bannerbanner
Как работать с переживаниями? Самые эффективные методы
Как работать с переживаниями? Самые эффективные методы

Полная версия

Как работать с переживаниями? Самые эффективные методы

Язык: Русский
Год издания: 2017
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

На этом шаге вы можете помогать клиенту. Попросите представить ситуацию, где проявляется эта проблема. Например, вы работали со страхом собак. Попросите клиента представить, что завтра ему встретится волкодав и посмотреть, как оно? Отзывается что-то или нет?

Если отзывается – вы конкретизируете картинку, телесное ощущение, эмоцию, мысль. Затем просите клиента это как-то назвать и снова проводите его по шагам 5—13. Когда достигнете нуля – возвращаетесь в шаг 17. Если ничего нового не появилось, двигаетесь дальше.

Шаг 18. Проверка на вовлеченность других людей. На этом шаге вы задаете вопрос: «Нет ли кого-то, кто противится или мешает разрешению проблемы?» В зависимости от ответа, вы принимаете решение, куда двигаться дальше.

Если человек отвечает, что никого нет, то вы идете дальше по шагам к завершению сессии. Можно сказать, что проработка на этом закончена и остается только плавно ее закончить.

Но если клиент отвечает утвердительно, то вы проводите так называемый круговой процессинг. В алгоритме это шаг 20. Подробнее о нем вы можете почитать дальше. Здесь я не буду подробно на нем останавливаться, это отдельная интересная тема.

На этом шаге все проверочные шаги завершены. Остается выполнить только несколько завершающих шагов.

Шаг 19. Проверка исходного запроса

Этот шаг можно назвать заключительным. Когда вы сделали все проверочные шаги, спросите клиента: «Что стало с исходной проблемой?».

Этот вопрос возвращает клиента в самое начало сессии, где у него еще было какое-то яркое негативное состояние. На нем мы проверяем, какого результата смогли достичь.

Формулировку вы можете так же менять. Обычно, вместо словосочетания «исходная проблема», я подставляю ее изначальную формулировку – «Что стало со страхом высоты?»

Чтобы помочь клиенту лучше прочувствовать проблему, вы можете напомнить ему исходную ситуацию или даже придумать новую. Например, человек боялся высоты. Попросите его представить, как он стоит на крыше какого-нибудь небоскреба. Так больше шансов, что удастся поднять еще какой-то материал и проработать тему качественно.

Помните, что на любом проверочном шаге может появится новый материал для работы. Но не нужно его пугаться. Вы просто снова и снова возвращаетесь в шаг 5 и проходите основные шаги ПВО – принятие, воспроизведение и отпускание.

Здесь вы делаете то же самое. Если на вопрос «Что стало с исходной проблемой?» человек говорит, что его все равно она цепляет, то возвращаетесь в шаг 5.

Шаг 20. Круговой процессинг

Этот шаг в алгоритме посвящен круговому процессингу. Я вынес его отдельно. Под круговым процессингом имеется в виду работа с других точек зрения.

Когда вы работаете с клиентом, всю сессию он работает только со своей точки зрения. Но проблема почти всегда связана с другими людьми или даже объектами.

Зачем нужно вставать на другие точки зрения? Объяснение тут очень простое – из-за вытесненных переживаний. Это еще называют «тень». Т.е. человек вытесняет какие-то эмоции из себя, потому что переживать их неправильно или неприемлемо. Но ему начинает казаться, что эту эмоцию испытывают люди вокруг него.

Человек злится, но по каким-то причинам не может признать свою злость. Возможно потому, что стоит какой-то запрет или эмоция заблокирована. Он у себя ее не чувствует, но ему кажется, что это чувствует его жена по отношению к нему. Хотя изначально это было его переживание.

Работая со всех вовлеченных точек зрения, мы убираем заряд с этой теневой части. Это помогает человеку получить целостное восприятие проблемы и действительно ее проработать. Если мы оставим эти вытесненные части – проработка будет не полной. Эта теневая часть все время будет о себе напоминать в дальнейшем.

Как правило мы работаем с точками зрения других людей. Вот боится клиент милиционеров. В его страхе есть он, и есть милиционер. Нужно обработать обе точки зрения.

Но в некоторых случаях возможна работа с неодушевленными предметами. Потому что вытеснять и проецировать свои переживания можно на что угодно. Хоть на ковер на стене. Или у человека проблемы с деньгами. Можно встать на точку зрения денег.

Давайте разберем конкретные шаги кругового процессинга.

