bannerbanner
Лихие девяностые по-нижегородски. Эпоха глазами репортёра
Лихие девяностые по-нижегородски. Эпоха глазами репортёра

Полная версия

Лихие девяностые по-нижегородски. Эпоха глазами репортёра

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 8

Главный редактор «Роман-газеты» В. Ганичев, кстати, выразился по этому поводу более художественно: «Мафиозные структуры с хрустом поворачивают голову государства».

Справка для читателя: ранее генерал А. Стерлигов работал в 6-м управлении Совета Министров СССР, по долгу службы курируя экономику, должен был бороться с мафией.

А. Стерлигов предложил заморозить цены, установить госзаказ на уровне 70 проц. с постепенным его снижением, сохранить все военные базы на территории бывшего СССР, в том числе и в Прибалтике. Под аплодисменты зала он предложил потребовать отстранения Президента России Б. Ельцина с его правительством – «только это избавит страну от гражданской войны».

Страшно напугал С. Шатохин из института славяноведения, делая доклад о национальной стратегии безопасности России. Латвия вот-вот оттяпает кусок русской земли и выйдет на дальние подступы к Подмосковью, Германия продала Турции 9 боевых кораблей. Как бы турецкий султан опять не пошел войной на Россию и не устроил бы Черноморскому флоту Цусиму. Чтобы этого не произошло, надо срочно создавать военный союз с Черногорией и Словакией, иначе славянский этнос будет обречен. И вообще России надо возрождать имперское мышление. А если же мы отдадим Курилы японцам, то территориальные претензии к России предъявят Китай и мусульманские страны. Уже возродилась идея Бабура!

Профессор Е. Кузнецов, высказав мысли о русском культурном строительстве, подчеркнул, что русская культура – это наша последняя крепость. Главным в ней должны быть православие, семья и школа. Семья – наиболее слабое звено, школа пока функционирует, но и над ней сгущаются тучи, а православные церкви надо все открыть. Русская семья должна быть моногамной (не как у мусульман), и в паспортах вместо слова «русский» надо писать «великоросс».

К. Анучин, президент Нижегородской биржи, выступил с экономической концепцией русского предпринимательства:

– То, что сегодня происходит в экономике страны, – это процесс искусственный, им руководят. Рыночная экономика не стала рыночной, ей это законодательно и организационно не позволяют. Государство и предприниматели должны органично дополнять друг друга. Предприниматели должны не разрушать существующую экономическую модель, а естественным путем заполнять имеющиеся в ней ниши. Чтобы оказывать влияние на мировую экономику, нам никуда ничего везти не надо, достаточно поднять и развить свою экономику.

Чем не второй Кузьма Минин Константин Анучин! Предложил собору один из выступающих и кандидата на роль князя Д. Пожарского – генерала А. Макашова. Возражений не последовало.

Из выступлений делегатов собора:

– В стране действует «пятая колонна», это инструмент политики США, она орудует в высших эшелонах власти… Мы уже сателлиты США… Россией правят временщики и негодяи… Страна функционирует в режиме катастрофы… Государь, держава, дума, городской голова, старосты – к этому надо возвращаться…

Сообщение председательствующего: от вице-президента России А. Руцкого поступило приветствие собору и наилучшие пожелания.

Н. Лысенко, лидер Российской республиканско-национальной партии:

– Белая гвардия сделала первый выстрел в той борьбе, в которой мы победим! Никаких автономий в России!

И вот уже ставятся более конкретные задачи:

– Здесь должна начать формироваться программа действий. Как сменить власть? У нас нет рычагов власти. Как их взять? Надо сформировать свое, теневое правительство. Создавать свою пирамиду власти!

Какую же? Стоило только одному из делегатов обмолвиться, что Николай II как государь был ничтожество, монархическое большинство собора подняло такой свист и гвалт – святых выноси! Когда представитель движения «Трудовая Москва» обратилась было к собору: «Товарищи!» – ей мягко, дама все же, заметили, что товарищей здесь нет. Это на Тамбовщине…

А. Илюничев, координатор Союза русских националистов, предложил начать с организации забастовки всех русских во всех республиках бывшего СССР. Чтобы, значит, аборигены осознали, кто действительно работает, русские или они, и запросились бы обратно под крылья или под подол матушки России.

