bannerbanner
Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I
Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

30 августа. Назначение Василия Дроздова учителем поэзии с жалованьем по 250 рублей в год, а также назначение проповедником при Лавре (Мнения. Т. 1. С. 3).

8 сентября. Возможно, произнесение слова в праздник Рождества Богородицы: «…Премудрый Создатель не мог сотворить глада, не приуготовив соответственной ему пищи; и, следовательно, каждый вопль обманутых и неудовольствованных желаний есть тайное наше поучение: человек не для мира, хотя мир и для человека; все в нем приобретения суть только трата времени; одна та потребность, которую все здесь открывает, но ничто не может удовлетворить, заслуживает все внимание: едино есть на потребу» (Сочинения. Т. 1. С. 279).

20 октября. Возможно, произнесение слова в неделю 19 по Пятидесятнице: «Итак, вы, которые имеете счастие быть ненавидимы! Славою чад Божиих умоляю вас остановить движения гнева и негодование вас порывающее, дабы обозреть путь совершенства, открытый для вас милосердым Промыслом: любите враги ваша и благотворите» (Сочинения. Т. 1. С. 286).

25 октября. Письмо отцу – о своей болезни: «У меня готово было письмо, чтобы послать чрез присланных Вами ямщиков: но я не видел их кроме одного раза… Я ждал каждого почтового дня, чтобы загладить сию ошибку; но они приходили увеличить ее. Наконец Бог наказал меня за сие нерадение; для оживления холодной лености моей Он послал мне горячку. На прошедшей неделе я провел два должайшие в целом году – так по моей астрономии – дня, в которые получил я никогда не исканное умножение моих познаний… Нынешний день я оканчиваю мое лечение, кроме диеты, которую продолжу. Я радуюсь, да думаю также и здешняя аптека. Она была бы в опасности опустеть, ежели бы я надолго сохранил сию ревность, с которой в прошедшие дни глотал всякие негодные лекарства» (Письма. 1882. С. 80. № 75).

Октябрь – ноябрь. Новый «разбор» православного духовенства.

21 декабря. Письмо отцу: «Об себе скажу Вам, что я встречаю иногда неприятности, затруднения; но более нахожу удовольствий в своем состоянии и полезных занятий. Меня затрудняет несколько будущее: но я, не могши прояснить его мрачности, успокаиваюсь, отвращая от него взоры, и ожидаю, доколе упадут некоторые лучи, долженствующие показать мне дорогу. Может, это назовут легкомыслием: но я называю это доверенностью к провидению. Если я чего-нибудь желаю, и мне встречаются препятствия в достижении предмета желаний: я думаю, что не случай толкнул их против меня, и потому без ропота медлю и ожидаю, что будет далее. – Мне кажется, что несколько лет нерешимости простительнее, чем минута опрометчивости там, где дело идет о целой жизни. Пусть кто хочет бежит за блудящим огнем счастья: я иду спокойно, потому что нигде не вижу постоянного света…» (Письма. 1882. С. 81. № 76).

1806–1812. Русско-Турецкая война.

1807

1 января. Письмо отцу: «Я жалею вместе с Вами, что провожу сии дни не так, как желал и располагался. Многие обстоятельства благоприятствовали моим намерениям: но пылинки довольно, чтобы разрушить здание надежд наших… С Новым годом Вас поздравляю. Жаль, что нынешний день ни Вы у меня, ни я у Вас…» (Письма. 1882. С. 83. № 77).

5 февраля. Рождение Дмитрия Александровича Брянчанинова[40], в будущем архиепископа Игнатия.

17 февраля. Возможно, произнесение проповеди в Неделю мясопустную: «Бог есть любы (1 Ин. 4:8) в существе Своем и милосердие в Своих действиях относительно к человеку; сколько ни многоразличны сии действия, они имеют единое начало – благость, и единый конец – благо» (Сочинения. Т. 1. С. 294).

7 марта. Письмо отцу о своем первом печатном издании: «Имею честь представить Вам печатные сии листики, которые, надеюсь, примете благосклонно, если не по их внутренней цене, по крайней мере по снисхождению учителя – к ученику. Для Вас полный экземпляр, в котором еще находятся сочинения нашего о. Ректора. Прочие не полные прошу разослать по адресам: пусть судят и осуждают. Больше некогда» (Письма. 1882. С. 84. № 78).

