Полная версия
1100 православных монастырей Российской империи
К нему приписан:
8. Николаевский Новоземельский мужской скит на острове Новая Земля в Ледовитом океане, в становище Малые Кармакулы, в 1500 в. от Архангельска. Разрешен к учреждению Святейшим синодом в 1882 г.; основан в 1889 г. В скиту имеется храм во имя св. Николая Чудотворца (освящен 19 сентября 1888 г.). Церковная школа для самоедских детей. С 22 апреля 1894 г. скит получает из казны 1000 руб.
Игумен и псаломщик.
Более семи лет назад командование и жители поселка Белушья Губа попросили епископа Архангельского и Холмогорского Тихона прислать священника. А в феврале 1999 г. в военном городке Белушья Губа появился отец Иннокентий. По причине постоянной неблагоприятной погоды было решено церковь устроить в самом поселке, для этого выделили большое помещение, первый этаж в жилом доме – бывшее кафе.
9. Пертоминский нештатный общежительный мужской монастырь в 118 в. к северу от губернского города Архангельска, на восточном берегу У некой Губы Белого моря, в 2 в. от У неких Рогов (сообщение с Архангельском на пароходах и карбасах), в 10 в. от деревни Красная Гора (почтовое отделение).
Основан в 1617 г. иноком Александро-Свирского монастыря Иоасафом на месте погребения прпп. Вассиана и Ионы, соловецких иноков, утонувших в Белом море в 1561 ил и 1566 г.; в 1655 г. приписан к Онежскому Крестному монастырю; в 1675 г. вновь стал самостоятельным; в 1764 г. был упразднен; в 1778 г. был восстановлен под именем заштатного монастыря, а в 1861 г. был переименован в общежительный монастырь.
2 июня 1694 г. монастырь посетил император Петр I, застигнутый бурей во время путешествия из Архангельска в Соловки. 5 июня в присутствии императора архиепископ Афанасий свидетельствовал мощи прпп. Вассиана и Ионы, которые были вынуты из земли и положены в Преображенском храме (где они находились до 1814 г., ас 1814 по 1899 г. в Зосимо-Савватиевскомхраме). В память избавления от гибели Петр I собственноручно устроил деревянный крест в сажень высотою и поставил его на том месте, где вышел на берег. С 1805 г. этот крест находится в Архангельском городском соборе. На подножии креста рукою Петра I была вырезана надпись на голландском языке: DAT KRUIS MAKEN KAPTEIN PITER VAN А СНТ. 1694. (Этот крест сделал капитан Петр в лето Христово 1694.)
Храмов четыре:
1) деревянный в честь Преображения Господня (построен в 1679–1680 гг., освящен 28 сентября 1684 г.);
2) каменный в честь Успения Божией Матери (построен в 1683–1692 гг.) с приделом во имя прпп. Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев (построен в 1899 г. и освящен 30 сентября 1899 г.);
3) каменный во имя прпп. Зосимы и Савватия (построен в 1807–1814 гг. и освящен 26 июня 1814 г.);
4) деревянный в честь Воздвижения Креста Господня (построен в 1894 г. и освящен 12 июня 1894 г.).
Мощи прпп. Вассиана и Ионы (с 1899 г.) покоятся в серебряной раке (устроенной в 1864 г.) в приделе их имени. Празднования им совершаются: 12 июня в день памяти и 5 июня в день обретения мощей их (в 1694 г.). Крестные ходы совершаются из монастыря в Воздвиженскую церковь 5 июня, 14 сентября и 17 октября.
Гостиница для богомольцев (с 1869 г.). Спасательная станция на западном Яренгском Рогу (с 1897 г.). В монастыре имеются: конный и скотный дворы, ветряная мельница, кирпичный завод, кузница. Монастырь владеет 1 дес. 2010 кв. саженями усадебной и около 5 дес. пахотной земли, сенокосным участком в 25 дес., лесным участком в 900 дес. и рыболовными тонями. С основания монастыря настоятелями его были то строители, то игумены.
Игумен, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 6 монахов, 6 послушников указных и 37 проживающих на испытании.
Упразднен в 1920 г. На месте бывшего монастыря в конце 1920-х – начале 1930-х гг. появился населенный пункт Коммуна им. Сталина, позже ставший поселком Пертоминском.
