bannerbanner
Литературное наследие России
Литературное наследие России

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 6

После смерти князя Ярослава Мудрого (20 февраля 1054 года) сведений о жизни Илариона нет. В 1055—1056 году Киевским митрополитом был Ефрем. Можно лишь догадываться, что Иларион умер до смерти Ярослава Мудрого, или в 1053 – 1054 годах.

Несмотря на малочисленные факты биографии Иларион, митрополит Киевский, является автором первого русского литературно-философского произведения «Слово о Законе и Благодати», которое до сих пор является духовным наследием Русской Православной Церкви.


Список сочинений Илариона Киевского, митрополита Киевской Руси:


1. «Слово о Законе и Благодати» (между 1037 – 1050 гг.)

2. «Похвала кагану Владимиру» (дата неизвестна)

3. «Молитва» (дата неизвестна)

4. «Исповедание (Изложение) веры» (дата неизвестна)

5. «Устав князя Ярослава Владимировича» (соавторство с Ярославом Владимировичем Мудрым, князем Киевским, 1051—1054)

6. «Поучение о пользе душевной к всем православным христианам» (авторство предположительно; дата неизвестна)

7. «Послание к брату столпнику» (авторство предположительно)

8. «Поученiе св. отца нашего Иларiона о отверженiи мiра (иноческаго ради житiя)»11 (авторство предположительно)

9. «Отъ наказанiя (сказанiя) св. Иларiона (великаго) къ новоначальнымъ мнихомъ»12 (авторство предположительно)

10. «Слово св. Иларiона, поученiе черньцемъ»13 (авторство предположительно)

11. «Поученiе великаго Иларiона»14 (авторство предположительно)

12. «Поученiе Иларiона великаго ко отрекшимся мiра»15 (авторство предположительно)

13. «Св. Иларiона великаго»16 (авторство предположительно)

14. «Слово св. отца Иларiона къ мнихомъ»17 (авторство предположительно)

15. «Святаго отца нашего Иларiона къ отрекшимся мiра Христа ради наказанiе»18 (авторство предположительно)


Избранная литература об авторе и его сочинениях:


1. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том первый. I. II. Лаврентьевская и Троицкая летописи». Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1846 год. Стр. 67, 68.

2. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению императорской археографической комиссией. Том четвертый. Часть первая. Новгородская четвертая летопись. Выпуск I». Петроград. Типография Я. Башмаков и К. 1915 год. Стр. 117.

3. «Полное собрание русских летописей. Том Шестой. Выпуск I. Софийская первая летопись старшего извода». Москва. Языки русской культуры. 2000 год. Ст. 181.

4. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Седьмой. VII. Летопись по Воскресенскому списку». Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1856 год. Стр. 332.

5. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Девятый. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью». Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1862 год. Стр. 83, 84.

6. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Пятнадцатый. Летописный сборник, именуемый Тверской летописью». Санкт-Петербург. В типографии Леонида Демиса. 1863 год. Ст. 150.

7. «Полное собрание русских летописей, издаваемое государственной археографической комиссией Российской Академии Наук. Том Пятнадцатый. Издание второе. Выпуск первый. Рогожский летописец». Петроград. 1922 год. Ст. 17.

8. Филарет «История Русской Церкви. Период первый. От начала христианства в России до нашествия монголов (988—1237г.)». Новое издание, пополненное и исправленное. Харьков. В университетской типографии. 1849 год. Стр. 76—79.

9. Макарий, епископ Винницкий «История Русской Церкви. Том I». Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук. 1857 год. Стр. 90—102.

10. Макарий, епископ Винницкий «История Русской Церкви. Том II». Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук. 1857 год. Стр. 1—7, 78—82.

11. Филарет, архиепископ Харьковский «Обзор русской духовной литературы 862—1720». Харьков. В университетской типографии. 1859 год. Стр. 13—15.

12. Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский«Историческое учение об отцах церкви». Том III. Санкт-Петербург. В типографии В. Безобразова и комп. 1859 год. Стр. 404—409.

13. С. Шевырев «История русской словесности» (Лекции). Часть вторая, содержащая столетия XI-е и XII-е. Издание второе, умноженное. Москва. В типографии Бахметева. 1860 год. Стр. 19—33.

14. И. Порфирьев «История русской словесности». Часть I. Древний период: Устная народная и книжная словесность до Петра В. Издание третье. Казань. В Университетской типографии. 1879 год. Стр. 344—349.

