Полная версия
Сказание о героях 1000 поколений
Найдены в захоронениях Сунгиря и произведения первобытного искусства. Это фигурки животных – мамонта и лошади (сайги), диски ритуального назначения диаметром несколько сантиметров, сделанные из бивня мамонта. Диски – это предметы искусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономического содержания. Они являются и в настоящее время типичными славянскими символами. Например, 4-секторный диск символизирует бога Хорса – указание на четыре ключевых астрономических события: весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние. 6-секторный диск – Перуново колесо. 12-секторный диск – символ бога Коляды (календарь).
Среди археологических находок Сунгиря есть и любопытное ожерелье, при изготовлении которого поверхность бусин обработана так, чтобы соседние бусины располагались перпендикулярно друг другу.
Находки Сунгиря свидетельствуют о существовании 30-22 тыс. л.н. религии: веры в загробную жизнь, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счета. И все это – не какой-то разовый всплеск первобытной культуры, а образ жизни народа, жившего на земле Сунгиря на протяжении восьми тысяч лет.
Неподалеку от Сунгиря на северной окраине города Владимира на берегу реки Рпень через несколько лет после открытия Сунгиря была открыта палеолитическая стоянка Русаниха. По времени пребывания на ней людей она синхронна стоянке Сунгирь. По всей вероятности, это было охотничье стойбище, место разделки добычи охотников верхнего палеолита. Из-за разницы в изученной площади (Сунгирь – около 4500 м2; Русаниха – около 56 м2) археологическая коллекция стоянки Русаниха значительно беднее, чем на стоянке Сунгирь.
Исход.
24 тыс. л. н. в Восточной Европе началось похолодание, известное как Осташковское оледенение. Разрастающийся ледник вытеснил людей с Сунгирской земли. Гостеприимная Клязьма, бывшая на протяжении 8 тыс. лет колыбелью ледниковой сунгирской цивилизации, 23-22 тыс. л.н. опустела. Стоянки первобытных людей появились на Оке, протекающей южнее Клязьмы.
Исход беженцев с Сунгирской земли осуществлялся по двум направлениям: на юго-запад и юго-восток. Очевидно, это связано с тем, что жители Сунгиря и Русанихи не смогли договориться между собой, и каждое из этих поселений уходило с родной земли своим путем.
Поселение на Оке беженцев юго-восточного направления археологи назвали Карачаровским, по имени села Карачарово, находящегося неподалеку от места раскопок этого археологического памятника. Село Карачарово – родина былинного богатыря Ильи Муромца.
Географически Карачаровская стоянка является самой близкой к Сунирской земле палеолитической стоянкой. Она находится во Владимирской обл. в 120 км. от Сунгиря в пригороде Мурома на левом берегу реки Оки. Раскопки велись в 1877-1878 гг. одним из основателей российской археологии А.С. Уваровым. Среди фаунистических остатков найдены кости мамонта, шерстистого носорога, северного оленя. Стоянка мало изучена.
Дальнейшее разрастание ледника вытеснило людей и с этой стоянки. По времени их уход со стоянки Карачаровской совпадает с началом возвращения людей в Западное Приуралье. Не исключено, что именно карачаровцы вышли по Нижней Оке на Волгу, с юго-востока обошли ледник и вышли на Каму, на родную пермскую землю, с которой 8 тыс. л. н. их далекие предки уходили на Сунгирь.
Беженцы юго-западного направления тоже основали на Оке поселение. Вернее не на Оке, а на ее притоке по названию Осетр. Раскопки поселения находятся в городе Зарайск на юге Московской обл.
в 180 км. от Сунгиря. По имени города стоянка названа Зарайской. В настоящее время стоянка Зарайская сравнительно глубоко изучена, общая площадь вскрытой поверхности на ней составила около 450 м².
На территории Зарайской стоянки люди поселялись неоднократно, и приходили сюда с перерывами в несколько сотен и даже тысяч лет. Было выявлено 4 этапа заселения стоянки. Самый поздний из них имеет датировки в пределах 17-15 тыс. л. н. Самый ранний этап имеет возраст 23—22 тыс. лет.
