bannerbannerbanner
Линия веры
Линия веры

Полная версия

Линия веры

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2015
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

После приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам».

Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас» (т. е. вы Мне – чужие).

Закончив эту притчу, Спаситель сказал: «итак, бодрствуйте – т. е. будьте готовы всегда, потому что не знаете вы ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» – так называл Себя Спаситель.

Общепризнанное толкование притчи: «неразумным девам» подобны те нерадивые люди, которые знают, что им нужно явиться на суд Божий, но не готовятся к нему, пока еще живут на земле и пока не застигла их смерть; не каются в своих грехах и не совершают добрых дел.

«Масло в светильниках» означает добрые дела, в особенности дела милосердия: помощь бедным.

«Сон девиц» изображает смерть людей.

Придет на землю «Жених» Судия наш, Иисус Христос и всех мертвых разбудит от смертного сна, т. е. воскресит. Каким кого застала смерть, – готовым или неготовым к суду Божию, – таким он и явится пред судом Божиим. Тогда нерадивым людям неоткуда будет ждать себе помощи, и они услышат от Христа горькие слова: «Я не знаю вас; отойдите от Меня».

Седьмой день недели

В первый и последний раз в своей жизни я своими глазами видел кресало в 1970-м году, и даже сам высекал искру. Это связано с одной древней курящей бабушкой: у нее был кисет с крепчайшим, вероятно самодельным, самосадом, там же были клочки газеты для самокруток, что-то похожее на мох для розжига огня, кусочек кремня, и маленькая узкая полоска черного железа для высекания огня. Она довольно ловко управлялась с этим приспособлением. Искра высекалась трением кремня о железо, затем загорался трут, который и поджигал табак. В старину именно так и разжигался огонь в очаге, в костре, в печи. А вот у меня никак не получалось поджечь искрой трут.

В далеком младенчестве мы, детсадовские дети, терли два осколка разбитых фарфоровых тарелок или чашек, и на сломах возникали красивые искры. В темноте это выглядело восхитительно!

Современные газовые и бензиновые зажигалки используют этот же принцип: из искры возгорается пламя. В обиходе мы часто и сами произносим, и слышим фразы, относящиеся к каким-либо людям: «он горит на работе», «пламя любви», «во многих сердцах он разжег огонь веры»… Наверное, не раз слышали о безнадёжно больных людях, что он «потухает», или «гаснет». И по поводу чудесным образом излечившегося от смертельного недуга человека мы произносим уже шаблонную фразу: «Он буквально воскрес из мертвых». Есть фразы «глаза лучатся», «глаза горят» – а уж как они «горят» – тоже есть разные определения.

Ученый Вячеслав Скосарь на Пасху в поздравлении прислал мне мысль: «Слово Воскресение, как оказалось, происходит от слова „кресало“, то есть „огниво“. Вот какую аналогию подобрали авторы церковнославянской Библии для обозначения восстания из мертвых. Воскреснуть – это как бы принять огонь жизни в мертвое тело. Удивительно, не правда ли?».

Знакомое всем нам слово «воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень «крес» означает огонь, добывать огонь, жить, сиять, сверкать, освежать, ободрять, искриться. Воскресение – день возобновления жизни: возжечь заново, оживотворение, восстание из мертвых. И именно с воскресения из мертвых Иисуса Христа это слово и вошло прочно в название дня недели в память о воскресении Сына Божия на третий день после Его казни. Он смертью смерть попрал! Иисус – наша Пасха!

В Русской Православной Церкви воскресный день именуется старославянским словом «неделя», а неделя – «седмица». Это слово сохранилось во многих славянских языках. Это день, в который ничего «не делают». А слово «понедельник» потому так и был назван – ведь он шел следом за выходным – за неделей. Именно этот день седмицы – «неделя» (ничего «не делай», отдыхай от всех трудов) – и является в буквальном смысле, согласно Библии, седьмым, который Бог и заповедал людям святить: «Святите день седьмой» – Воскресенье!

