Полная версия
Стоимость. Процесс труда как процесс создания стоимости
14 дней х 16 часов х 12км/час = 2688 км. пашни в длину.
Но так как он, по прежнему сеял квадратно – гнездовым способом /10см. х 10см/, то одним разом он тянул полосу шириной:
10см х 8 лемехов = 80 сантиметров,
или, 80см = 0,8 метра /ширина полосы вспаханной почвы/.
Если мы согласимся с тем, что поле длиною в 2688 километров найти трудно, то поймём земледельца, который постарается уменьшить его протяжённость за счёт одновременного увеличения ширины этого поля. Значит, к примеру, поле шириной в 1 километр уже будет иметь в длину не 2688 километра, а:
– 1000 метров: 0,8 метра = 1268,75 раза, отсюда
– 2688 километров: 1268,75 раза = 2,1186206 км.
Таким образом, при ширине пахотного поля в 1 километр, длина этого поля составит приблизительно, 2 километра,119 метров. Это ближе к реалиям обработки поля, удобней для его охраны, для уборки урожая, потому что зернохранилища не надо далеко от дома строить, да и жить для охраны, всё – таки надёжней рядом с полем.
На такой площади, квадратно – гнездовым способом /10см. х 10см/, земледельцу удаётся посеять:
2688000 метров х 8 борозд х 10 зёрен = 215040000 зёрен.
При идеальных условиях роста, созревания, уборки и сохранности урожая на 100%, земледелец засыплет осенью в свои закрома:
215040000 зёрен х 5 зёрен = 1075200000 зёрен пшеницы – пятизернянки сорта «Первобытный».
По нашим прежним условиям 1 зерно по весу равно 1 грамму. Отсюда вес урожая составит:
1075200000 х 1 грамм = 1075200000 грамм, что равно 1075200 килограмм, или, 1075 тонн 200 килограмм. Вот такие – то пироги.
Бедный, несчастный Архисеятель. Он, сажавший пшеницу методом «тыка», мог ли мечтать о такой производительности труда.
Благодарное племя, увидев урожай выращенный земледельцем Ячменное Зерно, тут же присвоило ему почётное имя Святогор. Поцеловав новоокрещённого, вождь племени вручил ему орден Почётного Легиона, с одновременным награждением Святогора орденом Георгия Победоносца.
Теперь, перед нашим Святогором, вновь открывается путь повышения производительности труда, через удобрение поля, через посев пшеницы – шестизернянки, через увеличение числа лемехов на плуге, через увеличение скорости вспашки, сева и боронования. Ну, а лошадку свою, на железного коня он и без нас поменял.
Ну, а, что же другие члены первобытного коллектива? – спросите вы: – Разве они не работали? Разве они были захребетниками и дармоедами у земледельца? —
– Вряд ли – ответим мы. Ведь у вождя их племени была скорострельная дубинка. И, если кто – либо пытался пожировать за счёт чужого труда, дубинка вождя враз впечатывала его в гроб. А, как же. Нахлебники и дармоеды, лоботрясы и бездельники для племени всегда лишняя обуза. Исключения делались только лишь для подрастающего поколения, да для очень мудрых и опытных стариков. Остальные не могли рассчитывать на милосердие. Правда, работяг этот закон не касался.
Члены первобытного коллектива, в котором жил и творил Великий Земледелец, не спешили помогать ему в работе только потому. что сами были заняты нужным и потому общественно полезным делом. Как мы помним, одни из них били мамонта, другие ловили рыбу для племенного стола, треть собирали фрукты – овощи, различные корнеплоды, четвёртые поддерживали вечный огонь в общественном очаге, пятые… ну, и так далее.
Что же мы наблюдаем в общественной жизни, которую только что нарисовали сами? А, мы видим, как в рамках единого коллектива племени реализуется общественное разделение труда, где каждый член коллектива самопроизвольно избрал для себя тот род трудовой деятельности, который ему ближе по духу, желанию и потому оказавшийся максимально посильным для него.
