Полная версия
Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I
Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I
© Составление. Свящ. Павел Хондзинский, Г. В. Бежанидзе, А. И. Яковлев, 2009.
© Оформление. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009
* * *Предисловие
Личность и деятельность святителя Филарета (Дроздова,1782–1867), митрополита Московского и Коломенского, давно стали объектом внимания и изучения историков, богословов и филологов.
Называемый при жизни «патриархом без патриаршества» или «митрополитом Московским и всея Руси», святитель Филарет внес большой вклад в отечественное богословие, принимал участие во многих важных событиях государственной жизни и определял направление церковной жизни в России. Авторитет его был огромен, суждения неизменно глубоки, мнения всегда основательны. Его личность наложила неизгладимую печать на век XIX, который подчас называют веком Филарета. По словам историка Н. П. Гилярова-Платонова, «он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра [I], став во главу церковного управления – не саном своим или местом служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, – он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное».
Уже тогда, в позапрошлом веке, начинается издание трудов митрополита Филарета, изучение его жизни и огромного творческого наследия. Основателем Филаретики можно считать Ивана Николаевича Корсунского (1849–1899), профессора Московской духовной академии по кафедре греческого языка и словесности. Он первым приложил большие усилия для систематизации биографических сведений о Московском митрополите и исследования его деятельности в связи с событиями его личной жизни и истории государственной и церковной, используя при этом важнейший материал – филаретовские проповеди.
Большой вклад в публикацию трудов святителя внесли его почитатели и ученики, издавшие сборники его писем, собрания знаменитых филаретовских Мнений и Резолюций и воспоминания о нем. Прежде других следует назвать Николая Васильевича Сушкова (1796–1871) и архиепископа Тверского Савву (Тихомирова, ск. 1896).
В советский период, как известно, прервалась работа по изучению истории Русской Церкви в целом и деятельности митрополита Филарета (Дроздова) в частности. В 1990-е гг. в связи с возрождением церковной жизни возрастает интерес и к личности святителя Филарета, в 1994 г. причисленного к лику святых, и к его наследию. Становится возможным полное и всестороннее исследование жизни и трудов святителя, с использованием разнообразных подходов и методов.
Однако развитие Филаретики оказалось неспешным по понятным причинам. До настоящего времени остаются неизвестными многие написанные святителем или относящиеся к нему документы в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Их выявление, публикация и исследование, будем надеяться, – дело близкого будущего.
В 2003 г. был издан сборник избранных трудов святителя, построенный по принципу антологии и предложивший отдельные образцы творений святителя в богословии, проповедничестве, церковном праве, гимнографии, эпистолярном жанре и мемуаристике. В 2005 г. усилиями Филаретовской группы ПСТГУ был подготовлен Библиографический справочник о святителе Филарете, в котором в максимально возможной степени собрана информация о печатных изданиях трудов святителя и литературе о нем, опубликованных в XIX–XX вв. Тем не менее мы пока не имеем полного издания трудов святителя, издания научного, основанного на архивных материалах и комментированного. Нет и научной биографии святителя, хотя собранием материалов к ней можно считать его жизнеописание, принадлежащее перу митрополита Иоанна (Снычева); опубликованы несколько обзорных биографических и богословских очерков.
Новым шагом по пути развития Филаретики стала публикация в 2007 г. Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой писем святителя Филарета к преподобному Антонию (Медведеву), наместнику Лавры, – как части издания Полного собрания трудов святителя.
Надеемся, что подготовленная Филаретовской группой ПСТГУ «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова)» послужит достижению той же высокой цели.
Жанр летописи жизни и творчества выдающихся деятелей культуры и политики давно вошел в практику отечественной исторической науки и литературоведения как вспомогательный биобиблиографический свод разнообразных материалов, дающий разностороннюю документированную, научно обоснованную основу деятельности выдающейся личности. Летопись – это поденная хроника, выстроенная по годам и месяцам, свод фактов, важных и очень важных, мелких и незначительных, но так или иначе имеющих отношение к определенной личности, содержащих ее характеристику.
