Полная версия
Монастырские
Говорят, Слепец Игнатий, любитель ночных молитв на краю оврага, прятался в кустах и слышал, как пел перед смертью Мальцов: «О, Господь мой, Матерь Божья, я иду к вам навсегда, жизнь моя была негожей, но помилуйте меня!» Слышал Слепец, как ругались палачи, и всё стреляли и стреляли в гармониста, а тот пел и пел… «Смерть мне в радость, смерть – отрада, к Богу я теперь иду, ничего мне здесь не надо, только Бога я люблю! Но прошу Тебя, о Боже, не забудь детей моих, и жену‑вдову помилуй, вот о них Тебя прошу! Пусть всё будет у них сладко в этом горьком бытии, а когда придёт их время, с ними быть хочу в раю!»
Бояринов, как отметили в селе, глаза от людей прятал, на улицу в те дни не выходил, больным, вишь, сказался. Это он, гад, загубил Мальцова, решили мужики, это он осиротил девчушку с пацаньчиком. Матери с тех пор больше не пускали в овраг детвору, опустело любимое место для игр в войнушки.
И вот теперь метался Бояринов, причитала его родня перед горящей избой, а пожар не унять.
Не спали в ту ночь и в избе Монастырских. Да и как уснуть, если хозяина нет. Вечером, когда дети начали уже дремать и пел над окошком соловей, пришли к Николаю Поликарповичу хмурые, молчаливые дядьки, всё из местных, из бедняков, Коровин, Шестопалов, Криволапин и Брыдько. Дарья Андреевна задёрнула занавеску по центру хаты, затаилась на подушке. Молилась про себя. Антон тоже не мог спать. А мужики беседовали долго, звякали кружками, отец разливал самогонку. «По чуть‑чуть. А то дело провалим. Огурцы, хлеб, ешьте». – «Хорошо живёшь, Монастырский. Тебя тоже не мешало бы раскулачить». – «Вон, половина села в кулаках. Сейчас нараскулачиваешься».
Ушли, наконец. Дарья приподняла голову, тихо. Да, точно. Раскулачивать пошли. Горе. Жалко народ. Ребятишек малых оставят без молока, без хлеба, сколько людей пострадает. Беда.
– Дети, ну‑ка, лежите тихо. Видите, что в селе творится.
Детвора пошепталась, да и заснула. Антон лежит с открытыми глазами, слушает, как мать молится, прислушивается к ночным звукам. Ах, как сильно собаки лают, да как дружно, звонко. И коровы мычат, и лошади шумят. По всему селу трезвон. Что за ночь.
– Антон, ты почему не спишь?
– Мама, а я по бабушке с дедушкой соскучился. Съездим в гости?
– Съездим.
– А когда?
– Вот поспокойнее станет в селе, там и будет видно. Может, на Успение Божией Матери.
– А малыш скоро родится?
– Скоро, Антон.
– А когда?
– Бог даст, на Успение.
– Слава Богу.
– Да, Антон, слава Богу.
– Мама, а шумят как в селе, тебе страшно?
– Молиться будем, под покровом Матери Божьей не страшно.
– А как же люди, которые не молятся. Как они живут, страх ведь какой – без Божией помощи жить, без благодати.
– Да, это страшно, Антон. Вот и будем не только за нас, но и за тех людей молиться, чтобы Господь помог всем.
– Мама, давай вдвоём молиться.
– Давай, Антон.