Мужчины охотники добывая мамонта, по сути, добывают мясо как продукт питания, шкуру как сырьё для последующего изготовления из него одежды. Мужчины – рыболовы ловили рыбу в реке и эта рыба, как продукт питания подавалась в жареном – пареном – варёном виде к общественному столу. Но, кости рёбер рыбы несколько позже использовались в качестве игл для шитья одежды из шкуры мамонта. Жилы съеденного носорога применялись в качестве лески на удилища, коими ловят рыбу, в качестве нитей для шитья одежды и, в качестве тетивы для лука.
Хранители племенного огня, очень скоро станут кузнецами и будут ковать для мужчин племени кинжалы, топоры, секиры, наконечники для копий и стрел, и ещё много такого, что необходимо в повседневном быту и работе. Каждый в племени был занят делом и именно тем, которое более всего ему по душе.
Перечень занятий впоследствии ставших профессиями для тех времён невелик и потому мы, вкратце, можем рассмотреть немногие из них. Немногие от того, что множественность примеров не надобна, для анализа трудовой деятельности, как процесса производства продукта.
Начнём с земледелия и земледельца. Почему с земледельца и земледелия? Ну, хотя бы потому, что нам нравится, как он работает. Впрочем, не менее нравится, к примеру, ловкая и сильная работа кузнеца, удачливая рыбалка рыболова, бесстрашная активность охотника. Но, вновь начать с земледельца, нас побуждают некоторые небезосновательные причины. А, именно, причины, которые позволят более наглядно представить себе производства продукта именно как процесс, а не просто как трудовая деятельность. Ведь производственный процесс предполагает целеустремлённые, последовательные действия направленные на производство конкретного продукта, как результата этой деятельности, которую мы называем трудовой. Труд – это значит трудно, это значит трудно дающийся – нечто, дающееся с трудом, с физическими и умственными усилиями.
Собственно, мы не совсем точны, когда утверждаем, что производит пшеницу земледелец. На самом деле этот продукт производит природа – солнце, воздух, вода, минеральные соли, микроэлементы находящиеся в почве, на которой произрастает пшеница и, ряд других природных компонентов, из которых синтезируется биологическая, то есть, белковая масса пшеницы. Земледелец же расходует свои физические и интеллектуальные усилия лишь на то, чтобы своим трудом обеспечить благоприятные условия для более полного и успешного произрастания – созревания этой самой пшеницы, или какого – нибудь иного продукта земледелия. Но мы, в своих исследованиях обратили свой взор на земледельца производящего пшеницу вкупе с природой. И здесь его участие на самом деле косвенное, то бишь, вспомогательное, поскольку земледельцу никогда не удастся сотворить из воздуха, воды и химических элементов, такой пищевой продукт, как пшеница. Хотя как знать. Быть может пройдёт несколько тысячелетий со времён неолитических и земледельцу однажды удастся самому, без помощи природы, сотворить сей замечательный продукт. Но, это в будущем. А, сейчас ему пока не удаётся из этих элементов сотворить ни пшеницы, ни яблока, ни банана, ни груши, ни огурца, ни прочего, прочего, прочего. Потому и вступает наш земледелец – в деле производства продуктов питания – в союз с природой. Кузнецу, например, не надо вступать в союз с природой для того, чтобы отковать, скажем, подкову, или топор, или нож. Здесь кузнец сам выступает в роли творца, создателя продукта – материального, разумеется. И в этом его коренное отличие от земледельца, который без сил природы обойтись не может. Это же касается и охотника, и рыболова.
Правда охотник и рыболов, свои трудом не участвуют в процессе рождения, созревания и роста дикой скотины и рыбы. Для этого им надо стать животноводом и ихтиологом. Однако, пока им этого не дано и, потому, их труд по добыче продукта более похож на труд земледельца – собирателя, а не на труд земледельца – производителя.
К примеру, охотник. Прежде чес отправиться на охоту, должен вытесать из первой подвернувшейся гальки, наконечники для стрел и копья, изготовить стрелы и копьё, лук для стрельбы стрелами и нож для разделки туши убитого животного. И только будучи вооружённым до зубов, он может позволить себе со спокойной душой охотиться на мамонта, шерстистого носорога, косули, изюбря, зайца, фазана и так далее. Несколько дней ему придётся упорно преследовать жертву, убить её, разделать и по частям перетащить к общественному котлу. Та, у котла, соплеменники по быстрому уплетут добычу, чтобы она либо не испортилась, или чтобы собаки голодные её не стащили.
