bannerbanner
Сказание о героях 1000 поколений
Сказание о героях 1000 поколений

Полная версия

Сказание о героях 1000 поколений

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 7

Древность и история

Древность – понятие относительное.

С незапамятных времен у людей сложились традиции уважения памяти предков, увековечения их памяти в легендах, сказках, сказаниях. Семьи и роды создавали свои родословные, страны и народы создавали свои истории. Любая страна, любой народ имеет свою историю и гордится ей. И чем больший период времени охватывает история, тем она более уважаема. Известно много случаев, когда историки искусственно пытались удревнить историю своей страны. Так, готский историк Иордан объявил германских готов продолжателями истории фракийских гетов. Такой взгляд не имел под собой исторических оснований и базировался на простом созвучии названий готов и гетов. Но по античным понятиям народ, не обладающий многовековым прошлым, не мог рассчитывать на уважение, а Иордану очень хотелось, чтобы готы считались древним народом.

Подобная ситуация с исторической наукой сложилась у народов американского континента. Его коренное население много тысяч лет развивалось своим путем в отрыве от цивилизаций Старого Света. Заселившие Америку европейские колонизаторы не были наследниками истории и культуры коренного населения этого континента. Они принесли сюда свою, европейскую, культуру. Однако в исторической науке стран Америки приводится описание культур некоторых коренных народов:

народа майя, населявшего полуостров Юкатан. У майя существовало иероглифическое письмо, была развита астрономия, они возводили величественные архитектурные постройки;

ацтеков, основавших на островах посреди большого озера город Теночтитлан. Ацтеки подчинили соседние племена и создали империю Анауак;

инков, создавших государство на территории современного Перу. Во главе государства стоял верховный правитель – верховный инка, обладавший неограниченной властью. Необычной была письменность инков – они использовали узелковое письмо.

Неотъемлемой частью истории человечества являются миграции народов с одних земель на другие. Причинами миграций, как правило, бывают природные катаклизмы или захватнические войны. История любой страны состоит из истории населяющего ее в настоящее время народа и суммы историй народов, населяющих ее территорию в предыдущие периоды и эпохи.

Здесь, я думаю, сразу же надо оговориться, что миграции никогда не сопровождаются полной заменой населения в той или иной стране. Вторжение завоевателей имеет целью колонизацию, порабощение народа. В стране появляется новая правящая элита, а часть населения, оказавшая сопротивление поработителям, уничтожается.

Древнейшим государством на Земле считается Египет. Путешествуя по Египту, отец истории Геродот слушал много сказаний о стародавних временах. Ему египтяне рассказывали, что со времени первого египетского царя и до последнего жреца Гефеста прошло 341 поколение людей, считая по три поколения в столетие, т.е. 11340 лет.

После того путешествия Геродота прошло около 2,5 тыс. лет. Казалось бы, история Египта за это время должна была вырасти почти до 14 тыс. лет. Но этого не произошло. История страны пополнялась новыми эпохами, а старые уходили из памяти людей. Сейчас история Египта насчитывает не более 6000 лет. Такие же превращения в отсчете времени, надо полагать, происходили и в других очагах человеческой цивилизации. Их истории еще короче, Египет среди них считается древнейшим.

Могущественное суверенное государство Египет существовало более 3 тыс. лет. Завидное долголетие! А потом на другом континенте, в Азии, появились еще более могущественные государства. На протяжении 2,5 тыс. лет волна за волной в Египет вторгались и веками владычествовали здесь чужеземные завоеватели: ассирийцы – VII в. до н. э.; персы – VI в. до н э.; греки (походы Македонского) – IV в. до н. э.; римляне – на рубеже н. э.; византийцы – конец IV века; арабы – VII век; турки-османы – XVI век; британцы – конец XIX века. И только в двадцатом веке Египет снова стал независимым государством.

Колониальный период Египта хорошо известен мировой истории, а вот период его суверенной древности в условиях более чем двух тысячелетней оккупации и многократной смены завоевателей, был утерян. Утеряна культура коренного населения Египта, утеряны его язык и письменность. Для их восстановления потребовались усилия ученых разных стран. Большой вклад в изучение египетских пирамид, расшифровку иероглифической письменности, воспроизведение языка древних египтян внесли французские и английские ученые.

Точка отсчета.

Государства, как люди, рождаются, взрослеют, достигают зрелости, а потом стареют и умирают. Вместо них рождаются государства других поколений.

Размеры государств ничем не регламентированы. Они могут быть огромными, раскинувшимися по 2-3 континентам, или крохотными, приютившимися в излучине какой-нибудь не очень крупной реки.

