Полная версия
Литературное наследие России
Литературное наследие России
Евгений Николаевич Казаков
Посвящается Русской Православной Церкви, которая является основоположником Великой Русской Литературы.
© Евгений Николаевич Казаков, 2018
ISBN 978-5-4485-3462-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Русская литература – что это? Если смотреть, с научной точки зрения, то это комплекс литературных произведений, написанных на древнерусском и русском языке. Но это просто термин, и он не объясняет истинную глубину, которая заключается в этом словосочетании. Русская литература не поддаётся простому терминологическому объяснению, и никогда не поддастся, пока в неё вложена часть нашей человеческой души. Своеобразие русской классической литературы – это душевное переживание, переплетение человеческих чувств, эмоций, вписанных в сюжет произведения в независимости от направления, о хорошем ли хочет донести до нас писатель или о плохом проявлении окружающей реальности.
Если спросить у любого человека, каких он знает знаменитых русских писателей, то, конечно, услышит ответ с перечислением таких гигантов литературы, как Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и этот список великих писателей можно продолжать и продолжать. Но если задуматься, то все перечисленные писатели жили и творили после XVIII века. А что было до этого времени? Каких писателей до XVIII века знает наша современность? Многих этот вопрос вводит в ступор. И вспоминая школьную скамью, в памяти всплывают слабые образы «Слово о полку Игореве», Нестора летописца… Да и то к этим образам добавить уже просто нечего.
Неужели человеческая душа была вложена в литературные произведения России только в XIX веке?
Нет, человеческая душа была вложена в произведения с первых страниц русской письменности, а гении русской литературы отшлифовали и заставили блистать тот бриллиант, который до сих пор называют Великой Русской Литературой.
Живя настоящим, нельзя забывать прошлое и особенно тех, кто начал этот трудный путь в литературный мир. Кто основал его и первым вложил в него частичку своей души, дал ему жить и, оставлял его следующему поколению, которое впоследствии умножало этот богатый опыт и также передавало дальше из века в век.
Эта книга о первооткрывателях русской литературы, писателях X – XIV века, которые являются основоположниками воплощения человеческой мысли в произведениях. И главным источником зарождения русской литературы является Русская Православная Церковь, которая всегда была, есть и будет душой Российского народа. Эта книга не является художественным произведением, а также не является энциклопедией или справочником. Данная книга – дань уважения людям, которые первыми открыли удивительный литературный мир нашему Русскому, Российскому обществу и первыми вложили в него духовный образ, который возвёл Русскую литературу на высокий мировой уровень.
Руководство по книге
В этой книге Вы не найдёте художественные произведения, здесь их нет. В этой книге представлены дошедшие до нас биографические данные первых русских писателей X – XIV века, основанные на русских летописных источниках, таких как Лаврентьевская летопись, Троицкая летопись, Ипатьевская летопись, Густинская летопись, Новгородская первая летопись, Новгородская вторая летопись, Новгородская третья летопись, Новгородская четвёртая летопись, Псковская первая летопись, Софийская первая летопись старшего извода (далее Софийская первая летопись), Летопись по Воскресенскому списку, Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью (далее Никоновская летопись), Рогожский летописец, Летописный сборник, именуемый Тверской летописью (далее Тверская летопись), Симеоновская летопись.
Источников проработано много, но это ещё не все летописные своды, которые были использованы для изыскания биографических фактов первых русских писателей. Если основываться на одной определённой русской летописи, то это просто не даст полного биографического описания. Взятые летописи охватывают тот нужный определённый временной интервал Древнерусского государства. Выбраны русские летописи, как древние, так и более поздние.
Кроме русских летописей, для изыскания биографических данных, использовались и сами произведения древнерусских писателей, где описывались факты из жизни исторических личностей. В работе также использовались и исследовательские труды виднейших российских и советских литературоведов.
Литературные справочники, энциклопедии в работе над книгой не использовались. Нет особого доверия, и не использовались в работе разнообразные интернет-ссылки, где часто описанные «факты», даты не подкреплены официальными источниками. Зачастую на таких сайтах указывается год рождения человека, который даже не зафиксирован в летописных источниках. Или доходит до смешного, фиксируют, что год рождения писателя неизвестен, а в конце биографии описывают год смерти и возраст покойного.
