Полная версия
Философия. История учений в конспективном изложении
Два направления буддизма:
1. Хинаяна – нирвана достигается в монастыре и после смерти для личного спасения;
2. Махаяна – нирвана достигается в миру и при жизни – на время и после смерти – навсегда для спасение наибольшего числа людей.
*Бодхисаттва – существо, готовое уйти в нирвану, но из-за сострадания задерживающееся в сансаре, чтобы вести других живых существ к спасению.Две школы хинаяны:
1. Саутрантика (Кумаралата, II в. н.э.) – реально существуют духовные и физические объекты, что следует из деятельности сознания;
2. Вайбхашика (Васумитра, II в. н.э.) – реально существуют духовные и физические объекты, что следует из непосредственного восприятия.
Соотношение сансары и нирваны: несовместимы, т.к. когда дхармы волнуются, нирвана не наступит, а когда дхармы успокаиваются, то сансара исчезнет.
Две школы махаяны:
1. Мадхьямика (Нагарджуна, II в. н.э.) – реально существует пустота, иллюзией являются духовные и физические объекты;
2. Йогочара (Майтреянатха, IV в. н.э.) – реально существуют духовные объекты, иллюзией являются физические объекты.
Соотношение сансары и нирваны: тождественны, т.к. любое живое существо способно к достижению нирваны, которую нужно только обнаружить в сансаре.
N.B. Буддизм – не столько религия, сколько философия, поскольку в религии всегда есть Бог, а Будда выступает образцом нравственной жизни. Будда отрёкся от крайностей аскетизма (джайнизм) и гедонизма (чарвака-локаята) и сформулировал срединный (восьмеричный) путь, ведущий к нирване.
Тема 2.6. Основные источники, понятия и школы китайской философии
*Книга перемен – собрание древнекитайских философских текстов, возникших около VII в. до н.э.N.B. Китайская философия суть различные толкования «Книги перемен».
Основные понятия конфуцианства:
*Ян – мужское активное светлое небесное начало.*Инь – женское пассивное тёмное земное начало.*Ци – первоматерия.*Ли – закон.*Мин – судьба, т.е. жизненное предопределение или предопределённая жизнь.N.B. Если изначально в китайской философии существовало порядка ста школ, то позднее выделились шесть основных школ, главными из которых являются конфуцианство и даосизм.
Шесть китайских философских школ:
1. школа Инь – Ян – изучает взаимодействие начал Ян и Инь в природе;
2. школа имён – изучает связь между вещами и их именами;
3. легизм – изучает социальные законы и способы государственного управления;
4. моизм – изучает социально-политические проблемы;
5. конфуцианство – изучает этико-политические проблемы;
6. даосизм – изучает взаимодействие начал Дао и Дэ в природе и обществе.
Тема 2.7. Конфуцианство и неоконфуцианство
Конфуцианство (VI в. до н.э., Кун Фу-цзы; «Лунь Юй»). Мир постоянно изменяется благодаря единству и борьбе двух противоположных начал – Ян и Инь, которые присутствуют в каждой вещи. Небо есть высшая сила, управляющая земной жизнью. Человек есть связующее звено между небом и землёй. Мировая гармония зависит от морального поведения человека, поэтому человек должен нравственно самосовершенствоваться и соблюдать традиции и ритуалы. Государство основано не на законах, а на добродетели.
Пять типов людей:
1. люди привычки – люди, живущие повседневной животной жизнью;
2. люди грамотные – люди, живущие в соответствии с традициями;
3. люди здравого смысла – добродетельные философы, умеющие говорить и молчать;
4. люди прямодушные – истинно добродетельные люди;
5. люди совершенномудрые – люди совершенной морали, способные управлять государством.
*Благородный муж – образец мудрости и морали в конфуцианстве.Пять качеств благородного мужа:
1. гуманность – построение отношений между людьми на основе любви и искренности;
2. этикет – воплощение гуманности в ритуалах;
3. сыновья почтительность – уважение к страшим;
4. справедливость – исполнение долга, даже если он противоречит личным интересам;
5. знание воли Неба – действие сообразно с велениями судьбы.
«Путь золотой середины»: нахождение компромисса между крайностями и соблюдение меры.
«Золотое правило конфуцианства»: не делай другим того, чего не пожелаешь себе.
