Полная версия
Истина и ложь в терминах, понятиях и определениях
Абсолют (лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – духовное первоначало всего сущего, мыслимое как нечто единое, всеобщее, безначальное, бесконечное и противопоставляемое всему относительному и обусловленному бытию.
Соединения человека с абсолютом предполагает три ступени: 1) система аскетической практики (греч. askesis – упражнение) с целью обуздания телесного начала, преодоления страстей, порочных наклонностей, нравственного очищения и освобождения от привязанностей к внешнему миру; 2) система духовной практики с целью предельной концентрации мыслей, достижения состояния просветлённости и способности видения абсолюта; 3) выход сознания за пределы тварного, конечного, постоянно изменяющегося мира и непосредственное переживание единения с абсолютом в состоянии духовного экстаза.
Экстаз (греч. extasis – смещение, восхищение) – состояние психики и сознания человека, сопровождаемое сильным, всеохватывающим чувством восторга и восхищения, отрешённостью от действительности, потерей границ между внутренним и внешним миром.
Понятие «мистика» не тождественно по содержанию понятию «мистицизм». «Следует строго различать мистику от мистицизма: первая есть прямое, непосредственное отношение нашего духа к трансцендентному миру, второй же есть рефлексия нашего ума на то отношение и образует особое направление в философии» (Соловьёв. 212, т. 2, с. 152).
Мистицизм (греч. mistikos – посвящённый в мистерии) – богословское и философское учение, признающее возможность прямого личностного общения, постижения и слияния человека с Богом как абсолютной истиной.
Вместе с тем у понятий «мистика» и «мистицизм» есть общее, в частности, они действуют на одном поле интуитивной, иррациональной веры, осуществляют непосредственную связь с сакральным объектом, выступают как способ духовного и практического освоения реальности и иного бытия.
ИНТУИЦИЯ (лат. intuition – созерцание, всматривание, видение) – познавательная способность выходить за пределы личностного опыта путём чувственного схватывания сути проблемы и непосредственного постижения истины без предварительных рациональных логичных рассуждений и доказательств. И. свойственны неосознанность путей и средств решения задачи; внезапность возникновения; моментальность решения; непосредственность постижения истины на сущностном уровне объекта исследования (22; 27; 42; 155; 238). И. тесно связана с инсайтом.
Инсайт (англ. insight – озарение, догадка, проникновение в суть) – бессознательное, неожиданное для субъекта понимание, уяснение, мысленное постижение структуры и отношений проблемной ситуации, нахождение решения задачи, не выводимое из прошлого опыта человека. В момент И. все разрозненные, фрагментарные, не связанные друг с другом сведения о проблеме одномоментно складываются в целостный, неделимый и понятный для субъекта образ. И. свойственны четыре основные черты: неосознанность путей и средств решения задачи; внезапность возникновения; моментальность решения; непосредственность постижения истины на сущностном уровне объекта исследования. Данные черты принципиально отличают И. от дискурсивного познания. И., как правило, возникает в состоянии транса.
Транс (франц. trans – оцепенение) – сумеречное, отрешённое от реальности, пограничное состояние сознания, сопровождаемое бессознательным выполнением сложных актов мышления и поведения (268).
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (лат. rationalis – разумный) – познавательный процесс, реализуемый с помощью мышления в форме теоретически осознанных, логически обоснованных и систематизированных понятий, суждений и умозаключений (119). Р. п. истины осуществляется философией и наукой.
ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo – люблю + sophia – мудрость; букв. – любовь к мудрости) – форма общественного сознания, направленная на постановку и решение коренных мировоззренческих вопросов, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно обобщающих понятиях, фундаментальных принципах действительности, познания и мышления, бытия человека и отношение его к миру (58; 59; 244, с. 726). К разделам Ф., актуальными в контексте рассмотрения проблемы истины, относятся метафизика и эпистемология.
Метафизика (греч. meti ta physika, букв. – то, что после физики) – раздел философии, исследующий высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего; форма познания первоначальной, сверхчувственной природы реальности, мира и бытия; «предполагаемое знание, которое выходит за пределы возможного опыта, т. е. за пределы природы или данного явления предметов, выходит для того, чтобы дать то или другое объяснение относительно того, чем обуславливается этот мир или эта природа в том или другом смысле; или говоря просто, объяснение того, что прячется за природой и даёт ей возможность жизни и существования» (Шопенгауэр. 272, т. 3, с. 135).
Эпистемология (греч. episteme – знание + logos – учение) – раздел философии, в котором исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие, условия истинности и достоверности, возможности и границы познания тех или иных областей сущего (255, 278).