Продолжительность существования государств тоже ничем не регламентирована. Она может исчисляться и годами, и десятилетиями, и столетиями, и тысячелетиями. Причем, долголетие страны не всегда зависит от ее размеров. Истории известны огромные империи, родившиеся и погибшие при жизни их основателей. Таковы империи Александра Македонского, Наполеона Бонапарта и Гитлера.

Есть на земле группа стран, которым присущи огромные и размеры, и долголетие. Для таких стран сложной проблемой является определение точки отсчета начала их истории. Сейчас в качестве точки отсчета их истории принято начало бронзового века.

Бронзовый век по определению – это историко-культурный период, характеризующийся распространением бронзы и превращением ее в ведущий материал для производства орудий труда и оружия.

В отличие от камня, необходимая для выплавки бронзы медная и оловянная руда не была подножным материалом. Ее на плавильные заводы нужно было возить из разрабатываемых рудокопами рудников. А потом выплавленный металл требовалось увезти в мастерские для изготовления из него орудий труда и, наконец, изготовленные орудия доставить потребителю. В этот период оформляются торговые пути, растет число торговых поселений, формируются государственные структуры. Хронологические рубежи периода ранней государственности практически совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком на тех территориях, где формировались древние государства.

В тот же период у многих народов появляется письменность. Мы привыкли считать, что письменность создали религиозные жрецы для увековечения божественной мудрости. Но земные проблемы, связанные с развитием сложнейших технологий металлургии и металлообработки, нуждались в письменности ничуть не меньше, чем проблемы божественные.

Самые первые государства на земле появляются в Северо-Восточной Африке и Передней Азии, в долинах рек Нил, Тигр, Евфрат. Там бронзовый век начался 6 тыс. л. н., на 2 тыс. лет раньше, чем в Европе. В долине Нила тогда возникли два царства – Нижний и Верхний Египет. 5 тыс. л. н. их объединил в одно государство фараон Мина, основавший первую династию египетских фараонов. Столицей государства стал город Мемфис, находившийся на границе Нижнего и Верхнего Египта.

В Южной Месопотамии в тот период, в отличие от Египта, не сложилось централизованное государство, а существовало несколько политических центров. Наиболее влиятельными из них были Аккад, Ларса, Ниппур, Эриду, Лагаш, Урук, Умма, Ур. Централизованные государства в Месопотамии возникают 4,5 тыс. л.н. Тогда же в долине Инда возникает Хараппская цивилизация, также относящаяся к типу цивилизации речных долин. Центрами этой цивилизации были крупные города Хараппа и Мохенджо-Даро, активно торговавшие с Месопотамией.

На рубеже 5-4 тыс. л. н. возникла китайская государственность, правда, ее развитие очень долго шло изолированно от остальных. На территории Китая среди множества городов-государств выделялся город Шан. Правитель Шана (более позднее название этого государства – Инь) носил титул ван.

Русский феномен.

В Восточной Европе бронзовый век наступил 4 тыс. л. н. Западная Сибирь и Восточная Европа тогда создали Евразийскую металлургическую провинцию (ЕАМП). Поселений этого периода довольно много, они имеют мощный культурный слой, следы построек, технологические площадки, содержащие следы металлургии и металлообработки. Именно здесь возникли поселки, которые в эпоху поздней бронзы превратились в хозяйственно-культурные центры с развитым производством и достаточно сложной инфраструктурой. А потом появились города-крепости, которые строились по заранее продуманному плану, например, Аркаим в Приуралье, Донская Троя в низовьях Дона.

К сожалению, наши историки у народов, создавших межконтинентальную металлургическую провинцию, не смогли найти признаков государственности, и бронзовому веку не суждено было стать точкой отсчета Российской истории.

А потом наступил век железный, век кочевых империй Восточной Европы. Тысячу лет в Южнорусских степях владычествовали кочевники европеоидной расы. Здесь были огромные империи: сначала Скифия, потом Сарматия, потом Алания. Они внесли огромный вклад в Мировую историю, их история известна всему миру. Но российские историки сумели и их не заметить.

Солидарный обман.

Строили Российскую историю на пустом месте. Сначала в, почему-то оказавшуюся безлюдной, Восточную Европу устремились толпы словенских беженцев с Дуная и Вислы и заселили ее. Потом оказалось, что эти словены не способны создать государственность и управлять собой. Они направили послов к заморским варягам и пригласили на княжение князя Рюрика. Рюрик с дружиной варягов-русь пришел на Новгородскую землю и основал здесь государство под названием Русь. Столицей государства сначала был Новгород, а потом Киев. Так начало Руси трактовала главная русская летопись – Повесть временных лет.

