Полная версия
Как выжить в индустрии комикса
Дмитрий Лященко
Как выжить в индустрии комикса. Советы от профессионалов
© Лященко Д., текст, 2019
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019
* * *Посвящается несбывшимся, неслучившимся, нереализованным возможностям. Пусть я уменьшу их число. По крайней мере в том, что касается комиксов.
Как русский комикс стал героем книги
Лет десять назад эта книга была бы невозможна.
За последние годы комиксы прошли в России славный путь («от энтузиазма к бизнесу», по словам художника Глеба Мельникова) – к появлению своих издателей, фестивалей, магазинов. И главное, к появлению большого и вдохновенного сообщества авторов и поклонников.
Без помощи сообщества книга вряд ли бы получилась. Она написана на основе более двухсот интервью с художниками, сценаристами, издателями со всей страны, а также за ее пределами.
Это издание призвано помочь, если вы хотите создать свой комикс.
Если вы уже занимаетесь комиксами, оно позволит заглянуть к коллегам на творческую «кухню».
Для книги я общался и с молодыми художниками авторских комиксов, и со сценаристами и художниками «Bubble» – самого крупного и известного российского комикс-издательства, и с мэтрами, начинавшими в 90-е. Я выяснял, почему они занялись рисованными историями, как строится их работа, как они ищут героев и сюжеты.
Идея выросла из статьи, которую я готовил летом 2018 года – «Нишевое искусство: как комиксы выживают и развиваются в России». Работая над статьей, я собрал первый материал и понял важность подобной книги. Но если задуматься, идея всегда была рядом.
Я увлечен комиксами с детства, после того как родители подарили мне «Борьбу за огонь» – комикс по роману Жозефа Рони-старшего о доисторических временах.
Более девяти лет я главный редактор сайта о конкурсах для дизайнеров и художников. Конкурсы приучили меня работать с мнением большого числа людей.
Возможно, самым сложным было остановиться и перестать проводить интервью, ведь каждый опрошенный автор рекомендовал еще двух-трех талантливых человек.
Комиксы идеальны, когда нужно передать свою историю через изображения. Они подойдут, если вам нравится объединять графику и текст или тесно в традиционной иллюстрации и прозе.
Первая часть книги состоит из ответов на двенадцать важных вопросов.
Например, как становятся комиксистами, когда в стране почти нет профильного образования и устоявшейся школы, где брать мотивацию и время, как добиться того, чтобы комикс стал не просто хобби, но заработком.
Во второй части рассказано, как пройти все этапы – от идеи и сценария до раскадровки и рисования.
В последней части поговорим, как работать с издателем и читателями, выступать на фестивалях и продвигать проекты.
Но перед вами не строгая или обязательная инструкция, от которой нельзя отходить. Пусть советы подскажут решение, а лучший комикс придумаете вы сами.
Один из вопросов, который я задавал художникам: «Хорошее ли сейчас время, чтобы становиться комиксистом?»
Я не получил однозначного ответа, потому что благоприятность момента зависит от вас, вашей устремленности. «Пожалуй, лучшее», – говорит Дмитрий Феоктистов, художник «Фронтира» и других работ.
«Закладываются основы русских комиксов, и можно претендовать на статус «легенды» в будущем. Каждый может занять место под солнцем и стать русским Стеном Ли и Джеком Керби»
Дмитрий Феоктистов«Ужасное время», – отвечает Евгения Кундозерова, создательница комиксов «Драка века» и «Клава и последняя жизнь».
«Тут нет денег, во всяком случае не для авторов. Контента в мире много, нужно быть по-настоящему интересным, чтобы обратить на себя внимание. Но если очень хочется нарисовать комикс, стоит это сделать. Я так и поступила. Будет что подарить друзьям и родственникам на праздники…»
Евгения КундозероваВы испытаете себя в роли сценариста и художника, режиссера, редактора и специалиста по продвижению. Или, если не готовы делать все в одиночку, ищите единомышленников и создавайте команду.
Начать свой комикс – легко. Понадобятся идея, желание ее реализовать и усидчивость. А еще «рисовать уметь хоть маленечко», – замечает Ева Морозова, автор паблика «ШКЯ (шутки, кайф, яшперица)». Хотя некоторые полагают, что и это не столь важно…
В интервью для проекта Rara Avis критик и исследователь Алексей Павловский размышляет: «Если Россия породила великую литературу и живопись, то великий комикс – это следующий шаг».
Русские комиксы развиваются, и новые имена появляются постоянно. Будет прекрасно, если книга поможет вам стать одним из них.
