bannerbanner
У истоков литературы. Учебное пособие
У истоков литературы. Учебное пособие

Полная версия

У истоков литературы. Учебное пособие

Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 17

Заговоры (наговоры, шептания) – особая форма заклинаний, тексты, которым приписывалась магическая сила, способная вызвать желаемое в лечебных, защитных и других ритуалах; это «заклинания, магические слова, обладающие, по поверью, волшебной или целебной силой» (Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова).

Если мы откроем словарь славянской мифологии, то найдем там следующее определение: «Заговор – это разновидность заклинательной поэзии, фольклорная словесная формула магического характера, рассчитанная на немедленное достижение результата, предотвращение нежелательного явления или осуществление желания. Заговоры функционируют главным образом в устной форме, однако могут фиксироваться и письменно…» [Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. – Нижний Новгород, 1995].

Итак, заговор – это особая, энергетически заряженная словесная конструкция, в которой действует не только и не столько смысл произносимых слов, сколько звуки в этих словах и сочетание этих звуков, звуковые вибрации особой тональности и интонации. Все заговоры можно очень условно разделить на несколько видов: молитвословья, заклинания, зазывы, наговоры, шептанья, обереги, насылы, сбросы, привороты и отвороты (присушки и отсушки). Хотя, по большому счету, все эти заговорные формы не сильно отличаются друг от друга – просто в разных областях, в разных местностях и в разное время эти словесные формулы именовались по-разному. Исследователи к заговорам относят ещё тексты заклятий, лечебные ритуальные диалоги, призывы и отсылки, адресованные природным стихиям, животным, мифическим существам, формулы угроз и проклятий, словесные обереги, многочисленные приговоры, в том числе, произносимые в ходе совершения магических обрядов, а также благопожелания, просительные и благодарственные приговоры, сопутствующие календарным обряд

В ряду фидеистических жанров заговор представляет собой наиболее прямое и концентрированное воплощение веры в словесную магию. К заговорам прибегали тогда, когда уже, казалось бы, ничто другое не поможет.

По А. Н. Веселовскому, заговор – это «усилие повторить на земле, в пределах практической деятельности человека, тот процесс, который по понятиям язычника, совершается на небе неземными силами». Отсюда главная задача заговора – переход из одного пространства в другое, преобразование хаоса в космос, поэтому у заговоров особая структура, ритмика и поэтика, а также условия произнесения.

Практически все заговорные тексты обладают достаточно четкой структурой (иногда она может видоизменяться, а определенные части этой структуры могут и вовсе отсутствовать):

• Молитвенное вступление (обращение к «нужным силам»: дьяволу или богу): эта часть Заговора – одна из позднейших, сформировалась после охристианивания языческой Руси, после невозможности проведения физических обрядов – появились длинные вступления – «облекусь я облаками белыми, подпояшусь ветрами, зорями, обтычусь звездами частыми» и так далее.

• Зачин (путь): субъект движется из посюстороннего мира в потусторонний, преодолевая соответственно 3 (сакральное число) границы: порог – ворота – чисто поле…

Выйду я, из дверей дверьми,Из ворот воротами,Светлу Месяцу поклонюсь в поясЗемле Матушке – земно кланяюсь.Перейду чисто-поле, лес еловый глухой,Выйду ко морю синему, к самому Алатырь камню белому

• Эпическая часть (с описанием определенных обрядовых действий: реальных либо символических). Происходит сужение пространства, в центре – сакральный персонаж: помощник, вредитель, защитник.

В Алатырь камне белом – дуб вековой стоит,А в корнях его древний Змий сидит.Шапку я с голову ломлю,Древнему Змию – слово молвлю.

• Заклинание (непосредственное выражение желания, приказа или просьбы).

Дай же мне, Велес мудрый, силы-мудрости,Как у Змея предревнейшего,Как у самого волхва наипервейшего.

– Закрепка (нейтрализация ошибки, завершение заклинательной части): упоминание крепких предметов, чтобы смысл заклинания не изменился.

