Полная версия
Енохианская и Неоенохианская магия
Енохианская и Неоенохианская магия
Алексей Игнатов
Дизайнер обложки Алексей Игнатов
© Алексей Игнатов, 2020
© Алексей Игнатов, дизайн обложки, 2020
ISBN 978-5-0051-0639-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Поговорим о Енохианской магии
О Енохианской магии много говорят. Говорят, что она очень эффективная, и говорят, что она очень опасная. Или что она – просто обман. Говорят, что она посвященна работе с ангелами, и что она – чистый сатанизм! Говорят, что она исключительно сложная и запутанная, что ее очень тяжело изучать и практиковать, и что енохианские ангелы очень легко идут на контакт.
Давайте поговорим о Енохианской магии. И попробуем понять, где тут правда.
И начнем с главного – с причин, по которым Енохиана считается сложным делом. И причины эти действительно существуют. Прежде всего, она не похожа на другие формы западной магии. Основные принципы, на которых строится магическая работа, разумеется, никак не меняются, но конкретные символы, ритуалы, методы Енохианы, заметно отличаются от всего того, что вы могли бы практиковать. Приготовьтесь встретить бесконечные таблицы с буквами и заняться разгадыванием спрятанных в них шифров. Это будет не просто – в том числе потому, сложно найти (как минимум, на русском языке) качественное описание Енохианы, ее системы в теории, и, тем более, ее практического применения. И это при том, что она очень известна.
Немногочисленные работы на эту тему обычно несут две сложности, с которыми можно столкнуться. Они могут затрагивать очень узкую тему – историю Енохианы или описание языка, или что-то еще, пусть и важное, но не дающее общей картины. Или они дают описание этой картины, но обрывочное, рассказывая, часто сложным и запутанным языком, о каких-то отдельных фрагментах Енохианской магии, и это тоже не поможет понять ее суть и практические методы.
Следующая проблема – енохианский язык, особый язык Енохианской магии. Язык вполне настоящий, пусть и искусственный, сильно ограниченный по словарному запасу, запутанный и противоречивый. Но язык, а не просто набор слов! На нем читаются важнейшие заклинания Енохианской магии – Зовы или Ключи. К счастью, это не значит, что вам нужно выучить язык, и свободно говорить на нем. Но вы должны читать на енохианском, понимать суть прочитанного Зова, знать, как произнести самое странное и непроизносимое имя. А эти имена могут состоять из одних согласных. Они выглядят очень странно и пугающе, но, на самом деле, енохианское чтение довольно простое.
Учтите, что в этом языке нет единого способа чтения и общих правил, есть только различные методики, которые сильно отличаются одна от другой. И это еще одна особенность Енохианы, причем не только современной – Енохиана изменчива, и была такой даже у ее создателей. Ангелы, передающие послания, порой отменяли их, вносили правки и изменения в то, что сообщили раньше. Символы, таблицы, инструменты, правила чтения, функции ангелов, использование Зовов – во всем этом нет единства. Это, скорее, набор гибких инструментов, которые используется многими способами, а то, которые кажется противоположным, может оказаться одинаково правильными. Это еще будет подтверждено и объяснено.
Проблема номер три, более серьезная – это необходимость получать видения. Енохиана – магия эвокаций, то есть система, в которой вызванный духовный разум, енохианский ангел, предстает перед магом как независимое, реальное, живое существо. С ним нужно установить контакт, провести беседу, и, разумеется, он не будет сидеть на стуле и пить чай. Это контакт на уровне астральных видений, образов, поучения тонкой информации. Это не так сложно, как может показаться, но достаточно сложно, что бы стать проблемой для Джона Ди, одного из создателей Енохианской магии.
И если у вас нет навыков и опыта астрального видения, то придется освоить эту науку, без нее практика Енохианы не возможна. Помните, что весь енохианский ритуал, сам по себе, не ведет вас к получению какого-то результата – он ведет вас к контакту с ангелом. И уже контакт с ним, в свою очередь, приводит к получению результата. Получение видений, в какой-то форме, обязательное условие Енохины. Но не нужно драматизировать этот пункт, вам не нужно что-то в стиле Иезекииля или Иоанна Богослова, достаточно просто уловить суть того, что передает вам духовный разум, переданный образ, мысль.