Первым делом вы уточняете, кто вовлечен в проблему. Кто это? Мама? Начальник? Милиционер? Деньги? Ковер на стене?

Затем просите клиента положить руку на грудную точку и проговорить: «Я теперь не я. Я – __________». В пробел вы вставляете имя того человека или название объекта. «Я теперь не я. Я – моя мама». «Я теперь не я. Я – деньги».

Обязательно напомните клиенту, что ему нужно попытаться вжиться в эту роль. Это не механическое действие. Тут важно, чтобы клиент ассоциировал себя с тем, кого он назвал. Поэтому дайте ему некоторое время на это. Обычно хватает 10—15 секунд.

Далее спросите, как обращаться к нему теперь. Например, он вам называет имя своей матери – Марья Ивановна.

Теперь шаги очень простые и уже знакомые.

• Выясните, какие есть переживания с этой точки зрения. Вот клиент встал на место своей мамы. Спросите ее: «Как вы относитесь к тому, что у вашего сына такая проблема?» Ответы могут быть разные. Бывает даже так, что с точки зрения мамы вообще недоумение о том, что у его сына есть такая проблема. В любом случае, мы берем это переживание в работу.

• Проявляем переживание, как мы делали на шаге 3. Пусть клиент вам опишет картинку, телесные ощущения, эмоции и мысли.

• Теперь просто повторяем шаги 5—12 до тех пор, пока не достигнем нуля.

• После этого остается только завершить круговой процессинг. Попросите клиента снова положить руку на грудную точку и проговорить: «Я теперь не моя мама. Я снова я». Дайте ему некоторое время, чтобы вернуться в себя.

• Если есть еще какие-то участники, которых нужно обработать круговым процессингом – повторяйте эти шаги снова. Спросите клиента, есть ли кто-то или что-то еще вовлеченный в эту проблему. А затем продвигайтесь по алгоритму кругового процессинга.

Когда завершите работу со всеми участниками, спросите клиента, что стало с исходной проблемой. Об этом я рассказывал в шаге 18. И если там все хорошо, двигаемся к завершению сессии. Следующий шаг – прощение.

Шаг 21. Прощение

На этом шаге вы спрашиваете клиента: «Нужно ли тебе кого-то простить за эту проблему?» В этом есть смысл, поэтому лучше не пропускать этот шаг.

На семинарах я рассказывал одну историю, посвященную теме прощения. Раньше мне было непонятно, что подразумевается под словом «обида» или «обидеться». Особенно я не понимал, когда меня спрашивали: «Ты что, обиделся?» Потому что я не обижался, а, как говорят, делал выводы. Также я не понимал, когда мне говорили «прости меня». Я простил, но выводы-то при мне остались.

Но потом мне попалось определение слова «обида» в словаре В. И. Даля. «Обида» происходит от старорусского слова «обижда». «Обижда» – это желание отомстить. Когда человек говорит: «Не обижайся», он фактически просит не мстить ему. Простить – значит, отказаться от мести человеку, который причинил какой-то вред.

Главное, что это дает – я не попадаю в цикл обиды и вины. Т.е. у меня есть какая-то проблема и мне нужно ее удерживать, чтобы человек был виноватым. Это очень распространенная ситуация, но не всегда она очевидна. Бывает, человек удерживает проблемы с деньгами, со здоровьем или с личной жизнью просто для того, чтобы другой чувствовал себя виноватым. Это своего рода месть. Прощение избавляет от попадания в эту ловушку. Вы прощаете и сами становитесь свободны.

Это важный шаг. По опыту, у многих на этих шагах проявляются сильные заряды, которые мешают решить проблему. Но не каждый ваш клиент будет понимать, что имеется в виду под прощением и обидой. Поэтому вы можете использовать мое объяснение или перефразировать вопрос. Например, спросите: «Нет ли у тебя желания, чтобы кому-то за твою проблему воздалось?»

Если клиент не может найти никого, то в алгоритме есть три готовых варианта.

Я прощаю Бога за то, что он создал мир, в котором люди страдают от такой проблемы.

Я прощаю всех тех, кто был вовлечен в эту проблему.

Я прощаю себя за то, что имел эту проблему и носил ее в себе так долго.

Помните, что эти формулировки вы можете менять и подстраивать под клиента. Кто-то не верит в Бога, но верит в какой-то высший разум. Кто-то называет это Вселенной. Нам это совершенно не важно.