Симфония

Азбуке Морзе меня обучали в трех местах: в старших классах на уроках по начальной военной подготовке; по окончании средней школы – на курсах радиотелеграфистов в радиошколе ДОСААФ – «Добровольное общество содействия Армии Авиации и Флоту», – правда, ничего добровольного в этом не было: строго по направлению военкомата. И, наконец, непосредственно во время службы в Армии – на курсах по подготовке начальников радиостанции. Поэтому морзянку я помню до сих пор, уж более сорока лет этим навыкам.

И везде инструкторы учили нас иметь привычку слушать по радио или по телевидению и уметь различать звучание различных музыкальных инструментов в симфонических оркестрах. На древне-греческом слово симфония означает «созвучие, стройное звучание, стройность». Симфония – музыкальное произведение для оркестра. Курсантам предлагалось научиться находить в общем музыкальном строе звучание скрипки, виолончели, флейты, трубы, и другое. Для чего?

Радиоэфир чистым не бывает, он крайне засорен. Помехи – это любые сигналы или шумы, даже производственные или от работающего автомобиля, которые мешают услышать нужную радиостанцию. Радисту важно услышать «свою» радиостанцию среди множества других. Сигнал может быть сильным, тогда напрягаться не стоит, а может быть и слабым. Для того, чтобы различать среди помех нужный сигнал радист должен иметь в прямом смысле отличный музыкальный слух.

Есть и другая симфония – книга. Книга «Симфония» состоит из списка слов из Библии, в которой насчитывается около пятидесяти тысяч слов, которые указывают более чем на 500 000 мест в Священном Писании. Симфония построена на синодальном переводе Библии. «Симфония» (созвучие), – это собрание всех встречающихся в Священном Писании слов в алфавитном порядке, с указанием места, где они находятся. Первая симфония для Библии появилась в начале XIII века на латинском языке. Первая русская симфония отображала только слова употребляемые в Псалмах, ее составил Антиох Кантемир в 1727 году. Полная симфония появилась лишь 1900 году, ее выпустил А. П. Лопухин.

С возраста десяти лет, я любил слушать по эфирному радио различные передачи. На коротких волнах каких только радиостанций не было: весь мир вещал музыку – классику и рок-н-ролл, новости на всех языках, футбольные репортажи… Попадались запрещенные в СССР христианские радиостанции, названия которых уже и не помню. Конечно, их глушили, но у этих станций был скользящий график вещания и различные частоты, так что слушать их можно было – на всех глушилок вероятно не хватало. Одев наушники, с интересом слушал передачи, где взрослые люди всерьез говорили о Боге, о его Сыне Иисусе Христе, о Его Матери Марии. Особенно нравилось слушать незнакомые мне христианские песни, – спокойные, радостные или печальные. Как стало ясно позже, эти передачи оказали довольно сильное влияние на мое мировоззрение.

Наушники я одевал для того, чтобы слышал только я, так как знал – эти радиостанции запрещены в Союзе, и если отец узнает что я слушаю – не избежать крупного скандала. В конце передачи диктор обычно сообщал время выхода в эфир и частоты следующих передач, а также адрес, куда можно было написать письмо, – для того, чтобы заказать книгу книг – Библию! И я написал, но… не отправил. Подсознательно детским умом я понимал – это опасно! Таким образом уже отец избежал неприятностей.

В одной из радиопередач прозвучала притча, которую можно было-бы назвать – «Слышим ли мы Бога?»: «Американец гулял со своим другом-индейцем по одной из улиц Нью-Йорка. Индеец внезапно сказал: – Я слышу сверчка! – Ты с ума сошёл, – ответил американец, окинув взором переполненную людьми улицу.

Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты – повсюду шум. – Но, я правда слышу сверчка, – настаивал индеец, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой у крыльца какого-то учреждения.

Потом он нагнулся, раздвинул листья растений и показал своему другу сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни. – Удивительно, – отозвался друг. – У тебя, должно быть, фантастический слух. – Да нет. Всё зависит от того, на что ты настроен, – объяснил он. – Мне трудно в это поверить, – сказал американец. – Ну, смотри, – сказал он и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет.

Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить, не у них ли просыпались деньги.

Индеец показал на людей: – Смотри, всё зависит от того, на что ты настроен».