Кемский уезд10. Соловецкий Преображенский ставропигиальный общежительный мужской монастырь 1 – го класса на Белом море, на западном берегу Соловецкого острова, в 300 в. от Архангельска (путь по р. Северной Двине и Белому морю). Сообщение с Соловками поддерживается тремя путями: первый – через Архангельск, куда прибывают по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге, а из Архангельска в монастырь и обратно с начала навигации до июля ходят три монастырских винтовых парохода: второй – через Сумский Посад (90 в. по морю на монастырском пароходе), куда идет от города Повенца на расстояни и 180 в. почтовая дорога; третий – через город Онегу (откуда 180 в. по морю). Кругом вся Соловецкая обитель обнесена крепостной оградой из огромных камней, построенною иноком Трифоном в 1584–1594 гг. на монастырские деньги; по верху ее идет крытый ход, по углам восемь башен с бойницами.
Соловецкий монастырь. Слева направо; Успенский собор, колокольня, Никольская церковь, часть купола Троицкого собора, Святые ворота с Благовещенской церковью, Спасо-Преображенский собор
Монастырь основан в 1429 г. Савватием, поселившимся вместе с преп. Германом близ Секирной горы, в 10 в. от нынешней обители; в 1436 г. по смерти Савватия (умер 27 сентября 1435 г.) вместе с Германом (умер 1479 г.) поселился преп. Зосима (умер 17 апреля 1478 г.).
Соловецкая обитель два раза была истреблена почти до основания пожаром от молнии – в 1485 и 1538 гг.; в начале XVII в. ей несколько раз, но безуспешно, угрожали разорением шведские войска; с 1657 г. в обители по поводу непринятия исправленных патриархом Никоном церковных книг возникли смуты среди приверженных расколу иноков, закончившиеся упорным неповиновением церковной и гражданской власти и открытым мятежом, который московское правительство подавило вооруженной рукой, взяв монастырь приступом в январе 1676 г. после семилетней осады; 6 и 7 июля 1854 г. во время Крымской кампании обитель бомбардировали английские военные суда. В 1761 г. после секуляризации монастырских имений в Соловецком монастыре была учреждена ставропигия, и он был подчинен ведению Московской Святейшего синода конторы.
Храмов каменных семь.
Внутри монастыря:
1) соборный Преображенский трехъярусный, заложен в 1558 г. игуменом св. Филиппом, освящен 6 августа 1566 г.; в нем пятиярусный резной иконостас, устроенный в 1697 г. (в 1860–1861 гг. был вновь вызолочен на полимент), с пятью приделами: южным во имя собора Св. архистратига Михаила и четырьмя в третьем ярусе, под угловыми главами: во имя 12 апостолов, во имя 70 апостолов, во имя преп. Феодора Стратилата и во имя преп. Иоанна Лествичника;
2) соборный Троицкий Зосимо-Савватиевский (построен в 1859 г., иконостас поставлен в 1861 г.) с двумя приделами: правым во имя прпп. Зосимы и Савватия (где почивают их мощи в древних деревянных раках с серебряными лицевыми крышками) и левым во имя св. князя Александра Невского, и с особым храмом внизу, во имя преп. Германа (где почивают мощи его под спудом, а поверх могилы стоит бронзовая пустая рака (кенотафий);
3) соборный Успенский (начат в 1552 г., освящен в 1557 г. игуменом св. Филиппом). С двумя приделами над сводами: в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во имя св. Димитрия Солунского, и с особым храмом под братской трапезой в честь Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1859 г.);
4) Никольский (первоначально деревянный, в 1577 г. возобновлен, в 1834 г. перестроен на каменный);
5) больничный, во имя св. Филиппа, митрополита Московского, на южной стороне монастыря (построен в 1798 г. на месте прежнего деревянного) с приделом в честь иконы Знамения Божией Матери (устроен в 1859 г.);
6) над святыми вратами, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (построен и освящен в 1601 г.).
Вне монастыря:
7) кладбищенский во имя преп. Онуфрия, в полуверсте от монастыря (построен в 1822 г.). Кроме мощей прпп. Савватия, Зосимы и Германа, в обители находятся под спудом мощи преп. Иринарха игумена (1614–1626), в часовне под Александро-Невским приделом Троицкого собора.