Составители Филаретовской летописи смогли использовать в своей работе основные принципы и приемы, освоенные отечественными учеными в этом жанре. Правда, мы оказались в неравном положении с предшественниками: прежде издания Летописей А. С. Пушкина или Л. Н. Толстого вышло несколько собраний их сочинений, а потом и полные, академические собрания сочинений, дополненные сводами посвященной им мемуаристики и десятками серьезных научных исследований. Например, после выхода пяти Полных собраний сочинений М. Ю. Лермонтова и Лермонтовской энциклопедии, после издания в 1964 г. В. А. Мануйловым «Летописи жизни и творчества М. Ю. Лермонтова», его ученик В. А. Захаров в 2003 г. издает новый, расширенный вариант лермонтовской Летописи. В нашем случае такого рода научная деятельность только разворачивается. Тем не менее, поскольку для более глубокого осмысления нашей отечественной истории и истории Церкви в XIX в. жизнь и деятельность свт. Филарета (Дроздова) предоставляют большой и важный материал, появление сводного и систематизированного собрания фактов его жизни видится необходимым делом.
Следует сразу сказать, что не всегда составителям удавалось добиваться поставленных задач в максимально возможной степени. Мы старались зарегистрировать факты творческой деятельности митрополита Филарета, события его личной и церковно-служебной деятельности в связи с его отношениями с современниками и на фоне общественно-политической жизни России, в меньшей степени – Западной Европы и Востока. Но недоставало материала для того, чтобы проследить истоки и последствия некоторых филаретовских творений или решений, начало и развитие его отношений с отдельными лицами его окружения. Также в силу ограниченности возможностей Филаретовской группы в качестве источников использовались преимущественно печатные работы. Тем не менее издание Летописи, продолженное новыми исследованиями и документальными материалами, наверняка послужит более глубокому и обобщенному изучению и осмыслению биографии святителя Филарета.
При составлении Летописи мы находились в зависимости от имеющегося материала, крайне большого и разнообразного, во многом хаотичного и противоречивого. Немалое число публикаций содержит лишь упоминание имени митрополита Филарета, зачастую в разных публикациях по-разному сообщается один и тот же факт или высказывание святителя. Отбор и сопоставление фактов, их проверка, датировка и выстраивание в хронологический ряд, конечно, отражают взгляды и подходы составителей.
Подчас мелочи текущей епархиальной жизни святителя (его резолюции по решениям консистории и иным деловым поводам) как будто заслоняли главное содержание его деятельности, но пренебрегать такого рода мелочами мы не считали возможным. Как знать, что окажется существенным и значимым при дальнейшем исследовании его биографии? В Летопись включены те церковные, государственные, политические и литературные события, которые не могли не оказаться в поле внимания митрополита Филарета. А для более полной характеристики взглядов и мнений святителя составители предлагают цитаты из его писем, проповедей, мнений и резолюций, из воспоминаний современников.
Структура «Летописи жизни и служения святителя Филарета (Дроздова)» определена хронологическим принципом. В силу практической необходимости Летопись разделена на несколько томов – т. 1: 1782–1825 гг., т. 2: 1826–1855 гг., т. 3: 1856–1867 гг.
Фрагменты документов публикуются в соответствии с современной орфографией, за исключением богослужебной лексики, цитат из Священного Писания, а также некоторых старомодных уже и тогда оборотов речи и письма, в которых ощутим дух эпохи.
Список литературы, использованной в ссылках и примечаниях, дается в конце каждого тома.
Примечания внутри каждого тома ограничены необходимыми постраничными фактическими и персональными пояснениями.
Информация о событиях церковной и государственной жизни, не имеющая непосредственного отношения к личности святителя Филарета, выделена особым шрифтом. Специальным значком • отмечены отдельные факты, относящиеся к одной дате. Значком * отмечены события, происшедшие в течение одного года.
