Полная версия
Миры во вселенной. Вопросы без ответов, или Трагедия века
К этому времени, пока гид рассказывал, группа археологов уже тщательно осмотрела замок снаружи и все успели заметить, что он (замок) был удачно расположен на фоне красивой горной долины с маленькими домиками не далеко от него. Итак группа археологов зашла внутрь замка и оказалась в большом, просторном помещении с высокими потолками (впрочем таковые здесь были везде).
– Это помещение кухни, – произнёс Саид (со свойственной наверно только хорошим гидам выразительной интонацией) и продолжил, указывая жестом в сторону каких-то надстроек: – Вот здесь, за этими ограждениями, они считались тогда кладовыми, хранились зерно, оливковое масло, вино и корм для лошадей. Помимо этого у рыцарей было много коров, овец и коз. На территории, кроме родниковой воды, поступавшей в замок от природного источника, благодаря системе труб и акведука, недалеко от местной кухни, был вырыт колодец. – Саид прервался, заметив, как несколько человек (в их числе была помощница Сэма Гэбриэла, инструктор по работе с личным составом Мэри Уиллард) начали что-то оживлённо обсуждать, вместе с тем, с интересом осматривая окружающую себя обстановку: начиная от большой арки с каменными ступеньками, по которым они сюда зашли и кончая неглубокой нишей не вдалеке и аркой поменьше. Сверху, как раз над этой аркой в потолке располагалась какая-то дыра, и из неё сейчас в помещение кухни проливался бледный, струящийся свет с частичками пыли. Саид тоже осмотрелся вслед за археологами, однако без интереса, поскольку ему это приходилось видеть уже безумное число раз, и хотел было продолжить, собираясь перейти в другое помещение, как кто-то из группы Сэма задал ему вопрос:
– Скажите, а на территории самого замка, скажем на этой вот кухне нам будет разрешено провести раскопки? А вдруг мы выкопаем здесь что-нибудь вкусненькое, а? – на что команда среагировала понятным образом и тут же отовсюду послышались лёгкие смешки, а Мэри Уиллард, поморщив лоб уставилась на этого шутника. Впрочем он тут же поднял руки посерьёзневев, словно вняв намёку инструктора: – Ладно, прошу прощения, продолжайте. – Однако это «прошу прощения», прозвучало скорее как должное здравствуйте, или до свидания, нежели как извинение (хотя некоторые люди, вроде Сэма, могут кое с кем и не поздороваться и не попрощаться), а «продолжайте» вообще словно одолжение, и Саид похоже понял ситуацию.
Он посмотрел на этого человека и ничего не сказав лишь указал жестом куда-то в другую сторону, а затем направился туда. Все послушно пошли за ним, и вскоре оказались в новом помещении.
– Это одна из ранних построек замка, возведённая в романском стиле часовня, была расписана по византийскому канону, – начал пояснять гид. – Хотя фрески имели латинские надписи. Стены часовни украшали знамёна и военные трофеи, а также оружие погибших рыцарей и даже сбруи их лошадей. После взятия замка мусульманами, в часовне была устроена мечеть. Ниша в стене-михраб, – он указал на неё жестом, и все посмотрели в ту сторону, – направлена на мекку, а с возвышения минбар, что как вы видите находится рядом, чуть поодаль, – он снова указал рукой, – читались проповеди.
Мэри Уиллард дождалась пока гид закончит и произнесла:
– Как интересно, а можно узнать саму историю завоевания замка, со всеми крупными баталиями? Я страсть как люблю эту тему, и между прочим даже немножко наслышана об этом.
Саид улыбнулся ей:
– Я расскажу вам о чём вы просите попозже, но сначала, если вы не против, я покажу вам остальные помещения.
– Ну нет, что вы, нам это тоже интересно, – почему-то за Мэри ответил Брик Хапертон, на что Сэм Гэбриэл и сама Мэри Уиллард моментально среагировали, удивлённо посмотрев на него, а затем Саид провёл всех в очередное, новое помещение.
Сейчас перед группой археологов предстал во всей своей красе какой-то огромный, широкий коридор, и гид принялся рассказывать:
– Это галерея, рядом с большим залом. Её ширина 8 м., а крестовые своды в высоту достигают 10 м.
