bannerbanner
Истина и ложь в терминах, понятиях и определениях
Истина и ложь в терминах, понятиях и определениях

Полная версия

Истина и ложь в терминах, понятиях и определениях

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ (древ.-рус. добро + делатель – совершитель добра) – человек, сознательно и твёрдо руководствующийся во всех своих поступках стремлением к добру, творящий благо во всех сферах жизни и духовном строе души. Добро рассматривается как многоразличное благо от Бога, нечто должное, как норма поведения, определяемая нравственным чувством и свободным самоопределением личности. Основным побуждением Д. человека служит уважение к нравственным законам общественной жизни, к справедливости, к общему благу, к личной и общественной пользе. К христианским добродетелям относятся: вера, надежда, любовь, воздержание, жертвенность, кротость, милосердие, покаяние, послушание, скромность, смирение, терпение, трезвость, трудолюбие.

БЛАГОРАЗУМНЫЙ – человек, который сообразует свои действия с осознанной целью и определяет пути её достижения. Благоразумие есть истинное знание о том, как применять христианские заповеди в конкретных жизненных обстоятельствах на пользу и спасение своей души и душ других людей.

ЦЕЛОМУДРЕННЫЙ (древ.-рус. целомудрыи – чистый, воздержанный) – человек, характеризующийся целостным состоянием, при котором его дух, душа и тело находятся в первозданной гармоничной взаимосвязи, когда дух руководит душой, а душа управляет телом. Условием целомудрия является единство чувств, мыслей, слов и дела. Разрыв этого единства приводит ко греху лицемерия, разрушающего душу и тело человека.

В контексте истины и высшей правды православное богословие рассматривает смысл и конечную цель человеческой жизни. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 66 33). Цель земной жизни, согласно святым отцам, заключается в спасении души, восхождении её к подобию Бога, стяжании Духа Святого, т. е. в благодатном единении человека и Бога. Достигший этой цели человек находит настоящее счастье, совершенную радость, полную умиротворённость, непоколебимый покой души, прояснение ума. Преображённый человек становится духовным и нравственным идеалом для окружающих, мудрым наставником, образцом для подражания.

Стяжание (древ.-рус. тяжание – достояние, работа, труд, развитие) – приобретение, накопление.


Глава 4. Философия истины и правды

Недалеко то время, когда философы добудут себе привилегию

откровенно признаваться, что их дело вовсе не в разрешении

проблем, а в искусстве изображать жизнь как можно менее

естественной и как можно более таинственной и

проблематичной. Тогда и главный «недостаток» философии

– огромное количество вопросов и полное отсутствие ответов

– уже не будет недостатком, а превратится в достоинство

Лев Исаакович Шестов

Проблема истины и правды является основополагающей на протяжении всей истории развития философской мысли. Каждая историческая эпоха, в лице выдающихся мыслителей, предлагала свои оригинальные ответы на эти вечные вопросы. Несмотря на разнообразие идей, теорий и систем, в философии просматривается определённая преемственность, позволяющая объединить различные учения в относительно однородные направления. Философская мысль оказалась достаточно устойчивой и как бы она не развивалась, постоянно возвращается к исходным темам, предлагая всего лишь новую интерпретацию старых базовых проблем. При этом следующее поколение философов явно или неявно отталкиваются от идей своих предшественников, вступая с ними в заочный диалог и дискуссию. Данная преемственность позволяет классифицировать философию на основе принципа историзма. В этом смысле всё многообразие учений можно упорядочить в семь групп: античная философия, средневековая философия, философия Возрождения, философия Нового времени, классическая философия, пост классическая философия, философия двадцатого века.

4.1. Методологические направления

Со времён возникновения философии в рассмотрении проблемы истины и правды обозначились несколько методологических направлений, имеющих определённые вариации, некоторым образом сочетающиеся между собой, но крайние положения которых исключают друг друга.

Методологическое направление – теоретико-мировоззренческая установка, которой руководствуется исследователь в процессе познания при описании изучаемого объекта. К основным М. н. относятся реализм, идеализм, номинализм, рационализм, иррационализм, эмпиризм (207; 209; 277; 278).

РЕАЛИЗМ (лат. realis – вещественный, действительный) – направление, постулирующее существование независимой от сознания реальности, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта. Целью научных теорий, согласно Р., является открытие истины, а движущей силой научного прогресса – приближение к истине.

