bannerbanner
Земля русская. Книга вторая. Сказы про Великую и горькую русскую историю и про вымышленную
Земля русская. Книга вторая. Сказы про Великую и горькую русскую историю и про вымышленную

Полная версия

Земля русская. Книга вторая. Сказы про Великую и горькую русскую историю и про вымышленную

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

К Руслану (Олегу) подошел каган Рурик и другие ханы: спутники.

– Затронула?

Каган Руслан (Олег) молча наклонил голову, не отрывая глаз от реки.

– Вглядись, сын! Не пройдет и несколько лет, как здесь поднимется стольный град! – указал Рурик мечтательно.

Руслан (Олег) недоверчиво взглянул на батюшку и, не сдержавшись, вспылил:

– Батько, а как ты себе это представляешь?! – недоуменно бросил он. – На постройку одной избы люди загодя копят средства. А тута не дом поднять, отстроить великий град! А у нас ни копья! Какие были сбережения, остались в Москве да потрачены на переезд и теперя у нас токмо сума с прорехами! А сюда нужны деньги, материалы, люди… Мне трудно представить, сколько всего понадобится!

Каган Рурик невозмутимо улыбнулся:

– Сынок, не горячись. Мне ведомы пути-сообщения к Всероссийской казне! – и подняв обе руки вверх, громко воскликнул: – Быть здесь великому и славному граду!

– Да буде так! – тревожно глянув на кагана, неровно поддержали ханы и князья, сдерживая сумятицу чувств. Заросли берегов реки страшили!

Двинулись до Рима (Киева). Перед городком паслись отары овец, стада коров, говоря о зажиточности людей.

Но настоящий Рим оказался бедным и невзрачным. Ощущалось, что в местечке не было сильного ратного воинства и люди страдали от частных набегов поганых. По дворам, тут и там, пугали чернотой полуобгорелые хаты и балки, выглядывающие позади новеньких беленьких мазанок.

Брички тянулись по широкой проселочной дороге к центральной площади между глиняными хатами, крытыми камышом. Ориентиром служила высившаяся вдали осьмигранная белая церковь с малиновыми куполами. Золоченый крест сиял на солнце светящимся крошечным ромбом.

(На Руси христианство было от начала века н. э.)

После многолюдной шумливой стольной Москвы городок показался большим селом, утопавшим в зелени дубрав.

Каган Рурик кинул взгляд на Кия и улыбнулся: ханыч унылым взглядом скользил по светленьким мазанкам. Такими же унылыми были лица ханов и князей.

– Сородичи! – воскликнул каган Рурик. – Не глядите на хаты, а обратите внимание на природу! Взгляните, какие вокруг расстилаются поля, сколько в усадьбах яблонь и вишен! Это же царство Божье! Крепости, терема и хоромины поднимем здесь краше московских, дайте срок!

– Верно, здесь Божья благодать. – ради приличия поддержали его несколько голосов.

Многих спутников Руриков страшил переезд и решение пожилого кагана казалось зыбким и неосуществимым. Как воздвигнуть стольный град в отчуждении от центра Руси? Где взять столько добра и мастеровых рук?

Однако унылое настроение переселенцев было развеяно радужной встречей хлебосольных жителей.

По главной площади Рима (Киева) лилась веселая мелодия: это местные таланты лихо наигрывали на бандурах. Русских ханов встречали многолюдно: важные священники и нарядно одетые аланы, готы, бродники. Они шумно и радостно приветствовали прибивших, как самых дорогих людей. Кагану Рурику и Великому кагану Руслану (Олегу) поднесли пышные караваи. Архиепископ Аланский провел службу.

После торжественной встречи молодые девчата поднесли ханам и князьям по кружке наливки. Тут же заиграла музыка: девчата и парубки пустились в пляс.

Ханов и князей пригласили отведать хлеб-соль, и что Бог послал: сбоку площади стоял длинющий стол, накрытый яствами. Проворные парубки приволокли бадьи с водой – умыться с дороги. Девчата протягивали вышитые рушники.

Кагана Рурика здесь знали все – от мала до велика. С воинством он был в Риме частым и желанным гостем, не раз отбивая наседавших кочевников. Гостеприимные жители установили кагану Рурику и новому кагану Руслану (Олегу) почетные кресла. Рядом поставили высокое удобное кресло юному Кию. И пошло гостеприимное хмельное застолье!

