bannerbanner
Стоимость. Процесс труда как процесс создания стоимости
Стоимость. Процесс труда как процесс создания стоимости

Полная версия

Стоимость. Процесс труда как процесс создания стоимости

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7

3850ккал/сутки – 3500ккал/сутки = 350ккал/сутки,

Таков результат мастерства, который позволяет Архисеятелю меньше утомляться во время работы, хотя скорость перемещения во время сева осталась прежней, равной 12 метрам/час. При этом урожай, собираемый Архисеятелем, по массе своей остался таким же, как и в предыдущие годы – 1344 килограмма. Так в чём же выразится экономия? – воскликнете вы. А вот в чём, – ответим мы.

Если прежде Архисеятель работая в архи тяжёлом режиме, за 14 дней сева и 14 дней уборки, расходовал собственной биофизической энергии:

/14дней +14 дней/ х 3850ккал/сутки = 107800ккал/период, то при экономном режиме работы, он затратил за эти же 28 рабочих дней:

28дней х 3500ккал/сутки = 98000ккал за период. Экономия собственной биофизической энергии Архисеятеля составит:

107800ккал – 98000ккал = 9800ккал за период /28 дней/.

Ну, и что? – скептически ухмыльнётесь вы. А вот. Что! – ответим мы, в раздумьи взяв в руки микрокалькулятор «Электроника МК – 60», выпущенный Минским радиоконцерном.

И вот когда мы, сэкономленные Архисеятелем 9800 килокалорий его собственной биофизической энергии, переведём в условную массу пшеницы, то получим, как бы:

9800ккал: 2,5 ккал/ грамм пшеницы, то = 3920 грамм пшеницы, где, 2,5ккал/грамм – калорийность биомассы пшеницы весом в 1 грамм.

Что же это значит?. А, это значит, что наш Архисеятель до следующего урожая, проест уже не 420кг.560грамм пшеницы, а только:

420кг.560грамм – 3кг.920грамм = 416кг.640грамм.

Полученный результат, в свою очередь означает, что сэкономленные 3кг.920 грамм пшеницы Архисеятель прибавит либо к фонду накопления, либо к оборотным фондам, если, конечно же, будет мыслить экономическими категориями.

Второй случай.

Представим себе, что в результате достигнутого мастерства в обработке посевной площади Архисеятелю удалось не полосе земли шириной 1 метр, засевать 10 лунок не за 30 секунд, как это было ранее, а, скажем, за 25 секунд. Отсюда вытекает, что 1 метр длины полосы, он будет засевать не за 300 секунд, /на одном метре длины полосы укладывается 10 рядков, по 10 лунок в каждом ряде/, а:

25 секунд х 10 рядков = 250 секунд.

То есть, 1метр длины посевной полосы, он во время сева будет преодолевать за :

250сек: 60 сек. = 4 минуты 10 секунд.

Отсюда скорость его передвижения по полю во время сева будет равна

60мин, или, 360 секунд: 250сек/метр = 14,4 метра/час.

За один день сева, Архисеятель пройдёт расстояние, равное:

14,4 метра/час х 16 часов = 230,4 метра.

За 14 дней весеннего сева. Он пройдёт расстояние равное:

230,4 метра х 14дней = 3225,6 метров.

Мы помним, что на 1 квадратном метре пашни Архисеятель высевал 100 зёрен. Значит на полосе участка шириной в 1 метр он посеет:

3225,6м. дл. х 1 метр шир. х 100 зёрен = 322560 зёрен.

Поскольку наше одно зернышко весит 1 грамм, то Архисеятель посеет:

322560зёрен х 1 грамм/зерно = 322560 грамм пшеницы.

Сорт пшеницы прежний, «Первобытный», пятизернянка.

При условии, что Архисеятель сохранит все взошедшие колоски, а осенью без потерь соберёт весь урожай, то вес этого урожая составит:

322560грамм х 5зёрен/ в одном колосе/ = 1612800 грамм.

Прежний урожай, как нам известно, составил 134400 грамма пшеницы. Прибавка в урожае, от сокращения времени на операции сева с 30 секунд, до 25 секунд, составит:

1612800грамм – 1344000грамма = 268800 грамм или, 2688грамм = 268 килограмм 800 грамм пшеницы.

