Полная версия
1100 православных монастырей Российской империи
46. Измаильский епископский дом.
Получает из казны 1535 руб. 26 коп.
Монахов 6, послушников 20.
Измаильский уезд47. Ферапонтиевский мужской скит, приписной к Измаильскому епископскому дому, близ села Сатунова.
Оргеевский уезд48. Гербовецкий Успенский заштатный общежительный мужской монастырь (с 1813 г.) на левом берегу р. Икел, при селе Гырбовец, в 12 в. от станции Калараш (почт. – телегр. конторы) Юго-Западных железных дорог, в 40 в. к западу от Оргеева.
Гербовецкий Успенский монастырь
Основан в XVII в. иноками Подольского Бершадского монастыря, бежавшими от преследования униатов. Основателем был иеросхимонах Иоанникий Горбатый. В 1730 г. монастырь возобновлен молдавским боярином Константином Карпузом. До 1812 г. его трижды разоряли и сжигали турки и татары. С 1860 г. здесь жил на покое и погребен известный духовный писатель, архиепископ Могилевский Анатолий, писавший более под псевдонимом Авдий Востоков.
Храмов каменных два:
1) Успенский, построенный в 1816 г. архимандритом Серафимом, бывшим кишиневским полицеймейстером Степаном Луповым (впоследствии схимонах Серапион) и его женою Еленою (урожденная Браеско, впоследствии инокиня Таборского скита);
2) Духосошественский (построенный в 1870 г.). В Успенском храме находится главная святыня Бессарабии – пожертвованная в 1790 г. женою или матерью полковника Николая Албадуева Гербовецкая икона Божией Матери, которая ежегодно ко дню Покрова Пресвятой Богородицы приносится в Кишинев, а обратно выносится из Кишинева 17 апреля и прибывает в монастырь 23 апреля. (Этот крестный ход высочайше утвержден 17 января 1859 г.) В 1877 г. во время последней Русско-турецкой войны чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери находилась в наших войсках. В монастыре хранится семь грамот молдавских господарей (самая древняя из них – Иоанна Луки воеводы 1671 г.).
Монастырь владеет 2400 дес. земли (на которых расположены два села – Гербовец и Годзинешты), 4 фруктовыми садами, 3 виноградниками и большим количеством скота. Церковно-приходская школа для 14 детей-сирот и беднейших из духовного звания (с 1884 г.).
Архимандрит, монахов 15, послушников 12.
В 1954 г. в Гербовецком монастыре проживало 120 монахов. В 1962 г. монастырь был закрыт, насельники изгнаны, имущество конфисковано. Иконы, книги и архив были вывезены на окраину села и сожжены. В 60—80-х гг. XX в. в зданиях монастыря находилась школа для психически больных детей, в Свято-Духовской церкви – клуб, в Успенском храме – склады.
В 1995 г. Гербовецкий монастырь был открыт, наместником утвержден игумен Серафим (Гончар). К 2006 г. ежедневные богослужения совершаются в Успенском соборе и Свято-Духовской церкви. Восстановлены и построены трапезная, дом настоятеля, трех- и одноэтажные келейные корпуса.
В Гербовецком монастыре находится школа для псаломщиков (20 учащихся). Гербовецкий монастырь имеет 6 га земли, хозяйственный двор, столярную мастерскую.
Адрес: Республика Молдова, Каларашский р-н, с. Гырбовец.
49. Гиржавский Вознесенский заштатный общежительный мужской монастырь с 1845 г., приписной к Кишиневскому архиерейскому дому, близ ручья Гиржавки, у подошвы горы, недалеко от станции Калараш Юго-Западных железных дорог, в 45 в. от Кишинева и в 50 в. к западу от Оргеева.
Основан в середине XVIII в. по одному преданию – старцем Феодосием, в иночестве Феоктистом, вместе с двумя иноками Нямецкой лавры, на средства молдавского боярина Никулицы; по другому преданию – ясским постриженником-монахом Иннокентием, уроженцем соседнего села Калараш. Храмов три:
1) Вознесенский;
2) во имя св. Спиридона Тримифунтского;
3) во имя свв. апостолов Петра и Павла.
Монастырь владеет 1775 дес. земли. С 1845 г. монастырем управляет епархиальный епископ Кишиневский и Хотинский.
Наместник, монахов 16, послушников 3.
