Полная версия
Философия. История учений в конспективном изложении
N.B. Анаксимен также был физиком, астрономом и метеорологом.
N.B. Анаксимен – автор изречения «Чем больше мы узнаём, тем меньше мы узнаём».
N.B. Анаксимен уточнил расположение небесных тел.
Гераклит (544 – 480 до н.э.; «О природе»). Первоначалом и основой бытия является вечно живой и разумный огонь, порождающий вещи путём разрежения и сгущения. Огонь – символ постоянного развития мира («Всё течёт, всё изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»). Источником изменений мира является единство и борьба противоположностей.
*Диалектика – учение о всеобщем развитии и постоянной изменчивости, источником которых является противоречие.Мир управляется вечным Логосом, который не зависит от человеческого сознания и представляет собой всеобщий закон мироздания. Чувства не могут познать истину («Природа любит скрываться»). Познать истину – значит познать Логос и жить в соответствии с ним («Многознание уму не научает»). Лучшая форма правления – аристократия.
N.B. Гераклит обладал прозвищами «Тёмный» из-за непонятных высказываний и «Плачущий» из-за сокрушения из-за несовершенства человека.
Ксенофан (565 – 470 до н.э.; «Сатиры»). Первоначалом и основой бытия является земля, из которой всё возникает и в которую всё возвращается. Вода – соучастница земли в порождении жизни. Бытие вечно, неизменно и неподвижно. Изменения сводятся лишь к возникновению и гибели мира. Чувства не могут познать истину и ведут к мнениям и кажимости изменчивости и множественности мира. Разум надёжнее чувств, но тоже иногда обманывает человека. Истиной обладает только всевидящий, всеслышащий и всемыслящий Бог, единый с безграничным космосом. Но не боги творят людей, а люди творят богов по своему образу и подобию.
Парменид (540 – 570 до н.э.; «О природе»).
Четыре тезиса о природе бытия:
1. бытие есть, небытия нет: существует только то, что можно помыслить; небытие нельзя помыслить, поэтому его не существует; как только человек начинает мыслить небытие, оно автоматически становится бытием («Одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли»).
2. бытие неделимо, т.к. разделить бытие на части может только небытие, а небытия нет.
3. бытие неподвижно, т.к. всякое изменение предполагает появление чего-то из небытия и исчезновение чего-то в небытие, а небытия нет.
4. бытие едино, т.к. в нём нет множества отдельных частей.
В мире нет пустоты (небытия), т.е. ничем не заполненного пространства, отделённого от вещества. Всё существует везде, и поэтому не движется. Переместить вещь – значит переместить её на место другой вещи, что невозможно, т.к. другая вещь там уже находится. Чувства не могут познать истину и ведут к мнениям и кажимости изменчивости и множественности мира. Познать истину, т.е. неделимое, неподвижное и единое бытие может только разум.
N.B. Парменид также был астрономом.
N.B. Парменид ввёл понятие «бытие».
N.B. Парменид первым обнаружил шарообразность Земли и установил, что вечером заходит и утром восходит одна и та же звезда – Солнце.
Зенон Элейский (490 – 430 до н.э.; «Споры», «Против философов», «О природе»). Бытие неделимо, неподвижно и едино. Все вещи состоят из взаимоперемен тёплого, холодного, сухого и влажного. Чувства не могут познать истину и ведут к неразрешимым противоречиям. Познать истину может только разум.
*Апория – парадокс, направленный на доказательство единства и неподвижности бытия.Три основных апории:
1. «Дихотомия»: чтобы пройти любое расстояние, сначала нужно пройти его половину, а до этого – половину этой половины и так до бесконечности.
*Дихотомия – деление пополам.2. «Ахиллес и черепаха»: быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, если она вышла в путь раньше него, поскольку, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет ещё немного вперёд, и так до бесконечности.
3. «Стрела»: летящая стрела покоится, т.к. в каждый момент времени занимает место, равное её величине.