Как видим, прибавка урожая довольно значительная, хотя казалось бы, Архисеятель и всего то сделал, что сократил время одного технологического цикла с 30 секунд, до 25 сек. Разница всего лишь в 5 секунд, а результат внушительный.

Но, вместе с тем, увеличение скорости передвижения при севе зёрен пшеницы, потребует дополнительных затрат биофизической энергии Архисеятеля и, стало быть, затраты эти останутся, допустим, на уровне тех, которые наблюдаются при тяжёлых условиях труда, адекватных условиям в которых работают землекопы, лесорубы. То есть, суточный расход биофизической энергии при такой работе останется на прежнем первобытном уровне и потому будет равен 3850ккал ежесуточно. Значит и потребление пшеницы в пищу останется на прежнем архиуровне. И, тем не менее, годовой расход пшеницы в пищу, будет выглядеть следующим образом:

– на личное потребление будет израсходовано

– 420 килограмм 560 грамм

2. на сев – 322 килограмма 560грамм

3. остаток составит —

1612800гр. – 420560гр. – 322560гр = 869680гр. пшеницы.

Если, при прежних условиях труда остаток составлял 654640 грамм пшеницы, то сейчас он составляет 869680 грамм пшеницы. Прогресс, как говорится, на лицо. Выросла производительность труда, хотя тяжесть, или интенсивность труда не снизилась.

Рассмотрим третий случай.

Представим себе, что Архисеятель, уже довольно хорошо разбирающийся в сортах пшеницы, однажды, на другом участке пшеничного поля, которое находилось на противоположном берегу реки, возле которой проживал, он обнаружил сорт пшеницы, которому тут же дал название «неолитический». Этот сорт отличался от «первобытного» тем, что в его колосе было, не пять зёрен, а, скажем, шесть (6). Оперативно обдумав ситуацию, Архисеятель тут же скумекал, что если сортом «неолитический» засеять собственное поле, то может выйти очень интересный результат.

Если бы в его руках, в то время был микрокалькулятор «Электроника МК – 60», то Архисеятель быстро бы вычислил выгоду от применения электронносчётных устройств. У нас же, в собственном распоряженииимеется микрокалькулятор «Электроника МК – 60» изготовленный Минским радиоконцерном. И потому, для нас не представляет труда вычислить, на что оказался горазд Архисеятель, посадивший на своём цивилизованном участке сорт пшеницы – шестизернянки, который называется «неолитический».

Вообразим, что Архисеятель, сажая пшеницу шестизернянку, двигался по полю со скоростью 12 метров/час. Работал весной на севе, по прежнему, 14 дней, расходуя при этом как и прежде 3850ккал собственной биофизической энергии ежесуточно. То есть, труд его был так же тяжёл по своей интенсивности, как и в недавние времена, когда он сажал пшеницу пятизернянку сорта «первобытный».

Несмотря на то, что сорт пшеницы «неолитическая», был, в общем то новым для Архисеятеля, тем не менее одно зёрнышко этого нового сорта весило тоже 1 грамм, а биологическая ценность его, выражающаяся в килокалориях на 1 грамм, оставалась на прежнем уровне. Это значит, что 1 грамм пшеницы нового сорта, содержал в себе всё те же «старые» 2,5 килокалорий биоэнергии. Как видим, все условия производства продукта остались прежними, кроме одного. Архисеятель применил сорт пшеницы, в колосе которой созревало не 5 зёрен, а, 6.

Итак. При скорости движения по полю, во время сева, равной 12 метров в час, Архисеятель за трудовой день пройдёт расстояние равное,

12метров/час х 16часов = 192 метра,

А за 14 дней сева, Архисеятель пройдёт расстояние равное,

14дней х 192 метра/день = 2688метров.

Ширина засеваемой полосы по прежнему равна 1 метру, а на 1 кв. метре пахоты высевается, согласно первобытной технологии, которая допускает сев квадратно – гнездовым способом /10см. х 10см./, ста зёрен, /100 зёрен/. Длина же полосы засеянной пшеницей – шестизернянкой, равна 2688 метров. Отсюда, площадь засеянная пшеницей – шестизернянкой будет равна:

2688 метров/длина/ х 1метр /ширина/ = 2688 кв. метров.

Количество зёрен пшеницы – шестизернянки, посеянных на этой площади, при условии, что на 1 кв. метре почвы высевается 100 зёрен, будет равно:

2688 кв. метров/квадратных метров/ х 6зёрен = 1612800зёрен.