Мальчик слезает с печи, встаёт рядом с мамой на коленки перед Божницей. У мамы лицо сосредоточенное, голова покрыта повойником. К молитве мама подходит особо тщательно. Чтобы мысли «не гуляли». И чтобы всё было подготовлено для молитвы, и порядок вокруг, и одежда опрятная. («А уж перед тем, как в церковь идти на Причастие, обязательно накануне выкупаться, в бане всю грязь с себя смыть».) И детей тому учит. Но они малы, им перед сном молитвы покороче – «Отче наш…» и «Богородице, радуйся…». А вот Антону, как старшему, можно и побольше. А он тому рад. Нет для него ничего слаще на свете, чем молитва. Да и как не любить разговор с живым Богом! А уж как нравится мальчику молиться вместе с мамой. Любит Антон такие мгновения. Мерцание лампадки перед иконами будто душу согревает. Взгляд Христа близкий, родной. Матерь Божия смотрит ласково. Повторяет Антон шёпотом вслед за мамой: «Господи, помилуй всех, кому сейчас плохо, помилуй всех, кто Тебя не знает, помилуй всех заблудших, озлобленных, кому некому помочь, кто страждет, жаждет, кто плачет, кто при смерти, кому угрожает опасность…»
В избе тихо‑тихо, слышно сонное дыхание Игоря, Кати и Маши на печи. Спят девочки, обнявшись, что‑то доброе им снится. Лица спокойные, радостные. Перед сном мама напоила детей парным молоком, дала по ломтю свежего хлеба. Щёчки зарделись, волосы русые разметались, хорошо как… Уютно, по‑доброму всё. Ах, мама, как нам хорошо жить, думает растроганно Антон. Игорь, Катя и Маша подрастают, а скоро ещё один малыш родится. И так у нас всё дружно. А ведь это Бог нам такую радость даёт. Это от Бога и дети, и хлеб, и молоко, и доброта, что в семье, и всё‑всё‑всё хорошее вокруг, это всё Он, Господь наш, Он хозяин, Он – самый главный на этом свете. А потом настанет время, когда и папа будет с нами молиться, думает Антон. Ведь папа добрый, хоть на словах Бога и ругает. А ведь иконы в доме не срывает, кресты носить не мешает. И мама этому вон как рада, говорит: «В папке нашем совесть не умерла». Да, он обязательно поймёт, как ошибался, раскается, попросит у Господа прощения, а Он, милостивый, конечно же, сразу и простит. Он любит нас, да и как не любить своих детей. Вот папа любит меня, я его сын, думает Антон. А у Бога все люди на Земле – его дети, Он им дал жизнь. И как Господу обидно, что дети знать Его не желают. Плачет Антон, ах, как жалко ему Бога, как обидно за Него, что не хотят те, кому Он дал эту землю, эту прекрасную жизнь, не желают познать своего Творца.
Папа вернулся домой под утро. Антон чутко спит, сразу и проснулся, как услышал шаги папы во дворе, да и Агат зашумел, обрадовался хозяину, слышно, как прыгает. Антон улыбается. Вот сейчас папа придёт, сядет рядом, погладит Антона по голове. Так и случилось. Папа подошёл к сундуку, сел на краешек, гладит Антона по голове: «Антон‑Антон, опять с печи удрал, и что ты к этому сундуку прикипел…» Месяц ясный‑ясный, такой красивый, прямо возле окошка стоит, светло в избе, всё хорошо видно. И маму видно на печи, рядом с Игорем, Катей и Машей, они посапывают сладко, уютно, а вот мама не спит, ждёт, когда папа придёт к ней, расскажет, где был, а месяц светит и светит, видно и Божницу, и, вот, папу рядом, он смотрит на Антона, будто плакать собрался.
– Папа, а у тебя лицо грустное, – говорит Антон, обнял папу, прижался.
– Да, не очень мне весело, Антон.
4. Расправа
Потянулся в Успенье народ по селу, с иконами, крестами, хоругвями. Идут крестным ходом. Праздник из праздников. Матерь Божия с нами, чувствуют это люди, молятся едиными устами. И небо под стать празднику – яркое, синее, солнце играет. Идёт впереди всех отец Олег, торжественно, строго, лицо сосредоточенное. Несёт вместе с дьяконом плащаницу Божией Матери. Знает он, что злобствует коммунистическая власть, а может, и провокацию готовит.
Ночью к великому удивлению семьи священника, тайно приходил к ним Николай Поликарпович Монастырский, известный в округе руководитель местных безбожников. Говорил шёпотом, предостерегал насчёт празднования церковного.