Слушали и об аграрных вопросах. Делегат А. Гусев, похвалив политику А. Столыпина, сказал, что «сейчас дотировать надо только кормилицу, мать нашу, корову», колхозы не торопиться распускать, помогать и фермерам и монастырские владения надо возрождать.

От казачества выступил наказной атаман сибирского войска В. Дорохов. Пожаловался, что планы возрождения казачества блокируются прессой. Гм, интересно, в 15-17-м веках стали бы обращать казаки внимание на газеты, если бы умели читать. Неужели, прочитав «Куранты» или «Огонек», не пошли бы за Ермаком?

Выступающие сменяют один другого, страсти не остывают. Вот уже и крики: «Ельцина на рельсы!», «Мы сами его повесим!» Робкие призывы: «Надо жить по Евангелию!» И под аплодисменты уверенное: «Здесь создается русское единство!»

Жаль, что президиум не обрывал ораторов с явно провокационными лозунгами, демагогов, да и просто болтунов и недалеких людей, давая тем самым дискредитировать благородные цели русской соборности.

В перерыве короткое интервью с председателем движения Русское национальное единство, председателем «Славянского собора» А. Баркашовым:

– В Москве конгресс, здесь собор, где же истинные патриоты?

– Цель того конгресса – подрезать патриотическое движение. В его руководстве много бывших русофобов, они ориентированы на прозападный путь развития России. Тот конгресс финансировался теми, кто защищал «Белый дом». Мы хотим добиться единства русского народа по национальному, экономическому и сословному признаку, все взаимоуравновесим. Сейчас взять власть мы не готовы, но государству развалиться не дадим. А власть в России должна быть национальной.

Приступили к обсуждению подготовленных документов. Собор принял 9 резолюций и обращений, важнейшее из которых – конституционным путем требовать отставки Б. Ельцина и его правительства. Решили провести и кампанию по выявлению врагов и растлителей русского народа. Обсудили концепцию программы действий Русского национального собора, которая исходит из положения, что в XX веке существует мировой заговор против России, и как следствие его – трагическое положение русской нации. Альтернатива нынешнему курсу России – соборность.

К. Анучин дал такую оценку работе собора:

– Мы за один день сделали больше, чем ДДР за всю свою жизнь.

Так что есть еще люди, которые берутся починить «старую русскую телегу…».

«ПАМЯТЬ» – НЕ ПАРТИЯ!

Трехэтажный дом неподалеку от станции метро «Добрынинская» в Москве. На первом этаже – продуктовый магазин, на втором – опорный пункт охраны правопорядка, а весь третий занимает штаб-квартира Национально-патриотического фронта «Память». Цель визита к председателю генерального совета НПФ «Память» Д. Васильеву вижу в том, чтобы узнать его отношение к манифестациям на Манежной площади и у «Белого дома», уточнить его позиции, взгляды на происходящее в России.

В дверях – рослый парень в черной рубашке и в портупее. Встретиться с Д. Васильевым не так-то просто: в очереди журналисты из Греции, Франции, Финляндии, должны подъехать с телевидения. Все расписано по минутам.

– Я доложу, – сказал адъютант. И через минуту: – Примет; подождите немного.

На стене в прихожей – огромная карта с черными значками. Нетрудно догадаться, что они означают связи с дружественными «Памяти» организациями. Значки – по всей карте, вплоть до Уругвая. В комнате сразу бросается в глаза большой портрет царя Николая II. Кисти, пожалуй, И. Глазунова. Много фотографий и предметов старой России, чувствуется, что здесь с уважением относятся к идее монархии.

Вот и сам Дмитрий Дмитриевич Васильев, человек, имеющий репутацию ярого антисемита. Ярлыков на него навешано много.

– Например, газета «Золотое кольцо» обвинила меня в поддержке ГКЧП, – говорит Дмитрий Дмитриевич. – Подал на нее иск в суд на 40 тысяч рублей. Они признали, что неправы. Я поддержал заявление ГКЧП, а не этих людей, что не одно и то же.

За всю историю «Памяти», кстати, не было случая, чтобы кто-то подал на нее в суд, обвиняя в антисемитизме или разжигании национальной вражды. Это бесполезно, потому что таких фактов, считает Д. Васильев, просто нет. Как и невозможно доказать, что «Память» – это шовинисты, фашисты или экстремисты.

