Полная версия
Сказание о героях 1000 поколений
Ряд легенд связан с приношением гипербореями первого урожая в Грецию к Аполлону: после того как девушки, посланные с дарами, не вернулись из Греции (остались там или подверглись насилию), гипербореи стали оставлять дары на границе соседней страны, откуда их постепенно переносили другие народы и доставляли Аполлону.
Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из страны гипербореев. Эти герои рассматриваются как ипостась Аполлона, так как они владели древними фетишистскими символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственной силой), а также обучали и наделяли людей новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийского храма).
Гиперборейцы были для древних греков не мифическим народом, а вполне конкретными людьми, с которыми у них были живые связи и контакты. Гипербореи наряду с эфиопами, феаками, лотофагами относились к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же, как их покровитель Аполлон, гипербореи считались художественно одаренными. Особенно широко известен был жрец Аполлона, кудесник и маг Абарис.
При сопоставлении просветительской деятельности гиперборейских сподвижников Аполлона в Древней Греции с уровнем развития цивилизации неолита в Волго-Окском междуречье, создается впечатление, что сам Аполлон и его сподвижники вполне могли быть выходцами с волжских или окских берегов. Не исключено, что землю этого междуречья древние греки называли Гипербореей, а ее народ – гиперборейцами. Древнегреческие легенды не приводят никаких пояснений, из какой северной страны к ним пришли гиперборейцы. Им достаточно было определения «те, кто живет за Бореем». Борей – это северный ветер. Северные ветры приходили в Грецию из Южнорусских степей. А севернее степей, в лесах междуречья Оки и Верхней Волги, ветры были не такими пронизывающими, они ослаблялись лесными массивами. Так что междуречье вполне можно считать страной за Бореем. Миграции народов междуречья времен неолита в Южнорусские степи и далее на запад подтверждены археологами.
После вторжения на Средний Дон южных скотоводов, часть племен, живущих на левобережье Дона, не смогли уйти на запад, и вынуждены были сосуществовать с воинственными степными скотоводами. В борьбе за выживание они тоже приобщились к скотоводству. На их землях стали оседать племена, вторгающиеся на Дон из Волго-Окского междуречья. Этих вторжений было много даже в период безраздельного господства степняков. Здесь сформировалась какая-то новая скотоводческая культура, жизнь которой протекала в непрерывной борьбе со скотоводами степными. Но силы были неравными. Племена новой культуры вынуждены были покинуть родные земли и искать для себя новую родину. Они устремились на юг, в Предкавказье.
Достоверной информации об этом исходе история не сохранила, но о нем подробно рассказывают многочисленные легенды древних религий, наиболее значимыми из которых являются индийские Веды. Используя древние религиозные легенды, французский историк Эдуард Шюре в книге «Великие посвященные» подробно описал важнейшие религии древних народов, привел информацию о великих переселениях народов, создавших эти религии. Книга издана в России 100 лет назад, в 1914 году. Я ее взял в Интернете. Книга рассказывает о переселении людей белой расы в Индию.
Первое их переселение на юг Веды связывают с именем великого Рамы, основателя арийской расы и древней индийской религии. Народ, возглавляемый Рамой, длительное время на религиозной почве враждовал со своими соседями. Не найдя возможности остановить конфликты на родной европейской земле, Рама повел свой народ в далекую Азию.
Достигнув Кавказа, переселенцы вынуждены были взять с боя несколько циклопических крепостей, построенных когда-то людьми черной расы. В память об этих победах белые колонисты высекали гигантские головы Овна на скалах Кавказа. Там на Кавказе Рама заключил дружественный союз с туранцами, народом желтой расы, и увлек их к завоеваниям Ирана.
Водворившись в Иране в предгорьях Гималаев, белая раса людей не сразу стала господствующей на этой земле. Им нужно было углубиться в Индию, где тогда был главный центр народа черной расы, древнего поработителя народов красной и желтой рас. Рама покорил чернокожих людей, завоевал их страну Гимават, страну слонов, тигров и газелей. Он дал первый толчок той борьбе, в которой белая и черная расы вступили в соперничество за мировое господство.