15. И.И.Срезневский «Древние памятники русского письма и языка (X – XIV веков)» (Общее повременное обозрение). Второе издание. Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1882 год. Ст. 18, 19.

16. Ф. Г. Калугин «Илларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения»/«Памятники древне-русской церковно-учительской литературы». Выпуск первый. Издание журнала «Странник», под редакцией проф. А.И.Пономарева/Санкт-Петербург. Типография С. Добродеева. 1894 год. Стр. 47—85.

17. Е. Голубинский «История Русской Церкви. Том I – Период Первый, Киевский или домонгольский. Первая половина тома». Издание второе, исправленное и дополненное. Москва. Университетская типография. 1901 год. Стр. 821, 841—846.

18. Н. Протопопов «Очерки по истории древне-русской письменности. От начала письменности до XVIII века». Издание второе. Москва. Издание книгопродавца М.В.Клюкина. 1902 год. Стр. 29—33.

19. Н. Никольский «Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X – XI века)». Корректурное издание. Издание Отделение русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. Государственная типография. 1906 год. Стр. 75—122.

20. Н.К.Гудзий «Хрестоматия по древней русской литературе XI – XVII веков». (Для высших учебных заведений). Издание пятое, исправленное и дополненное. Москва. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. 1952 год. Стр. 30—32.

21. «Российское законодательство X – XX веков. В девяти томах. Том I. Законодательство Древней Руси». (Ответственный редактор тома В.Л.Янин). Москва. Юридическая литература. 1984 год. Стр. 168.

22. «Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 1: XI – первая половина XIV века». (Ответственный редактор Д.С.Лихачев). Ленинград. Издательство «Наука», Ленинградское отделение. Академия Наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). 1987 год. Стр. 198—204.

23. Иларион «Слово о Законе и Благодати» (Реконструкция древнерусского текста Л. П. Жуковской; Вступление со статьей и комментарии В.Я.Дерягина, Комментарии А. К. Светозарского). Москва. ПИФ «Столица», НИЦ «Скрипторий», 1994 год. 146 стр.

24. Г. Подскальски «Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988—1237 гг)». Издание второе, исправленное и дополненное для русского перевода. Перевод А. В. Назаренко. Под редакцией К.К.Акентьева. Санкт-Петербург. Византинороссика: Санкт-Петербургское общество Византино-славянских исследовании. Subsidia Byzantinorossica. Том 1. 1996 год. Стр. 148—155.

25. «Письменные памятники истории Древней Руси» (Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания). Аннотированный каталог-справочник. Под редакцией Я.Н.Щапова. Российская Академия наук. Институт Российской истории. Серия «Россия в цифрах и документах». Санкт-Петербург. Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ». 2003 год. Стр. 175—181, 226—229.

26. «Памятники общественной мысли Древней Руси. Том 1: Домонгольский период» (Составитель, автор вступительной статьи и комментариев И.Н.Данилевский). Институт общественной мысли. Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века. Москва. Российская политическая энциклопедия. РОССПЭН. 2010 год. Стр. 174—190, 441—484.

Григорий дьякон

(Неизвестно – Неизвестно) (XI век)

Григорий дьякон – переписчик; составитель и автор послесловия «Остромирова Евангелия», которое составлено в 1056—1057 годах – рукописной книги, древнейшего памятника русской и мировой культуры.

Никаких биографических данных Григория дьякона не сохранились. Все сведения о нём имеются только в написанном им же послесловии: «Слава тебѣ, Господи, цесарю небесный, такъ какъ ты сподобилъ меня написать это евангелiе. Почалъ я его писать въ лѣто 6564-ое, а окончилъ его въ лѣто 6565. Написалъ-же евангелiе это рабу Божiю, нареченному во крещенiи Iосифъ, а мiрски Остромиръ, родственнику Изяслава-князя… который тогда держалъ обѣ власти – и отца своего Ярослава, и брата своего Володимира; самъ-же Изяславъ-князь правилъ столъ отца своего Ярослава, въ Кiевѣ, а столъ брата своего поручилъ править своему родственнику, Остромиру, въ Новѣгородѣ. Я, Григорiй дьяконъ, написалъ это Евангелiе… началъ же его писать мѣсяца октября 20-го… а окончилъ мѣсяца мая въ 12-ое число…"19. Из этого отрывка послесловия известно, что «Остромирово Евангелие» написано рукой Григория дьякона по заказу Новгородского посадника Остромира (в крещении Иосифа) в правление Киевского князя Изяслава Ярославовича (1024—1078). Работа начата 21 октября 1056 года и закончена 12 мая 1057 года.