Предполагается, что завершением Летописи станет Дополнительный том, содержащий именной аннотированный указатель и развернутые комментарии по наиболее значительным фактам биографии святителя Филарета и важнейшим событиям церковной жизни того времени.
Данное издание рассчитано на специалистов по истории России и Русской Церкви, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, то есть лиц, уже обладающих определенным уровнем знаний, что и позволило обойтись без той информации, которая дублировала бы учебники и энциклопедии.
Считаем своим приятным долгом выразить признательность ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру Воробьеву за постоянное внимание и поддержку, оказываемые им Филаретовскому проекту. Приносим благодарность студентам и выпускникам ПСТГУ, оказавшим содействие в собирании материалов, а также сотрудникам ГПИБ Г. И. Финогеновой и Н. Л. Калиткиной.
Составители1782
26 декабря. Под утро, в пятом часу пополуночи в доме священника Никиты Афанасьевича[1], своего отца, матушка соборного коломенского диакона Михаила Федоровича[2] Дроздова Евдокия Никитична[3] родила сына.
Михаилу Федоровичу было 23 года, Евдокии Никитичне около 17 лет, в браке они состояли с 10 января 1782 года, а диаконское служение Михаил Федорович исправлял с 6 февраля 1782 года.
1783
1 января. Будущий святитель крещен в память св. Василия Великого в Богоявленской церкви. Восприемники: соборный ключарь Петр Васильев[4], бабушка по матери Доминика Прокофьевна[5].
13 января. Отец Василия, Михаил Федорович Дроздов, рукоположен в священники и определен в Троицкую церковь, что в Ямской слободе, «купив пред тем близ нее дом за сто тридцать рублев» (РА. 1894. Кн. 2. № 5. С. 38).
• Из воспоминаний Н. В. Сушкова: «Михаил Феодорович был посвящен не по желанию прихожан, а по выбору епархиального начальника… Отсюда недоброжелательство прихожан к своему смиренному пастырю. В намерении заставить его удалиться, они умалили до крайней степени ему приношения на хлеб насущный, при исполнении духовных треб… Михаил Феодорович не роптал; жена его Евдокия Никитишна не упадала духом; они переносили нужду как испытание Богом посланное… Наконец терпение победило жестокосердие… прихожане и прихожанки образумились, очувствовались и сознались в своей несправедливости к отцу Михаилу. Они видели, что он заботится о благолепии и чистоте Божиего дома, что он благоговейно, по чиноположению, всегда усердно совершает каждое служение Господу; что он во всякое время и днем и ночью, какая бы ни была погода, какое бы ни было расстояние от его дома до призывающих священника (приходской вверенный ему храм во имя св. Троицы был на конце города, в Ямской слободе), он, прерывая сон и отлагая свои дела, даже пищу, неудержимо спешит к ним с духовным пособием и утешением; что жизнь его и матушки Евдокии Никитишны проходит в посте и молитвах, в трудах и лишениях. И обратилась гонители к невинно гонимым» (Сушков. С. 30–31).
Май. Основание митрополитом Платоном (Левшиным)[6] Преображенского монастыря в Вифании при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
8 апреля. Присоединение Крыма к России.
4 августа. Подписание Георгиевского трактата о добровольном вступлении Грузии под покровительство России.
* Учреждение в Санкт-Петербурге Российской Академии.
1784
1 января. Хиротония Феоктиста (Мочульского)[7] в сан епископа Севского и Орловского, викария Московской епархии.
* Очередной «разбор» духовенства: приписание безместных священников к податным сословиям, сдача годных к военной службе в солдаты.
1785
21 апреля. Жалованная грамота дворянству о даровании новых личных, имущественных и сословных привилегий.
1786
1786–1788. Секуляризация монастырских вотчин в Малороссии и Слободской Украине.
1787
• В ведомости, представленной в Коломенскую Консисторию, у священника Михаила Федоровича значится «сын не определенный в причет и в подушный оклад не положенный, Василий, 5-ти лет, Часослов обучает» (РА. 1894. Кн. 2. № 5. С. 39).