Буде же вы мои слова крепки да лепки —тверже железа булатного, липучей смолы еловой!!Да буде так Именем Велесовым!Слово моё твердо, как Алатырь-камень,Ветрами не расточимо,Огнями не опалимо,Водами не размовимо.

• Молитвенное завершение, «зааминивание».

Гой! Да будет так!

– Наложение ключей на заговор (своеобразная «магическая печать»).

Замыкаю я на семь замков, семь ключей!Вода в реке, дело на земле, заговор на затворе!Ключ! Замок! Язык! Да будет так!

Зачин считается наиболее «факультативным» элементом заговорного текста: восточнославянская традиция знает и более короткие тексты, которые начинались сразу с третьего элемента, а в украинской традиции практически представлены только такие «усеченные» тексты. Существует и совершенно «усеченная» форма заговоров – в них нет обращения к каким-то определенным высшим силам, а есть только пояснение своего действия с называнием необходимого результата («как тому сучку чернеть и желтеть, так и чирью моему сохнуть…»).

Существуют и вовсе бессловесные магические ритуалы, вроде сжигания вещи в огне, бросания ее в воду, закапывания в землю, разламывания прутика или протыкания восковой фигурки. Однако словесное объяснения своих действий, «закрепление» словом делает ритуал более осмысленным и ощутимым, что, в свою очередь, значительно повышает его эффективность. Ведь слово, если оно заряжено мыслеформой или сильной эмоцией, обладает мощным эффектом, и с помощью правильно произнесенных слов многого можно достичь.

Ещё раз повторимся. Злым словом можно не только причинить страшное зло человеку, но и убить его. Точно так же доброе слово лечит не только душу, но и избавляет от физических недугов. Любой звук, который мы слышим или произносим сами, – это энергия, вибрация. При многократном произнесении молитвы или заговора тело человека и его сознание отключаются, и мозг начинает работать на интуитивном уровне. Именно эта огромная сила слова и звука используется в заговорах.

Заговоры имеют собственный ритм и темп, собственную интонацию. Слова и интонация заговора рассчитаны на то, чтобы каждое слово словно врезалось в подсознание. Произношение заговора обычно плавное, тягучее, с сильно выделенными гласными звуками – и это тоже имеет немаловажное значение, потому что особенности произношения призваны усилить воздействие заговорного слова на наше подсознание.

Изначальный смысл слов «заговор» и «наговор» – «говорить на» – традиционно заговоры произносятся непосредственно на вещи и предметы, так чтобы дыхание касалось их поверхности. По существу, это прямая передача магической силы и энергии материальному объекту. Обычно заговоры произносятся на огонь, землю, воду и воздух (по ветру), на питье, еду и специи (соль, сахар, перец), на больное место больного человека или животного, на вещи, принадлежащие человеку, на которого необходимо как-либо воздействовать, или на предметы, использование которых необходимо для реализации желаемого.

Наиболее часто используемым элементом при всех заговорах является обыкновенная вода. Будучи наговоренной, она получает чудодейственную силу и способность снимать всякую хворь. Для этого воду пьют, умываются или омываются ею, обрызгивают ею жилище, детей, животных, поливают урожай… Считалось, что целебная сила такой воды еще больше возрастает, если «пропустить» воду через дверную скобу, «слить» ее с креста или иконы, опустить в нее комок глины, уголек из печки, камешек или кремень, а наиболее целебная вода получается, если окунуть в нее «громовую стрелу» – сплавленный ударом молнии песок – одну из тех таинственных стрел, которыми стреляет с неба в чертей Бог во время грозы. Подобных поверий бытовало множество, но все же слово оставалось наиболее значимым и мощным инструментом воздействия и преображения энергетической структуры.