Дмитрий Лященко,март 2018, МоскваP. S. Об иллюстрациях.
В основном они предоставлены героями интервью.
Кроме того, на citycelebrity.ru проводился масштабный конкурс. На сайт можно было прислать свой стрип: историю на 3–4 кадра, как стать комиксистом. Самые интересные вошли в главы вместе с советами.
Часть I
Двенадцать важных вопросов
Откуда у нас комиксисты?
«Ветер завывает за стенами пещеры, огоньки пламени трепещут, едва разгоняя холод и мрак. А грязный человек в звериной шкуре выцарапывает примитивные фигурки на стенах своего жилища. Это самый первый создатель комиксов…»
Кирилл Ковальчук, сценаристЗакрепиться в России рисованные истории пытаются с конца восьмидесятых. Исследователи называют несколько витков развития. Все благодаря энтузиастам, выставкам и фестивалям, волне экранизаций – и после каждого комикс вызывал в обществе меньше удивления и непонимания. Как следствие, увеличивалось число наших авторов.
Сколько у вас коллег?
Николай «Swamp_Dog» Ковалев, администратор портала «Авторский Комикс», предлагает различать рисующих профессионально (для печати) и тех, для кого это хобби. Создателей веб-комиксов тысячи, но в Интернете характерна «текучка»: иссякает энтузиазм, и люди бросают начатое.
Число профессионалов Михаил Заславский, руководитель комикс-студии и администратор сайта «Комиксолет», оценивает приблизительно в сто человек. Цифру можно увеличить, если учесть занятых комиксами параллельно с другой работой.
Анна Коростелева, главный редактор издательства «Комикс Паблишер», готова озвучить число действующих авторов примерно как пятьсот человек. В основном это любители, даже с выполненными проектами.
«Несколько лет назад, если ты делал комиксы в России, то был первопроходцем. Сейчас есть риск затеряться… Но ниша не занята полностью, пробиться реально»
Кирилл Черкай,художник проекта «Герои Расколотой Земли», соавтор серии «Пауко-Змея»Юрий Константинов, автор «Вечного лета» и «Pedalburg», говорит, что вокруг работы комиксиста сложилось много мифов и легенд.
Но все просто: «У вас есть идея, и вы не можете ее не нарисовать, потому что иначе она вас не оставит».
Вам придется возвращаться к этой идее, пока вы не изложите ее на бумаге или мониторе. Затем наступает миг «внутренней пустоты и, наверное, счастья». Персонажи воспринимаются как старые друзья, с которыми отлично провел время, голова открыта для размышлений, переживаний – вплоть до новой идеи.
Одни авторы, как, например, Богдан или Лена Мурзина, начали рисовать по примеру друзей. Другие выбрали комикс из любопытства – искали способ раскрыть сюжет; а большинство читали комиксы и решили попробовать сделать свой.
Когда-то Евгения Кундозерова валяла войлочные игрушки. Со временем замыслы игрушек усложнились и потребовали предварительных набросков:
«Вскоре я стала замечать, что рисунки похожи друг на друга. Когда не получалось рисовать определенную позу персонажа, я автоматически ее избегала. Так я задумала комикс. Это история в картинках, и для него я заставила себя рисовать не то, что комфортно, а то, ЧТО НАДО во имя истории!»
Евгения КундозероваВ итоге она отказалась от войлока в пользу комиксов. Объяснила выбор тем, что пока делала игрушки, квартира была завалена материалами и постоянно болела спина. «А когда рисовала, просто болела спина».
Порой к комиксам приводит случайность, как было с Ильей Тихомировым:
«У меня нет художественного образования, да и основная работа другая, хотя по-своему творческая. Водить фломастерами по бумаге я любил с детства, но до серьезного увлечения не доходило. А потом мне подвернулись маркеры, которые очаровали – ими прямо хотелось рисовать. Позже нашлась любимая тема – город и транспорт. И родился иллюстратор…»
Илья Тихомиров,автор комиксов о петербургском метроКакое мышление нужно автору?
Комикс – один из видов визуального нарратива (так называют истории, в которых текст и изображение находятся в постоянном взаимодействии). По мнению Марии Скаф, преподавателя Школы дизайна ВШЭ, переводчика и исследователя визуальных нарративов, понимание «что рассказать картинкой, а что доверить словам и как сохранить между ними баланс» не развито даже у многих художников. Придумывая комикс, нужно уметь передать историю сразу на двух языках. «А точнее на одном, новом, том, что возникает на стыке текста и картинки».