Итак, вы просите клиента определить, кого ему нужно простить или пользуетесь готовым списком.

Затем попросите клиента положить руку на грудную точку и простить, кого он называл или кого выбрали вы:

«Положи руку на грудную точку и прости свою маму».

Можно использовать готовые формулировки:

«Положи руку на грудную точку и повторяй за мной: я прощаю всех тех, кто был вовлечен в мою проблему со страхом пауков».

После этого дайте ему возможность простить и попросите сделать глубокий вдох и выдох. Здесь можно использовать те же глазные точки. Это не обязательно.

Не всегда есть необходимость диктовать фразы. Чаще всего достаточно просто попросить клиента простить кого-либо и дать ему некоторое время на это.

Напоминайте клиенту, что это тоже не формальный шаг. Здесь важно, чтобы он почувствовал, как прощает и отпускает. И если это не получается – мы будем с этим работать.

Если не получается – здесь есть выбор.

Пойти в круговой процессинг с этим персонажем или объектом.

Пойти в шаг 5 и просто продышать это переживание по шести точкам.

Когда вы закончите с прощением, остается только сделать финальный шаг – заполнение светом.

Шаг 22. Заполнение светом

Этот шаг, пожалуй, самый приятный из всех. Он помогает плавно завершить сессию. Здесь очень простые инструкции, которые вы просто проговариваете клиенту. Они все прописаны в алгоритме.

Я клиентам проговариваю следующую инструкцию:

Представь над головой светящийся шар, заполненный золотистым светом.

Сделай вдох и представь, как этот свет заполняет верхнюю часть тела.

Сделай еще один вдох, представь, как нижняя часть тела заполняется этим светом.

Еще раз вдох, представь себе, как руки ноги заполняются этим светом.

Создай себе такой светящийся кокон, подыши и заполни в нем этим светом все темные или пустые места. Особенно все те, где во время сессии были всякие ощущения, эмоции, переживания. Чтоб было такое ровное, светящееся, приятное внутреннее пространство.

И когда это получится, побудь в этом состоянии столько, сколько тебе нужно, и потом можешь глаза открыть.

В завершение вы можете спросить, какие ощущения у человека после сессии. Возможно, есть еще что-то, что он хотел бы, чтобы произошло. Может быть есть какие-то вещи, которые он хотел бы проговорить. Может есть выводы, какие-то решения или осознания.

Если ничего такого нет, просто завершаете сессию. Я обычно говорю: «Окей. Конец сессии».

Демосессии

В данном разделе представлены записи реальных сессий, переведенные в текст. Обязательно ознакомьтесь с ними, прежде, чем практиковать. Также некоторые демосессии вы можете посмотреть на моем канале Youtube – https://goo.gl/YA6zE6

Изучение демонстрационных сессий позволит вам лучше понять, как работает техника БПВО на практике. Я объяснил все шаги, но в реальной работе с клиентом, некоторые шаги я пропускаю, на некоторых могу останавливаться подробнее. Какие-то нюансы и тонкости становятся очевидны только в процессе применения техники.

Здесь используются следующие обозначения:

К. – клиент

О.М. – Олег Матвеев

Демосессия №1

О.М.: С чем бы ты хотела поработать?

К.: Каждый раз, когда мы ссоримся с моим парнем, я начинаю собирать вещи и хочу уйти от него. Просто рефлекс такой.

О.М.: А что ты при этом переживаешь?

К.: Гнев. Желание уйти.

О.М.: Что бы ты хотела получить вместо этого?

К.: Я хочу остаться и спокойно решить проблему.

О.М.: Сядь поудобнее, почувствуй пространство вокруг себя, сверху, снизу, спереди, сзади, так, чтобы объем ощущался. Почувствуй в этом пространстве себя. Тело включи в это пространство. Пройдись от макушки до кончиков пальцев, чтобы тело тоже было частью этого пространства. И попробуй вообразить или вспомнить какой-нибудь эпизод, где бы явно проявлялась ситуация, когда ты ссорилась с парнем и чувствовала гнев. Скажи, когда это получится.

К.: Я помню.

О.М.: Опиши, что ты там видишь и слышишь.

К.: Я одеваю пуховик, кричу, плачу, собираю свои вещи, собираюсь выйти, но дверь оказалась закрыта снаружи и мне не удалось уйти.

О.М.: Что в теле при этом ощущается?

К.: Вот тут сильная сдавленность, и вот тут стучит что-то темное.

О.М.: Какие эмоции?

