Полная версия
Автобиография троцкизма. В поисках искупления. Том 2
Оценка Гольмана интересна своей неоднозначностью. Он понимал, что в столь драматическое время руководство партии нуждалось в таких людях, как он, понимал, что главный враг – это Бухарин и правые. Но «не арестами можно пробудить пролетарского революционера пересмотреть свои взгляды». Гольман пытался вернуться в партийный лагерь, но шел туда не с повинной головой, а гордо, как большевик, «член ВКП(б) с 1917 г. Московской организации», считающий, что ЦК принял многое, если не почти все из социо-экономической платформы оппозиции:
Вы знаете, что ни один пролетарский революционер не может искренне отказаться от взглядов, изложенных в платформе 1927 года и нашедших в такой короткий срок настолько угрожающее подтверждение в ходе классовой борьбы, что существенные элементы этих взглядов нельзя было не включить составной частью в нынешнюю линию партии, как например:
1. о правом уклоне, представители которого в последние 3 года далеко продвинулись вперед по Устряловскому пути и пытаются превратить ВКП(б) в какой-то гоминданообразный блок между 3 классами (буржуазией, пролетариатом и мелкой буржуазией (СССР);
2. осознана кулацкая опасность и начата борьба с ней;
3. понята угроза перерождения и бюрократизации соваппарата (см. тезисы тов. Яковлева), заметно выражающейся в тенденции к подспудному двоевластию (чиновничество очень часто игнорирует директивы партии и правительства и на деле проводит свою – антипролетарскую линию);
4. из пунктов 1. 2. 3. – необходимость чистки партии и аппаратов от перерожденцев и вообще агентуры классового врага;
5. взят необходимый темп индустриализации в последней пятилетке, нуждающийся, правда, в некоторых пополнениях: по рабочем бюджету, введению натуральной формы индивидуального обложения кулака, некоторому перераспределению нац. дохода в смысле пропорционального (сообразно доходам) участия в расходах на индустриализацию различных прослоек трудящихся, в том числе:
1. необходимо вынести борьбу с правыми и примиренцами за пределы одних резолюций и статей, т. е. признать их капиталистические взгляды несовместимыми с принадлежностью к ВКП(б) и изгонять их из партии, открывая их «инкогнито» при участии рабочих масс, особенно в провинции, на крестьянской периферии, где правые и примиренцы «всегда готовы» голосовать против правых, а на деле являются худшими укрывателями буржуазных извращений партийной линии; 2. прекратить самоубийственную политику преследования левых, принципиальной, на основе воинствующего большевизма консолидации всех пролетарских революционеров в ИКП и вне ее. Эта консолидация должна совершенствоваться до того момента, когда контрреволюционный блок кулаков, нэпманов и вычищаемых бюрократов даст нам решительных бой – Вандея – под знаменами лозунгов, изготовленных правыми (обвинения ЦК в троцкизме, военно-феодальной экономии и другие) на потребу гражданской войны против пролетарской диктатуры.
Гольман презирал правых с их осторожностью и умничаньем. Поддерживая «великий перелом», он требовал от Сталина еще большей смелости и решительности: «…ведь весь вопрос в темпе, в своевременности. Потерять темп, опоздать, оказаться в хвосте событий – это значит рисковать очень многим и очень дорого заплатить за такую науку, как, например, в 1927 г. в Китае. Там с лозунгом советов опоздали в темпе на целых 3–4 месяца, в результате „хитроумной“ линии т. Бухарина, который хотел (не шутите!) „перехитрить“ все классы, „сплачивая“ их в блок в форме Гоминдана, долженствовавшего „перерасти“ в Китайские советы! Вот уже горе-диалектик! Впрочем, ближе к текущим делам». К текущим делам – то есть к новым разрывам и союзам в большевистском руководстве. С ребяческим экстремизмом Троцкого Гольман никогда не соглашался. «Политдневник», изъятый при обыске, содержал характеристику вождя оппозиции, состоящую из двух фраз: «Л. Д. Троцкий в теории и практике пролетарской революции так относится к Ленину, как Роза Люксембург к Марксу». В каком же тогда смысле Гольман оставался «троцкистом»? Было ли уместно требовать от него отказа от убеждений, связанных с этим спорным понятием? «– И вот от всех этих взглядов, частью уже принятых партией, как наиболее ярко подтвердившихся, частью еще и до сих пор называемых „контрреволюционным троцкизмом“ (надо, конечно, различать „троцкизм“ и троцкизм) все время предлагает отказаться, прибегая к всевозможным репрессиям. – Но если ведь теперь взять да и (публично!) отказаться хотя бы от тех взглядов, которые ныне приняты партией, то ведь это означало бы прямой переход на сторону правых!»
Гольман пытался озадачить партию: раз ЦК фактически осуществляет программу оппозиционеров, отход от оппозиции стал бы отходом от партийной линии! «Идейная капитуляция Зиновьева и Каменева тогда, в 1927 г., являлась трагическим концом их организационного путчизма». Надо ли было повторять их жесты раскаяния? «Идейное разоружение теперь, 2 года спустя после исторической проверки взглядов на фактах классовой борьбы, оказалось бы лишь парадоксальным фарсом. – „История часто повторяется два раза: первый раз, как трагедия, а второй, как фарс“ (Маркс)» [подчеркивания в оригинале. – И. Х.].