Осенью, опять же, при условии, что все 100% посеянных весной зёрен, дали всходы, а во всех 100% колосьев по 6 зёрен, и при условии 100% – ой сохранности созревших колосьев, а так же при 100% убранном урожае, количество собранных зёрен пшеницы, будет равно:

268800 зёрен х 6 зёрен = 1612800 зёрен.

Поразительно. Но этот результат, до последнего ноля идентичен тому, который получает Архисеятель, когда увеличивает скорость сева пшеницы – пятизернянки с 12 метров/час до14,4 метров/ час. Поразительно, но факт. Хотя и доказывает лишний раз, что повышение производительности труда разными методами приводит к единому прогрессивному результату.

Итак, подобьём итоги.

Как мы убедились, есть несколько путей повышения производительности труда в земледелии. Пока мы рассмотрели только три из них. Это:

– — достигнутое профессиональное мастерство помогает в

экономном режиме расходовать собственную биофизическую

энергию, затрачиваемую на производство продуктов

земледелия – в данном случае, пшеницы.

– — увеличение скорости производственных процессов, то есть их интенсификация, приводит к увеличению производства массы продукта, но вместе с тем, не снижает тяжести труда, а, следовательно, не экономит производительные силы человека, и потому не снижает потребление произведённого продукта.

Применение новых, более прогрессивных сортов приводит к резкому повышению производительности труда, что, соответственно, даёт прирост произведённой продукции в значительных количествах.

Процесс повышения производительности труда не ограничивается лишь этими тремя путями. В связи с этим давайте рассмотрим довольно любопытный случай и на основе его постараемся прийти к дополнительным выводам.

О чём конкретно идёт речь? Речь идёт о глобальных изменениях в технологии обработки почвы под высадку растительных культур. В нашем случае, под пшеницу.

Если Архисеятель обрабатывая почву методом «тыка», мог в течение довольно длительного времени с избытком обеспечивать себя продуктом, произведённым собственным трудом, то это только потому, что мы позволили ему жить в одиночку и весь произведённый продукт расходовать только на себя.

К нашему великому сожалению, человек как раз и не в состоянии проживать отдельно от коллектива себе подобных. Хотя бы потому. что перед одиночкой во весь рост встаёт такое количество проблем, с которыми ему одному просто не справиться. Ни в наши «цивилизованные», ни, тем более, в те далёкие первобытные и прямо скажем, дикие времена.

Холод, постоянная угроза голода, хищники, не отходящие от порога пещеры, перспектива в любой момент травмироваться и из – за этого потерять возможность самостоятельно добывать пропитание, естественная старость. Эти и ещё множество других неблагоприятных причин, вынуждали древнего человека существовать в коллективе братьев по крови, то есть в коллективе себе подобных.

Пока человек вёл дикий образ жизни, образ при котором он только добывал себе пропитание, не производя его, прачеловек жил стадом и в стаде. И лишь с того времени, когда человек включился в процесс производства продукта, поначалу косвенно, а впоследствии и напрямую, стадо превратилось в племя, специализирующееся на производстве одного или, максимум, трёх – четырёх видов жизненно необходимого продукта. Такой номенклатурой, прежде всего, было производство пищи, одежды, жилья, оружия для охоты и орудий труда. То есть, имело место быть, производство продуктов индивидуального потребления и производство примитивных средств производства. Продукты индивидуального потребления – это продукты питания, личная одежда, обувь. Месть в общественной пещере, или искусственно возведённом жилище, личные средства производства – оружие для охоты и орудия труда. Та же палка – «ковырялка» для того, чтобы выкапывать из земли вкусные корнеплоды, или, сук – протоплуг.

Вот этот самый сук – протоплуг и явился тем новым орудием труда, который в короткие сроки перевернул не только пласт земли, но и вообще всё и вся, резко изменив технологию обработки почвы и, как следствие, технологию производства пшеницы. Как это произошло, мы сейчас и рассмотрим.

Когда Архисеятель, в своей профессиональной производительной деятельности исчерпал все возможные и невозможные методы повышения производительности труда, рассмотренные нами выше, а потребности демографически растущего не по дням, а по часам, племени, росли как на дрожжах. Тогда, на повестке дня остро и встал вопрос изменения способов производства жизненно важного и потому необходимого продукта первой, а, точнее, наипервейшей потребности.