«Как бы убийства не вышло, вы бы остереглись, и народ поберегли!» – «Так что народ, что священник? Не нам решать. Тут уже Сама Царица Небесная хозяйствует! А пострадать за Христа и Матерь Его Пречистую – это ещё заслужить надо, это удел избранных, сразу к Богу в руки».
Не понял такого ответа Николай Поликарпович.
Нет страха в душе священника. Не может он Матерь Божию предать, отступиться от Неё в такой день. Служит отец Олег на Успение особым чином по древнему Иерусалимскому уставу, соединяя утреннее Богослужение с чином погребения плащаницы. Идут крестным ходом непременно через всё село, для крестоходцев это скорбное и вместе с тем праздничное шествие символизирует шествие апостолов из Иерусалима в Гефсиманию. Многие сельчане обычно выходят на улицы, кто‑то присоединяется к шествию, в надежде на милость Царицы Небесной. Но так было в прежние времена. С каждым годом всё меньше людей осмеливается проявлять свою богобоязненность.
Теперь больше боятся властей, а не Бога, это понимает священник, скорбит о таком богозабвении, молится о своей пастве.
«С нами Бог! Разумейте, языцы!» – сказал с амвона людям громко, оглядел всех тепло, с любовью. Воодушевился народ, те, кто побаивался, укрепился духом. «Пошли, сёстры, отцы, братья! Нам ли, христианам, бояться безбожников…» – сказал отец Олег. Хотел упомянуть про комсомольцев, про власть, да зачем праздник политикой осквернять. И двинулись вперёд так, словно на Голгофу.
Полетели в народ куски грязи, плевки, раздались насмешки. Это комсомольцы стараются. Воют, свистят, хохочут, прыгают вокруг, гримасничают. Ну, чистые бесы. Крестятся люди, не отвечают на чужую дерзость.
Вслед за красной молодёжью встретили богомольцев красноармейцы. Стоят поперёк пыльной улицы, в руках винтовки. Кто‑то из них смотрит со злобой, а кто‑то глаза прячет. Эх, что же вы, мужики, вместе с вами в одном селе росли, многие из вас и в церковь когда‑то ходили, а теперь вместо креста святого – винтовки, вместо Бога – ненависть. Эх, мужики… Так думают крестоходцы, но не отступают.
«В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати суща Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша!» – возвысили голос певчие, подхватили люди, покатилось по улицам народное пение, полетела на небо молитва.
Падают под выстрелами люди, но шествие продолжается. Вот подошли вплотную к убийцам. Льётся кровь на землю. Не замирает молитва. Не стихают выстрелы.
Дарья родила сына ранним утром, в праздник Успения Божией Матери. Ещё петухи не пропели, а в доме Монастырских уже кричал новорождённый. Всем радостно, и Антону тоже, но и печально не меньше, ведь его не пустили в церковь на праздничную службу. Ах, как он ждал этого дня! Как величественно толкнёт в сердце колокольный звон, запоют на клиросе, зазвенит кадилом дьякон, угомонится народ, тихо, храм полон людей, выйдет в красивом голубом облачении батюшка…
Но отец запер дверь, никому не разрешил выходить из дома. Знал, что в этот день готовится провокация против верующих. Должен сам был участвовать в этом деле, да воспротивился такому злодеянию. «Ах, Дарьюшка!», – плачет возле постели жены, смотрит, как Дарья кормит новорождённого. Видит Антон в щёлочку между занавесками, как текут по щёкам папки слёзы. Жалко его. Щиплет у Антона в глазах. Вот, сейчас сам заплачет. И что же это с батей, почему плачет. Слышит Антон, рассказывает папка, как убивали сегодня людей церковных, не может Антон поверить, что это правда. Не выдержал, подошёл к отцу, тронул за колено:
– Пап, а пап. Что же это, правда разве? Зачем говоришь так… Это не может быть, такое… Они ведь молились. Зачем убивать.