50. Добрушский Николаевский заштатный общежительный мужской монастырь в вотчине Добруше, в 55 в. от Оргеева, в долине, под горой, с юго-западной стороны открыт, а с других сторон окружен лесистыми высотами; из-под горы вытекают два ручья, которые, слившись, образуют три пруда ниже монастыря, к западу, и впадают в р. Добрушу.
Основан, по преданию, в 1772 г. монахом молдавского Проботского монастыря Иоасафом и достроен в 1785 г. иеромонахом Курковского монастыря Евфимием. С самого основания уплачивал Проботскому монастырю по 40 левов посессионных денег: впоследствии, когда Проботский монастырь был «преклонен» ко Гробу Господню, стал вносить деньги в Иерусалимскую патриархию (с 1803 по 1807 г. вносил по 80 левов, а с 1807 г. по 25 голландских червонцев).
Храмов три:
1) соборный во имя св. Николая Чудотворца, построенный в 1822 г.;
2) в честь Преображения Господня, построенный в 1847 г.;
3) кладбищенский, каменный, наверху горы, построенный в 1839 г.
Монастырь владеет 1872 дес. земли и пользуется 1690 дес. земли, принадлежащей Гробу Господню.
При монастыре много фруктовых садов, много скота, несколько мельниц, четыре виноградника, а также подворья: в Кишиневе, Теленештахи, Бельцах. Каменная гостиница о 14 комнатах.
Архимандрит, монахов 20, послушников 11.
51. Курковский Рождество-Богородичный заштатный общежительный мужской монастырь на равнине, возвышающейся над р. Ватином, в 10 в. от Оргеева.
Основан в 1773 г. братьями Иордакием и Михаилом Курки (в иночестве Зосима и Манассия) на том месте, где татары взяли в плен детей-сирот священника села Бузешть, вверенных их попечению, и первоначально был скитом; в 1810 г. возведен на степень монастыря.
Храмов каменных два:
1) в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1810 г. на месте прежнего деревянного;
2) во имя св. Димитрия.
Монастырь владеет 3900 дес. земли (из них 1500 дес. пожертвованы мещанином Данилеско) и до 900 дес. леса. Для приезжающих и богомольцев устроены вне ограды каменных два корпуса и дом с конюшнею и сараем.
Монастырем управляет викарный епископ Аккерманский.
Наместник, монахов 30, послушников 21.
52. Сахарнянский Троицкий заштатный общежительный мужской монастырь в 40 в. от Оргеева. Находится на трех уступах, возвышающихся один над другим, спуски с которых обложены камнем, близ берега Днестра, при селе Сахарна; он окружен со всех сторон горами, частью покрытыми лесом, частью голыми, каменистыми; между горами находится единственный узкий проход, и другого въезда и выезда нет.
Основан в 1776 г. монахом Варфоломеем Криворучкой.
Храмов два:
1) высеченный в скале в древние времена, в честь Благовещения Божией Матери;
2) каменный Троицкий, построенный в 1821 г.
Монастырь владеет 420 дес. земли (из них 120 дес. подарены помещиком села Сахарна Иваном Хрисовергием еще в XVIII в.), фруктовыми садами, виноградником, хутором и пасекой, тремя водяными мельницами и достаточным количеством рогатого скота и овец.
Игумен, монахов 11, послушников 4.
К нему приписан:
53. Городищенский Успенский пещерный мужской монастырь (скит), в прибрежных скалах правого берега Днестра, близ существовавшего некогда укрепления Городище, в 12 в. от Сахарнянского монастыря.
Время основания точно неизвестно; вероятно, существовал подобно другим пещерным обителям, высеченным в скалах, еще в XIII в. Полагают, что он был возобновлен в 1756 г., когда вотчинник логофет Радул Раковиц подарил его молдавскому Добровецкому монастырю; в 1842 г. вся земля скита была отобрана Киприановским монастырем, а скит был приписан к Сахарнянскому монастырю.
Храмов два:
1) Успенский – в скале, древний, расширенный в 1765 г.;
2) на вершине скалы.
Скиту принадлежат два виноградника, фруктовый сад и водяная мельница.
54. Фрумошский Успенский заштатный общежительный мужской монастырь на возвышенности близ р. Икела, в 12 в. от станции Калараш Юго-Западных железных дорог, в 40 в. от Оргеева. Название свое (от слова «фрумос» – «красивый») получил за живописное местоположение.