Можно предположить, что Григорий проживал в городе Киеве, возможно, был переписчиком церковных книг. Остромир был родственником Киевского князя и погиб в походе около 1060 года. Судьба «Остромирового Евангелия» чудесна: она пережила пожары, нашествия орды, постоянно терялась и находилась в личных вещах частных людей. Сейчас «Остромирово Евангелие» хранится в Русской Национальной Библиотеке.


Список сочинений Григория дьякона:


1. Послесловие к «Остромирову Евангелию» (21.10.1056 – 12.05.1057)


Избранная литература об авторе и его сочинениях:


1. «Свѧтоıє єваnгєлнıє по Остромнровоу съннскоу». Hздаnıє Вѧшеслава Гаnкъı. Празъ. 1853 год. 204 стр.

2. И.И.Срезневский «Древние памятники русского письма и языка (X – XIV веков)» (Общее повременное обозрение). Второе издание. Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1882 год. Ст. 22—24.

3. П. Полевой «История русской литературы в очерках и биографиях». Часть I. Древний период. Пятое издание. Санкт-Петербург. Типография товарищества «Общественная польза». 1883 год. Стр. 12—14.

4. Н. Никольский «Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X – XI века)». Корректурное издание. Издание Отделение русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. Государственная типография. 1906 год. Стр. 479—481.

5. Ф. Буслаев «Русская хрестоматия. Памятники древней русской литературы и народной словесности с историческими, литературными и грамматическими объяснениями и с словарем». (Для средних учебных заведений). Издание десятое. Москва. Синодальная типография. 1907 год. Стр. 1—7.

6. «Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 1: XI – первая половина XIV века». (Ответственный редактор Д.С.Лихачев). Ленинград. Издательство «Наука», Ленинградское отделение. Академия Наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). 1987 год. Стр. 106, 107.

Лука Жидята, епископ Новгородский

(Неизвестно – 15.10.1059/1060)

Лука Жидята (Жирята) – священнослужитель, епископ Новгородский (1030/1033/1034/1036 – 1055; 1057/1058—1059/1060).

О дате и месте рождения, детстве, юности и отрочестве Луки Жидяты сведений нет. Биографические сведения о епископе Луке Жидяте незначительные и в разных летописных источниках датирование отличается друг от друга.

Поставление Луки Жидяты князем Ярославом, согласно Лаврентьевской летописи, произошло в 1034 году: «Въ лѣто 6542… Иде Ярославъ Новугороду, и посади сына своего Володимера Новѣгородѣ, епископа постави Жидяту»20. Эту дату подтверждают Ипатьевская, Софийская первая и Тверская летописи.

Новгородская третья летопись поставление на епископство Луки указывает 1030 год.

Никоновская летопись поставление на епископство Луки указывает 1033 год.

Новгородская четвертая летопись поставление на епископство Луки указывает на 1036 год.

Как видно из источников, разбег дат поставления Луки, по летописям составляет 7 лет: от 1030 до 1036 года.

Согласно Новгородской третьей летописи в 1045 году Лука участвует в заложении каменного храма святой Софии в Новгороде: «Въ лѣто 6553. Заложи великiй князь Владимиръ Ярославичъ… въ Великомъ Новѣградѣ церковь каменную святыя Софiи, при второмъ епископѣ Луки»21.

14 сентября 1050 года Лука Жидята освящает храм святой Софии в Новгороде согласно Новгородской четвёртой, Никоновской, Софийской первой и Тверской летописями.

В 1055 году согласно Новгородской второй летописи архиепископ Лука Жидята пострадал от клеветы своего холопа и осужден на три года митрополитом Ефремом в Киеве: «Въ лѣто 6563. Клевета бысть на архiепископа Луку отъ своего холопа Дудики, и изыде изъ Новагорода и иде къ Кiеву; и осуди мситрополитъ Ефремъ, и пребысть тамо три лѣта»22. (Это подтверждают Никоновская и Тверская летописи).