– Кого убили, кого ранили.
– А отец Олег?
– Ранили его. Лежал с другими на дороге, потом ушли красноармейцы. Люди раненых унесли. Да, вот, видел и вашу Анастасию Семёновну там… На дороге. Со всеми.
Замолчал. Отвернулся Николай Поликарпович от сына. Не стал рассказывать, что убили учительницу.
– Но это ещё не конец. На завтра дан приказ рушить храм.
Утром, ещё затемно, выскользнул Антон из дома. Привязал полотенцем на тело Евангелие, подаренное владыкой Димитрием. На дороге оглянулся на чьи‑то шаги – младший брат догоняет. «Я тоже хочу туда, куда и ты!» – «Нельзя!» – «Ты сам говорил, будешь брать с собой ловить раков!» – «Так я ж не за раками, Игорь. У меня дело взрослое, очень важное и секретное. Ладно, пошли, что с тобой поделать, некогда разговаривать».
Быстро‑быстро идут по тёмному селу, взявшись за руки. Антон «Господи, помилуй» шепчет. Игорь не молится, Игорь с папки пример берёт. Раз папка в Бога не верит, то, значит, и он, Игорь, будет так же делать. На небе луна яркая. Совсем Антону не страшно. Лают на мальчиков собаки из чужих дворов. Антон поторапливает Игоря. Надо успеть отца Олега предупредить. Надо спасти отца Олега. «А о чём ты хочешь предупредить? От чего спасти?» – спрашивает Игорь. Удивляется, что брат ночью к священнику путь держит. «Зачем попа спасать, Антон? Какая от него польза, только голову людям морочит, ведь Бога нет, так папка говорит».
– Что ты, Антон? – открыла дверь матушка Зинаида.
– Матушка, а как отец Олег? Что с ним?
– Лежит, поранили его сильно нехристи.
– Матушка, передайте отцу Олегу, сегодня придут сюда, чтобы…
Тяжёлая рука сзади сжала мальчику плечо, оглянулся Антон, так это же комиссар!
– Уходите, дети, скорее, – сказал комиссар.
И тут же выстрел, громкий, в ушах загудело. Вскрикнула, упала матушка Зинаида. Заструилась кровь по лицу. Заплакал Игорь, закричали в доме дети, послышался стон священника. Залаяли по селу собаки.
Кто‑то засмеялся за спиной Антона. Возницкий, это он к ним в дом с обыском приходил. Направил на Антона с Игорем наган.
– Ишь, щенки. Жалость, комиссар, надо в постели с бабой оставлять …– говорит Возницкий, но – упал. Удивление на лице, глаза открыты, лежит неподвижно, не дышит. Спрятал комиссар наган, взял Игоря и Антона за руки, отвёл за угол.
– Бегите, живо!
Поднял комиссар раненную матушку, потащил в дом.
Бегут в темноте страшные люди, как много их, бегут молча, держат в руках винтовки. Плачет Игорь. Сжимает Антон кулаки, ползут по его щекам слёзы. Что же делать. Видит, вон, комиссар не пускает красноармейцев внутрь дома, загородил дверь, но стреляют в него, убили комиссара. Ворвались в дом. Стреляют, убивают. Бегают по двору страшные люди, бьют стёкла, поджигают дом, бегут к церкви, хотят залезть на колокольню, хотят колокол сбросить, хотят крест повалить, иконы потоптать, алтарь осквернить. «Игорь, в этих кустах будешь лежать, затаись, жди меня, я скоро, и чтобы тихо!» Побежал Антон к церкви, вот сейчас он никого не пустит туда. Но кто‑то лежит у порога церкви, споткнулся Антон о лежащего человека. А тот вцепился в мальчика, не пускает, закрывает ему ладонью рот, что‑то говорит. Так это же Слепец! Дед Игнатий!
Вой людской уходил за поля и леса, до самого неба летели тучи чёрного дыма. Громыхали, стреляли, жгли. Выгорела большая часть домов.
