в свете, особенно
в самом чистом своём состоянии; мало того, даже
фантастичнее всего, что мог бы налгать и
напредставить себе повадливый ум человеческий
Фёдор Михайлович Достоевский
1.1. Происхождение слова
Слово истина происходит от древнерусских слов истъ, истый, истный, означающими настоящее, подлинное, сущее, в отличие от мнимого, реально не существующего. Истовый – истинный, должный, надлежащий. Истота – естество, сущность предмета и производного от него – существование. Это даёт основание утверждать о тождественности понятия «истина» и «существование» (13; 122; 205; 208; 221; 260).
Сущее (древ.-рус. сущий – существующий, пребывающий) – совокупность многообразных проявлений материальных и духовных объектов, причинно-следственных связей и условий, открывающихся человеку в представлении; любая вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию.
Бытие (древ.-рус. быти – быть, существовать) – понятие, обозначающее независимое от сознания субъекта существование объективного мира, природы, процесса материальной и духовной жизни людей (196). Основными формами Б. являются: материальное Б.; идеальное Б.; личностное Б.; социальное Б. Производными от категории Б., представляющими собой его различные аспекты, являются понятия «сущность», «существование», «действительность».
Сущность – самое главное в ч.-л.; совокупность таких свойств объекта, без которых он не может существовать и которые определяют все остальные его свойства; внутренняя основа и содержание предмета, явления, процесса, определяющих их глубинные связи и отношения в единстве всех многообразных и противоречивых форм и свойств.
Существование – наличие к.-л. или ч.-л. в действительности, в факте появления и проявления себя во вне. Понятие С. обычно употребляется для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Диалектика как теория и метод познания рассматривает С. как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историческое бытие, определяющее положение человека в обществе.
Действительность – совокупность материальных, природных, общественных, культурных, психических и духовных явлений, содержащих в себе собственную сущность, закономерность и результаты своего развития; «всё, на что мы наталкиваемся, с чем мы встречаемся в окружающей нас среде, что присутствует в созерцаемой нами картине бытия и своим присутствием как бы принудительно навязывается нам, – всё, что обладает характером неустранимого факта, – в отличие от того, что рождается в нас самих в качестве «мнения», «воображения», «предположения» (Франк. 249, гл. 1, с. 1). Д. включает в себя объективную, субъективную, трансцендентную и виртуальную реальность.
Объективная реальность (лат. objectum – предмет; realis – вещественный, действенный) – материальный мир в целом, во всех его формах и проявлениях, существующий независимо от психики, сознания, понимания, позиции человека. О. р. совпадает со всей материальной действительностью, включающей в себя различные объекты, их свойства, пространство, время, движение, законы, общественные явления, государство, науку, культуру.
Субъективная реальность (лат. subjectus – лежащий внизу) – совокупность идеальных явлений, сотворённых психикой и сознанием человека. С. р. охватывает: отдельные психические явления – ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, эмоции, чувства, потребности, мотивы, установки, желания, намерения, волю, мышление, речь; целостное личностное образование, объединяемое персональным «Я» (125).
Трансцендентная реальность (лат. transcend – выход за пределы) – реальность, находящаяся за границами сенсорных и познавательных возможностей человека, его рационального, логического мышления, сознания и понимания; реальность, принципиально непостижимая опытному познанию или вовсе не основанная на опыте.
Виртуальная реальность (лат. virtus – возможный, мнимый) – искусственная реализация в знаково-графической форме к.-л. мыслительной возможности, которая по различным причинам не может быть осуществлена в естественной реальности; реальность, «где отсутствует чёткое разделение объективного и субъективного плана в понимании, где эти различные содержания перетекают друг в друга, становясь неразличимыми, неотличимыми» (Игнатьев. 216, с. 174); «реальность, независимо от её природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и проч.), обладающая следующим рядом свойств: порождённость (виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; психологические виртуальные реальности порождаются психикой человека), актуальность (виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность), автономность (в виртуальной реальности своё время, своё пространство и свои законы существования), интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них) (Носов. 164).