Время и усилия затраченные охотником на изготовление орудий охоты и лова, на саму охоту, доставку добычи к месту совместного проживания племени, есть процесс трудовой деятельности, который включает в себя и переработку в готовую к употреблению пищу, добытый сырой продукт. Всё, о чём мы рассказали про охотника, впрямую касается и рыболова. И пройдёт немало времени, прежде чем охотник преобразится в скотовода, скотовод станет животноводом, а рыболов ихтиологом.
Коллективная трудовая деятельность.
Предпосылки к коллективной трудовой деятельности, заданы самой природой и, в окружающем нас животном мире, встречаются повсеместно. Тому немало примеров.
Волки, прежде чем плотно и сытно отобедать, целый день гоняют по полю оленя, или буйвола, или на худой конец, зайка. И делают они это стаей, то есть, коллективно. Пчёлы, собирающие мёд в общественный улей, муравьи живущие общим домом и едиными заботами, бобры, строящие плотины совместно и ряд других животных организмов занимающихся совместной добычей пропитания и защиты, всё это примеры коллективной, хоть и примитивной, трудовой деятельности.
Каким же обстоятельством вызвана необходимость коллективной трудовой деятельности? Прежде всего, тем обстоятельством, что в коллективном труде, как бы само собой решаются те проблемы, которые для одиночки зачастую просто неодолимы.
Ну, представьте себе, пасётся на лугу табун лошадей. Будь волк один, разве кинется он в гущу стада да под сотни копыт, и только для того, чтобы прирезать молодого аппетитного жеребчика? Разве что, с дуру. Но, в таком случае его просто затопчут молодые жеребчики, вкупе со старыми. Когда же волков стая, тогда им нетрудно запугать, дезорганизовать, расчленить табун и задача уничтожения намеченной жертвы намного облегчается. Если же волк одиночка обнаружит стадо домашних овец без соответствующей пастушьей охраны, то он один, не прибегая к посторонней помощи, перережет всех овец в стаде. Просто так, ради забавы.
В данном примере, нам удалось выяснить ещё одну довольно характерную деталь. Если, индивиду по силам решение какой – либо задачи, то к помощи коллектива, он не прибегает. Но, когда сил явно недостаточно, индивид примыкает к коллективу.
Одни животные, а это по большей части травоядные, ведут стадный образ жизни по большей части от того, что обороняться от коллективных хищников, всего легче коллективно. Другие, а речь идёт о плотоядных хищниках, сбиваются в стаи потому, что охотиться коллективно, значит наверняка обеспечить себя пищей в достаточном количестве.
В этом самом безжалостном из миров, сохранить жизнь себе и своему потомству, обеспечить себя и своё потомство пищей, было возможно лишь в стаде, иначе говоря. Лишь в коллективе. Не избежал этой участи и тот, кто впоследствии, в эпоху всеобщего гуманизма и тотальной гуманизации, получил право называться самым человечным хомосапиенсом, то бишь, человеком разумным. Но, в древние времена это был такой же плотоядный хищник, не брезговавшим в трудные времена и подножным кормом. Собирал павшие яблоки, груши, выкапывал съедобные коренья. В общем, отчасти был и травоядным, поскольку обнаружил в себе всеядность. Это его и спасло. Мамонты исчезли, а он выжил, несмотря на вселенский потоп. К тому же ещё и не единственный.
Стадо, членом которого являлся проточеловек, гарантировало сохранность личной жизни и безопасности, а так же гарантировало проточеловеку свой кусок масла на свой кусок хлеба. Всё это он получал в обмен на согласие следовать правилам и законам общества. Писаным на каменных скрижалях вожаком, стада ставшего впоследствии племенем.