Рама – личность историческая. В истории он известен как основатель арийской культуры и арийской расы (к арийцам сейчас относятся все люди с белым цветом кожи, говорящие на любом языке индоевропейской языковой семьи). А еще Рама известен как создатель знаков Зодиака и арийского календаря.
Рама был распорядителем Индии и ее духовным царем. Под знаком Овна Рама, а затем его ученики, широко распространили по земле арийские законы. Колонии древних арийцев возникали в разных странах Азии, Африки, Европы. На новые земли арийцы приносили свои нравы, свою культуру, своих богов.
Исследования генетиков однозначно подтвердили этническое родство народов Индии и Восточной Европы. Восточные славяне и индусы принадлежат к одной гаплогруппе – R1а.
Бронзовый век
Государственность.
В конце каменного века люди, наряду с обработкой камня, стали заниматься разработкой рудников и выплавкой меди. Период, когда люди использовали и каменные, и медные орудия труда, археологи иногда называют медным веком. По археологическим меркам он был непродолжительным, на смену ему пришел век бронзовый.
Бронзовый век по определению – это историко-культурный период, характеризующийся распространением бронзы и превращением ее в ведущий материал для производства орудий труда и оружия. Производство бронзовых орудий намного сложней, чем орудий каменных. В отличие от камня, металл не является подножным материалом. Он сам по себе является продуктом сложного производства, состоящего из добычи в горных рудниках медной и оловянной руды и последующей выплавки из них бронзы. В целом, освоение производства бронзовых орудий труда требует освоения и развития как минимум трех специализированных производств, таких как горнодобывающее, металлургическое и металлообрабатывающее. В этих условиях формируется технологическое разделение труда, стабильный товарообмен между специализированными производствами, развитие интенсивных и стабильных транспортных связей между ними, прокладываются новые торговые пути, растет число торговых поселений, появляются государственные структуры. Хронологические рубежи периода ранней государственности практически совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком на тех территориях, где создавались древние государства.
В тот же период у многих народов появляется письменность. Мы привыкли считать, что письменность создали религиозные жрецы для увековечения божественной мудрости. Но земные проблемы, связанные с развитием сложнейших технологий металлургии и металлообработки, нуждались в письменности ничуть не меньше, чем проблемы божественные.
В Северо-Восточной Африке и Передней Азии, в долинах рек Нил, Тигр, Евфрат, бронзовый век начался 6 тыс. л. н. В долине Нила тогда возникли два царства – Нижний и Верхний Египет. 5 тыс. л. н. их объединил в одно государство фараон Мина, основавший первую династию египетских фараонов. Столицей государства стал город Мемфис, находившийся на границе Нижнего и Верхнего Египта.
В Южной Месопотамии в тот период существовало несколько политических центров. Наиболее влиятельными из них были Аккад, Ларса, Ниппур, Эриду, Лагаш, Урук, Умма, Ур. Централизованные государства в Месопотамии возникают позднее, 4,5 тыс. л.н. Тогда же в долине Инда возникает Хараппская цивилизация. Центрами этой цивилизации были крупные города Хараппа и Мохенджо-Даро.
На рубеже 5-4 тыс. л. н. возникла китайская государственность, правда, ее развитие очень долго шло изолированно от остальных.
Континентальная интеграция.
В Восточную Европу бронзовый век пришел на 2 тыс. лет позднее, чем на Ближний Восток. На протяжении двух тыс. лет, когда на Ближнем Востоке формировались первичные и очень некрупные государства, здесь продолжала развиваться и совершенствоваться культура неолита в рамках волосовской культурно-исторической общности. Племена этой общности занимали обширный регион от Прибалтики до Камы и от Вологды до Пензы. Ареал волосовской культуры практически совпадает с границами предыдущей верхневолжской культуры. По масштабам интеграции эти куьтурно-исторические общности многократно превосходили государства Ближнего Востока. Однотипность их культуры на всей территории от Прибалтики до Камы и от Вологды до Пензы сохранялась на протяжении 3,5 тыс. лет (7,3-3,8 тыс. л. н.). А потом на территорию Центра Восточной Европы пришел бронзовый век (3,8-3 тыс. л. н.).