– Дмитрий Дмитриевич, как вы оцениваете смысл конгресса гражданских и патриотических сил России?

– Это попытка перехватить патриотическое знамя, причем теми, кто рядился сначала в патриотические одежды, потом – в демократические. В патриоты хотят записаться те, кто всего год назад оплевывал прошлое России и настоящих. Организаторы конгресса – это самозванцы. Ни в каких манифестациях «Память» участвовать не будет, это ничего не дает народу, кроме того, митинги правительство может использовать для провокаций.

Адъютант Д. Васильева во время нашей беседы то и дело просит его включить радиотелефон. Звонят не только из разных городов России, но и из-за границы. Просят встречи журналисты, звонят сторонники, друзья. Интересно наблюдать, как разговаривает Д. Васильев. С одними – не очень выбирая выражения, режет чисто по-русски: «Это продавшиеся сволочи… подонки… прихвостни… пораженцы… антимонархисты». Способен мгновенно переключиться, и можно услышать речь высокообразованного человека, умеющего говорить классическим русским языком.

– Если не остановить распад государства, начнется война. И начнут ее, как ни странным может показаться, не униженные и угнетенные, а те, кто угнетает. Чтобы истребить патриотически мыслящих людей. Из патриотов просто сделают уголовников, их в концлагеря, которые давно готовы, сажать будут не по политическим мотивам, а по уголовным статьям. Поэтому мы не должны дать себя спровоцировать.

– Что же намерена делать «Память»? Есть ли у вас программа?

– Программы у нас нет и быть не может, мы не партия, а часть народа. Какая у народа может быть программа? Главное – опираться на традиции нашего народа. Надо созвать земский собор, он и решит судьбу и будущее России. А нынешнее правительство – там все как с ума посходили, ни тактического, ни стратегического мышления… Мы никаких обещаний не даем. Нужен просто свободный труд – это и есть свобода, чтобы человек сам, без посредников, мог бы распоряжаться результатами своего труда. А банкиры – это бандиты, нынешние биржи – только воздух гоняют. О каком рынке можно говорить, если в стране все товары в дефиците?

– Вы готовы повести за собой народы России?

– Народ должен разобраться во всем сам. Мы не рвемся к власти. Сейчас мы занимаемся мобилизацией сил, отдали приказ духа… А что народ – мы и так уж ему все разжевали и в рот положили. Граблями по… его на борьбу за свою же жизнь еще гнать?

– Дмитрий Дмитриевич, на ваш взгляд, что из себя представляет сегодня настоящее патриотическое движение?

– Представьте себе лес, в котором со свечами в руках, закрыв их ладонями – от ветра и поэтому не видя друг друга, блуждают люди. Но если посмотреть на этот лес сверху!

Из беседы с Д. Васильевым выяснилось, что ныне Националь-но-патриотический фронт «Память» – это серьезная организация. Есть структуры – ополчения, своя газета, радиостанция.

– Мы никого не призываем к себе, люди сами к нам приходят. Мы воины, а не пансион благородных девиц, – сказал Д. Васильев.

– Дмитрий Дмитриевич, слышал, что в «Памяти» раскол, ушла большая группа Баркашова.

– Баркашов проповедует идеи национал-социализма, это убежденный нацист, язычник, поэтому мы и вывели его из состава генсовета. А людей с ним ушло немного.

– Были вопросы о земле, равенстве, братстве…

– Земля продаваться не должна! Как можно продавать землю, омытую кровью наших предков? Передавать ее с правом наследования! Люди не могут быть равны между собой, ибо все разные, мы равны только перед Богом! Братство? Со слугами дьявола?..

Свое интервью Д. Васильев закончил такими словами:

– Надо жить по-русски, коль русским родила земля…

Сложное впечатление осталось от встречи с этим человеком… Личность – безусловно, талантлив – да. Честен, прям, отличный организатор. Судить о его взглядах по короткому интервью, скоропалительно не стоит. Взыскательно его оценивать нужно по делам.

22.02.92 г.