«Исправление имён»: соответствие понятий вещей их сущности для сохранения миропорядка: господин должен быть господином, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.
Неоконфуцианство (X в. н. э. Чжоу Дуньи, Чжу Си, Ван Янмин). Истоком космоса является Великий Предел, из которого исходят Ян и Инь, взаимодействие которых рождает пять материальных первоначал, комбинации которых образуют космос. Источниками космоса также являются первичное идеальное начало Ли и вторичное материальное начало Ци, которые единятся в Великом Пределе. Благородный муж знает человеческую природу, что приводит к отсутствию желаний, мыслей и деяний.
Пять добродетелей:
1. гуманность – дерево; весна; Восток;
2. этикет – огонь; лето; Юг;
3. долг – металл; осень; Запад;
4. мудрость – вода; зима; Север;
5. верность – земля; все сезоны; Центр.
Тема 2.8. Даосизм и неодаосизм
Даосизм (VI в. до н.э., Лао Цзы; «Дао-Дэ-цзин»).
*Дао – объективное первоначало и всеобщий закон космоса.Дао бесконечно и никем не создано, безымянно и бесформенно, никому не ведомо и недоступно для чувств. Дао поддерживает единство мира за счёт постоянных переходов в противоположности по принципу «то Инь – то Ян». Дао постоянно и изменчиво, деятельно и бездейственно, бесконечно и мельчайше, всё и ничто. Познать Дао можно только путём слияния с ним, т.е. путём обретения трёх его свойств – свободы от желаний, недеянию и ненасильственности.
*Дэ – субъективное проявление Дао как моральной силы человека.*У-вэй – недеятельное следование Дао.Четыре уровня бытия:
1. человек – следует законам Земли;
2. земля – следует законам Неба;
3. небо – следует законам Дао.
4. Дао – следует самому себе.
*Совершенномудрый человек – образец мудрости и морали в даосизме.Неодаосизм (IV в. н.э.; Хэ Янь, Го Сян, Гэ Хун). Дао суть ничто. Все вещи равны между собой и возникают сами из себя, а не из Дао. Космос постоянно движется, поэтому человек и общество должны жить в согласии с собой и космосом. Знание исходит из человека, а не из подражания мудрецам.
Тема 2.9. Чань-буддизм (дзен-буддизм)
Чань-буддизм (дзен-буддизм) (Бодхидхарма, 440 – 536).
Четыре принципа дзен-буддизма:
1. «Не твори письменных поучений» – отсутствие опоры на священные тексты;
2. «Передавай традицию вне наставлений» – отсутствие авторитета слов и символов;
3. «Прямо указывай на человеческое сердце» – передача знаний от сердца к сердцу;
4. «Смотри в свою природу и станешь Буддой» – пробуждение через осознание своей истинной природы.
Будда существует везде и во всём, поэтому нужно одинаково относиться к счастью и несчастью, освободиться от всех страстей и быть сторонним наблюдателем собственной жизни. Высшая истина достигается не разумом, а путём внезапного озарения, что возможно только тогда, когда человек живёт без цели и направленной деятельности.
*Сатори – внезапное интуитивное проникновение в суть вещей и самого себя.Три способа достижения сатори:
1. парадоксы – абсурдные вопросы, не имеющие логического ответа, задаваемые наставником;
2. эмоциональное воздействие – внезапный крик, удар палкой;
3. медитация – единство предельной концентрации и абсолютной неосознанности.
Соотношение сансары и нирваны: тождественны.
Тема 2.10. Зороастризм
*Зороастризм – древнеиранская религиозно-философская система, основанная пророком Заратустрой.*Авеста – священный канон зороастризма.Четыре раздела Авесты:
1. Ясна – молитвенные песнопения;
2. Висперед – литургические воззвания к богам;
3. Вендидад – свод религиозных и юридических предписаний;
4. Яшты – гимны.
Два первоначала бытия:
1. Ахура-Мазда (Ормузд) – творец жизни, тепла и света как олицетворение правды, добра, нравственности и справедливости.
2. Анхра-Майнью (Ариман) – творец смерти, холода и тьмы как олицетворение лжи, зла, безнравственности и несправедливости.