Войско, подтягиваясь, расположилось в окрестностях Рима, оглашая территорию шумом, окриками, ржанием коней. Разноголосый гомон и хлопотливое движение огромного количества людей заполонили берег великого Днепра. Многие ратники поспешно направились к реке, принявшись плескаться. Другие раскладывали юрты, разводили костры. И над берегом реки потянулись сизые дымки…

Прибывшие ханы и князья досыта натрапезничались, запивая еду квасами и медовухой. Местные девы и молодицы стали приглашать русских ханов и князей в свои мазанки на квартиры.

Князья, привыкшие к роскоши, окинув взглядом невзрачные хатенки, решили не стеснять людей, а поставить для себя шатры. И тут же повелели ратникам заняться установкой шатров.

Пожилой каган сердечно поблагодарил горожан за теплую встречу. Надеясь на поддержку гостеприимного народа, стал советоваться с готами и аланами о расширении русских земель: о строительстве нового стольного града Руслани, о создании крепкого рубежа на южных землях. Рурик мечтал восстановить южные земли Руси, поврежнные наводнением, возрождением словенской Испании. (До наводнения 69-го н. э. южные земли Алании назывались Испанией).

Увидев загоревшиеся глаза людей, жаждущих промышленного развития края и защиты земель, каган Рурик утвердился, что сделал правильный шаг.

Воспрявший от теплой встречи новый каган Руслан (Олег) обратился к прибывшим ханам и князьям:

– Братья-словене, не будем нарушать русскую традицию. Пора на новом месте воздать Богу благодарение и вознести жертвоприношение! По обычаю предков немедля отправимся в дубраву забить косулю.

Небольшим конным отрядом, в сопровождении местных проводников, ханы и князья отправились в лес. Юный Кий напросился с ними. Он уже метко стрелял из лука и не хотел упускать случая, поохотиться.

Лес был дремучим и зверья в нем кишмя кишело. Чащоба мигом огласилась лаем гончих, улюлюканьем и звуками охотничьих рожков. Князьям удалось забить несколько вепрей, волков, пару десятков зайцев, несчетно тетерев и глухарей. А косуля не попадалась. Решили направиться в другую сторону.

Блуждая по дремучему лесу, охотники изрядно устали и расположились отдохнуть. Разложили походный стол, достали снедь. Великий каган Руслан (Олег), воспылав жаждой, взял кувшин… Но обнаружил, что вода нагрелась и сожалел о том. Проводник предложил доставить прохладной водицы из невдалеке находящегося от того места ручья. По велению кагана с проводником отправились два ратника.

Ханыч Кий метнулся следом, прихватив с собой лук и колчан со стрелами. Кий шел, всматриваясь в незнакомую природу. Разросшийся молодняк, оплетая стволы высоких деревьев, создавал непролазность. Приходилось продираться сквозь колючие кусты, царапая себе руки и лицо.

Наконец пробрались к ручейку, бежавшему из криницы. Стали видны лесные тропки, проторенные лесными обитателями к водопою. Обрадовавшись близости родника, ханыч Кий рванулся вперед, значительно опережая взрослых.

Приблизившись до криницы, мальчик услышал похлюпывание водички и стал осторожничать. Крадучись, он двинулся вперед, стараясь, чтобы и веточка не хрустнула. Подойдя близко, выглянул из-за куста и опешил, увидев у воды косулю! Что делать?!

Звать ратников нельзя: от любого шума косуля скроется. Ханыч сознавал, что ратники спугнут ее неосторожным приближением. Медлить нельзя! И Кий решился испробовать свою ратную удачу. Ханыч проворно ухватился за лук. Прицелившись, метко выстрелил. И удивительно! Сразил косулю! Ханыч Кий ликовал! Он принялся радостно выкрикивать:

– Сюда! Скорей! Попал! Попал!

Ратники, явившиеся вскоре, были поражены меткостью и силой удара юного ханыча. Мужчины подивились удачливому Кию и предрекли ему славу на новом месте.

Воины и проводник, набрав воды из ручья, подвесили косулю на жердь и с трудом понесли ношу.

Ханыч Кий торжествовал: ему, впервые, удалось сразить такого крупного животного. И он поспешно направился по лесной, изрядно заросшей, тропе до стоянки охотников, желая похвалиться дедушке удачей.

Обогнув кусты, Кий выбрался на полянку и от поражения замер: он увидел на поляне молоденькую косулю, моложе забитой. Она спокойно паслась. Вот-вот появятся идущие следом ратники и спугнут ее! И ханыч вновь решил попытать счастья.