КАЗАК-92

Белые папахи и черные мундиры с красными кантами и лампасами, нагайки, обращение друг к другу: «Батько! Атаман!» Нет, это не кино, и форма на этих людях не бутафорская, а настоящая. И собрались они на настоящий казачий круг.

Побывать на нем довелось накануне работы Конгресса гражданских и патриотических сил в Москве в начале февраля. Атаманы, представители восьми казачьих войск, собрали круг, чтобы обменяться взглядами, выработать общую позицию.

Какие же они, сегодняшние казаки? Записываю в блокнот главные мысли из выступлений атаманов…

– Казаки должны быть вне государства… Цель конгресса – задушить демократическое движение… Надо держаться подальше от политических лидеров всех мастей… Коммунисты разыгрывают национальную карту… Россию один раз уже погубила атаманщина… Нацисты с помощью коммунистов придут к власти… На зарубежье вся надежда!… Мы не можем не поддержать национальные силы России… Нельзя делить казаков на чистых и нечистых… В Северном Казахстане казаки, как бараны, отданы на заклание исламу… Никаких республик не должно быть внутри России… Нужна Кубанская казачья республика!.. Надо объединить казаков Юга России в государство!.. Давайте попытаемся еще раз поддержать Ельцина, а не будет справляться – попросим его уйти… Я за Ельцина свою грудь под пули подставлять не буду!… Я «Белый дом» защищал, 52 гектара земли от Ельцина получил… Он кость вам бросил!… Давайте еще раз дадим Ельцину кредит доверия…

Когда уже расходился казачий круг, слышу, как говорит один атаман: «Такие у нас казаки есть, что сам бы их из пулемета пострелял», «За что?» – опешил я. «А красюки все…»

В общем, как в романах М. Шолохова: и сейчас есть среди казаков Гришка Мелехов, Михаил Кошевой, Митька Коршунов и даже Дарья с Аксиньей. Нет у них главного – единства. Одни переживают из-за этого, другие упрямо стоят на своем, не хотят идти на компромиссы.

Запомнилось выступление на конгрессе казачки с Дона Л. Гориной:

– Казаки – это супернация! Пока казачество под коммунистами, Россия будет жить, как на вулкане. Надо произвести смену казачьих атаманов! Создать казачью гвардию! Белое казачество просит Ельцина взять нас под свое командование!

Правда, потом атаманы крепко поговорили с этой казачкой, но все-таки ее выступление свидетельствует о явном расколе среди казачества.

В глубь веков уходит история казачества. Было это особое сословие, добровольно взявшее на себя защиту границ России. Но с самого начала оно было неоднородно. Всегда были голытьба и старшина. Не вычеркнуть из истории России Ермака и Хабарова, Разина и Пугачева. Атаман Платов же был верным слугой царя.

За красными пошли в гражданскую войну Буденный, Думенко и Миронов, за белыми – Шкуро и Мамонтов, Дутов и Семенов. Все они любили Россию, и каждый дрался за нее, но за свою Россию.

В наше время казачество возрождается. И форма, нагайки – не только колорит прошлого, это образ жизни. Да, действительно в некоторых регионах юга страны казаки постепенно завоевывают авторитет, есть немало случаев, когда население, где даже не преобладают казаки, просит их брать власть и управление. Чтобы навели, наконец, порядок. И немало уже примеров, когда они его наводят. Подчас нагайками.

За кем же пойдет казачество сегодня? Это очень важный вопрос, особенно если учесть, что такие органы власти и государства, как МВД, КГБ, армия, все более теряют свою силу и влияние.

В 1917 году казаки не поддержали Корнилова, в 1991-м – гэкачепистов. Но останутся ли они в стороне сегодня в случае возникновения подобных политических ситуаций? Конечно, как в 1905 году, пороть нагайками питерских рабочих они не будут, не то время, но если какая-то сила в стране возьмет их под свое влияние, нагайками дела не ограничится. В штабе казаков в Москве пришлось увидеть не только старинные знамена, но и пулемет. Да и казаки там подобрались крутые. Иные нисколько не скрывали, что они белые.

Но довелось познакомиться и с другими – выдержанными, рассудительными, воплотившими в себе лучшие качества казаков.

Многое сейчас зависит от позиции казачества, оно набирает силу.

14.03.92 г.