Необходимость получения видений, посылаемых ангелами, порождает еще две проблемы. Первая из них – это риск самообмана. Может возникнуть соблазн отнестись ко всему, что вы увидели и почувствовали, без малейшей доли скептицизма, поверить каждой случайной мысли в ходе ритуала, считая ее самим откровением ангелов, принимаемым без малейшей критики, сомнений и проверок. Это уведет вас в самообман, когда великие контакты с духами творятся лишь на уровне безудержной фантазии. Это не опасность конкретно Енохианы – это опасность любых контактов такого рода. Ченнелинг, получение посланий от духов, вошел в большую моду. И это тот самый контакт с духами, который и нужен для енохинских работ! Отлично? Да!
Но проблема в том, что большая часть контактеров не считает нужным проверить то, что они получили, подвергнуть это изучению. Вопрос о проверке достоверности информации обычно даже не ставится! Прежде всего, потому, что человеку всегда приятно чувствовать себя избранным, посланцем «высших сил», а если их послания окажутся фантазией, то и ощущение избранности пропадет. Поэтому помните, что даже Эдвард Келли, второй основатель Енохианы, с недоверием относился к ангелам и сомневался в их указаниях. Скептицизм необходим! Иначе магию не отличить от фантазии, и это просто уведет в иллюзии, вместо того, что бы вывести из них.
Вот почему в этой книге не будет описано никаких примеров видений, и я не рекомендую заранее изучать сборники описаний чужих видений, такие, как «Видение и голос» Кроули, например. Это может создать стереотип, сформированное мнение и том, как должно выглядеть видение, возникнет соблазн просто скопировать его с прочитанного описания. Но это ваше видение! Оно и должно быть вашим, раз вы его получаете, и сначала его нужно получить, потом изучить, а уже потом можно сравнивать его с другими видениями. Но не наоборот! Иначе вы можете просто увидеть то, о чем прочитали или, хуже того, запаниковать, увидев не то, о чем прочитали. Видения примут ту форму, которая подходит видящему. Не загоняйте их в заранее придуманные рамки.
Опасность номер два – продолжение первой. Если вы принимаете каждое слово ваших духов, енохианские они или какие-то еще, за высшую истину, считаете их самих абсолютно мудрой высшей силой, которая превосходит вас во всем и имеет право командовать вами, словно своим слугой, то рискуете начать просто слепо выполнять их инструкции. Подобное случалось даже с Джоном Ди. Но если вы намерены использовать духовные разумы для достижения своих целей, то вы – маг, и вы – хозяин положения. И это вы должны контролировать духов, а не они вас.
Сама мысль о маге, контролирующем ангелов, может показаться кому-то крамольной, но человек – не грязь, не дно мира, и не низшая ступень разума. Человек – Микрокосм, полное подобие Вселенной. Развивать эту мысль тут будет совершенно не уместно, но суть в том, что вы – Микрокосм, а дух – нет. Каждый духовный разум – это некая специализированная природная сила. И эта сила призывается и используется магом, а не наоборот.
И даже с религиозной точки зрения ангелы – это исполнители, не обладающие личной свободой воли и желаниями. Библейское Послание Евреям, глава 1 стих 14, прямо называет ангелов служебными духами, посылаемыми на служение людям! Кроме того, Псалмы оговаривают, что ангелы посылаются для спасения людей, а Апокалипсис – что им нельзя поклоняться, поскольку они далеко не боги. И с этого момента стоит начать учитывать, что Енохиана – творение магов-христиан, набожных, верующих, и Библию придется вспомнить еще не раз.
Ступор, порой возникающий от мысли о праве командовать ангелами, пройдет, если вы научитесь воспринимать их как персонификации сил природы. Вы не можете прямо взаимодействовать с чистыми природными силами, которые заставляют воду в сливе вашей раковины закручиваться в вихрь или обеспечивают уникальность формы каждой снежинки. Но вы можете персонифицировать эти силы, представить в виде ангелов, духов, и войти с ними в контакт.