Спали Антон и Игорь дома у Слепца, дал старик мальчикам чай из сонной травы, а когда те проснулись, то узнали, что теперь они сироты. Никого злодеи не пощадили в доме Монастырских, ни детей, ни отца с матерью. Отца убили как врага Советской власти, за то, что отказался расстреливать богомольцев. Дарью Андреевну с детьми убили за сговор с верующими, а верующие – они и есть первые враги Советской власти. Ведь Бог для них важнее товарища Сталина и Советской Родины.
«Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасется», – Антон читает вслух по просьбе деда Игнатия Евангелие.
5. Путники
Ночью кто‑то поскрёбся в дверь. Открыл дед Игнатий. Просит в дом пустить десятилетняя Ирина Мальцова, дочь расстрелянного баяниста.
– Что ты, Ирина, откуда взялась? Ты замёрзла, пошли чай горячий из трав пить.
– Дедушка Игнатий, мою мамочку и братика убили. Мне идти некуда. Ты добрый, мне про тебя мама рассказывала. Возьми меня к себе.
– Ишь. Ну прямо сказка тут у меня про козлят, осталось волка дождаться.
– Я, дедушка, в лес ходила по ягоды. Услышала выстрелы, и побежала к дому. Но из кустов вижу: наш дом окружили дядьки, а дом горит. Мама с братом во дворе лежат на земле. Я их видела. В пожаре всё потом сгорело. И они тоже чёрные, там лежат.
Собрался Слепец уходить далеко‑далеко.
– Буду по свету белому бродить, Богу молиться, – сказал детям.
– А мы?
– А куда я без вас, со мной пойдёте, но лишь до Знаменки. К вашим бабушке с дедушкой заглянем. Там и оставлю вас. Вам учиться надо бы. Да на печке сидеть, молоко пить. А сам дальше пойду. По монастырям, по церквям, по лесам и равнинам. Широка Русь‑матушка, не даст погибнуть.
– И я хочу, – сказал Антон.
– И я, – сказала Ирина.
– А я не хочу, – сказал Игорь.
– Знаю ваши настроения, ребятки, знаю. Но пусть будет всё так, как будет.
Вместо Знаменки встретили путников сожжённые избы. Пришлось идти до следующего села, до Краснофлотского. Бабы там рассказали, что знаменский народ против колхоза восстал. Не захотели своих коров и зерно отдавать, да и поубивали ночью местных коммунистов. А после этого в Знаменку солдат нагнали, собрали всех, и старых, и молодых, кого расстреляли на месте за сопротивление, а кого угнали неизвестно куда.
Догнал путников в дороге Бояринов. Лицом серый, глаза потухшие, в бороде мусор. Бормочет, бегает глазами по лицам детей, задерживает взгляд на старике. Смотрит умоляюще, трясёт руку старцу, гладит его по плечу заискивающе.
– Кто‑то записки подбрасывает, убить меня грозятся. Может, без меня моей семье спокойнее там будет. Нашёл им после пожара другое жильё, а сам вот, куда глаза глядят… А тебя, Игнатий, я искал. Видел, как ты уходил с детьми. Приметил, шёл, можно сказать, след в след. По пути встречных о вас спрашивал, а вас везде люди позапоминали, удивлялись, что такие дети малые по лесам‑дорогам бродят, указывали, куда ушли. Я вам хочу отдать вот что…
Снял Бояринов с плеча холщовый мешок, тяжёлый с виду, пухлый. Наверное, в нём головы отрезанные лежат, подумал Антон и зажмурился.
– Золотые монеты здесь, дед, настоящие царские червонцы, есть и новые, серебряные рубли, тут немало, возьми, распорядись как хочешь. Помолись за меня, дед. А я дальше пойду. Мне надо быстро идти. Чую – смерть по пятам…
Но не успел уйти Бояринов далеко.
Нашли его тело путники. Помолился Слепец, похоронил в овражке.