Для такой трактовки у православной церкви и ее летописцев были веские основания. Дело в том, что в те далекие времена для христианского богослужения использовались три языка: еврейский, греческий и латынь, т. к. именно на землях этих народов вели проповеди апостолы Иисуса Христа. Сформировавшиеся традиции христианства предписывали католическое богослужение вести на латыни, а православное – на греческом языке. В трудной борьбе с Константинопольской патриархией особого права проводить богослужение на родном языке, в порядке исключения, добились дунайские болгары. Мотивировалось это тем, что на Дунае когда-то вел проповеди апостол Павел. Давая разрешение болгарам на использование при богослужении их родного языка, Константинопольская патриархия провела церковную обработку болгарской письменности и назвала ее церковно-словенской.

Россам болгарский язык, даже в церковно-словенском варианте, был ближе, чем греческий. Но чтобы пользоваться этим языком вместо греческого,россы должны были доказать свое словенское происхождение. И тогда церковники придумали легенду о переселении словен с Дуная и Вислы, стали русский народ называть словенами. В наше время его называют восточными славянами.

Историческая наука в России появилась сравнительно поздно.

Российская академия наук неоднократно пыталась создать фундаментальный труд по истории России. Начинал эту работу академик Байер, продолжили – его соотечественники Миллер и Шлетцер. Все они были чистокровными немцами, не знали русского языка, не могли в работе использовать русские летописи и сказания, историю России создавали по материалам зарубежных, в основном немецких, историков. В эту работу они вложили все германское высокомерие по отношению к русскому народу. По их представлению, русский народ был неспособен к самостоятельному развитию и управлению. Государственность в этой стране начала развиваться только после того, как ее территорию заселили словены, пришедшие с Дуная и Вислы, а управление ими приняли на себя варяги-русь, пришедшие из Швеции. И здесь-то они ссылались как раз на русскую летопись – Повесть временных лет.

В 1801 г. на Российский престол вступил император Александр I. Свое правление он начал с проведения разноплановых государственных реформ, в том числе, в системе образования. В ходе этих реформ были открыты новые университеты, гимназии, училища. Н. Карамзину было пожаловано звание историографа и разрешено начать работу над историей России.

Много лет трудился Н. Карамзин над создаваемой им «Историей государства Российского». Труд его изложен в 12 томах. Он скрупулезно описал всех русских самодержцев от Рюрика до Василия Шуйского, скрупулезно описал происходившие при этих самодержцах события. Работа велась под личным руководством и контролем государя императора. Его советы, рекомендации, указания для историка были законом. Об этом Н. Карамзин в предисловии к книге, то ли с горечью, то ли с восторгом пишет: «История народа принадлежит Царю». И нет ничего удивительного в том, что по Карамзину, как и по Байеру, у русского народа не оказалось своей древней истории. Он сформировался из словенских переселенцев с Дуная и Вислы и варягов-русь, пришедших из Швеции. Ведь работой руководил император тех же кровей, что и Байер. Весь управленческий аппарат России тогда был перенасыщен немцами, и этому должно было быть какое-то оправдание.

Созданная под личным руководством императора история государства Российского на долгие годы стала официальной историей страны. Она не подлежала критике.

А последующие историки развили и углубили постулат официальной истории о колонизации Русской равнины словенами. Наиболее ярким историком этого направления стал В. Ключевский. Он был профессором в Московском государственном университете, читал лекции на кафедре истории. Основным фактором русской истории В. Ключевский считал колонизацию, периоды русской истории он рассматривал как главные моменты колонизации. По его мнению, наша история открывается тем явлением, что восточная ветвь славянства, потом разросшееся в русский народ, вступает на Русскую равнину с юго-запада, со склонов Карпат и этим начинает поэтапную колонизацию Восточной Европы.

Альтернатива.

Были на Руси и энтузиасты от истории. Они без поручения государя императора и академии наук создавали свои направления в Российской исторической науке, свои представления об истории древних россов.

Довольно обстоятельно древних россов описал первый (хронологически) российский историк В. Татищев в книге «История Российская с самых древнейших времен» (кн. 1-5, М., 1768-1848), где он приводит информацию о расселении древнерусских народов, не отождествляя их со словенскими переселенцами. История В. Татищева была издана уже после смерти автора, ее издание растянулось на 80 лет, последний ее том вышел в свет через 98 лет после смерти этого научного энтузиаста.

