Линия веры
Полная версия
Линия веры
текст
Оценить:
0
Читать онлайн
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
– Господи, прости меня, грешного…
Сам он этого вероятно не заметил, развернулся:
– Ну, что ж, продолжим…
Про время
У человека время линейно: прямая линия, идущая только в одну сторону: от появления на свет, до момента, определяемого как «сейчас». Человечество, наблюдая за природой и цикличностью смены времен года, разработало и масштаб времени: минута, час, сутки, и т. д.
Масштаб времени можно сравнить с часовым циферблатом, по которому с повторяющейся цикличностью ходят стрелки часов.
У Бога же масштаб времени совершенно иной, не подвержен осмыслению разумом человека. Мы не имеем ни малейшего понятия про эти масштабы, человеческими словами мы не можем это объяснить, это даже вне нашего воображения. Что бы мы не предположили – все ошибочно. Но можно совершить попытку хоть как-то объяснить и хоть маленько понять. У Бога нет понятия «время» в том понимании, как это разумеем мы. Ибо одна минута для Бога, как сказано в Священном писании, как 1000 лет для человека, и наоборот. У Бога нет начала и конца, нет начала и конца и у времени, подвластного Богу.
Когда мы читаем в Евангелии про вечносущую жертву Иисуса Христа, это означает что казнь Иисуса произошла 2000 лет назад, но существует эта жертва и в данный момент, и была до нас, и до сотворения мира, она же есть и в будущем – в том понимании будущего как это мы понимаем: и завтра, и сегодня через час, и через месяц, и через год: вечносущая жертва. То же самое относится и ко всем евангельским событиям. В данный момент времени существует и сотворение мира, и конец.
Библия претерпела много переводов. И при этом потеряла какие-то изначальные смыслы. Августин Блаженный, указывая на проблему неточности перевода, приводит такой пример: «Бог действует не во времени, не с помощью, если так можно выразится, движений Своего духа или тела, как действуют ангелы и люди, а в вечных и неизменных идеях совечного Своего Слова и, я бы сказал, согреваниях Своего, также совечного, Духа Святого. Ибо сказанное на греческом и латинском языках о Духе, что Он „носился над водою“, согласно со значением близкого к еврейскому сирийского языка, надобно понимать… не в смысле „носился над“, а – „согревал“. И понимать не в том смысле, как, например, прогреваются опухоли теплой водою, а как согреваются птицами яйца, когда теплота материнского тела, соединенная с ее любовью, содействует образованию птенцов».
Также Василий Великий дает богословский анализ первых слов Книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Выделив особое значение именно словам «в начале», он пишет: «Моисей сперва упомянул о начале, чтобы иные не почли мир безначальным; а потом присовокупил: сотворил, – в показание, что сотворенное есть самая малая часть Божьего могущества».
Василий Великий выражает мысль, что до творения мира времени не было вовсе и мир сотворен желанием Божиим не во времени, поэтому и сказано: в начале сотворил, т.е. вдруг и мгновенно.
В линейном земном времени мы видим свое рождение и смерть. Нужно научиться понимать, что время в масштабах Бога совсем иное. Наверное можно схематично и символично представить это «время» в виде сферы, объемного шара, с центром посередине, откуда мы видим все события одномоментно – конечно, подчеркиваю – это крайне схематично и субъективно. Из этого центра мы бы видели все: от создания мира, и до конца. Но масштабы времени в этой сфере не для человеческого понимания, поэтому все попытки предсказать, к примеру, конец света, будут бесполезны.
Для человека наблюдателя, находящегося в этой «сфере», будут ограничения видимости: он увидит только то, куда направлен его взгляд. Сама «сфера», в лучшем случае, будет представляться плоским кругом. Даже в этом случае мы не все поймем и осознаем.
В году всего 52 воскресных дня. Найдите время для спасения бессмертной души, не теряйте время.
Червоточина
Однажды, ближе к вечеру, моя старенькая автомашина отказалась ехать. Я встал возле автобусной остановки. Перерыл двигатель, предохранители – глухо. Позвонил товарищу, благо мобильная связь это сейчас само-собой разумеющееся: «Выручай – нужно отбуксировать машину»! Он ответил: «Если не торопишься, подожди с часик, я пока занят». Хорошо, сидим с супругой в машине на обочине оживленной дороги перед автобусной остановкой, разговоры разговариваем. Мимо нас проносятся машины. Сотни машин. Я прицепил к передку буксировочный трос, конец бросил на землю. Сидим, ждем. Машины мимо снуют, временами создается пробка – из-за моего автомобиля. Все разговариваем. Время течет медленно.
