Полная версия
Школьная карусель
Школьная карусель
Первые рассказы
Лада Зайцева
Дизайнер обложки Виктор Улин
© Лада Зайцева, 2019
© Виктор Улин, дизайн обложки, 2019
ISBN 978-5-4493-3942-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Слышу голос из прекрасного далёка…
Об этой книге и ее авторе
…Голос утренний в серебряной росе,Слышу голос, и манящая дорога,Кружит голову, как в детстве карусель…Чудесная песня зазвучит сама собой, стоит лишь открыть первую страницу «Школьной карусели».
Число авторов крупнейшего русскоязычного литературного портала проза.ру, где я обретаюсь с 2002 года, приближается к 300 (Тремстам) тысячам, а количество вывешенных текстов колеблется около отметки 7.5 (Семи с половиной) миллионов. Ясное дело, что найти нечто стоящее в такой массе менее реально, нежели отыскать ту самую иголку в стоге сена.
Обнаружив в списке своих читателей незнакомку, я прошел на ее страницу. Из чистого любопытства: фамилия вызвала и добрую улыбку и добрую память о давнем друге, проректоре Пензенского госуниверситета (не имеющем к автору никакого отношения).
Там я сразу обратил внимание на подборку рассказов, озаглавленную так же, как эта книга, и открыл первый.
Потом открыл второй. Третий. Пятый. Десятый, семнадцатый…
Школьная карусель закружила меня и понесла – как ни странно, не назад в собственное детство, а куда-то вперед. В будущее тех ребят, которые были героями рассказов. В чем-то наивных, в чем-то продвинутых, очень веселых и немножко грустных, иногда слишком озорных, порой не в меру разумных, смешно влюбляющихся и еще смешнее ссорящихся – но несомненно достойных всего самого прекрасного впереди.
Я восхитился личностью автора.
Без сомнения, школьной учительницы, обладающей и особым складом характера, и особой проницательностью взгляда, и особым талантом души. Имеющей жизненный опыт, но сохранившей остроту восприятия. Умеющей окрасить житейские истории легким юмором и глубокой добротой.
Сборник рассказов напомнил свежую ветку сирени, заглянувшую в распахнутое июньское окно…
Автором чудесных историй оказалась не учительница. И не студентка педагогического вуза. Даже не вчерашняя выпускница средней школы.
«Школьную карусель» написала нынешняя школьница – девочка… Не буду говорить, скольки лет; возраст женщины должен оставаться тайной за двенадцатью печатями, в каком бы возрасте она ни находилась.
Но первый опыт серьезного произведения, объединяющего вроде бы разрозненные, но связанные сквозными персонажами эпизоды, оказался блестящим.
Я не буду вдаваться в литературоведческие подробности; книга заслуживает того, чтобы ее не обсуждать, а просто читать.
Среди дипломных книг моих сокурсников – выпускников Литературного института имени М. Горького Союза писателей СССР 1994 года – было немного произведений такого легкого стиля и вызывающих такие положительные эмоции.
Да и вообще подобную «школьную прозу» писал, пожалуй, только любимый мною Леонид Пантелеев.
Хочется уточнить и жанровую принадлежность.
В наше время «рассказами» именуют все, что ни попадя: от лапидарных мемуаров до текущих бытописаний.
Эта же книга видится реальными хрониками реальных школьников – и в то же время она есть чисто художественное произведение.
Талант автора окрасил правду жизни красками вымысла и тем самым поднял над обыденностью. Из разряда дневников перевел в ранг литературы.
Карусель кружится, одни и те же лица мелькают по кругу – и все подано так, что они кажутся героями добрых сказок.
Несмотря на оглушительную юность, создательница «Школьной карусели» заявила о своей творческой состоятельности.
Разумеется, ей нужно учиться и учиться – как учиться следует всю жизнь.
Расти и расти: без ежедневного роста нет художника слова, как и любого художника вообще.
Но она находится у чистого истока и сейчас лишь начинает свой путь.
Выход к читателю является не самоцелью пишущего человека, а важнейшим средством в процессе его самосовершенствования.
Публикация первой книги сходна с приходом первой любви: чтобы вся писательская жизнь пошла дорогой удачи, она должна состояться не раньше и не позже, а точно в положенный срок.