Святыни Соловецкой обители:
1) Нерукотворный образ Спасителя над святыми вратами, написанный в 1624 г. вследствие особого откровения, бывшего преп. Елеазара;
2) икона Знамения Божией Матери над западным входом в Преображенский собор, раненная двумя бомбами при нападении английской эскадры в 1854 г.;
3) в самом соборе у южной колонны, Сосновская икона Божией Матери, явившаяся на сосне в 15 в. от монастыря;
4) словенская икона Божией Матери, пред которою молился св. Филипп митрополит (стоит над ракой, где хранились его мощи до перенесения в Москву в 1652 г.); на обороте надпись: «Моление игумена Филиппа»;
5) в Троицком соборе Деисус на трех досках, пожертвованный св. Филиппом митрополитом (над раками прпп. Зосимы и Савватия);
6—7) в алтаре Троицкого собора две аналойные иконы, вклад св. Филиппа митрополита, – преп. Варлаама Хутынского и св. 40 мучеников;
8) над царскими вратами в Успенском соборе икона Успения Божией Матери, пожертвованная в 1715 г. царевной Марией Алексеевной;
9) Запечная (или Хлебенная) икона Божией Матери, явившаяся св. Филиппу во время его молитвы в хлебопекарне (находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы).
К местным богослужебным установлениям принадлежат:
1) 7 июля строгий пост в воспоминание бомбардирования англичанами в 1854 г.; после литургии совершается акафист пред мощами прпп. Зосимы и Савватия, без канона;
2) 4 декабря панихида по родителям преп. Зосимы;
3) 23 декабря соборная панихида по родственникам св. Филиппа митрополита. Крестные ходы совершаются:
4) 2 февраля по крепостной стене;
5) 25 марта по крепостной стене;
6) в неделю Ваий перед литургией после 7 часов по крепостной стене;
7) в понедельник, среду и пятницу Светлой седмицы по крепостной стене;
8) в неделю всех святых к часовне Св. Филиппа на берегу гавани, в память перенесения мощей св. Филиппа в Москву;
9) 8 июля после литургии по крепостной стене, в память избавления обители от бомбардировки англичан в 1854 г.
Вид Соловецкого монастыря с суши. Фото С. Прокудина-Горского. 1915 г.
В ризнице, находящейся под Никольским храмом, хранятся следующие предметы, замечательные по древности или ценности: напрестольные Евангелия: пергаментное XIV в., писанное полууставом в лист, дар св. Филиппа митрополита; рукописное, дар новгородского митрополита Исидора в 1609 г.; рукописное XVI в., дар князя Димитрия Михайловича Пожарского в 1613 г. (верхняя доска обложена серебром, на среднике распятие с четырьмя предстоящими); рукописное, келаря Троице-Сергиевой лавры Александра Булатникова; печатное, дар последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Кольнишевского в 1801 г.; печатное, на александрийской бумаге в лист, в кипарисных досках, обложенных золоченым серебром, весом в 2 пуда 20 фунтов, устроено на монастырские деньги, стоит 2435 руб.; напрестольные кресты, из моржовых зубов с резьбой, упоминаются в описи 1514 г.; каменный, из кельи преп. Савватия; золотой, весом в 76 золот., с мощами, вклад царя Иоанна Грозного в 1558 г.; золотой, весом в 2 фунта 62 золот., с мощами, вклад царя Иоанна Грозного в 1562 г. «по своих благородных чадех царевичех Иване и Феодоре»; резной из масличного дерева, с изображениями Распятия и 12 праздников, вклад патриарха Филарета Никитича в 1 627 г.; из масличного дерева, с мощами, вклад царевны Марии Алексеевны в 1715 г.; богослужебные сосуды и церковные вещи: деревянный потир преп. 3осимы; серебряные вызолоченные потир, ковш, два блюда и два кадила – вклад св. Филиппа; золотой потир с чернью и каменьями, весом в 5 фунтов, вклад патриарха Иоасафа I в 1638 г.; серебряный потир и серебряный вызолоченный ковш, вклад царя Михаила Феодоровича в 1638 г.; серебряный ковш царя Алексея Михайловича; два серебряных ковша Петра I; серебряное вызолоченное кадило, устроенное при преп. Иринархе игумене в 1616 г.; серебряная вызолоченная ладоница с крышкою в виде одноглавой церкви, дар патриарха Филарета; водосвятная серебряная чаша, вклад князя Василия Феодоровича Скопина-Шуйского в 1586 г.; серебряная чаша, вклад боярина Димитрия Ивановича Годунова в 1592 г.; складной серебряный вызолоченный кубок, дар царя Иоанна Грозного в 1583 г.; серебряное блюдо, дар царя Феодора Иоанновича; церковные облачения: риза преп. Зосимы из белого полотна с оплечьем из шелковой материи, данная ему при посвящении новгородским архиепископом Ионою; риза св. Филиппа из камки; риза Александра Булатникова, келаря Троице-Сергиевой лавры; разные вещи: шерстяная темного цвета покрышка шубы св. Филиппа; небольшой каменный колокол, сделанный при преп. Зосиме; железное клепало его времени, упоминаемое в описи 1514 г.; сабли князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и князя Димитрия Михайловича Пожарского; серебряная кружка соловецкого старца Стефана, бывшего казанского царя Симеона Бекбулатовича; грамоты и письма: грамота новгородского архиепископа Ионы и бояр на вечное владение Соловецкими островами, на пергаменте с свинцовыми печатями; грамота о том же, данная в 1479 г. великим князем Иоанном III, с серебряной чеканной печатью; две вкладные записи новгородской посадницы Марфы Борецкой на владение несколькими участками земли, данные на имя игумена Ионы и преп. Зосимы; грамота новгородского митрополита Никона в 1651 г. о преимуществах соловецких настоятелей в церковном служении; четыре письма св. Филиппа митрополита из Москвы к соловецкой братии; письма св. Димитрия, митрополита Ростовского, игумену Фирсу.
