bannerbanner
Земля русская. Книга вторая. Сказы про Великую и горькую русскую историю и про вымышленную
Земля русская. Книга вторая. Сказы про Великую и горькую русскую историю и про вымышленную

Полная версия

Земля русская. Книга вторая. Сказы про Великую и горькую русскую историю и про вымышленную

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 7

Вдруг сквозь бешеный топот копыт Любозем расслышал невероятный шум, доносившийся со стороны горы. Заподозрив неладное, молодец резко натянул поводья. Встав на задние копыта, мустанг стрелой взмыл вверх, открывая взору правителя жуткую картину: от горы на городище несся бурный водопад!

А в стане спокойно хлопотались дорогие ему люди – взрослые и дети, тренировалась верная рать, находилось все добро…

Не раздумывая, Глава племени направил жеребца в сторону водопада, не ведая, что можно предпринять. Мчась навстречу ревущей стихии, дикий конь вдруг испугался. Отчаянно завихляв и забрыкавшись, мустанг сбросил седока на землю и умчался прочь.

Благодаря невероятному везению, грохнувшись на землю, Глава словенского племени не разбился. Проворно подскочив, он встал во весь рост, расправив широкие плечи, словно собирался перекрыть водопад.

Устремив взгляд в мчавшийся на него шквал воды, богатырь выхватил из ножен меч – ничего другого витязь не имел. Однако в его руках меч-кладенец оказался не простой, заговоренный: точная копия Святого, дарованного Богом Войны русам-словенам. А вода вот-вот нахлынет на Любозема, но не станешь же биться с водой?!

От огорчения Любозем рубанул мечом со всего маху по земле. И к счастью, богатырским ударом пробил тоннель к подземной реке!

Еле успел Молодец отскочить в сторону, как земля ушла из-под ног! А вода – вот она! И кстати оказалась пробоина. Заурчала, запенилась, завихрилась водица вокруг пробоины и с шумом устремилась в расщелину, уходя под землю. Вздохнул Любозем с облегчением и вскинул глаза к небу возблагодарить Всепомогающего Отца Неба за спасение!

А в это время великан, свалив в реку для запруды огромный камень, сам катился по потоку с горы.

– Гыр-гыр! Рекой бурлю, Главу ловлю!

Змей не сомневался, что река залила урочище. И теперь-то, наверняка, он сможет выловить Главу племени и захватить его в плен. Вода страшно бурлила и плескалась и великану было невдомек, что впереди образовался громадный пролом.

– Жух! Жух! Жух! – заревел водопад, воронкой затягивая громилу в пролом.

– Бр-р! А! У-у! Эй! Стой! Ку-у-да!? – завопил великан и с невероятным грохотом рухнул вниз! Тут бы ему и конец.

Да жалобно взревел подлый великанище из глубин так громогласно, что даже Матушка Земля содрогнулась землетрясением. Прикинувшись несчастным, принялся змей голосить диким ревом, смиренно раскаиваясь, моля о пощаде.

Любозем был храбрым и отважным витязем, но доверчивым и добрым, как теленок. Одним словом великан-злодей разжалобил Главу словенского племени и тот решил его спасти. Поднатужился Герой и выволочил великана из расщелины. Обрадовался обшарпанный змей неожиданному спасению и торопливо ускакал в свои владения.

А дома, окаянный, рассвирепел: камни швыряет, землю трясет, зубами деревья грызет – не может успокоиться. И, пуще прежнего, возжелал громила захватить Главу словенского племени в рабство.

Любозем, поверив в раскаяние великана, успокоился и потерял бдительность. Великан же затаился и стал ждать-поджидать удобного случая, чтобы выполнить задуманное. И дождался.

Мужественный красавец, глава словенского племени был возрастом молод и не успел обзавестись семьей. А тут надумал Молодец жениться. Выбрал по сердцу голубицу-красавицу из соседнего племени: дивноокую словенку и посватался к ней. Назначили день Веселья.

На торжество собралось все племя. Расставили столы дубовые, уставили богатыми яствами, пригласили музыкантов и разных шутников-весельчаков.

А жених с дружками и старостами на красочных колясках с бубенцами, запряженных тройками рысаков, отправились за невестой. И так уж случилось, что нежданно-негаданно на полпути налетел на них ураган: песок в глаза метет, забивает, с ног сшибает, водит-крутит, в дебри заводит.