На втором этапе заселения (22-20 тыс. л. н.) четко прослеживается структура поселений, которые представляют собой открытые жилые площадки с рядом огнищ на общей оси. Жилища располагались вокруг этой оси и представляли собой вытянутые полуземлянки длиной до 5 м, шириной и глубиной до 1 м. Возле землянок были выкопаны ямы-хранилища диаметром 50 см. и глубиной до 1,5 м.
Культурный слой третьего этапа (18-17 тыс. л. н.) насыщен крупными костями мамонта, в большинстве своем имеющих четкие концентрации, вероятно связанные с остатками жилых построек. Основным строительным материалом служили черепа, нижние челюсти и бивни мамонтов.
Важным элементом жизни стоянки была природная красная краска (охра), которую изготавливали, путем длительного пережигания конкреций самородного железа, в большом количестве встречающихся в песчаном материке. Охрой посыпали полы жилищ, маркировали ямы-хранилища. Широкое использование в быту красной краски (охры) является наиболее заметным признаком преемственности культуры стоянки Зарайская по отношению к культуре Сунгиря.
Покровный ледник до стоянки Зарайская не дошел. Но мороз надолго сковал Зарайскую землю, превратил ее в «вечную», не тающую летом, мерзлоту. 20 тыс. л. н. люди ушли с этой стоянки, она опустела на 2 тыс. лет. От не покровного ледника на Зарайской земле остались мерзлотные трещины
Зарайские беженцы уходили на юг по реке Осетр, которая своими верховьями близко сходится с верховьями Дона. Новую стоянку беженцы основали на левом берегу Дона в Липецкой обл. Сейчас там находится село Гагарино. По названию села стоянка названа Гагаринской. Возраст стоянки 22 тыс. лет. Здесь, на стоянке открытого типа, были найдены остатки долговременного жилища, орудия и изделия из камня, орудия труда и украшения из кости
О преемственности культуры стоянки Гагарино по отношению к культуре Сунгиря говорит схожесть элементов обрядов захоронения. На Сунгире было открыто парное погребение подростков (мальчика и девочки), имеющее зеркальную структуру. В культурном слое поселения Гагарино обнаружена незавершенная статуэтка из бивня мамонта, где изображены две человеческие фигуры в аналогичной позе – соприкасающиеся головами.
Сдвоенное изображение ассоциируется с протославянскими культами плодородия, а именно, с мифами о славянских богах-близнецах Купало и Купальнице (брат и сестра; праздник Купало отмечается в ночь с 21 на 22 июня). Данный ритуал погребения связывают с культом плодородия.
В настоящее время Гагаринская стоянка исследована на довольно большой площади (234 м2), детально изучены остатки долговременного жилища и частично территория поселения.
23 тыс. л. н. появились стоянки кроманьонцев и в более южных широтах Восточной Европы, например, стоянка Авдеевская. Она расположена близ деревни Авдеево Курской обл. (40 км. от Курска). По меркам ледникового периода стоянка Авдеевская существовала недолго. 22 тыс. л. н. люди ее покинули.
Дошли кроманьонцы и до Костенковской стоянки. Она является частью археологического комплекса, охватывающего значительно больший период времени, чем Сунгирский. Люди пришли в Костенки на 15 тыс. лет раньше, чем на Сунгирь и продолжали там жить почти 10 тысячелетий после того, как Сунгирская земля опустела.
Костенковская и Авдеевская стоянки для Восточной Европы являются сравнительно южными поселениями. Но захоронения людей кроманьонского типа в Костенках относятся ко времени, когда в этих краях господствовала приледниковая тундра. А тундра туда пришла в период Осташковского оледенения около 23-22 тыс. л. н., когда под напором разрастающегося ледника все население ледниковойСунгирской цивилизации уходило на восток и на юг. На юг у них было две дороги: вверх по Оке в строну Курска и вниз по Дону в сторону Воронежа. Стоянки Зарайская, Гагарино и Авдеевская были перевалочными базами на пути этого великого исхода.
Костенки стали последним рубежом отступления сунгирцев. На эту землю, тысячи лет обживаемую палеоантропами, сунгирские кроманьонцы перенесли свою ледниковую цивилизацию.
