Полная версия
Философия. История учений в конспективном изложении
Философия
История учений в конспективном изложении
Илья Сергеевич Качай
© Илья Сергеевич Качай, 2017
ISBN 978-5-4490-0578-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ОТ РЕЦЕНЗЕНТОВ
Учебное пособие Ильи Сергеевича Качая «Философия. История учений в конспективном изложении» представляет собой логически выстроенную работу, рассматривающую основные философские проблемы сквозь призму исторического развития. Оно соответствует требованиям образовательных стандартов и основывается на обширном учебно-методическом материале, о чём свидетельствует библиографический список, состоящий из 72 наименований. Пособие характеризует выстроенная система подачи теоретического материала. Методический уровень работы выдержан в надлежащем виде. В качестве общего вывода стоит отметить, что представленное учебное пособие обладает высокой степенью новизны, уникальности и оригинальности и будет полезно как для студентов высших учебных заведений, так и для их преподавателей.
Инна Николаевна Круглова, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Красноярского государственного аграрного университета.
История философии – один из важнейших разделов философского знания, являющийся фундаментом для изучения центральных проблем философии – проблем бытия, познания, сознания, ценностей, культуры и многих других. Знакомство с историческим наследием философской мысли позволяет сформировать разностороннее понимание ключевых философских вопросов, связанных с предельными основаниями человеческого, социокультурного и природного бытия. Тезисная форма изложения данного учебного пособия способствует построению единой системы представлений относительно различных концепций мыслителей. Издание представляет собой хорошее подспорье для студентов нефилософских специальностей и направлений подготовки, обучающихся в образовательных учреждениях высшей школы.
Вячеслав Иванович Кудашов, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Философия» в учебных планах и графиках учебного процесса большинства направлений подготовки и специальностей высших учебных заведений является базовой дисциплиной, входящей в гуманитарный, социальный и экономический циклы образовательных программ. Целью представленного учебного пособия является знакомство с философским наследием мыслителей различных исторических периодов и направлений. Не обходятся стороной основные особенности и проблемы каждого историко-философского этапа. Однако главный акцент делается на изучении коренных философских проблем, посвящённых сущности и устройству мира, смыслу жизни и назначению человека, справедливому общественному и государственному устройству, специфике познания и мышления, вопросам свободы и ответственности, добра и зла, прекрасного и безобразного и многих других. Также подлежат рассмотрению проблемы смежных областей научного знания, источником которых является философия, а именно вопросы психологии и педагогики, антропологии и социологии, культурологии и искусствоведения, религиоведения и историософии, а также многих других современных дисциплин.
Если первая глава первой части учебного пособия знакомит с историческими типами мировоззрения, спецификой философии как способа познания и духовного освоения мира, общими и основными вопросами философии, её разделами, историческими типами и функциями, раскрывает сущность и место философии в культуре, то последующие главы первой части посвящены рассмотрению конкретных историко-философских эпох, среди которых – восточная, античная, средневековая философия, философия Возрождения, Нового времени, Просвещения, немецкого романтизма, немецкая классическая философия, философия диалектического материализма, неклассическая, современная и русская философия. Во второй части учебного пособия раскрывается специфика основных разделов философии, в частности, философской онтологии, теории познания, методологии науки, философской антропологии, социальной философии и этики.
Следует особо подчеркнуть, что каждая глава, помимо тезисно и доступно изложенных концепций философов, содержит перечень контрольных вопросов и словарь кратко сформулированных философских понятий. В конце учебного пособия расположены обобщающие приложения, содержащие общие контрольные вопросы, выносимые на итоговый зачёт или экзамен, общий словарь философских понятий, перечень тем для самостоятельной работы и список литературы, рекомендуемой для более глубокого изучения философских проблем. Главным достоинством учебного пособия является конспективный характер изложения, лишённый традиционных для философских учебников громоздких конструкций.
Содержание учебного пособия соответствует образовательному стандарту и утверждённой рабочей программе дисциплины «Философия». Главы издания сообразуются с логикой изложения учебного материала и тематическим планом дисциплины. Текст учебного пособия отличается системностью, логической последовательностью, ясностью и точностью терминологических определений, а также содержит краткие примечания, обогащающие восприятие учебного материала. Издание адресовано студентам нефилософских направлений подготовки и специальностей высших учебных заведений в качестве материалов, сопровождающих образовательный процесс и позволяющих систематизировать полученные на занятиях знания. Учебное пособие также полезно для преподавателей философии и всех, кто интересуется вопросами философии. Издание может использоваться и для самостоятельного изучения истории философской мысли.