К.: Сильная обида. Сильный гнев.

О.М.: Мысли какие-то есть при этом?

К.: Я думаю, что сейчас уйду и начну новую жизнь – либо одна, либо найду еще кого-то, с кем будет получше, с кем не будет проблем.

О.М.: Значит, ты одеваешь пуховик, кричишь плачешь, собираешься выйти, тут сдавленность и вот тут что-то темное стучит. Сильный гнев, сильная обида, мысли «Сейчас уйду, начну другую жизнь, найду кого-то другого». Как бы это могла назвать?

К.: Избегание.

О.М.: Окей, 2 пальца – на грудную точку и проговорим так: Несмотря на это избегание…

К.: Несмотря на это избегание…

О.М.: Я полностью люблю и принимаю себя…

К.: Я полностью люблю и принимаю себя…

О.М.: Свое тело и свою личность…

К.: Свое тело и свою личность…

О.М.: И это избегание.

К.: И это избегание.

О.М.: Пальцы – на внутреннюю точку первого глаза. Направь внимание на это избегание, на эту картинку, как ты плачешь, кричишь, собираешься выйти, на эту сдавленность, обиду, что-то темное такое стучит, мысли «Все, уйду начну новую жизнь», прочувствуй это как можно глубже. И как только это получится, сделай глубокий вдох, стараясь усилить это переживание, и на выдохе постарайся выдохнуть это.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Первая точка с другой стороны. Еще раз то же самое переживание. Ты одеваешься, собираешь уходить, сдавленность, обида, гнев, темное что-то стучит. Собери все, что остается. На вдохе усиливаешь, на выдохе отпускаешь.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: С другой стороны внешнего глаза. Еще раз. Все, что остается от твоего переживания. Собираешься уходить, сдавленность, обида, гнев. Прочувствуй, продохни.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: С другой стороны такая же точка. Обида, сдавленность, гнев. Все, что от них остается, прочувствуй это в пространстве, в себе как можно глубже и продыши.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: С другой стороны правого глаза. Еще раз постарайся собрать все, что остается, прочувствуй это, если оно пропадает, усиль это намерено и продыши.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Как оно теперь?

К.: Теперь мне хорошо, тут ушло, а вот тут стучит.

О.М.: Начало стучать. Попробуй вообразить себя в том же самом эпизоде. Понаблюдай, что с тобой будет происходить. Поссорились, ты собираешься уходить. Понаблюдай за своим состоянием.

К.: Мне как-то смешно становится.

О.М.: Неприятное что-то осталось?

К.: Да, пульсирует в бедре.

О.М.: Направь свое внимание и посмотри, что там неприятного. Может, это эмоция какая-то связана с этим, или мысли?

К.: Это зажим какой-то, как страх одиночества.

О.М.: Окей, на грудную точку. Несмотря на страх одиночества…

К.: Несмотря на страх одиночества…

О.М.: Я полностью люблю и принимаю себя…

К.: Я полностью люблю и принимаю себя…

О.М.: Свое тело и свою личность…

К.: Свое тело и свою личность…

О.М.: И этот страх одиночества.

К.: И этот страх одиночества.

О.М.: На первую глазную точку Внутренний угол глаза. Направь внимание на этот зажим, пульсирует, страх одиночества. Постарайся прочувствовать, воспроизвести и потом продышать.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Первая точка с другой стороны. Все, что там есть – зажим, страх одиночества – прочувствуй и продохни.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: С другой стороны внешнего глаза. Пульсирует, зажим, страх одиночества. И продохни.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Вторая точка с другой стороны. Пульсирует, страх одиночества, зажим. Продохнуть.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: С другой стороны под глазом. Все, что осталось. Собираем и продыхиваем.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: И еще раз с другой стороны. Прочувствуй страх одиночества и все, что с ним связано. Продохни.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Как оно теперь?

К.: Хорошо, светло внутри.

О.М.: Еще раз тогда почувствуй пространство, себя, тело, направь внимание вот на эпизод, с которого мы начинали. Понаблюдай за своим состоянием в теле, ощущениями, эмоциями, мыслями. Что там есть? Есть какие-то хвосты?

К.: Мне кажется, что это спектакль такой, смешно даже.

О.М.: Окей, ты хотела прочувствовать спокойствие. Можешь ли ты прочувствовать его в этом эпизоде?

К.: Я хочу почувствовать спокойствие, но мне кажется, если я его почувствую, то человек не будет меня ценить, а я каждый раз стараюсь так красиво уходить.