1.2. Определение истины
Определение (от древ.-рус. наречение – назвать, дать имя) – формулирование в явной и сжатой форме основного содержания понятия; логический приём, позволяющий формулировать критерии отличия изучаемого объекта от других объектов; установление смысла незнакомого термина с помощью терминов знакомых и уже осмысленных.
ИСТИНА – соответствие знания, которым обладает человек, реальной действительности; адекватное отражение познаваемого объекта, воспроизводящего его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от психики и сознания человека; точное и неопровержимое понимание сущности предметов, явлений, процессов духовного, психического и физического мира; содержание сознания, соответствующее реальности и выступающей теоретической и практической основой её преобразования в соответствии поставленной целью (75; 89; 93; 109; 121; 124; 151; 157; 166; 172).
– «противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; … Истина относится к уму и разуму; … Истинный, истину составляющий; правдивый, справедливый, несомненный, неложный; верный, точный, прямой, подлинный, настоящий, искренний, непритворный» (Даль. 60, т. 2, с. 59);
– «то, что есть, в формальном отношении – соответствие между нашей мыслью и действительностью. Оба этих определения представляют истину только как искомое. Ибо во 1-х спрашивается, в чём состоит и чём обусловлено соответствие между нашею мыслью и её предметом, а во 2-х, спрашивается, что же в самом деле есть? Первым вопросом – о критерии истины, или об основаниях достоверности, занимается гносеология, или учение о познании; исследование второго – о существе истины – принадлежит метафизике» (Соловьёв. 210, с. 473);
– «Истинно … только то, что не нуждается ни в каком доказательстве, что непосредственно достоверно через само себя, что непосредственно говорит за себя и к себе располагает, непосредственно сопровождается утверждением, что оно есть это нечто безоговорочно определённое, безоговорочно несомненное, ясное как солнце» (Фейербах. 240, т. 1, с. 187);
– такое содержание человеческих представлений, «которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества» (Ленин. 134, т. 18, с. 123).
1.3. Атрибуты истины
Атрибут (лат. attributio – свойство, признак, сказуемое) – необходимое, неотъемлемое, фундаментальное свойство, отличительный признак, качество предмета, явления, процесса, присущих им во всех состояниях и при любых условиях, без которых они не могут существовать или мыслится, в отличие от случайных, преходящих состояний.
Предмет (древ.-рус. пред + метать) – отдельный неодушевлённый материальный объект, вещь, тело, обладающий конкретными свойствами и воспринимаемый органами чувств человека; то, что служит содержанием мысли и речи, на что направлено познание субъекта.
Явление (древ.-рус. яве – явно, не скрытно; явленый – явный, открытый перед всеми) – всё то, что чувственно воспринимается и обнаруживается; внешняя, поверхностная форма проявления сущности, которая, в свою очередь, раскрывается в явлении.
Процесс (лат. processus – продвижение) – последовательная смена состояний; ход развития ч.-л.; система последовательных и взаимосвязанных действий, совершаемых для достижения определённого результата.
Основные атрибуты истины представлены на рисунке 1.
ОБЪЕКТИВНОСТЬ (лат. objicio – противопоставляю) – характеристика факторов реального объекта, который не зависит от психических процессов, свойств и состояний человека, как субъекта познания. Истина не связана ни со специфическими особенностями личности, ни с методологией и методами познания, она безлична и общезначима.
ИЗНАЧАЛЬНОСТЬ (древ.-рус. начало – причина, исходная точка существования мира и течения времени) – первобытность, существующая с самого начала, искони.
ПЕРВИЧНОСТЬ – первоначальность по отношению к тому, что возникает позже, вторичному или производному.
БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ (древ.-рус. предел – пространственная или временная граница) – нескончаемость, отсутствие пределов, бесконечность, неограниченность, необъятность.
ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ – повсеместное пребывание везде в пространстве, в одно и то же время.
ИНВАРИАНТНОСТЬ (лат. invarians – неизменяющийся) – принципиальное свойство сохранения сущности системы при изменении её формальных параметров; неизменность характеристик объекта при изменении физических, психических и социальных условий исследования.