И использовать их так же, как работодатель использует своих сотрудников – им приходится платить зарплату, давать отпуск, соблюдать их права, на них нельзя кинуться в драку, они не рабы, которых можно купить, продать, казнить, а если все работники уволятся, то и фирма прогорит. Мало того, теоретически работник может выйти из себя, впасть в аффект и выкинуть начальника из окна – всякое бывает, зачем его злить? Но пока есть достигнутый компромисс в виде трудового договора, размера зарплаты и четко прописанных служебных обязанностей, работники работают, делая то, что от них требует начальник.
Силы природы вечны, неизменны и не станут меняться по вашей прихоти, они безликие, безличностные и безымянные. Но им можно придать образ, форму, персонифицировать, и взаимодействовать с ними через эту персонификацию. В том числе, через персонификацию в образе ангела Енохианы. Это не значит, что вы видите объективную форму ангела в своем видении; это не значит, что он миллиарды лет жил в таком образе, ожидая вашего зова. Это значит, что он – вечная сила мироздания, не имеющая образа вообще. Образ появится в вашем видении, для вас. И с силой можно будет наладить контакт. И это, кстати, совершенно прямо оговаривали и сами енохианские ангелы, говорящие с Ди и Келли.
А все это, взятое вместе, означает, что до того, как взяться за Енохиану, вам стоит получить опыт в более традиционных формах магии и иметь хорошую теоретическую базу, включающую понимание Стихий, Планет и навыки работы с ними. Поэтому здесь не будет подробного описания общих магических принципов, ритуалов, выходящих за пределы Енохианы, а общая теория ограничится идеей Субстихий. Если вам нужно более общее изложение основ магии такого рода вообще – то вы найдете ее в других источниках, в том числе в моей книге «Церемониальная магия в 21 веке».
А пока поговорим об истории Енохианы. И об историях, связанных с Енохианой.
Енохианские истории.
Джон Ди
Шел год 1527 от рождества Христова. Жители Флоренции подняли восстание против Медичи и изгнали их, восстановив республику. Войска короля Карла 5 захватили и разграбили Рим, сердце святой Католической церкви, вынудив Папу бежать из Ватикана через секретный подземный ход. Швеция приняла новомодную протестантскую веру, отбросив католичество, и начала изымать собственность у католических церквей. В семье английского придворного Роланда Ди родился сын. Сына назвали Джоном. Это событие прошло не замеченным, слишком мелкое для мировой истории, но важнейшее для истории этой книги. На свет появился первый из двух будущих создателей Енохианской магии.
Его роль в истории людям еще предстояло оценить, поколения исследователей будут изучать жизнь, читать дневники, копаться в личных письмах, как принято у историков, напишут биографии, сохранив для потомков все тонкости жизни Ди, от списка всех книг, которые он написал, до травм, которые получали его дети в детстве. Сын придворного, внук героя войны, Джон Ди повзрослеет и станет одним из ведущих интеллектуалов своего времени, политиком, ученым, магом. История не забывает таких людей, тем более, что и сам Ди тщательно описал все, что происходило с ним, в своих дневниках.
Всю свою жизнь Ди стремился к знаниям, которые позволили бы создать универсальную науку, способную объединить и объяснить все, и не делал разницы между знаниями научными и оккультными. Впрочем, кто вообще видел эту разницу в 16 веке, когда научный эксперимент встречался куда реже, чем магические ритуал? Он получил отличное образование, посвящая каждый день два часа еде и отдыху, четыре – сну, и все остальное время – учебе. Ди изучил латынь и древнегреческий, что бы читать древние трактаты, упорно (и не очень успешно) учил иврит, что бы изучать каббалу, и верил, как и все тогда, что знания заключены в древних книгах, нужно лишь найти их и суметь понять.