Заговаривание воды сродни получению «святой воды» в церкви, ведь вода – это удивительная и пока еще малоизученная субстанция, идеально впитывающая любую информацию, любые мыслеобразы и слова. Сейчас уже научно доказано, что вода обладает способностью кардинально менять свою структуру и свойства под воздействием негативных или позитивных слов и вибраций, становясь либо «мертвой», либо «живой», исцеляющей. И с помощью такой наговоренной, заряженной воды можно действительно лечить, оздоравливать, ускорять рост растений и так далее. Так что, по-видимому, всем известное «превращение воды в вино» – это не такая уж и выдумка…

При произнесении заговора должны были соблюдаться определённые условия.

Во-первых, заговоры произносились необычным громким, зычным голосом, а иногда шёпотом (шептания). Хорошо известна практика произнесения лечебных заговоров с использованием техники «горлового пения», которая широко используется шаманами. Сторонники этого метода утверждают, что божественные силы воспринимают именно эту тональность человеческого голоса. В северной традиции используется техника «пропевания» заговоров. Традиция наложения проклятий или Magia Maleficio предполагает некую «жуткую» тональность в голосе. Наиболее этот звук походит на хриплый и неблагозвучный вой, вызывающий у услышавшего чувство сильного дискомфорта и эмоциональной подавленности. Это объясняется тем, что заговоры, обращённые на нездешние силы, должны были и говориться нездешней, то есть необычной речью.

Во-вторых, для обеспечения силы действия заговор должен произноситься в строго определённом месте (на перекрёстках дорог, на порогах, у колодцев и т.д.), в особое время (на стыке дня и ночи, на заре, поскольку в это время открывается трещина между мирами, перед сном и т.п.), натощак; слова должны произноситься не спеша и без запинок и т. д.

И.И.Иванова, автор книги «Сила защитного слова, или Заговоры на все случаи жизни» (СПб.: Крылов, 2010) формулирует «двенадцать наиважнейших правил произнесения заговоров и лечения ими»:

Соблюдайте «статус тайности»: не рассказывайте никому о предстоящем ритуале, а при проведении ритуала постарайтесь уединиться, чтобы вы находились одни в комнате, чтобы вам никто не мешал и чтобы ничто вас не отвлекало.

• В комнате, где проводится ритуал, не должны находиться собаки.

• Перед любым заговором необходимо произнести следующую молитву: «Николай, угодник Божий, помощник Божий. Ты и в поле, ты и в доме, и в пути, и в дороге, на небесах и на земле: заступись и сохрани от всякого зла».

• До произнесения заговоров и после ритуала желательно омыть лицо и руки проточной водой. А если есть возможность – ополоснуть ею все тело.

• В тот день, когда вы проводите заговорный ритуал, нельзя никому ничего давать из дома: особенно хлеба, соли и денег.

• Если вы лечите заговорами другого человека – ни в коем случае не устанавливайте фиксированную сумму оплаты. Поступая так, вы можете лишиться своей силы и своего магического дара. Если вы действительно помогли человеку, он сам отблагодарит вас по своему усмотрению, по мере своих возможностей.

– Мужчин принято лечить по «мужским» дням (понедельник, вторник, четверг), а женщин – по «женским» дням (среда, пятница, суббота). Наилучший день для лечения детей – среда. В воскресенье нежелательно произносить заговоры и заниматься магическими практиками. Считается, что в этот день можно только молиться.

• Нельзя начинать и заканчивать лечение в воскресенье, а также в церковные праздники. В исключительных случаях, если все-таки необходимо провести лечение, следует просить прощения у Бога за то, что лечите в этот день.

• Если вы начали лечить, ни в коем случае не прерывайте лечение, иначе вы грубо собьете энергетический цикл и придется все начинать заново.

• При чтении заговоров необходимо учитывать фазы Луны. При растущей Луне (в период от новолуния до полнолуния) заговаривают «на рост», «на прибавление» чего-либо (на получение денег, новой работы, здоровья, любви и т. д.). На убывающей Луне (период от полнолуния до новолуния), соответственно, «на убыль» (в это время хорошо лечить опухоли, тяжелые недуги, сильные боли, снимать порчу, избавляться от того, что вам мешает).