Основан в 1807 г. резешами села Бравич Ефремом (впоследствии схимонах Евфимий) и Иордакием Юрками и Григорашем и Антиохом Сапотянами.
Храмов каменных два:
1) летний Успенский, построенный при основании монастыря в 1851 г., на месте прежнего деревянного;
2) зимний, построенный в 1861 г.
Монастырь владеет 1720 дес. земли (из них 211 дес. бесспорно, а об остальных была тяжба, ничем не решенная в 1882 г.).
Игумен, монахов и послушников 70.
55. Цыганештский Успенский заштатный общежительный мужской скит близ села Цыганешт, в версте от р. Икел, в 24 в. от Оргеева. Полагают, что основан в 1741 г. боярином Лукою Деукою, выстроившим здесь деревянный храм для христиан, укрывавшихся от татарских набегов.
Храм один каменный, Успенский, построенный в 1846 г. на месте прежнего деревянного.
Скит имеет 50 дес. земли, несколько водяных мельниц и фруктово-виноградных садов и 2 дома в Кишиневе.
Игумен, монахов 7, послушников 6.
Сорокский уезд56. Каларашевский Успенский заштатный общежительный мужской монастырь близ селения Каларашевк и местечка Атаки, в 54 в. от уездного города Сороки, в полуверсте от р. Днестр (в 2 в. от города Могилев-Подольский, станция Юго-Западных железных дорог).
Был первоначально скитом, принадлежавшим молдавскому монастырю Св. Саввы, преклоненному Св. Гробу Господню; с 1813 г. скит (впоследствии переименованный в монастырь) стал самостоятельным.
Храмов каменных два:
1) холодный в честь Успения Божией Матери (построен жителем Могилева-Подольского Хаджи Марко Доничем и освящен в 1782 г.);
2) теплый во имя св. Митрофана Воронежского (построен в 1853 г.).
При монастыре имеется каменная гостиница для богомольцев.
Монастырь владеет 300 дес. земли (преимущественно леса), фруктовым садом, виноградником и пасекой.
Игумен, монахов 18, послушников 3.
Женские
Оргеевский уезд57. Шабский (или Жабский) Вознесенский заштатный общежительный мужской монастырь при селе Шабка, в 3 5 в. от уездного города Сороки, на скалистой возвышенности, в 200 саж. от р. Днестр.
Основание монастыря относится к середине XVII в., когда пришедший сюда из молдавского скита Делены иеромонах Иезекиль основал здесь пещерный скит в скале; в 1700 г. пришедший оттуда же иеромонах Феодосий нашел пещерный скит заброшенным вследствие татарских набегов и выстроил его на теперешнем месте; в 1818 г. скит был переименован в монастырь.
Храмов три каменных:
1) соборный в честь Вознесения Господня (построен в 1825 г. дворянином Константином Андроновичем);
2) теплый во имя св. архистратига Михаила (построен в 1849 г. на средства кишиневского чиновника Михаила Лобова);
3) вне монастыря, под вершиной горы, в каменной скале, в честь Воздвижения Креста Господня (древний, возобновлен в 1852 г.).
При монастыре имеется каменная, крытая гонтом гостиница для богомольцев, стекающихся сюда не только из Бессарабии, но и далеко из-за Днестра. Монастырь владеет 910 дес. земли, виноградниками, фруктовыми садами, обширным огородом, пасекой, двумя водяными мельницами и хутором с разными хозяйственными постройками (в 4 в. от монастыря).
Архимандрит, монахов 18, послушников 7.
Кишиневский уезд58. Варзарештский Димитриевский заштатный общежительный женский скит, у селения Варзарешты, на косогоре, при потоке Синешты, в 62 в. к зап. – сев. – западу от Кишинева, в 3 в. от почтовой станции Ниспорены и в 20 в. от станции Быковец Юго-Западных железных дорог.
Принадлежит к числу древнейших в Бессарабии; в грамоте молдавского воеводы Александра Доброго от 1420 г. упоминается под именем разоренного татарами «Кишноверзарева монастыря». Первоначально был мужским монастырем. В 1770 г. возобновлен проин-протопопом Константином Макареско и отцом его, священником Власием (в иночестве Варлаамом). В 1815 г. обращен в женский скит.
Храмов два:
1) теплый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы (построен в 1868 г.);
2) холодный – во имя св. вмч. Дмитрия Солунского (построен в 1863 г.).