Одним словом, сделалась такая тьма, что света Божьего не видать! Люди ослепли от того сумрака. Лошади затревожились и давай метаться из стороны в сторону! Шарахаясь, угодили в дебри. Повозки переломались.

Жених и его свита распрягли коней, сняли бубенцы с повозок. Кое-как нашли укромное местечко в расщелине горы. Давай аукать! Осматриваясь, не могли разобрать местности. Поняли, что заблудились.

– В какую сторону идти?

– Земля и небо слились!

– Что за напасть?!

И вдруг расслышали приветливый старческий голос: «Не тревожьтесь, люди добрые, я вас выведу в нужное место».

И перед очами застигнутых ураганом людей засветился слабенький огонек. Забравшись на коней, укрываясь от ветра, Любозем и его дружки двинулись следом за тем огоньком. И въехали прямехонько в обитель хитреца-великана… Вот чудо! Сразу прекратился ураган и наступила насуплено-зловещая тишь, насторожившая словен.

– Куда мы попали?!

– Здесь недобрый дух!

Но тут уши путников захлестнуло от раскатисто-довольного дикого хохота. Это громогласно рокотал змей, радуясь, что исполнилось его желание: попался-таки Глава племени в его лапы! Да не один!

Коварный великан заранее приготовился к долгожданной встрече: установил клеть для обитания будущего раба и цепь приволок: сковать главу словенского племени. И, не поленившись, составил множество дел, которые сразу же должен был исполнить молодец. Первое дело: досыта накормить великана-змея! А потом… Чего только не возжелал великан!

Ухмыляясь, змей вырос горой перед словенами. Шибко размахнувшись, великан бросил с маху цепь на Любозема… Да успел ловкий молодец проворно перехватить тот цепок и резко потянуть на себя!

Злодей, не ожидая мощного рывка, не удержался и тучно рухнул на колени. Больно грузен был змей и не смог сразу вскочить. Зато глава словенского племени не растерялся и той цепью ловко стреножил великана.

Затем проворно оседлал его как мустанга, заскочив вместе с дружками к нему на спину. И дружки поусердствовали: живенько набросили на шею змею свадебные бубенцы, а своих коней привязали на бечевки, чтобы те бежали следом.

Громоподобно заревел великан, затрясся, пытаясь напугать словен, да тех не пронять! Не такое видывали! Дружки принялись жгуче сечь змея-великана со всех сторон нагайками, заставляя везти жениха к невесте. Попытался взбрыкнуться великан, да не тут-то было: жгучие плети разбивали тело до крови.

Делать нечего, изредка протяжно повизгивая, поскакал великан до невесты Главы словенского племени, звеня ненавистными ему бубенцами. Напрасно надеялся змей, что Любозем тут же его отпустит – у Главы племени созрели другие планы…

Весело позванивая колокольчиками, подъехали жених и сваты до мощной крепости городища суженой. Стража, издали завидев великана, встревожилась. Протрубив сбор, вои высыпали сильной ратью на стену. И каково же было изумление народа, когда рассмотрели, что это Любозем, оседлав громадного великана, прибыл за невестой.


Поспешно распахнулись ворота и навстречу важному жениху вышли родители девушки: глава племени с верной женой и родня. Родители невесты уважительно обратились к молодцу, перепоручая ему свою дочь. И тут признал новый батюшка, что вручает зятю не только свою дочь, но отдает ему старшинство над своим племенем. Тесть торжественно поднес Любозему ключ от главных ворот, щит и стрелу: символ племени.

Ибо, коль удалось Любозему подчинить страшного великана, то он достоин стать над всеми племенами! Смутился молодец, но не отказался, обещая размыслить об объединении племен.

Великан тут взвыл, просясь на волю! Но нет! Распознал Глава племени уловки хитреца-змея и решил больше его не отпускать, себе же во вред. Забрав невесту, так же на великане помчался Любозем на Веселье.

Пришлось змею-злодею катать на себе все племя – тем радовать и веселить словен! Злодей надеялся, что теперь-то Глава племени отпустит его восвояси.

Ан, нет! На следующий день, чуть заря коснулась земли, запряг Глава словенского племени великана в плуг и принялся рыть охранные рвы от вразей. Много нарыл. Великан уж взмолился, просясь отпустить. Но Любозем давно понял, что нельзя доверять злодею, как бы сладко он не пел в уши. Ибо, одной рукой просит, а во второй держит камень под рубахой!