14 марта. Письмо отцу: «Вы требуете известия о подробностях печатания известных Вам сочинений: я сам их очень мало знаю. Тому год уже, как дано было в рассуждении сего обещание: и я ничего не знал о следствиях, доколе не увидел исполнения. – Других, замечания достойных обстоятельств, также не случилось, кроме того, что нынешний день лично получил я приказание представить все проповеди, говоренные в настоящей должности… Что еще сказать Вам? Выше меня поднимается буря, дерева более высокие шумят и ударяются верхушками друг о друга: … в моей сфере все тихо и спокойно…» (Письма. 1882. С. 85. № 79).

10 апреля. Письмо отцу: «Вот мои новости: – проповеди представил к Его Высокопреосвященству, и еще не получил обратно. На сих днях получил имянное приказание изготовить проповедь ко дню Пасхи, которою теперь и занимаюсь» (Письма. 1882. С. 86. № 80).

14 апреля. Пасха Христова.

Произнесено слово на Пасху (Письма. 1882. С. 87. № 81).

30 апреля. Письмо отцу: «Мимо Вас идут отряды пленных; мимо нас – отряды милиции. Вот продолжение моих частных новостей – в день Пасхи говорил проповедь при служении Его Высокопреосвященства, при котором также отправлял, по-прежнему, и должность иподиакона. Свежий огурец, который я получил от него после Литургии из числа трех или четырех бывших на столе, дал мне знать, что мною не недовольны. Вечером я призван один; и получил большое искусственное яйцо, двадцатый том проповедей Его Высокопреосвященства, и обещание сделать полукафтанье, и, не знаю какое верхнее платье…» (Письма. 1882. С. 87. № 81).

15 мая. Письмо отцу: «Нового сказать Вам нечего кроме того, что мы видим действительное начало весны: береза развилась, а липа едва начинает; холод умереннее и поля зеленеют» (Письма. 1882. С. 88. № 82).

18 июня. Письмо отцу: «Третьего дня приметил я в себе начало горячки: но, при помощи строгого двухдневного поста и некоторых легких средств, теперь чувствую себя лучше. Больше нечего – скоро в класс – простите» (Письма. 1882. С. 89. № 83).

25 июня. Заключение мирного и союзного договора между Россией и Францией в Тильзите.

5 июля. Письмо отцу: «О мире и здесь ничего не слышно решительного: уверяют только, что приступ к сему есть, и было свидание инкогнито, после коего отношения переменились из неприятельских в дружеские… В день Петра и Павла было служение в Вифании; я облачал, после обедал; и получил в подарок пояс, в котором столько же серебра, сколько шелку» (Письма. 1882. С. 89. № 84).

29 августа. Письмо отцу: «Наконец я опять в прежнем углу. Дорожная тряска, Московский шум и стук, тихое общество Коломенское, все сие рождает во мне множество воспоминаний… Посылаю Вам Вергилия: жаль только, что не нашел с нотами. Светония, Геродиана, Плиния спрашивал, но тщетно…» (Письма. 1882. С. 90. № 85).

3 сентября. Письмо отцу: «Вот что я должен сказать Вам из моего путешествия: – я был у зятя в доме тестя, видел молодую и старую чету. Сначала мне казалось дико, но кроткий почтенный вид начальника семейства скоро переменил мое положение, при нем нельзя долго быть чужим» (Письма. 1882. С. 91. № 86).

27 октября. Письмо отцу: «Вы более всего хотите знать о моих обстоятельствах: но об них менее всего можно сказать. Работаю, – отдыхаю, – благодарю Бога» (Письма. 1882. С. 92. № 87).

Ноябрь. Написание стихотворения «Старость», обращенного к митрополиту Платону:

Ты, коей света власть вручает,Еще неразвращенный Рим,Котору Спарта обожает,Доколь устав Ликурга чтим;Сестра премудрости священной,Спасительных советов мать,О, старость! О тебе вещатьДерзает отрок вдохновенный.

15 декабря. Возможно, произнесение слова в неделю 28-ю: «Нас вместо Моисея ведет Христос, вместо столпа огненнаго праведна нам возсия Солнце. И мы, осуждая ропот древняго Израиля в пустыни, сами еще не трогаемся из Египта, не перестаем работать миру сему прелюбодейному и грешному и диаволу» (Сочинения. Т. 1. С. 292).