НАУКА – система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания и выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой; интеллектуальная творческая деятельность, направленная на выработку новых знаний, проверку и систематизацию выявленной информации о природе, человеке и обществе с целью достижения истины и открытия объективных законов (127; 128; 190; 244, с. 403; 278). Понятие Н. включает в себя сумму всех полученных к данному моменту знаний, которые в своей совокупности образуют научную картину мира.
Научная картина мира – целостное представление о свойствах и закономерностей природы, человека и общества, возникающее в результате обобщения основных научных теорий, принципов и понятий.
Основой философского и научного познания является рассудочная и разумная умственная деятельность.
РАССУДОК (древ.-рус. разсудокъ) – способность мышления образовывать, формулировать, различать понятия, суждения и умозаключения, оперировать ими, систематизировать, классифицировать и упорядочивать существующие знания, последовательно излагать свои мысли. Будучи этапом движения мысли к истине, Р. оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно установленным правилам, стандартам, нормам, алгоритмам, что придаёт ему не творческий характер. Не имея собственной цели, Р. подчиняется заранее заданной цели, обеспечивает успешную адаптацию субъекта к привычным для него познавательным ситуациям при решении обыденных, утилитарных задач. Ограниченность Р. заключается в негибкости, категоричности, неспособности выйти за пределы анализируемого содержания, в отсутствии внутренних противоречий. Р. следует отличать от здравого смысла.
Здравый смысл (древ.-рус. съдравыи – здоровый, чистый, невредимый) – совокупность представлений и взглядов людей на окружающую действительность и самих себя, используемых в повседневной практической деятельности и лежащих в основе нравственных принципов; свойственные, в той или иной мере каждому человеку, понимание истины, справедливости, законности, приобретаемое с жизненных опытом; способность делать правильные предположения и принимать верные решения, основываясь на усвоенном жизненном опыте.
РАЗУМ (древ.-рус. умъ – мысль, способность мыслить и познавать) – высшая форма познавательной деятельности человека, проявляемая в способности диалектически и творчески мыслить, анализировать, синтезировать, обобщать знания, сознательно находить способы решения возникающих проблем, постигать глубинный смысл и связь явлений действительности. Р. свойственно стремление к выходу за пределы уже познанного, поиску изначального, бесконечного, абсолютного, безусловного основания бытия. Мышление, достигнув уровня Р., выступает как свободная, не связанная к.-л. внешними ограничениями, рефлексирующая спонтанная активность духа, делающая своим предметом собственные формы. Схватывая единство противоположностей, Р. позволяет постичь различные стороны объекта в их единстве, взаимных переходах и существенных характеристиках; анализировать, обобщать, синтезировать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли и, преодолевая их односторонность, вырабатывать отображающие диалектику понятия и определения (171). «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления» (Кант. 103, т. 3, с. 340).
Дискурсивное познание (лат. discursus – рассуждение) – познание, основанное на рассудочном мышлении, логических умозаключениях, соединении понятий в суждения, при котором каждая последующая мысль вытекает из предыдущей мысли и обуславливает последующую.
Рефлексия (лат. – reflexio – обращение назад) – мысль индивида, направленная на саму себя; способность мышления к самопознанию, критическому анализу деятельности собственной души, психических актов и состояний, в состав которых входят личностные структуры, мотивы принятия решений, интересы, ценности, эмоции и чувства. На своём высшем уровне Р. концентрируется на осмыслении предельных основаниях бытия, путей познания абсолютной истины, цели и смысле жизни и существования личности.
1.7. Способы отражения истины
Содержание истины отражается в сознании человека в ходе умственного процесса, предполагающего получение, хранение, обработку, передачу и использование информации.
ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio – то, что содержится в форме, сведение, разъяснение, изложение) – некоторые сведения, совокупность к.-л. данных; уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений; сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые, осмысливаемые, сохраняемые и передаваемые людьми устным, письменным способом, с помощью условных сигналов и технических средств (57; 267).
Информационное содержание истины проявляется и осмысливается, при помощи образа, символа, слова, речи, текста, знания и деятельности. Схематично данное положение представлено на рисунке 5.
ОБРАЗ (древ.-рус. образъ – вид, облик, внешнее очертание, изображение, икона, образец, пример) – наглядное представление объекта, возникающее в воображении и мыслях человека; воспроизведение сознанием предметов, явлений, процессов внешнего и внутреннего мира. На чувственной ступени познания О. являются ощущения, восприятия и представления; на уровне мышления – понятия, суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику – отражаемому объекту и субъективен по способу своего существования. Отличительной особенностью О. является целостность как совокупность многообразных характеристик, дающая возможность судить о целом даже при недостатке данных, когда содержание достраивается на основе имеющегося опыта и знания. Отчётливый О. способен заменить пространственные описания, совместить знание, объяснение и понимание, передать понятийно неопределяемое и недоступное познавательным способностям человека.