Сегодня мы живем в условиях разорванного мировосприятия, чрезмерного информационного давления и ненужного упрощения многих понятий. Сместились ориентиры, померкли прежние вершины, до нуля упали планки. Сам литературный дар словно обесценился: любой грамотный человек может что-то написать, опубликовать за десять минут, а через несколько дней его творения увидит весь читающий мир – от Северного географического полюса до Южного магнитного и от Гренландии до островов Папуа Новая Гвинея.
Но эту книгу надо прочитать: в общем потоке она стоит особняком.
Времена меняются, мы меняемся вместе с ними, но литература вечна и останется навсегда.
А на небосвод русской словесности взошла еще совсем маленькая, но уже яркая звездочка —
ЛАДА ЗАЙЦЕВА
Виктор Улин2018 г.Вместе весело шагать
Ура! Мы пятиклассники! Среднее звено! Прощай, начальная школа!
Вы знаете про «Кросс Нации»? Проходит он по всей стране ранней осенью. И вот Ирма Виссарионовна, наш классный руководитель, предложила нам поучаствовать. Потом рассказала про патриотизм, про чувство долга. А еще добавила, что тех, кто побежит, в понедельник спрашивать на уроках не будут. Потому что они должны отдохнуть от физической нагрузки.
На следующий день утром пришли все. Нас поздравили, объяснили правила. Выдали красивые личные номера (представьте, пятизначные!) с гербом и символикой. А потом мы побежали. Так здорово бежать вместе со всей школой!
В общем, добежали, куда положено, а потом с чувством выполненного долга, в парке свернули налево. Ирма Виссарионовна сказала, что нас ждет сюрприз, и мы двинулись к нему в зону отдыха. Оказывается, родительский комитет сделал подарок. Родители уже успели развести огонь и накрывали на стол. Все кинулись им помогать. Сами знаете, голод не тетка.
Тут мама Игоря попросила ребят принести из машины, что стояла неподалеку, большой пакет. Игорь с Колей заторопились к машине. За ними поплелся Артем. Он с утра при каждом удобном случае тыкался в телефон. Шел, спотыкался. Принесли пакет. Стол украсили разноцветными листьями, разложили угощения. Да… Нет ничего вкуснее жаренных на огне сосисок! А хлеб, поджаренный на огне в сто раз вкуснее того, что из тостера достают. И лимонад, запрещенный в обычной жизни. Пей, сколько хочешь!
А вокруг такая красота! Деревья стоят нарядные, как принцессы. Платья у всех разные. Желтые, красные, коричневые. Тополя вовсе в серебре. Воздух прозрачный. В нем паутинки плавают. Пауков не видно. И тут кто-то спросил: а где Артем? Все огляделись. И вправду, нет Артема. Заволновались. Взрослые тоже забеспокоились. Телефон не отвечает. Странно как-то. Артем от коллектива никогда не отделялся. А тут… Может, похитили? «Ну, это вряд ли» – говорит Ирка. – «Вот если бы он был сын олигарха… А так у него родители обычные. Инженер и учитель! Какой там выкуп!»
Тут мама Игоря опять послала сына за салфетками, что в машине остались. Игорь к машине подошел, да как начал руками махать! Мы – к нему. А там на сиденье Артем дрыхнет. И телефон рядом валяется. Все начали радоваться, кричать. В общем… Когда мальчики пакет унесли, Артем решил в комфорте игру доиграть. Уселся на сиденье. Телефон разрядился, а он в этом комфорте и уснул. Короче, накормили мы соню. Ругать сильно не стали. Родители выдали нам спортивный инвентарь. Поиграли, поблагодарили за праздник, пообещали хорошо учиться, и в путь!
Шагали быстро, чтоб домой засветло успеть. И вдруг – ветер. Он срывал листья с деревьев и дул нам в спину. Вместе с ветром мы догоняли эти листья. И оказались у ворот школы в рекордный срок. Попрощались с учительницей, попрощались друг с другом и по домам.
Вместе весело шагать по просторам…
И это мой класс
В вашем классе есть отличники? У нас тоже. Одна. Маша.
Зато почти отличников – хоть отбавляй. Да главное то, вот это «почти» у всех по уважительной причине. Вот, например, Майя. После школы балет, художественная школа, да еще в интернете свой канал, за которым глаз да глаз нужен. Разве можно в таких условиях доучиться до круглых пятерок?!