Перед нами остановилась старенькая «пятерка» – «Жигули», – стал сдавать назад. Я понял, в чем дело – водитель увидел буксировочный трос, решил помочь. Я вышел, подошел к водителю, – он оказался моего возраста, поприветствовал: «Спасибо, я бы тоже в такой ситуации остановился, но сейчас мой товарищ приедет, поможет отбуксировать. Для вашего ВАЗа мой джип тяжеловат будет, а у товарища помощнее авто». Мы пожали друг-другу руки, и он уехал.
Надо же! Я уж и забыл старые времена. Дальше сидим, ждем. Теперь тема разговоров про червоточину. Вспомнилось, как давно это было…
Сейчас это наглухо забыто. В недалеком прошлом на Севере при поломке автомобиля на дороге было принято оказывать помощь. Хоть спросить – не нужна ли помощь. Помогали и советами, и делом, и буксировкой, и бензином. И все это делалось безвозмездно. И это при том, что машин на дорогах было мало, очень мало.
Был в постперестроечные времена вопиющий, по своей бессердечности, случай на зимнике – это зимняя дорога по реке Лена – семья полностью замерзла. У них сломалась автомашина, люди стали останавливать проезжающих мимо, но все требовали деньги за буксировку. Денег у людей не было, время было такое. Замерзнуть на Севере дело быстрое. Про этот случай писали в газетах, шуму было много.
Сейчас осталось мало таких людей, которые помнят неписанные правила дороги. Сел аккумулятор – помоги, кончился бензин – дай, отлей. Сломалось авто – отбуксируй. Нет запаски или домкрата – одолжи. В лучшем случае потребуют деньги. А сколько мне совали за помощь на дороге – трудно сосчитать, но я решительно отказывался.
Приехал товарищ, отбуксировал. Надо признать – легко отделался. И только дома от детей я узнал – есть таксомоторные услуги и по буксировке автомашин, и по техпомощи. То есть вызвал, заплатил, поблагодарил. Наверно это больше хорошо, чем плохо. Но согласятся ли они, к примеру, ехать в глухую тайгу или на зимник за десятки и сотни километров от города – вопрос; ведь и их машины могут сломаться. Были случаи, когда мои товарищи звали меня по сотовому телефону вызволять их из таких ситуаций. И я ехал, и днем, и ночью, знал, что и они никогда меня не подведут. Мы были так воспитаны в свое время. Что-то изменилось сейчас, и не в лучшую сторону.
…Однажды маленький мальчик останавливал у обочины дороги автомашины. Никто не останавливался. Через пару часов он просто бросил камень в проезжающий джип! Водитель остановился, вышел: «Ты что, сорванец, творишь?! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?! Посмотри на вмятину! Кто заплатит – твои родители?!»
Мальчик ответил: «Простите меня, никто не останавливается, я так хотел привлечь внимание: мой старший брат выпал из инвалидной коляски, а я один не могу его поднять. Помогите мне, пожалуйста!». И действительно – в пяти метрах от них лежал человек возле инвалидной коляски. Никто этого не видел!
Водитель никогда не шпаклевал и закрашивал вмятину на борту своей дорогой машины. А на вопросы людей по этому поводу он отвечал: «Эта вмятина напоминает мне о черствости людских сердец».
Метаморфозы
Мне рассказали одну притчу, которая тут же напомнила два случая из моей жизни…
В 1982 году после служебной командировки я возвращался из Ростова в Якутск. Лететь предстояло транзитом через Москву. На борту в качестве пассажира находился генерал-майор, ему предоставили отдельное место в самом хвосте самолета. С виду он был довольно скромным, без претензий. И зашел в самолет, собственно, в рабочем порядке – вместе с другими пассажирами.
При посадке в Москве к самолету, после остановки двигателей, подъехала черная «Волга» с одним водителем, генерал суетливо в нее сел, его увезли. Через пару часов на борт были посажены московские пассажиры, эта же «Волга» подвезла на посадку отдохнувшего генерала. На этот раз он выглядел гораздо увереннее, важнее, и стройнее.