Начался бурный расцвет костенковской культуры периода Осташковского оледенения. А ведь люди тогда жили в невероятно суровых условиях приледниковой зоны. К этому периоду относятся два кроманьонских захоронения в Костенках. Они на 10 тыс. лет моложе сунгирских захоронений.
На Зарайской, Карачаровской, Гагаринской и Авдеевской стоянках никаких захоронений не найдено вообще. Не найдены захоронения кроманьонцев и на других палеолитических стоянках Русской равнины. Много таких стоянок находится на реке Десне, притоке Днепра, в Брянской области. Они совмещают в себе две эпохи каменного века (средний и верхний палеолиты). Древнейшие следы пребывания человека на территории этой области относятся к концу среднего палеолита. Там найдены остатки стоянок или стоянок-мастерских, расположенных рядом с выходами кремня на высоком берегу древнего русла Десны. Их возраст 100-70 тыс. лет. Они были современниками стоянки Сухая Мечетка.
Верхний палеолит, охватывающий период 50-10 тыс. л. н., на Десне представлен сравнительно большим числом памятников. Широко известны долговременные жилища, исследованные на стоянках Хотылево, Юдиново и др. Они углублены в землю, обложены черепами, лопатками, длинными трубчатыми и другими костями мамонта. Внутри жилищ сооружались очаги. Но человеческих захоронений на этих стоянках не обнаружено.
На Волге период Осташковского оледенения известен как енотаевсая регрессия. Она продолжалась 5 тыс. лет (22-17 тыс. л. н.), уровень Каспийского моря упал до 65 м. от уровня мирового океана. Жизнь человека на Средней и Нижней Волге в тот период была невозможной.
Более 50 тыс. лет хозяйничал в Восточной Европе Валдайский ледник. И все это время он независимо от человека определял, какие территории и когда должны быть подо льдом, а какие – под тундрой, какие равнины и когда должны быть затоплены водой, а какие обезвожены.
Человек пришел в Восточную Европу раньше Валдайского ледника. Много тыс. лет человек приспосабливался к капризам этого не весть, откуда взявшегося ледяного безмолвия. Он приспособился, он выжил. И не просто выжил, а продолжил, и даже ускорил, развитие человеческой эволюции, создал свою ледниковую цивилизацию.
Таяние ледника началось 18 тыс. л. н. и длилось 8 тысячелетий. Эти тысячелетия тоже относятся к ледниковому периоду, но это была ледниковая весна. Привычное, нацеленное на выживание в экстремальных условиях, направление развития цивилизации сменилось поисками новых путей развития в более благоприятных природных условиях.
Гиперборея.
Ледниковое наследие.
Влияние Великого оледенения на формирование и развитие евразийской цивилизации мало изучено и никак не оценено. Казалось бы, как может влиять на развитие цивилизации мертвая ледяная пустыня, в которой человек никогда даже не пытался поселиться. Оказывается, может.
Все дело в том, что эта ледяная пустыня никогда не была мертвой. Она всегда жила своей ледниковой жизнью. Границы ледника на протяжении всего периода его существования (70-10 тыс. л. н.) многократно менялись, менялся климат окружащей среды, в которой жили люди. И люди должны были к этим изменениям приспосабливаться.
Очень суровое испытание людям и всему животному миру принесло таяние ледника. В этот период погибли самые крупные представители ледникового животного мира (мамонты, шерстистые носороги и др.), существенно обновился растительный мир. Изменились и люди. Они прошли через ипытния в невероятно трудных условиях. Они выжили!
Границы ледника не были границей между пригодной и не пригодной для жизни человека территориями. Художники иногда рисуют на своих картинах счастливых неандертальцев, которые варят пищу на костре у подножия ледяных гор. Такое может быть только в творческих фантазиях. В действительности, там, где кончался покровный ледник (ледяной панцирь), начинался беспокровный ледник (вечная мерзлота), который простирался на сотни километров от границы ледника по всему его периметру. За вечной мерзлотой начиналась тундра, а уже за ней – холодная степь. Люди жили в степи и в тундре.
О капризах ледника при его разрастании и в периоды ледниковых оттепелей мы уже говорили. Давайте посмотрим, а что происходило в Восточной Европе при его таянии.