Весть о полонении громадины-великана быстро разнеслась по всей словенской земле.

И многие правители словенских племен поторопились к Любозему, вручая ему старшинство. За короткий период все племена словен объединились под единый стяг победителя великана.

Так и служил многие века поверженный великан словенским вождям, охраняя Святой край, милый сердцу!

Получив преподнесенную хитрецкую «науку», впредь словене зорко следили за хитростями ворогов. Ибо, доверившись единожды и обманувшись, больше не доверяли поганым. И в сражениях выходили всегда победителями.


Исстари русичи крепко блюли дружбу меж словенскими племенами, поддерживая родственный союз братьев-словен: тем укрепляли святые рубежи Матушки Руси.

Если бы действительно (как написано лживыми историками) на русской земле существовала рознь и междоусобица, то Русь бы не выжила! Ее бы разорвали на клочки. Согласитесь, что посягателей на русские земли всегда было предостаточно.

Русь изумляла налетчиков-иноземцев силой, смелостью и мужеством ратников, мощными отпорами. Чужаки стали страшиться нападать на Россию. А если нападали, то собирали огромное войско.

«…Скифы-сарматы, они же саки, чиги-геты, геты-Руссы, масагеты, варяги-Руссы, черкасы-казахи, асы или ясы, аланы-роксоланы и другие народы, населяющие берега Азовского, Черного, Мраморного и Каспийского морей, Переднюю Азию и нижнюю Италию были славяне, разделившиеся на многие независимые племена и имевшие свою назависимую культуру и письменность. Военное сословие этих племен называлось гетами или готами, а в Приазовье азами, казами, касогами, касагами, казахами, или казаками от «аз» и «сак»… «…гунны и хазары-беловежцы были также славяне, называвшие себя на своем языке «аз».

Геродот говорил, что самые умнейшие люди, каких он знал, были скифы.

Страбон тоже признает скифов высоко нравственным народом и говорит, что если они приняли что-то дурное в свой обычай, то заимствовали у греков…»


«…Скифы изобрели сталь, огниво (скифский мудрец Анахарсис), нелинючие краски, выделку сыромятных кож и юфти; им было известно бальзамирование трупов, музыка, живопись, ваяние и проч.; им же принадлежат и первые горные работы, и разные открытия и изобретения. Адам Бременский утверждал, что скифам был издревле (раньше греков) известен «греческий огонь», который они называли вулкановым горшком.

Все древние истории утверждают, что скифы были лучшие воины, а Свидас свидетельствует, что они издревле имели в войсках знамена, чем доказывается регулярность в их ополчении; а у гетов Передней Азии на знаменах и щитах был герб, изображающий двуглавого орла, принятый Россией в XV в. как наследие своих славных предков.

Называя славян «скифами», греческие историки (Геродот, Эратосфен и др.) сами сознаются, что это имя не есть собственное название народа, а дано им понтийскими греками от носимых ими кожаных щитов, как и имя «сколоты» – щитоносцы…» «…Собственное же имя их, как ниболее древнее, по религии Рось, Рос, Русь, Рса – роса, вода – поклонники воды, росы, от чего произошли и их древние бог: Водан, Водяной, русалки (водяные девы) и др…» «… Военное сословие Руссов всегда носило имя Гет…»

Е. П. Савельев.Древняя история казачества. —М., ООО Издательство «Вече», 2013, (стр.122).

Генеалогия монархов Московской Руси

От Московии идет генеалогия монархов-правителей Руси:

Правдивая генеалогия правителей-монархов Руси восстанавливает настоящую монархическую линию, являющуюся мощной крепостью державы.

Русь, пережившую наводнение, двигали вперед, обустраивали двадцать пять монархов. Лучших и самых сильных было пятеро:

НЕПОЛ ДРОБИЙ – хан (выходец из Руси).

ВАДИМ – хан, его правнук. Правил 72 года.

АХОВ – хан.

ВАЛЕНТИН – хан.

АЛХАДОК – хан.

ДАУРИЙ НХАБЕЙ – хан.

Каган РУРИК (547-ой – 668-ые гг. н. э.).

Рурик – каган Московского каганата

Далее огорошу вас, господа норманны, выискивающие по западной Европе «сокола»: личный герб «Рюрика». Рюрик, вернее, каган Рубен-Рурик: коренной русич-словенин! Более того, «москаль»!