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
Тема 1.1. Понятие, исторические типы, части и уровни мировоззрения
*Мировоззрение – обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на своё место в мире, образующаяся под влиянием воспитания, образования, жизненного опыта и проявляющаяся в поведении человека.Три исторических типа мировоззрения:
1. мифологическое – мировоззрение, основанное на художественно-эмоциональном переживании мира или общественных иллюзиях; характеризуется одушевлением природы, всеобщей познаваемостью и отсутствием противоречий;
*Мифология – способ осмысления мира путём фантастических образов.2. религиозное – мировоззрение, основанное на вере в Бога и в идеальный справедливый мир, в котором разрешаются все земные противоречия; характеризуется сердечной связью с высшим началом, апелляцией к особым переживаниям, осуждением распущенности и произвола; утверждением любви к ближнему и догматичностью;
*Религия – образ мыслей, чувств и действий, определяемый верой в Абсолют.*Вера – влечение души к предельным основаниям бытия вне сомнений и доказательств.*Догмат – положение, принимаемое на веру вне критики и рационального обоснования.3. философское – мировоззрение, формирующее целостное представление о мире и человеке и основанное на обобщении опыта и знаний человечества; характеризуется раскрытием смысла жизни и выработкой идеальных моделей развития общества.
*Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, направленная на предельные основания вещей и раскрывающая отношения человека и мира.*Вещь – отдельный фрагмент бытия.Две основные части мировоззрения:
1. мироощущение – пассивное отношение к миру на основе чувств и эмоций;
2. миропонимание – активное отношение к миру на основе идеалов и убеждений.
Два основных уровня мировоззрения:
1. обыденное – система взглядов, основанная на повседневном общении людей, житейском опыте, здравом смысле, народных обычаях, пословицах, приметах и стереотипах;
2. научное – система взглядов, основанная на выходящих за рамки обыденного мировоззрения и основанных на научных данных.
Тема 1.2. Предмет философии. Общие и основные вопросы философии
N.B. Предметом философии является всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла.
*Субъект – тот, кто познаёт.*Объект – то, что познаётся.*Предмет – часть объекта.N.B. Философия зародилась в VII в. до н.э. на основе мифологического и религиозного мировоззрения одновременно в трёх цивилизациях – Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.
N.B. Философия – это источник и синтез многих наук, таких как социология и антропология, психология и педагогика, культурология и искусствоведение, религиоведение и конфликтология и пр.
N.B. Общие вопросы философии: Что такое бытие? Как устроен мир? В чём сущность мира? Что является первоосновой всех вещей? Что такое человек? Каково место человека в мире? В чём смысл жизни? Как следует жить? Как человек познаёт мир? Как прийти к идеальному обществу? Что такое добро и зло? и т. д.
Два основных вопроса философии:
1. Что первично: материя или сознание?
*Материализм – признание в качестве первоначала бытия материи.*Идеализм – признание в качестве первоначала бытия духовной сущности.*Объективный идеализм – признание в качестве первоосновы бытия объективного духовного начала.*Субъективный идеализм – признание в качестве первоосновы бытия субъективного духовного начала, т.е. сознания человека.*Монизм – признание одного первоначала бытия.*Дуализм – признание двух независимых и противоположных первоначал бытия.*Плюрализм – признание множества первоначал бытия.2. Познаваем ли мир?
*Сенсуализм – признание в качестве основы познания чувств и ощущений.*Эмпиризм – признание в качестве основы познания опыта и эксперимента.*Рационализм – признание в качестве основы познания разума.*Иррационализм – признание в качестве основы познания интуиции и бессознательного.*Релятивизм – признание относительности всякого познания.*Агностицизм – признание абсолютной непознаваемости мира.Тема 1.3. Основные разделы философии
I. Онтология – учение о бытии.
*Бытие – то, что существует.*Субстанция – самостоятельное, неизменяющееся и ни от чего не зависящее бытие.N.B. Синонимы бытия – мир, реальность, действительность, природа, сущее, космос и жизнь.
II. Гносеология – учение о познании.
*Познание – процесс приобретения и развития знаний о мире.*Знание – отображение действительности в сознании человека.*Сознание – субъективные переживания человеком явлений внешнего и внутреннего мира.*Сознание – субъективные переживания человеком явлений внешнего и внутреннего мира.*Информация – совокупность любых сведений.*Истина – знание, соответствующее действительности.*Информация – совокупность любых сведений.*Истина – знание, соответствующее действительности.*Правда – практическое применение истины.*Заблуждение – непреднамеренное искажение действительности.*Ложь – преднамеренное искажение действительности.*Дезинформация – социально-политическая форма существования лжи.Две формы познания:
1. чувственное:
A. ощущение – отражение отдельного свойства вещи, воздействующей на органы чувств;
B. восприятие – целостное отражение свойств вещи, воздействующей на органы чувств;
C. представление – наглядный образ вещи, не воздействующей на органы чувств.
2. рациональное:
A. понятие – мысль, выделяющая отличительные признаки вещи;
B. суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о вещи;
C. умозаключение – вывод одних суждений из других.
III. Эпистемология – учение о научном познании.
*Наука – система совместной деятельности людей, направленная на выработку истинных знаний и основанная на фактах и доказательствах.*Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов.*Факт – многократно подтверждённый и воспроизводимый фрагмент бытия.*Доказательство – перенос истинности одного знания на другое.*Проблема – столкновение двух или нескольких точек зрения по одному вопросу.*Закон – всеобщая устойчивая необходимая повторяющаяся связь между явлениями.*Детерминизм – причинно-следственная связь.Два уровня научного познания:
1. эмпирический – опытное исследование вещей с помощью чувственных форм познания;
2. теоретический – изучение сущности вещей с помощью рациональных форм познания.
IV. Методология – учение о методах познания.
*Метод – способ познания.Два вида методов познания:
1. эмпирические:
A. наблюдение – изучение объекта в естественных условиях;
B. эксперимент – изучение объекта в контролируемых условиях;
C. описание – обобщение эмпирических данных наблюдения и эксперимента;
D. измерение – выражение величины объекта через величину эталонного объекта.
2. теоретические:
A. анализ – разложение сложной системы на простые элементы;
B. синтез – объединение простых элементов в единую систему;
C. дедукция – переход от общего к частному;
D. индукция – переход от частного к общему.
Два основных философских метода познания:
1. метафизический – понимание вещей неизменными и обособленными;
2. диалектический – понимание вещей изменяющимися и взаимосвязанными.
V. Аксиология — учение о ценностях.
*Ценность – то, что значимо для человека.*Потребность – стремление к улучшению жизненных условий.VI. Праксиология – учение о практической деятельности человека.
*Деятельность – осознанная активность человека.Шесть элементов деятельности:
1. потребность – стремление к улучшению жизненных условий;
2. мотив – то, что побуждает человека к деятельности;
3. цель – то, на что направлена деятельность;
4. средства – то, что необходимо использовать для достижения цели;
5. действия – элементы деятельности, направленные на достижение цели;
6. результат – конечный итог всех действий и деятельности в целом.
Четыре основных вида деятельности:
1. общение – обмен информацией между людьми;
2. игра – усвоение социального опыта;
3. учение – приобретение знаний, умений и навыков;
4. труд – производство социально значимых продуктов.
VII. Логика – учение о законах мышления.
Четыре закона формальной логики:
1. закон тождества: любая мысль должна быть тождественной самой себе, т.е. нельзя отождествлять различные мысли, а тождественные – принимать за различные;
2. закон непротиворечия: два противоречащих суждения об одном объекте не могут быть одновременно истинными – по крайне мере одно из них ложно, т.е. нельзя одновременно утверждать и отрицать одно и то же об одном и том же объекте;
3. закон исключённого третьего: из двух противоречащих суждений одно непременно истинно, а другое ложно – третьего не дано, т.е. нельзя искать третий вариант между двумя противоречащими суждениями;
4. закон достаточного основания: любая истинная мысль должна быть доказанной, т.е. иметь достаточные основания в пользу её истинности в виде фактов или законов науки.
VIII. Эстетика – учение об эстетическом, т.е. прекрасном и безобразном, комическом и трагическом, возвышенном и низменном.
IX. Этика – учение о морали, или нравственности.
*Мораль (нравственность) – способ отношений между людьми, основанный на идеалах добра.*Этикет – установленные обществом правила поведения.X. Философская антропология – учение о сущности человека.
*Индивид – человек как отдельный представитель человеческого рода.*Индивидуальность – человек как носитель особенных качеств.*Личность – человек как носитель социальных качеств, обладающий мировоззрением.*Социализация – формирование личности посредством усвоения культурного опыта.XI. Социальная философия – учение о сущности общественной жизни.
*Общество – группа людей, объединённая общими интересами.XII. Философия культуры – учение о сущности культуры.
*Культура – совокупность результатов деятельности людей.XIII. Философия искусства – учение о сущности искусства.
*Искусство – творческая деятельность, направленная на эстетическое освоение мира.*Творчество – процесс создания ранее не существовавшего бытия.*Способности – особенности человека, проявляющиеся в быстром усвоении знаний и умений.*Одарённость – единство способностей как условие успешной деятельности.*Талант – высокий уровень одарённости, проявляющийся в творческой деятельности.*Гениальность – высшая степень таланта, проявляющаяся в создании исторически значимых экстраординарных новшеств.XIV. Философия науки – учение о философских проблемах конкретных наук.