В книге изложены все имеющиеся биографические упоминания древних русских писателей в летописных источниках с выделением определённых моментов жизнеописания. Там, где отсутствовали основные описания жизни, выбирались косвенные биографические упоминания.
Описание бытия каждого древнерусского писателя имеет основную биографическую часть, составленную в хронологическом порядке, независимо, от того, какая русская летопись описывает жизнедеятельность. Сведения об авторах расположены также в хронологическом порядке по году жизни. Если годы жизни неизвестны, то они указываются по предположительной дате литературного произведения и упоминанию того или иного произведения или автора в летописных источниках с X – XIV веков. Писатели, чей жизненный период переходит порог 1400 года, в данной книге отсутствуют. После жизнеописания следует список сочинений автора, в котором перечисляются как авторские подтверждённые произведения, так и предполагаемые под авторством. После списка следует избранная литература об авторе и его сочинениях, где сначала перечисляются Собрания Русских Летописей (по нумерации тома), а после, издания русских и советских литературоведов (по году издания), где упоминаются биографические данные писателя, а также издания, где можно прочесть произведение автора. Если пройтись по всем предложенным ссылкам, то можно получить жизнеописание древнерусских писателей, представленное мной для Вашего обозрения. В основном использовался тот объём литературы, который даёт биографическое описание древнерусских писателей. Сам список литературы очень широк, и если использовать только упоминание нижеприведённых древнерусских писателей и правителей, то этот список увеличился бы до сотен наименований. Выбор изданий разнообразен, в нём представлены работы выдающихся исследователей и историков – В.Н.Татищева (XVIII век); К. Калайдовича, Е. Болховитинова, Филарета, Макария, С. Шевырёва, И.И.Срезневского, В. Ключевского, Е. Голубинского, А.В.Экземплярского, Н. Никольского (XIX век); Ф. Буслаева, А.А.Шахматова, Д.С.Лихачёва, Н.К.Гудзий, Б.А.Рыбакова, М.Д.Приселкова (XX век) и многих, многих других. Новые исследования в литературе выявляют ошибки прошлых лет, находят новые имена в истории литературы и всё, что представлено в этой книге, является серьёзным основательным трудом большого количества авторов и множества авторских коллективов.
В истории изданий неоднократно предпринимались попытки издать биографические сборники о русских писателях и многие из них воплощались в жизнь. Но зачастую многие начинания так и не доводились до логического конца и поэтому многие литературные имена преданы забвению.
Достойны громадного уважения такие издания, как «Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 1—2» (Ответственный редактор Д.С.Лихачев), где сделана огромная работа по исследованию русской литературы нашими выдающимися учёными. Неизмеримы по ценности труды Н. Никольского «Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X – XI века)», И.И.Срезневского «Древние памятники русского письма и языка (X – XIV веков)», «История Русской Церкви» Макария и Е. Голубинского. Каждая работа, затрагивающая историю русской литературы, её авторов – бесценное сокровище, которое нужно хранить и оберегать. Большой вклад, и я бы сказал даже единственный, в это бережное хранение и приумножение сокровищ русской литературы вносит Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук.
Может ли быть писатель без произведения, или произведение без писателя? Вопрос интересный, но это есть на самом деле, просто история не сохранила до нашего времени имена авторов таких произведений, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Житие князя Александра Невского» и многих, многих других, которых Вы не увидите в списках сочинений в данной книге. Вы не увидите среди писателей такие имена, как Боян, Митус и других писателей. В данном случае всё наоборот, история сохранила нам имена писателей, но не сохранила написанные ими произведения, даже предположительные по авторству. В этой книге также отсутствуют авторы переводной древнерусской литературы.
Многие имена Вам покажутся совсем неизвестными – они были просто забыты и упоминаются только в узких специализированных кругах, а также встречаются в литературных издательствах и книгах, трудно читаются и тяжелы для восприятия простому человеку. Пусть даже подтверждение авторства того или иного древнерусского писателя и косвенно, он всё равно заслуживает благодарной памяти и большого уважения на том нелёгком начальном этапе литературного пути, которое уже является Литературным Наследием России.