Каган РУРИК (547-ой – 668-ые гг. н. э.).

Ру-бен, Ру-«рик» (древние словене добавляли к имени правителя суффикс «рик») – выходец из словенской Руси, сын русича-словенина Великого хана Московского Даурия Нхабея.

РУРИК носил имена: ханыч АИГР, ханыч РУБЕН, Великий хан Московский РУРИК, АТТИЛА, каган Руслани ВЕШЕН МОГУЩЕСТВЕННЫЙ. Правил 83 года.


«Наконец-то дождался правды!» (Весть).


Кстати, «звериный стиль» в древней Руси был весьма распространенным. Многочисленные гербы и талисманы включали изображения птиц: соколов, орлов, сов, дрофов. Так что соколами, орлами, совами, двузубцами и трезубцами была заполонена издревле вся русская земля. Это герб исконно словенский! (Сова – не монгольский герб, не греческий, а словенский).

А коль у какого-то скандинава был гербом «сокол», то куда только не попадали словенские корни и чего только не перенимали в древности иноземцы у русских! Ибо с начала века бытовали времена, когда не русичи заглядывались на «заграницу», а «заграница» дивилась Русью и брала с нее пример!


Происхождение Рурика: сын Великого Московского хана, словенина Даурия Нхабея, идущего по роду пришедших от Черного моря Азов-Алан. Мать из народа чудь: индоайрийка, дочь Вендского хана (Поволжье).

Рожденных в местечке Москвы называли угры: жители урочища Москвы.

Первое имя Рурика: «Аигр» означало – рожденный в урочище Москвы.

В Новгород (настоящий Ярославль) было призвание Рурика: грозного хана-орла на войну.

Его дедушка по ветви матери был из народа «чудь». Это люди, обладающие особым даром. Им были открыты многие тайны природы. Матушка Земля открывала им секреты недр. Они слушали землю, узнавая кто приближается; предвидели будущее, зная наперед исход боя; находили воду, ископаемые и клады.

Дедушка передал Рурику бойцовскую ТРАДИЦИЮ. Рурик неустанно трудился над собой и ему удалось достичь ВЕРШИН.

В душе русских людей существует ТАЙНА. Вскрытие Божественной тайны являлось основой характерниства. Таким даром обладали многие правители-Руриковичи.

В основном русских правителей называли мудрыми. Сына кагана Рурика – Великого кагана ОЛЕГА (РУСЛАНА) называли ВЕЩИМ.

По роду Руриковичей, неизвестной Харьковской ветви, идет Боброк, участник Куликовской битвы. Которого писатели, по невежеству, отнесли к литовским колдунам, приписывая его умения – колдовству.


Добившись духовных вершин, Великий хан Московский Рурик получил имя: «АТТИЛА», что означало: ПРИВЕРЖЕНЕЦ БОЙЦОВСКОЙ ТРАДИЦИИ. (Господь положительно отзывался о нем).

Он единственный из четверых друзей стал носителем «Хара»: витязь-характерник (СПАС), который избавлен от смерти ХАРОЙ.

«Хара-Лада» по представлению наших предков является Любовью. Это часть Бога или исходящая от него Любовь: «Яко лучи света, исходящие от Солнца и согревающие все живое».

Этимология слова «характерник»: «Светлое положительное начало, твердо концентрированное в силе».


Потому-то кагану Рурику удалось объединить Великую Русь – на то были даны Божьи силы.

Воспылав мечтой восстановить могущество пращуров, нарушенное потопом и поднять славу Руси, Великий хан Московский Рурик-Аттила, прежде всего создал сильное войско, добиваясь у ратников тренажами богатырского могущества, ловкости и силы. Рурик одел армию в одинаковые костюмы. Форма воев была красного цвета с белым.

Великим ханом Руриком не было сооружено в Москве ханского Кремля. Во время правления Рурика (Аттилы) московская рать находилась за пределами города. Великий хан располагался вместе с воинами, за городом. Там проходило обучение ратников. А чаще Великий хан Рурик находился в походах. В дальнейшем войско Великого хана находилось на Волге, где базировался военный стан.

На Русь частенько совершали налеты северные, западные, южные налетчики и кочевники. Многие ханства не имели нужной защиты и были вынуждены обращаться к Великому Московскому хану Рурику за военной помощью.

Московский хан никому не отказывал, отучая поганых ходить на русские земли. Поражений в битвах Великий хан Рурик не знал. При одном упоминании о Московском хане враги тушевались и старались унести ноги.