Георгий Магер, автор графического романа «Большой древнерусский борщ» и художник в международном сборнике «По ту сторону изгороди», сравнивает комикс с книгой, где иллюстрации взяли верх и «заполонили все».
При этом мышление иллюстратора и комиксиста различается.
Дарья Конопатова, выпускающая анимацию и комиксы под псевдонимом Dasha KO, объясняет, что иллюстратор похож на фотографа, выстраивающего статичный кадр, а автор комиксов – на режиссера, который работает над постановкой сразу нескольких сцен.
«Вместо одной целостной иллюстрации, охватывающей пласт сюжета, мы получаем картинки, последовательно раскрывающие мысль»
Дарья Петушок, создательница комиксов «Коленки» и «Пробел»Возможно, как вид искусства комиксы ближе к кино, чем к прозе.
В вашем распоряжении, как замечает Евгения Кундозерова, «любые декорации, лучшие спецэффекты и самые нетребовательные актеры на свете».
На взгляд Захара Ящина, автора «Большой книги чувака», комиксист подобен драматургу и мыслит действиями: «Только не в рамках сцены, а в рамках кадра, страницы или разворота. Кадр комикса может быть красив и самоценен, но нужный смысл приобретает лишь в ряду других».
«Писатели мыслят словом, художники картинками, образами, а комиксисты – картинкой и текстом одновременно»
Ольга ЛаврентьеваЯ спрашивал десятки авторов, как развить визуальное мышление.
Одним кажется, что качество врожденное, другие объясняют его насмотренностью и рекомендуют смотреть больше фильмов и читать больше комиксов.
Анна «Lumbricus» Сучкова, создательница «Русских готических комиксов Edge of the night», напоминает, что комикс – набор картинок, и ее совет: кадрировать реальность, разбивать ситуацию на планы и ключевые точки, отсекать лишнее.
Стрип Ирины Губановой
«Выбираю в хорошем фильме понравившийся кадр и анализирую, почему он мне нравится? Что в нем зацепило? Какая здесь композиция, свет? Какой прием использовал постановщик? А после пытаюсь нарисовать картинку, соответствующую данным критериям. Не скопировать кадр, а придумать свое!»
Упражнение от художника Полины KeoningВ чем магия комикса?
«У комикса нет формальных рамок. Никто не докажет, что ты нарисовал «неправильный». Есть люди с разными предпочтениями, разные подходы и вкусы, жанры, но нет единственно верного»
Дмитрий ФеоктистовДмитрий Дубровин, участник антологии «This is КОМИКС» и автор «Оранж Лайф» и «Russia is Dead», считает, что заниматься комиксами может каждый: «Даже тот, кто ни разу не рисовал либо только начинает творческий путь». Он уверен, что комикс – прежде всего история. Графика неотъемлема, но не так важна, ее можно сделать из коллажей, фотографий или специально примитивным стилем.
Дмитрий учился на программиста, а параллельно пробовал рисовать. Почувствовав, что разработка игр и программ перестала радовать, сосредоточился на творчестве.
«Моими лучшими помощниками стали форумы в Интернете и книги по рисованию… Сперва я рисовал статичных персонажей, израсходовал тысячи листов бумаги и карандашей с ручками. И в какой-то момент стали получаться сносные. Как только покорил эту вершину, постепенно наскучило рисовать их в примерно одинаковых позах и без сюжета»
Дмитрий ДубровинПерсонажи стали двигаться, работы приобрели фон. Если сюжет не получалось раскрыть только графикой, добавлялись пузыри с текстом. Картинки развились в комиксы: «Вернулась магия, которую я чувствовал в программировании. Только теперь не кодом в редакторе, а карандашом на бумаге я мог делать все, что взбредет в голову…»
Ольга Жибрик, художник и дизайнер из Санкт-Петербурга, вспоминает, что, когда увлеклась комиксами, стала видеть их везде – и в известном триптихе в музее, и в рекламе: найти источники вдохновения больше не было проблемой.
Стрип Ольги Жибрик
«Комикс окружает нас, просто мы не замечаем. Любой человек создавал рисованные истории – будь то детские рисунки с подписями, дневниковые записи с рисунками, схемы, инструкции»
Елена Авинова,автор комиксов «Дело о шинели», «Королева Пик», «Лав Роуд»При желании вы вполне можете обойтись графикой и создать «немой» комикс.
В нем, комментирует Анна Lumbricus, повышенные требования к режиссуре и сценарию – добиться понимания труднее.