ИДЕАЛИЗМ (греч. idea – идея) – направление, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое первичны и основоположны, а материя, физическое, природа – вторичны, производны, зависимы, обусловлены.

НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen – имя, наименование) – направление, отрицающее онтологическое значение универсалий и утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.

Универсалии (лат. universalis – общий) – общие понятия и предметы понятийных знаний, имеющие только свойства, общие данному классу предметов и имеющие существование, не зависимое от конкретных вещей, например, «дом вообще», наряду с «конкретным домом».

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis – разумный) – направление, признающее разум основой познания, поведения и деятельности людей.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis – неразумный) – направление, ограничивающее или отрицающее решающую роль разума в познании и выдвигающее на первый план бессознательные психические способности человека, проявляемых в инстинктах, воображении, чувствах, интуиции.

ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria – опыт) – направление, признающее чувственный опыт источником знания и считающего, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

АГНОСТИЦИЗМ (греч. agnostos – недоступный познанию) – направление, отрицающее принципиальную возможность познания объективного мира, выявление его сущности, закономерностей и постижения объективной истины.

4.2. Аспекты истины

Аспект (лат. aspectus – вид, взгляд) – одна из сторон рассматриваемого объекта; точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, процесс или понятие.

Истина рассматривается философией в трёх основных аспектах: бытийственном, аксиологическом и праксеологическом.

БЫТИЙСТВЕННЫЙ аспект истины связан с фиксацией в ней материального и духовного бытия, являющегося для субъекта познания объектом исследования, находящегося вне его сознания.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ (греч. axia – ценность) аспект истины, связан с категорией ценности, характеристик и структуры ценностного мира, природой и спецификой ценностных суждений, состоит в этической, нравственной и эстетической наполненности, в тесной связи со смыслом и конечной целью жизни, оправданием поведения и деятельности человека (5).

Ценность – любой материальный, объективный или идеальный, субъективный объект, имеющий жизненно важное значение для индивида, группы и общества. Ц. выступает как общественный идеал, произведение духовной и материальной культуры, как феномен психологической структуры личности.

ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ (греч. praktikos – деятельный) аспект истины демонстрирует включенность в истину момента её связи с практикой, с эффективной организацией рациональной и целесообразной деятельности человека.

Праксиология – область социологических исследований, изучающая методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.

4.3. Концепции истины

Концепция (лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ мышления, трактовки к.-л. предмета, явления процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их систематического освещения.

Понимание истины предполагает диалог различных философских учений, анализ и синтез наиболее плодотворных идей в контексте современных представлений науки и культуры (187). В европейской философии сложились несколько основных концепций истины: корреспондентная, когерентная, прагматическая, конвенциональная, экзистенциальная, онтологическая, плюралистическая, конструктивистская, диалектико-материалистическая.

КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ (лат. correspondentia – соответствие) концепция истины основывается на идеи внешнего соответствия человеческого знания объективной реальности в рамках определённого вида деятельности или внутреннее соответствие элементов знания друг другу в пределах некоторой теоретической системы. То или иное положение является истинным, если оно соответствует фактам.

Факт (лат. factum – сделанное, свершившееся) – твёрдо установленное и подтверждённое в опыте событие, явление, знание, достоверность которых доказана; эмпирическая реальность, отображённая информационными средствами. Ф. означает наличие некой объективной действительности, в противоположность ч.-т. вымышленному, а также истинное высказывание об этой действительности.

Понятие соответствия знания действительности находится в зависимости от того, как трактовать саму эту объективную действительность. Это может быть соответствие человеческой мысли объективной природной действительности, а может быть её соответствие идеальному бытию вечных идей. Однако, какую бы гносеологическую установку не выбрать в качестве основы – материалистическую или идеалистическую, в классическом понимании истины, оба аспекта соответствия обязательно будут присутствовать.

Базовые положения К. к. и. таковы: 1) действительность, состоящая не только из предметов, явлений и процессов, но из сущностей, скрывающихся за ними, понимается как объективная реальность, существующая до и независимо от сознания человека, с одной стороны, и субъективную духовную реальность, с другой стороны; 2) между мыслями субъекта познания и окружающей действительностью можно установить однозначное, логически не противоречивое соответствие, при этом существуют конкретные критерии этого соответствия; 3) познание и его конечный результат – истина, а также сам объект, понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной и практической деятельностью человека; 4) истина признаётся не только как статичное, но и как динамичное образование, как развивающийся процесс.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5