Своей критической массы Валдайский ледник достиг 18 тыс. л. н., началось его таяние. Сначала освобождался от ледяного плена океан, потом началось таяние материковых льдов. По-видимому, прежде всего, таял южный склон ледника. И только 12 тыс. л. н. завершилось таяние материкового ледника и началось таяние Скандинавских льдов. К 10 тыс. л. н. с ледниками было покончено и в Скандинавии.
Наиболее интенсивно таяли «молодые льды» Осташковского ледника, образовавшегося в последние тысячелетия ледникового периода. Уже 17 тыс. л. н. освободилось ото льда южное Подмосковье, стоянку Зарайская в четвертый раз за 6 тыс. лет заново осваивали люди, которые после этого заселения жили здесь еще два тысячелетия.
Таяние ледника сопровождалось разливом рек и повышением уровня воды в морях. Каспийское море максимального повышения уровня (30 м. по отношению к межледниковой норме) достигло уже 16 тыс. л. н. А потом талая вода пришла и на Дон.
Среднедонской археологический памятник Костенки считается богатейшим в России местом сосредоточения стоянок верхнего палеолита. Здесь, на территории около 10 км.2 открыто свыше 60 стоянок (некоторые из них – очень крупные), датируемых от 50-45 до 15 тыс. л. н. В конце этого периода (15 тыс. л. н.) люди ушли из Костенок. Видимо, это было время максимального разлива Дона, когда вся долина этой реки стала непригодной для жизни людей. Ушли люди и со стоянки Зарайская. Долина Средней Оки и ее притока Осетр тоже были надолго затоплены талыми ледниковыми водами.
Все равнинные земли Восточной Европы были затоплены талой ледниковой водой. Вместе с Каспийским, Азовским и Черным морями они слились в единый бескрайний водный массив. Цепочками островков в этом бескрайнем море выглядели холмы не частых и невысоких возвышенностей Восточной Европы. Горных хребтов на ее территории никогда не было. На холмах возвышенностей, надо полагать, и нашли себе спасительную сушу беженцы с затопленных стоянок Костенки и Зарайская.
Уйдя с берегов южных рек, люди более 6 тыс. лет на них не возвращались. Дело в том, что после таяния Осташковского ледника началось таяние местных высокогорных ледников Кавказа, и они на тысячи лет задержали возврат южнорусских рек и морей в берега межледникового формата.
А в Центре Восточной Европы спад ледниковой воды начался сразу после достижения максимума разлива, т. е. 15 тыс. л. н. На первый взгляд это кажется неправдоподобным. Ведь таяние северных остатков ледника и высокогорных кавказских ледников продолжалось еще 5 тыс. лет. Но таяние этих льдов, очевидно, было не настолько интенсивным, чтобы их воды смогли преодолеть мощные естественные преграды на их пути в Центр Восточной Европы. На севере талые воды принимала на себя Волга и уносила их на восток, на юге это делала река Ока. На восточной окраине междуречья Ока и Верхняя Волга сливались в единое русло и могучим потоком, называемым Средней Волгой, терялось в бескрайних просторах затопленной талыми водами Восточно-Европейской равнины. На западе междуречья на сотни километров с севера на юг, от истоков Волги до истоков Оки, раскинулась гряда смыкающихся друг с другом возвышенностей: Валдайской, Смоленско-Московской и Среднерусской. Истоки Волги находятся в отрогах Валдайской возвышенности, а истоки Оки – в отрогах Среднерусской. Сама гряда была естественным рубежом, закрывающим западную часть междуречья от северных и южных талых ледниковых вод.
Русла Волги, Оки и гряда возвышенностей обеспечивали круговую защиту Центра Восточной Европы от ледниковых вод. Междуречье Оки и Верхней Волги на 6 тыс. лет стало цветущим оазисом в бескрайних водных просторах, оставленных ушедшим ледником. Водный баланс в оазисе формировался по законам естественного круговорота воды в природе, участие в нем талых ледниковых вод было незначительным, эпизодическим.
Второе пришествие.