Кий, изрядно волнуясь, стремительно сдернул лук с плеча. Однако помедлил, успокаиваясь, затем выстрелил. Видно в этот день удача сопутствовала именно ему! Кий забил и эту молоденькую косулю. Вои были поражены: невиданное дело!

Проводник торопливо отправился до стоянки за людьми. А Кий и воины остались на месте, поджидая помощников. То-то обрадовался каган Руслан (Олег) удаче внука! Гордясь Кием, он подарил ему новенький кинжал.

После чего охотники возвратились в Рим (Киев). Здесь уже вовсю шла подготовка к Великому празднеству!

Как требовала народная Традиция, воспылал Священный Огонь. Великого кагана Руслана (Олега) и ханыча Кия ратники подняли на щиты и понесли к огню. По бокам шествовали воины. Следом шли нарядные девы. С поднятыми мечами русичи славили Род, восхваляя Живого Бога. Полились славные мелодии, замелькали в хороводе юноши и девушки, зазвучали песни. После чего словене сжарили косуль и вознесли жертвоприношение.

Подняв Священную чашу, каган Вешен Могущественный произнес:

– Русские люди! Сегодня был дан Божий Знак: Рим – град моего правнука! – произнес он, гордясь правнуком. И повторил утвердительно еще раз: – Новый стольный град Руси – град правнука Кия! Отныне стольный град будет величаться именем ханыча: Кияв!

– Кий, вот ты и получил «свой» стольный град! – радуясь за внука, произнес каган Руслан (Олег).


Так в 665-ом году н. э. городок Рим принял второе имя: Кияв.

И с легкой руки юного Кия, новый стольный град Великой Руслани-Скифии вскоре превратился в грандиозную стройку. И спустя немного времени величаво поднялся, став славным стольным градом, увеличивая мощь РУССКОГО ВЕЛИКОГО КАГАНАТА.


Конечно, сам по себе город бы не поднялся. Каган Рурик, Вешен Могущественный создал рабочую группу, которая наметила порядок работ. Из Тавриды прибыли геодезисты и зодчие, производившие восстановление Тавриды. Они с воодушевлением взялись за разработку плана будущего Главного града Руси.

Каган Рурик в это время разослал посыльных по всем ханствам Великой Руси и Малой Руси. Одни посыльные общались с ханами, помещиками, торговцами и князьями, принимая от них помощь, другие записывали необходимых для стройки работников.

Слух о строительстве новой столицы Руси – Киява разносился стремительной птицей. На стройку новой Первопрестольной работники набивались сами, предлагая свою помощь.

– Могу выделить средства! – солидно вещали купцы.

– Принимайте в дар! – везли добро помещики.

– И меня записывай в Испанию! И меня! – валили смерды на запись.

Многие ханы Древней Руси-Скифии, уважая кагана Рурика и Великого кагана Руслана (Олега), сердечно откликнулись на воззвание кагана Рурика об участии в строительстве Киява. Изо всех уголков Руси в Киев потекли нескончаемой вереницей возы с добром, тысячи работников добирались на стройку на подводах.

Так, дружно и сплоченно, руками всей Руси, поднимался новый стольный град Матушки России – Кияв, удивляя красотой и мощью, скрепленный чистосердечными молитвами, великой братской дружбой, самоотверженным трудом, любовью к ближнему, народной музыкой и славными песнями.

В воздвигнутом граде-Кияве проявилось единение всей русской земли, участливость русских сердец, твердо осознающих, что в великом общем деле непременно должна быть лепта каждого русского человека. Именно так и было! Талант зодчих, смекалка русского человека, мастерство умельцев подчеркнули согласованность и спаянность русской земли. От того-то украинская земля животворяща Божьим Духом, крепка волей, неиссякаема народным творчеством, искрометна талантами.

В это же время началось строительство главного града Белой Руси: Белоруссии. Для управления строительством было отобрано из Киява в Белоруссию пять самых опытных и талантливых зодчих-строителей.

Из руин поднималась древняя южная Испания, порушенная наводнением 69-го года, и вновь исчезнувшая для будущих поколений переименованием Екатерины Великой в девятнадцатом столетии…

Великолепный город поднимался быстро, став главным градом. Однако Москву продолжали считать Матерью городов русских. Имя Москвы никто не затушевывал.