В СССР Библию достать было невозможно. Но атеистическую литературу можно было найти в избытке в любой библиотеке. Именно в воинственно безбожных книгах, как это ни парадоксально, я и черпал информацию о Библии! Ведь каждая страница изобиловала стихами из Священного Писания. Детским умом я понимал – все, что сверх того – всё ложь.

Когда человек ищет Бога, ему необходимо отстроиться от «помех» – шумов мира и «настроиться» на определенную «Божескую волну». Необходимо отмести в сторону все мирские помехи мешающие сосредоточиться на цели: сомнение, соблазны, греховные помыслы. Только через веру в Бога и в Иисуса Христа приходит познание Его воли.

Слово о Лозе

Ин 15;5: Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

В канонической Библии слово «Лоза» пишется с заглавной буквы.

Здесь Иисус Христос сравнивает себя с виноградной Лозой, а учеников с ветвями. Если прочитать всю главу, становится понятно, что Иисус также сравнивает живые и высохшие ветви. Живые имеют жизнь, а высохшие – мертвые – они удаляются Садовником, чтобы не мешали развитию живых ветвей, приносящих плоды – гроздья винограда.

Существует много сортов винограда: черный, белый, синий, красный, и другие; с косточками и без, крупные, мелкие плоды. Можно сравнить образ: каждый виноградник Иисуса создает свои общины – они все разные, но исходят от одного корня. И корень этот – Святой Дух.

Корень же, пробивая почву, находит влагу, и впитывает ее для жизни всего растения. Влага – это Слово задействованное Духом Святым, дающее жизнь всему гибнущему. Но, изначально, когда Садовник только посадил черенки, Он за ними ухаживает: поливает, растит, наблюдает за ростом и развитием, отсекает все лишнее – паразитирующее – мертвое. Оставляя только живое и приносящее плод.

Чтобы было понятнее: отсекает и уничтожает паразитирующие ветви «пасынки» любой огородник, выращивающий даже помидоры и огурцы, потому-что они мешают полноценному развитию растения.

Отдельно от Лозы ветви не могут жить и приносить плоды, они отмирают, отсыхают. Так и верующие души не могут жить без Иисуса Христа. А отсыхающие ветви наносят вред всему растению, поэтому, если они сами не отпадают, садовник, заметив, их и отсекает.

Каждый христианин является ветвью Лозы. И, под воздействием Святого Духа, он приносит много плода – гроздьев винограда.

Слово «Ожидание»

Решил проанализировать слово «ожидание» по личной методике: по правилам русского языка, и интуитивно. В русском языке существуют слова с так называемым связанным корнем, состоящим из одной-единственной буквы, а все остальное в слове – это приставки и суффиксы. В школьной программе, помню, я по темам с корнями слов весьма блистал, и иногда удивлял преподавателей русского языка, которые часто со мной соглашались. И вот накануне Адвента я решил разобрать с виду совершенно простое слово «ожидание». Итог оказался очень интересным.

Ждать – Состав слова: ЖД – корень; а, ть – суффиксы; нет окончания; ЖДа – основа слова. (Из правил). Здесь я не согласен, раскрываю смысл далее. ЖДу, оЖИдаю – смысл один и тот же. Получается, что корень слова Ж.

Состав слова Жизнь: ЖИ – корень, знь – суффикс, нулевое окончание. (Из правил). И далее следует мой разбор.

ЖИвот и ЖИзнь – эти слова однокоренные, поскольку ЖИвот в старославянском и означал – ЖИзнь. Животное – живое, дышит, ест, размножается. (Из правил). Сравним: живительный, животворящий.

Дать, отдать. В слове «дать» есть корень «ДА-" и окончание "-ть». Основа ДА; проверочное слово ДАй. В слове «ДАвали» есть корень «ДА-», суффикс "-ва-" и "-л-" и окончание "-и. Итак, что касается слова «дать», то в данном случае имеет место быть окончание «ть», так как это слово является инфинитивом. А корень в этом слове сочетание «ДА». (Из правил).

ПоДАяние, ДАяние. Koнcтpyкция cлoвa пo cocтaвy: кopeнь [ДА] + cyффикc [я] + cyффикc [ни] + oкoнчaниe [e]. Cпиcoк мopфeм: 1) ДА – кopeнь; 2) я – cyффикc; 3) ни – cyффикc; 4) e – oкoнчaниe. (Из правил).