Первобытное человеческое стадо, как и любая стая хищников, на крупных животных охотилось коллективно. В те времена ещё не было скорострельного индивидуального оружия. Не было у охотника – одиночки и достаточно сил, чтобы завалить мамонта. Волей или неволей, а питекантроп вынужден был считаться с законами окружающего его мира природы. И когда кроманьонец сознательно впервые зарыл зерно в землю с целью осенью собрать богатый урожай пшеницы, то сам не осознавая этого, поднял человеческий коллектив на новую ступень эволюционно – исторического развития.
Активная, целенаправленная трудовая деятельность человека привела к многообразию и дифференциации процесс, который мы рассматриваем, как процесс производства продукта. Этот процесс привёл к появлению множества профессий, которые за множество столетий сложились в конкретное ремесло. Мы не будем перечислять все профессии, но некоторые хотелось бы отметить. Земледелие, животноводство, ремесло гончара, кузнеца, плотника, столяра, металлурга и масса других нужных и полезных человеческому обществу, занятий, вот небольшой перечень профессий, которые в первую очередь были необходимы человеческому обществу для успешного его исторического и эволюционного развития
Для коллективной трудовой деятельности, характерно привлечение к процессу производства продукта, некоторого количества людей и расчленение процесса производства на ряд последовательных производственных технологических операций, каждая из которых является предпосылкой выполнения следующей. К примеру, в процессе производства пшеницы вспашка есть операция рыхления почвы для последующего посева зерна. Сев есть операция внесения зерна в приготовленную почву, боронование есть операция по рыхлению пашни с целью измельчения крупных почвенных фракций и, главным образом, сокрытия зерна в почве. Жатва, молотьба, веяние, транспортировка очищенного зерна в хранилище – это всё ряд последовательных операций в общем, едином процессе производства такого продукта, как пшеница. Но, то же справедливо и для производства продукта в лёгкой промышленности, или в тяжёлой индустрии.
Когда в процессе производства продукта все необходимые операции выполнял один человек, то весь процесс растягивался на длительное время и потому продукции, как правило, выпускалось очень мало, что приводило к недостаточному обеспечению необходимым продуктом всех членов сообщества. Чтобы избежать этого, по возможности каждый член сообщества овладевал ремеслом дающим возможность производить необходимый продукт даже с некоторым избытком. Однако объединение коллективных усилий, в процессе производства конкретного продукта, давало ещё больший производственный эффект.
И действительно. Один единственный скорняк, физически был не в состоянии обуть и одеть племя из двухсот человек, хотя бы потому. что изготовление обуви, шуб, шапок, меховых рукавиц, требует громадного количества времени, которое складывается из времени затраченного на добычу шкур, их выделку, раскрой и пошив этих жизненно необходимых предметов повседневного быта.
А изготовление металлического плуга? Ведь прежде чем отковать это земледельческое орудие труда необходимо отыскать руду содержащую металл, доставить эту руду к домне или плавильной печи, найти, добыть и привезти топливо способное дать нужную температуру, которая позволит выплавить металл из руды, выплавленный металл необходимо обработать и путём ковки придать ему нужную форму и конфигурацию. Такой сложный т трудоёмкий процесс производства металлопродукции под силу лишь коллективу производителей и потому неудивительно, что промышленное производство продукта это всегда коллективный трудовой процесс.
Чтобы не быть голословными в наших утверждениях, давайте себе представим, что однажды Архисеятель, Первопахарь и земледелец Ячменное Зерно решили объединиться в некий коллектив для совместной обработки земли. При этом, Архисеятель принёс в общий котёл пшеницу – пятизернянку, Первопахарь сукоплуг – двузубый, а Ячменное Зерно привёл своего Росинанта в качестве тяглового животного.
И вот, весенним утром вышли они на объединённый участок и распределили свои обязанности следующим образом.
Ячменное Зерно, впрягши Росинанта в сукоплуг – двузубый, начал вспашку поля со скоростью 4км/час. Следом, двигался Архисеятель неся на плече лукошко заполненное зёрнами пшеницы – пятизернянки, которую он щедрой рукой, сеял квадратно – гнездовым способом /10см. х 10см/. Последним двигался Первопахарь, который, словно бурлак, тянул бечевой борону, собранную из подручного древесного материала.