Получив образование, Ди стал одним из основателей Тринити-колледжа, существующего до сих пор и выпустившего множество лауреатов Нобелевской премии. Он славился глубочайшими познаниями в математике, логике, астрономии, астрологии, морской навигации. Из-под его пера вышли научные и философские труды, включая главное его детище, издаваемую до сих пор «Иероглифическую Монаду». Его лекции по математике были так популярны, что залы не вмещали всех желающих. Давно вы видели аншлаг на лекции по евклидовой геометрии? Многие шли туда даже не ради математики – они хотели увидеть звезду, того самого знаменитого мудреца и колдуна доктора Ди. Будет о чем рассказать соседям!
Ди путешествовал, составлял карты, строил навигационные приборы и служил внештатным консультантом в лондонской Московской торговой компании. «Московской» – это часть названия, а не место, это лондонское предприятие, которое занималось торговлей с Москвой, и именно Ди прокладывал для них торговые пути в Россию.
Позже Ди станет главным вдохновителем империалистической политики Англии, и заявит о ее правах на все земли вокруг. Колониальным войнам, ставшим бесконечной чередой резни и работорговли, нужно было идейное обоснование, и именно Ди дал его британской короне. ТИ именно Ди предложил сам термин «Британия». Он был уверен (и сумел убедить остальных), что король Артур реально жил и правил Альбионом, огромными землями, включающими даже Северный плюс. А задача Британии и ее несомненное право – вернуть себе эти земли, подчинить другие народы, и, разумеется, захватить Новый Свет, восстановив былую славу Альбиона, Великой Британии.
Но это будет позже, и станет его политической работой, не такой прославленной, как его магия, хотя и куда более значимой для мира. А вот свою репутацию волшебника Ди начал строить еще студентом, со студенческой театральной постановки по пьесе Аристофана. Герой пьесы должен сесть на огромного волшебного жука и умчаться в небо. Все должно быть натурально! И Ди построил механического жука, который мог подниматься на скрытых тросах с помощью лебедок. Результат превзошел ожидания, многие решили, что без магии тут не обошлось, и жук действительно был волшебным.
Многие годы своей жизни Ди оправдывал эту репутацию, изучая магию, штудируя древние, непостижимые, книги, и составляя гороскопы. Особенно гороскопы – этим он занимался всю жизнь, и два его последних гороскопа он составит для своих внучек, перед самой смертью.
И тут пора вспомнить, что Ди родился в семье протестантов, в самый разгар борьбы протестантов и католиков, и оставался для всех именно протестантом, хотя всегда стоял в стороне от любых религиозных конфликтов. А страной правила дочь Генриха 8, королева Мария 1, известная как Мария Католичка или Мария Кровавая. И быть протестантом при дворе католиков, когда королева склонна к репрессиям – дело не самое безопасное.
Ди составил гороскоп для королевы. Это, несомненно, улучшило его репутацию при дворе. Но на этом он не остановился и составил гороскоп и для ее сестры по отцу, еще одной дочери Генриха 8, Елизаветы, конкурирующей претендентки на трон, будущей королевы Елизаветы 1, Доброй Королевы или Королевы – девственницы. Иметь дела с Елизаветой, писать ей письма – это почти государственная измена! Тем более, если это делает протестант, не признающий власть Папы.
Первым под удар королевского гнева попал отец Ди, он потерял место при дворе и разорился. За ним пришла очередь самого Ди, его поместье обыскивают, опечатывают, а самого оправляют в тюремную камеру, обвиняя в занятиях «расчетами», объединив в этом слове и математику, и астрономию, и составление гороскопов. И, конечно, в колдовстве! Нашелся свидетель, готовый присягнуть, что Джон Ди, известный колдун, убил ребенка колдовством и ослепил еще одного, и планировал напустить порчу на саму королеву Марию!
Суд выдвинул восемнадцать обвинений, по которым Ди пришлось держать ответ перед Тайным Советом, высшим органом судебной власти, состоящим из советников и ближайших доверенных лиц королевы; а потом и перед судом Звездной Палаты – и это очень плохие новости! Палата была создана так закрытый суд, верещащий правосудие над дворянами, и стала инструментом расправы над всеми, кто не угоден королеве.
Но беда прошло мимо, Ди опроверг все обвинения, доказал свою невиновность, был полностью оправдан и благоразумно выбрал путь мира и сотрудничества с режимом. Он остался при дворе Марии 1, и верно служил ей до самой смерти королевы.