Или вот Яна. Учителя говорят – очень способная девочка. Мы и сами видим. Если бы эта девочка не «жила» в одной очень интересной компьютерной игре, где вечные проблемы (надеть нечего, купить не на что) – может, и прибавилось бы в классе отличников.
А моя подруга Ирка? Чем только голова не забита! Пишет отзывы работам на фикбуке. Да и сама свои фанфики туда выкладывает. Фикрайтер, блин. Да еще мальчишкам глазки строит. А они за ней толпой бегают.
Еще одна – Фаина. Эта фанатеет от Гарри Поттера. Все семь книг прочитала в переводе и Спивак и Литвиновой. Ну и, всякие там Хроники Нарнии, Таню Гроттер… Между прочим, Маленького Принца почти наизусть знает. Я ее отчасти понимаю. Сама потихоньку письмо Татьяны Лариной заучиваю. Да стихи Есенина некоторые. Ну не фанатеть же до такой степени, как Фаина! Тут по программе читать – не перечитать, а она…
Есть у нас еще Алина. В музыкальной школе учится – фортепиано. Видимо, там научилась по клавишам быстро пальцами бегать, да и заняла первое место по школе в конкурсе «Маэстро Клавиатуры». Так она вечно в каких-то конкурсах, олимпиадах участвует. И, главное, призовые места занимает. Это какое же портфолио нужно иметь, чтоб там все ее грамоты и дипломы поместились?
Итак, вы уже поняли: не быть нашим девчонкам отличницами. Да и зачем?.. Они уже молодцы. Их ни с кем не спутаешь.
Например, Алена – девочка-принцесса. В ней столько девчачьего! Тихий голосок, осторожный разговор, вечное беспокойство: не растрепались ли волосы, не помялось ли платье, не разлюбил ли Толька, нет ли в классе талии, потоньше, чем ее… К тому же, учится играть на гитаре, ходит на вокал – просто подарок для окружающих!
Или Ксюша. Она всем рассказывает, что до трех лет жила во Франции. И что дед ее и сейчас там живет. А сама по-французски ни гу-гу. Я проверяла. Ни elle a un mal de t; te (у нее болит голова), ни amour (любовь) не знает. А ведь ей есть чем гордиться по правде. Ее мама – настоящая художница. Она вывязывает крючком суперские поделки. В художественной лавке – нарасхват! И заказов полно. Еще бы! Такая красота! Тем более, Ксюшка и сама не без рук. Вовсю помогает маме. Хочешь похвастаться – вот он случай! Хвастайся на здоровье!
Кажется, я увлеклась…
Теперь о мальчиках.
По правде сказать, мне с ними легче общаться. Они люди конкретные. Не то, что мы, девчонки. Иной раз так все завуалируем (правильно написала?), что и не поймешь в чем суть. Да и есть ли она…
Когда я рассказывала про девочек, начинала с отличницы. А теперь начну с Альберта Эйнштейна. Да он, оказывается, в школе был троечником. А уж потом…
У наших мальчишек тройки часто случаются. Ну и что? Не в отметках счастье. Вот, например, Валера. Он не так давно появился в нашем классе. Он вообще переехал из далекого города, но, кажется, был с нами всегда. Валера справедливый. Как-то раз Фаину от красной записи в дневнике спас. Классная руководительница ругала ее за чужие грехи. А эта курица слова в свою защиту сказать не могла. Хорошо, Валера поблизости был. Сориентировался и все стрелки развел. Он по характеру оптимист. С ним всегда весело. Но дело знает. Организатор хороший. Когда был командиром, в классе все шло, как по маслу,
…Хотя иногда мне кажется, что ему не так уж и легко. Я его понимаю. Потому что сама переехала с семьей из дальних краев в этот город перед самой школой. Признаюсь, для меня первый и второй класс были настоящим кошмаром. Но теперь период моей адаптации прошел. Закончится он и у Валеры.
А сейчас завершаю свои «вирши». Иду делать уроки, чтобы не пришлось завтра в оправдание Эйнштейна привлекать.