О.М.: А когда ты думаешь, что он не будет тебя ценить, что ты начинаешь переживать?

К.: У меня вот здесь комок.

О.М.: На грудную точку. Несмотря на комок…

К.: Несмотря на комок…

О.М.: Я полностью принимаю и люблю себя…

К.: Я полностью принимаю и люблю себя…

О.М.: Свое тело и свою личность…

К.: Свое тело и свою личность…

О.М.: И этот комок.

К.: И этот комок.

О.М.: Первая глазная точка. Мысль «если я буду спокойна, он не будет меня ценить», комок такой возникает. Прочувствуй это как можно глубже и продохни.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Первая точка с другой стороны. Не будет ценить, если я буду спокойна. Прочувствовать, продохнуть.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Вторая точка с внешней стороны глаза в другой стороны. Не будет ценить, если буду спокойная, комок этот продохнуть.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: С другой стороны такая же точка. Комок, буду спокойна – не будет ценить. Продышать.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Под глазом. Все, что остается от этого состояния, прочувствовать, продышать.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: И последняя точка с другой стороны. Еще раз постарайся это состояние усилить, если оно пропадает, и продыши это.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Как оно теперь?

К.: Сейчас я спокойна.

О.М.: Попробуй представить, что ты в этом эпизоде, собираешься уходить. Понаблюдай, что с тобой происходит. Есть ли там спокойствие или что-то другое проявляется?

К.: Я не понимаю, зачем мне уходить, мне так спокойно, хорошо.

О.М.: Но он же ценить не будет.

К.: Я так не думаю.

О.М.: Окей, спокойствие есть. Тогда идем на грудную точку. Я чувствую спокойствие…

К.: Я чувствую спокойствие…

О.М.: Поэтому я люблю и принимаю себя…

К.: Поэтому я люблю и принимаю себя…

О.М.: Свое тело и свою личность…

К.: Свое тело и свою личность…

О.М.: И то, что я чувствую спокойствие.

К.: И то, что я чувствую спокойствие.

О.М.: На первую глазную точку. Представляешь себя в этом эпизоде, чувствуешь спокойствие и это спокойствие в себя вдыхаешь и выдыхаешь, прокачиваешь.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Окей, первая точка с другой стороны. То же самое. Чувствуешь спокойствие и продыхиваешь.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: К внешнему глазу. Спокойствие, прочувствовать, продышать.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: С другой стороны к внешнему глазу. Спокойствие. Прочувствовать, продохнуть.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Под глазом с другой стороны. Продохнуть.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: И последняя точка. То же самое спокойствие. Прочувствуй, продохни.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Давай проверим еще раз. Представь еще раз ту же самую ситуацию. Поссорились, понаблюдай за собой. У тебя были гнев и желание уйти. Есть ли сейчас?

К.: Нет.

О.М.: А хотелось спокойствия и ощущения, что можешь остаться. Есть оно?

К.: Есть.

О.М.: Давай попробуем сделать круговой процессинг. Ставишь 2 пальца на грудную точку и говоришь: «Я теперь не я, я теперь Максим». Стараешься себя почувствовать Максимом, войти в его роль. Скажи, когда получится.

К.: Получилось.

О.М.: Максим, направь внимание на ту же самую ситуацию. Вы поссорились, она собирается уйти, одевает пуховки, вся такая зареванная. Что ты чувствуешь поэтому поводу?

К.: Потерянность, отчаяние, пусто внутри.

О.М.: На грудную точку. Проговариваем. Несмотря на то, что я, Максим, чувствую отчаяние, потерянность и пустоту внутри…

К.: Несмотря на то, что я, Максим, чувствую отчаяние, потерянность и пустоту внутри…

О.М.: Я полностью люблю и принимаю себя…

К.: Я полностью люблю и принимаю себя…

О.М.: Свое тело и свою личность…

К.: Свое тело и свою личность…

О.М.: И эту потерянность, отчаяние и пустоту внутри.

К.: И эту потерянность, отчаяние и пустоту внутри.

О.М.: Теперь на первую глазную точку вот сюда. И направь свое внимание на потерянность, отчаяние и пустоту внутри, постарайся прочувствовать это как можно глубже. На вдохе усиливаешь, на выдохе отпускаешь.

К.: *делает вдох и выдох*

О.М.: Первая точка с другой стороны. Потерянность, отчаяние, внутри пустота. Прочувствуй, продыши.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

На страницу:
4 из 5