• Принятие конституции США.
1787–1791. Вторая русско-турецкая война.
1788
11 июня. Хиротония Серапиона (Александровского)[8] в сан епископа Дмитровского, викария Московской епархии.
• Новое штатное расписание для приходского духовенства.
• Из воспоминаний игумении Евгении (Озеровой): «Покойный Владыка, когда я строила дома для причта и подала ему план с особой пристройкой к помещению кухни, сказал: «Это зачем, это лишнее, я разскажу тебе, как мы жили еще в семье; когда дедушка готовился к служению и должен был читать правило, то бывало скажет: «Дети, на печку». А мы там притаимся до окончания его молитвы; так пусть и теперь делают так же». Быв в Коломне, видела комнату, где была эта кухня, ныне обращенная в переднюю, ибо через нее вход в чистые покои. Ходили на тот ручей в овраге, где ребенком Васей набирались остренькие камешки, и он носил их в кармане, чтобы ими бить горшки монахинь Успенскаго девичьяго монастыря. Доселе там в памяти, что одна из монахинь была в содружестве с матушкой Владыки и та посылала его с какой либо домашней стряпней к старице-монахине, и он приходя получал за то гостинцы, собранные у всех старицею для ея милаго Васи; а он из шалости камешками бил сушившиеся на колышках горшечки и убегал домой после проказ своих. Соседка, другая монахиня, его бранила и гоняла. Когда уже был Святителем и Первостоятелем Церкви Московской, то назначил старице за убытки, что ей творил малюткой, ежемесячную пенсию 25 руб. ассигнациями по смерть ея. – Видели храм, при котором служили иереями дед и отец Митрополита Филарета, ныне в том же виде обновленный усердием граждан коломенских к юбилею незабвеннаго приснопамятнаго Владыки. Священник онаго разсказывал, что пред иконостасом находилась спускная лампада (ныне запрещают их устраивать, опасаясь падения), которую, как всегда, при окончании службы поднимали шнурком выше, чем во время служения; малютка Василий, впоследствии Митрополит Московский, устав от службы и видя, что спуск уже подняли, говорил матушке своей: «Скоро кончат, молитва к Богу улетела» (Филаретовский альманах. № 3. М., 2007. С. 185–186).
1789
14 июля. Взятие Бастилии, начало Великой Французской революции.
26 августа. Принятие Декларации прав человека и гражданина.
* В ведомости, представленной в Коломенскую Консисторию о сыне священника Михаила Феодоровича Василии, сказано, что он «Псалтырь обучил» (РА. 1894. Кн. 2. № 5. С. 39).
«В Коломне приходы состояли из семей безразлично к месту жительства, и только два были территориальны: Троицкий (где родился Филарет) и Запрудский потому, что это особенные слободы, и первая из них – Ямская» (Гиляров-Платонов. С. 157).
1791
26 июля. Назначение обер-прокурором Святейшего Синода графа А. И. Мусина-Пушкина[9].
20 декабря. Василий Дроздов поступил в Коломенскую духовную семинарию.
Из воспоминаний Н. П. Гилярова-Платонова: «Знаменитый исторический деятель учился в той же семинарии несколькими курсами моложе моего отца. Филарета мой отец помнил как очень скромного мальчика «рябенького» во фризовом сюртуке. Последнее обстоятельство придавало ему вид щеголя среди своих сверстников. По дедушке Никите Афанасьевичу будущее светило состоял соседом нашим. Зачатская, в которой был священником дед Филарета, а после священствовал его брат, Никита Михайлович, была одна из 3 ближайших к Никите Мученику церквей» (Гиляров-Платонов. С. 42).
Из воспоминаний свт. Филарета, записанных Н. В. Сушковым: «Еще ребенком десяти, одиннадцати лет, я певал в Коломне на клиросе. Потом читал и апостол. Умилительна наша духовная музыка» (Сушков. С. 131).