МОСКВА – МАТЬ РУССКИХ ГРАДОВ, СЛАВИЛАСЬ СВЯТЫМИ ХРАМАМИ (весть).

Кияв никогда не претендовал на звание Матери русских городов, хотя стал Главным градом. Никогда не поднималось спора, который град важнее. Каждый город знал свое знатное место. Каждый град имел свою славу и свою великую историю!

Правда, некоторые летописцы теперь отмечали Кияв «Матерью русских городов». Против таких записей многие восставали. Некоторые летописцы называли Кияв – Москвой. Находились такие летописцы, кто все главные города русских ханств величали «Москвой».

Например: «От вразей отбились три Москвы». Или: «Взяли две Москвы». Это говорит о том, что в сознании русских людей от глубокой древности сохранилось: коль «главный град ханства» – значит Москва.

Великие каганы-Рурики продолжали править в Москве и в Кияве. Межусобиц меж русскими ханами не было, это вымыслы завистников – губителей настоящей русской истории. Русь была велика и поражала иноземцев своей дружбой, крепостью и мощью.

Как бы высоко ни поднимали себя тати-клеветники в лживых трудах, однако Русь дохристианская и христианская оставалась могущественной державой. Россия всегда побеждала в битвах и умиротворяла своей деятельностью жизнь планеты.

И это все была ВЕЛИКАЯ РУСЬ: ни Киевская, ни Московская, просто ВЕЛИКАЯ ЕДИНАЯ РУСЬ.

В разное время ее называли: Расея, Россия, Руслань, Великая Скифия и Малая Скифия, Великая Матушка Русь…

При католической колонизации (по традиционной истории «монголо-татарское иго»), по согласию Фотия, Русь была вновь разделена на отдельные ханства, собранные воедино лишь при Иоанне Грозном.

Историки-иноземцы, создавая для русских новую, уничтожительную историю, принижали Русь, выводя образование русской державы из запада, ставя началом Руси военную крепость «Околоток» (фактически ставшую известной в XVI в.), назвав поселение Новгородом: столицей Руси. Из Околотка (якобы Новогорода) вывели «князя» Олега в Кияв. Не объясняя, кем Олег доводится Рурику: воеводой или дальним родственником, взявшимся опекать малолетнего Великого князя Игоря.


Вот же настоящая история:

Генеалогия монархов Руси Великого древа Руриков, продолженная в Киеве-граде от 665-го года н. э.:

Каган Вешен Могущественный.

Каган Руслан (Олег) – сын Рурика.

(Имя Олег каган получил при крещении).

Великий каган Олег передал власть в Киеве внуку Кию;

Каган Кий – внук кагана Олега, правнук кагана Рурика.

Каган Игорь – сын кагана Кия.

Великая каганша Ольга.

Каган Святослав – сын кагана Игоря.

Каган Варг – сын кагана Святослава. Варг назван по имени древнего имени реки Урвар (Днепр)

Великий каган Ярослав – сын Варга.

В период древности на Руси было два Ярослава: Ярослав (Первый), получивший после крещения Руси новое имя Владимир и Ярослав Мудрый. Каган Ярослав (Владимир) окрестил Русь в 860-ом году (весть).

Прусы и греки не то, что «рядом не стояли», они еще не родились!


Историк Е. П. Савельев «Древняя история казачества», М., ООО Издательство «Вече», 2013г., заблуждаясь сведениями, приведенными в историческом труде Карамзина и в Радзивилловской летописи «о Киевской, княжеской Руси», пытался разобраться в титуле «каган», встречающемся в древних летописях.

Например:

«…весьма вероятно, что киевские князья в те времена также назывались каганами. Иначе чем же объяснить приведенное в похвальном слове киевского митрополита Илариона, обращенном к Святому Владимиру, наименование этого князя «каган»: «Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великая и дивная створшаго нашего учителя и наставника великаго Когана – излюбленного правителя (Е. Савельев выводит слово «каган» от «кохан» – любимый) нашея земля – Владимера. (Чтен. Общ. Истор. 1848, №7).

Е. Савельев. Древняя история казачества. – М., ООО Издательсво «Вече», 2013.

Русские ханы, веря в Живого Бога, правили подолгу. Находились у власти по 40 – 50 – 60 лет, если не погибали в битве.


Да будет всем известна искусно скрытая лжецами истина: Аскольдова могила – фактически захоронение кагана Великой Руслани-Скифии – Рурика, Вешена Могущественного. (Рассказ ниже).