19 декабря. Письмо родителям: «Давно не писал к Вам: это от того наиболее, что ненавижу здешнюю почтовую экспедицию. И почтамт видит ее беспорядки, и меняет – плута на плута» (Письма. 1882. С. 93. № 88).

26 декабря. Письмо отцу: «Есть случай писать к Вам и можно ли не писать? Встав вчера очень рано, и довольно утомясь, как по большей части случается в такие дни, каков сей, я бы не встал ныне к утрени, простите моему признанию, но встаю в сие время, дабы утреневать к Вам» (Письма. 1882. С. 94. № 89).

* По повелению императора Александра I учрежден комитет для разработки реформы духовного образования.

* Указ императора Александра I о веротерпимости.

1808

14 января. Назначение учителем высшего красноречия и риторики с оставлением в должности учителя поэзии (Мнения. Т. 1. С. 3).

29 января. Письмо отцу: «Теперь два класса развлекают меня так, что всегда не достает времени (потому-то я так долго и не собирался писать). Риторика уже моя: но Поэзии еще не сбыл с рук… Мне трудно; потому что в одни часы оба класса, и много людей: но я был бы непотребный раб, если бы не старался оправдать доверенность Милостивейшего Архипастыря. Во мне примечают перемену здоровья; но Бог поможет; или – дай Бог ослабить здоровье лучше исполнением должности, нежели каким-нибудь пороком» (Письма. 1882. С. 95. № 90).

4 февраля. Письмо отцу: «Нас беспокоят новости Саратовские: опасение и некоторое уныние начинается в народе. Сказывают, что в здешнем посаде есть два дома, в которых все до одного больны одною болезнию, коей наружний знак есть опухоль головы и других членов, и что она привезена. Вообще больных очень много. Високос! Бог да сохранит Вас и нас!» (Письма. 1882. С. 96. № 91).

5 апреля. Пасха Христова.

Письмо отцу: «В самый день праздника поздравляю Вас с праздником: дай Бог, чтобы воскресший Искупитель сохранил Вашу жизнь и спокойствие. Наша новость: о. Ректора зовут в Петербург. Нет времени писать много. Звали к нему обедать. Простите» (Письма. 1882. С. 97. № 92).

22 апреля. Письмо родственнику диакону: «Что вы написали о платье, то для меня есть очень хороший случай. Частию по лености моей, частию по неудобности, я не скоро бы вздумал сделать его сам… При том, если уж вы принимаете на себя труд нарядить меня, то не оставьте купить мне шляпу. Голова моя немного более вашей. Что принадлежит до денег, то напишите только, сколько придется. У меня готовы» (ДЧ. 1870. Ч. 3. № 11. Известия и заметки. С. 89).

4 июня. Письмо отцу: «Пересылка писем через почту – потому ли, что она продолжительна, или потому, что я имел в ней худые опыты, – мне не нравится: но когда я вижу человека с Вашей стороны, то мне кажется, что и Вы недалеко от меня, и что он, по крайней мере, половину меня отнесет к Вам» (Письма. 1882. С. 97. № 93).

24 июня. Письмо отцу: «Мы все еще без ректора, и когда получим его, не знаем. Наш прежний, сказывают, живет в Невском монастыре в тесном углу, и молчит столько времени, сколько рассудится. Но ректором тамошней Академии, говорят, сделан другой. Вот все то, что нас теперь занимает» (Письма. 1882. С. 98. № 94).

26 июня. Император Александр I утвердил проект о преобразовании духовных школ и учреждении Комиссии духовных училищ.

Июль. Василий Дроздов подает прошение на имя митрополита Платона: «Обучаясь, а потом обучая под архипастырским вашего высокопреосвященства покровительством, я научился, по крайней мере, находить в учении удовольствие и пользу в уединении. Сие расположило меня к званию монашескому. Я тщательно испытал себя в сем расположении в течение почти пяти лет, проведенных мною в должности учительской. И ныне, ваше высокопреосвященство, милостивейшего архипастыря и отца, всепокорнейше прошу вашим архипастырским благословением совершить мое желание, удостоив меня монашеского звания» (Мнения. Т. 1. С. 2).