СИМВОЛ (греч. symbolon – знак, предмет, сигнал) – знак, предмет, действие, иносказательно и условно выражающие и передающие суть к.-л. переживания, мысли, идеи, события, явления. В С. одновременно существуют образ и глубинный смысл, выступающих как два взаимосвязанных, но разных полюса. Образ, переходя в С., становится понятным и осмысленным. Предполагая конкретную цель, С. служит обнаружению неявного, не лежащего на поверхности, непредсказуемого смысла. Если подобная цель отсутствует, то, как такового нет и С., а есть простой знак для обозначения объекта. По своему характеру С. является условным тайным знаком, содержание которого не должно быть понято непосвящённым людям. Многослойная смысловая структура С. рассчитана на активную мыслительную работу воспринимающего человека, т. к. его смысл не поддаётся расшифровке простым усилием рассудка. Являясь зашифрованной информацией, С. аккумулирует множество мыслей, идей, действий и взаимоотношений (207; 244, с. 607).
Наука, изучающая производство, строение, свойства и функционирование различных знаков и знаковых систем, хранящих и передающих информацию, называется семиотикой (греч. semeion – знак). Одним из основных разделов семиотики является семантика (греч. semantikos – значащий) – наука, исследующая отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и анализирующая комплекс связанных между собой понятий, центральными из которых являются понятия знака, смысла, значения. Проблематика семантики выражается вопросами: что означает то или иное понятие, термин, высказывание, суждение и как их следует понимать?
Семантический треугольник Фреге, в котором отражается отношение, различие и взаимозависимость между смыслом, знаком и денотатом (251), представлен на рисунке 6.
Знак (древ.-рус. знати – отличать, выделить, заметить) – материальный предмет, слово, изображение, символ, сигнал, вещь, физическое явление, замещающие и репрезентирующие другой материальный или идеальный объект в процессе познания; материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, которые указывают на другой предмет, событие или действие.
Смысл (древ.-рус. с + мыслъ – с мыслью) – образная суть, внутреннее содержание, значение ч.-л., постигаемое разумом; сущность феномена, которая не совпадает с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности. С. оправдывает цель феномена, т. к. определяет его место в целостной системе (55; 168). Противоположностью С. является бессмысленность – то, что не имеет смысла, целесообразности, конкретного предназначения.
Денотат (лат. denotatum – обозначаемое) – объект, предмет, вещь, обозначаемые знаком.
Значение – ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения; роль предмета, явления, процесса в жизни человека; то, что открывается в объекте познания, в системе его связей, отношений, взаимодействий. З., отражаясь и фиксируясь в языке, приобретает наиболее развитую форму в понятии. Выступая в единстве с личностным смыслом и эмоционально – чувственной сферой человека, оно образует структуру индивидуального сознания.
СЛОВО – единица речи, служащая для именования предметов, явлений, процессов, свойств, признаков, состояний, связей, отношений, оценок, действий, лиц и представляющее собой звуковое или письменное выражение конкретного понятия; первый элемент в процессе материализации идеального, духовного начала, отражающий глубинный смысл внешней формы объекта, представляющий собой совокупность звуков, систему зрительно воспринимаемых знаков и артикуляционных образов. В С. различают внешнюю форму и внутреннее содержание.
Содержание (древ.-рус. держати – держать, иметь, владеть, соблюдать) – наличие ч.-л. внутри; совокупность основных элементов, признаков и значения целого, существующая и выражающаяся в форме и неотделимая от неё.
Слова в предложении произносятся не одинаково в зависимости от интонации, звуковыми средствами которой является ударение, пауза, мелодия, темп и тембр. С помощью интонации выражается повествовательный, восклицательный или вопросительный характер высказывания. Понимание интонации весьма важно в процессе общения, так как выразительность С. обнаруживает отношение говорящего человека к тому, что он сообщает.
РЕЧЬ (древ.-рус. речение – изречение) – вид мышления и информационно-коммуникативной деятельности человека, осуществляемой в форме языкового общения. Выделяют Р. внешнюю, имеющую коммуникативную направленность, ориентированную на понимание других людей с целью воздействия на их сознание, поведение и деятельность; Р. внутреннюю – общение человека с самим собой для постановки и решения той или иной познавательной задачи. В Р. представлены внешний, чувственный и внутренний, смысловой аспекты. Из образов, символов, слов, сигналов, знаков партнёры по общению раскрывают их содержание, кодируя и раскодируя информацию. Будучи средством выражения мысли, Р. является основным механизмом развития мышления человека (33; 36; 79; 114).