*Митра – посредник между Ахура-Маздой (Ормуздом) и людьми.Бытие состоит из воды, огня, земли и воздуха и является борьбой добра и зла, которая должна завершиться победой добра за счёт следования человека Ахура-Мазде, что позволит обрести ему посмертное блаженство, однако человек свободен выбирать между добром и злом своей совестью. Смысл жизни человека состоит не столько в личном спасении, сколько в победе добра над злом. Материальный земной мир изначально благ, поэтому аскетизм неприемлем.
Три основные добродетели:
1. благая мысль;
2. благое слово;
3. благое деяние.
Мировая история длится 12 000 лет и состоит из четырёх периодов по 3 000 лет.
Четыре периода истории:
1. менок – небесное существование идей как прообраза земных вещей;
2. творение – Ахура-Мазда создал небо, землю, воду, растения, животных и человека;
3. смешение – Анхра-Майнью создал пустыни, вредных насекомых и ядовитые растения;
4. разделение – пришествие Спасителя в Судный День, что означает торжество добра над злом.
N.B. Зороастрийцев именуют огнепоклонниками, т.к. символом зороастризма является котёл огня, т.к. огонь сжигает всякое зло и при этом не загрязняется, поэтому в зороастрийских храмах огонь поддерживался столетиями. Видимый огонь подобен короне невидимого короля.
Контрольные вопросы по главе II
1. Сравнительная характеристика западной и восточной культуры (динамика развития, отношение человека к миру, природе, обществу, познанию, соотношение разных видов культуры).
2. Особенности восточной философии.
3. Веды как источник индийской философии. Основные понятия индийской философии: «космос», «рита», «дхарма», «Брахман», «Атман», «карма», «сансара», «мокша». Четыре состояния Атмана.
4. Основные школы индийской философии. Понятия «индуизм», «брахманизм», «вишнуизм», «шиваизм», «Махабхарата», «Бхагавадгита».
5. Ортодоксальные школы индийской философии: санкхья. Пуруша и Пракрити как первопричины бытия. Три вида гун.
6. Ортодоксальные школы индийской философии: вайшешика. Виды душ и субстанций.
7. Ортодоксальные школы индийской философии: миманса. Учение о бытии и познании.
8. Ортодоксальные школы индийской философии: йога. Понятие «аскетизм». Состояния читты. Пути освобождения. Правила поведения.
9. Ортодоксальные школы индийской философии: ньяя. Учение о бытии и познании.
10. Ортодоксальные школы индийской философии: веданта. Соотношение Брахмана и Атмана.
11. Неортодоксальные школы индийской философии: чарвака-локаята. Учение о бытии. Понятия «гедонизм», «эвдемонизм».
12. Неортодоксальные школы индийской философии: джайнизм. Учение о бытии и познании. «Тройная жемчужина». Пять обетов поведения.
13. Неортодоксальные школы индийской философии: буддизм. Учение о бытии. Понятие «нирвана». Четыре благородные истины. Восьмеричный путь спасения. Учение о дхармах. Учение о срединном пути.
14. Два направления буддизма (хинаяна и махаяна) и их школы. Учение о бытии. Соотношение сансары и нирваны.
15. Сравнительная характеристика этических установок гедонизма (эвдемонизма), аскетизма и срединного пути в неортодоксальных школах.
16. Книга перемен как источник китайской философии. Основные понятия китайской философии: «Ян», «Инь», «ци», «ли», «мин». Основные школы китайской философии.
17. Школы китайской философии: конфуцианство и неоконфуцианство. Пять типов людей. Пять качеств благородного мужа. Пять добродетелей.
18. Школы китайской философии: даосизм и неодаосизм. Учение о бытии. Понятия «Дао», «Дэ», «у-вэй». Уровни бытия.
19. Школы китайской философии: чань-буддизм (дзен-буддизм). Понятие «сатори». Соотношение сансары и нирваны.
20. Авеста как источник иранской философии. Зороастризм. Ахура-Мазда и Анхра-Майнью как первоначала бытия. Три добродетели.
21. Сравнительная характеристика совершенного человека в философских системах джайнизма, буддизма, конфуцианства, даосизма и зороастризма.
Словарь философских понятий по главе II
1. Авеста – священный канон зороастризма.
2. Аскетизм – добровольное самоограничение с целью духовного самосовершенствования.
3. Атман – субъективное первоначало космоса как дыхание и душа, т.е. сознание человека.
4. Ахимса – непричинение вреда всему живому.
5. Благородный муж – образец мудрости и морали в конфуцианстве.