Не только на восток, но и на юг текут реки с гряды возвышенностей. В отрогах Среднерусской возвышенности берут начало такие южные реки как Десна, Сейм, Дон, Северский Донец, в отрогах Валдайской – Днепр. Через отроги Смоленско-Московской возвышенности протекают Волга и Днепр, на восточных ее отрогах берут начало левобережные притоки Оки: Угра, Москва, Клязьма. Это внутренние реки Волго-Окского междуречья.
При таянии высокогорных кавказских ледников наибольший избыток талых вод наблюдался в южных морях и реках. Наводнение распространялось с юга на север. Когда южные реки перестали течь по своим руслам, а начали разливаться вширь, первобытные люди, жившие на этих реках, бросили свои стоянки и отправились вверх по течению своих рек, туда, где они еще текли. Так они вышли к холмам возвышенностей и нашли здесь спасение от потопа.
Холмы для переселенцев оказались весьма гостеприимными. Переселенцы на них не только освоились, но и нашли истоки рек, которые, несмотря ледниковые разливы на юге, здесь продолжали течь по своим руслам. Люди поселились у истоков этих рек.
В отрогах гряды возвышенностей, у истоков рек Волга, Ока и Клязьма появились первые послеледниковые стоянки кроманьонцев. Время появления этих стоянок совпадает со временем ухода людей со стоянок Костенки и Зарайская, (15 тыс. л. н.), а культура является прямой наследницей кроманьонских культур ледниковых стоянок.
Это было второе пришествие людей в безжизненное междуречье Оки и Верхней Волги. 30 тыс. л. н., в период валдайской оттепели, люди уже обживали землю междуречья, освободившуюся тогда от подтаявшего ледника. Они жили здесь 8 тыс. лет, создали самобытную ледниковую цивилизацию, которая, в период возобновления разрастания ледника, переместилась в южные регионы Восточной Европы. При таянии ледника стоянки ледниковой цивилизации были затоплены талыми водами.
Послеледниковое заселение Восточной Европы переселенцы опять начали с земель междуречья Оки и Верхней Волги. Другого места для рождения послеледниковых цивилизаций природа не нашла. Переселенцев было не много и жилось им нелегко. На их глазах исчезала ледниковая фауна, на Земле устанавливались привычный для нас климат, животный и растительный мир. Всего в междуречье Оки и Верхней Волги археологами найдено 9 стоянок, относящихся к периоду 15-10 тыс. л. н., из них 4 на Оке (Рессета, Таруса, Борки, Лужки), 1 – на Клязьме (Альба), 4 – на Верхней Волге (Суконцево, Култино, Усть-Трудовка, Замостье). Девять стоянок для 5 тыс. лет – маловато. Видимо, ломающийся послеледниковый климат не располагал людей к оседлому образу жизни. Они много перемещались в поисках пищи и надежных мест для ночлега. Иногда, при благоприятных условиях, устраивали долгосрочные стоянки.
Культра этих стоянок наследует верхнепалеолитические традиции памятников типа Гагарино, Хотылево, Костенки. В этой культуре широко представлена техника продольного разрезания трубчатых костей копытных и вырезания из них пластин. Найдено зубчатое острие с поперечно выпиленными частыми клювовидными зубцами. Из лопаток лося и осколков трубчатых костей приострением края продольным строганием делались ножи, из грифельных костей – шилья. Желобчатые долота изготавливались из продольно разрезанных трубчатых костей, лезвие оббивалось и затачивалось строганием с вогнутой стороны вдоль лезвия. Цельные рыболовные крючки делались из тонких пластин кости при помощи сверления и вырезания. Наряду с костяными орудиями труда широко применялись орудия кремневые, производство которых активно совершенствовалось.
Прижились.
10 тыс. л. н. завершилось таяние остатков валдайского ледника. В Восточной Европе установились стабильный климат, стабильные флора и фауна. В междуречье Оки и Верхней Волги уже 5 тыс. лет жили люди, пришедшие сюда после таяния ледника. Они героически пережили период ломки климата и, хотя эта ломка прекратилась, продолжали вести бродячий образ жизни, занимаясь охотой и рыболовством. Постепенно роль рыболовства возрастает. Это подтверждают находки многочисленных орудий для рыбной ловли: крючков, гарпунов, острог. В это время появляется изогнутый рыболовный крючок (прямой существовал еще в палеолите). Тогда же широко распространяются костяные наконечники для острог. Наиболее важным достижением в рыболовстве было применение сетей.