О-жи-да́-ни-е. Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка). Приставка: о-; корень: -жид-; суффиксы: -а -ни; окончание: -е [Тихонов, 1996]. (Из правил).

Итак, подходим к составу слова ОЖИДАНИЕ. Для начала определимся интуитивно с близкими по смыслу словами: ДАрение, ДАяние, ДАнь, поДАяние, поДАрок, ДАр. ПоДАрить жизнь, оЖИДАть. Получается: ОЖИДАНИЕ – жДАть Жизнь; ДАть Жизнь: ДАяние ЖИзни.

Ожидание – производное от древнерусского» ждать». Более сильно выражены содержательные и эмоциональные оттенки в возможном индоевропейском корне *g (h) edh – желать, быть жадным, требовать. В английском слове expectation— более мягкий и «рассудительный» смысл. Он идёт от латинского слова exspectare. Первая часть этого двухсложного слова – префикс ex-, означающий движение наружу. Вторая часть spectare – осмотр поиск. (Справочн). Запомним: движение наружу и требование.

Ожидание – событие, которое рассматривается как наиболее вероятное в ситуации неопределённости и предвкушения чего-либо, также более или менее реалистичное предположение относительно будущего события. Также, ожиданием называется пребывание в состоянии нацеленности внимания на предполагаемое в будущем событие. (Справочн).

Христиане, которые проявляют должное терпение и, ожидают обещанного Богом спасения после смерти: оЖИДАние вечной жизни. «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Также и слово АДВЕНТ означает ожидание Рождества Иисуса Христа.

Следовательно, можно предположить, что слово ОЖИДАНИЕ не что иное как обозначение в стародавние времена состояния ОЖИДАНИЯ родов женщиной – дарение новой жизни, а у верующих – ожидание Рождества Иисуса Христа: адвент, предрождественский пост. Ожидание – это как бы предвкушение дара жизни, надежда на предстоящее дарение жизни.

Старость

(Рассказ священника)

Когда-то нас, молодых священнослужителей, учили быть внимательными и учтивыми ко всем прихожанам. Приводили классический пример: это было в теплое время года, и окно в зале перед богослужением было открыто. Одна пожилая сестра говорит дьякону:

– Ой, что-то дует с окна, закройте, пожалуйста.

Дьякон закрыл.

Через несколько минут другая пожилая сестра говорит:

– Что-то жарко. Можно окно открыть?

Дьякон невозмутимо приоткрыл.

И вот это «откройте-закройте» продолжалось довольно долго. Дьякон невозмутимо то закрывал окно, то открывал.

В нашей общине был пожилой дьякон В. Н. Он лет на двадцать старше меня. В 90-х годах после богослужений он изредка мне рассказывал про своего «однокашника» по университету:

– Представляешь, у меня друг в Питере живет, доктор наук. И вот я ему всегда говорил: «Тебе надо в Церковь ходить, принять веру». А он мне: «А оно мне надо»?!.. Нет, ты представляешь?!..

В ответ я вместе с ним сокрушался и выражал надежду, что его товарищ когда-нибудь уверует.

Прошло много лет. Уже в 2000-х годах дьякона В.Н. в школе, где он преподавал математику, проводили на пенсию. Через несколько лет подошло время проводить на покой и с несения служения в сане. Сетования про неверующего «однокашника» участились. Теперь уже почти после каждого богослужения В.Н. одеваясь, на прощание рассказывал:

– Представляешь, у меня друг в Питере живет, доктор наук. И вот я ему всегда говорил: «Тебе надо в Церковь ходить, принять веру». А он мне: «А оно мне надо»?!.. Нет, ты представляешь?!..

Надо признаться, меня это начинало раздражать, но Господь удерживал мой язык, и я всегда делал вид, что слышу его воспоминания впервые в жизни.