К тому времени племя, к которому имел честь относиться Архисеятель, окончательно отказалось от кочевого образа жизни. Оно осело там, где Архисеятель производил продукт способный прокормить его, и его племя от урожая, до урожая. Способствовало оседлости и то, что жилища, выстроенные племенными умельцами из шкур и бивней мамонтов, располагались у самой воды. Как раз там и в том месте, куда приходят на водопой бесчисленные стада диких животных.

С одной стороны Архисеятель растит пшеницу и выпекает из пшеничной муки ароматный и аппетитный хлеб. А, с другой, дикое мясо само, по собственной воле, в собственной шкуре приходит к шашлычной, расположенной рядом с хлебопекарней Архисеятеля. Чего же лучшего желать себе и своим соплеменникам? От добра, добра не ищут. Племя архисеятелей и не стало искать никакого другого места. Зато Архисеятель искал мучительно и долго пути повышения производительности земледельческого труда.

Если быть несколько точнее, то Архисеятель искал собственно не пути повышения производительности своих усилий, а нечто такое, что помогло бы ему реализовать то, что до сих пор смутно зрело в его голове. Поиски увенчались сногсшибательным и потому блестящим успехом.

На охотничьей тропе он, однажды, и очень даже случайно, нашёл сук довольно любопытной формы. Одна его часть в длину была не более трёх длин вытянутой Архисеятелевой руки, а толщина этой рукояти, не больше толщины запястья. Другая часть сука, находящаяся под некоторым углом к рукояти, была длиной в вытянутую ладонь. Конец этой части сука, был довольно острый, а место сочленения двух частей одного сука, было толстым словно колтун. Но, что самое удивительное, и рукоять сука, и «зуб» его располагались друг относительно друга под углом 90 градусов. Именно это обстоятельство более всего понравилось нашему Архисеятелю и он по достоинству оценил эту сучью особенность.

Едва дождавшись первого погожего весеннего утра, Архисеятель хватанул свой сук – протоплуг, ступил на ещё влажную от весенних гроз землю, и… пошёл. А, вот как он пошёл, мы, с вами, сейчас и вычислим. Для этого нам понадобятся счёты, изготовленные Енисейским леспромхозом. Чёрными косточками мы будем откладывать метры и километры, которые пройдёт по пашне Архисеятель, а белыми будем фиксировать время, за которое он пройдёт свои тяжкие метры, а, быть может, и километры через годы и тысячелетия, в другую историческую эпоху.

Но, для начала летоисчисления, нам необходимо хотя бы в общих чертах представить себе, какую технологию обработки почвы изобрёл древнекаменный земледелец, используя в производственном процессе такое орудие труда, как сук – протоплуг.

Вонзив сучий «зуб» в землю Архисеятель чертил на влажной почве глубокую канавку, в которую и бросал пшеничное зерно. Двигаясь по полю и волоча обеими руками сук, Архисеятель «зубом» бороздил почву и потому, скорость его передвижения была гораздо выше той, с которой он сеял методом «тыка», ковыряя заострённой палочкой лунки для зёрен.

Если мы говорим, что наш пахарь при «вспашке» держал сук двумя руками, то значит, он мог двигаться по полю лишь коленками назад, что в переводе на современный русский язык, означает спиной вперёд. Да. Вот так спиною вперёд и двигался этот чудак. Иначе он и не мог двигаться. Принуждали его к такой системе обработки почвы, некоторые, весьма жёсткие обстоятельства. Во – первых, с одной стороны, ему во сто бы то ни стало, необходимо было контролировать и прямолинейность борозды и глубину вспашки, а с другой, надо было нажимать на «зуб» так, чтобы он углублялся в землю поелику это возможно. Именно неудобства связанные с контролем и управлением этим процессом производства пшеницы, а, мы теперь можем говорить о трудовой деятельности как о процессе производства, принудили земледельца двигаться таким вот странным и несообразным способом.

Когда человек никуда не спешит, не торопится, а идёт – бредёт себе, куда глаза глядят то, как правило, он движется со скоростью равной 4 км/час. Наш земледелец двигался задом наперёд / таковы требования новейшей технологии/, и потому скорость его передвижения равнялась не 4км/час как у нормальных людей, а. скажем, 1км/час.

Помня о том, что весенняя посевная кампания длится всего 14 дней, а земледелец работает в поле ежедневно по 16 часов, мы можем узнать, какой длины борозду «нацарапает» во влажной почве Архисеятель:

14 дней х 16часов х 1км/час = 224 километра.

