Полная версия
1100 православных монастырей Российской империи
Храм один каменный, во имя Св. Троицы и преп. Трифона.
В монастыре открыта церковно-приходская школа, заведены ремесла: столярное, резное, позолотное, слесарное, сетное (вязание рыболовных сетей), плотничное. Разведено обширное хозяйство: на сенокосах снимается до 5000 пудов сена; устроено огородничество; проведена от моря хорошая дорога на протяжении 25 в. Монастырь владеет 3000 дес. земли для пастьбы монастырского скота и оленей и для заготовки дров из имеющегося на ней леса.
Монастырь находится в ведении Московской Святейшего синода конторы. Игумен, монахов – 12, послушников – 7, проживающих на испытании до 100 человек.
В настоящее время монастырь является действующим.
Адрес: Мурманская область, пос. Луостари, Трифонов-Печенгский монастырь. Проезд: от ж/д вокзала – автобус Мурманск – Никель, Мурманск – Заполярный, поворот на пос. Луостари, ост. «31-й километр», далее 1,5 км пешком или на попутном транспорте в сторону пос. Луостари. На автомобиле: трасса М-18 (Е105) СП-Б-госграница до 1531, далее поворот налево в пос. Луостари.
К нему приписан:
19. Сретенский мужской скит, в 25 в. к югу от монастыря. Основан, как было выше сказано, в 1886 г., на месте кончины преп. Трифона.
Храма два:
1) деревянный в честь Сретения Господня (построен в 1707 г., возобновлен в 1887 г.);
2) каменный трехпрестольный в честь Сретения Господня, в честь Успения Божией Матери, во имя прпп. Зосимы и Савватия (построен в 1896 г.).
Разорение Печенгской обители началось в конце 1920 г. Между Советской Россией и Финляндией был заключен Дерптский (Тартуский) мирный договор, согласно которому Печенга присоединилась к Финляндии. Ликвидированный для Советской России монастырь более 60 лет продолжил свою жизнь на чужой территории. В 1939 г. началась советско-финляндская война, которая нанесла большой урон монастырю и братии. 20 октября 1997 г. Святейший синод утвердил постановление о восстановлении Трифонов-Печенгского монастыря и был назначен первый наместник в пос. Печенга. В 2007 г. сгорела Рождественская церковь в Печенге.
В 2009 г. началось строительство монастыря на историческом месте упокоения преп. Трифона в районе поселка Луостари, и в 2012 г. братия переселилась на территорию новоотстроенного монастыря.
Онежский уезд20. Крестный Онежский необщежительный мужской монастырь
2-го класса (с 1764 г.) на острове Кий, лежащем в Онежской губе Белого моря, близ устья р. Онеги, в 14 в. от уездного города Онеги.
Основан патриархом Московским Никоном в 1657 г. в память избавления его от опасности в 1639 г., когда он был еще иеромонахом, во время переезда из Анзерского скита. Монастырь при основании был сделан ставропигиальным; им с самого начала управляли архимандриты. В 18 54 г. на монастырь напали англичане, крейсировавшие в Белом море; в 1855 г. в монастыре был пожар, истребивший все деревянные постройки и повредивший каменные; в 1870 г. монастырь, бывший в запустении, был возобновлен на правительственную субсидию в 9000 руб.
Храмов три:
1) соборный каменный, в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (построен в 1661 г. и освящен 2 сентября 1661 г. патриархом Никоном), с приделом во имя св. архистратига Михаила;
2) каменный над колодцем, в честь происхождения древа Креста Господня (построен в 1660 г. и освящен 1 августа 1660 г.);
3) каменный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (построен в 1689 г.).
Над нижним этажом, в котором помещается братская трапеза и кладовые, два придела; правый в честь Рождества Христова (построен в 1874 г.), а левый во имя св. Филиппа митрополита (построен в 1869 г.).