ФЛАГИ ТОЛЬКО КРАСНЫЕ

Воскресенье 15 марта, 10.30, площадь Ленина… Митинг, организованный Социалистической партией трудящихся, ВКПБ и РКРП, посвящен годовщине референдума, на котором 76 процентов граждан бывшего государства, от Камчатки до Балтики, высказались за существование обновленного СССР.

Сильный пронизывающий ветер заставил людей отойти от памятника Ленину к гостинице «Центральная». Собравшиеся, около пятисот человек, в основном люди в годах, но много и молодежи. Трепещут на ветру красные флаги. Лозунги – «Мы – граждане СССР», «Демократы обманули народ!». Не было на митинге ни одного трехцветного флага, из лозунгов, поддерживающих нынешнее правительство, – только один, у какой-то развеселой бабули: «Я верю Ельцину! Коммунистов к ответу». Плакат этот кто-то порвал, но бабуля, похоже, не только не огорчилась, а даже обрадовалась и долго стояла с разорванным плакатом, демонстрируя тем самым, какие они злые, эти коммунисты.

Некоторые газеты собирающихся на митинги под красными знаменами стали называть «красно-коричневыми». Кто же, например, из нижегородцев эти самые «коричневые»? Сормовский рабочий Д. Игошин? Ботаник, мухи не обидит, И. Мининзон? Инженер, известный среди знатоков классической музыки председатель клуба филофонистов В. Ковель? Ветераны, раздавившие в 45-м коричневых в Берлине и отдавшие лучшие годы жизни производству? Этих людей можно и нужно понять. Они проголосовали на референдуме 17 марта 1991-го за СССР, а сейчас его нет. Почему? Кто виноват в этом? Для них все ясно: виновато нынешнее правительство России, правительство «криминального и иностранного капитала». Но легче всего крикнуть: «Измена» – и указать врага, обвинять кого-то…

Среди собравшихся на митинг то и дело вспыхивали яростные споры. Люди убеждали друг друга, что надо восстановить СССР.

– А как вы его будете восстанавливать? Силой? Если в Прибалтике и на Украине уже не хотят жить по-старому, – возразил один мужчина.

– Ты кооператор! – был ему ответ группы пенсионеров.

Из представителей других партий и организаций никто не выступал, не слышно было и голосов народных депутатов.

А что же «третья сила», то есть патриотические организации? В последнее время в городе они заявляли о своем существовании уверенно. Как же отнеслись они к митингу в защиту СССР? А в общем-то никак. Потому что патриоты, оказывается, не видят принципиальной разницы между «коммуняками» и «дерьмократами». Позиция той обезьяны, наблюдающей с горы, как в долине дерутся два тигра.

Более часа шли жаркие споры и выступали ораторы. Митинг принял резолюцию поддержать делегатов YI чрезвычайного съезда народных депутатов СССР, которые должны выступить за восстановление Союза.

17.03.92 г.

ПРИКАЗАНО ТОРГОВАТЬ?

Указом Президента России свобода торговли разрешена

Да, свободно торговать чем угодно и где угодно теперь можно. Только у нас как: любое постановление, указ или вообще не выполняются, или доводятся до абсурда.

Давайте пройдемся, например, по исторической Большой Покровке. Днем здесь, особенно на Театральной площади, постоянно стоят несколько автомашин с заезжими коробейниками. Торговля с колес – в буквальном смысле слова.

Явно надолго обосновался автобус с товарами. На замечание, что не мешало бы пока выключить двигатель – на всю улицу выхлопные газы, водитель и ухом не повел. Ассортимент у коробейников не сказать чтобы широкий, в основном «колониальные» товары, цены – тоже не ниже рыночных. Покупатели приглядываются. Напротив драмтеатра продают вареную колбасу, свежие огурцы, сигареты, торты. Продавцов нисколько не смущает мусор под ногами, покупателей – тоже.

Вот возле универмага с капота автомашины народный умелец предлагает ярко раскрашенных кошечек и собачек из глины. Невольно вспомнилось рекламное восклицание Г. Вицина из кинофильма «Операция Ы»: «Граждане! Внедряйте культурку! Прибивайте картины на сухую штукатурку!» Обильно накрашенная мадам с сигаретой во рту охотно демонстрирует бюстгальтер, заслоняя им Дмитриевскую башню. Никого это не смущает.