Лучшая форма правления – аристократия.
Пифагор (580 – 500 до н.э.). Первоначалом, основой и сущностью всех вещей является число. Пропорции между числами создают мировую гармонию.
Четыре основных числовых первоначала мира:
1. единица – активное мужское начало; источник равенства, единства и постоянства вещей;
2. двоица – пассивное женское начало; источник противоположности и изменения вещей;
3. троица – число, образованное из цельности единого и множественного;
4. четверица – число, образованное из удвоения двоицы.
Религия и мораль – основы общественного порядка. Лучшая форма правления – аристократия. Жизнь человека зависит от богов. Душа бессмертна и способна к переселению и перевоплощению.
*Метемпсихоз – переселение души из одного тела в другое.*Реинкарнация – перевоплощение души в новом теле.N.B. Пифагор первым употребил понятие «философия».
N.B. Пифагор создал теорему, впоследствии названной теоремой Пифагора, согласно которой в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Эмпедокл (490 – 424 до н.э.; «Очищение», «О природе»). Первоначалом и основой бытия являются четыре пассивные и смертные стихии – вода, воздух, огонь и земля. Мир развивается благодаря бесконечной борьбе двух активных и вечных сил – Любви как источника единства духовного и умопостигаемого космоса и Ненависти как источника множественности материального и чувственно воспринимаемого космоса.
Четыре стадии развития мира:
1. бытие любви, небытие ненависти – равномерное единство стихий;
2. постепенное проникновение ненависти – возникновение отдельных стихий;
3. бытие ненависти, небытие любви – окончательное разделение стихий;
4. возврат бытия любви – равномерное единство стихий.
Любовь – причина единства и добра, а ненависть – причина множественности и зла («Любовь всё соединяет, вражда всё разъединяет»). Человек и мир состоят из одних и тех же стихий («Подобное познаётся подобным»). Чувства могут познать истину, т.к. чувствовать и мыслить – одно и то же. Лучшая форма правления – рабовладельческая демократия.
Анаксагор (500 – 428 до н.э.; «О природе»). Первоначалом и основой бытия являются вечные, неизменные, материальные, делимые и пассивные гомеомерии – бесконечные мельчайшие частицы, каждая из которых обладает определённым качеством – формой, цветом и вкусом. Любая вещь состоит из гомеомерий всех качеств («Всё есть во всём») и определяется характеристикой преобладающих гомеомерий. Вещи изменяются путём замены одних гомеомерий на другие. Каждая гомеомерия заключает в себе весь мир и бесконечность. Мир развивается благодаря активному духовному началу – Нусу (Мировому уму), который упорядочивает гомеомерии. Чувства не способны познать истину, но служат основой разума, способного познать истину («Всё познается противоположным себе»).
Демокрит (460 – 370 до н.э). Первоначалом и основой бытия являются вечные, неизменные материальные, неделимые и активные атомы – бесконечные мельчайшие частицы, каждая из которых обладает определённым качеством – формой, величиной и положением. Любая вещь состоит из атомов и определяется характеристикой и сочетанием атомов. Вещи возникают и погибают из-за соединения и разъединения атомов. Пустота (небытие) существует и является причиной движения атомов. Мир развивается благодаря движению атомов и подчиняется строгой необходимости, поэтому случайности и Бога не существует. Случайность есть способ оправдания невежества, а вера в богов объясняется страхом перед необъяснимыми силами природы. Душа состоит из сочетания атомов и погибает вместе с телом. Чувства не способны познать истину, но служат основой разума, способного познать истину («Подобное познаётся подобным»). Лучшая форма правления – рабовладельческая демократия. Общество есть совокупность индивидов. Частная собственность, нажитая честным путём, возможна.
Два вида качеств атомов:
1. первичные – объективные качества атомов (форма, величина, положение);
2. вторичные – субъективные восприятия первичных качеств (цвет, запах, тепло).