Теперь давайте согласимся с тем, что Архисеятелю необходимо не только проложить первую борозду, но и посеять в борозду зерно, чтобы зерно не склевали всякие там поющие пернатые, рогатые, мохнатые и прочие певуны. Стало быть, во избежание неудачи ему придётся трижды пройти по одному и тому же пути. Отсюда, длина вспаханной и засеянной. с присыпочкой, борозды, станет не 224 километра, а:

224км.: 3 = 74,7 километра, то есть, 74700 метров.

Глядя на эту цифру попросту недоумеваешь. Ну, где, скажите на милость, неоземледелец отыщет такой длины взлётную площадку? Да нигде, и ни в жизнь. Впрочем, он её и не искал. Он был очень хитромудрый. Сиречь, и хитрый, и мудрый в одном лице.

Чтобы не удаляться далеко от того места, где он впервые вонзил в землю «сукозуб», неоземледелец попросту кружил на одном месте всё более и более закручивая спираль Архимеда. Но, мы то, с вами, не будем этим заниматься. Мы то люди цивилизованные и потому окружность преобразуем в прямоугольник.

Нам прекрасно известно, что единственным условием сева пшеницы и его, технологически обоснованным способом посадки зёрен, был квадратно – гнездовой метод диктующий, что семена пшеницы необходимо класть по углам воображаемого квадрата со сторонами 10 х 10 сантиметров. В тех же самых воображаемых углах квадрата некогда просверливались лунки, куда и опускались трепетной рукой Архисеятеля, священные зёрна пшеницы.

Согласно новой технологии, Архисеятель, вспахав участок множеством параллельно расположенных борозд, лежащих одна от другой на расстоянии 10 сантиметров, неоземледелец сократил длину «магистральной» борозды, хотя общая суммарная длина борозд осталась равной длине «магистральной». Но для того, чтобы изобрести такую технологию, необходимо было изменение формы черепа Архисеятеля в более благородную сторону. И такое, на наше счастье, случилось. С головой у него оказалось всё в порядке. Поэтому, когда он взял участок шириной в 100 метров, и в каждом метре ширины участка, уложил десять борозд, то общее количество, на ширине полосы в 100 метров, оказалось равным:

100 метров х 10 борозд = 1000 борозд.

Отсюда общая длина получившегося посевного поля, оказалась равной:

74700 метров/длина «магистральной» борозды/ х 1000 борозд = 74,7 метра. То есть, получился прямоугольный участок со сторонами 74,7 метра х 100 метров, а площадь такого участка, оказалась равной:

74,7 метров х 100метров = 7470квадратных метров, что равно 0,747 гектара /га/.

Теперь мы имеем возможность подсчитать, сколько зёрен высадит земледелец в борозде длиною 74,7 километра, /что равнозначно, согласно нашим расчётам, площади 7470кв. м/, при условии, что одно зерно от другого посажено на расстоянии 10 сантиметров.

74,7 километра /длина/ = 74700метров

В одном метре дины борозды укладывается 10 зёрен. Значит в 74700 метрах борозды, было уложено:

74700метров х 10зёрен = 747000 зёрен пшеницы.

Согласно нашему условию, 1 зерно весит 1 грамм и, значит, Архисеятель, прозванный «неоземледельцем», «закопал»:

747000 зёрен х 1 грамм = 747000 грамм, что равно 747 килограммам зёрен.

Сорт, посеянный неоземледельцем, называется «первобытный». Это как раз та самая пшеница – пятизернянка, с посадки которой и начал свою трудовую деятельность, по производству пищевого продукта, Архисеятель.

Если ему удалось сохранить все колосья, взошедшие из всех 100% высаженных зёрен, и также на все 100% удалось собрать и сохранить урожай, то количество выращенных зёрен пшеницы, будет равно:

747000зёрен х 5 = 3735000 зёрен.

Одно зерно весит 1 грамм, отсюда собранная масса урожая пшеницы, в свою очередь, будет равна:

3735000зёрен х 1 грамм/зерно = 373500грамм, или

3735 килограмм, или. 3 тонны 735 килограмм.

