Полная версия
1100 православных монастырей Российской империи
Леонид Иванович Денисов
1100 православных монастырей Российской империи. Полный перечень мужских и женских монастырей, архиерейских домом и женских общин
Радуется купель, прикуп створив, и кормчий в отишье пристав, и странник в отечество свое пришел; тако же радуется и книжный описатель, дошед конца книгам.
Из послесловия Ааврентьевской летописиСемилетний труд мой окончен. Как бы ни судили его читатели и критики, я не обинуясь ставлю в челе моего предисловия слишком понятные мне слова суздальского монаха-летописца.
Целью написания моего труда было составление справочной книги обо всех ныне существующих монастырях (мужских и женских) с необходимыми топографическими, историческими и археологическими сведениями и указанием печатной литературы.
Обсудив план предпринятой работы, я приступил к собиранию печатного материала, представляемого преимущественно провинциальными изданиями, редкими отчасти по антикварной ценности вследствие давности времени напечатания, а еще более благодаря трудности приобретения их в столице, где полного собрания их не имеется ни в одной публичной библиотеке.
Желая возможно успешнее пополнить число приобретаемых мной монастырских описаний, вышедших в провинции, я разослал по монастырям выработанную мною программу, с приглашением ответить письменно на проставленные в ней 14 пунктов, а равно и прислать имеющиеся печатные описания. Из 800 настоятелей и настоятельниц, к которым я обращался с этой просьбой, только 280 почтили меня присылкой рукописных сведений, а также печатных описаний и фотографических снимков (большей частью видов монастырей). Программа, первоначально опубликованная мною в № 3 московских «Церковных ведомостей» за 1901 г. от 21 января, содержала, как я уже сказал, 14 вопросов, выраженных в такой форме:
1) время основания или возобновления и имя основателя монастыря;
2) ближайшие к монастырю станции (расстояние в верстах и название): почтовая, железнодорожная и водного сообщения;
3) ближайший к монастырю губернский, уездный или заштатный город;
4) сколько храмов и приделов? древнейший по постройке? позднейший по постройке или возобновлению (в каком году);
5) святые мощи (на вскрытии или под спудом);
6) чудотворные иконы (с какого времени);
7) местные празднования (праздники престольные, в честь святых мощей и святых икон, крестные ходы);
8) приписные к монастырю скиты и пустыни;
9) монастырские подворья (если при них имеются церкви);
10) могилы исторических личностей;
11) памятники церковной старины и другие достопримечательности монастыря;
12) иконописные и церковно-приходские школы;
13) минеральные источники, благотворительные заведения, больницы;
14) число монастырской братии: монахи, послушники (монахини, послушницы).
Впоследствии эта программа, сообразно имевшемуся у меня в руках материалу, была, по возможности, несколько расширена. Так в нее были внесены:
1) краткие сведения об основателе монастыря;
2) перечень выдающихся событий в истории монастыря;
3) поименное перечисление монастырских храмов и приделов с обозначением времени их постройки, возобновления и освящения, а иногда и лиц, освящавших тот или другой храм;
4) более или менее подробные указания на содержание монастырских ризниц и библиотек;
5) занятия монашествующих (работы в монастырских мастерских, полевые работы, пасеки, виноградники и проч.);
6) земельные владения и оброчные статьи монастырей;
7) казенное содержание по штатам 1764 г.;
8) иногда (где имелись) сведения о монастырских капиталах и доходах;
9) иногда список достопамятных настоятелей.
Последний пункт осуществлялся нечасто ввиду того, что полного и достоверного списка настоятелей монастырей не существует; список Строева значительно устарел, крайне неполон и спутан; хорошие списки в отдельных монастырских описаниях встречаются редко, так что систематическое проведение этого пункта повсюду потребовало бы от автора самостоятельных и долгих изысканий, которые могут составить предмет особого труда, независимо от предложенного в этой книге списка монастырей.
Занявшись в 1904 г. приготовлением моего труда к печати, я не переставал пополнять мой запас материалов. С этой целью в № 14–15 московских «Церковных ведомостей» 1904 г. от 11 апреля я обратился к настоятелям и настоятельницам монастырей с вторичной просьбой о доставлении мне печатных и рукописных сведений о находящихся в их заведовании монастырях по ранее предложенной программе. Каюсь, что я немного покривил далее душой, утверждая, будто я на первое свое обращение «получил ответы несколько менее чем из половины тех мест, куда я обращался» (на самом деле число полученных мною из монастырей ответов равнялось лишь 35 % разосланных мною вопросных листков). В надежде на хороший результат моего обращения к настоятелям и настоятельницам монастырей я указывал им на важность детального познания исторических судеб родины и приписывал им сознательное отношение к культурно-исторической роли монастырей в общем ходе русской истории.