Древнерусские писатели X – XIV века
Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский
(Неизвестно – 1030)
Иоаким (Аким, Акым) (Корсунянин, Корсунанин) – священнослужитель, первый епископ Новгородский (988/989—1030), предполагаемый автор «Иаокимовской летописи». Биографических сведений о жизни Иоакима незначительно. Приехал предположительно, судя по прозвищу, из Корсуня1. Иоаким упоминается в Новгородской второй, Новгородской третьей, Псковской первой, Софийской первой, Никоновской, Тверской летописях, Летописи по Воскресенскому списку и Рогожском летописце.
В кратком изложении: Иоаким поставлен первым епископом Новгорода; уничтожает все языческие памятники; занимается строительством первых церквей в Новгороде. Скончался в 1030 году.
Даты поставления Иоакима епископом Новгорода в каждой летописи разные и варьируются от 988 до 992 года:
Согласно Новгородской третьей летописи за 988 год имеются следующие сведения: «Въ лѣто 6496. Крестися великiй князь Владимеръ Святославичь, и взя у Фотiя патрiарха перваго митрополита Кiеву Леона, а Новуграду епископа Iоакима Корсунскаго… И прiиде епископъ Iоакимъ, и требища разори и перуна посѣче, что въ Великомъ Новѣградѣ стоялъ на Перыни, и повелѣ повлещи въ Волховъ»2. Поставление Иоакима в 988 году подтверждает Рогожский летописец.
В «Прибавлении к Новгородской второй летописи – А. Роспись, или краткий летописец Новгородских владык» и Псковской первой летописи эти сведения описаны за 989 год.
Густинская летопись поставление Иоакима описывает в 990 году.
В Софийской первой, Тверской летописях и Летописи по Воскресенскому списку поставление Иоакима в Новгород описывается за 991 год.
В Никоновской летописи поставление Иоакима в Новгород описывается за 992 год.
Согласно Новгородской третьей летописи за 989 год имеются следующие сведения: «Въ лѣто 6497. Постави владыка епископъ Iоакимъ первую церковь древяную дубовую святыя Софiи… постави владыка, первый епископъ Iоакимъ, первую церковь каменную Богоотецъ Iоакима и Анны»3. Это подтверждает Новгородская вторая летопись.
Согласно Новгородской третьей летописи Иоаким скончался в 1030 году: «Въ лѣто 6538… Того же лѣта преставися первый епископъ Iоакимъ Новгородскiй; бѣ во епископiи 42 лѣта»4. Эти сведения подтверждают Софийская первая, Тверская, Никоновская летописи и Летопись по Воскресенскому списку.
Иоаким похоронен в церкви Святого Иоакима и Анны в Новгороде. В 1699 году проведено перенесение мощей Иоакима в Софийский собор Новгорода.
Предполагается, что Иоаким является автором «Иоакимовской летописи», указанной в издании В.Н.Татищева «История Российская с самых древнейших времен». Книга Первая. Часть первая. Напечатана при Императорском Московском Университете. 1768 год.
Список сочинений Иоакима Корсунянина:
1. «Иоакимовская летопись» (предположительно; в издании В.Н.Татищева «История Российская с самых древнейших времен». Книга Первая. Часть первая. Напечатана при Императорском Московском Университете. 1768 год)
Избранная литература об авторе и его сочинениях:
1. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Второй. III. Ипатьевская летопись». Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1843 год. Стр. 258.
2. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Третий. IV. Новгородские летописи». Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1841 год. Стр. 121, 179, 207, 208, 210.
3. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Четвертый. IV. V. Новгородские и Псковские летописи». Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1848 год. Стр. 175.
4. «Полное собрание русских летописей. Том Шестой. Выпуск I. Софийская первая летопись старшего извода». Москва. Языки русской культуры. 2000 год. Ст. 105, 106, 176.
5. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Седьмой. VII. Летопись по Воскресенскому списку». Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1856 год. Стр. 313.
6. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Девятый. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью». Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1862 год. Стр. 64, 65, 79.
7. «Полное собрание русских летописей, издаваемое государственной археографической комиссией Российской Академии Наук. Том Пятнадцатый. Издание второе. Выпуск первый. Рогожский летописец». Петроград. 1922 год. Ст. 16.
8. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Пятнадцатый. Летописный сборник, именуемый Тверской летописью». Санкт-Петербург. В типографии Леонида Демиса. 1863 год. Ст. 114, 146.