Мария умерла 15 ноября 1558 года. Это день не стал траурным для страны – напротив, смерть Марии Кровавой стала праздником, люди отмечали годовщину ее смерти, открывшей путь для Доброй Королевы Елизаветы 1. Елизавета выросла в протестантской вере, но никогда не была фанатичной, она сделала Англию официально протестантской страной, но ни на день не запретила католичество. Обе религии имели право на существование, и старый конфликт начинал угасать. Ее законы приписывали наказывать за магию, совершенную с целью убийства или поиска кладов, но алхимики и астрологи открыто работали, и никак не преследовались.
Время Елизаветы – это время расцвета культуры, науки, географических открытий, это время торжества Уильяма Шекспира, Френсиса Бэкона, Джордано Бруно, Френсиса Дрейка. И Джона Ди.
Его дела пошли на лад, он вернулся ко двору, и даже лично рассчитал идеальное, с астрологической точки зрения, время для коронации Елизаветы 1. Именно в это время он и написал Иероглифическую Монаду, вдохновил колониальные войны, получил славу и высокое положение в обществе. Единственное его начинание, которое так и не подержала власть – это организация публичной библиотеки. И Ди начал собирать книги и рукописи за свой счет, у себя дома. Скоро это собрание достигнет нескольких тысяч томов, и станет самым большим в Англии, а дом Джона Ди превратится в место, куда приходят в поисках знаний.
Это время было насыщенным и полным важных событий, но они, по большей части, не имеют отношения к Енохианской магии, а потому и говорить о них здесь нет смысла. Вспомню лишь популярную легенду (которая, возможно, вовсе и не легенда). Легенду о Ди – шпионе английской короны. Говорят, Ди занимался шпионажем, имел сеть осведомителей, а донесения, присылаемые королеве от имени Ди, были подписаны секретным шпионским именем «007», кодовым именам Джемса Бонда.
История интересная, хотя достоверность ее немного сомнительная – в подписи Ди можно увидеть что-то вроде 007, но лишь подключив фантазию. В шпионаже Ди заподозрили по двум причинам. Первое – он много путешествовал, знал людей на высшем уровне, люди были откровенны с ним и его ангелами, могли выболтать много важной информации. И такое действительно случалось, они выбалтывали.
Второе – его бесконечные таблицы с буквами, ставшие основой Енохианской магии, оказались похожи на шифровки. Ди изучал шифры, криптографию, а самым популярным в те времена способом шифрования были решетки Кардано. Такой шифр выглядит как таблица с буквами, на которую нужно наложить пластину с прорезями, чтобы буквы, попавшие в прорези, сложились в слова.
Этот метод применялся широко, и Ди, несомненно, знал о нем. И, несомненно, знал много того, что мог бы зашифровать, например, его будущий соратник, польский дворянин Альберт Ласки, однажды открыто заявит о своих претензия на власть сразу в двух странах! Могли ли енохианские таблицы быть шифрованным донесением королеве? Если так, то расшифровать их, используя современные методы, должно быть совсем не трудно. Но никакого шифра в них так и не нашли.
Хотя, может быть Ди, с его незаурядным умом, был умнее нынешних компьютеров? Возможно, но тогда почему политическая информация записана не в секретных донесениях и шифром, а совершенно открыто в личных дневниках, которые он никому не показывал? Что толку от донесений, которые остались зарытыми в землю на много лет, но так и не попали к королеве?
История шпиона Ди стала популярна в конце 60-х годов 20 века, с подачи журналиста и писателя Ричарда Дикона, написавшего, под псевдонимами, множество книг, разоблачающих шпионаж. Именно он обвинил в шпионаже Алистера Кроули, кстати. Будем реалистами, и признает простой факт, что для шпиона главное – секретность. Так что, если Ди, Кроули или кто-то еще, действительно занимались шпионажем, то нам про это никогда не узнать.