Все это ни к чему не привело. Надежды мои не сбылись, ожидания captandae benevolentiae[1] были обмануты: победила вековая косность в союзе с непонятной подозрительностью и равнодушием ко всему, что выходит за пределы обиходного кругозора.
Кроме ранее полученных 280 письменных сообщений, я, при составлении своей книги, воспользовался около 1000 книг, брошюр и журнальных статей. Под описанием каждого монастыря напечатаны петитом точные постраничные ссылки на те из них, в которых имеется какое-либо сведение о данном монастыре.
Вследствие того что книга моя начала печататься в январе 1905 г. и печаталась, стало быть, около трех лет, в ней, естественно, оказались невольные недосмотры и пропуски, которые и восполнены в отделе поправок и дополнений. Эти пропуски произошли отчасти по неимению во время печатания соответствующих материалов, которые попали в мои руки позднее, а отчасти от тех перемен и приращений, которые вызваны в числе и устройстве монастырей определениями Святейшего синода. В отделе дополнений помещены мною также сведения о православных монастырях в Китае и Соединенных Штатах Северной Америки.
Читатель, даже при беглом просмотре моей книги, увидит, что я в конце описания почти каждого монастыря указываю номер и страницу известного труда В. Зверинского. В большинстве случаев это удостоверяет только, что данный монастырь занесен в один из трех томов «Материалов» Зверинского, и эта отметка избавляет интересующегося тем или другим монастырем от траты времени для наведения самостоятельной справки у Зверинского, но не упраздняет совсем знакомства с его трудом. Иногда, ввиду полного отсутствия у меня достаточно обширного материала для описания какого-либо монастыря, кроме официальных данных синодальной ведомости за 1901 г. или немногих строк в каком-либо неспециальном труде, я, в силу необходимости, заимствовал у Зверинского 2–3 нужные мне строки из его кратких сведений, оказавшихся в каком-либо отношении несколько полнее имевшихся у меня материалов.
Я сказал выше, что мой труд не упраздняет, не делает лишним знакомство с тремя томами «Материалов» В. Зверинского. Говоря это, я имел в виду библиографические примечания моего ближайшего предшественника, которые не воспроизводятся в моей книге. В своих библиографических примечаниях я указываю лишь то количество из всей огромной литературы предмета, которое просмотрено мною непосредственно в оригинале. У меня нет ни одной заимствованной ссылки. В оправдание же неполноты приведенных у меня библиографических сведений я могу указать:
1) на сравнительно короткий срок исполнения моего труда (В. Зверинский, например, работал над своими «Материалами», по собственному признанию его в предисловии к 1-му тому, более 20 лет);
2) на вытекающую отсюда физическую невозможность проверки библиографии, приведенной у В. Зверинского, в связи с понятным нежеланием перепечатывать ее целиком без собственного просмотра указанных им материалов;
3) наконец, на то, что я цитирую, за редкими исключениями, лишь те печатные материалы (книги, брошюры и журнальные статьи), которые собраны мною для настоящего труда и находятся в моей библиотеке, а приобретение большего, чем имеется, количества их оказалось для меня по разным причинам затруднительно.
В заключение считаю приятным долгом принести искреннюю благодарность настоятелям и настоятельницам 280 мужских и женских монастырей и издателю этой книги московскому книгопродавцу А. Ступину, при содействии которых мне удалось значительно пополнить мое собрание печатных монастырских описаний, а также администрации Московской епархиальной библиотеки и священнику Вл. А. Копьеву, любезно предоставившим мне пользоваться имеющимися в их собраниях описаниями монастырей, которых я почему-либо не мог приобрести.
Вот все, что я считал нужным сказать в виде напутствия читателю в своем предисловии.
Леонид Денисов
Москва
7 декабря 1907 г.
Общее количество мужских и женских монастырей и монашествующих в них на 1 декабря 1907 г
В числе 1105 номеров, помещенных в нашей книге, имеется:
Всего 448.
Мужских монастырей:
Самостоятельных 438;
Приписных 102;
Монастырских, архиерейских и патриарших подворий 34;
Архиерейских домов 76;
Всего 650.
Женских монастырей:
Самостоятельных 345;
Приписных 22;
Женских общин 61;
Подворий и отделений женских монастырей и общин 20;
Всего 448.
Общее количество монашествующих обоего пола в России равно 90 403 человека[2]. В этом числе имеется:
Мужчин (монахов и послушников) 24 444;
Женщин (монахинь и послушниц) 65 959.