6. Бодхисаттва – существо, готовое уйти в нирвану, но из-за сострадания задерживающееся в сансаре, чтобы вести других живых существ к спасению.
7. Брахман – объективное первоначало космоса и высшая духовная реальность.
8. Брахманизм – направление индуизма, почитающее Брахму как творца космоса.
9. Бхагавадгита – священная книга индуизма.
10. Веды – собрание древнеиндийских текстов, возникших до XV в. до н.э.
11. Вишнуизм – направление индуизма, почитающее Вишну как хранителя космоса.
12. Гедонизм – стремление к наслаждениям как к высшему смыслу жизни.
13. Дао – объективное первоначало и всеобщий закон космоса.
14. Джняна – высшее знание, полученное путём медитации.
15. Дхарма – моральный закон космоса.
16. Дхармы – духовная основа мира и вечный моральный закон.
17. Дэ – субъективное проявление Дао как моральной силы человека.
18. Зороастризм – древнеиранская религиозно-философская система, основанная пророком Заратустрой.
19. Индуизм – совокупность ортодоксальных религиозно-философских учений, основанных на почитании триады ведических богов – Брахмы, Шивы и Вишны.
20. Инь – женское пассивное тёмное земное начало.
21. Карма – влияние совершённых деяний на будущую жизнь.
22. Книга перемен – собрание древнекитайских философских текстов, возникших около VII в. до н.э.
23. Космос – мировой порядок, противопоставляющийся хаосу.
24. Ли – закон.
25. Майя – иллюзия реальности, воспринимаемая как истинная реальность.
26. Манас – управляемый поток мыслей, т.е. сознание.
27. Махабхарата – собрание индуистских книг.
28. Медитация – техника сосредоточенного созерцания.
29. Мин – судьба, т.е. жизненное предопределение или предопределённая жизнь.
30. Митра – посредник между Ахура-Маздой (Ормуздом) и людьми.
31. Мокша – освобождение от сансары.
32. Нирвана – состояние абсолютной невозмутимости, вызванное освобождением от страданий.
33. Рита – физический закон космоса.
34. Сансара – цепь перевоплощений сообразно с кармой.
35. Сатори – внезапное интуитивное проникновение в суть вещей и самого себя.
36. Совершенномудрый человек – образец мудрости и морали в даосизме.
37. Тиртханкара – человек, достигший освобождения путём аскезы и ставший образцом морали.
38. Трипитака – собрание буддийских текстов.
39. У вэй – недеятельное следование Дао.
40. Ци – первоматерия.
41. Читта – неуправляемый поток мыслей, т.е. бессознательное.
42. Шиваизм – направление индуизма, почитающее Шиву как творца, хранителя и разрушителя космоса.
43. Эвдемонизм – стремление к счастью как к высшему смыслу жизни.
44. Ян – мужское активное светлое небесное начало.
ГЛАВА III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
VI в. до н.э. – V в. н.э.
Древняя Греция, Древний Рим
Тема 3.1. Особенности и этапы античной философии
Особенности античной философии:
1. Постепенный отказ от мифологического понимания мира и стремление к его рациональному обоснованию в связи с жизнью в полисах.
*Полис – демократический город-государство с открытым обсуждением общественных проблем и публичными ораторскими состязаниями.*Политика – деятельность, направленная на захват и удержание власти.*Монархия – власть одного правителя, передаваемая по наследству и ничем не ограниченная.*Демократия – власть большинства равноправных граждан.*Аристократия – власть знати.*Плутократия – власть богатых.*Охлократия – власть черни.*Олигархия – власть корыстолюбцев.*Клептократия – власть мошенников.*Бюрократия – власть чиновников.*Геронтократия – власть старейших.*Критархия – власть судов.*Меритократия – власть талантливых людей.*Технократия – власть учёных.2. Поиск в природе («фюзисе») безличного первоначала бытия, что приводит к возникновению метафизики.
*Архе – первоначало бытия.*Метафизика – учение о первоначалах бытия.*Пантеизм – обожествление природы.*Панпсихизм – одушевление природы.*Гилозоизм – одушевление природы как стирание границ между материей и духом.*Антропоморфизм – очеловечивание природы.3. Стремление осмыслить космос (бытие) в целом.