А в российской исторической науке к тому времени уже появились академики, ее взяли под контроль политики, она стала важной ареной ожесточенной политической борьбы. На протяжении столетий на этой арене боролись славянофилы со славянофобами, русофилы с русофобами, норманисты с антинорманистами, западники с антизападниками. К тому же российским историкам всегда приходилось оглядываться на активно поддерживаемые государством церковные догмы (а в советские времена – на догмы коммунистической идеологии). В этих условиях историкам было не до древних россов. Никто из них не счел нужным продолжить изучение проблемы древних россов, всех устраивала теория норманистов, согласно которой русское государство создали словенские переселенцы с Дуная и Вислы и шведские варяги-русь во главе с князем Рюриком.

Со временем на Руси появились новые энтузиасты от истории. У исторической науки появились новые методы исследований: археология, антропология, генетика. Сейчас история русского народа не так однозначно привязана к истории чужеземных переселенцев. Мы уже знаем, что россы (руссы, русь) – это самобытный, многочисленный и древний народ.

Однако, ни наработки многочисленных энтузиастов от истории, ни открытые археологией, антропологией, генетикой неопровержимые факты древности и самобытности русского народа не поколебали уверенности норманистов в том, что Российское государство создали пришлые варяги-русь. Правда теперь норманисты уже не настаивают, что варяги-русь пришли из Швеции. Теперь они склонны считать, что эти варяги пришли из Польши.

Словены.

Самым ранним документом по истории древних славян на Руси до сих пор остается Повесть временных лет. Во всех переводах Повести со старославянского языка на русский допущена одна и та же, казалось бы, несущественная неточность: летописец переселенцев называет словенами, а в переводе они названы славянами. Считается, что словены – это просто устаревшее слово. Но ведь это неправда!

Словены – это самоназвание народа, жившего в средние века в Дакии, в долине Дуная. В период аварского владычества на дунайских землях словены были угнетенным, бесправным народом. Были бунты. В период очередного бунта часть словенского народа покинула родные земли и отправилась на север искать себе новую родину. От преследования карателей они смогли оторваться только в северных лесах и болотах, на реке Волхов. Там они сформировали собственное государство под названием Словения. Это государственное образование хорошо известно и российским летописцам, и российским историкам. Оставшиеся на Дунае словены сформировали две народности, каждая из которых сейчас имеет свою государственность. Есть Словения, в которой живут словены, есть Словакия, в которой живут словаки. Волховские словены в наше время своей государственности не имеют, они растворились в русском народе. Никаких других народов с самоназванием словены или славяне не было.

Расизм и славяне.

Термин «славяне» появился в период формирования расовых теорий. Родоначальником концепции «научного расизма» был американский антрополог Сэмюэль Джордж Мортон (1799-1851). Эта теория в первой четверти XIX столетия быстро распространилась среди сторонников рабовладения, т. к. она научно обосновывала невозможность освобождения негров. США приняли эту теорию даже на официальном уровне. В 1896 году в США была узаконена расовая сегрегация. Там был принят закон о раздельном проезде в поездах, который ввел специальные и худшие места для негров. Подобные взгляды на «черное» население в США господствовали довольно долго, даже после Второй мировой войны.

В Европе родоначальником расизма был граф Гобино (1816— 1882), известный французский писатель-романист, социолог. В 1853-1855 годы он выпустил четырехтомный труд «Опыт о неравенстве человеческих рас». Гобино выделял три основные расы: белую, желтую и черную. Все расы автор расположил в виде иерархической лестницы. Белая раса – вверху лестницы, а черная – внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по мнению Гобино, «арийцы». В 1894 году в Германской империи было создано «Общество Гобино».

Идеологи Третьего рейха работы Гобино оценивали очень высоко, фрагменты из его работ публиковались в популярных антологиях о расах и приводились в школьных учебниках. В результате идеи француза Гобино стали частью идеологии Третьего рейха.

Одним из самых главных «расологов» Третьего рейха стал Ганс Фридрих Карл Гюнтер (1891 – 1968). Лингвист по образованию, он в мае 1930 года возглавил созданную по специальному распоряжению правительства Тюрингии (на выборах верх одержали национал-социалисты) кафедру социальной антропологии в Йенском университете.

Германские нацисты делили расы на «высшие» и «низшие». На вершине иерархической лестницы была «нордическая» раса (германо-скандинавы), ниже стояли восточно-балтийская, динарская (адриатическая) и иные подрасы европеоидной расы. Даже французы считались «выродившимися, негроидизированными, испорченными». Поэтому они входили в группу «полунордических» народов.

Ниже по лестнице были метисы белой расы с другими расами и в самом низу – представители «черной» (негроиды) и «желтой» (монголоиды) рас. Представители «низших» рас вообще не считались людьми в полном смысле слова – это были «недочеловеки». В эту группу – «недочеловеков», в Рейхе также записали славян, евреев и цыган.