– Дед, а дед. А почему Сталин в Бога не верит? – спрашивает Антон у Слепца, когда они, попрощавшись с добрыми хозяевами и напутствуемые домашней краюхой хлеба, покинули очередную деревеньку. Идут по лесным тропкам, прячутся в деревьях и кустах, в траве густой от случайных путников, от ненужных глаз, от непрошенной опасности.
– А я Сталина люблю, он отец нам всем, он лучше всех, он друг детей, вот так! – перебивает Игорь и показывает брату язык.
– Отец нам всем, Игорь, это Бог, – строго говорит Антон.
– Сталин – враг Бога, я Сталина не люблю, – говорит Ирина.
– Вы, дети, ничего не знаете, – говорит Слепец.
Они идут медленно, не спеша. Поют птицы, солнышко пригревает сквозь листву.
Дед Игнатий продолжает:
– И я тоже, дети, ничего не знаю. Верит или не верит Сталин в Бога – не нашего ума дело. И смотреть надо не на чужие, а на свои грехи.
– Конечно, Сталин в Бога не верит, – убеждённо продолжает Антон. – Если бы он в Бога верил, то обязательно защитил бы нашу церковь, и не было бы столько горя для церквей и священников. Но мне вот что непонятно. Почему он так делает? Ведь он сам учился в духовной семинарии, мне мама об этом говорила. Священником собирался быть. А потом в революцию ударился. А, дедушка Игнатий, ну почему?
– Почему‑почему. Потому что буква «у».
– А я, дедушка Игнатий, Сталину письмо напишу.
– Ну и зачем?
– Как зачем. Чтобы правды добиться.
– И что ты ему напишешь?
– А то. Что несправедливо всё это. Вот наша семья. Всех поубивали. За что?! За то, что в Бога верим! Как так можно?!
– Э, малыш. Разве можно на этой земле найти справедливость? Тут место скорбей и плача. Тут владения князя тьмы. А нам, христианам, терпеть надо, смиряться, и Бога не предавать. А воздаяние не здесь, а там, на небе, надо ждать. Сейчас, Антон, наш народ испытывает на себе гнев Божий за те грехи, за безбожие, в которые впал в последние времена. Отступил наш народ от Бога, забыл Его. Божьего Помазанника, нашего Царя‑батюшку предал. Вот и попустил Господь испытание. Нынешняя коммунистическая власть – это не что иное, как бич Божий для народа‑грешника. Вот в Библии в Ветхом Завете на каждом шагу читаем про гнев Божий, как наказывал наш Творец свой богоизбранный народ за постоянные предательства и отступления от воли Божией, в ту пору люди впадали в идолопоклонство, в язычество, и были за это наказываемы страшными бедствиями. Вот и на Руси нечто подобное произошло. Но за то, что новая власть гонения на церковь и служителей Божиих устроила, и народ массово стал в атеисты записываться, вот за это ещё больший гнев Божий уже разгорается. И пройдёт ещё несколько лет, и вот увидите, что будет.
– А что будет?! – в голос спросили дети.
– Война будет.
– Ух ты! – восхищённо воскликнул Игорь. – А скоро? Я пойду на войну товарища Сталина защищать!
– А потом? – спрашивает Ира.
– А потом будет победа за нами.
– А потом?! Что будет с коммунистами? Неужели Господь их тоже пожалеет? – спрашивает Антон. Больше всего ему хочется, чтобы покарал Бог коммунистов.
– А что потом. Не простоит эта власть, замешанная на крови и безбожии, и ста лет. Вам дано ещё увидеть её падение. Но то будет нескоро.
– Тогда нам нужно к Сталину идти, – убеждённо сказал Антон.
– Это ещё почему? – говорит дед Игнатий.
– Он же погибает. Его душа в аду будет гореть. Он ослеп. А разве может вождь народов быть слепым. Тогда и сам в яму упадёт, и народ за собой потащит.
– Какую яму? – спрашивает Ирина.
Она с удивлением смотрит на Антона.
Антон сердится, ну почему они не могут понять очевидное.