Из древних и ценных вещей в монастыре хранятся: крест патриарха Никона, устроенный по его желанию в Палестине из кипариса, по точному размеру Креста Господня, обложенный серебром, с частями древа Креста Господня и частицами святых мощей; потиры, чаши для теплоты, ковш и стопа серебряные, вклады патриарха Никона; его деревянный посох и точеный подсвечник предносный. В библиотеке хранится рукописное житие патриарха Никона в 250 листов, писанное полууставом, составленное патриаршим ставрофором Иваном Шушерой.
В 1756 г., при установлении торговли лесными материалами с иностранцами, на острове были учреждены лесная биржа и таможня; теперь их давно нет. При монастыре имеются конный и скотный дворы и кузница. Монастырь владеет 193 дес. 935 кв. саженями земли, из которой 150 дес. леса.
Монастырь получает из казны 1250 руб. 03 коп.
Игумен; монахов 6, послушник 1.
В 1922 г. монастырь был упразднен, но, в отличие от соседнего Соловецкого, не использовался для целей тюремной системы. Сейчас в монастыре можно увидеть несколько построек, многие из которых носят следы недавней самочинной реставрации. Над всем островом доминирует Крестовоздвиженский собор (1660), построенный на естественном гранитном фундаменте. Сегодня он обладает одной главой, хотя изначально имел пять (по другим данным – три). В монастыре проводятся редкие богослужения.
Монастырь является объектом культурного наследия. В настоящее время сохранились в разном состоянии:
Крестовоздвиженский собор (1660).
Надкладезная церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста (1660) с пристроенным хозяйственно-келейным корпусом (около 1715 г.).
Церковь Рождества Богородицы (1689) с колокольней и трапезной.
Правый придел в честь Рождества Христова (1874).
Левый придел в честь святителя Филиппа, митрополита Московского (1869).
Деревянная церковь Всех Святых, перестроенная в жилое помещение дома отдыха.
Деревянный настоятельский корпус (1871).
Деревянный братский корпус.
Фрагмент деревянной монастырской ограды.
21. Кожеозерский нештатный общежительный мужской монастырь.
На Аопском полуострове, омываемом водами Кожозера (которое по своим береговым очертаниям имеет вид распростертой кожи), в 60 в. от селения Прилуцкого, в 111 в. от уездного города Онеги.
Основан преп. Серапионом (в мире Сергий, бывший казанский царевич Турсас Ксангарович, умер 27 июня 1611 г.) в 1565 г. В 1589 г. был освящен храм в честь Богоявления Господня. В 1590–1591 гг. был построен второй храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1594 г. построен преп. Серапионом же третий храм во имя св. Николая Чудотворца. 8 июня 1634 г. пожаром были истреблены все храмы, вновь построенные через 10 лет игуменом Никоном (впоследствии патриарх Московский); в 1692 г. они сгорели и были скоро построены вновь. Игуменом Матфием над святыми вратами был построен храм во имя св. пророка Илии, освященный в 1714 г. В 1730 г. монастырь весь сгорел, однако в 1732 г. был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя св. Николая Чудотворца. В 1758 г., вследствие упадка иноческой жизни, монастырь был приписан к Спасо-Преображенскому монастырю. В 1764 г., когда по указу императрицы Екатерины II издан был новый штат монастырей, Кожеозерский монастырь был закрыт, а вместо него был открыт сельский приход, который, вследствие недостаточности средств для содержания самостоятельного причта, в 1845 г. был приписан к Прилуцкому приходу. 29 января 1851 г. Благовещенский храм сгорел. Монастырь был возобновлен в 1851 г. иеромонахом Митрофаном и братом его, строителем Парменом, по благословению Варлаама, епископа Архангельского, и указу Святейшего синода от 8 марта 1851 г., которым он был приписан к Николаевскому Корельскому монастырю. По высочайшему указу от 30 мая 1853 г. монастырь был сделан самостоятельным и в нем введен общежительный устав. Целью его возобновления было поставлено противодействие расколу. В 1884 г. сгорел деревянный Богоявленский храм (построенный в 1853 г.). В 1885 г. монастырь снова восстановлен.