Язык (древ.-рус. язык = я есмь зык – я есть орудие голоса) – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявления, общения людей, передачи от поколения к поколению и хранения информации; разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками. С помощью языка осуществляется познание мира, объективируется самосознание личности, осуществляется управление поведением и деятельностью человека. «Язык …, в обширнейшем смысле есть способность выражать понятия членораздельными звуками, … есть содержание всех тех членораздельных звуков, которые когда-либо народ по общему согласию употребляет для взаимного сообщения понятий» (Потебня. 185, с. 9).
ТЕКСТ (лат. textum – ткань, связь, соединение) – запечатлённая в письменности или памяти речь, которую можно воспроизвести в том же виде; знаковый ряд, состоящий из элементов, связанных друг с другом определённым смыслом и несущего информацию, которая может запоминаться и осмысливаться. Любой Т. имеет контекст и подтекст.
Контекст (лат. contextus – соединение, связь) – законченный по смыслу отрывок письменной или устной речи, позволяющий установить значение входящего в него отдельных слов, предложений, фраз. В широком значении К. – среда, в которой существует объект.
Подтекст – внутренний, скрытый смысл к.-л. текста или высказывания; невысказанное прямо в тексте, но вытекающее из отдельных реплик, деталей и прочего, отношение автора к происходящему, действующим лицам, их взаимоотношениям.
ЗНАНИЕ (древ.-рус. знати – быть в курсе ч.-л.) – совокупность усвоенной, проверенной и применяемой на практике информации о свойствах феноменов, позволяющих решить поставленные задачи; форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности на основе логичности, доказательности и воспроизведения сведений; убеждение в истинности к.-л. явления, принимаемое на основе достоверных и воспроизводимых свидетельств опыта (229; 233). Различают З. явное, осознанное субъектом, рационально оформленное и выражаемое; З. латентное (лат. latentis – скрытый, невидимый), локализуемого в накопленном социокультурном опыте в виде очевидных для субъекта норм, ценностей, обычаев, парадигм и аксиом; З. бессознательное, в виде архетипов, которые субъект не осознаёт и не может выразить; З. достоверное, когда имеется полное основание утверждать, что его истинность, хотя бы в основном, окончательно установлена и не нуждается в дальнейшем обосновании; З. вероятное, если имеется не полное, только некоторое основание считать его истинным, так что оно нуждается в дальнейшем обосновании и эмпирическом подтверждении. Если к истине не применимы слова «более» или «менее», то к З. достоверному и вероятному они применимы. Вполне правильно говорить: «менее достоверный», «более достоверный», «максимально достоверный», «маловероятный», «более вероятный» (53; 229).
Архетип (греч. arche – начало + typos – отпечаток, образец) – врождённый элемент коллективного бессознательного, обусловливающий появление у индивида, определённых чувств, мыслей, представлений, отношений, действий (281; 282).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (древ.-рус. делати – действовать, работать) – динамическая система осознанного и активного взаимодействия человека с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованного им отношений субъекта в предметной действительности. Д. имеет следующую структуру: мотив (причина, побуждающая и придающая Д. определенную направленность); цель (образ потребного будущего); предмет (объект, на изменение которого направлена Д.); средства (психофизиологические ресурсы личности, орудия труда); условия (физические характеристики среды, психологические состояния человека); продукт (объективный и субъективный результат). Д. осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (лат. opera – работа, труд) – относительно самостоятельных способов осуществления действий в определенных условиях. Любая Д. предполагает наличие следующих процессов: принятие решения; вовлечение в деятельность; целеполагание; проектирование общего плана и этапов действий; осуществление плана действий; анализ результата действий; сравнение результата с поставленной целью. Д. классифицируется на духовную и материальную, трудовую и нетрудовую. С точки зрения творческой роли Д. подразделяется на Д. репродуктивную (лат. re – вновь + productio – продолжение), т. е. направленную на получение уже известного результата известными же средствами и Д. продуктивную – собственно творческую, связанную с выработкой новых целей и соответствующих им средств (136; 280).
1.8. Критерии истины
Критерий (греч. kriterion – мерило оценки ч.-л.) – признак, на основании которого оценивается, классифицируется, определяется ч.-л.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ – признак, способ, средство, на основании которого проводится оценка и проверка истинности гипотезы, концепции, теории, идеи, утверждения, факта (70, с. 60 – 69; 112; 130; 141; 256). Критерии истины представлены на рисунке 7.
ПРАКТИКА (греч. praktikos – деятельный) – целенаправленная предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого себя через накопленный духовный, интеллектуальный опыт и материальное производство; совокупная деятельность и опыт всего человечества в его историческом развитии. Любая научная теория получает своё окончательное подтверждение в П. Методами проверки истинности той или иной идеи является наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование и прогнозирование (186).