Все осмотрели потолки, проёмы в виде окон в стене и гигантские, сплошные арки на стене, противоположной этой. Отсюда открывался вид наружу…
– После землетрясения 1170 г., частично разрушившего замок, значительно изменилась манера строительства и на смену строгому романскому стилю пришла гораздо более утончённая готика. – Саид остановился и провёл их в соседний, большой 60-ти метровый зал, который использовался мусульманами как конюшня. Из него открывался вид на беркиль-водяной ров, служащий древним жителям замка хранилищем воды, и вместе с тем защищающий их от врагов. По другую сторону этого рва – также, как и конюшня на холме, высились две башни, и ещё какие-то постройки, а прямо к ним, буквой «П» примыкал третий холм с постройками, замыкая беркиль…
Группа археологов вскоре миновала это помещение, все прошли через двор, окружённый каменными башнями, и полуразрушенными от времени и войн сооружениями, а затем все оказались на крыше высокой башни, которая, со слов Саида и являлась заключительным этапом его экскурсии. Отсюда открывался весьма неплохой вид во двор, и на тянущиеся бесконечной чередой холмы и серые, 2-х этажные домики на них, за стенами замка Крак. Все холмы были сплошь покрыты зелёной растительностью: деревьями и травой, а где-то между ними, то скрываясь за холмами, то вновь проявляясь, пробегала узкая дорога, по которой сейчас в сторону замка уже направлялся какой-то автобус и одна легковая машина.
«Неужели это всё туристы едут на экскурсию, – подумал Сэм, и отчасти был прав». А отчасти-поскольку автобус действительно был с туристами, но вот в машине туристов не оказалось. В ней находились двое специалистов из частного исторического общества по защите замков и древних сооружений. Поднявшись наверх, туда, где сейчас находился Саид и Сэм Гэбриэл со своей командой, они через своего переводчика культурно, но доходчиво объяснили Сэму где им разрешается проводить раскопки, а где нет, и тот не стал с ними спорить. В следуюший момент он внимательно осмотрел двор, сплошь усеянный какими-то выкопанными ямами и покрытый кое-где скудной, мелкой травой, вместе с разбросанными повсюду (возможно от бывших строений) мелкими камешками, а затем сказал своей команде, что можно приступать к раскопкам и они спустились вниз.
Тем не менее Мэри Уиллард осталась наверху с гидом, чтобы «доконать его вопросами».
– Ах да, – словно спохватился Саид, – вы ведь кажется хотели узнать подробно историю завоеваний этого замка? – И не дал ей ответить. – Я смотрю только вам это и интересно, в отличии от ваших равнодушных коллег?
– Ну нет, что вы, – засмеялась Мэри, оправдывая их. – Просто мои коллеги очень любят свою работу, почему и торопятся непременно её начать. Вот и всё.
– Особенно тот шутник, – как бы невзначай вставил Саид и тут же быстро продолжил: – Но что они намереваются здесь выкопать? Здесь, да ещё и за стенами замка? Ведь вы слышали, что только там, да и то с натяжкой им разрешили проводить раскопки. Это же Святая земля.
– Ну насчёт того, что они ничего не выкопают, может быть вы и не правы, много чего ещё в себе таит земля в подобных местах. – Мэри как бы обиделась на гида, хотя по своему он конечно был прав. – Но что касается Святой земли, то я это понимаю не хуже вас, местного жителя, и потом мы же не вторглись сюда вероломно, как какие-нибудь завоеватели…
– Но ведь это как мне объяснили была ваша затея, проводить здесь раскопки?
– Ну и что? – невозмутимо отреагировала Мэри. – Но я повторяю, что прекрасно вас понимаю сейчас и не нужно только делать из меня какого-то тирана. Кстати, насчёт тиранов-завоевателей, вы же кажется хотели мне об этом рассказать Саид? – она попыталась улыбнуться, всё ещё обиженная на гида.
– Да, но я не знаю что вас интересует конкретно, спрашивайте?
– Например начните с того, кто вообще завоёвывал вашу землю? Насколько я знаю в их числе есть египтяне, вавилоняне, персы?
– Да, – согласился Саид. – Ещё нашу землю завоёвывали хетты.
– Хетты? – переспросила Мэри.
– Да, – снова согласился Саид. – Может быть вы знаете, что с XVI в. по 1918 г. Сирия входила в состав Османской империи. Преобладающая часть её населения (около 90%) – сирийские арабы, потомки арабов, завоевавших страну в VII в. и правившие ею 800 лет. По вероисповеданию они преимущественно мусульмане-сунниты, но есть и последователи других течений ислама: шииты, исмаилиты и алавиты. Основные национальные меньшинства: курды, живущие близ границы с Турцией.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.