Рукописи: Лавсаик в честь преп. Зосимы; Апостол св. Филиппа; Правила свв. апостолов, дар царя Иоанна Грозного в 1545 г.; Иосиф Флавий, дар царя Иоанна Грозного. В библиотеке имеется, кроме того, более 200 грамот и указов царских, до 300 грамот патриарших, митрополичьих и около 4000 книг (сверх этой цифры более 1300 старопечатных книг передано в Казанскую духовную академию).
Один из корпусов внутри стен обители представлял с 1718 г. тюрьму, куда до последнего времени ссылались (с 1835 г. только по высочайшему повелению, состоявшемуся после доклада обер-прокурора Святейшего синода) лица, виновные в преступлениях против веры. В подземную тюрьму заключение происходило с конца XVII в., а в «келью молчательную» еще ранее, со времен царя Иоанна Грозного. Осенью 1903 г., по почину военного министра (ныне главнокомандующего сухопутными и морскими силами на Дальнем Востоке в войне с Японией) А.Н. Куропаткина, тюрьма была уничтожена, и теперь на месте ее устраивается больница с церковью для монашествующих и богомольцев.
Среди лиц, заключенных в былые годы в тюрьме, назовем: игумена Троицкой лавры Артемия (в 1554 г.), тамбовского епископа Игнатия (в 1701 г.), кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Кольнишевского (с 1776 по 1801 г.), игумена Троицкого Селенгинского монастыря Израиля (в 1834 г.), основателя «Десного братства» капитана артиллерии Ильина (в 1859 г.).
Кроме многочисленных каменных и деревянных часовен, на Соловецком и прилежащих островах (Анзерском, Большом и Малом Муксальмских, Большом и Малом Заячьих и Кондострове) находятся следующие монастырские учреждения: три гостиницы для богомольцев; два дома для годовых богомольцев (вкладчиков и трудников); школа для детей трудников (ежегодно до 150 человек); конный двор; школы – живописная, столярная, прядильная, каменотесная, слесарная, малярная, бондарная, переплетная, портняжная, чеботарная; кузница, чугунолитейная, красильная и кожевенная мастерские; амбары для хлебных припасов; лесопильная водяная мельница и сарай для теса; кирпичный, гончарный, смолокуренный, дубильный и свечной заводы, воскобелильня; баня для мирских рабочих; три купальни для богомольцев на Святом озере (одном из 442, имеющихся на Соловецком острове); при том же Святом озере док, где строятся парусные суда и винтовые пароходы. На выставке Северного края в Ярославле осенью 1903 г. находилась витрина Соловецкого монастыря, останавливавшая внимание посетителей овощами и семенами из соловецких огородов, выращенными под 65° сев. широты, несмотря на самые неблагоприятные условия, благодаря стойкому трудолюбию иноков.
Монастырь получает из казны 1360 руб. 15 коп.
Общежительный устав существует в Соловецком монастыре со времени преп. Зосимы и подтвержден в полной силе указом Святейшего синода от 23 декабря 1765 г. Настоятельство с основания монастыря было игуменское; 2 марта 1651 г. была учреждена архимандрия. Тогда же по указу царя Алексея Михайловича и грамоте митрополита Новгородского Никона дарованы были первому архимандриту Илии и его преемникам и ныне остающиеся за ними преимущества в церковном служении: митра, палица, набедренник, архиерейский жезл с сулком, рипиды, осеняльные сети (дикирий и трикирий), ковер, мантия со скрижалями.