Первой культурно-исторической общностью бронзового века в Волго-Окском междуречье была фатьяновская культура. Она названа по могильнику, открытому археологом А. Уваровым в 1873 году у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино Ярославской области.
Территория фатьяновской культуры охватывала нынешние Владимирскую, Новгородскую, Московскую, Тверскую, Смоленскую, Калужскую, Костромскую, Рязанскую, Тульскую, Орловскую, Нижегородскую, Ярославскую области и республику Чувашию. Территориально фатьяновская культура не выходила за границы предшествующих ей верхневолжской и волосовской культур.
Основным занятием населения было скотоводство (свинья, овца, коза, корова и лошадь). Помощником человека в хозяйстве была собака лайка. Большое хозяйственное значение играли охота, рыболовство, собирательство. Вспомогательную роль играло подсечно-огневое земледелие (пшеница, ячмень). Фатьяновцам известны были двухколесные повозки (телеги). Глиняные сосуды фатьяновцев были шаровидными, круглодонными с штампованным и нарезным узором в виде солярных (солнечных) знаков, елочек и зигзагов.
Одной из особенностей фатьяновской культуры являются захоронения животных, особенно медведей. У фатьяновцев существовал культ медведя и, возможно, лося.
По данным краниологических измерений носители фатьяновской культуры имели типично европеоидный череп: они были долихоцефалами (длинноголовыми, если смотреть на череп сверху).
Фатьяновцы строили укрепленные поселения c полуземляночными жилищами по берегам рек, укрепляя их рвами и валами. Хоронили фатьяновцев на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок. Сверху его покрывали легким настилом; кургана или какого-нибудь другого заметного сооружения сверху не делали. Хоронили всегда в скорченном положении, при этом мужчин, как правило, на правом боку головой на запад, а женщин – на левом боку головой на восток. Иногда покойника присыпали красной краской. В могилу клали весь необходимый для жизни инвентарь: шаровидные сосуды, видимо с пищей, рабочие и боевые сверленные каменные топоры, а также топоры из меди и бронзы, кремневые ножи, наконечники стрел, украшения из зубов медведя, кабана, волка, рыси, лисицы.
Существует версия, что предки фатьяновцев вторглись на территорию верхневолжского бассейна 3,8 тыс. л. н. с юга из Донских степей. Эта версия возникновения фатьяновской культуры имеет право на существование и в целом согласуется с открытым археологами комплексом культур шнуровой керамики и боевых топоров, составной частью которого является и фатьяновская культура. Название «боевых топоров» возникло благодаря обычаю этих людей класть в мужские могилы каменный боевой топор. Другое название, «шнуровой керамики», основано на характерном способе орнаментации керамических изделий. Общим для всех культур комплекса был и обряд захоронения (описан выше применительно к фатьяновцам). Очевидно, у народов этих культур были общие предки, которые пришли с известной по курганной гипотезе прародины индоевропейцев, занимавшей территории Русской равнины между реками Волга, Днепр и Ока. На протяжении периода 5-4 тыс. л. н. с этой прародины на север, юг, запад и восток отряд за отрядом уходили для покорения новых земель древние европеоиды. По времени окончание расселения индоевропейцев совпадает с началом формирования комплекса культур боевых топоров, в т. ч. и фатьяновской культуры.
По роду занятий носители фатьяновской культуры существенно отличались от носителей предшествующей ей культуры волосовской. Они были скотоводами, а не рыболовами или охотниками. Но на территории этих культур приход бронзового века не был каким-то прорывным событием. В фатьяновские времена, как и в поздневолосовские, на территории Среднего и Верхнего Поволжья, а также в бассейне Оки, действовал волосовский металлообрабатывающий очаг. Бронза была привозной. Своего металлургического производства фатьяновцы освоить не смогли.