В ските находится местночтимая Варзарештская икона Божией Матери (перенесенная в 1840 г. из Рудянского скита).
Церковно-приходская школа с 1872 г. Больница для монашествующих. Скит владеет 206 дес. земли и 47 дес. леса.
Игуменья, монахинь 28, послушниц указанных 12 и неприукаженных 40.
К нему приписан:
59. Рудянский женский скит в Кишиневском уезде. Приписан в 1846 г. к Варзарештскому скиту по ветхости зданий и недостатку средств.
60. Речульский Рождество-Богородичный заштатный общежительный женский скит, при сел. Речуле, в долине, идущей к юго-западу от р. Икела, в 26 в. от Оргеева и в 6 в. от станции Калараш Юго-Западных железных дорог.
Основан в 1797 г. священниками села Пашканы Андреем и Иоанном Ронжа и первоначально был мужским. В 1811 г. сюда переведены инокини из уничтоженного Мановского скита (близ Курковского монастыря).
Храмов два:
1) соборный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (построен в 1800 г. и возобновлен в 1845 г.);
2) теплый во имя св. Николая Чудотворца (построен в 1822 г., возобновлен в 1870 г.).
Церковно-приходская школа.
Скит владеет 495 дес. земли и виноградником (при сел. Питушке).
Игуменья, монахинь 50, послушниц 26.
61. Таборский Успенский заштатный общежительный женский скит при деревне Табор, в ущелье, на косогоре близ р. Ватин, в 20 в. от Оргеева. Название свое, по преданию, получил от слова «табор» («толпа»), ввиду того что неприступная местность, на которой расположен скит, была при этом и убежищем для христиан, скрывавшихся от набегов татар.
Основан или в 1784 г. помещиком Георгием Руссо, или в 1779 г. его ватавою (приказчиком) Дарием Карпом и первоначально был мужским; в 1815 г., по распоряжению экзарха Гавриила, в него были переселены инокини бывшего женского скита «Фонтина – Доамней», находившегося также в Оргеевском уезде.
Храмов каменных два:
1) холодный в честь Успения Божией Матери (построен в 1828 г.);
2) теплый во имя Св. Троицы (построен в 1857 г.).
Скит владеет 89 дес. земли, занесенными на план; остальные значащиеся за ним 196 дес. не размежеваны с соседними владениями.
Игуменья, монахинь 54, послушниц 27.
62. Хировский (или Чуровский) Николаевский заштатный общежительный женский скит в лесу при ручье, в 10 в. от Оргеева.
Об основании скита не имеется точных сведений. Предание говорит, что здесь существовал мужской Хировский скит, истребленный пожаром в 1803 г. В 1805 г. скит был возобновлен и населен инокинями женского скита Гертоп, который бедствовал по неимению земли.
Храм один, каменный, во имя св. Николая Чудотворца (построен в 1836 г. начальницей скита схимонахиней Елисаветой и иеромонахом Феодором). В притворе храма похоронена монахиня Пелагия (жена воеводы Иоанна Каллимаха).
Игуменья, монахинь 47, послушниц 25.
Сорокский уезд63. Кошелевский Успенский заштатный общежительный женский скит на косогоре при р. Черной, в 7 в. от Добрушского монастыря и в 40 в. от уездного города Сороки.
Основан в 1790 г. жительницей села Котюжаны Марией Токаносовой (в иночестве Митродора).
Храм один, каменный, в честь Успения Божией Матери (построен в 1841 г. старанием духовника архиерейского дома архимандрита Никандра и сестры его схимонахини Ирины, начальницы скита).
Скит владеет 60 дес. земли.
Игуменья, монахинь 45, послушниц 14.
5. Виленская губерния
Литовская и Виленская епархия
Монастырей:
мужских 5;
женских 2;
всего 7.
Монашествующих:
мужчин 65;
женщин 90;
всего 155.
Мужские
Город Вильна64. Виленский Свято-Духов необщежительный мужской монастырь
1-го класса в самом городе (узловая станция Либаво-Роменской и Петербургско-Варшавской железной дороги), в южной части его, на Островоротной улице, на правой стороне въезда в город через Острые ворота.