С годами В.Н. по причине слабого здоровья и старости стал все реже посещать богослужения. По мере возможностей я ряд долгих лет с приезжими священнослужителями стал посещать его на дому. Привозили новые журналы, причащали, беседовали. И перед расставанием он всегда вспоминал про своего неверующего «однокашника», дословно:

– Представляешь, у меня друг в Питере живет, доктор наук. И вот я ему всегда говорил: «Тебе надо в Церковь ходить, принять веру». А он мне: «А оно мне надо»?!.. Нет, ты представляешь?!..

Весной этого года Господь принял нашего дьякона на покое в свою обитель. И я думаю, как бы я себя сейчас чувствовал, если бы однажды с раздражением оборвал на полуслове «воспоминания» нашего дьякона?

Двойные стекла

Приезжающим на дальний север людям, сразу бросаются в глаза двойные стекла на всех без исключения автомобилях. Вторые наружные стекла клеятся водителями самостоятельно на зимний период, герметизируются пластилином и скотчем. В автомашине двойные стекла нужны для того, чтобы окна не замерзали: при морозе ниже -35 они покрываются льдом, и если в машине находятся более двух человек, а путь дальний, то уже через полчаса-час пути дороги попросту не будет видно: все окна изнутри занесет толстым слоем льда. То есть – двойные стекла выполняют те же функции что и в домах оконные рамы с двойными, или даже тройными стеклами. Между стекол находится прекрасный непревзойденный природный теплоизолятор… – воздушная прослойка! Вот именно благодаря воздушной прослойке окна и не замерзают! Получается, благодаря воздушной прослойке между двойных стекол водитель видит путь, и, обходя опасности, уверенно продвигается к цели!

Но на стоянках в мороз нельзя выключать двигатель машины, иначе масло в нем замерзнет до состояния окаменелости, и уже двигаться будет невозможно.

В данном случае видятся параллели: во-первых воздух – его никто не видит, но благодаря воздуху существует жизнь. Во-вторых – постоянно работающий мотор – это движение.

Нельзя допускать остановки внутренней сердечной духовной работы: молитва, храмовое общение. Иначе не будет движения к спасению. Мы не видим своими глазами Духа Святого, но благодаря Ему мы живем в вере и Его любви, уверенно обходим опасности в невидимых человеческому глазу сферах и продвигаемся к нашей цели – ко дню пришествия Иисуса Христа, благодаря Ему в наших душах сохраняется Божественное тепло. И даже там где двое или трое собираются для молитвы во имя Господа Иисуса Христа (Мф. 18;20), Дух Святой не дает замерзнуть и покрыться льдом сердцам и душам, отогревает, показывает путь к спасению. Путь к спасению – Иисус Христос!

Один плюс один

Одна женщина сказала: «У Бога своя математика, которую человек не в состоянии уразуметь. Но кое-что мы можем видеть своими глазами, и даже не задумываемся об этом. Например, один плюс один будет три: это у двух родителей появляется ребенок, это же чудо»!

Каждая душа – уникальная вселенная, совершенно не похожая на другие. И вот в определенное время, по Божьему плану, встречаются в этом мире предназначенные друг для друга две вселенные, и по любви и благословению Божьему возникает третья.

У нас хорошая новость!

Вот что мне прислал один мой православный товарищ, ученый физик. Он живет так далеко, что когда у нас ночь, у него день. Мы с ним общаемся посредством электронной почты.

Встретился недавно со старинным хорошим приятелем, разговорились, конечно. Я про себя сразу же отметил, что с годами он стал более скептичен ко всем людям.

И в этот раз он был мрачноват. Вообще-то он больной человек: детский церебральный паралич… Но семья у него есть, дети тоже.

При разговоре он часто иронично говорил про кладбище, жаловался на жизнь… А я ему про свои проблемы…

Я его захотел «встряхнуть» и заговорщически сказал:

– У меня для тебя есть хорошая новость!

Он засмеялся и спросил:

– Ну, и какая?

Я ответил:

– Мы все воскреснем…

Он засмеялся и тут же мне шутливо сказал:

– Теперь я вижу, что ты психически болен.

Мы дружески расстались. Переписываемся иногда.

У него нет надежды. У нас, у христиан – есть. Это не мы, а мир сошел с ума.