Слух о сильном и справедливом хане стал распространяться по земле русской. И скоро имя Великого Московского хана Рурика стало значимым. К нему потянулись русские ханы и за военной помощью, и по житейским делам, и за советом.

Общаясь с ханами и князьями Руси-Руслани у хана Рурика зародилась мысль об объединении русских земель. Это сплотило бы ханства в едином союзе, укрепило могущество Руси, решило бы многие вопросы по охране русской территории, поднимая государство в глазах иноземных держав. И Великий хан Рурик стал говорить об этом с русскими правителями.

С некоторыми ханами Великий хан договаривался мирно после того, как помог им отбиться от налетчиков. Другие сами давали добро на объединение. И за сравнительно короткий промежуток времени Русь стала сливаться в одно ядро. Тогда Рурик провел общерусский съезд (хасу).

Собрав ханов, Великий хан Московский предложил объединиться в Великую Русь. Большинство ханов приняли союз. Насильно вливаться не заставляли, никому не угрожали.

К 615-ому году н. э. Великий хан Московский Рурик объединил двенадцать словенских ханств: Черниговские и Смоленские земли, Вендские земли, Ильменских словен, Днепровскую и Задонскую Русь и другие ханства.

Так Великий хан Московский Рурик (Аттила) мирно создал Русский хаганат (каганат), империю, Великую Скифию, став каганом Вешеном Могущественным.

Этот каганат назвался «Великой Русью». Ханства, не вошедшие в объединение, остались просто «Русью», Малой Русью.

Полный титул, которым величался Рурик:

«Самодержец всея Руси».


Не дикарь, который умилился от поднесенного папой креста. В том случае произошла совершенно иная история. (Рассказ следует).

Каган Рурик-Аттила был грамотным и культурным человеком – не блудником, дикарем и злодеем, каким выставили его губители русской истории. Все злодейства и разгульное поведение кагану Аттиле-Рурику были приписаны лжеисториками. Также были приписаны нашествия на мирные народы. Рурик-Аттила не был полонителем народов. Злодеяние совершали прагреки, вырезая в городах сонных жителей. Прагреки были врагами Руси (весть).

Напротив, чтобы сохранить гуманную цивилизацию, каган Рурик ввел в русское войско идею рыцарства, основанную на особых воинских приемах, товариществе и братстве. Главные принципы, чтимые воинской ратью Рурика: защита Отечества и Веры Рода, защита прав обиженных и униженных, защита народов от посягательств иноземными захватчиками. (Грабительские нашествия на Русь, полонения народов – в бытность кагана Рурика не случались).

В последующие времена рыцарская идея товарищеского союза славной рати кагана Рурика была подхвачена бродниками, черными клобуками (днепровцами); продолжена и развита запорожскими, донскими, кубанскими казаками и всем казачеством Руси.

Случай высокого внутреннего рыцарского долга в мировой практике исключительно-единственный. Так как все иноземные рыцарские ордена крестоносцев ставили перед собой захватнические цели.


Евграф Петрович Савельев в книге «Древняя история казачества». – М., ООО Издательство «Вече», 2013 г приводит различные оценки рати Аттилы: и злобные освещения зарубежными хрониками Гуннов и Массагетов, а также и казаков; и приводит положительные характеристики правителя Аттилы и его воинства:

«…Аванград войск Аттилы, по известиям современных греческих и римских историков, состоял из приазовских Алан, т. е. Азов-Саков или Казаков. Эти лихие конники и копьеносцы своими отважными атаками наводили ужас на всю Западную Европу…» (стр. 125).


«…Он (Аттила) подчинил своей власти все волжские, приазовские, прикавказские и днепровские славянские народы… т. е. Волгар или Болгар, Аорсов, Алан, Черкасов, Чигов, Масагетов, Роксолан и др., а также привлек в свой союз каспийско-кавказских Аваров, воинственный и сильный народ, известный и до сего времени, и с ними двинулся к Дунаю, чтобы продолжить начатую его предшественником Радо войну с греками. Здесь встретили его послы греческого императора.

Из записок Приска известно, какими условиями, дарами и данью откупились греки от столь грозного завоевателя. Предпринимая поход на запад, Аттила в то же время вооружил Малую или Казарскую Русь и послал ее отбить у персов покоренные ими земли за Кавказом.