Архимандрит, монахов 147, послушников 77.
В 1920 г. монастырь был упразднен советской властью. В 1923 г. в стенах обители был создан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) ОГПУ. Лагерь был закрыт в 1939 г., на Соловках был организован Учебный центр Северного флота (Школа юнг). В 1967 г. был создан филиал Архангельского краеведческого музея, реорганизованный в 1974 г. в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время. В 1990 г. состоялось решение Священного синода о возобновлении Соловецкой обители, через два года начались реставрационные работы в скитах и пустынях обители. Святейший патриарх Алексий II освятил великим архиерейским чином храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского в 2001 г. Главный Спасо-Преображенский собор был освящен великим архиерейским чином в 2007 г. архиепископом Орехово-Зуевским Алексием. Восстановлена деятельность скитов. Монастырем на государственные средства и средства, пожертвованные благодетелями обители, проводятся ремонтно-реставрационные работы.
Соловецкий монастырь всегда имел свою флотилию. Ныне, как и прежде, перевоз припасов с побережья и доставку паломников осуществляют монастырские суда, вместительные катера «Святитель Николай» и «Святитель Филипп», «Святой Анзер», самоходные баржи «Преподобный Зосима» и «Голгофа», несколько плашкоутов. В течение паломнического сезона с июня по сентябрь обитель предоставляет ежедневное бесплатное питание паломническим группам. В 2010 г. был учрежден патриарший попечительский совет Соловецкого монастыря.
Обитель имеет следующее месторасположение: Соловецкие острова, Набережная бухты Благополучия, корп. № 7, Соловецкое поселение, район Приморский в Архангельской области. От архангельского аэропорта Васьково в летний период один раз в сутки делает вылет самолет Л-410, а далее пешком до священного скита. Из г. Кемь до храмовой гавани отправляется теплоход, время пути которого составляет около 2,5 часа. От г. Северодвинска, что на острове Ягры, также отправляется теплоход, время в пути около 10 часов.
К нему приписаны:
11. Спасо-Вознесенский заштатный общежительный мужской скит на
Соловецком острове, на Секирной горе, в 10 в. от монастыря. Храм один, каменный двухэтажный, с 2 престолами: вверху в честь Вознесения Господня, внизу в честь чуда св. архистратига Михаила в Хонех (построен в 1860–1861 гг.). На колокольне с 1862 г. поставлен маячный фонарь, который виден морякам на 60 в. со всех сторон.
Монахов 3, послушников 2.
12. Савватиевский заштатный общежительный мужской скит (или пустынь) на Соловецком острове, в 3 в. от Спасо-Вознесенского скита и в 13 в. от монастыря, на месте первоначальных подвигов прпп. Савватия и Германа. Храм один, каменный, в честь Смоленской иконы Божией Матери (построен в 1856 г. и освящен в 1860 г.). В храме находится икона Божией Матери Одигитрия, принесенная на Соловецкий остров преп. Савватием.
Монахов 17, послушников 8.
13. Троицкий Анзерский заштатный общежительный мужской скит на Анзерском острове, в 21 в. от монастыря (14 в. от монастыря до урочища Реболда, оттуда морем 4,5 в. до урочища Кеньга, а от этого урочища 2,5 в. опять сушей до скита). Основан в 1620 г. преп. Елеазаром (умер 13 января 1656 г.).
Храм один, каменный, во имя Св. Троицы, с приделом во имя св. Михаила Малеина. В храме почивают под спудом мощи преп. Елеазара. На северо-западной косе острова Троицкая спасательная станция.
Монахов 6, послушников 3.
14. Голгофо-Распятский заштатный общежительный мужской скит на
Анзерском острове, в 4,5 в. от Троицкого скита, на горе Голгофа. Основан в 1714 г. иеросхимонахом Иисусом (от имени Иисуса Навина, в иночестве Иов, в мире иерей Иоанн, духовник Петра I).
Храмов два:
1) каменный холодный в честь Распятия Господня, с теплым приделом Успенским;
2) деревянный в честь Воскресения Христова, под горой, перенесенный сюда в 1833 г. с горы. В Успенском приделе Распятского храма на левой стороне почивают под спудом останки иеросхимонаха Иисуса (умер 6 марта 1720 г.).