АДЕКВАТНОСТЬ (лат. adaeguatus – уравненный, приравненный) – верное, равное, соответствующее, совпадающее и тождественное самой себе.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (лат. ratio – разум) – доступность разумному осмыслению и пониманию; соответствие законам и правилам разума; характеристика знания с точки зрения его соответствия наиболее общим принципам мышления.
КОНКРЕТНОСТЬ (лат. concretus – твёрдый, густой) – предметно определённая действительность во всём многообразии её сторон, связей и отношений, в отличие от абстрактного, отвлечённого; связанный с определённым местом, временем, обстоятельствами.
ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ (греч. paradoxos – странный, неожиданный) – неочевидность, непривычность, противоречивость традиционному, общепринятому взгляду или здравому смыслу по форме или содержанию.
1.4. Формы истины
Форма (лат. forma – внешний вид) – наружный вид ч.-л.; совокупность внешних черт; внешнее выражение внутреннего содержания; способ организации и существования предмета, явления, процесса.
Формы истины, подразделяемые по видам реальности и по характеру познавательной деятельности этой реальности, представлены на рисунке 2.
ДУХОВНАЯ ИСТИНА – истина, отражающая в себе душевный мир личности, ментальные ценности, чувства, идеи, теории, идеалы любви, добра, справедливости, красоты, гармонии, дружбы (143; 282).
Дух (древ.-рус. духъ – дуновение, ветер, бесплотное начало жизни) – идеальная, правящая миром сила к которой активно или пассивно причастен человек; высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслов, личностного самоопределения, осознанного преображения действительности, дающая возможность реализации религиозных, научных, культурных, этических, нравственных и эстетических ценностей (143; 282).
Ментальность (лат. mens – ум, образ мыслей, душевный склад) – глубинный уровень индивидуального или коллективного сознания, включающий бессознательное; устойчивая совокупность установок и предрасположенностей личности или группы воспринимать окружающий мир определённым образом.
МАТЕРИАЛЬНАЯ ИСТИНА – истина как адекватная информация о материальных системах различных структурных уровней микро-, макро-, мега-миров.
Материя (лат. materia – вещество) – физическое вещество, из которого состоит всё вещественное, обладающее массой, упругостью, инертностью, протяжённостью, локализацией в пространстве, проявляющая корпускулярные и волновые свойства; бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения (244, с. 354).
Субстрат (лат. substratum – основа, фундамент) – общая материальная основа явлений; совокупность простых материальных образований, взаимодействие которых обуславливает свойства рассматриваемой системы или процесса.
По характеру и специфике познавательной деятельности, истина имеет формы обыденной, научной, нравственной, художественной, религиозной.
ОБЫДЕННАЯ ИСТИНА (древ.-рус. обыденыи – однодневный) – знание и опыт, полученные на основе житейского, повседневного эмпирического познания, охватывающего лишь внешние, видимые характеристики вещей и не выходящее на уровень сущности предметов, явлений и процессов. О. и. не формируется особым понятийным аппаратом и не облекается в форму теории.
НАУЧНАЯ ИСТИНА (древ.-рус. укъ – учение, научение; на + учити – обучать, изучать) – теоретическое или эмпирическое утверждение, соответствующее результатам систематических, статистически правильно обработанных данных наблюдения и эксперимента. К положениям, отвечающим критериям научности относятся: обоснованность, достоверность, доказательность, точность, универсальность, системность, логичность, подтверждаемость или опровержимость, проверяемость, непротиворечивость знаниям, истинность которых установлена, предсказуемость новых фактов на основе уже имеющихся, способность к развитию, ясная выраженность в понятиях.
НРАВСТВЕННАЯ ИСТИНА (древ.-рус. нравъ – обычай, привычка, добродетель) – отражение сознанием человека неизменных законов, норм, принципов, правил поведения и взаимоотношения людей в форме долженствования и ценности (189).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИСТИНА (древ.-рус. художьство – искусство, опытность) – истина, выраженная средствами одного из специфических языков искусства; художественное соответствие произведения искусства отображаемому объекту.