Через три года в 1058 году Лука возвращается епископом в Новгород, а его клеветник получает наказание по Новгородской второй летописи: «Въ лѣто 6566. Архiепископъ Лука прiа столъ свой въ Новѣгородѣ, и свою власть; Дудици же холопу оскомины бѣша, урѣзаша ему носа и руцѣ отсѣкоша, и сбѣже въ Нѣмци»23. (Это подтверждает Софийская первая, Тверская и Никоновская летописи).

Скончался Лука Жидята 15 октября 1059 года в соответствии с Новгородской второй, Новгородской третьей летописями: «Лука Жидята поставленъ бысть Новуграду епископомъ, и бысть лѣтъ 23, и положенъ бысть за святою Софѣею въ Новѣградѣ; а преставися идучи изъ Кiева на Копысѣ, мѣсяца октября въ 15 день»24.

В соответствии с Новгородской четвертой, Софийской первой, Никоновской и Тверской летописями Лука Жидята скончался 15 октября 1060 года.

Похоронен в Новгороде за храмом святой Софии Новгорода. В 1558 году мощи Луки Жидяты перенесены в Софийский собор.


Список сочинений Луки Жидяты, епископа Новгородского:


1. «Поучение архиепископа Луки к братьи» (Вложена в 1058 (6566) год в Новгородскую четвертую летопись).


Избранная литература об авторе и его сочинениях:


1. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том первый. I. II. Лаврентьевская и Троицкая летописи». Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1846 год. Стр. 65.

2. «Полное собрание русских летописей, издаваемое государственной археографической комиссией Российской Академии Наук. Том Второй. Ипатьевская летопись. Выпуск первый. Издание третье». Петроград. Первая Петроградская Трудовая Артель Печатников. 1923 год. Ст. 137.

3. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Третий. IV. Новгородские летописи». Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1841 год. Стр. 122, 179, 210—212.

4. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению императорской археографической комиссией. Том четвертый. Часть первая. Новгородская четвертая летопись. Выпуск I». Петроград. Типография Я. Башмаков и К. 1915 год. Стр. 114, 117, 118, 120.

5. «Полное собрание русских летописей. Том Шестой. Выпуск I. Софийская первая летопись старшего извода». Москва. Языки русской культуры. 2000 год. Ст. 177, 181, 183.

6. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Девятый. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью». Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1862 год. Стр. 79, 80, 83, 91.

7. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Пятнадцатый. Летописный сборник, именуемый Тверской летописью». Санкт-Петербург. В типографии Леонида Демиса. 1863 год. Ст. 146, 150, 152, 153.

8. Евгений (Болховитинов) «Словарь исторический. Том II – Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви». Издание второе, исправленное и умноженное. Санкт-Петербург. В типографии Ивана Глазунова и его иждивением. 1827 год. Стр. 10.

9. Макарий, епископ Винницкий «История Русской Церкви. Том I». Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук. 1857 год. Стр. 87—90.

10. Макарий, епископ Винницкий «История Русской Церкви. Том II». Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук. 1857 год. Стр. 12, 13.

11. Филарет, архиепископ Харьковский «Обзор русской духовной литературы 862—1720». Харьков. В университетской типографии. 1859 год. Стр. 13.

12. И. Порфирьев «История русской словесности». Часть I. Древний период: Устная народная и книжная словесность до Петра В. Издание третье. Казань. В Университетской типографии. 1879 год. Стр. 343, 344.

13. И.И.Срезневский «Древние памятники русского письма и языка (X – XIV веков)» (Общее повременное обозрение). Второе издание. Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1882 год. Ст. 16.

14. П. Полевой «История русской литературы в очерках и биографиях». Часть I. Древний период. Пятое издание. Санкт-Петербург. Типография товарищества «Общественная польза». 1883 год. Стр. 16—19.

15. И.Е.Евсеев «Поучение Луки Жидяты, архиепископа Новгородского»/«Памятники древне-русской церковно-учительской литературы». Выпуск первый. Издание журнала «Странник», под редакцией проф. А.И.Пономарева/Санкт-Петербург. Типография С. Добродеева. 1894 год. Стр. 7—24.

16. Е. Голубинский «История Русской Церкви. Том I – Период Первый, Киевский или домонгольский. Первая половина тома». Издание второе, исправленное и дополненное. Москва. Университетская типография. 1901 год. Стр. 811—813.