1792
Апрель. Арест Н. И. Новикова[10] по указанию императрицы Екатерины II, обыски в Москве и изъятие новиковских изданий.
6 октября. Родился Андрей Гаврилович Медведев[11], в будущем архимандрит Антоний, наместник Лавры.
* Из воспоминаний свт. Филарета: «… в малолетстве, в Коломне, после Рождества в училище, товарищ, сидя на столе, рассказывал, а мы, окружив его, слушали. Стол расшатался; сидящий потерял равновесие и ударился о мою ногу. Я упал и потерял сознание, нога была вывихнута. Ее вправили, но я ее застудил, она стала пухнуть: призвали врача, тот поправил, но дома ходить должен был с осторожностью» (РА. 1907. № 1. С. 49).
Из воспоминаний свт. Филарета: «Владыка сказал, что родитель его получал доход от прихода 90 рублей и на эти деньги не только содержал семью, но и построил дом. В доме было комнат шесть, кроме сеней и кухни. Частью на чистые деньги, частью, например, железо, гвозди – в долг, и выплачивал по частям после праздников. Приход его был ямской, ямщики засевали поля яровым, пшеницею и овсом. Когда наступит время молотьбы, батюшка возьмет у кого-нибудь лошадь и поедет или пошлет: каждый что-нибудь бросит в телегу; кто крупы, кто гороха и т. д. Это была мука сборная и ее было столько, что в праздники мы имели пироги, не очень белые, желтоватые, но вкусные. Рыба покупалась так: Ока в четырех верстах. Рыбаки наловят за ночь и к утру привезут в город… Когда я приходил из Лавры, хотелось этой ухи. Когда в настоящем звании приехал, то должен был спросить, отчего рыба ныне хуже: «От того, что потребность большая в Москву и рыбаки держат ее в садках». О чае: до 17 лет провел я в Коломне, и чай у нас только для гостей подавали, да иногда в праздник» (РА. 1907. № 1. С. 52–53).
1793
12 января. Второй раздел Польши, присоединение к Российской империи Волыни, Подолии и Минской губернии.
21 января. Казнь короля Людовика XVI.
21 июля. Учреждение Минской епархии.
1793–1795. Секуляризация монастырских имений в Южной Литве, Западной Белоруссии и Западной Украине.
1794
24 сентября. Прибытие на о. Кадьяк (Северная Америка) первых русских миссионеров из Валаамского монастыря во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым).
23 декабря. Третий раздел Польши, присоединение к Российской империи Курляндии, Литвы и др.
* Из воспоминаний свт. Филарета, записанных Н. В. Сушковым: «Отрок 12–13 лет входит в церковь во время последней пред Великим постом вечерни и слышит прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока своего» и слова эти падают прямо в душу отрока – и он как бы впервые услышал их – и сохранил в сердце» (Сушков. С. 68–69).
1795
* Воссоединение с Русской православной Церковью около 2 млн. униатов.
* Учреждение Омской и Подольской епархий.
1796
6 ноября. Кончина императрицы Екатерины II.
7 ноября. Начало царствования императора Павла I.
Ноябрь. Введение светских наград для духовенства.
22 декабря. Высочайшее повеление Святейшему Синоду о распределении «праздно живущих при отцах своих» детей церковно– и священнослужителей по «вакантным приходам либо в учительские места, а тех, кто останется, определить в военную службу».
1797
4 января. Конвенция с Мальтийским орденом, по которой император Павел I принимал орден под свое покровительство.
29 января. Высочайший манифест «О должном послушании крестьян своим помещикам во всех повинностях и об обязанности в отношении сего губернских начальств и приходских священников»: «…Духовные, наипаче же священники приходские, имеют обязанность предостерегать прихожан своих противу ложных и вредных разглашений и утверждать в благонравии и повиновении господам своим, памятуя, что небрежение их в словесном стаде, им вверенном, как в мире сем взыщется начальством их, так и в будущем веке должны будут дать ответ пред страшным Судом Божиим» (ПСЗ-1. № 17789).