РЕЛИГИОЗНАЯ ИСТИНА (лат. religare – связь, соединение) – система представлений и догматов, содержащихся в религиозном учении, основанном на вере в существование трансцендентного мира, его творца и возможную связь с ним.
Догмат (греч. dogma – учение, постановление) – суждение, положение вероучения, считающееся истиной, не нуждающейся в доказательстве, не подлежащей рациональной проверке и формально-логической критике.
Трансцендентность (лат. transcendens – выходящий за пределы) – то, что принципиально не доступно опытному познанию человека.
1.5. Виды истин
Вид (древ.-рус. вид – внешний образ, наружность, всё, что представляется глазу) – внешность, видимый облик, разновидность, тип, состояние; в логическом смысле понятие, образующееся посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само, имеющее общие признаки с другими видовыми понятиями.
Основные виды истины представлены на рисунке 3.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (лат. absolutus – безусловный, совершенный, неограниченный) – полное, точное, несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, не опровергаемое последующим развитием познания.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА – неполное, неточное, ограниченное, но в некотором смысле верное знание, зависящее от определённых условий, места, времени и обстоятельств его получения. Разновидностью О. и. является правда.
НЕОБХОДИМАЯ ИСТИНА – знание, достигнутое в результате совокупности целенаправленных действий, связанных внутренней логической последовательностью.
СЛУЧАЙНАЯ ИСТИНА (древ.-рус. сълучай – случайность, непредвиденное, нечаянное обстоятельство) – знание, полученное вне зависимости от целенаправленных действий познающего субъекта.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИСТИНА (греч. analysis – расчленение) – суждение, истинность которого устанавливается без обращения к действительности посредством логико-семантического анализа их компонентов.
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ИСТИНА (греч. synthesis – соединение) – суждение, истинность которого устанавливается только в процессе его сопоставления с той реальностью, о которой оно говорят.
1.6. Пути познания истины
Познание (древ.-рус. по + знань – знание) – высшая форма отражения объективной действительности, в процессе которого раскрываются закономерности мира и приобретаются истинные знания; совокупность процессов, процедур и методов умственной деятельности, результатом которой является знание и понимание сущности явлений объективного и субъективного мира (236). Цель П. – раскрытие истины, адекватное понимание сути явлений, обнаружение необходимых, существенных, повторяющихся связей, законов и закономерностей, формирование научных теорий, применение полученных знаний в практической деятельности. П. направлено на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта и объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (2; 12; 54; 63; 67).
– «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту» (Ленин. 133, с. 177).
– «реальное выхождение познающего из себя или, – что то же, – реальное вхождение познаваемого в познающего, – реальное единение познающего и познаваемого» (Флоренский. 245, с. 73).
Пути познания истины представлены на рисунке 4.
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (лат. irrationalis – неразумный) – познание, выходящее за пределы разума, неподвластное рациональному осмыслению, противоречащее формальной логике и нарушающее её законы (111). И. п. истины осуществляется религией и мистикой.
РЕЛИГИЯ (лат. religare – связь, соединение) – чувственное переживание, жизненный опыт, мировоззрение, поведение и деятельность человека, основанные на вере в существование трансцендентного мира, его творца и возможную связь с ним.
ВЕРА (древ.-рус. веди – ведать, веди + Ра – свет, сияние) – безоговорочное, непоколебимое состояние сознания, принимающего определённое положение, которое не может быть рационально проверено и доказано; активное состояние внутренней духовной жизни, при помощи которого человек входит в непосредственное общение с абсолютной высшей реальностью, делающего его способным постигнуть истину; «сложная, интегральная, синтетическая способность ума, чувства и воли (в триединой гармонии всех этих духовных сил человека), направленная на познание того, что не доступно интеллекту» (Осипов. 167).
МИСТИКА (греч. mysterion – тайна) – совокупность явлений и действий, связывающая человека с тайными сущностями и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; постижение сверхъестественной, трансцендентной реальности путём активации интуиции, ухода от рационального восприятия мира, погружения в глубину собственного бытия, растворения сознания с абсолютом.