Монахов 8, послушников 6.
В 1923–1939 гг. на территории скита располагалось отделение Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). Часть из находившихся здесь заключенных были православными и католическими священниками. Также здесь содержались женщины-уголовницы, больные венерическими заболеваниями, наркоманки, проститутки, воровки. Общее количество заключенных в бывшем Голгофо-Распятском ските составляло около 300 человек. В феврале 1929 г. здесь скончался от тифа священномученик архиепископ Воронежский и Задонский Петр (Зверев).
В 1994 г. у подножия горы Голгофа был установлен поклонный крест в память православных иерархов, содержавшихся в заключении на Анзерском острове. В 1998 г. был построен небольшой келейный корпус, в котором летом проживали монахи Соловецкого монастыря. В 2000 г. были обретены мощи преп. Иисуса Анзерского. К 2001 г. отреставрирован Воскресенский храм у подножия горы Голгофа, к 2008 – каменный храм Распятия Господня на вершине.
15. Сергиево-Радонежский заштатный общежительный мужской скит на Большом Муксальмском (или Муксоломском) острове, в 10 в. от монастыря, учрежден в 1900 г. Храм один, каменный, во имя преп. Сергия Радонежского (построен в 1873–1876 гг. на средства купца г. Починок (Нижегородской губернии) Михаила Ивановича Шапошникова. Скотный двор.
Монахов 3, послушников 2.
16. Филипповская (или Иисусова) заштатная общежительная мужская пустынь на Соловецком острове, в 2 в. от монастыря. Храм один, деревянный, в честь иконы Божией Матери Живоносного источника (построен в 1856 г. на месте бывшей часовни). В храме имеется резное изображение Спасителя, сидящего в темнице, устроенное св. Филиппом митрополитом в 1565 г., в бытность его здесь игуменом Соловецкого монастыря.
Монах 1.
17. Андреевская заштатная общежительная мужская пустынь на Большом Заячьем (или Заяцком) острове, в 6 в. от монастыря. Храм один деревянный во имя св. Андрея Первозванного (построен в 1702 г. по повелению Петра I, посетившего Соловки и стоявшего здесь с флотом из 13 кораблей и 4000 человек войска).
Монах 1, послушник 1.
Кольский (Александровский) уезд18. Трифонов-Печенгский заштатный общежительный мужской монастырь в 128 в. от заштатного города Колы, при впадении р. Печенги в Печенгскую губу. Для удобства сообщения с Архангельском поблизости от монастыря устроена почт. – телегр. станция, а в Печенгской губе имеет постоянную остановку один из пароходов Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства – «Св. Трифон».
Главное здание Грифонов-Печенгского монастыря в Луостари
Первоначально монастырь был основан в половине XVI в. преп. Трифоном, просветителем лопарей (умер 15 декабря 1583 г.). Преп. Трифон был погребен в основанной им пустыни, в 25 в. от монастыря. В 1590 г. шведы сожгли храм Успения Божией Матери, где почивали под спудом мощи преп. Трифона; затем пришли в самый монастырь и убили 51 монаха и 6 5 мирян (послушников и монастырских слуг). В 1591 г. царь Феодор Иоаннович велел вновь построить монастырь, но уже не на прежнем месте, а близ г. Колы, за р. Колою. Обитель была хорошо устроена, обеспечена, и царскою грамотою подтверждены все прежние права ее. В 1619 г. монастырь сгорел и потом был снова выстроен уже в самом г. Коле. В 1701 г. Кольско-Печенгский монастырь, как он назывался тогда, был приписан к архиерейскому дому. В этом положении монастырь существовал до 1764 г. и был окончательно упразднен, так как к этому времени пришел в полный упадок. В 1883 г. 15 декабря в Лапландии и во всей Архангельской губернии торжественно праздновалось 300-летие со дня кончины преп. Трифона. С этого времени в местном духовенстве более усилилось еще раньше возникшее желание возобновить монастырь. В 1886 г. указом Святейшего синода возобновление монастыря было поручено братии Соловецкой обители. 16 июля 1886 г. прибыли на место кончины преп. Трифона, где находился старый храм в честь Сретения Господня (построенный в 1707 г.), 11 соловецких иноков. В 1896 г., по получении разрешения Святейшего синода, иноки перенесли главный монастырь на прежнее место, в 25 в. к северу, к обител и 116 мучеников, убитых шведами.