Храмов три:
1) каменный холодный, построенный в 1883 г., в честь Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами;
2) каменный во имя св. Иоанна Крестителя, переделанный в 1885 г. из часовни над гробницами преп. Серапиона и первого игумена Авраамия;
3) деревянный теплый в честь Богоявления Господня (освященный в 1889 г.), внизу которого в особой усыпальнице, под спудом, покоятся мощи преп. Никодима Хозъюгского (умер 3 июля 1640 г.).
Монастырь владеет 121 дес. 491 кв. саж. усадебной, пахотной и сенокосной земли, 16 530 дес. 619 кв. саж. леса, 972 дес. 690 кв. саж. неудобной земли (под болотом), озером Коже и рыбными ловлями на нем и на р. Хозъюге и 60 головами скота.
Архимандрит, монахов 20, послушников 5.
Зимой 1919/20 г. во время Гражданской войны близ монастыря проходили тяжелые бои, следы которых до сих пор остались на стенах монастырских зданий. В 1997 г. здесь воздвигли большой Поклонный крест, на следующий год в монастыре появился первый насельник. Монастырь открыт в 1999 г. На сегодняшний день восстановлена Надвратная церковь.
В 2007–2008 гг. в монастыре положено начало женской монашеской общины.
Адрес: 164874, Архангельская обл., Онежский р-н, пос. Шомокша. Добраться можно от станции Нименга на попутном лесовозе 80 км до лесной тропы, ведущей в монастырь. Обычно лесовозы начинают ходить с 6 утра (кроме воскресений и праздничных дней). Путь по тропе до монастыря составляет 30 км.
Сестрам добираться по тропе до обители самостоятельно не благословляется! У начала тропы их встретит провожатый из монастыря, для чего необходимо заранее сообщить о времени своего прибытия в Нименгу.
Со второй половины мая и до середины августа путь по тропе можно за день пройти пешком, поскольку болото в этот период обычно более сухое (не считая периоды дождей), а значит, идти легче. Начало тропы вырублено, поэтому около 2–3 км надо пройти по глинистой дороге и на развилке пойти вправо. Через 30 м начнется тропа, которая на всем протяжении помечена затесками, выкрашенными красной или желтой красками. По дороге через 8 и 9 км есть избушки, в которых можно остановиться для отдыха или ночлега.
В зимний период 30 км по тропе от лесовозной дороги до монастыря можно пройти на лыжах. Если дорога хорошо накатана снегоходами, то можно пройти пешком. В зимнее время из монастыря ходят снегоходы до поселка Шомокша. За проезд на лесовозе и снегоходе плата с паломников не берется.
Пинежский уезд22. Веркольский Артемиев мужской общежительный монастырь 1-го класса (с 1865 г.).
В версте от села Веркольского (почтовая станция), на левом берегу р. Пинеги, в 40 в. от села Суры, в 175 в. от уездного города Пинеги (который в 206 в. от Архангельска). Летом по р. Пинеге ходят пароходы; в остальное время сообщение на лошадях.