17. Н. Протопопов «Очерки по истории древне-русской письменности. От начала письменности до XVIII века». Издание второе. Москва. Издание книгопродавца М.В.Клюкина. 1902 год. Стр. 28, 29.

18. Н. Никольский «Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X – XI века)». Корректурное издание. Издание Отделение русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. Государственная типография. 1906 год. Стр. 144—149.

19. «Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 1: XI – первая половина XIV века». (Ответственный редактор Д.С.Лихачев). Ленинград. Издательство «Наука», Ленинградское отделение. Академия Наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). 1987 год. Стр. 251—253.

20. Г. Подскальски «Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988—1237 гг)». Издание второе, исправленное и дополненное для русского перевода. Перевод А. В. Назаренко. Под редакцией К.К.Акентьева. Санкт-Петербург. Византинороссика: Санкт-Петербургское общество Византино-славянских исследовании. Subsidia Byzantinorossica. Том 1. 1996 год. Стр. 155—157.

21. «Письменные памятники истории Древней Руси» (Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания). Аннотированный каталог-справочник. Под редакцией Я.Н.Щапова. Российская Академия наук. Институт Российской истории. Серия «Россия в цифрах и документах». Санкт-Петербург. Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ». 2003 год. Стр. 117—120.

22. «Памятники общественной мысли Древней Руси. Том 1: Домонгольский период» (Составитель, автор вступительной статьи и комментариев И.Н.Данилевский). Институт общественной мысли. Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века. Москва. Российская политическая энциклопедия. РОССПЭН. 2010 год. Стр. 197, 198, 494—499.

Григорий Философ

(Неизвестно – Неизвестно) (XI век)

Григорий Философ – монах-книжник из окружения митрополита Киевского Георгия II при князе Изяславе Ярославовиче, автор «Поучения на седмицу». Биографических данных о Григории Философе не сохранилось. Из заголовка «Поучения» известно, что Григорий приехал в Киев из Константинополя с митрополитом Георгием в 1061—1063 годах: «Въ лѣто 6570. Григориа Философа пришедшаго изъ Царяграда съ митрополитом Георгиемъ при князи Изяславѣ сына Ярославля словесъ седмь створено на ползу души по пѣнию параклития»25Российская Академия наук. Институт Российской истории. Серия «Россия в цифрах и документах». Санкт-Петербург. Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ». 2003 год. Стр. 120..


Список сочинений Григория Философа:


1. «Поучение на седмицу» (XI век)


Избранная литература об авторе и его сочинений:


1. Ю.Д.Рыков, А. А. Турилов «Неизвестный эпизод болгаро-византийско-русских князей XI в. (Киевский писатель Григорий Философ)»/Древнейшие государства на территории СССР». (Материалы и исследования. 1982 год). Ответственный редактор В.Т.Пашуто. Академия Наук СССР. Институт истории СССР/Москва. Издательство «Наука». 1984 год. Стр. 170—176.

2. «Письменные памятники истории Древней Руси» (Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания). Аннотированный каталог-справочник. Под редакцией Я.Н.Щапова. Российская Академия наук. Институт Российской истории. Серия «Россия в цифрах и документах». Санкт-Петербург. Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ». 2003 год. Стр. 120—123.

Георгий, митрополит Киевский

(Неизвестно – Неизвестно) (XI век)

Георгий – митрополит Киевский, предполагаемый автор произведения «Георгия митрополита Киевского. Стязание с Латиною вин числом 27».

О дате и месте рождения, детстве, юности и отрочестве Георгия сведений нет. Биографические сведения о митрополите Георгии незначительные. По рождению Георгий предположительно грек. Упоминается Георгии в следующих русских летописях.

В записи за 1051 год в Лаврентьевской летописи имеются сведения о приходе митрополита Георгия из Византии: «Въ лѣто 6559… иже бѣ пришелъ из Грекъ с митрополитом Георгiемъ»26.

В 1072 году митрополит Георгий участвует в перенесении мощей Бориса и Глеба в Вышгород из прежней церкви в новую: «Въ лѣто 6580. Пренесоша святая страстотерпця Бориса и Глѣба… митрополитъ же тогда бѣ Георги»27.

Запись за 1073 год свидетельствует об отправлении митрополита Георгия в Грецию: «Въ лѣто 6581… митрополиту Георгiю тогда сущю въ Грьцѣхъ»28. Все сведения полностью подтверждают Ипатьевская и Никоновская летописи.

На страницу:
2 из 6

Другие книги автора