Освоение водных пространств вызвало появление лодок. Это были долбленки из цельного ствола или каркасные лодки, обтянутые шкурами. В зимнее время нужны были средства передвижения – сани и лыжи. Судя по находкам, лыжи и сани напоминали современные. Были также широкие или круглые лыжи-снегоступы.
Культуру этих людей археологи называют бутовской. Она существовала в период 10-8 тыс. л. н., для нее характерны небольшие по площади стоянки с тонким культурным слоем и следами относительно кратковременных жилых сооружений типа шалашей. Бутовская культура насчитывает более 70 памятников, расположенных на территории Брянской, Московской, Ярославской, Ивановской, Владимирской, Костромской и Тверской областей. Она положила начало перехода от точечного к сплошному заселению междуречья Оки и Верхней Волги и, что не менее важно, выход фомировавшейся послеледниковой цивилизации за пределы междуречья. На севере бутовские стоянки продвинулись далеко за Волгу, до Архангельска, на юге – далеко за Оку, до Воронежа. А на рубеже 7,5 тыс. л. н. здесь было уже более 500 стоянок.
Важнейшими достижениями этой древней культуры стало изобретение лука и стрел и приручение животных. Собаки использовались для охоты и охраны жилища. Эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня. В некоторых местах сохранились также рыболовные сети, каменные тесла и деревянные предметы, такие как плоты.
Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т. д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей.
Длительное время историки считали, что именно в этот период у человечества сложилась членораздельная речь. Но потом доказали, что у человечества и до этого существовала речь с развитой фонетикой и грамматикой, однако плохо были развиты абстрактные термины, термины для больших чисел и т. п.
Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура становятся более сложной, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба»).
Цивилизация неолита.
Термин неолит у археологов означал период появления новых технологий обработки камня: шлифовки, пиления, сверления. Позже стало ясно, что все эти признаки имеют более древнее происхождение, а самым ярким критерием неолита является посуда из обожженной глины – керамика. Именно поэтому эпоху неолита иногда называют «эпохой глиняных горшков».
Охота и собирательство (использование готовых природных богатств), в неолите реформировались в производящие земледелие и скотоводство. Это событие называют неолитической революцией. Теперь люди сами производили все необходимые для себя продукты, уменьшилась их зависимость от природы.
Неолит охватывает 4 тыс. лет послеледникового каменного века, после которых наступил век бронзовый. Для Восточной Европы неолит характеризуется последовательным развитием двух крупных археологических культур (верхневолжской и волосовской) на территории Центра и Севера этого субконтинента.
Верхневолжская культура – археологическая культура на Верхней Волге и Оке (7,3—5,4 тыс. л. н.). Она сформировалась на основе бутовской культуры. Занимает обширный Волго-Окский регион и распространена на территории Тверской, Ярославской, Ивановской, Московской и многих других областей. Поселения верхневолжской культуры располагаются на высоких берегах рек и озер, на озерных островах, дюнных холмах. Жилища небольшие, от 6 до 12 м2, овальной, округлой или прямоугольной формы с очагами в центре. Носители верхневолжской культуры обитали в зоне широколиственных лесов, занимались охотой, рыболовством, собирательством и земледелием. Они были хорошо знакомы с гончарным производством, изготавливали керамику из глины с примесью крупного шамота и помета водоплавающих птиц. Орнамент занимал большую часть поверхности сосуда.
На смену верхневолжской культуре пришла культура волосовская (5,1-3,8 тыс. л. н.). Народы волосовской культурно-исторической общности занимали обширный регион от Прибалтики до Камы и от Вологды до Пензы. Ареал волосовской культуры практически совпадает с границами предыдущей верхневолжской культуры. Эпоха волосовской культуры – это время больших поселений – неолитических протогородов, на окраинах которых возникают кладбища с одиночными и коллективными погребениями, появляется сложный обряд погребения, сопровождающийся ритуальными кострищами, кладами и святилищами.