9. В.Н.Татищев «История Российская с самых древнейших времен». Книга Первая. Часть первая. Напечатана при Императорском Московском Университете. 1768 год. Стр. 29—51.
10. «Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 1: XI – первая половина XIV века». (Ответственный редактор Д.С.Лихачев). Ленинград. Издательство «Наука», Ленинградское отделение. Академия Наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). 1987 год. Стр. 204—206.
11. Н. Никольский «Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X – XI века)». Корректурное издание. Издание Отделение русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. Государственная типография. 1906 год. Стр. 71—74.
12. Евгений (Болховитинов) «Словарь исторический. Том I – Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви». Издание второе, исправленное и умноженное. Санкт-Петербург. В типографии Ивана Глазунова и его иждивением. 1827 год. Стр. 220—225.
13. «Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых». Санкт-Петербург. В типографии II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии. 1836 год. Стр. 128, 129.
Иоанн I, митрополит Киевский
(Неизвестно-Неизвестно) (XI век)
Иоанн (Иоанн I) – митрополит Киевский, предполагаемый автор «Службы святым мученикам Борису и Глебу».
Сведений о жизни митрополита Иоанна I не сохранилось. Иоанн I упоминается только в одной поздней русской летописи – Никоновской (крупнейший памятник летописания XVI века). Также Иоанн I упоминается в сочинении Нестора – «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба».
В Никоновской летописи за 1008 год записано, что митрополит Иоанн ставит церкви в Киеве и Переяславле: «Въ лѣто 6516. Митрополитъ Iоанъ постави церковь камену, въ Кiевѣ, святыхъ апостолъ Петра и Павла; и въ Переяславли постави церковь камену, Воздвиженiе Честнаго Креста»5.
В «Чтении о житии и о погублении Бориса и Глеба» Нестора имеется следующее повествование, в соответствии с которым, митрополит Иоанн участвует в перенесении мощей Бориса и Глеба и устанавливает день празднования в честь погибших братьев: «Рацѣ же святою постави въ церкьви на деснѣи странѣ, мѣсяца июля въ 24 день, въ нь же блаженый Борисъ убиенъ бысть. Устависта же христолюбивый Ярославъ и преподобный митрополитъ Iоанъ въ день на всяко лѣто праздьникъ творити има, якоже и нынѣ свершается»6.
Согласно Н. Никольского: «Этому Iоанну (I), митрополиту Кiевскому, современнику великаго князя Ярослава I, принимавшему участiе въ установленiи празднованiя памяти св. Бориса и Глѣба (+ въ 1015), принадлежитъ составленiе службы имъ, которая уже въ iюльской минеѣ XII вѣка (Московск. Синодальной типографiи, №235—1259 подъ 24 числомъ) носит надпись): «творение Iоанна митрополита роусьскаго»7. После Иоанна I, митрополитами Киевскими с именем Иоанн были ещё двое (Иоанн II и Иоанн III). Какой Иоанн (I, II или III) является автором «Службы святым мученикам Борису и Глебу» в надписи не указано. Но из всех перечисленных митрополитов только Иоанн I жил во времена правления князя Ярослава I Мудрого и поэтому более обоснованно приписывать авторство сочинения «Служба святым мученикам Борису и Глебу» ему.
Больше биографических данных Иоанна не сохранилось.
Список сочинений Иоанна I, митрополита Киевского:
1. «Служба святым мученикам Борису и Глебу» (XI век)
Избранная литература об авторе и его сочинениях:
1. «Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографической комиссией. Том Девятый. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью». Санкт-Петербург. В типографии Эдуарда Праца. 1862 год. Стр. 69.
2. Макарий, епископ Винницкий «История Русской Церкви. Том I». Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук. 1857 год. Стр. 28.
3. Е. Голубинский «История Русской Церкви. Том I – Период Первый, Киевский или домонгольский. Первая половина тома». Издание второе, исправленное и дополненное. Москва. Университетская типография. 1901 год. Стр. 839.
4. Н. Никольский «Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X – XI века)». Корректурное издание. Издание Отделение русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. Государственная типография. 1906 год. Стр. 48—58.
5. «Чтение о святых мучениках Борисе и Глебе»/Д.И.Абрамович «Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им». Издание Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Памятники древне-русской литературы. Выпуск 2-й/Петроград. Типография Императорской Академии Наук. 1916 год. Стр. 19.