Основан в 1645 г. кеврольским воеводой Афанасием Пашковым, выстроившим первый монастырский храм во имя св. вмч. Артемия, освященный 13 февраля 1645 г. и вскоре сгоревший; вновь выстроенный и освященный 17 ноября 1649 г. храм во имя св. вмч. Артемия, куда тогда же были перенесены мощи св. прав. Артемия Веркольского (умер 23 июня 1545 г.; местное празднование установлено в 1640 г. новгородским митрополитом Киприаном), обретенные в 1577 г., положил прочное начало существованию монастыря. В апреле 1695 г. был истреблен пожаром Артемиевский храм, вновь выстроенный в 1695–1697 гг. и освященный осенью 1697 г. (в нем покоились мощи св. Артемия с 1697 по 1713 г.); затем были перенесены в храм его имени, где находились с 1713 до 1782 г.; после пожара 9 декабря 1782 г. они вновь пребывали здесь до 26 января 1791 г., когда были перенесены в каменный храм имени праведника Артемия, в придел св. Николая Чудотворца, а в 1843 г. проданный в село Пошкенга. В 1764 г. (по указу от 26 февраля) монастырь был оставлен за штатом; по высочайшему указу от 18 декабря 1797 г. положено было отпускать ему из казны по 300 руб. ассигнациями в год (=85 руб. 71 коп. серебром). Вследствие материальных бедствий монастырь постепенно приходил в упадок; возрождение его началось при игумене Ионе, а процветания он достиг при архимандрите Феодосии. В 1865 г. в монастыре введен общежительный устав Коневской обители, и в 1867 г. монастырь был переименован в общежительную пустынь. В 1870 г. в монастыре началось непрерывное чтение псалтири. С 1869 г. монастырь получил возможность не только обстроиться и привести в лучший вид все монастырские здания, но и принести крупные пожертвования, преимущественно на разные нужды местного края (всего за 15 лет до 42 000 руб.). Кругом монастыря идет каменная ограда с башнями (построена в 1869–1879 гг.).
Храмов шесть:
1) каменный холодный во имя св. прав. Артемия (заложен 23 сентября 1785 г., освящен 22 января 1806 г.) с двумя теплыми приделами: одним во имя св. Николая Чудотворца (освящен 26 января 1791 г.) и другим во имя св. вмч. Артемия;
2) теплый деревянный трапезный в честь Казанской иконы Божией Матери (построен в 1867 г.);
3) каменный в честь Иверской иконы Божией Матери, над святыми вратами (построен в 1876 г.);
Веркольский Артемиев монастырь. Фото XIX в.
4) каменный двухэтажный, вверху в честь Успения Божией Матери, внизу в честь Рождества Христова (заложен 17 сентября 1891 г., освящен 14 и 15 июня 1897 г.);
5—6) бывшие приходские, приписные к монастырю, один во имя св. вмч. Георгия и другой во имя св. пророка Илии (возобновлены и освящены в 1869 г.).
Мощи св. прав. Артемия почивают в серебряной раке (устроенной в 1887 г.) в храме его имени, около иконостаса, впереди правого клироса (с 22 января 1806 г.).
Крестные ходы совершаются:
1) 17 ноября в память перенесения мощей св. Артемия в 1649 г. в церковь, устроенную на месте его кончины, в деревне Ежемень, в 2 в. от монастыря;
2) (с 1888 г.) 23 июня, в день кончины св. Артемия, с обнесением его мощей вокруг монастыря.
При монастыре имеются: гостиница для богомольцев, водопровод, скотный двор, кузница, кирпичный завод и водяная мельница. Весной 1904 г. монастырь участвовал в первой Всероссийской выставке монастырских работ, устроенной в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге, и получил похвальный отзыв за экспонаты (икона св. Артемия, резной костяной и деревянный кресты, сапоги и ремни).
Архимандрит, монахов 40, послушников 18.
В 1918 г. Веркольский монастырь был разорен, часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, красноармейцы расстреляли на берегу р. Пинеги, некоторые иконы и богослужебные книги были сожжены, другие местные жители успели унести по домам и через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь. В том же году в монастырь прибыла особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря. В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов.
В конце 1980-х гг. обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Крутикова-Абрамова, вдова советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 г. обитель передали Русской православной церкви, а 25 декабря 1991 г. Священный синод принял решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.
На автомашине сюда можно попасть только зимой, когда встанет река и нарастет лед. Во все остальное время – от весеннего ледохода до осеннего ледостава – в обитель можно добраться на лодке.
Адрес: Архангельская обл., Пинежский р-н, дер. Веркола, монастырь. Добираться до монастыря следующим образом: поездом Архангельск – Карпогоры (6 часов пути, ходит раз в сутки). Далее такси или маршруткой Карпогоры – Веркола. И наконец, через Пинегу переправиться на лодке.