Пошатнулись в фатьяновские времена, казавшиеся незыблемыми, устои длительной (на протяжении 3,5 тыс. лет) нерушимости границ территорий культурно-исторических общностей неолита (верхневолжской и волосовской). Фатьяновская культура занимала всю территорию культуры волосовской. Но сама по себе она была неоднородной. Ее восточная часть существенно отличалась от западной, ряд историков называют ее отдельной, самостоятельной балановской культурой. Это было началом дробления гигантских культурно-исторических общностей, созданных в неолите, на более поздние локальные культурно-исторические очаги.
Новое направление появилось в интеграционных процессах. Началась интеграция не племен и народов, а культурно-исторических общностей. Примером такой интеграции можно назвать комплекс культур шнуровой керамики и боевых топоров. Он не ограничивался территорией России. Он вышел далеко за ее пределы в Центральную, Западную и Северную Европу. Это была континентальная интеграция. Комплекс охватывал территории России, Белоруссии, Украины, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Чехии, Швейцарии, Германии, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии.
Фатьяновская культура просуществовала всего 300 лет. 3,5 тыс. л. н. на ее земли вторглись из лесостепей Верхнего Подонья племена срубной культуры. Они ассимилировали местное население и создали новую, поздняковскую культуру (3,5-3 тыс. л. н.). Эта археологическая культура бронзового века была распространена в бассейнах Оки, Клязьмы, в верхнем и частично среднем правобережном Поволжье.
Поздняковская культура представлена небольшими родовыми поселениями, располагающимися на речных террасах. Дома размером от 9 х 6 до 18 х 12 м. с плетеными стенами, двускатной крышей и несколькими очагами немного углублены в землю. Орудия в основном кремневые, в богатых погребениях найдены бронзовые ножи, кинжалы, украшения. Посуда плоскодонная, орнаментированная. Основными занятиями считаются скотоводство, земледелие, выплавка и обработка бронзы, подсобными – охота и рыболовство. Собственных месторождений меди у поздняковцев не было, ее привозили в слитках с Южного Приуралья. Из бронзовых изделий известны поздняковские топоры, ножи, серпы, кинжалы, наконечники копий.
Вблизи поселений располагались могильники – курганные и грунтовые. На Владимирской земле, у д. Битюково и с. Борисоглеб (Муромский район) обнаружены и исследованы одни из самых известных курганных групп поздняковской культуры. Курганы представляли собой сильно расплывшиеся насыпи высотой до 1,5 м и диаметром около 10 м. Лишь один курган в борисоглебском могильнике имел насыпь высотой до 3,5 метра. Захоронения совершались в могильных ямах, в скорченном положении. В могилах найдены глиняные сосуды, бронзовые украшения, кремневые скребки и наконечники стрел, бронзовые ножи, наконечники копий, топоры, серпы. Носителей поздняковской культуры антропологи относят к индоевропейской расе.
В отличие от фатьяновцев, поздняковцы освоили металлургическое производство бронзы, правда, отливали ее из привозных медных слитков.
Полноценное развитие металлургии бронзы в Восточной Европе начали племена абашевской культуры (3,5-3 тыс. л. н.). Она современница культуры поздняковской. Ведущими отраслями хозяйства абашевцев являлись патриархально-пастушеское подвижное бесстойловое скотоводство, металлургия и металлообработка бронзы, развитый гужевой колесный транспорт. Места поселений абашевской культуры найдены лишь в Приуралье. Поселения размещаются на мысовых площадках надпойменных террас. Жилища представляют собой многокамерные наземные каркасные сооружения со слабо углубленным в материк котлованом и 2- или 4-скатной крышей из органических материалов: камыша, травы, коры.
Керамика абашевской культуры изготовлена с добавлением мелкотолченых раковин, реже – растительных остатков, песка, шамота. На поселениях найдены изделия из металла, кости, камня, кремня. Выявлены следы обработки металла (шлак, капли бронзы).