Учрежден при Свято-Духовской церкви (построенной Виленским Троицким братством в 1597 г.) иноками православного Троицкого монастыря, насильственно переданного в 1609 г. базилианам (причем братство было переименовано в Свято-Духовское и перенесло в монастырь свою типографию, училище и богадельни); первоначально был подчинен константинопольскому патриарху; с 1686 г. был ставропигиальным московского патриарха; по высочайшему указу, данному Священному синоду 19 мая 1797 г., причислен к 2-му классу; вскоре пришел в упадок, и с 1804 по 1821 г. все требы совершались белыми священниками; в 1812 г. был опустошен французами; в 1833 г. возведен в 1-й класс и возобновлен в 1837 г.; в 1845 г. оставлен в 1-м классе с назначением священно-архимандритом архиепископа Литовского и Виленского.
Храм один, каменный (построен в 1633 г. и обновлен последний раз в 1836 г.) – вверху во имя Сошествия Св. Духа, с левым приделом во имя св. царя Константина и Елены, внизу под главным алтарем пещерный храм во имя свв. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Свв. мученики были причислены к лику святых в начале или середине XV в.; мощи их находились в Никольской церкви города Вильны, в конце XVI в. были перенесены в Свято-Троицкий монастырь; в начале второй половины XVII в., при занятии Вильны войсками царя Алексея Михайловича, были перенесены в Свято-Духов монастырь и помещены в склепе под главным алтарем; в 1814 г. были обретены и с 1826 г. покоятся на вскрытии (сначала в главном храме, ас 1851 г. в устроенной тогда пещерной церкви их имени, в бронзовой вызолоченной раке, сооруженной в 1852 г.). В пещерном храме погребены: митрополит Литовский Иосиф Семашко (умер 23 ноября 1868 г.) и архиепископы Литовские: Александр Добрынин (умер 28 апреля 1885 г.) и Алексий Лавров-Платонов (умер 9 ноября 1890 г.).
В монастырской ризнице хранятся: четыре Евангелия в малый лист, из них три печатаны в Вильне при Свято-Духовском монастыре; Евангелие московской печати 1657 г.; напрестольный серебряный крест, пожертвованный в 1626 г. Марковскими; серебряный вызолоченный напрестольный крест, вышиною в 2 аршина, на серебряном пьедестале, устроенный в 1641 г.; серебряный вызолоченный напрестольный крест 52-й пробы, который в 1690 г. был пожертвован Иваном Ладыгиным в церковь Сошествия Св. Духа за Пречистенскими воротами в Москве; серебряный напрестольный восьмиконечный крест 70-й пробы, пожертвованный в 1691 г. Яном Рожкевичем; серебряный потир 78-й пробы 1594 г., который был вкладом царя Феодора Иоанновича в Московскую Зачатьевскую церковь в Зарядье в Китай-городе; пять серебряных потиров XVII в., пожертвованных в 1620 г. Василием Яцинкевичем и Варварой Захаревичевой, в 1620 г. Акилиной Дорофеевичевой и Екатериной Шитиковой, в 1642 г. Евтропием Зяловским, в 1645 г. Прокопием Дорофеевичем, в 1685 г. Григорием Сенчиллой и женой его Анастасией Соколовской.
В монастырской библиотеке имеются: требник Петра Могилы, в лист киевской печати 1646 г.; триодион, в лист черниговской печати 1665 г.; евхологион, или требник, в 8-ю долю листа виленской печати 1697 г.; более 40 книг киевского, черниговского, почаевского, московского и петербургского изданий XVIII в.
Кроме этого, множество древних редких изданий на славянском, русском, польском, греческом, латинском, французском и английском языках; из них особенно замечательны: Vitae Plutarchi в лист, базельское издание 1553 г.; Kasania Slcargi, краковское издание 1595 г.; Opera Iohannis Cassiani, лионское издание 1606 г.; Iohannis Piscatoris commentaria, нарбонское издание 1613 г.; Лексикон славяно-российский Памвы Берынды, киевское издание 1627 г.; Лествица преп. Иоанна на славянском языке, московское издание 1647 г.; Lux Evangeliorum, кельнское издание 1655 г.; Библия, московское издание 1663 г.; Ключ разумения, львовское издание 1665 г.; Magnum speculum exemplorum, кельнское издание 1684 г.; История Стрыйковского на польском языке, напечатанная готическим шрифтом в Кролевце в 1582 г. Там же хранятся 98 рукописных грамот, привилегий и разных монастырских актов.
Монастырь получает из казны 5730 руб.
Монастырем управляет архиепископ Литовский и Виленский (священно-архимандрит монастыря).