Мужские монастыри, несмотря на их численное преобладание, выражаясь фигурально, вымирают, тогда как женские монастыри, несмотря на их сравнительную с мужскими малочисленность, прогрессируют.
Где кроются причины этого крайне интересного социального явления, с каких пор оно началось, как конструируется, какими силами движется, какими обстоятельствами сопровождается, что оно собою означает и к чему приведет в будущем, – все это такие вопросы, которые могут стать предметом особого исследования. Это сложное явление имеет, по нашему мнению, тесную связь как с общим ходом русской истории за последние сто лет, так и с явлениями экономического порядка в русской жизни за указанный период. Что касается религиозно-церковной стороны вопроса, то мы склонны думать, что она реагировала слабее, но, во всяком случае, ее следует считать не менее характерным мотивом этого явления.
В ведении Святейшего синода Русской православной церкви находятся в иностранных государствах 2 мужских монастыря, 2 архиерейских дома, 2 монастырских подворья и 1 женская община, а именно:
В Китае:
Мужской монастырь 1;
Монастырских подворья 2;
Женская община 1.
В Северной Америке:
Мужской монастырь 1;
Архиерейских дома 2.
В общее число монастырей внесены также: монастырские подворья (где имеется храм и совершается богослужение), архиерейские дома и женские общины.
Единоверческие монастыри – обители ревнителей древнерусской традиции в лоне РПЦ, принявшие началие церкви, но молящиеся по старому обряду. Единоверие было учреждено в 1800 г. императорским указом по представлению московского митрополита Платона (Левшина, 1737–1812 гг.) для тех старообрядцев, которые были согласны войти в подчинение Синоду, однако опасались оставить древние обряды. Единоверие (другие самоназвания – «православное старообрядчество», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви») – направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. 17 апреля 1905 г. был издан указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», которым впервые за 250 лет законодательные ограничения в отношении старообрядцев были полностью упразднены. В 1906–1907 гг. IV Всероссийский миссионерский съезд, проходивший в Киеве, и VI Отдел Предсоборного присутствия заявили о равночестности древнего и нового обрядов. Центром единоверческого движения стала община Санкт-Петербурга, которую возглавлял настоятель Никольского собора священник Симеон Иванович Шлеёв. Единоверие предусматривало, что при сохранении старого богослужебного чина и древних обычаев единоверцы обязываются принимать священство от церкви и поминать за литургией Синод или патриарха. Таким образом, по этим правилам происходило фактически присоединение части старообрядцев к православной (так называемой никонианской) церкви на основе взаимного компромисса.
Деление монастырей на штатные и заштатные было введено в XVIII в. Духовные штаты – установления правительства Российской империи, определявшие количество и содержание епархий, монастырей и духовенства Русской православной церкви в синодальный период. Духовные штаты, регламентировавшие состав и содержание служителей и учреждений Русской православной церкви, были учреждены Петром I. Штатные монастыри получали пособие от казны, нештатные существовали только за счет собственных доходов. Штатные монастыри разделялись на три класса, различие между которыми состояло в величине получаемых средств и в престижности. В XIX в. классность монастыря стала прежде всего свидетельством его значительности, благолепия и влияния, некоторые монастыри добивались окладов по особым штатам, другие были возведены классом выше без добавочного оклада. Настоятели первоклассных и второклассных монастырей имели сан архимандрита, третьеклассных – игумена. Настоятельницы женских монастырей имели сан игуменьи. Положения о духовных штатах подвергались частичным дополнениям и изменениям. Эти перемены постепенно повышали содержание церковных учреждений, предоставляли им различные дополнительные источники дохода. Так, например, на 1880-е гг. мужские монастыри получали содержание частично по «усиленным новым отпускам», частично по «особым штатам» и лишь частично по установленным прежним штатам.
Ставропигия (греч.: σταυροπηγία, от σταυρός – «крест» и πήγνυμι – «устанавливать, водружать», букв. «крестовоздвижение») – статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчиненными непосредственно патриарху или Синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким.
Общежительные монастыри – обители, в которых монахи все необходимое получают от монастыря, а свой труд по священнослужению и разным послушаниям предоставляют в пользу монастыря; ни монахи, ни должностные лица, с настоятелем во главе, не могут ничем располагать на правах собственности; настоятели избираются насельниками, имеющими полное монашеское посвящение.
Киновия – одно из названий так называемых общежительных монастырей, в которых братия не только стол, но и одежду и т. п. получает от монастыря, по распоряжению настоятеля, и, со своей стороны, свой труд предоставляет обязательно на общую потребу. Не только монахи, но и настоятели таких монастырей не могут ничем располагать на правах собственности, их имущество не может быть завещаемо, не подлежит дарению. Настоятели в таких монастырях избираются братией и лишь утверждаются в должности по представлению епархиального архиерея. По сути, киновия – монастырь с более строгим уставом.