Как мы уже поняли, Ячменное Зерно своим двузубым сукоплугом, одновременно взрезал две борозды, а значит за 14 дней весеннего сева, при ежедневном 16 часовом рабочем дне, двигаясь по полю со скоростью 4км/час, преодолел путь равный:
14 дней х 16 часов х 4км/час = 896 километров/км/.
896 километров это длина двойной борозды. Если мы сложим эти две борозды в одну, то получим путь длиною в:
896км х 2 = 1792км.
Такой путь был пройден сельхозколлективом земледельцев в один проход, поскольку технологические операции вспашки, сева, боронования осуществлялись единовременно всеми членами производственного коллектива. Ведь вслед за оратаем Ячменное Зерно, двигались Архисеятель с Первопахарем, один сеял, а другой боронил. Понятно, что в данном случае, мы уже имеем дело с общественным разделением труда.
На одном метре длины борозды, Архисеятель сажал 10 зёрен пшеницы – пятизернянки, а значит в борозде длиною 1792 километра, или, что равно 1792000 метров, он высадил:
1792000 метров х 10 зёрен = 17920000 зёрен.
Осенью, при идеальных условиях для всхода пшеницы, её роста, колошения, тщательной жатвы, молотьбы, транспортировки собранного урожая без потерь, количество собранных зёрен пшеницы – пятизернянки, будет равно:
17920000 зёрен х 5 зёрен = 89600000 зёрен.
При условии, что одно зерно весит один грамм, масса собранного урожая будет равна:
89600000 грамм х 1 грамм = 89600000 грамм,
что равно, 89600 килограмм, или 89 тоннам 600 килограммам.
А когда бы наши коммунары посадили пшеницу – шестизернянку, то собрали бы урожай, по массе равный:
17920000 зёрен х 6 зёрен = 107520000 зёрен.
При условии 1 зерно равно 1 грамму, по весу урожай составит:
107520000 х 1 грамм = 107520000 грамм пшеницы,
что равно 107520 килограммам, или 107 тоннам 520 килограммам.
Если мы сравним этот урожай с теми, которые получали по отдельности Архисеятель, Первопахарь и Ячменное Зерно то убедимся, что коллективный процесс производства продукта на определённом историческом этапе, гораздо эффективней, нежели индивидуальный.
Коллективный процесс производства продукта позволяет произвести гораздо больше продукции, гораздо, большую его массу. Только за счёт того, что производственный процесс разбивается на ряд технологических операций могущих протекать одновременно, способных протекать одновременно, экономится время, которое в свою очередь используясь производительно и приносит дополнительную массу произведённой продукции.
Добыча железной руды, транспортировка её к центрам плавления, обработка полученного металла, изготовление из него необходимых изделий – все эти операции независимы друг от друга и могут совершаться одновременно. Но, вместе с тем, они взаимосвязаны, поскольку являются технологическими процессами единого производства металлопродукции. То же самое в животноводстве и земледелии. Пашут одни, следом сеют другие, боронуют за них третьи, ворон считают четвёртые, защищают поля от набега кочевников – скотоводов и копытных животных пятые и… так далее.
На ранних стадиях исторического развития общества, массовое производство продукта, гарантировало человеческому племени обеспеченное существование, продолжение рода и ряд таких преимуществ, которые и не снились первобытному человеческому стаду, ведущему дикий образ жизни. Кроме того, произведённый в массовом количестве продукт, гарантировал обеспечение им каждого члена данного коллектива, а также давал другим членам коллектива возможность заниматься иного рода полезной деятельностью, избавляя от необходимости производить этот продукт самостоятельно. Короче говоря, коллективное производство не только обеспечивало члена человеческого коллектива всем жизненно необходимым, но и одновременно экономило ему время, позволяя использовать это свободное время с пользой для себя и общества.
Коллектив охотников единого племени, убив на охоте мамонта, приносил в племя не только мясо мамонта, но и его шкуру, бивни кости. Другой коллектив этого же племени, из шкуры этого мамонта шил одежду для всех членов этого племени. Третья часть племени, из бивней мамонта, точила рукоятки для охотничьих ножей, пуговиц, шкатулки и ряд других полезных вещей, вплоть до медальонов, амулетов и табакерок.