Большая научно-исследовательская работа, освещающая превосходство культурных достижений прасловен, описана Е. С. Галкиной в книге «Тайны русского каганата».

Малороссия и Русь: два брата или два соперника?

При настоящей политике правительства Украины нарушилось традиционно-словенское: брат, конь (дом), Бог. (Весть).


«Нельзя соединять правобережную и левобережную Украину – быть беде» (весть).


Добрэ (хорошо) быть (бить) того, хто плаче, а вчить (учить) того, хто слухае (прислушивается).


Как говорится: сказанное слово – серебро, молчание – золото… Прислушаемся к народной мудрости. Помолчим. Послушаем притчи-сказы, которые нам вещают из НЕБА.

Встреча братьев. Притча-сказ

Отец оставил единственному сыну Радимичу неисчислимо-обширное наследство: горы с рудой, ценные леса, плодородные пашни, кишащие рыбой богатые реки и озера, зеленые пастбища и тучные стада.

Пережив горькую утрату, молодой помещик даже ахнул, неожиданно осознав величину и ценность поместья… Да, наследство было громадно, что одними руками и не управиться! Однако Молодец был расторопным и рачительным хозяином и, неутомимо трудясь, постепенно вошел в дела.

Вот уж крутился Радимич: ни дня, ни ночи не зная покоя, хлопочась о необъемном хозяйстве, увеличивая достаток. Разумеется, для личной жизни не оставалось ни минутки! Какие увеселения? Какие развлечения, когда некогда вверх глянуть?! Даже почтенные люди зауважали парня, поговаривая: «Гляди-ко, молодец пошел в батюшку: не уступает в деловитости и проворности! Не славен годами, а славен делами!» А с молодца сто потов градом!

И все бы замечательно у молодого хозяина, да одно плохо: не осталось родни у богатого наследника. Оставшись без батюшки, Радимич ощущал себя на всем белом свете круглым сиротой. Даже не мог жениться – кто даст верный совет в выборе невесты? Кто благословит? Кто сядет на пиру рядом, заместо родителя? Некому…

Удача ли случится, радость ли настигнет, печаль ли коснется головы – некому открыться! Сон ли растревожит, мечта ли подступит к горлу – даже словечком не с кем перекинуться! С кем поделиться удачей и радостью? С кем посоветоваться? Не поделишься же с холопами! А чужой человек или позавидует достатку или позлорадствует оплошности!

Без родного человечка, к плечу которого время от времени хочется приклонить кипящую мыслями голову, сами понимаете – не сладко! Обильно-сытое богатство не греет, не утешает, а с годами вовсе уж давит камнем. Таковая жизнь становится не в радость, а в обузу…

Как-то на охоте, расположившись у костра, ратники завели речь о том, о сем. И зашел разговор о родне: дескать, кровинушка кровинушку завсегда поддержит! И давай разные байки гуторить: один – как дружно дело гуртом свершили, второй – как славно веселье справили, третий – как брат братца из беды выручил, четвертый – как милая сестрица спасла от неминучей…

И до того проняли юного богача душещипательными рассказами, что не сдержался Радимич, выплеснулся, разоткровенничался перед простыми людишками о наболевшем, сетуя на отсутствие родичей, на тоскливую житуху, холод отчего дома…

Дворовые люди и ратники неловко примолкли, отводя глаза в сторону. А пожилой проводник, внушительно покрякав и покашляв, осторожно намекнул Радимичу, что у него, дескать, есть двоюродный брат!

– Братец?! Вот радость! – вскочил богач, засияв от счастья. – А я ни сном, ни духом! Что же скрытничали все?! И от родителя, сознаюсь, не мог дознаться о родне! – тараторил молодец, не умолкая, словно именно теперь он приобрел настоящее богатство!

– Мужик, дай я тебя расцелую за добрую весть! – и, не гнушаясь низостью положения охотника-проводника, Радимич обнял смерда.

Но как не допытывался молодец о брате, не выведал больше ни словечка от старика, испугавшегося за нарушение обета хранить тайну, данного старому хозяину.

Нечаянное известие не на шутку встревожило Радимича и несказанно обрадовало. Радость-то действительно велика: не один он как перст на белом свете и у него есть кровинушка! Загорелся молодец разыскать братца. Да оказалось, что это великая тайна за семью печатями!