О современном состоянии некоторых особо значительных или живописных монастырей даны дополнительные справки[3].
Полный перечень мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин
В общее число монастырей внесены также монастырские подворья, где имеется храм и совершается богослужение, архиерейские дома и женские общины
1. Акмолинская область
Омская и Семипалатинская епархии
Областной и епархиальный город Омск
Монастырь:
женский 1;
Монашествующих:
женщин?[4]
Петропавловский уезд1. Архистратиго-Михайловская женская община близ поселка Кабаньего, или Кабановского, на пожертвованной земле (около 1000 дес.). Учреждена по определению Святейшего синода от 7—27 ноября 1901 г.
2. Архангельская губерния
Архангельская и Холмогорская епархия
Монастырей:
мужских: 24;
женских: 7;
всего: 31.
Монашествующих:
мужчин 518;
женщин 458;
всего: 976.
Мужские
Город Архангельск2. Михаило-Архангельский необщежительный мужской монастырь
3-го класса (с 1764 г.) на окраине г. Архангельска, вверх по течению р. Северной Двины (в городе пристань пароходства по р. Северной Двине и концевая станция Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги).
Время основания монастыря с точностью неизвестно; но предполагают, что оно было ранее XIV в. Первоначально он стоял на месте нынешней всеградской церкви архангела Михаила. В 1419 г. он был разорен и сожжен «мурманами» (норвежцами), но вскоре восстановлен. В 1584 г. кругом монастыря был поставлен царскими воеводами город Архангельск.
16 июля 1636 г., при бывшем в городе пожаре, монастырь сгорел. По челобитью «черного попа» Матфея царь Михаил Феодорович грамотою от 11 августа 1638 г. повелел отвести для постройки монастыря новое место, где он в 1641 г. и был выстроен и находится теперь.
Храм один каменный, пятиглавый, в византийском стиле; в нем шесть престолов, три из них в верхнем холодном храме и три – в нижнем теплом.
Главный престол в верхнем храме во имя св. архистратига Михаила, с южной стороны – в честь собора архангела Гавриила и прочих бесплотных сил (освящен архиепископом Варлаамом в 1753 г.) и с северной – во имя св. Иоанна, епископа Новгородского, и мц. Агриппины (освящен в 1863 г.).
В нижнем этаже главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы (устройство начато по грамоте архиепископа Варнавы от 6 декабря 1712 г.; освящен до 1726 г.; вновь возобновлен и освящен 15 октября 1844 г.), с южной стороны – мч. Мины (освящен 18 апреля 1713 г.) и с северной – мч. Александра. Храм архистратига Михаила построен в 1685–1694 гг., освящен архиепископом Афанасием 17 сентября 1699 г., неоднократно обновлялся и в последний раз обновлен в 1894–1895 гг.
В храме находятся две святыни: золотой крест с частицею Животворящего Креста Господня, присланный епископу Никанору Каменскому (1893–1896) в ноябре 1894 г. иерусалимским патриархом Герасимом; местночтимая Владимирская икона Божией Матери, присланная по завещанию архиепископа Воронежского Игнатия Семенова, уроженца Архангельской губернии.
Настоятели монастыря носили сан игумена до 1707 г., когда была учреждена архимандрия; с 1764 г. по монастырским штатам настоятели были положены в сане игумена, которым пользовались до 1797 г., когда по именному Высочайшему указу императора Павла I вновь учреждена была архимандрия.
С конца XVIII в. до 1869 г. монастырем управляли ректоры Архангельской духовной семинарии (которая до начала XIX столетия помещалась в монастыре), с 1869 по 1893 г. свои особые настоятели в сане архимандрита, с 1893 по 1897 г. епархиальные епископы, ас 1897 г. вновь местные настоятели.
Монастырь владеет 35 дес. пахотной земли, 150 дес. леса, участком сенокоса, водяной мельницей и рыбными ловлями у Белого моря. Из казны получает 669 руб. 09 коп.
Игумен, монахов 6.
В 1930 г. монастырь был снесен: собор, колокольня и часть ограды с башнями были разобраны, кирпич передан стройконторе.
3. Соловецкое подворье, по набережной и по Банковой улице. Существует издавна. Первоначально все строение было деревянное, троекратно терпевшее пожары (в 1733,1754 и 1764 гг.) и возобновлявшееся; с 1795 г. каменное (окончательно отремонтированное и отчасти вновь выстроенное в 1851 г.). При подворье с 20-х гг. XIX в. была часовня во имя прпп. Зосимы и Савватия. Теперь с 1900 г. имеется храм во имя прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.