Каллиграфия
Вы любите мультфильм «Смешарики»? Мы – да. К тому же в нашем классе учится Бараш. На самом деле его зовут Борис, но если бы и у вас была такая же красивая, кудрявая, круглая голова… Одним словом, просто Бараш. Боря не обижается. Мультик есть мультик. Да и выделяется он в классе не только мультяшным именем и кудрявой головой, между прочим, он имеет каллиграфический почерк. Вот говорят, есть абсолютный музыкальный слух. А у Бори – абсолютная каллиграфия. Только вот правописание (как у Винни-Пуха) сильно «хромает». Августина Тарасовна говорит, что когда проверяет Борькин диктант, ей хочется плакать. (Августина Тарасовна – наша учительница русского. Вот есть понятие «носитель языка», а она – «хранитель языка». Потому, что знает о нем все). Да… Вот жил бы наш Бараш в Японии, сидел в «Саду Камней», размышлял да выводил бы иероглифы кисточкой на деревянной дощечке. Там это искусством называется. Только мы-то не в Японии.
Но Борин талант и нашей школе пригодился…
Вы спросите – «Каким образом?» Все по порядку. Наша школа приняла участие в городском конкурсе «История, события, люди». А когда работали над оформлением материала, поняли, что для усиления исторического фона лучше использовать не компьютерный набор, а живой, выразительный, каллиграфический почерк. Ну и куда теперь без нашего Бараша? В итоге заняли первое место во многих номинациях. Особенно хвалили оригинальное оформление. Думаем, что имелась в виду Борькина каллиграфия. Во всяком случае, Бараш получил персональную благодарность от директора школы. И на этом историческом фоне правописание у Бори теперь почти не хромает.
Стихотворцы
Есть у нас в школе предмет по выбору – «Русская Словесность». Мы его все выбрали, потому что хотим развиваться, повышать эрудицию и еще… Да. Углублять знания по русскому языку. И вот вчера на уроке Августина Тарасовна предложила нам сообща написать стихотворение. Тему выбрала простую: про кота. А потом добавила, что интернет-котиков просит не беспокоить. Стали думать. Первой руку подняла Марина. Конечно, у нее три кота в доме. Еще та кошатница.
Кот встречает на пороге,Мирно трется нам о ноги.Кот – котович, дорогой!Рада встрече я с тобой.Следом подняла руку Соня:
– У кота – КотовичаУ Иван Петровича.Тут вскочила Яна:
– Шерстка гладкая,Лапка цапкая.А на последней парте мальчишки решили пошутить. Андрей:
– Мяу – мяу.Колька:
– Мур – МУР – МУР.А Алина не зря в музыкальную школу ходит. Ритм почувствовала и выкрикнула:
– Прячьте вискас!И все хором:
– Караул!!!Августине Тарасовне не оставалось ничего, кроме как похвалить нас. А потом она спросила:
– А что же наш фикрайтер молчит?
Ну, Ирка и выдала:
– Стихи писать не всем дано,Но вы запомните одно:Проза тоже не забава.Для меня трава – мурава,Лес зеленый вековой.Слово яркое со мной.Мы обалдели.
Вдруг руку тянет Света:
– Можно я расскажу про знаки препинания?
Рассказала.
– Точка – точка, запятая.Нет, не рожица кривая.Добавлю еще точечки,Будет многоточие.Нам понравилось. А она следом:
– Закричу – поставлю знак.И спрошу – поставлю знак.На письме без этих знаковНе поймут меня никак.Тут Августина Тарасовна говорит:
– Класс полон скрытых талантов. На следующем уроке будем развивать эту тему.
А с последней парты Колька:
– А я загадку сочинил. Можно?
– Конечно, – сказала учительница.
Колька вышел к доске, состроил загадочную физиономию и…
– Что клубится по дороге,Дует в спину, валит с ног,Не пускает за порог?Мы еще ничего не успели сообразить, а самый «сообразительный» Андрей – Колькин сосед по парте закричал:
– Вьюга!
И «скрытые таланты» отправились на перемену.
Правила и поведение
Начну от печки. С самого начала. Вы как записываете д/з (домашнее задание)? Нам диктуют в самом конце урока. Ну и представьте себе: в голове одна мысль: выбежать первым – а тут нужно внимательно выслушать и в дневник записать. Так вот, пока закончишь писать, да в портфель все уберешь – считай, опоздал. И никакое лучшее место в столовой тебе не светит. Ну, девочки как-то справляются с соблазном, а у мальчишек мало у кого д/з записано. И такому поведению есть объяснение: всю начальную школу мы просидели в классе. А если выводили нас, то строем и парами. А тут – свобода! Коридоры длинные, народу полно!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.