5 апреля. Закон о порядке престолонаследия и учреждении императорской фамилии.
* Указ о введении трехдневной барщины для крепостных крестьян: «…Закон Божий, в Десятисловии нам преподанный, научает нас седьмой день посвящать Ему… почитаем долгом нашим… подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам…» (ПСЗ-1. Т. 25. № 17909).
1 мая. Высочайший указ об учреждении Вифанской духовной семинарии (открыта в августе 1800 г.).
14 июля. Назначение на пост обер-прокурора Святейшего Синода князя В. А. Хованского[12].
26 августа. Рождение Иоанна Евсеевича Попова[13], в будущем митрополита Иннокентия (Вениаминова).
18 декабря. Преобразование Санкт-Петербургской главной семинарии и Казанской семинарии в духовные академии и увеличение вдвое ассигнований на духовные школы.
* Распоряжение императора Павла I о выделении монастырям по 30 десятин удобных угодий.
* Отмена права выбора прихожанами приходских священников.
1798
31 октября. Принятие первого устава духовных академий и семинарий.
3 декабря. Освобождение священно– и церковнослужителей от повинностей по содержанию полиции и отбыванию караулов (ПСЗ-1. Т. 25. № 18772).
* Принятие императором Павлом I титула великого магистра Мальтийского ордена.
* Учреждение Департамента римско-католического исповедания.
* Указ Святейшего Синода о запрете священникам «самовольно без письменных видов» отлучаться в столицу для подачи прошений.
1799
3 июня. Скончался иерей Феодор Игнатьев[14].
10 июня. Назначение на пост обер-прокурора Святейшего Синода Д. И. Хвостова.
16 октября. Назначение митрополитом Санкт-Петербургским Амвросия (Подобедова)[15].
25 декабря. Хиротония Серафима (Глаголевского)[16] в сан епископа Дмитровского, викария Московской епархии.
* Итальянский поход А. В. Суворова.
* Отделение духовной цензуры от светской.
* Начало возвращения абхазцев в христианство.
* Упразднение Коломенской епархии и семинарии. Назначение епископа Коломенского Мефодия[17] в Тулу и перевод Коломенской семинарии в Тулу. Ученикам Святейшим Синодом было дозволено завершить образование в духовных школах Московской епархии.
* Из воспоминаний Н. В. Сушкова: «Недавно еще он мне сказал, что главным его учителем философии был коломенский преподаватель грамматики» (Сушков. С. 129).
* Из воспоминаний Н. П. Гилярова-Платонова: «К концу курса постигло семинаристов испытание. Царствовал Павел, и несмотря на затрапез и крашенину, в которую облачены были студенты, они обязаны были, подстригая перед и брея бороду, отпускать и заплетать косы по форме высочайше установленной. На головах обязательно шляпы» (Гиляров-Платонов. С. 41–42).
* Учреждение Калужской, Оренбургской, Пензенской и Тульской епархий.
1800
Март. Василий Дроздов впервые приезжает с отцом в Москву, а затем в Лавру.
Из воспоминаний свт. Филарета: «В коломенской семинарии я учился до класса философского: наставник по этому классу был такой человек, которого скудость мог постигнуть и ученик даровитый. Я имел желание поступить… в академию [т. е. Московскую славяно-греко-латинскую], но отец мой дал намек, что образование в лаврской семинарии солиднее. Опасение мое на счет дурного содержания в этой семинарии и работ, какие возлагаются на семинаристов, отец устранил обещанием содержать меня на свой кошт. Дело было решено. В марте 1800 года прибыл я в Лавру» (Воспоминания. С. 1).
5 марта. Подача прошения от имени коломенского иерея Михаила Федоровича Дроздова к правлению Свято-Троицкой семинарии о зачислении Василия Дроздова студентом в философский класс. Начало обучения в семинарии (курсы богословия, истории, греческого и еврейского языков).