• При произнесении заговора на ребенка возрастом до одного года и на женщину сразу после родов следует зажечь двенадцать свечей.

• Женщинам запрещается лечить и лечиться заговорами в критические дни.

Следует также отметить, что цикл лечения заговорами обычно длится 3 дня, а при запущенных болезнях и особо тяжелых случаях – 6, 9 и 12 дней».

Строгое соблюдение этих условий необходимо для того, чтобы человек «проникся другим миром и пространством, мог войти в изменённое состояние сознания».

Заговор – это жанр с «у к л о н ч и в ы м» волеизъявлением: это и не приказ, и не просьба, а нечто вроде «Пусть будет так, чтобы…», заговор – это пожелание, неизвестно к кому и непонятно на каком основании обращенное, т.е. для заговора характерна принципиальная неопределенность (неясность, туманность, загадочность), прежде всего совершенно непостигаемо, каким образом осуществляется желаемое:

– Неясно, кто творит заговор, двоится облик адресанта (говорящего): он «простой» человек или колдун, христианин или язычник

– Неясно, к кому заговаривающий обращается, неясен адресат: колдующий обращается к р а з н ы м, в том числе «несовместимым», высшим силам – к христианским заступникам (к Господу Богу, к Деве Марии, к Троице и т.п.) и одновременно – к «малым высшим» силам – к заре зарянице, солнцу красному, светлому князю месяцу, матери сырой земле, ветру буйному и т.п.; к болезни – например, к вывиху; к ворону и одновременно к заговариваемой крови; к стреле; наконец, в достаточно поздних случаях, – обращения вообще нет: «С гуся вода, а с тебя худоба!». Если обращения к христианским силам всегда смиренны и почтительны, то к прочим силам и стихиям бывают самыми разными: от покорных просьб, уговоров, иногда с обещаниями отблагодарить за помощь, до угроз, приказов «убираться», ультиматумов и оскорблений.

– Экстремальны, таинственны условия, в которых происходит общение, что обусловлено сверхзадачей заговорных текстов – создать при помощи слова таинственную, заведомо нереалистическую, тревожную и зыбкую, как предрассветный туман, атмосферу колдовства. Творящий заговор всегда один, обычно – в «нечистое» и по-своему «редкое» время (восход или заход солнца, появление луны, полнолуние, самая короткая ночь, равноденствие, стык старого и нового года), часто – вдали от жилья и селенья; иногда – в чудесном одеянии: «небом покроюсь, зорею подпояшусь, звездами отыцусь». Заговоры нередко произносились шёпотом (часто быстрым) и на одном «дыхе», иногда пелись или произносились нараспев.

– Тёмен язык общения, речь колдующего невнятна: заговорный язык, как правило, содержит в себе непонятные слова и обороты. Почти у всех народов есть заговоры-абракадабры (т.е. тексты, составленные из непонятных квази-слов), при этом их заговорная сила связывается именно с непонятностью языка.

Бывали заговоры макаронического характера8, в которых абракадабра сочетается с понятными словами. Приведём подобный заговорный текст из книги А. Мельникова-Печерского «На горах» (ч. III, глава V):

А писано тамоСавишраи самоКапиласта гандряДараната шантраСункара пурушаМоя дева Луша.

Как показал В. Н. Топоров, этот текст представляет собой искусственно составленную цепочку из слов санскрита, обладающих высокой сакральной значимостью.

– Туманно содержание сообщения.

Но что в заговорах несомненно, так это то, что они «действуют» силой Слова. Как сказано у классика, Колдун не колдун, а слово знает (А. Островский).

Эта сила слова достигалась не только особыми способами произношения заговоров, не только туманностью, загадочностью текста, но и соблюдением неких канонов, нарушение которых вело к потере заговором его магической силы.