Разделению народов на «высшие» и «низшие» расы придавалось практически религиозное значение. «Нордическая раса» олицетворяла все самое лучшее, хорошее, а «низшие расы» были частью тьмы, хаоса, разрушения. Вся история человечества была подана как борьба «высших» и «низших» рас. Адольф Гитлер в «Моей борьбе» образно сравнивал «арийца» с Прометеем, который нес свет человечеству.

Естественно, на основе этой теории делался вывод, что раз только «нордическая раса» способна развивать человечество, то «неарийские народы» нуждаются в управлении «арийцами». Особенно это касалось славян. Термин «славяне» придумали тоже немецкие ученые. Под этим термином понималась группа народов, этнически родственных словенам и словакам. Эти народы когда-то уже были перечислены в летописи Нестора и истории Карамзина. Придуманное немцами название расы очень похоже на самоназвание народа словены, отличается только одной коренной буквой. Но что за этой буквой кроется!? Нынче в англоязычном обиходе славян обозначают термином slavs, который созвучен slaves, т. е. рабы. В западноевропейской исторической науке считается, что этот термин от византийского sclavin – раб.

Ни одно славянское государство этого термина не приняло (кроме России). В России термин «славяне» почему-то сразу прижился и безоговорочно был принят на вооружение и историками, и политиками.

И мы с Вами, дорогой читатель, в этой книге тоже вынуждены пользоваться этим термином, поскольку никакого другого термина для обозначения славянской расы в русском языке нет.

Большую роль в становлении расовой теории Третьего рейха сыграли исследования британских и немецких ученых, посвященные Индии. Альфред Розенберг создал стройную картину истории с древнейших времен, где единственным творческим началом был «ариец». От арийской Индии, дорической Эллады и италийского Рима до германской Европы.

Еще одной древней страной, из которой идеологи Рейха выводили начало «нордической расы», была Персия. Центральное место в пропаганде нацистов в Иране заняли теории об общем арийском происхождении немцев и иранцев. В 1934 году по рекомендации германских дипломатов для того, чтобы возвеличить роль Ирана как прародины арийской расы, государство «Персия» было официально переименовано в «Иран».

Развитие и популяризация расовой теории, возвеличивание «высших» рас не могли остаться незамеченными расами «низшими». Они начинают создавать свои расовые теории, возвеличивать свои, униженные арийцами, расы.

В конце XIX в. человечество впервые услышало термин «сионизм». Тогда появилось политическое движение, целью которого являлось объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине – в Израиле, из которого он когда-то был изгнан европейскими колонизаторами. До конца XIX в. под сионизмом имелась в виду практическая деятельность, направленная на создание еврейских поселений в Израиле. И такие поселения создавались.

После Второй мировой войны появилась реальная возможность воссоздания суверенного еврейского государства. В 1948 г. по решению ООН такое государство под названием Израиль было создано. С первых дней своего существования Израиль втянулся в территориальные конфликты со своими арабскими соседями и до сих пор не может из них выйти. В этот период сионизм стал движением еврейского национализма и был в свое время признан ООН формой расизма.

Ведут борьбу за свои права и финно-угры. Общую численность финно-угров планеты в настоящее время оценивают в 25 млн. человек. Из них венгров около 14 млн., финнов 5 млн., эстонцев около 1 млн. В России проживает 2,2 млн. финно-угров (около 1,5 % от общей численности населения страны), которые представлены значительным количеством этносов.

В двадцатом столетии добились независимости и сформировали суверенные государства самые многочисленные финно-угорские народы: венгры, финны, эстонцы. Другие, менее многочисленные народы, на своих территориях сформировали республики, которые стали субъектами федерации в России.

В наше время теория этнического единства финно-угорских народов все больше и больше подвергается сомнению. Утверждение о монголоидности финнов оспаривают ученые кафедры антропологии в Университете Оулу, Финляндия. Они утверждают, что в отличие от угров, балто-финны, саамы, волжские финны, пермские финны и венгры являются генетически типичными европейцами. Подобные мнения высказывают и ученые Эстонии.

В развернувшемся соперничестве рас за влияние на мировую политику свое веское слово сказали и славяне. В далеком 1841 г. в Праге состоялся Первый Всеславянский съезд. Славянам было что обсуждать. Значительная часть многомиллионного славянского народа тогда была рассеяна по территориям колониальных империй: Османской, Австро-венгерской, Российской. Часть славянских земель была подвластна королевству Пруссия, тоже имеющему имперские амбиции. Среди всех славянских народов собственную государственность тогда имели только русские.

На страницу:
1 из 7