Полная версия
Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том I
21 ноября. Митрополит Платон (Левшин) назначил Василия Дроздова учителем греческого и еврейского языков в семинарии с жалованьем 160 руб. в год (Мнения. Т. 1. С. 3).
26 ноября. Письмо отцу: «18-е число текущего месяца сделан здешним наместником и посвящен в архимандрита о. Симеон, бывший в Академии риторики учителем. На его место переведен здешний риторики учитель, а на место сего определен греческого и еврейского языка учитель. 25-е представлен я Высокопреосвященнейшему, и он сделал мне несколько вопросов на греческом языке. Чрез час – Вы видите нового учителя зимою в летнем платье. Представьте трудности нового сего состояния: постели, теплое платье и если следовать товарищам – для случаев чай с принадлежностями – вот нужды. Я ожидаю в скорости Ваших отеческих советов и наставлений в рассуждении сих затруднений» (Письма. 1882. С. 44. № 41).
2 декабря. Письмо отцу: «Я уже перебрался в назначенные для меня покои. Теперь восемь часов вечера: заслуженный матрос, отправляющий для всех учителей должность повара, а для меня и камердинера, только теперь, окончив со мною разговор об Антихристе, вышел в переднюю. Я один. Взглянув на Ваше письмо, я тотчас переселяюсь мыслями в Коломну. Желание быть ближе к Вам?.. Оно теперь должно быть отложено по крайней мере года на два. Я должен жить в отдалении от Вас, и жить сам собою, или, как говорят, своим домом. Я еще не знаю, сколь многочисленны 150 р. годового жалования. Мои товарищи идут ко мне ужинать: потому что кушанье готовится в моих покоях. – Я прерываю. Мы отужинали. Но трудно возобновить прерванную связь мыслей, особенно после ужина. – Я могу только пожелать Вам с любезнейшею матушкою благополучия, и с моим обыкновенным почтением есмь Вашего Высокоблагословения покорнейший сын Учит[ель] Дроздов» (Письма. 1882. С. 45. № 42).
• Из воспоминаний монаха Трифиллия: «На меня вышла счастливая доля поступить в услужение при комнате учителя Василия Михайловича Дроздова. За мою исправность, честность и простоту он до того сделался ко мне снисходительным, что дозволял себе иногда с старым матросом кой-какия шуточки; и как я спал с ним в одной комнате, он на кровати, я на полу у печки, то, утомивши свою умную головушку разными науками, ляжет он бывало в постель и скажет: ну, Федор (меня так звали), говори какую-нибудь сказку. – Да что ты, Василий Михайлович, отвечаю бывало я, охота тебе слушать такие пустяки? – Голова моя, скажет он, слишком набита: надобно, чтоб немного опустела. – Ну я и начну были и небылицы, пока не уснет он» (РА. 1869. № 7/8. С. 1180–1181).
Без даты. Письмо свящ. Григорию Григорьевичу Пономареву: «Если письмо мое, как я предполагаю, тобою получено, что значит молчание твое? Не все ли ты еще под колесом фортуны? Тщетно я вопрошаю; никто не ответствует. Мрачная неизвестность простирает около меня туман задумчивости; заключения, опасения, догадки мучат меня. Избавь меня от сего нерешительного состояния… Любезной Анисье Матвеевне мое почтение» (ТулЕВ. 1907. № 43. С. 688).
* Образование помимо канцелярии Святейшего Синода личной канцелярии обер-прокурора; отмена личных докладов членов Святейшего Синода императору.
* Возложение на приходское духовенство обязанности преподавания в приходских школах.
* Присоединение Мингрелии к России.
* Открытие университета в Вильно (Вильнюс).
1804
27 января. Письмо отцу: «…Сообщаю Вам то, что нас теперь наиболее занимает. Высокопреосвященнейший назначил в 31 день сего месяца быть сюда. Его болезнь, ежели Вы о ней слышали, кончилась благополучно» (Письма. 1882. С. 46. № 43).
19 февраля. Хиротония Августина (Виноградского) в сан епископа Дмитровского, викария Московской епархии.
Конец февраля – начало марта. Письмо отцу: «В течение трех недель мы имели трех почтенных посетителей: Преосвященных – Серапиона Казанского, Михаила Черниговского и Амвросия Тульского. Отдав почтение останкам Сергия, они ездили засвидетельствовать оное сединам Платона. Теперь ожидаем пр[еосвященного] Августина, нового викария Московского: уверяют, что он уже посвящен в прошедшее воскресенье. А пр[еосвященный] Серафим также, думаю, получил уже указ отправиться в Вятку, на место пр[еосвященного] Амвросия, переведенного в Казань. Какое множество перемен! К счастью, мы в стороне. Наш В[ысоко] П[реосвященный] здравствует. В праздник Сретения он служил и проповедовал. Содержание слова по большей части было то, что преждевременная смерть есть следствие расстроенной жизни в юности, а долголетие – плод душевной и телесной умеренности. Взор на него и воспоминание числа прожитых им лет были в умах слушателей прекрасным доказательством возвещаемой истины» (Письма. 1882. С. 47. № 44).
12 марта. Письмо отцу: «В сию неделю почти беспрерывно продолжается здесь стужа с ветром и снегом. Нынешнее только утро было по крайней мере ясно: но теперь опять снег начинается. Несмотря на такую погоду Высокопреосвященнейший служит ныне Литургию здесь в Лавре, и притом в холодном Соборе. Бог подкрепляет его, когда оставляет природа!» (Письма. 1882. С. 48. № 45).
18 марта. Письмо отцу: «…Я вместе с Вами желаю тепла и лета. Желаю – но почему знать, не того ли я желаю, чего надобно страшиться? Действительно есть некоторые причины, заставляющие и опасаться приближающегося лета. Оно может подать новую силу свирепствующей уже в Грузии моровой язве. С другой стороны, народ приходит в смятение от того, что в календарях не напечатано о погодах. Сие молчание, говорят, есть знак страшных событий, коих предуведомлением не хотят заранее беспокоить» (Письма. 1882. С. 49. № 46).
24 апреля. Пасха Христова.
30 апреля. Московским главнокомандующим назначен генерал-поручик А. А. Беклешов[35].
11 мая. Письмо отцу: «Высокопреосвященнейший отправлял литургию в первый день Пасхи в Соборе; а во второй в домовой церкви… В следующий день был у Его В[ысоко] Пр[еосвященный] стол, к которому были приглашены Соборные и Учители… известно, что он имеет намерение в праздник Успения быть в Коломне. Думают, – да это есть и его собственная мысль, – что Ваш город в последний раз теперь увидит его» (Письма. 1882. С. 51. № 47).
18 мая. Сенат Франции объявил Наполеона Бонапарта «императором французов».
3 июня. Письмо отцу: «Здесь каждый день видишь множество путешественников разного состояния, идущих поклониться останкам Сергия. Часто с некоторою мечтательною надеждою ищешь между многочисленною толпою знакомого лица, чтоб иметь удовольствие спросить о Вас: но мечта остается мечтой. Для чего никто не придет осуществить моей мечты?» (Письма. 1882. С. 52. № 48).
12 июня. Письмо отцу: «Я имею хороший случай послать к Вам несколько строк. Я не почитал позволительным для себя опустить его, – хотя это будут только строки, а не письмо. Мы не имеем нового кроме слуха, и то не довольно достоверного, что наш Путешественник[36] уже прибыл в Киев» (Письма. 1882. С. 53. № 49).
Конец июня. Письмо отцу: «Должно спросить Вас: окончат ли к Успению росписание Вашего Собора. Если сие исполнится, и будет хорошая погода, то Коломна увидит своего Архипастыря. Тогда и мне можно будет видеть Ваш праздник. Иначе я проведу его здесь, и едва ли после его можно будет отлучиться на несколько дней» (Письма. 1882. С. 54. № 50).
2 сентября. Письмо отцу: «Благодарю Вас столь краткими словами, столь обильными чувствованиями, за те приятные дни, которые провел я в Вашем доме. Они с избытком исполнили мои желания и нужды… В следующий день Его Высокопреосвященство здесь не был, а приезжал в 31-е число поутру. В сей же день вечером узнал я о его неудовольствии на меня за то, что я не явился к нему по приезде… О. Р[ектор] сказав мне сие, приказал Вас уведомить, и при сем случае показал свое неудовольствие, что Вы к нему никогда не пишете. В самом деле, теперь хороший случай благодарить его за участие, приемлемое им в нас обоих» (Письма. 1882. С. 55. № 51).
4 октября. Письмо отцу о новом методе преподавания Богословия в Вифанской семинарии: «Недавно читали мы, после переписки, Историю Церковную, сочиненную Его Высокопреосвященством, и сделали на некоторые обстоятельства замечания. Едва окончив сие, получили уже новое приказание. Наставление, как преподавать в Вифанской Семинарии Богословию, прислано было к здешнему Богословствующему Ювеналию с требованием от него мнения. Ему не понравилось, что в три года предписано прочитать Библию шесть раз, и все системы ненужными признаны – и он противу сего написал целый лист возражений…» (Письма. 1882. С. 56. № 52).
15 октября. Письмо ректора Троицкой семинарии архимандрита Евграфа протоиерею Михаилу Дроздову: «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божьего к Вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына Вашего…» (Письма. 1882. С. 60).
После 15 октября (4 ноября?). Письмо к отцу: «Здесь зима, и она пришла ныне не по-прежнему, когда она сперва показывалась и отступала, страшила и страшилась… Я говорю Вам о новостях природы, когда новости людские не стоят слов… Честь имею поздравить Вас с приближающимся днем Ангела, хотя и надеюсь еще впредь писать о сем:
Я и не во время кричу,Что многолетства Вам хочу:Что в сердце вечно обитает,Законов времени не знает…»(Письма. 1882. С. 58. № 53).5 ноября. Основание университета в Казани.
4 декабря. Скончался иерей Афанасий Феодорович Дроздов 80 лет от роду[37].
9 декабря. Письмо отцу: «Вы требуете новостей. Важного нет. Впрочем, обыкновенно более можно говорить, нежели писать. Я желал бы видеть Вас в приближающийся праздник: но не знаю, решиться ли, и дозволит ли время» (Письма. 1882. С. 60. № 54).
17 декабря. Письмо родителям: «Усердно поздравляю Вас с наступающим праздником. Желаю проводить весело. Благодарю, Батюшка! за письмо и за новости. Книгу посылаю, также одеяло и жилет, которые мне не нужны. Жилет мал» (Письма. 1882. С. 61. № 55).
*Начало иподиаконского служения при митрополите Платоне. Из воспоминаний Н. В. Сушкова: «Старец вспомнил и рассказал, что Платон по временам совершал литургию в Вифании не в сане архиепископа, а по чину священника, без сослужащих, без омофора, и что он исполнял тогда при нем обязанности иподиакона» (Сушков. С. 44).
* Основание Санкт-Петербургского Педагогического института (с 8 февраля 1819 г. – университет).
* Освобождение приходского духовенства от поземельного сбора; разрешение духовным лицам приобретать ненаселенные земли путем покупки.
* Издание университетского устава.
* Издание первого в России цензурного устава.
* Учреждение Екатеринославской епархии.
1804–1813. Война России с Персией.
1805
9 января. Письмо отцу: «Старание нашего монарха о распространении просвещения со дня на день открывается в новых видах. После учреждения университетов следует преобразование первейших духовных училищ. Нашему архипастырю поручено представить план Московской Академии. Две черты сего плана, если верить слухам, известны: первая – перевести Академию в Донской монастырь; вторая – должность высших учителей продолжить на определенное время. Уверяют, что с новым распоряжением соединена будет прибавка жалованья; а умножение жалованья сопровождаться будет умножением трудов чрез уменьшение числа табельных дней» (Письма. 1882. С. 55. № 56).
21 января. Письмо отцу: «…Подарок Его Высокопреосвященства состоит в платке и кушаке шелковом. Я сие пишу с тем, чтобы напомнить Вам все писанное в оном письме и опять просить Вашего наставления» (Письма. 1882. С. 62. № 57).
2 февраля. Письмо отцу: «…Наш Архипастырь осчастливил нас прибытием своим, но в то же время и опечалил жалобами на свое здоровье. Сего дня он не священнодействовал; да мы совершенно не имели удовольствия и видеть его. К утешению, мы читаем его новую проповедь на прошедший Новый год, присланную нам от него, при конце коей замечательно смиренно прошение прощения Пастырем у паствы. Так христианин всегда готовится к смерти: но она страшится тех, которые видят ее… Я желаю Вам видеть ее, и не быть от нее видимым» (Письма. 1882. С. 63. № 58).
25 февраля. Письмо родителям: «С наступающею весною Вас поздравляю. Обновляйтесь вместе с природой в силах и здравии. Наша новость: Его Высокопреосвященство наслаждается опять вожделенным здоровьем. В субботу на сырной мы были у него, и угощены столом в роде Ивана Феодоровича» (Письма. 1882. С. 64. № 59).
Март 1805. Письмо родителям: «Я не успел ответствовать Вам чрез Вашего письмоподателя. Его поспешность, мои гости, обеденное время – все препятствовало… Батюшка! Я хочу сообщить Вам теперь мои карманные мысли. Я говорю – карманные – не потому только, что они имеют связь с карманом, но и потому, что они, кажется мне, мало достойны занимать голову разумного существа… Короче: я думаю сделать себе перемену летнего платья. Вы подумаете: к чему это? – Иначе я могу дойти до того, что сертук мой никуда не годится, а делать новый будет не ко времени. Я гляжу также и на других… я ожидаю на сие обстоятельного Вашего мнения, без которого не решусь ни на что; и после буду еще советоваться с моим карманом» (Письма. 1882. С. 64. № 60).
9 апреля. Пасха Христова.
• Письмо родителям: «Я просил совета и наставления: Вы обещаете и денег. Сего уже слишком много: а Вы еще оговариваетесь. Искренно говорю Вам: с горестию сношу я мысль, что до сих пор не мог оставить Вас в покое от подобных случаев. Но что делать! Иногда и старания не помогают. Первая часть науки жить в свете есть наука быть более или менее – хамелеоном» (Письма. 1882. С. 66. № 61).
7 июня. Письмо отцу: «Я получил Ваш подарок. Жалею, что не могу ничем более доказать Вам благодарность мою, как только признательными словами… Я не распространяюсь много: ибо хочу не украсить и увеличить блистательною внешностью, но открыть только мои чувствования, дабы сердце и чувствовало, что сердцем писано… Теперь шум собирающейся ярмарки начинает беспокоить. Везде встречаются люди различного состояния, различных городов в различном платье. Скоро и обитель сделается рынком» (Письма. 1882. С. 68. № 63).
4 июля. Письмо отцу: «Известия о конюшнях и полке для меня интересны: Вы, может быть, станете сему смеяться; и я смеюсь также; однако ж это с некоторой стороны справедливо» (Письма. 1882. С. 67. № 62).
6 сентября. Письмо отцу: «Я не хочу опустить случая писать к Вам, хотя и не имею, что писать кроме некоторых здешних новостей, мало, может быть, для Вас любопытных… Погода здесь и ныне еще не постоянная. Я желаю Вам ясных и тихих дней» (Письма. 1882. С. 69. № 64).
18 октября. Письмо отцу: «Я провел теперь около двух часов с Евстратом Ефимовичем[38]. Посещению его я обязан известием о Вас, и некоторыми Вашего места мелкими новостями. Я с удовольствием слушаю и мелочи, когда они хотя местом с Вами связаны» (Письма. 1882. С. 69. № 65).
20 октября. Письмо священнику Григорию Григорьевичу Пономареву: «Утешать ли мне тебя или плакать с тобою?.. Но позволь мне сказать тебе в духе пророка: твои слезы надобны для твоих радостей, твои несчастья для твоего же счастья… Пусть я исключен буду вечно из числа сынов Отца Небесного, если я иначе думаю о Его провидении… Ты, может быть, и не представляешь, что тот, кто предлагает тебе сии утешения, воздыхает сам о днях, которые ему с тобою не казались совершено счастливыми, но которые теперь он считает лучшими в своей жизни» (ТулЕВ. 1907. № 43. С. 689).
1 декабря. Письмо отцу: «После небольшой простуды ко мне привязывалась горячка: к счастью, пост и пот, при помощи некоторых лекарств, которые, не прибегая к аптеке, мог я прописать самому себе в болезни мною довольно испытанной, в течение одной недели возвратили мне здоровье… Что говорят у Вас о войне? Здесь уверяют, что наши войска выиграли баталию: с другой стороны слух носится, будто Наполеон в первых числах ноября вступил в Вену. Если сие последнее известие справедливо, то что будет несчастней Германии от такого человека, который обыкновенно подает оливу одною, а другою рукою вонзает меч? Желаю Вам мира и спокойствия» (Письма. 1882. С. 70. № 66).
*Присоединение к России Карабахского и Ширванского ханств.
* Выход в свет «Краткой Российской церковной истории» митрополита Платона (Левшина) и первого тома «Истории Государства российского» Н. М. Карамзина.
* Основание университета в Харькове.
1805–1807. Участие России в союзе с Англией, Австрией и Пруссией в войне против Франции.
1806
7 января. Письмо отцу: «Ваши ко мне милости столь велики, что я боюсь, дабы они не были для Вас тягостны. Прошу Вас умерить свою щедрость. Сожалею вместе с Вами о том, что не мог с Вами видеться. Многое бы надобно с Вами говорить и просить Ваших советов. Обстоятельства принудили все отложить до времени… С горечью прочитал я печальные Ваши новости. Ежели Вы от меня ожидали утешительных известий, то уведомляю Вас, что с Нового года к моему жалованью милостивейше прибавлено двадцать рублей» (Письма. 1882. С. 72. № 67).
12 января. Произнесение слова в день освобождения Лавры от нашествия врагов: «Бог столько ж есть Творец собраннаго воедино и приявшаго политическое образование, сколько нравственнаго и естественнаго мира. От одной и той же мудрости, которая вдунула в перстный истукан дыхание жизни, исходит дух благоустройства одушевить колоссальное тело государства. То же могущество, которое водит звезды в кругах, им предписанных, возводит царей на высоту славы и величия. Один Промысл назирает червей, пресмыкающихся во прахе, и бдит над движениями волнующихся народов. Благость, дающая пищу всякой плоти, питает и возращает их миром и тишиною. Весы нелицеприятнаго правосудия, на коих определяется истинная цена мыслей и деяний человеческих, не отягчаются извешивать царства и империи. Благо добрым, зло злым: сей вечный закон неизгладимо написан в книге совести нашей и во внутреннем составе всех обществ. Его влияние не менее простирается на всех вообще, как и на каждаго в особенности… Напрасно говорят, что тело общества подвержено такому же разрушению, как тело животных; что падение государств есть только следствие состава их. Можно, без дерзновеннаго присвоения высокаго дара пророчества, сказать с Пророком каждому Иерусалиму, оставившему Бога своего: накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя (Иер. 2:19). Для совершения сего предсказания не всегда требуется сверхъестественная месть; стрелы нечестия, пущенныя на небо, медленно или скоро собственною тяжестию низвергаются поразить развращенных народов. Религия в обществе есть пружина, по ослаблении коей все действия махины приходят час от часу в больший безпорядок. По испровержении сего оплота поток беззакония не находит никакой преграды и всюду разносит бедствия и опустошения» (Сочинения. Т. 1. С. 118–120).
Февраль. Митрополит Платон предложил Василию Дроздову избрать иноческий путь.
16 февраля. Письмо отцу: «…Подарок получен по случаю проповеди, которая, неизвестно почему, была потребована и принята благосклонно. Обстоятельство, в котором нужен Ваш совет, есть то, что мне советуют избрать такой род жизни, в котором были бы единственным предметом науки… Из предыдущего Вы можете видеть, от кого это исходит» (Письма. 1882. С. 73. № 68).
23 марта. Письмо отцу: «Как Вы обманули мое ожидание! У кого же просить совета, когда Отец отказывает в нем? Если бы какой сын сказал мне: «Мой отец не хочет дать мне нужных для меня наставлений, и, несмотря на повторяемые просьбы, оставляет меня самому себе»: – Я бы ответствовал: «Ты жалок, друг мой! Конечно, твой отец почитает тебя недостойным своих попечений и своей доверенности». – Боже мой! Должен ли я сказать это самому себе! … «Все зависит от способностей и склонностей каждого; их можно знать самому». – Дай Бог, чтобы никто не ошибался в сем познании. Но человеческий глаз так же худо иногда видит слишком близкое, как слишком отдаленное… Много мог бы еще сказать я в ответ на Ваше письмо; если бы мог все поверить этой бумаге. Позвольте, однако, мне надеяться, что Вы без дальнейших убеждений согласитесь открыть мне свои мысли. Тогда и Вы узнаете мои, и будете судить их» (Письма. 1882. С. 73. № 69).
30 марта. Великий Пяток. Слово, говоренное в Лавре: «Совершишася (Ин. 19:30)! возопил Иисус на кресте, и возопил гласом велиим, дабы он услышался в небесных и земных и преисподних; – гласом, который расторгнул церковную завесу, чтобы показать прехождение законной сени; – гласом, который потряс землю и прошел в сердца гор каменных, дабы в то же самое время проникнуть и – ежели сие возможно, всемогуществу – смягчить каменное сердце ожесточеннаго народа» (Сочинения. Т. 1. С. 121).
1 апреля. Пасха Христова.
11 мая. Письмо отцу: «Что значит Ваше молчание? Получили ли Вы письмо мое в Неделю Пасхи? Или мои простые и откровенные изъяснения Вас огорчили? – Напрасно несколько недель повторял я сам с собой сии вопросы; одно избавьте меня от беспокойной неизвестности… Здешние мои обстоятельства, кажется, не должны бы меня беспокоить. Даже, может быть, они возбуждают и зависть. Его Высокопреосвященство читал другую мою проповедь, говоренную по особенному его назначению в великий Пяток, и удостоил ее одобрения. Между прочим, сказал, что желал бы сделать меня проповедником, и что он слышал и о Вашем согласии в рассуждении меня. Тогда же получил я от него в подарок два гранатовых яблока. – Здесь удивительнее всего то, что он знает, или думает знать Ваши мысли: а сын Ваш не знает их. Но изъясните мне, от чего это происходит, что я теперь менее доволен собою, а более ко всему холоден, нежели когда-нибудь? – Я похож на такого человека, который стоит в глубокую ночь на пустой дороге, не хочет ни быть на одном месте, ни подвинуться впереди, и при слабом свете звезд размышляет о темноте; который, однако, желает лучше ночевать с людьми в доме, нежели в лесу один или со зверями…» (Письма. 1882. С. 75. № 70).
10 июня(?). Письмо отцу: «Вы не находите в моих мыслях точных мыслей: но я сказал Вам, что и в голове моей нет их. Если бы я имел решительное намерение, Вы бы уже знали его. То, что я вижу и знаю, и к чему наклоняют меня, не довольно мне нравится. Другое противное сему не довольно мне известно. В одном из Ваших писем Вы различаете заботы об одном себе и заботы о многих. Сравнение, по-видимому, ясно, и перевес виден. Но для чего ни слова не сказали Вы о утешениях одного и утешениях многих? Я почитаю нужным сие к совершенному сравнению, и желал бы знать Ваше мнение… Я знаю, что состояние не дает пороков: только мне кажется, что они указывают иногда на неудовольствия, сопряженные с состоянием. Я бы описал Вам и сии неудовольствия, сколько замечал их: но я и так уже написал то, о чем бы только говорить должно было» (Письма. 1882. С. 76. № 71).
11 июня. Письмо отцу: «Вчера я послал к Вам письмо. Еще случай – и еще пишу, хотя и ничего не получал от Вас… Я прогулял сегодня класс в удовольствие здешнего протоиерея, который, по расположению ко мне, еще поутру пришел уведомить меня о протоиерее Коломенском и поздравить с присланным ему из Святейшего Синода награждением… Вы знаете, какое участие беру я в сем человеке: и потому я ни слова не говорю Вам о моей радости. Кажется, не излишне было бы сему человеку побывать у Его Высокопреосвященства для принесения ему благодарности за Его высокое покровительство… С сомнением о Вашем посещении, но с уверенностью о Вашей любви и с непременным к Вам почтением я есмь Ваш послушный сын и покорный слуга…» (Письма. 1882. С. 77. № 72).
5 июля. Возможно, произнесение слова в день обретения мощей преподобного Сергия: «Прозябли кости твоя, и останки плоти, еще умерщвленной в животе твоем, кажутся нам живыми по смерти твоей; и созданныя тобою пустынныя хижины превратились в громаду зданий, постыждающих грады своим великолепием. Века прошли мимо сих памятников и не смели коснуться им, разве для умножения блеска их» (Сочинения. Т. 1. С. 281).
10 июля. Письмо отцу: «Что мне сказать Вам? Здоров ли я? Это скажет податель письма. Скоро ли увижу Вас? Это зависит от обстоятельств, которые закрыты непроницаемой завесою, или по крайней мере черным крепом. Получу ли хотя от Вас письмо? Это знаете Вы, а не я. Итак, прекращаю свое в ожидании Вашего» (Письма. 1882. С. 78. № 73).
3 августа. Московским главнокомандующим назначен генерал-аншеф Т. И. Тутолмин[39].
24 августа. Письмо отцу: «Что касается до моих обстоятельств, я думаю, что Вы их знаете довольно чрез подателя последнего письма моего. Пробыть около шести часов в классе, и в две недели сказать одну проповедь, не считая тех, которые обыкновенно назначаются в праздники, – вот та должность, которую Вы называете веселою. То истинно, что она разнообразнее прежней, интереснее и может занять меня с большим удовольствием, но и Вы согласитесь, что она есть немалое бремя. Столь малыми сведениями, а еще меньшей опытностью, быть проповедником, и каждое произведение слабого пера подвергать суду такого мужа, который вдвое долее всей моей жизни наслаждается славою Богослова и витии – сие одно могло б и не меня привести в недоумение. При всем том я решился, – и на что иное мог бы я решиться? – я решился повиноваться внешней воле, сколько позволят мои силы. В дополнение сего должен я сказать, что виновник сей перемены моего состояния назначает мне от себя ежегодно 50 руб. Подумайте о сем новом и необыкновенном благодеянии и его следствиях: какие новые права дает оно на мою признательность и покорность!!» (Письма. 1882. С. 79. № 74).