Критика

В духовом органе много труб. Если какая-то труба фальшивит, ее ремонтируют. Не оставляют в нерабочем состоянии, потому-что играть на органе с такой трубой никак нельзя. Она хоть и слабо слышна, тем не менее портит все звучание органа. То же самое и с клавишей пианино – вызывают настройщика и настраивают весь инструмент.

Если телевизор показывает криво-косо, то вызывают телемастера. Хозяин сломанный телевизор не хочет смотреть.

Если в какой-то комнате нет электричества, то вызывают электрика.

После работы электрика свет обязательно появится. Как все просто. Когда холодильник вместо того, чтобы охлаждать, замораживает все продукты – какие надо и не надо – это неисправность. Тоже вызываем мастера. Так бывает. Кому-то надо этим всем заниматься.

Когда человек страдает по болезни больного органа, ему оперативно больное место врачи вырезают. Это больно. Но никто на врача не обижается. Можно, конечно, жить и с болезнью. Но это не есть хорошо.

Сломанный орган и пианино слушать никто не будет. Сломанный телевизор никто смотреть не будет. Смоковницу, не приносящую плода удаляют. Точно так же как мы удаляем омертвевшие ветви и листья с домашних растений. Заболевшего ребенка врачи лечат. И только ребенок может обижаться на врачей когда ему делают больно (ой вава!).

Мастер удаляет неисправную деталь, дантист больной зуб, настройщик настраивает инструмент. Иисус любит чад Своих, лечит души, удаляет с души раковую опухоль через крещение и запечатление Духом Святым и дарит вечную жизнь. Никто не в обиде.

Можно конечно жить и в греховной жизни. Слушать расстроенный инструмент, жить в болезни и в грехе. Но лучше все же чтобы нашелся человек и сказал: так жить нельзя! Неужели ты не слышишь, что инструмент издает неправильные звуки, телевизор показывает что-то непонятное, и цветок на твоем окне никого не радует – его давно уже удобрить надо бы.

Стоит гнать от себя такого человека?

Исправный орган в филармонии ремонтировать не нужно. Но ему нужен уход и правильный микроклимат: температура и влажность воздуха, например. Здоровые зубы в лечении не нуждаются, но им необходим ежедневный уход. Здоровый человек в лечении не нуждается, но ему требуется следить за своим здоровьем в целях профилактики. Исправный автомобиль в ремонте не нуждается, но нужно следить за уровнем масла, состоянием тормозов, и прочих узлов и деталей – потому-что от этого зависит жизнь водителя и пассажиров. Раскаявшемуся грешнику страшна только смерть вторая, поэтому он и старается жить по заповедям Божьим и содержать духовное помещение в чистоте.

В принципе, как получилось? Пришел к людям Иисус – Великий Врачеватель, стал с любовью к людям проповедовать: «Не греши, люби ближнего, содержи душу в чистоте, люби Бога, избавься от греха»! А Его на крест! «И народ стоял и смотрел». Потому-что многих вполне устраивали сломанный орган, любимые болезни, смоковницы, не приносящие плода, и прочие неисправные вещи. Многим было до Его прихода тепло, покойно, и сыто.

Многих устраивало поклонение идолам, наружная показная святость, ложные успокаивающие учения, обрядовость, которая не заставляет напрягаться душу. Нашей грехолюбивой душе бывает очень тяжело, когда нам говорят правду в лицо. И правдивого человека не любят, осуждают, боятся, и всегда готовы очернить. Своими силами мы не в состоянии возлюбить ближнего, это Бог в наших сердцах безмерно любит их.

«Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Давайте будем помогать Иисусу во врачевании, а не обходить болезнь стороной, и свою и чужую.

Как тяжело мы переносим критику. Не правда ли? Критика нам не нравится. Отвечаем на критику грубостью. Не принимаем критику органически, даже если критика несет в себе здоровую и отрезвляющую дозу правды. Критикующий нас человек становится для нас врагом номер один.

Иисус Христос критиковал не только фарисеев:

«…вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: „приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим“.» Матф. 15:6—9. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты»? Матф.23:27.

Иисус нелицеприятно общался и с апостолами, вот один сильный пример: Он же, обратившись, сказал апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Матф.16;23.

На страницу:
2 из 4