Наместник, иеромонахов 8, иеродиаконов 4, послушников 35.
С 1922 по 1939 г. монастырь находился на территории Польши и вместе со всей Виленской епархией был в составе Польской православной церкви. В пределах послевоенного СССР обитель не только осталась открытой, но и благоустроилась. 13 июля 1946 г. состоялось торжественное возвращение мощей святых виленских мучеников в монастырь, где с тех пор этот день торжественно отмечается. В 1982 г. восстановлен и освящен придел во имя апостола Иоанна Богослова в главном храме, тогда же был оборудован лифт на колокольне, а также благоустроен братский корпус.
После распада СССР, при митрополите Виленском Хризостоме, соборный храм Святого Духа был основательно обновлен. В 1996–1997 гг. произвели капитальный ремонт перекрытий пола главного храма, деревянные балки заменили металлическими, а пол выложили керамическими плитками. Одновременно расширили пещерную церковь и сделали к ней два входа. Внутри и снаружи церковного здания провели косметический ремонт. В июле 1997 г. отмечался 400-летний юбилей монастыря и 650-летие со времени убиения виленских мучеников. В 1993 г. в Свято-Духовом монастыре открыта общедоступная библиотека духовной литературы, насчитывавшая ко второй половине 2000-х гг. около 13 000 томов. На территории монастыря в заново отстроенном здании разместилось управление Виленской епархии, резиденция правящего архиерея, священноархимандрита Свято-Духова монастыря.
65. Виленский Свято-Троицкий необщежительный мужской монастырь 3-го класса (с 1845 г.) в самом городе, близ Острой брамы (или Острых ворот).
Время основания его неизвестно с точностью (Троицкий храм был выстроен при литовском великом князе Ольгерде в середине XIV в., на месте мучения свв. Антония, Иоанна и Евстафия); существовал уже в 1490 г.; в 1514 г. храм представлял развалины и был возобновлен князем Константином Острожским; в 1584 г. при монастыре образовалось Свято-Троицкое братство, имевшее свою типографию, училище и богадельню; в 1609 г. монастырь был обращен в униатский; в 1839 г. поступил в православное ведомство; в 1845 г. в него была переведена духовная семинария из местечка Жировиц (Гродненская губерния). С тех пор настоятелями монастыря становятся архимандриты – ректоры семинарии.
Храм один каменный во имя Св. Троицы, с приделом во имя св. Иоанна Богослова (устроен в 1896 г.). В храме имеется местночтимая Виленская икона Божией Матери (принесенная в Вильну великой княгиней Литовской Еленой Ивановной, дочерью великого князя Московского Иоанна III в 1495 г.).
Монастырь получает из казны 1840 руб. и от оброчных статей 1313 руб. в год.
Архимандрит, монахов 7, послушников 9.
66. Архиерейский дом. В самом городе.
Виленский уезд67. Загородный архиерейский дом в Тринополе, в 3 в. от города Вильны, при р. Вилии. Приписан к архиерейскому дому в 1146 г.
Храмов каменных два:
1) домовый;
2) кладбищенский в честь Успения Божией Матери (построен в 1850 г.). Земли имеется 2,31 дес. усадебной, 6,49 дес. огородной, 162,51 дес. пахотной, 9,62 дес. сенокосной, 108,5 дес. под лесом и 88, 61 дес. неудобной.
Ошмянский уезд68. Борунский мужской монастырь, приписной к Виленскому Свято-Духову монастырю, в местечке Боруны. Основан в 1692 г. при построенном тогда деревянном храме местным помещиком Николаем Песляком по случаю прославления местночтимой Борунской иконы Божией Матери и был униатским; в 1833 г. обращен в православный; с 1835 по 1845 г. здесь помещалось Борунское духовное училище; в 1874 г. был упразднен и приписан к Виленскому Свято-Духову монастырю; с 1886 г. в нем открыто отделение Свято-Духова монастыря.
Храм один, каменный (построен в 1700 г.) в честь Покрова Божией Матери, с приделом на восточной стороне во имя преп. Онуфрия Великого (главный алтарь обращен к северо-востоку). В храме находится местночтимая Борунская икона Божией Матери; при ней 218 старинных медных и серебряных привесок. Школа грамоты. Земли имеется 245 дес. (пахотной, сенокосной и усадебной) и 80,2 дес. леса.