А пока на дворе год 1581. И нечто потустороннее начинает скрестись за стенкой, стучаться и проситься в наш мир. Нечто, чему нужен проводник, готовый открыть двери и впустить его. Ди сделал запись в своем дневнике, описав шумы, стуки и странный голос, похожий на очень долгий, протяжный крик совы, которые он начал слышать в своей спальне. Не найдя причин шумов, Ди счел их попыткой духов связаться с ним, и попытался установить контакт самым традиционным способом – через скраинг.
Скраинг – это техника получения видений, при которой маг смотрит в черное зеркало, хрустальный шар, котел с водой, или что-то подобное, пока не начинает видеть там образы, видения, призываемых духов. Или не начинает. Во всяком случае, Ди так и не начал, все его попытки увидеть что-то провалились, кроме одной, о которой он написал в дневнике: «Я смотрел – и я видел!» (но ни слова о том, что именно он видел).
Маг вызывает духов, воплощая силу и волю, активность, призывающую духовные разумы. И ему может быть сложно при этом стать полностью пассивным и ведомым, восприимчивым, что бы увидеть их. Пытливый, деятельный разум, полный знаний, все анализирующий, может помешать воспринимать информацию без критики и сомнений. Совмещение в одном человеке мага и духовидца – главная проблема, которую предстоит решить каждому, кто практикует Енохиану.
Проблема, которою многие века решали простой работой в паре. Один – маг, он заклинает духов и всем руководит, второй – духовидец, он пассивно смотрит и диктует то, что увидел, под запись, для последующего изучения. А самыми лучшими духовидцами тогда считали детей, поскольку их разум еще невинный, гибкий, и явление духа для них все равно, что игра, дети не критикуют, не боятся, не сомневаются.
И Джон Ди нанял духовидца. Взрослого духовидца, медиума, проповедника по имени Барнабас Сол (хотя он был не единственным, кого тогда нанимал Ди). Иное написание этого имени – Варнава Саул, что слегка намекает, что имя это не настоящее, псевдоним, поскольку Варнава – это один из апостолов, а Саул – настоящее имя апостола Петра, которое он получил от рождения. Но настоящее это имя, или нет, а видеть духов Сол умел. В декабре 1581 года он установил контакт с ангелом, которого Ди призывал длинными пылкими молитвами. Во всяком случае, кто-то откликнулся на зов, явил себя Солу и назвался Анаэлем. И стал не только первым ангелом, но и первым самозванцем в этой истории. Ди подверг его проверке, и разоблачил в явившемся ангеле духа-обманщика. Лживый дух исчез и уступил место настоящему, прошедшему проверку, Анаэлю.
И уже этот Анаэль показал Солу что-то, что могло бы стать первым видением Енохианской магии, и состояло из букв, предположительно – букв иврита. Я говорю «могло бы» и «предположительно» потому, что Cол не смог ни записать их, ни описать, и послание ангелов пропало попусту. Зато он зарисовал показанный ангелом символ, сигилу ангела, который, по его словам, явится и ответит на вопросы Ди, но не сразу, а позже, когда появится «тот, кому предназначен камень». Камень – это кристалл, в котором возникали видения, а тем, кому он предназначен, мог быть Архангел Михаэль. Анаэль рассказал, что именно он приставлен к камню Ди, и подчеркнул, что это то самый Михаэль, который упомянут в писаниях.
Но возможно, что он имел ввиду не Михаэля, а ясновидящего, который сможет увидеть в этом камне больше, чем Сол. И тогда это видение становится предсказанием появления нового духовидца, который станет вторым главным героем енохианских историй.
Видения Сола, получаемые в стиле: «Там были какие-то буквы, только я их не записал и не запомнил!» не устраивали Ди, да и сам Сол, как оказалось, не был готов продолжать. Последнее обстоятельство ему можно простить – его обвинили в колдовстве, это своего рода, профессиональный риск всех, кто был связан с магией в 16 веке. Он опроверг обвинения, но для этого ему пришлось объявить, что никаких духов он не видит, знать ничего не знает и не понимает, о чем речь, и отказаться от работы с Ди.
Отношения Ди с ним прекратились. И это открыло дорогу новому герою истории – тому, кому предназначен камень, соавтору Енохианской магии, Эдварду Келли, тогда называвшему себя Эдвардом Талботом.