В заговорах использовался ограниченный набор элементов, разные сочетания которых (по особым правилам) и порождало различные варианты заговорных текстов. Можно убедиться, что, несмотря на свою многочисленность, заговорные тексты не очень разнообразны ни по форме, ни по содержанию и, говоря об устойчивости заговорных текстов, имеется в виду устойчивость заговорных мотивов (объектов и действий).

Сочетание мотивов в заговорном тексте условно называется заговорной формулой, которая основывается на устойчивом повторении одинаковых элементов в текстах заговоров:

1. Повторяются всевозможные одушевленные и неодушевленные образы, набор которых ограничен несколькими десятками, из которых часто встречающиеся: море-океан, остров Буян, камень Алатырь, огненная река, калиновый мост, Заря-зарница, красная девица, лихорадки, гробница, терем, церковь, баня, чисто-поле, дом, двор, гора (разные названия), дуб, столб, черти, ветры, солнце, месяц, поляна, лес, предметы утвари и оружие, Богородица, Иисус Христос, многочисленные святые, старцы и, конечно, сам заговаривающий. Понятия пространства и времени выражаются в заговорах через определенные группы образов, не смешивающиеся между собой.

Заговор часто подразумевает упоминание частей тела, на которые производится воздействие: буйна голова, черные брови, черные/ясные очи, сахарные уста, белые руки, резвые ноги, горячая/алая кровь, ретивое сердце, чёрная/бурая печень, становая кость, подколенная жила.

Обычно в наиболее древних заговорах распространено обращение к следующим персонажам:

– Дщерям Иродовым в целях избавления или наведения недуга;

– Царю морскому (водяному, ледяному);

– Красной зореньке, Солнцу-батюшке (красно солнышко), Луне-матушке;

– Птицам – железным носам, к которым обращаются для вредоносных заговоров;

– Матери – Сырой Земле;

– Домовому, которого величают дедушкой или батюшкой.

Есть и безадресные заговоры, когда в начале сразу идет представление волшебного места: «на море-Окияне, на острове Буяне, лежит Алатырь-камень», после чего добавляется «как на нём нет, так пусть и у (имярек) не будет».

2. Повторяются заговорные действия, среди которых наиболее часто встречаются следующие: сборы в дорогу, прощание, уход, путь, обращение за помощью в исцелении и любовных делах к неким силам, заживление раны, изгнание (сдувание, смывание) болезни, защита от врагов и неприятностей, прядение, шитье, огораживание некой преградой (опоясывание, покрывание, замыкание), призывы и отсылки неких сил и т. д.

3. Повторяется вся заговорная формула целиком. Большая часть текстов заговоров – это повествование, разворачивающееся по плану: славление (молитва), зачин, основная часть, концовка (закрепка), т.е., несмотря на свое разнообразие, заговоры имеют общую структуру:

1) «Задел» (зачин), вступительная часть, которая подразумевает мысленное путешествие с представлением помогающей силы («На море, на Океане, на острове на Буяне, лежит бел, горюч камень Алтырь» или «Стану благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами, на широкий двор, в чисто поле. В чистом поле…»). Во многих зачинах рассказывается о выходе заговаривающего из дому, например: «Стану я, (имя), благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду я в чистое поле». Другие зачины описывают какое-то сказочное место: «На море, на Окияне, на острове на Буяне, стоит светлица, в светлице три девицы…».

«Темные заговоры», напротив, строились на отрицании («Стану не благословясь, пойду не перекрестясь, выйду не этими дверьми, выйду подвальным бревном, выйду я мышиной тропой, выйду в дальний восток, там стоит тын…»).

2) Желание (основная часть), которое оформляется в сравнение по принципу «как.., так»: «Как на ложках вода не держится, так на рабе Божьем (имя рек) испуг чтоб не держался». Здесь или рисуется изгнание болезней, или дается диалог такого типа: «Что ты, мертвое тело, лежишь, не болят ли у тебя зубы, не ломят ли ребра, не точат ли черви, не течет ли кровь?» – «Не болят». – «Онемейте ж вы, зубы, у (имя), как у мертвого тела…».