– Ира, ты что, Евангелие не читала? Это же всё из Евангелия. Христос будто о Сталине сказал. Слепые вожди слепых.
– Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму. Евангелие от Матфея, – сказал дед Игнатий.
– Да, да, – сказал Антон. – Нам нужно срочно идти к Сталину. Из‑за него может весь народ погибнуть. У Сталина никого нет рядом, кто мог бы рассказать ему правду.
– Какую правду? – Ира опять удивляется.
Идти к Сталину. Да где такое видано, это глупо, это немыслимо, думает девочка.
– Правда, Ира, может быть одна. Так же как и Бог. Не может человек служить сразу двум господам. А Сталин заблудился. И если ему никто не откроет глаза, то он и свою душу загубит, и миллионы других.
– Дело не в Сталине, – сказал дед Игнатий. – А в идеологии. И если даже ты убедишь Сталина в чём‑то, от этого в стране мало что изменится. Потому что сама по себе идеология этой власти – богоборческая. И этим всё сказано. Тем не менее, Антон, в твоих словах есть здравый смысл. И твоя идея мне по душе. Поэтому поддерживаю. И предлагаю держать путь на Киев.
– На Киев?! – в голос сказали дети.
– Да.
– Но ведь Сталин в Москве! – сказал Игорь.
– К Сталину, ребята, нам, простым смертным, просто так не попасть. Но я знаю человека, который сможет организовать нам встречу со Сталиным. И находится этот человек в Киеве. Когда‑то, очень давно, он был наставником у сына грузинского сапожника, там, в Тифлисской семинарии. Джугашвили тогда называли Сосо. Но чтобы попасть в Киев, нужно нам пройти мытарства. И вот пройти эти мытарства нам поможет один интересный товарищ. К нему и пойдём.
– А как зовут того, кто учил Сталина? – спросил Антон.
– А зовут его владыка Антоний. Как тебя. Но раньше, до принятия схимы, имя его было Димитрий. И был он архиепископом Таврическим. В Крыму. Может, Антон, твоя мама его видела, когда вы в Крыму жили.
– Владыка Димитрий! Так он мой крестный отец! – закричал Антон. – Конечно, мама его видела, и я его видел, он мне Евангелие подарил. Вот же оно!
– О, дивны дела Твои, Господи, – дед Игнатий перекрестился.
– Я когда родился, то мама думала, что священник при крещении даст мне имя Илья, потому что я родился в день памяти Ильи Муромца. Но владыка Димитрий велел назвать меня Антонием. Мама удивлялась и говорила, что, может быть, в этом скрывается тайна и со временем она откроется.
– Так вот и открылась, – сказал дед Игнатий. – Это он тебе весточку из будущего передал. Чаю, будет с ним встреча.
Антон молчит, он потрясён. Сердце его переполнено радостью.
– Дедушка Игнатий, а про владыку и Сталина ещё расскажите, – просит Ира.
– Я не так и много знаю. Сказать могу то, что в народе слышно. Владыка Антоний из старинного княжеского рода Абашидзе. Человек бесстрашный. Мужественный. Незадолго до революции встречался с самим царём Николаем – в Ливадии. А когда в Крыму после революции началась смута, он, как правящий архиерей, объявил на полуострове дни всенародного покаяния. И тогда же обратился к народу. Это послание произвело на очень многих огромное впечатление, его переписывали от руки, передавали друг другу. Вот, мне одна старая монахиня дала как святыню. Сейчас…
– Дед, а дед, – Антон трогает старика за рукав. – А ведь ты не простой. Ты грамотный. Речь у тебя такая, как в книге. Ты что, специально прикидываешься таким вот простым, это для смирения, да? Ты, значит, юродствуешь вот так. Да, дедушка Игнатий? Ты, наверное, тоже из знатного рода, как и Абашидзе?
Старик улыбнулся:
– Как любила говорить моя покойная бабушка: всё может быть. Может, и гложет, а может, и поможет. Бывает, с коня сигают, а бывает, и на коне летают.