Но чаще авторы видят в симбиозе с текстом преимущество:
«В сочетании изображений и слов рождается нечто большее. Если сочетать умеючи, может получаться необычный результат. Что-то проще описать словами, что-то можно только показать, а комикс умеет и то и другое»
Юля ТарХудожнику Валерии Гудковой (Gothic_Valery), когда она работала над первым комиксом «Тайная книга», было тяжело и непривычно перестроиться после иллюстрации. Валерия рассказывает, что выбирать правильные ракурсы – куда «поставить камеру» и с какой стороны лучше показать персонаж – помогло чтение статей по режиссуре и операторской работе.
Однако не стоит думать, что комикс лишь раскадровка для фильма:
«Он работает иначе. Изюминка в том, как мы взаимодействуем со страницей и с отдельной панелью. Как перелистываем и перескакиваем с полосы на полосу, скользим глазами по баллонам с текстом. В движении глаз, в игре с нашим восприятием, в синтезе нашей фантазии и фантазии художника и есть магия комикса»
Сергей Титов, автор серии «МЯУ»Как понять, что комикс – ваш формат?
«Комиксы – лишь один из способов рассказать историю. Если много визуальных деталей, их легче нарисовать, чем описать. В противном случае я бы писала книги»
Евгения Кундозерова«У меня никогда не было любви к комиксам, – говорит Мария Медведик. – Но какие-то диалоги, которые я наблюдала, проще зарисовать».
Однажды они с лучшей подружкой, тоже Машей, отправились «выпить по бокальчику сидра». Это привело к созданию стрипов про отношения «МАША БЛИН»
«Написали мужьям, что закругляемся, – вспоминает Мария. – Те пришли и, увидев, что мы заказали еще по бокалу, почти синхронно воскликнули: «МАША, БЛИН!».
Мария зарисовала случай и, чтобы показать друзьям, создала паблик в «ВКонтакте». Неожиданно он набрал популярность.
По мнению Катерины Богдановой, которая ведет сообщество рисованных историй «365 days of pain», нам нужны понятные и простые формы передачи информации, и комикс удачно справляется: «Посредством абстрактных образов и емких фраз можно ярко передать мнение. Это один из самых удобных, доступных и веселых способов самовыражения».
Сценарист Владимир Максимушкин, среди изданий которого «Откосы и отвесы», «Багряница», «Черновик: четвертая дверь», «Красная точка», полагает, что комиксы позволяют рассказать любую историю: «Если они вам нравятся и в голове яркой свечой горит идея, воплощайте ее в них».
Стрип Павла Шишунера
«Если подразумеваются долгие глубокие философские рассуждения, напишите роман. Если у вас есть знакомые продюсеры, способные найти финансирование, идите в кино. Если же история насыщена действием, интересными визуальными образами, но денег нет, то лучше податься в комикс»
Владимир МаксимушкинИлья Обухов, участник творческого дуэта «Live Bubbles», приводит пример, как работал с одним режиссером: «Тот все время спрашивал, можно ли нарисовать то одно, то другое. Я недоумевал, а потом понял, что режиссеры думают бюджетами. Пришлось заверить, что могу нарисовать хоть космический корабль. Комикс для меня – уникальный формат повествования, в котором я расскажу больше, чем, например, в прозе».
«Путешествия по Эрмитажу. Царица тюльпанов» – познавательный и очень красивый комикс о приключениях в музее. Над ним несколько лет работали художник Варвара Помидор вместе со сценаристом Дарьей Агаповой.
Алексей Замский, сценарист серии «Игорь Гром», шутит, что прозаик должен убедить в реальности своей выдумки каждого читателя, а сценарист комикса – только художника: «Правда в том, что мы часто рассказываем истории, состоящие не из слов, а из образов. И сценаристу не нужно описывать образ идеально точно, так чтобы он достучался до сердец тысячи незнакомых людей. Достаточно, чтобы его понял художник… Читатель воспринимает потом не слова, а сразу образы. Мы видим комиксную картинку так же, как мир вокруг, она за мгновение проникает в нас. Этой мгновенностью, непосредственностью воздействия комикс меня и привлекает. Ты переворачиваешь страницу – и что-то уже случилось, и ты не можешь оторвать взгляд».
Где учатся комиксу?
Большинство заметных наших авторов попали в комиксы из других сфер – компьютерных игр, иллюстрации, дизайна или самоучки и осваивали сценарий и рисунок своими силами.