Однако, учитывая напор и «возможности» состоятельного господина, и где «лаской», а где «тряской» – все же выведал, где обитает братец. И понеслось! Словно земной шар повернулся к счастью! Жизнь наполнилась смыслом! Земля загорелась под ногами!

«Мчать, взглянуть в глаза! Крепко обнять родича! И поговорить-наговориться… И дальше двигать по жизни рядком, плечом к плечу, поддерживая по-братски… Эх! Аж, не верится, что такое возможно!» – такие мысли наполнили буйную головушку и бились счастливой птицей в молодецком сердечке.

Поспешно перепоручив уйму хозяйских дел управляющему, Радимич собрался мчать к брату! Наспех организовав дорожный обоз, отправился в путь-дорожку… Тревожась, волнуясь, мучаясь, мечтая, заглядывая за горизонт, пуще неоперившегося юнца, он устремился к долгожданной встрече!

Путь предстоял не близкий: владения брата находились в отдалении – за самой дальней границей его обширного имения. Как само собой разумеющееся, богач считал, что брат не менее зажиточен, чем он сам. И лишнего в обоз не взял, понадеявшись на новую родню.

Путь Радимича пролегал по его родной благодатной земле, богатой и ухоженной. Тянулись широкие поля, виднелись тучные стада. Однако сейчас все мелькало перед глазами, не задерживаясь впечатлениями. Одно сверлило мозг: братец! Каков он? Обрадуется ли встрече?

Осознавая свое невеселое житье-бытье, Радимич не сомневался: встреча и родство необходимо им обоим! С тем перевалил границу.

Взгляд Радимича лениво скользил по незнакомой сторонке. И удивительно, чем дальше от его территории, тем скучнее оказывалась растительность и беднее усадьбы. А дальше пошла вовсе непригодная земля ни для пастбищ, ни для сева. Заостренные угрюмые сопки да солончаки – вот и все добро. Изредка встречались убогие лачуги в скудных деревеньках.

«Ну и житуха в этих краях! – поражался Радимич. – Того и гляди, закончится корм лошадям, не у кого буде прикупить! Авось разживусь у братца!» – успокаивал себя молодец.

Однако такой же скудной оказалась жизнь в небольшом поместье, где обитал брат. Можно сказать, в крохотном: горстка хилых лачуг селян да срубы охотников, выглядывающих из жидкого леска.

«Что за поместье? – поразился богач. – Такой нищеты не приходилось зреть!»

Однако высилась каменная стена с башенками вокруг детинца хозяина. Кроме того, Радимич заметил строения ратников. Не успели кони остановиться перед вратами терема, как на оградительную стену проворно высыпали крепенькие парни-вои. Окинув ратников наметанным взглядом, усмехнулся Радимич: одежда на лучниках бедняцкая – нечем похвалиться… Не сравнить с его ратью: вои, как на картинке! Ладно подогнанные одного цвета кафтаны, меховые шапки, кожаные сапоги выглядели весьма богато.

Но оружие у ратников-незнакомцев блистало отменное!

«Хм… Не велико богатство», – усмехнулся Радимич.

Как принято – проворно открыли врата, впустили на широкий двор.

«И это двор помещика?!» – вытаращился Радимич, оглядывая хилую усадьбу брата. Столкнувшись с непролазной нищетой и скудностью жизни, богач вовсе опешил. Еще бы! Его наместники жили в десятки раз добротнее!

Рьяно рвавшись на братскую встречу, теперь же молодец сник, решив повременить с признанием о родстве. Вдруг ошиблись старожилы: и не его брат здесь проживает!? Хоть обратно поворачивай, да поздно: хозяин появился…

Хозяин бедняцкой усадьбы оказался дородным гостеприимным малым. Представился достойно. И имя у него было славное: Зорич. Бросил Радимич скорый взгляд на хозяина – глаза не могли обмануться: брат! Его кровинушка! В груди и в глазах защемило, но сдержался: зачихал, закашлялся, сказавшись простуженным. Ну, и ладно, обошлось…

Зорич весьма радужно встретил гостя: от всей души угощал-привичал! Чем мог, потчевал, располагал, не навязываясь с расспросами. Радимич же держался чужаком, словно черная кошка пробежала меж ними. И если бы нутро Радимича не маялось скарежными мыслишками, то он заметил бы, как взволновался Зорич, встретив брата! Радимич не придал тому значения, как изредка протирал глаза Зорич, якобы от засорения, да периодически выскакивал из горницы, якобы по спешным делам…

На страницу:
4 из 7