В Якутске к борту самолета под сопровождением ГАИ подъехала уже колонна машин – ну, конечно же, черные «Волги»! Как сейчас помню – двадцать автомобилей! Из машин высыпала куча озабоченных чиновников: партийные боссы, люди в военной и милицейской форме – в основном полковники. Не дожидаясь полной остановки двигателей, генерал величественной поступью сошел по срочно подогнанному трапу, его тут же суетливо обступили подобострастные обкомовские чиновники с людьми в мундирах, усадили в головную машину, и укатили.
Получается так: в Ростове этот генерал не занимал какую-нибудь значимую руководящую должность, конечно – там были служаки должностями и повыше его. В Москве про него знали, и, вероятно, именно там ему и поручили какое-то инспекторское задание. А уж для Якутска он был сияющим божеством – «особью приближенной к Его императорскому величеству»! Ведь фактически он был человеком Москвы!
Вероятно после выполнения своей миссии, с генералом все произошло в обратном порядке. Но про обратный процесс – уже вторая история.
Весной 1999 года мы, с сержантом сослуживцем, взяли на службе отгульные, и выехали в район на охоту. Служба моя в то время состояла в охране правительственных объектов и президента Якутии. Сержант посуточно стоял на постах, вёл, так сказать, незримый бой.
Сержант вроде простой парень, деревенский. Вот в его деревню нам и предстояло прибыть. Ехали на моем личном «Газике». Приехав в районный центр, километрах в ста от города, парень несколько преобразился: приобрел осанку, развел локти в стороны – это чтобы шире в плечах казаться. Нам надо было переправиться через реку Лену, но и в этом поселке он был уже как бы свой. Много родни и знакомых, – для них он был «целым сержантом милиции», приближенным, опять же образно говоря, к «Его императорскому величеству»!
Взяли в машину двух его родственников, поехали на берег реки. Подъехал паром, как оказалось, хозяин плавсредства этого парня знал – как же – человек «приближенный к Его императорскому величеству»! Сержант распорядился (!) чтобы паромщик с нас плату за переправу не брал: все-таки он человек государственный, а «персональный» «Газик» – служебный. Прибыли в деревню уже вечером.
После ужина с воспитием, с парнем произошла уже конкретная метаморфоза, которую описывать не хочу. С такой стороны я его не знал, это был другой человек. Хорошо, что наутро он перед своими родичами извинился. Правда, искренности в его словах не чувствовалось.
Прошли дни, поохотились. Поехали в город, и всё пошло в обратном порядке. Чем ближе к городу мы подъезжали, тем скромнее он становился, даже, можно сказать – ничтожнее. В городе он стал тем, кем я его знал – простым сержантом, никем. Мое отношение к нему после этой поездки изменилось кардинально.
А сейчас, собственно, притча, которая и подняла из глубин моей памяти эти воспоминания:
После богослужения верующие разговаривали о том, что чем ближе они приближаются к Богу, тем яснее осознают свою греховность. Их разговор услышал один купец, и изумился:
– Что-то вы совсем не похожи на грешников, на ничтожества… О чем вы говорите?!
– Кем ты считаешь себя в своем городе? – вопросом на вопрос ответил один из верующих?
– В своем родном городе я уважаемый, один из богатых и известных людей, – ответил купец.
– А если ты пойдешь в соседний, ну, очень богатый город, то кем будешь считать себя там?
– В том городе, наверное, я был бы последним из богачей.
– Ну, а если ты пойдешь в столицу, и приблизишься к царю, то кем ты тогда будешь считать себя?
– Рядом с царем я выглядел бы неимущим!.. – честно признался купец, – вообще никем… ничтожеством!
– Вот так же и верующие люди: чем ближе они приближаются к Богу, тем яснее видят свою греховность!
Слова бесов
Бывают, к сожалению, случаи, когда даже взрослые люди отходят от Бога и Церкви. Причиной, отчасти, служат следующие слова: «Так говорят по телевизору», «Так сказал мой родственник», «Так сказал мой сын», «Бог должен быть в сердце», и ряд других слов, причем произносимые совершенно далекими от Бога и неверующими людьми.
Один случай произошел прямо в Церкви: зашел явно не совсем душевно здоровый молодой человек, стал нести ересь про то, что у человека Бог должен быть в душе и Церковь не нужна, зачем-то приводил цитаты из Корана, – пожилая женщина с внучкой его внимательно выслушали, и больше в Церкви не появлялись. Две души ушли от Бога, потеряли спасение.