Немало художников перешли из анимации – с мыслью, что создавать комиксы проще, либо под давлением обстоятельств, как Александр Еремин, автор «Хакера», «Приключенцев» и других работ. Он был вынужден стать комиксистом, когда с распадом Советского Союза закрылась студия «Мульттелефильм»:
«Я начал рисовать комиксы по анекдотам и карикатуры. Только так смог зарабатывать, чтобы не подохнуть… Позже удалось устроиться иллюстратором книг и в журнал «Навигатор игрового мира», и я занялся комиксами серьезнее»
Александр ЕреминNorth Carolina, выпустившая на русском и английском языках комикс «Bubblegum monster», была дизайнером в издательстве для детей. По ее словам, она «прониклась героями книг, иллюстрациями и рассказами известнейших писателей». Это позволило наполнить воображение образами, придумать своих первых персонажей. Формула, которую она называет – «Книги + рисование = комиксы».
AORO (Алена Медовникова) работала концепт-художником в видеоиграх и задумала создать свой фэнтези-мир:
«Я рисовала иллюстрации с персонажами разных рас, дизайнами костюмов и уникальной архитектурой. Но поняла, этого недостаточно. И нашла единственный для себя способ рассказывать сложные сюжеты будучи художником…»
AOROПервая попытка выпускать сериал «Морская звезда» была неудачной. Проект оказался заморожен на несколько лет. Причину Алена видит в недостатке опыта и в том, что в 2016 году в России не было профессионального образования для авторов комиксов. Пришлось получать опыт, копируя любимых мастеров, общаясь с другими самоучками. Затем удалось устроиться в «Bubble» и там понять тонкости и нюансы потокового производства длинных серий.
Антон Савинов, художник комикса «Доктор Люцид», утверждает: «Чем больше знаний у вас в смежных дисциплинах – колористике, графическом дизайне, режиссуре, типографике, «тем более цельные и сложные вещи будут получаться».
На взгляд иллюстратора и комиксиста Дмитрия «Nikls» Никулушкина, известного по публикациям в ставших культовыми журналах «Сережка» и «Арбуз», тренировать прежде всего надо навыки в анатомии и композиции. Два краеугольных камня: умение строить кадры с разных точек обзора и умение рисовать героев опять же порой с самых неожиданных ракурсов.
Чтобы понять, какое обучение вам нужно, Евгений Яковлев («My first book», «Слов нет», «Девочка и камень», «Вольф Хельсинг» и другие работы) рекомендует решить, каким комиксом вы хотите заниматься.
Если вы нацелены на коммерческую отрасль, придется учиться и повышать навыки каждый день, год от года. Для «альтернативного» вполне может хватить уровня «читал несколько комиксов» и «умею рисовать огурец с глазами».
Смелость – вот что нужно для комиксов. Илья Обухов поясняет, что всегда будет кто-то лучше, а если опасаться этого, можно и не начать:
«Хотелось бы, чтобы у вас было художественное образование, но в современном авторском комиксе оно не играет большой роли. Авторские рисунки тем и хороши, что многие вещи можно обозначить. Читатель принимает стиль автора как правила игры»
Илья ОбуховЕще не так давно всем, кого не устраивает самообучение, Евгений Яковлев рекомендовал бы ехать за границу и там поступать в университет на художника комиксов. Но теперь много фестивалей, а на них – зоны лекториев, где можно почерпнуть основы.
«Если есть возможность пойти к опытному комиксисту, стоит хвататься за нее», – делится опытом Джамиля Зульпикарова (Jijoni). Она училась у Алима Велитова, и это добавило необходимой практики.
Дмитрий Дубровин полагает, что чужие работы, по сути, и есть учебник: «Надо просматривать его с определенным фильтром в голове. Например, смотреть только раскадровку, только звуки, только композицию в кадрах и т. д. И чем больше разных комиксов и манги, тем проще понять закономерности».
«Анализируйте, что вы видите, и пытайтесь понять, зачем нужна та или иная панель, сцена, действие, что они несут в себе и как это ведет и удерживает внимание читателя»
Евгений ФранцевСтас Якимов (Saint Yak), сотрудничающий с российскими и американскими издательствами, уверен, что учиться следует у тех, у кого есть опыт, и больше всего его у тех, кто создал культуру комиксов и вырос внутри этой культуры. Например, Рафаэль Альбукерке, Шон Мерфи, Джок.
Стрип Иры Бобровской
В Санкт-Петербурге работает бесплатная Школа комиксов «Палитра» для участников от 14 до 30 лет. По словам куратора Ксеньи Панкиной, курс на два семестра читают художники, сценаристы, издатели.