Летом 1920 г. Соловецкое подворье было закрыто и национализировано. 6 октября 1922 г. прекратились богослужения в храме. После семидесятилетнего перерыва на своем историческом месте открылось подворье Соловецкого монастыря в г. Архангельске.
4. Подворье Николаевского Корельского монастыря, существует с 1719 г. В первом каменном корпусе помещается братия и имеется храм (устроенный в 1869 г.); во втором, также каменном, устроенном в 1895 г., находятся помещения и кладовые, сдаваемые в аренду.
С февраля 2016 г. ведется реконструкция.
5. Подворье Красногорского Богородицкого монастыря на углу Троицкого проспекта и Театральной улицы, на месте, пожертвованном купцом Дудиным. Устроено в 1865 г. Храм один, в честь Грузинской иконы Божией Матери (построен в 1865 г. в виде часовни; в начале 1890-х гг. обращен в церковь игуменом Ювеналием II).
6. Архиерейский дом с крестовой церковью Живоносного Источника, капитально перестроенной в 1898 г. епископом Иоанникием I (Надеждиным). Монахов 3.
Сейчас в архиерейском доме находится Институт экологических проблем Севера.
Архангельский уезд7. Николаевский Корельский необщежительный мужской монастырь
3-го класса (с 1764 г.) в юго-восточной части Двинской Губы, в 34 в. от Архангельска, почтовая станция в селении Рикосихе (сообщение морем – летом 24 в., зимой 19 в.).
Время основания неизвестно в точности; полагают, что он был основан в конце XIV или начале XV в. просветителем корелов Евфимием (мощи его были открыты в 1647 г.; церковное почитание ему продолжалось с 1650 по 1683 г.; ныне память его чтится панихидами. Мощи под спудом. У архиепископа Димитрия день памяти – 18 апреля, у архимандрита Никодима – 9 июля); в 1419 г. был разорен норвежцами; в 1471 г. был возобновлен новгородской посадницей Марфой Борецкою.
Храмов два:
1) в честь Успения Божией Матери с приделом (с 1887 г.) в честь Боголюбской иконы Божией Матери (построен в 1664 г., освящен 10 ноября 1667 г.);
2) во имя св. Николая Чудотворца с приделом во имя свв. апостолов Петра и Павла (построен в 1670 г., освящен 9 сентября 1673 г.). На северной стороне от входа в Успенский храм, под каменной часовней (построенной в 1860 г.), погребены сыновья Марфы Борецкой: Антоний и Феликс, утонувшие в устье р. Северной Двины.
Николаевский Корельский монастырь в 1907 г.
В этот монастырь при Екатерине I был сослан лишенный архиерейства вице-президент Святейшего синода, архиепископ Новгородский Феодосий Яновский, который здесь и скончался 3 февраля 1726 г. При Екатерине II здесь около 4 лет жил лишенный архиерейства митрополит Ростовский Арсений Мацеевич до 27 декабря 1767 г., когда он, уже лишенный монашества, был сослан в Ревель (колодка, к которой он был прикован, находится в монастыре).
В ризнице хранятся: ветхое рукописное Евангелие без обозначения года и два оловянных потира.
В библиотеке имеется грамота Марфы Борецкой, немало древних рукописей, хронографов, синодиков, нотных книг знаменного распева и проч.
До 1707 г. монастырь управлялся игуменами: в 1707 г. была учреждена архимандрия; с 1768 г. настоятель снова получил сан игумена; с 1848 г. монастырем управляет епархиальный епископ.
Монастырь владеет сенокосным участком в 23 дес. 1264 кв. саж. удобной и 10 дес. 1376 кв. саж. неудобной земли на острове Шатун, отдаваемой в аренду за 186 руб. в год; сенокосным участком «Звенье» близ монастыря, в 4 дес. 2019 кв. саж., в аренде за 125 руб.; лесным участком в 150 дес.; рыболовными тонями у берегов Белого моря, в аренде за 125 руб.; лесным участком в 471 дес. 780 кв. саж. в Кудьмозерской казенной даче, вблизи монастыря. Из казны получает 669 руб. 09 коп.
Монахов 13, послушников 1.
Большевики закрыли монастырь в 1920-х гг. Первостроители города Северодвинска в 1930-х гг. возвели вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия, которое вначале специализировалось на строительстве военных надводных кораблей, а затем уже специализируется и на строительстве и ремонте атомных подводных лодок.