Погребения абашевцев – это подкурганные захоронения в ямах. Различаются простые земляные насыпи, курганы с каменными оградками, кольцевыми рвами и следами столбовых ограждений. Кроме простых грунтовых ям известны могильные камеры, оформленные изнутри камнем или деревом, в ряде случаев перекрытые сверху также камнем или деревом. Трупоположение – скорченно, на спине.
Важным элементом культуры абашевцев было коневодство. Они умели изготавливать колесницы. Орудия труда из камня и меди, кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте, скотоводстве и земледелии.
Абашевская культура в период расцвета занимала добрую половину территории всей Восточной Европы. В Волго-Окском междуречье открыто 5 курганных могильников абашевской культуры: Кухмарский, оз. Плещеево, Шуя, Огубь, Земское. В непосредственной близости от них, как продолжение ареала распространения, находятся курганные могильники по верхнему и среднему течению Дона: Тюнини, Никольское и др., всего 12 могильников. Еще одна группа располагается в районе реки Белой (приток Камы). Здесь же найдены абашевские селения, клады, местонахождения керамики.
На Средней Волге обнаружено большое количество бескурганных захоронений с абашевской керамикой. Скопления абашевских памятников открыто по Волге, после впадения в нее Суры и до впадения Камы, а также на территории Волго-Вятского междуречья. Отдельные абашевские памятники обнаружены на Сухоне (Галичский клад), в верховьях Вятки (Коршуновский клад), в районе Вишеры (Писаный камень), и районе Тобола (Царев курган).
Распространение абашевской культуры на огромной, континентальных масштабов, территории, безусловно, сопровождалось слиянием в единую культуру и единый народ многочисленных племен и культур. Но это слияние не привело к какому-то кардинальному изменению этнического состава народов Восточной Европы. Он и без этого был достаточно однородным. Археологи разных направлений и убеждений с полным единодушием относят абашевцев к индоевропейской расе.
Созданием гигантской по своим масштабам абашевской культуры интеграция народов Восточной Европы бронзового века не закончилась. В Великой Евразийской степи от Алтая до Днепра 3,5 тыс. лет назад сформировалась Евразийская металлургическая провинция (ЕАМП). Она включала в себя богатейшие медные месторождения Зауралья, Степного Казахстана, а также Рудного Алтая и простиралась от Левобережной Украины на западе до Саяно-Алтая на востоке, от предгорий Кавказа и оазисов Средней Азии на юге до лесных районов Сибири и Восточной Европы на севере. Существование данной системы производственных и торговых связей, надо полагать, было обусловлено политической консолидацией степных, лесостепных и лесных народов данного региона, как кочевых, так и оседлых.
В формировании ЕАМП участвовали носители сейминско-турбинского транскультурного феномена, т. е. блока культур лесов Восточной Европы, зауральской тайги, Западно-Сибирской лесостепи и Алтая. Находки сейминско-турбинских бронз отмечены, с запада на восток, от восточного побережья Балтийского моря до территории Саяно-Алтая включительно. Основой второго блока культур ЕАМП была абашевская культура. Главным центром ее металлургического производства было Южное Приуралье. Это уже была межконтинентальная интеграция, охватившая значительную часть Восточной Европы и всю Северо-Западную Азию. Такая интеграция обеспечивала стабильное разделение труда и взаимовыгодную торговлю. Жители горных районов копали руду и отправляли ее на равнины, где из руды выплавляли металл, а из металла – делали орудия труда и оружие. К равнинной территории относилось и Волго-Окское междуречье. На протяжении всего бронзового века здесь сырье для изготовления бронзовых орудий было привозным: фатьяновцы закупали бронзовые слитки и без переплавки использовали их как конструкционный материал для бронзовых изделий, поздняковцы закупали медные слитки, выплавляли из них бронзу, а уже из нее делали орудия труда.
Богатства надо защищать.