Впрочем, стоит ли удивляться обилию торгующих на Большой Покровке, если и в гардеробе Дома Советов предприимчивые кооператоры выставили на продажу баулы, чемоданы и прочие товары. Хотя, кстати, по тому же Указу о свободе торговли, в административных зданиях это и запрещено.

Говорят, что в Москве сейчас торгуют все и всем буквально везде, разве что на Красной площади пока еще нет коробейников. Но почему мы должны брать любой пример со столицы?

Да, город наш славится как «карман России», но в Нижнем раньше для торговли отводились все-таки специальные места. Не поверю, что торговали, где душа пожелает. Элементарное чувство культуры все-таки было.

А порядок навести на Большой 11окровке несложно. Надо только помнить, что автомашинам на пешеходной улице находиться запрещено. И торговлю вести следует не с деревянных ящиков, а из киосков.

18.03.92 г.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ФРАНЦУЗА В РОССИИ

Француз начинает понимать, что в нашей стране много законов, и у всех они свои – у мэрии, парламента, районов… Потом оказывается, что законы противоречат друг другу, а инструкция – закону.

– Представьте себе человека, имеющего 100 миллионов, страстно любящего Россию и искренне желающего ей помочь, – так начал свой рассказ мсье Доминик Моне, директор Московского представительства Парижского национального банка.

Мсье Моне – один из крупнейших специалистов в мире, работа которых в том и заключается, чтобы банковскими инвестициями помогать развитию промышленности в других странах. Он закончил три университета, дважды кандидат наук, а его банк входит в десятку крупнейших в мире и финансирует проекты в промышленности.

– Но этот человек, – продолжает мсье Моне, – ничего не знает о России, кроме того, что видел иногда по телевидению. Он так любит Россию, что стремится туда попасть как можно быстрее. В таможне аэропорта Шереметьево его спрашивают: «А виза у вас есть?» – «А что это такое?» До этого французу приходилось бывать во многих странах, визы нигде не спрашивали, даже в Таиланде, Нигерии. Приходится возвращаться во Францию за визой. В советском консульстве ему говорят: «Чтобы получить визу, нужно приглашение от кого-нибудь из России». Требуется связаться с кем-нибудь из России, но связи нет до 12 часов ночи. Наконец в Москве никак не могут найти факс, чтобы послать во Францию приглашение. Очередь в консульстве – надо ждать два дня.

Наконец виза и приглашение в кармане, куплен второй раз билет до Москвы. Таксист в Шереметьево предупреждает: «До гостиницы – сто долларов». Согласен. В «Интуристе» выясняется: чтобы попасть в гостиницу, требуется и разрешение от милиции.

Очень скоро французский банкир начинает понимать, что для него самое страшное в России – потерять заграничный паспорт.

Чтобы начать вести дело в России, требуется купить комнату или здание. Чиновник отвечает, что не знает, как это можно сделать. Банкир идет к юристу. Юрист куда-то ушел, другой в США на стажировке, третий говорит: «Ситуация не ясна». Оказывается, в стране много законов, и у всех свои – у мэрии, парламента, районов. У юриста нет времени читать новые законы, так много их выходит. Наконец выясняется, что нужный закон есть, но к нему нет инструкции. Потом оказывается, что законы противоречат друг другу, а инструкция – закону. Более того, решения Гайдара противоречат решениям Хасбулатова. И никто не знает, какие законы следует выполнять и какие инструкции.

Наконец встреча с советником президента. Он говорит: «Нам хотелось бы получить 200 миллионов на строительство завода по производству соды». – «Где вы собираетесь строить завод?» – «Не знаю». – «Сколько человек на нем будет работать? Какое будет оборудование? Транспортные возможности? Какое сырье? Знаете ли вы рынок?» Советник президента ничего этого не знает.

«Под какие гарантии вы берете деньги?» – «Гарантия – наше сырье». – «Где оно? Как я смогу его вывозить? По каким законам?» Ничего неизвестно.

Скоро француз начинает понимать, что в нашей экономической системе так же трудно ориентироваться, как будто вы едете ночью в машине в тумане и в черных очках – не видите ни дороги, ни показаний приборов.

На страницу:
6 из 8