Когда наш удачливый и трудолюбивый неоземледелец, принёс в общественную пещеру и высыпал из своей торбы, пред ясны очи соплеменников, выращенный и собранный им урожай зерновых, те в изумлении и восхищении обозвали его Первопахарем. Будем же и мы называть его этим именем, ибо он действительно первым применил метод вспашки поля при севе, и за тот же период времени, то есть за тот же период весенне – летне – осеннего сезона, вырастил гораздо больший урожай, нежели его предшественник Архисеятель.

Применяя новую технологию производства пшеницы, Первопахарь из года в год получал один и тот же, по своей массе, урожай. Количество же соплеменников из года в год увеличивалось, вследствие бесконтрольности рождаемости. Обилие дармовой пищи, её высокая калорийность, навевали романтическое, сиречь, лирическое настроение не только у молодёжи, но и у значительной части более зрелого населения. И, как это водится, вздохи под луной завершались рождением одного. А порой и двух новых, от одной мамы, соплеменников. У Первопахаря, наблюдающего за неконтролируемым демографическим процессом, глаза на лоб лезли от изумления, перед подобной беспечностью. Любовь любовью, а хлеба на всех может и не хватить, до нового урожая. Вот и встают перед Первопахарем те же проблемы, что, в своё время не давали покоя Архисеятелю.

Но, если Архисеятель исчерпал все возможности повышения производительности труда, применяя первобытную технологию, то Первопахарь освоив совершенно новую технологию обработки почвы, только – только встал на путь повышения производительности труда путём его интенсификации, то есть увеличения собственных физических усилий в процессе труда. Кроме того, у Первопахаря впереди маячит возможность сеять новый сорт пшеницы, который мы назвали «неолитическая», дающая в колосе не 5, а 6 зёрен. К тому же у него есть резерв повышения производительности труда за счёт достижения высокого профессионального уровня от навыка, через умение, к мастерству. И, наконец, Первопахарь найдёт новый способ повышения производительности труда путём эксплуатации «меньшого брата», тяглового животного.

Впрочем, для вящей убедительности, давайте всё – таки проверим, как и каким образом первопахарю, применившему новую технологию обработки земли, удавалось повышать производительность собственного труда. Что предпринимал он и во что ему это обходилось?


Ясно, что всякий раз применяя нечто в рамках новой технологии, Первопахарь профессионализируясь, поэтапно проходил путь от навыка к умению, от умения к мастерству и уже от мастерства приходил к искусству. Но только лишь в том случае, если он в свой труд вносил элемент творчества, реализуя художественную фантазию.

Итак. Долго и мучительно размышляя о том, как ему вернее прокормить прожорливую и беспрерывно растущую в числе ораву соплеменников, Первопахарь бродил по дремучему, от своей первобытности, лесу. Ноги его натыкались на торчащие из – под земли, словно горбы саламандры, древесные корни. Вязли в толстом слое прелых листьев, шаркали по каменистой тропе, омывались водами ручья, когда он, Первопахарь, брёл по его песчаному дну.

Вообще – то строго говоря, Первопахарь шлялся по лесу не просто так. Ему не был нужен озон и запах хвои. Он искал замену своему орудию труда. Тот сук – протоплуг, которым первопахарь прежде обрабатывал землю, изрядно износился, и всего – то за один посевной сезон. Всему виной оказалась земля, обрабатываемая этим плугом. Говорят, вода камень точит. Что уж тогда говорить о земле, в избытке напичканной всякого рода базальтовыми осколками, костями падших животных, кварцевым песочком и всякой прочей бесполезной дрянью. Вот и подыскивал Первопахарь новый сук – протоплуг.. К следующей весне приобрести его, было более чем необходимо. Жизненно важно. И он искал.

Взгляд первопахаря падал то на одно, то на другое нечто похожее на сучий «зуб», но всё это было не то. Чаще всего попадались хорошие, годные к работе сучья, однако вместо одного «зуба» они имели то три, то четыре, то пять, а то и вообще встречались такие, что имели бессчётное количество зубьев торчащих в разные стороны, словно иглы у нахохлившегося ёжика. В лучшем случае попадались коряги с двумя прочными «зубьями». А так как Первопахарь арифметики ещё не знал, то всё, что было выше одного, казалось ему множеством. В конце концов, махнув на всё рукой, пошёл, он, домой прихватив с собой палку, на конце которой было самое малое множество. Эти самым малым множеством были два «зуба», на конце крепкой палки, несомой мощной дланью Первопахаря.

На страницу:
3 из 7