К нему приписаны:
23. Святоезерский Николаевский мужской скит, в 60 в. от моря, устроенный по указу Святейшего синода от 31 октября 1885 г. на так называемом Святом озере, которое приобретено монастырем от Шардонемского общества за 1000 руб. Озеро называется святым потому, что здесь в часовне, построенной монастырем, находится явленная икона св. Николая Чудотворца. Храм один во имя св. Николая Чудотворца (построен в 1883 г.).
24. Красногорский Богородицкий нештатный, на правах общежительного, мужской монастырь на правом берегу р. Пинеги, в 16 в. от уездного города Пинеги; на высокой Красной горе, в лесной чаще (от которой гора именовалась Черною, а монастырь первоначально Черногорским, и не ранее 1633 г. принял название Красногорский).
Основан в 1604 г. и построен в 1607 г. вдовым священником Никольской церкви села Юролы (в 5 в. от моря) Мироном (в иночестве Макарий); в 1764 г. оставлен заштатным. Кругом монастыря в 1854–1858 гг. выстроена каменная ограда.
Храмов три:
1) каменный соборный в честь Грузинской иконы Божией Матери (заложен 22 августа 1723 г. и освящен 22 марта 1735 г.) с двумя приделами: в честь Владимирской иконы Божией Матери (освящен в 1726 г.) и в честь чуда св. архангела Михаила в Хонех (построен в 1841 г.);
2) деревянный в честь Похвалы Божией Матери (построен в 1882 г. над святыми вратами);
3) деревянный во имя Всех Святых, на Малой горе (построен в 1882 г.).
В соборном храме находятся две древние иконы Божией Матери: местночтимая Владимирская, принадлежавшая игумену Варлааму, служившему в приходской церкви г. (ныне село) Кевролы, и переданная им на благословение иерею Мирону; чудотворная Грузинская, приобретенная в Персии доверенным ярославского купца Георгия Лыткина Стефаном Лазаревым и принесенная в монастырь самим Лыткиным 22 августа 1629 г. К 26 августа Грузинская икона Божией Матери с 1698 г. переносилась с крестным ходом в г. Холмогоры, а с 1763 г. переносится в Архангельск; ко времени отбытия ее из Архангельска (в третье воскресенье Великого поста) туда приносится Владимирская икона Божией Матери. 20 июня после всенощного бдения в 10 часов вечера совершается крестный ход из монастыря к часовне в честь Владимирской иконы Божией Матери (на святом ручье, в 5 в. от монастыря), в память избавления от пожара в 1859 г.
В монастыре имеются: гостиница для богомольцев, странноприимный дом, конный и скотный дворы. Монастырь владеет водяной мельницей на р. Чушелке и рыбными ловлями на озере Сояльское.
Игумен, монахов 15, послушник 1.
В 1920 г. Красногорский монастырь был разорен и закрыт. Судьба обеих монастырских икон – Грузинской и Владимирской – неизвестна.
В зданиях монастыря располагалась коммуна, потом – лагерь отдыха для детей. До 1990-х гг. в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат.
В 2006 г. были восстановлены жилое здание монастыря, его пристройки и обустроена прилегающая территория (в основном для нужд туристического комплекса «Красная горка»). Через некоторое время восстановленные корпуса снова пострадали от пожара.
В настоящее время монастырь не действует.
Холмогорский уезд25. Антониево-Сийский необщежительный мужской монастырь
2-го класса (с 1764 г.) на полуострове в 100 × 60 саж. Михайловского озера, чрез которое протекает р. Сия, в 8 в. от него впадающая в р. Северную Двину; в 9 в. от сел. Сия и в 90 в. от уездного города Холмогоры.