XV. Философия религии – учение о сущности религии.
XVI. Философия истории – учение о закономерностях исторического развития.
XVII. Философия языка – учение о возникновении и развитии языка.
XVIII. Философия права – учение о сущности правовых норм.
XIX. Политическая философия – учение о сущности государства.
*Политика – деятельность, направленная на захват и удержание власти.Тема 1.4. Исторические типы философии
1. Восточная философия: VII в. до н.э. – VII в. н.э.
Индия, Китай, Иран, Япония, Корея и др.
2. Античная философия: VI в. до н.э. – V в. н.э.
Древняя Греция, Древний Рим
3. Средневековая философия: V – XV вв.
Западная Европа, Иран
4. Философия Возрождения: XIV – XVI вв.
Западная Европа
5. Философия Нового времени: XVII – XVIII вв.
Западная Европа
6. Философия Просвещения: XVIII в.
Западная Европа
7. Философия немецкого романтизма: 1795 – 1830
Германия
8. Немецкая классическая философия: 1770 – 1850
Германия
9. Философия диалектического материализма: XIX в.
Германия
10. Неклассическая и современная философия: XIX – XX вв.
Западная и Восточная Европа, США
11. Русская философия: XI – XX вв.
Россия, Украина, Белоруссия, Израиль
Тема 1.5. Сущность и функции философии. Место философии в культуре
N.B. Чтобы понять сущность философии, необходимо сравнить её с другими формами духовной деятельности людей, такими как наука, религия и искусство.
*Сущность – внутреннее содержание объекта, скрытое от взора человека.1. Философия и наука:
Сходства:
A. теоретический тип знания;
B. отношение к истине как к высшей ценности.
Различия:
A. наука рассматривает мир в целом, а философия – человеческий взгляд на мир;
B. наука объясняет действительность, а философия ещё и выводит знание о должном;
C. наука опирается на факты, а философия – на предельные основания вещей;
D. наука выходит за рамки опыта, а философия ещё и ставит вечные проблемы и вопросы.
2. Философия и религия:
Сходства:
A. схожесть представлений о мире, Боге и бессмертии души.
Различия:
A. религия принимает идеи на веру вне критики, а философия стремится к обоснованию идей;
B. религия догматична, а философия самостоятельна.
3. Философия и искусство:
Сходства:
A. целостное отображение мира и человека в мире;
B. внимание к духовному миру человека;
C. обоснование ценностей и идеалов.
Различия:
A. искусство – область художественного, а философия – область теоретического;
B. искусство – область образного, а философия – область понятийного;
C. искусство – область описательного, а философия – область доказательного;
D. искусство – область эмоций, а философия – область разума и логики;
Основные функции философии:
1. мировоззренческая – выработка мировоззрения;
2. методологическая – выработка способов познания и действия;
3. социальная – осмысление общественных проблем и путей их решения;
4. культурная – обобщение особенностей различных культур;
5. интеграционная – систематизация знаний человечества;
6. прогностическая – логическое выстраивание вариантов развития человечества;
7. критическая – опровержение стереотипов мышления и предрассудков;
8. идеологическая – отражение разнообразия общественных позиций.
*Идеология – совокупность господствующих идей.Контрольные вопросы по главе I
1. Определения мировоззрения, мифологии, религии, веры и философии.
2. Мифологический, религиозный и философский типы мировоззрения.
3. Мироощущение и миропонимание как основные части мировоззрения.
4. Обыденный и научный уровни мировоззрения.
5. Специфика, предмет и общие вопросы философии. Понятия «субъект», «объект», «предмет».
6. Основные вопросы философии. Понятия «материализм», «идеализм», «монизм», «дуализм», «плюрализм», «сенсуализм», «эмпиризм», «рационализм», «иррационализм», «релятивизм», «агностицизм».
7. Основные разделы философии: онтология и гносеология. Понятия «бытие», «субстанция», «познание», «знание», «сознание», «информация», «истина», «правда», «заблуждение», «ложь», «дезинформация». Формы чувственного и рационального познания.
8. Основные разделы философии: эпистемология и методология. Понятия «наука», «система», «факт», «доказательство», «проблема», «закон», «детерминизм», «метод». Эмпирические и теоретические методы познания. Метафизический и диалектический методы познания.
9. Основные разделы философии: аксиология и праксиология. Понятия «ценность», «потребность», «деятельность». Элементы и виды деятельности.
10. Основные разделы философии: логика, эстетика и этика. Четыре закона формальной логики. Понятия «мораль» («нравственность») и «этикет».