Тема 3.4. Классический (сократический) этап
Софистика (V – IV вв. до н.э.; «Двоякие речи»).
*Софистика – учение платных учителей ораторского искусства, основанное на софизмах.*Софизм – логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное.Мир непознаваем. У каждого человека своя истина, поэтому объективной истины не существует. Боги – человеческая выдумка, поэтому не существует объективного критерия добра и зла. Нет смысла достигать недостижимой истины, но есть смысл убеждать оппонента в истинности своих высказываний, даже если они заведомо ложны, путём софизмов.
Два основных софизма:
1. «Полупустое и полуполное»: полупустое – то же, что и полуполное; если равны половины, значит, равны и целые; следовательно, пустое – то же, что и полное;
2. «Лекарство»: лекарство есть добро; чем больше добра, тем лучше; следовательно, лекарство нужно принимать в больших дозах.
Протагор (480 – 411 до н.э.; «Истина»). Любые знания относительны («Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что они не существуют»).
Горгий (483 – 427 до н.э.; «О природе»). Ничего не существует. Если что-то и существует, то это нельзя познать. Если это и можно познать, то это нельзя объяснить другому.
Сократ (470 – 399 до н.э.). Нужно познавать не природу, а человека («Познай самого себя»). Познавая самого себя, человек познаёт истину, т.е. сущность добродетели, которая является условием моральной жизни, ведущей к счастью. Условием истинного познания является божественный внутренний голос совести – Даймон, вселяющийся в душу одарённого человека.
Три основных добродетели:
1. мужество – знание того, как преодолеть страх;
2. умеренность – знание того, как укротить страсти;
3. справедливость – знание того, как соблюдать божественные и человеческие законы.
Мир сотворён всемогущим и вездесущим божеством. Добродетель и моральные законы вечны и неизменны. Цель философии – рациональное обоснование нравственности. Лучшая форма правления – аристократия. Воспитывать людей нужно не через систематическое изложение знаний, а посредством ведения дискуссий и бесед, т.е. посредством диалектики.
Четыре элемента диалектического метода:
1. ирония – разоблачение самоуверенности собеседника в многознании путём обнаружения противоречий в его суждениях при помощи правильно заданных наводящих вопросов («Я знаю только то, что ничего не знаю, но многие не знают и этого»).
2. майевтика – восхождение от простого мнения к истине как к основе нравственной жизни;
3. индукция – достижение общего определения нравственности путём рассмотрения частных случаев человеческого поведения;
4. дефиниция – понятийная фиксация результатов индукции, которые нужно подвергнуть новой иронии.
Две основные сократические школы:
1. киники (Антисфен, Диоген) – высшим благом является только добродетель, поэтому нужно вести аскетический образ жизни);
2. киренаики (Аристипп) – высшим благом является только удовольствие, поэтому нужно вести гедонистический образ жизни.
Платон (427 – 347 до н.э.; «Апология Сократа», «Государство», «Пир», «Софист», «Законы»).
Две сферы бытия:
1. мир идей – совершенный, вечный, неподвижный и умопостигаемый мир;
2. мир вещей – несовершенный, преходящий, изменчивый и чувственно воспринимаемый мир.
Идеи являются прообразами вещей, а вещи – подобием идей. В отличие от вещей, идеи обладают истинным бытием, т.к. конкретная вещь погибает, а идея продолжает существовать, воплощаясь в другие вещи. Идеи существуют самостоятельно и не зависят человеческого сознания. Идеи являются сущностью вещей и их целью.
Два вида познания:
1. чувственное – познание иллюзорного мира материальных вещей;
2. рациональное – познание истинного мира совершенных идей.
Источником истинного знания является припоминание бессмертной души о мире идей, которые она созерцала до вселения в смертное тело. Человеку доступны лишь тени вечных идей. В мире идей существуют только благие идеи, служащие единой идее блага, которая направляет все идеи к единой благой цели.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.