Антониево-Сийский монастырь
Основан преп. Антонием Сийским (умер 7 декабря 1556 г.) в 1520 г.; 15 июля 1593 г. весь сгорел, но был вскоре возобновлен игуменом Питиримом; 2 мая 1658 г. вновь опустошен пожаром и возобновлен понемногу в течение 10 лет. Настоятели монастыря были сначала до 1692 г. игумены, а с 1692 г. архимандриты. При игумене Питириме в 1583 г. была прислана в монастырь написанная в 1579 г. царевичем Иоанном Иоанновичем служба преп. Антонию. При игумене Ионе шесть лет с 1599 по 1605 г. проживал в монастыре в заточении боярин Федор Никитич Романов, постриженный под именем Филарета (впоследствии патриарх Московский). Архимандритом Никодимом был составлен, приведен в порядок, а отчасти и лично им нарисован «Сийский иконописный подлинник», изданный в 1894–1897 гг. в Санкт-Петербурге Обществом любителей древней письменности в четырех выпусках.
Храмов каменных четыре и деревянных два:
1) соборный Троицкий с одним южным приделом во имя преп. Антония (заложен в 1589 г. и построен в 1607 г.);
2) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (построен в 1643 г.) с приделом во имя св. Николая Чудотворца;
3) во имя московских свтт. Петра, Алексия и Ионы под колокольней (построен в 1639 г.);
4) во имя преп. Сергия Радонежского, над святыми вратами (построен в 1686 г.);
5) кладбищенский деревянный Успенский за озером, на Красном Носу (построен в 1896 г. и освящен 30 сентября 1896 г.);
6) деревянный Крестовоздвиженский, в 8 в. к югу от монастыря, по дороге к селу Емецкому (освящен 14 сентября 1896 г.).
Мощи преп. Антония Сийского почивают под спудом в Троицком храме, у стены придела его имени. Над ними серебряная гробница в виде чеканной раки, устроенная в 1859 г.; наверху гробницы преп. Антония находится чудотворный образ Св. Троицы, по преданию, писанный самим преподобным и прославленный чудесным спасением от пожара, бывшего при нем.
Крестные ходы совершаются: в первое воскресенье Петрова поста (в воспоминание прекращения по молитвам преп. Антония ненастной и холодной погоды, угрожавшей неурожаем хлеба в 1672 г.) из монастыря в Крестовоздвиженскую церковь на карбасах по Михайловскому озеру; 1 августа и 14 сентября в Крестовоздвиженскую церковь; 15 августа в Успенскую кладбищенскую церковь. В Духов день в часовне на острове озера Дудницкого, где подвизался некоторое время преп. Антоний, совершается водосвятный молебен. Эти крестные ходы и празднества привлекают множество богомольцев из окрестных селений.
В ризнице, кроме древних Евангелий, крестов, богослужебных сосудов и облачений, хранятся: духовная грамота преп. Антония братии монастыря; книга, содержащая службу преп. Антонию, составленная, как значится в надписи, царевичем Иваном Ивановичем в 1579 г.
В архиве находились царские и патриаршие грамоты, также грамоты новгородских митрополитов и епископа Архангельского Афанасия. В библиотеке сохранилось много рукописных житий преп. Антония, сборников из святоотеческих творений, богослужебных и нотных книг, писанных крюками. В 1903 г. из Сийского монастыря было прислано в Архангельское епархиальное древлехранилище 328 рукописных книг, до 10 000 старинных грамот и документов и много древних предметов церковной утвари.
Гостиниц для богомольцев две; бесплатное пребывание в них и продовольствие богомольцев, ввиду скудных средств монастыря, ограничено одними сутками. Конный и скотный дворы. Водяная мельница о пяти поставах. Монастырь получает из казны 1249 руб. 58 коп.
Архимандрит, монахов 14, послушников 2.
В 1920 г. монахи организовали трудовую коммуну, в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома в 1923 г., постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, интернат для престарелых. Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости, например двухэтажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, каменная палатка с курантами. Верхние ярусы храма-колокольни были взорваны. С 1970-х гг. по 1992 г. здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.
Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской православной церкви в 1992 г. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 000 единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель имеет животноводческое хозяйство, механическую и столярную мастерские, принимает трудников. Ведется восстановление храмов.
В настоящее время монастырь действующий, в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается литургия.
Обитель ежемесячно выпускает миссионерскую газету «Духовный сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский хронограф». В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские.