Полная версия
Возрастное. Книга 1. Часть 2
На этот раз, через месяц, в конце Октября 1910 года, мои родители приехали с малышом.
Из Бежицы отец послал маминому дяде З.-Б. Головичеру в Почеп телеграмму, с просьбой приехать, и провести обряд «ОБРЕЗАНИЯ» …
Расстояние от города Почепа до ж/д станции Акуличи – семьдесят45 верст «гужем46» – на лошади.
Дядя З.-Б. приехал на день раньше родителей.
Несколько дней мать и малыш отдыхали с дороги.
И вот настал ДЕНЬ…
Бабушка Сара и тетя Рая готовят пищу для пиршества после ОБРЯДА.
Представьте себе, что Вы находитесь в комнате, в которой проведут религиозный обряд. В центре комнаты стоит стул, весь обтянутый белым‚ как в хирургическом операционном кабинете. На стул садится мужчина во всем белом‚ с соответствующей белой повязкой поверх носа и рта. Это место предоставляется РАВВИНУ, там, где он имеется, а если такового нет, то садится почетный‚ всеми уважаемый‚ глубокий СТАРИК.
На сей раз на это место сел старейший житель нашего поселка‚ лет шестидесяти, Григорий Борисович Зельдин. Поодаль от него‚ почти рядом, стоит дядя Залман-Бер Головичер со стаканом, наполненным каким-то раствором, перекрытым марлей в несколько слоев. Бритва у дяди в специальном стеклянном сосуде с жидкостью под такой же крышкой.
Все стоят в СВЯЩЕННОМ МОЛЧАНИИ.
Кумовья47 (по-русски‚ КВАТЕР по-еврейски), Давид Беленький и Маня Зельдина, пошли к маме в спальню за РЕБЕНКОМ. А он только что покормился… и на бок, отдыхать.
МАМА, слёзно улыбаясь, сказала кумовьям.
– ЖАЛКО МАЛЫШКУ БУДИТЬ‚ А НАДО.
Для этой операции ребенка пеленают так, чтобы … орган был открыт.
МАМА сняла с ребенка одеяльце, погладила его щечку, глянула на нас, стоящих здесь, потом снова начала губами целовать личико. Перед ней встала картина двух УМЕРШИХ МАЛЬЧИКОВ. Она истерически закричала. – ОЙ, ОН МЕРТВЫЙ!!! – И в обморок.
Мамой занялись бабушка‚ тетя Рая, папа и другие.
ПРИВЕЛИ ЕЁ В ЧУВСТВО.
Я и папа побежали к соседу Г. Ф. Мешковскому, чтобы он запряг лошадь и поехал в Клетню за врачом. С ним поехал и я. Расстояние – четыре версты.
Лошадь пришла «под мылом48»‚ привезли ВРАЧА и АКУШЕРКУ.
К нашему горькому СОЖАЛЕНИЮ‚ они подтвердили смерть ребенка‚ и то, что нет угроз здоровью матери.
Бабушка и тетя Рая провели с нами все праздники. Примерно через месяц, после этого несчастья, в начале Декабря 1910 года, нарочной подводой отправили бабушку домой.
Тетя Рая осталась здесь, и надолго, скорее, насовсем… «ЛЮБОВЬ НЕЧАЯННО НАГРЯНЕТ, КОГДА ЕЁ СОВСЕМ НЕ ЖДЕШЬ49»… В чем дело? Сейчас расскажу. Здесь дело серьёзней того, чем вы думаете. Тетя Рая больше ждала. И дождалась своего нареченного…
На строительстве двух заводов: лесопильного – братьев Этингер, и стружечного – братьев Хатылёвых‚ работал жестянщик-кровельщик, «хотимский», Иосиф Пригожий.
Пока у него была мелкая работа: ведра, масленки, лейки и ряд других мелочей, он работал один, без подсобника. Потом начались кровельные работы, теперь уже нужен подсобник, второй человек, чтобы подавать на крышу сомкнутые листы кровельного железа.
Из дома ему сообщили, что днями пришел из армии его двоюродный брат, Григорий Герман, он ищет столярной работы, но еще не нашел.
Ну и ладно. Чем болтаться без дела, а значит и без денег, пусть едет к нему на помощь. Иосиф попросил уезжающих столяров-соседей передать Григорию его просьбу. А мой отец попросил извозчиков, увозивших столяров‚ привезти этого солдата.
Герман приехал и работал в паре с Пригожим до возвращения отца домой.
Дело прошлое. Будь это в Хотимске, не видать бы Герману хасидку Раю Головичер. Да и здесь, без участия моего отца, тоже маловероятно…
Она – красивая‚ умная‚ среднего роста‚ блондинка‚ входила в высшие молодежные кружки города‚ большая активистка, затейница всяких игр‚ учительница русского языка.
Он – малограмотный, из бедной-до-нельзя деревенской небольшой еврейской семьи из деревеньки под громким названием Родня50, что расположена51 недалеко от города Хотимска.
Зато‚ как показала жизнь, хороший семьянин‚ прожили они в мире, дружбе и согласии до глубокой старости. Немногим позже сыграли «свадебку». Сперва они жили у нас. Потом пошли дети‚ они заимели свою квартиру, работал он уже самостоятельно.
Продолжу свой рассказ о школе…
В феврале этого же 1911 года всем нам, ученикам третьего класса Ц.П. школы, выдали СВИДЕТЕЛЬСТВА, посвященные ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ52 со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости53..
Само удостоверение – прочный лист бумаги, квадратный, размером примерно около 40 на 40 сантиметров, в центре белый квадрат со строками для надписи текста об окончании Ц.П. школы. Фамилия, И.О., размером 10 на 10 см.
На остальной площади – вверху, несколько фото эксплуатации крепостных крестьян. С обеих сторон белого квадрата и внизу‚ ряд фото раскрепощенного крестьянина на своем наделе земли, со своей клячей, сохой, бороной, серпом, цепом.
Нашу Ц.П. школу посещали дети из ближайших деревень и хуторов вокруг станции Клетня, поселка Людинка. Всего было три класса.
Выпускникам выдали СВИДЕТЕЛЬСТВА на глазах у всех учеников и родителей, которые пришли на этот праздник.
Полученные Свидетельства, как диковинку, передавали из рук в руки для осмотра снимков. Особенно долго держали ее в руках взрослые. Потом что-то некоторые между собой шептались, тыча пальцем в какой-нибудь, им одним известный, снимок.
Потом пришли двое ПОЛИЦЕЙСКИХ. Одним из них был старший стражник Титков, кличка «ВОЛКОДАВ», второй – рядовой. Осмотрев опытным глазом собравшихся и предмет осмотра, они подошли к двум нашим учительницам Екатерине Александровне и Лидии Антоновне и здесь с ними пошептались. В тот день мы не знали, вернее, не понимали, зачем приходили полицейские.
И вот, ВОЛКОДАВ, своим зычным голосом, выпятив грудь, как на параде, подал команду. – ГОСПОДА! РАЗОЙДИТЕСЬ! ДЕТИ – по классам! ВЗРОСЛЫЕ – по домам!
Вскорости «слегка» допросили выпускников: – Как вы понимаете эту «РЕФОРМУ»?
Я ответил: – ДАЛИ БЫ НАМ ЗЕМЛЮ, Я БЫ КАРТОФЕЛЬ ПОСАДИЛ.
Потом, недели через две, не то три, родителей, чьи дети дали в школе ИНАКОМЫСЛЯЩИЙ ответ на вопрос «ВОЛКОДАВА», вызвали в Стан54, к Становому Приставу55‚ который, будучи при всей форме‚ читал «напутственную речь» чисто «уставного порядка»‚ под лозунгом «Боже, царя храни56».
Кое-кого, из деревень особо «темных», по понятию «Его Высокоблагородия57», подвергли аресту на несколько дней или штрафу в рублях, здесь же, в карцере «стана».
Среди учащихся в третьем классе Ц.П. школы были четыре еврея: две сестры Добины58, мальчик Левит59 и Я. Нас это касалось постольку, поскольку мы учили в учебнике истории «ДОБРЫЕ СЕМЕНА».
Там же было и стихотворение60, посвященное этому манифесту «Освобождения крестьян». Заглавие точно не помню, кажется «Малютка»:
«Посмотри‚ в избе мерцая, светит огонек.
Возле девочки-«малютки» собрался кружок.»
И так далее…
Итак, мы оставим «Малютку» читать «Манифест»‚ а собравшихся в кружок людей-крестьян слушать, внимать‚ и радоваться МАНИФЕСТУ.
Мы вернемся на ту страницу моего труда, где мой любимый читатель ждет обещанного объяснения о дурмане религии, помешавшем моей работе в аптеке.
Заканчивается 1910 год.
Я продолжаю работать в аптеке и, через день, учиться в Ц.П. школе. Мой отец знал‚ что, хотя Блюмкины и ЕВРЕИ, но «кухня» у них НЕ КОШЕРНАЯ. Это значит – мясо не обязательно из-под нареза «специального резника61». В пищу идет не только задняя часть животного, даже зарезанного «резником», но и всех животных любого убоя, отстрела, дичи, тем более свинина, поросятина жареная в сливочном масле.
Нет и отдельной посуды – молочной от мясной‚ и много, много других законов, регламентов‚ приема и очередности пищи. К тому же‚ в их аптеке, в углу, висит ИКОНА. Перед ней – ЛАМПАДКА62… И это в аптеке ЕВРЕЯ?
Нарушителя традиций отрекали63 от Синагоги…
От моего отца категорически требовали забрать меня из аптеки, угрожали в отказах на его работу. Так интриговала СИНАГОГАЛЬНАЯ ОБЩИНА против моего отца полгода подряд.
И отец был вынужден «сдаться». В феврале 1911 года отец забрал меня из аптеки. Так я в аптекари и не «попал», а стал столяром. Это было против воли отца. Кем бы ни быть, только не столяром.
Итак, несколько итоговых строк о нашей жизни.
Напомню, что идет 1911 год.
С группой столяров уехал младший брат отца, дядя Исаак, потому что его призвали в рекруты. Григорий Герман, закончив свои кровельные работы, перешел работать к отцу.
Март – Июнь 1911.
Я уже не работаю в аптеке. Живу дома. Теперь уже я ежедневно езжу в Ц.П. школу, а вернувшись домой, и, пообедав, помогаю отцу. Я изготовляю табуретки и простые, небольшие столы. Уроки делаю вечером.
В Июне 1911 года я закончил третий класс, свой ЕДИНСТВЕННЫЙ школьный учебный год, на «ОТЛИЧНО». По ВСЕМ предметам.
Июнь 1911 – Июнь 1912.
Вот так и закончилась вся моя учеба.
Теперь я уже ежедневно работаю дома, помогаю отцу.
Я стал «специалистом» по изготовлению табуреток и простых, небольших столов.
Глава 8
Июнь 1912 – Август 1914
Станция Акуличи, Завод Братьев Этингер
Тем временем начали функционировать два новых завода у нас, на станции Акуличи.
Кстати, отец выполнял заказ на «разлучки» для пилорам лесопильного завода братьев Этингер. Работал отец дома, сюда привозили доски, а увозили «разлучки».
Заводам нужны рабочие руки. В Июне 1912 года, я начал работать на лесопильном заводе разнорабочим. Так я проработал полгода.
Идет Январь 1913 года.
Мне уже двенадцать лет. Мне разрешили работать подручным у «гонторезного» станка. «Гонт64» – это кровельный материал для крыш деревянных домов.
Работали мы, дети и взрослые, по двенадцать часов в день. Заработки у нас были поденно. Рабочему седьмого разряда платили65 по ОДНОМУ рублю и ОДНОЙ копейке за двенадцатичасовой рабочий день. Нам, подручным, детям, по 20-25 копеек за такой же рабочий день‚ посменно, то есть, неделю – в дневную смену, следующую неделю – в ночную. Выходной – ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Зарплату мы, дети, получали отдельно, не в одно время с рабочими, при этом ни в какой ведомости не расписывались.
– МЫ ВАМ ВЕРИМ. – Говорил нам кассир П. Ф. БАБКИН. – Вас-то немного, СЕМЬ ЧЕЛОВЕК.
Никто, ни родители наши, да и мы, подавно не знали, почему нам дают деньги без росписи.
Позже мы узнали ПРИЧИНУ такого ДОВЕРИЯ…
Примерно‚ через полгода, в Ноябре 1913 года, когда Настя Зайцева, подручная, убирала опилки из-под круглой пилы станка, не выключив приводной ремень, вращающаяся пила зацепила ситцевый платок у Насти на голове. Пила «дзыкнула», вырвав с головы клочок волос, оставив на макушке, к Настиному счастью, лишь царапину. Успокоившись, через несколько дней после травмы, она снова вышла на работу.
Через несколько дней после этого, тоже в Ноябре 1913 года, я убирал обрезок древесины с цепи «самотаски» и попал в нее двумя пальцами правой руки, указательным и средним, сорвав ноготь указательного и кожу с мясом на обоих пальцах.
Мой отец в ту пору был на заводе. Он побежал домой к С. Г. Этингеру (его дом в ста шагах от завода), и попросил выездную лошадь, чтобы отвезти меня в Клетнянскую больницу, за четыре версты от завода.
– Он у нас не работает. – Сказал владелец завода. – Идите и наймите себе подводу на стороне. – Так и не дал лошади.
Мы с отцом, конечно, побежали домой‚ с версту, наняли у соседа лошадь. Отец предварительно обработал раны политурой66 и лаком, и бинтом, и мы поехали в больницу.
«Больница» – так назывался Клетнянский медпункт. Прием больных ведет врач Герасим Павлович. Он же обслуживает больных в больнице. Он же выезжает по вызовам к больным в радиусе 10-15 верст, на подводе «больного», днем и ночью. Причем доктор никогда заранее не обусловливал сумму гонорара. Сколько дадут‚ на том и спасибо.
Герасиму Павловичу в 1913 году было далеко за 50 лет, а он был безотказный, его все ЛЮБИЛИ.
Прием по женским болезням вела акушерка Мария Васильевна‚ здесь, в больнице, и по району. Она была гораздо моложе Герасима Павловича.
Отказ С. Г. Этингера о предоставлении своей лошади отцу ехать со мной в Клетнянскую больницу обсуждался на Клетнянском Синагогальном Совете Общины. Помимо порицания, он внес в кассу Общины 50 рублей.
Месяца через два, в Январе 1914, я вышел на работу на лесопильный завод.
Я зашел в контору завода‚ С.Г. позвал меня к себе в кабинет.
По нему было видно, что он в «деланном» хорошем настроении, хотя его улыбающимся редко кто когда видел.
Таков он был.
– Проходи, – сказал он мне. – Сюда, ближе, садись.
Я сел на стоявший у стола стул и приготовился к его обычно-любимому разгону.
– О тебе говорят на поселке, да и в СИНАГОГЕ, что ты ГРАМОТНЫЙ.
Я сделал вид глазами‚ словно сказал. – Ну, что же в том, что я грамотный? – И продолжал молчать.
– Так вот. – Сказал он громко и внушительно, словно, эти слова он отрубил топором от чего-то целого, единого и хочет вдолбить их мне в голову, сделав при этом паузу во времени. – Я хочу тебя поставить у нас на лесном складе досок «бракировщиком» по размерам и сортам. В твоем распоряжении будут все рабочие склада. Их всего – 24 человека‚ трое из них пьяницы, пьют ЗАПОЕМ. – С.Г. спросил меня. – Ты знаешь, что это значит – «запоем»?
– Знаю. – Ответил я. – Пропивают всю одежду с себя.
– Зато потом работают за ДВОИХ, – добавил ХОЗЯИН. – Аккуратно веди на них рабочую табель.
Я начал вертеться на стуле, то вставать, то снова садиться.
С.Г. не мог не заметить мои движения и спросил. – Ты согласен пойти на эту работу?
Откровенно говоря, я был ошарашен таким серьезным предложением. Я привык, что такие вопросы всегда решал отец, а сейчас я должен решать САМ, а вдруг отец будет «против»?
За полтора года моей работы на заводе, с Июня 1912 года по Январь 1914 года, нас, подручных неоднократно посылали на склад складировать гонт в пачки, по двадцать штук в пачке, и увязывать их тонкой проволокой. Эта работа проходила вблизи железной дороги, все время со складскими рабочими, больше того, я почти всех их знал по имени и отчеству, в равной мере и они знали нас, подручных.
И вдруг я – их начальник…
Над этим, пока я сидел здесь, все время думал, а высказать свои опасения «хозяину» у меня смелости не хватило.
– А сейчас, ЛЁВА, иди к нашему «калькулятору67» Якову Бабину, он знает о твоем назначении на эту должность. По всем вопросам работы обращайся к нему.
Я поднялся со стула, чтобы идти по назначению, но хозяин остановил меня.
– Обожди. Жалованье тебе, пока что, будет 25 рублей в месяц. Потом увидим…
В конторе завода работали три человека: бухгалтер И. Ф. Бабкин; распиловщик Б. А. Ноткин; и калькулятор Я. М. Бабин. Теперь уже четвертый – я‚ с маленькой буквы.
Свое жалованье я получаю здесь, в конторе, и по-прежнему «на честном слове»‚ без росписи в получении.
– В чем дело? Почему?
На сей раз, как свой своему, бухгалтер пояснил мне суть вопроса.
– ПО ПОЛОЖЕНИЮ О НАЙМЕ РАБОЧИХ, ДЕТИ ДО ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА НА ПРОИЗВОДСТВО НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Фаэтон – конная коляска с открывающимся верхом.
2
Хата (от др.-венг. формы современного венг. haz «дом» или от древнеиранского; также нем. hutte, англ. hut – «хижина») – традиционный дом украинцев, белорусов, западных и южных русских, части поляков, с печью, как правило с четырёхскатной соломенной кровлей. Часто хата делилась на две части: жилую и хозяйственную, разделённую между собой сенями.
3
Аршин – старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м.
4
Что сколько стоило и какие зарплаты были в России в 1908 году.
«С 1 сентября 1908 года устанавливаются цены на вина и спирты в казенных лавках Орловской губернии: ведро (объем 12,3 литра) казенного спирта в 40% (то есть, водка) – 8 руб.40 коп., столового вина – 12 руб., спирта в 90% – 18 руб.90 коп.»
Для того чтобы сориентироваться в ценах, отметим, что в 1908 году месячное жалованье повара было 14 руб., прислуги – 12 руб., полицейского – 40 руб., городского председателя – 200 руб. Народный учитель получал 20-25 рублей. Заработная плата рабочего составляла 30 рублей.
А теперь обратимся к книге «Средние общероссийские цены на главные продукты фабрично-заводской промышленности в России за 1914 год».
Пуд мяса стоил 4 рубля 45 копеек, пуд масла коровьего – 16 рублей 50 копеек. Пуд колбасы можно было купить за 7 рублей, а пуд рафинада – за 3 рубля 75 копеек. Не килограмм, а пуд. А пуд – это 16 килограммов. Пуд белого хлеба обходился в 2 рубля, а черный стоил 1 рубль.
Как насчет «коммунальных услуг»? За метр жилой площади платили по 18-20 копеек в месяц. Визит к врачу обходился в 20 копеек. Лекарства в среднем стоили 10 копеек. Билет в кинематограф недорого – 18-20 копеек.
5
Имя Йосеф означает «(Бог) добавит». Йосеф в Торе – один из двенадцати сыновей Якова. Братья продали его в рабство в Египет, где он позднее стал правителем, «правой рукой» фараона.
В соответствии с каббалистической традицией, Йосеф олицетворяет силу объединения, так как он объединил всех 12 братьев в Египте.
6
Фамилия Слуцкер произошла от названия города Слуцк, который был известен большой ешивой и богатой еврейской духовной жизнью до коммунистической эры. Обычно на идиш к названию населённого пункта добавляется суффикс «-ер» (по-русски это «-ский», например, Ярославский, Глуховский, и т.д.). Вероятно, что предок носителя этой фамилии был родом из Слуцка.
7
1909-й год. Цены на продукты в Москве.
Батон ржаного хлеба весом в 400 грамм – 4 копейки. Сахарный песок 1 кг – 25 копеек. Молоко 1 литр – 14 копеек. Сметана 1 литр – 80 копеек. Масло сливочное 1 кг – 1 рубль 20 копеек. Мясо телятина парная вырезка 1 кг – 70 копеек. Икра черная зернистая 1 кг – 3 рубля 20 копеек. Икра красная соленая 1 кг – 2 рубля 50 копеек. Костюм деловой – 8 рублей. Корова – от 60 рублей.
8
Первоначально: голод не тётка, пирожка не подсунет. Говорится, когда чувство голода заставляет есть даже то, что не любишь, или поступать так, как не поступил бы при других обстоятельствах.
9
Всё встало на своё место – (разг.) Приходить в нормальное, обычное состояние, положение.
10
Церковно-приходские школы (ЦПШ) – начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода. Ранее – приходские училища.
В одноклассных ЦПШ изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история. К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»).
11
Имя Екатерина – женское русское личное имя, восходит к др.-греч. «Экатерини» – «вечно чистая», «непорочная».
12
Евтушевский Василий Адрианович, (1836-1888) – выдающийся педагог. Окончил курс в СПб университете; долго был руководителем по математике на педагогических курсах при главном управлении военно-учебных заведений. Он издал «Методику арифметики» (1-ое изд., 1872) и «Сборник арифметических задач», которые выдержали много изданий (задачник – свыше 30) и разошлись в количестве свыше миллиона экземпляров. Основу его метода составляет подготовительное изучение свойств чисел первой сотни и вместе с тем ознакомление детей с арифметическими действиями.
13
Расстояние от ж/д станции Акуличи до ж/д станции поселка Клетня (Людинка) составляет 5,3 км или 5,0 верст.
14
Черта оседлости – в Российской империи с 1791 по 1917 год (фактически по 1915 год) – граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство иудеям (евреям) и цыганам. Площадь территории империи – 1 224 008 кв. км.
Российские правовые акты XIX века обычно использовали термин «иудей», который первоначально подразумевал лицо, состоящее членом иудейского клана; в юридической литературе начала XX века нередко также использовался термин «лицо иудейского вероисповедания», за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам, караимы, а также горские, грузинские и бухарские евреи.
Территория черты оседлости была первоначально определена указом Екатерины II 1791 года как территория России, где дозволялось селиться и торговать иудеям. Она возникла после Второго раздела Речи Посполитой, когда её восточные территории, вместе с местным еврейским населением, отошли к Российской империи.
Черта оседлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки, поскольку в сельской местности проживание также не дозволялось) значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, Латгалии, которая была частью Витебской губернии, а сейчас – Латвии, а также части территории современной Украины, соответствующей южным губерниям Российской империи.
К концу XIX века в Российской Империи проживало 5 миллионов иудеев. Лишь около 200 тысяч из них имели право проживания в городах, не входивших в черту оседлости.
Даже временный выезд из черты оседлости для евреев был осложнён. Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговоренных городах и местечках, но не в сельской местности. Результатом этих ограничений, а также ограничений в выборе занятия, явилась чрезвычайная скученность и нищета в местечках в пределах черты. В начале 1880-х годов большинство российских евреев жили гораздо хуже, чем самые бедные русские крестьяне и рабочие, а основная масса была обречена на медленное вымирание от голода.
Запрет не распространялся лишь на купцов первой гильдии (но только после 10-летнего пребывания в гильдии в пределах черты оседлости), лиц с высшим образованием, средний медицинский персонал; цеховых ремесленников (записанных в ремесленные цехи – архаичные сословные учреждения), и отставных нижних чинов, поступивших на службу по рекрутскому набору.
Следующие способы вырваться из черты оседлости – получение образования и приписка к ремесленному цеху – были связаны со своими сложностями. В высших учебных заведениях с 1880-х годов действовала процентная норма – допустимый максимум студентов-евреев (3% в столицах, 5% в прочих городах, 10% в черте оседлости).
15
Совершеннолетие в Российской Империи было: для поступления на службу – 16 лет, для брака мужчине – 18 лет, женщине – 16 лет, для управления имуществом и заключения договоров – 17 лет с попечителем, 21 год – без попечителя.
16
«Кремлёвские куранты» – советский историко-революционный художественный фильм1970 года, по одноимённой пьесе Николая Погодина.
Действие происходит в Советской России, в начале 1920-х годов. Крупный в прошлом инженер-электротехник Забелин демонстративно торгует спичками в центре Москвы, у Иверских ворот. Более того, он не считает нужным скрывать своё резко отрицательное отношение к новой власти. Родственники и знакомые, да и сам Забелин считают, что его заберут в ЧК. За дочерью Забелина ухаживает комиссар Рыбаков. Во время визита Рыбакова в дом Забелина они ссорятся, после чего за Забелиным приезжает машина, и он уверен, что его забирают в ЧК. Но, оказывается, Забелина вызывают в Кремль, где с ним беседует Ленин и рассказывает о планах по электрификации страны. Ленин предлагает Забелину включиться в работу над стратегически важным для Советской России проектом.
17
Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков; устоявшимся является также употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький, 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя – 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) – русский писатель, прозаик, драматург.