*Космос – мировой порядок, противопоставляющийся хаосу.*Космоцентризм – понимание космоса как центральной проблемы философии.*Космология – учение об устройстве мира.*Космогония – учение о происхождении мира.*Космогенез – процесс образования мира.4. Понимание соотношения человека и космоса как микрокосма и макрокосма.
*Микрокосм – человек как малая Вселенная.*Макрокосм – внешняя по отношению к человеку Вселенная.5. Единство философии с зачатками других знаний.
Этапы античной философии:
1. предфилософский (IX – VII вв. до н.э.) – мифологические размышления о происхождении и устройстве космоса, о роли богов в сотворении мира и в жизни людей.
2. натурфилософский (досократический) (VII – V вв. до н.э.) – поиск природного первоначала, исходя из которого объясняется происхождение и устройство космоса.
3. классический (сократический) (V – IV вв. до н.э.) – перенос внимания с природы на человека, общество и государство.
4. эллинистическо-римский (IV в. до н.э. – V в. н.э.) — крушение полисов, обострение этической проблематики, развитие естественных и юридических наук, формирование христианской философии.
Тема 3.2. Предфилософский этап
Гомер (VIII в. до н.э.; «Одиссея», «Илиада»). Космос – единая живая сфера, имеющая границы.
Два первоначала космоса:
1. Океан – предок всех богов, источник всего сущего;
2. Судьба – живое божественное существо, неотвратимая высшая сила.
Три части космоса:
1. Небо – область света, где живут боги;
2. Подземелье – область тьмы, где живут изгнанные титаны;
3. Земля – круглая плоскость на воде, сочетающая элементы небесного и подземного.
Боги – не творцы мироздания, а лишь сверхъестественные двойники естественных явлений. Интересы бессмертных богов конфликтуют с интересами смертных людей. Жизнь людей зависит от произвола безнравственных и неразумных богов. Но боги, как и люди, подчиняются безличной Судьбе. Герои – смертные полубоги, желающие достичь духовного бессмертия через величие дел. Герои противостоят Судьбе и испытывают противоречие между свободой и необходимостью. Свобода проявляется в сознании своего назначения.
Гесиод (VII в. до н.э.; «Труды и дни», «Теогония»). Сотворение мира есть катастрофа, раскол единой идеи на осколки частностей. Мир неуклонно деградирует из-за нравственного падения людей.
Пять поколений людей:
1. золотое – люди вели блаженную жизнь, чуждую горя, забот, труда и старости;
2. серебряное – люди вели безрассудную жизнь, полную распрей и оскорблений;
3. медное – люди погрязли в войнах и насилии, считая их потехой;
4. героическое – люди вели благородную жизнь, уничтоженную войной;
5. железное – современные люди, обречённые на несчастья из-за отсутствия любви и совести.
Два способа исправления людей:
1. справедливость – следование закону и правде; беспристрастный суд; отсутствие насилия;
2. труд – любовь и рвение в делах; стремление к надёжному достатку; бережливость.
Тема 3.3. Натурфилософский (досократический) этап
Фалес (625 – 547 до н.э.; «О началах», «О солнцестоянии», «О равнодействии»). Первоначалом и основой бытия является разумная и божественная вода, порождающая вещи путём сгущения и разрежения. Мир полон богов и душ, которые движут все вещи.
N.B. Фалес также был математиком, астрономом, физиком, инженером и политическим деятелем.
N.B. Фалес – автор изречения «Познай самого себя».
N.B. Фалес предсказал полное солнечное затмение; ввёл календарь из 365 дней.
Анаксимандр (611 – 546 до н.э.; «О природе», «Карта земли»). Первоначалом и основой бытия является неподвижное, неопределённое и беспредельное первовещество апейрон, из которого исходят постоянно движущиеся противоположности. Комбинации этих противоположностей порождают четыре основные стихии, из которых состоят все вещи.
N.B. Анаксимандр также был астрономом и математиком.
N.B. Анаксимандр изобрёл солнечные часы, глобус и составил географическую карту.
Анаксимен (588 – 524 до н.э.; «О природе»). Первоначалом и основой бытия является вечно движущийся, неопределённый и безграничный воздух, из которого всё возникает и к которому всё возвращается. Разрежение воздуха образует огонь и эфир, а его сгущение – ветер, облака, воду, землю и камни. Не боги создали воздух, а сами из него возникли.