Какой страх массагетская конница нанесла на западных жителей, всем известно. Даже сложилась пословица: «Где гуннский конь ступнул, там и трава не растет». Массагеты любили украшать конскую сбрую, свои головные уборы и одежду золотом и серебром, носили яркие красные или голубые кафтаны, брили бороду, оставляя усы, а на бритой голове длинный чуб; в битвах были неустрашимы и беспощадны для врагов.

Греческий историк Прокопий (VI в) о нравах их выразился так: «А массагеты суть величайшие пьяницы из всех смертных». Западные же историки описывают их как самых свирепых и безобразных, по наружности, в мире людей. Убив врага, по словам этих историков, они припадали к ранам и сосали из них кровь…» (Стр. 128 – 129).


«… Вопрос о происхождении народа Гуннов трактуется историками до сего времени на разные лады. Римский историк IV века по Р. Х. Аммиан Марцеллин, знавший Гуннов лишь понаслышке, говорит о них как о народе будто бы кочевом, жившим за Миотийским (Азовским) болотом, по телосложению и образу жизни, сходным с нынешними монголами, калмыками или киргизами.

«Они, – повествует этот историк, – имеют зверские нравы и отвратительную наружность; в детстве надрезают себе подбородок, лицо и щеки, чтобы не могли расти волосы. При величайшем безобразии лица, кости у них крепкие, плечи широкие, и притом они так нескладны и нестройны, что кажутся как бы двуногими скотами.

Для изготовления пищи не имеют надобности ни в огне, ни в пряностях; питаются дикими кореньями и сырым мясом, которое кладут вместо седла на лошадь и распаривают скорою ездою; земледелие им чуждо; постоянных жилищ не знают, с детства скитаются по горам и лесам и привыкают переносить стужу и холод.

Одежда их полотняная или сшитая из кож лесных мышей; они переменяют ее только тогда, когда она лоскутьями свалится с тела. Они неразлучны со своими малыми, но крепкими лошадьми, на которых едят, пьют, спят и отправляют все дела; даже на общественных совещаниях все сидят верхом.

Грязных жен и детей своих возят за собой в телегах. Стыда и пристойности не знают и не имеют никакой религии. Оружие их – копья и стрелы с заостренными на конце костями; они умеют искусно бросать арканы на неприятелей. В движениях своих чрезвычайно быстры, внезапно налетают на вражеский строй со всех сторон, задирают, рассеивают, убегают и потом неожиданно нападают… У них больше всего хвастаются убийством врагов, а вместо того, чтобы снимать оружие, они снимают с них головы, сдирают кожу и с волосами вешают на груди коней».

(К. Ф. Беккер. Древняя история, ч. III, кн. V, Аммиан Марцеллин. XXXI, 2, 21)

«…В другом месте Аммиан говорит, что «гуннам царская власть не известна; они шумно следуют за вождем, который их ведет в битву» и т. д.

Достоверно известно, что названный историк непосредственного знакомства с этим народом не имел, а заимствовал сообщенные им сведения от других лиц…»

(Е. Савельев, стр. 123 – 124)

«…Это описание, перенесенное на Гуннов… дало повод… историкам увеличить эти страхи до фантастических размеров, а позднее причислить этот народ к монгольскому племени, вышедшему будто бы из неведомых глубин Азии…»

(Бер. Трактат о Микрокефалах, т. II, №6. СПб., 1860)

«…Между тем Клавдий Клавдиан (конец IV и начало V в. по Р. Х.) ясно и определенно говорит, что Гунны жили по восточной стороне Танаиса, считавшегося тогда границей между Европой и Азией. Местность эта для западных жителей была крайним востоком, а для нас юго-восточная Россия, где протекал Дон и Волга.

Иорнанд, писавший спустя около ста лет после смерти Аттилы,… основываясь неизвестно на каких источниках, обрисовал наружность этого вождя так: «Малый рост, широкая грудь, волосы с проседью, курносый (Simo naso), смуглый – он являл черты своего племени. (Сар. XXXV). Одним словом, описывает его в самых непривлекательных красках, хотя выше он говорит о пытливом взоре и гордой его осанке. Далее Иорнанд, повторяя слова Трога Помпея и Марцеллина о безобразии Гуннов, говорит, что те, кто мог бы противостоять им на войне, не выносили их ужасного вида и в страхе обращались в бегство.

На страницу:
2 из 7