3) Закрепление заговора или «ключ», закрепка. Закрепка представляет собой довольно распространенную формулу, например: «Все мои слова, будьте благословенны, сильны и крепки, крепче железа и булата, и острого ножа, и ногтей орлиных, и всех моих сильных и крепких слов… Всегда отныне и довеку. Замок, камень». У других заговоров такая закрепка была короткой: «Слово мое крепко. Ключ, замок. Вовеки веков». Типичные виды закрепок следующие: слово моё крепко; заговариваю я зубы крепко-накрепко у (имя), по сей день, по сей час, на век веком; будь мой приговор крепок и долог; слово замок, ключ язык; будь по-моему; мой заговор крепок, как камень Алатырь; чур слову венец, моему делу конец; сей мой заговор; будьте, мои слова, крепки и лепки, отныне до веку; нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа. Некоторые формы закрепок имеют прямую связь с магическими обрядами, например, проводимыми пастухами при оберегах скотины: между реальными ключом и замком прогонялся скот, а затем замок запирался ключом, и ключ с замком закидывались в разные стороны. Этим обрядом и его фиксацией в слове подтверждается крепость и нерасторжимость заговора: «замыкаю свои слова замками, бросаю ключи под бел горючь камень алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои слова метки…», «Слово каменное, замок железный. Кто тот замок изгложет, слова мои переможет. Так быть сему!»

4. Многократные и разнообразные повторения отдельных слов, фраз, синтаксических форм:

– Очень часто повторяются предлоги: в, за, на, сквозь, от и др. Вот только один пример: «Господи, боже наш премилостивый, царю святый, отжени всяк недуг, от раба своего (имя рек), от души и от тела, от главы, от верха, от темени, от влас, от чела, от брови, от веку, от рясниц, от очию, от ушию, от лица, от носу, от устну, от языка, от подязычья, от гортани, от глаголания, от глас, от шеи, от персей, от плеч, от мышца, от лакот, от руку, от хребта, от ребр, от утробы, от пупа, от ключ, от сердца, от селезени, от перепоны, от желудка, от боку, от туги, от ухода, от исхода, от воды, от вития, от овощу, от юности, от спания, от нощи, от мысли, от дне, от смысла, от греха, от отча, от матерня и от своего соблазна, от лядвей, от бедр, от колен, от голеней, от лыстов, от глезну, от перстов, ручных и ножных, от ноготь, от дланей, от предел естественных и от всех состав, и от крови, и от жил, от кровиц, от возраста, от сокрушения силы, от сана, от слепоты, вне уду и внутрь уду, преложи от немощи…». Такое повторение предлогов встречается и в других видах фольклора. Однако ни в одном жанре народной поэзии не встречается такого систематического и навязчивого повторения одного предлога, как в заговоре (73 повторения на сравнительно небольшом отрезке произведения).

– Характерным для заговора является многократное повторение отрицания «не».

– Используется особый прием повтора – палилогия – повторение в начале каждой последующей строки заключительных слов из строки предыдущей:

На море на Окияне на острове на БуянеСтоит бел горюч камень.На том камне лежат три камня,На тех камнях стоят три гроба.В тех гробах три доски.На каждой доске три тоски.

– Повторение рядом стоящих синонимов или слов, близких по значению, например: кипит-перекипает; горит-перегорает; сохнет-посыхает, или: «ветры буйные, вихри»; «тужила-тосковала»; «не жить – не быть» и т. п.

– Повторение синтаксически одинаково построенных фраз, например: «Из избы дверьми, из дверей воротами»; «Замкну замки замками, заключу ключи ключами».

– К повторениям относится и «сквозной» эпитет, прилагаемый к разным существительным, например: «На синем море лежит бел горюч камень… В белых рученьках держит белого лебедя, обрывает, общипывает у лебедя белое перо…».

– Частое употребление в заговорах императивной (повелительной) формы глагола.

– Частое использование в заговорных формулах двух типов сравнения:

На страницу:
8 из 17