Конечно, в коллективном процессе производства необходимого продукта, обнаруживались такие производственные операции, которые впоследствии вычленяясь и обособляясь, оформлялись в совершенно новое ремесло, например, в ремесло резчика по кости и камню, в ремесло швеи, или в ремесло воина. И тогда уже сами эти ремёсла, встав на ноги, начинали жить собственной жизнью, пополняя список так необходимых человечеству, профессий.
Массовая продукция. Масса продукции.
Масса продукта. Единица массы продукта.
Единица продукции.
Едва научившись собственными руками производить необходимые предметы повседневного быта, орудия труда, оружие для охоты, человек лицом к лицу столкнулся с необходимостью некоторые из этих предметов производить в массовом количестве.
К примеру, наконечник для стрелы является важнейшей частью этого метательного снаряда. Как правило, в колчане лучника имеется от 20 до 30 стрел. Если в племени имеется 30 охотников, то легко вычислить, что единовременно в колчанах охотников племени имеется до 1000 стрел с наконечниками. Но, достаточно всем охотникам отправится утром на охоту, как к вечеру ни у одного из них в колчане не окажется стрел. Азарт во время охоты столь велик, что расходуемых стрел никто и не думает считать. Большой, а точнее, массовый расход стрел вновь понуждает к массовому производству новых стрел. Или, взять обувь. Ведь каждому человеку необходима пара добротных башмаков. Если племя насчитывает 1000 человек, то и обуви нужно 1000 пар. Башмаки, как известно, делают из натуральной кожи. Кожу выделывают из шкур добытых на охоте животных. А так как древний человек, в силу необходимости, ежедневно преодолевал очень большие расстояния, то, в результате интенсивных передвижений по каменистым уступам, кожаная подошва очень быстро изнашивается, что приводило к потребности заменить прохудившуюся пару башмаков новыми. То же самое можно сказать и об одежде, о кухонной утвари и, в частности, о глиняных горшках, мисках, тарелках, кружках, ложках и так далее. Таким образом, массовое применение предметов быта, охоты, труда вызывает потребность массового производства этих предметов. Вследствие быстрого износа, зависящего от интенсивности применения.
Настоятельные потребности развивающего человеческого общества, вызывали необходимость производства продуктов потребления в массовом количестве. Пока первобытный человеческий коллектив пребывал в состоянии стада, он обходился теми продуктами, которые производила природа. И потому, человеческая община полностью зависела от её прихотей. При наличии обильной и разнообразной пищи, численность первобытного человеческого общества, стремительно увеличивалась, но достигнув определённой критической точки, рост числа членов общины прекращался. Связано это было, прежде всего, с тем, достаточно ли растительной и животной пищи произведённой природой, чтобы прокормить количественно разросшийся человеческий коллектив. Ведь возможности природы не безграничны. Она может дать ровно столько, сколько может дать.
Увеличение числа человеческого стада, могло натолкнуться на естественное препятствие в виде естественного, но ограниченного объёма природной пищи. Если случался неурожай её, демография человеческой общины испытывала резкий спад, вплоть до полного вымирания племени. Когда же лучшие умы из числа соплеменников, загодя прогнозировали гибельную ситуацию, они либо уводили племя в более благоприятные для сытого существования районы, либо внутри племени проводили естественный отбор. Вождь племени запрещал давать пищу пожилым членам племени и старикам. Впрочем детей, тоже вряд ли щадили.. Срабатывало естественное право сильного, согласно которому прав больше было у того, кто был сильней. Выживали те, у кого были тяжелее кулаки, крепче зубы, мощные мышцы. Принципы гуманизма здесь всегда были не при чём и не в чести. Но, в конечном итоге всегда и при всех обстоятельствах выживало то племя, которое бережно относилось к старикам и детям. Стариков берегли из уважения к их мудрости, жизненному опыту, из нужды к накопленным ими за долгую жизнь знаниям. Детей же спасали потому, что это будущее любого общества. Только у того племени оказывалось будущее, кто сумел сберечь его в лице стариков и детей.