3 июля. Письмо отцу: «Я доволен и весел. Если прежде что и было неприятное, то только в намерениях одного человека: на самом деле и тогда было весело. Например: случалось, что меня послали в одно место в надежде доставить мне случай… получить выговор: но меня там приняли милостиво, и посадили обедать… Не забавно ли это?» (Письма. 1882. С. 99. № 95).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Никита Афанасьевич Филиппов, священник, дед Василия Дроздова.

2

Михаил Федорович Дроздов, диакон соборного храма г. Коломны.

3

Евдокия Никитична Дроздова (Филиппова), 1765 (?)–1853.

4

Петр Васильев, ключарь соборного храма г. Коломны.

5

Домника Прокофьевна, бабушка Василия Дроздова, мать Евдокии Никитичны Дроздовой.

6

Платон (Левшин, 1737–1812), митрополит Московский с 1787 г.

7

Феоктист (Мочульский), епископ Севский, викарий Московской епархии в 1784–1787 гг.

8

Серапион (Александровский, ск. 1824), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии в 1788–1799 гг.

9

Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1741–1817), граф, обер-прокурор Св. Синода в 1791–1797 гг.

10

Николай Иванович Новиков (1744–1818), писатель и публицист.

11

Андрей Гаврилович Медведев (1792–1877), архимандрит Антоний, в 1833–1877 гг. – наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, был духовником святителя Филарета.

12

Василий Алексеевич Хованский (1755–1830), князь, обер-прокурор Св. Синода (1797–1799).

13

Иоанн Евсеевич Попов (1797–1879), Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит Московский с 1867 г.

14

Федор Игнатьевич Дроздов, священник, дед по отцу Василия Дроздова.

15

Амвросий (Подобедов, 1742–1818), митрополит Санкт-Петербургский с 1799 г., Новгородский и Олонецкий с 1818 г.

16

Серафим (Глаголевский, 1763–1843), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, митрополит Санкт-Петербургский с 1821 г.

17

Мефодий (Смирнов, ск. 1815), епископ Коломенский и Тульский с 1799 г.

18

Августин (Виноградский, 1766–1819), архимандрит, ректор Троицкой семинарии, архиепископ Московский с 1818 г.

19

Существуют ли врожденные идеи? (лат.)

20

Мелхиседек (Минервин, ск. 1813), архимандрит, префект Троицкой семинарии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с 1800 г.

21

Евграф (Музалевский-Платонов, ск. 1809), архимандрит, ректор Троицкой семинарии в 1802–1808 гг., ректор Санкт-Петербургской духовной академии с 1809 г.

22

Суета сует (лат.).

23

Давид Голлазий (ск. 1713), лютеранский богослов.

24

Леонид (Зарецкий, ск. 1813), архимандрит, учитель Вифанской семинарии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии с 1808 г.

25

Пиэриды – девять юных дочерей Пиэра, пытавшихся соперничать с музами в пении.

26

Иппокрена – водный ключ, вдохновлявший поэтов.

27

Аполлон – один из наиболее почитаемых богов Древней Греции, покровитель искусств.

28

Александр Алексеевич Яковлев (1762–1823), обер-прокурор Св. Синода (1803).

29

Анастасиевы слова, вероятно, сочинение архиеп. Астраханского Анастасия (ск. 1806).

30

«Буханов учебник»– «домашний лечебник» английского врача Уильяма Бухана (1729–1805).

31

Плиний Младший, Гай Плиний Цецилий Секунд (62–114), писатель и государственный деятель Древнего Рима.

32

Григорий Григорьевич Пономарев, священник, друг Василия Дроздова по Коломенскому духовному училищу.

33

Матфей Знаменский, соученик Василия Дроздова в Троицкой семинарии.

34

Александр Николаевич Голицын(1773–1844), князь, обер-прокурор Св. Синода с 1803 г., министр духовных дел и народного просвещения в 1817–1824 гг.

35

Александр Андреевич Беклешов (1743–1808), в 1804–1806 гг. – Московский главнокомандующий.

36

Митрополит Платон (Левшин).

37

Афанасий Федорович Дроздов, священник, дядя Василия Дроздова по отцу.

38

Евстрат Ефимович – житель Коломны.

39

Тимофей Иванович Тутолмин (1740–1809), в 1806–1809 гг. – москов ский главнокомандующий.

40

Святитель Игнатий – Дмитрий Александрович Брянчанинов (1807–1867), епископ Кавказский и Черноморский.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4