В местах скопления горнодобывающего, металлургического и металлообрабатывающего произодств скапливались большие массы специалистов и сложное технологическое оборудование. Возникли проблемы обустройства людей и охраны накопленного добра. Особенно ценным было технологическое оборудование. Именно здесь возникли поселки, которые в эпоху поздней бронзы превратились в хозяйственно-культурные центры с развитым производством и достаточно сложной инфраструктурой, что, в конечном итоге, привело к образованию протогородской культуры (например, селение Аркаим).
Древнее укрепленное поселение Аркаим было обнаружено в Челябинской области, на возвышенном плато, у слияния рек Большая Караганка и Утяганка, в 1987 году. Ученые сходятся в том, что это поселение сопоставимо по возрасту с египетскими пирамидами или Крито-Микенской цивилизацией, то есть древние строители возвели его примерно 3,6–3,7 тыс. л. н. в эпоху средней бронзы.
Поселение построено по радиальной схеме, то есть в форме круга. Диаметр внешнего круга ― около 160 метров. Вдоль внешней стены тянется ров примерно 2 метра глубиной, который раньше заполнялся водой. Внешняя стена Аркаима имеет почти 5 метров в ширину и более 5 метров в высоту. В ней всего четыре прохода. Самый широкий из них обращен на юго-запад, остальные три также ориентированы по сторонам света. За стеной вырыта канава примерно двухметровой ширины, связанная с внешним рвом. Через нее излишки воды выводились из города и попадали в ров. Канава была покрыта деревянным настилом, образующим улицу между стенами. К внешней стене примыкало 35 жилищ, и каждое имело выход на главную улицу городища. Внутренняя стена имела один вход и была выше, чем внешняя (7 метров), в ширину ― 3. Внутри находились 25 жилищ, скрытых и хорошо защищенных от внешнего мира.
Традиционные поселения эпохи бронзы имеют совсем иную структуру: они линейны, и каждый жилой или оборонительный комплекс стоит сам по себе. В Аркаиме же планировка заключается в продуманной связи всех ее объектов друг с другом.
Исследователи Аркаима обнаружили и жилые постройки, и разнообразные хозяйственные ― гончарные и металлургические печи, загоны для скота. По сохранившимся костям животных сделан вывод и о составе стада. В основном это лошади, а также крупный и мелкий рогатый скот.
Специалисты считают, что поля, которые находятся в районе Аркаима, вполне могли возделываться его жителями. Кстати, примерно в 5-6 км. от древнего города обнаружены еще несколько маленьких поселений того же времени. Некоторые археологи считают, что это как раз сельскохозяйственные поселения.
По крышам домов в Аркаиме шла еще одна улица, причем такая широкая, что по ней вполне можно было ездить на деревянной колеснице. Колесница (самая древняя в мире) была обнаружена при раскопках другого древнего городища на Южном Урале.
В Аркаиме было обнаружено множество жертвенных костей животных. В некоторых домах Аркаима на дне колодцев обнаружены побывавшие в огне копыта, лопатки и нижние челюсти лошадей и коров. Причем кости животных помещены в колодцы преднамеренно: челюсти расположены по кругу вдоль стенок колодца и закреплены вбитыми в грунт березовыми колышками. Рядом с колодцами, на дне которых зафиксированы жертвоприношения, находились металлургические печи.
После открытия Аркаима, при помощи аэрокосмических исследований в этом регионе было обнаружено еще более двух десятков подобных поселений. Все они расположены на весьма компактной территории диаметром примерно 350 км., относятся к одной эпохе и имеют общие черты, отличающие их от других обнаруженных поселений древности. Некоторые из них, как и Аркаим, круглые в плане, другие ― овальные, несколько имеют прямоугольную форму. Доисторические городища стоят примерно в 60–70 км. друг от друга, на расстоянии одного или двух дней перехода.
Оборонительные стены Аркаима представляли из себя бревенчатые клети, забутованные грунтом. Подобным образом устраивали крепостные стены средневековые русские строители. Прямые аналогии таким городищам обнаружены на территории Анатолии и Сирии, например, круглоплановое городище Демирчиуйюк в Северо-Западной Анатолии. Жилища здесь имеют общие стены и торцами примыкают к оборонительной стене.