6. «Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 1: XI – первая половина XIV века». (Ответственный редактор Д.С.Лихачев). Ленинград. Издательство «Наука», Ленинградское отделение. Академия Наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). 1987 год. Стр. 206.
7. Г. Подскальски «Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988—1237 гг)». Издание второе, исправленное и дополненное для русского перевода. Перевод А. В. Назаренко. Под редакцией К.К.Акентьева. Санкт-Петербург. Византинороссика: Санкт-Петербургское общество Византино-славянских исследовании. Subsidia Byzantinorossica. Том 1. 1996 год. Стр. 184, 185, 193, 376, 377, 446.
8. А.В.Назаренко «Киевский митрополит Иоанн I»/«Древняя Русь. Вопросы медиавестики» (Журнал). Учредитель – Институт славяноведения Российской академии наук – «Тезисы докладов участников IV Международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси» №3 (29), 2007 год. Стр. 76, 77.
Иларион Киевский, митрополит Киевской Руси
(Вероятно первые годы XI века – около 1055 года)
Иларион Киевский (митрополит Иларион, Русин) – первый русский митрополит Киевской Руси (1051—1055), церковно – политический деятель, мыслитель, идеолог древнерусского христианства, один из первых русских писателей.
О дате и месте рождения, детстве, юности и отрочестве Илариона сведений нет. Многие данные, описывающие его жизнь, не всегда могут быть достоверны.
Интронизация Иллариона Киевского
Вероятное достоверное упоминание об Иларионе («Ларионе») изложено в Лаврентьевской летописи за 1051 год: «Въ лѣто 6559. Постави Ярославъ Ларiона митрополитомъ Русина въ святѣй Софьи, собравъ епископы. И се де скажемъ, что ради прозвася Печерьскый манастырь: Боголюбивому князю Ярославу, любящю Берестовое, и церковь ту сущюю Святыхъ Апостолъ, и попы многы набдящю, въ нихъ же бѣ презвутеръ, именемъ Ларiонъ, муж благъ, книженъ и постникъ….. и приде на холмъ, идѣже бѣ Ларiонъ ископалъ печерку, и възлюби мѣсто се, и вселися въ ие… кдѣ нынѣ ветхый манастырь Печерьскый»8. Это свидетельствует, что князь Ярослав Мудрый на собрании епископов поставил Илариона митрополитом Киевским. Ранее Иларион служил пресвитером (священником) в селе Берестовое в церкви Святых Апостолов, согласно свидетельству Иларион был человек благочестивый и образованный. Он первый выкопал пещеру на холме, где сейчас установлен Киево-Печерский монастырь. Эти данные подтверждают Новгородская четвертая, Софийская первая, Никоновская, Тверская летописи, Летопись по Воскресенскому списку и Рогожский летописец.
Кроме летописей, имя митрополита Илариона упоминается в «Уставе князя Ярослава о церковных судах», который был создан предположительно в 1051—1054 годах: «Се яз, князь великыи Ярослав, сын Володимерь, по данию отца своего сладал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь греческыи номоканун; аже не подобаеть сих тяжь судити князю и бояром, дал есмь митрополиту и епископъм те суды…«9Российское законодательство X – XX веков. В девяти томах. Том I. Законодательство Древней Руси». (Ответственный редактор тома В.Л.Янин). Москва. Юридическая литература. 1984 год. Стр. 168.. Данная запись указывает имя Илариона как соавтора «Устава князя Ярослава о церковных судах».
В сочинении «Исповедание веры» также имеется автобиографическая запись митрополита Илариона: «Я милостью человеколюбивого Бога, монах и пресвитер Иларион, изволением Его, из благочестивых епископов освящен был и настолован в великом и богохранимом граде Киеве, чтоб быть мне в нем митрополитом, пастухом и учителем. Было же это в лето 6559 (1051) при владычестве благоверного кагана Ярослава, сына Владимира. Аминь»10.
До Илариона митрополитов на Русь избирала Византия на основании канонического постановления, т. к. Киевская митрополия находилась в составе Константинопольского Патриархата и его избрание митрополитом на собрании епископов в Киеве есть желание уйти от зависимости Киевской Руси от Византии в церковной жизни.