В письме в редакцию газеты «Правда», которое Гольман написал совместно с хозяйственными теоретиками Н. А. Гальпериным и А. М. Шульманом, он рвал с организационными принципами троцкизма, принципами, которые он никогда не разделял, всегда сохраняя, однако, собственное мнение по политическим вопросам:
<…> Фракционно-подпольные методы пропаганды взглядов могли бы получить политическое определение только в том случае, если бы правые победили в партии по всей линии – так называемый «термидор» – чего все же не произошло, вопреки неподтвердившимся предсказаниям некоторых товарищей. Поэтому надо признать ошибочной применяющуюся оппозицией тактику далеко идущей нелегальщины, на деле толкавшую ко второй партии. Раз есть возможность легальной пропаганды вышеизложенных взглядов и легальной борьбы против правых – то и фракционность теперь не только излишня, но и вредна, т. к. она ныне играет на руку правой оппозиции и наносит ущерб диктатуре пролетариата, а потому заслуживает осуждения. Товарищи, продолжающие оставаться на фракционном пути, должны понять ту элементарную истину, что после снятия существенной части актуальных разногласий – отстаивание фракционной нелегальщины становится либо синонимом второй партии, либо беспринципной игрой в подпольную руку. Примером этого является образование «Всесоюзного союза большевиков-ленинцев» – организации, возникшей помимо воли 9/10 наших единомышленников. С этой организацией, являющейся 2‑й партией, ревизующей – не только взгляды, за которые мы боролись, но и вообще ленинизм в целом – мы ничего общего не имеем и призываем всех наших единомышленников объявить этот самозваный союз распущенным, а с упорствующими раскольниками всякие отношения порвать.
Неоднозначность позиции Гольмана не способствовала его восстановлению в партийных рядах. Он был сослан в город Ишим Тюменской области222.
Евсей Абрамович Каганович примыкал к троцкистам в большей мере. И над Троцким он не подтрунивал – Троцкого он обожал: «В 1923 году я учился в Институте красной профессуры, когда возникла дискуссия, я через некоторое время примкнул к троцкистской оппозиции». В конце 1924 года или в начале 1925 года Эльцин – тот самый Виктор Борисович, которого мы встречали в Томске, – «познакомил меня с Троцким, и поручил мне редактировать некоторые тома его собрания сочинений: помню один том вышел под названием „Проблемы пролетарской революции“, один посвящен революции 1905 года, точное название не помню». Вскоре Е. А. Каганович, на тот момент научный сотрудник Института Маркса и Энгельса, заработал себе славу активного участника московской троцкистской организации, человека, близко связанного с Троцким. Он был арестован 11 апреля 1928 года и приговорен Особым совещанием при коллегии ОГПУ от 16 мая 1928 года по ст. 58-10 к выселению в Воронежскую область на 3 года.
О том, что случилось, когда Каганович начал каяться, рассказано в его «собственноручных показаниях»: «В тюрьме, продумав путь оппозиции и куда он ведет, я твердо решил порвать с оппозицией и подал соответствующее заявление». Каганович был освобожден из ссылки в июле 1928 года, восстановлен в партии и возвращен к работе в Институте Маркса и Энгельса, где
подвергся ожесточенным нападкам со стороны оппозиционеров, которые еще не были сосланы и ходили на свободе <…> В 1929/30 гг. многие оппозиционеры из моих товарищей по ИКП после подачи ими заявлений о капитуляции стали возвращаться в Москву. Сюда относятся такие лица, как [руководитель троцкистов в Институте красной профессуры] Борис Лившиц, [троцкистские экономисты Владимир Савельевич] Владимиров, [Наум Абрамович] Палатников, а также знакомые мне [руководители оппозиции] Тер-Ваганян, Преображенский и другие, с которыми в Институте Маркса и Энгельса мне приходилось встречаться и разговаривать, но политических отношений с этими лицами у меня уже не было. <…> Мой отход от троцкизма вызвал озлобление среди троцкистов, связанных со мною по троцкистской контрреволюционной работе. Они меня признали изменником. Припоминаю такие факты: троцкистка Полина Виноградская (жена Преображенского), работая со мною в Институте Маркса-Энгельса, в 1928 году и вторично в 1929 году открыто в стенах Института выступала и осуждала меня за подачу мною заявления, обвиняя в раскольничестве и самостийности. Я также слыхал (от кого, не помню, но, кажется, от той же Виноградской или даже от Лившица Бориса), что последний из ссылки написал на меня в ГПУ заявление, в котором обвинял меня в неискренности моего заявления и моего отхода от троцкизма, а в 1929 году Палатников после возвращения его из ссылки при встрече со мною на улице в г. Москве прямо мне заявил, что я за свой индивидуальный отход от троцкизма еще поплачусь. Борис Лившиц в 1929 году или 1930 году при встрече со мною в курилке Института Маркса-Энгельса с озлоблением заявил, что я поступил как штрейкбрехер, а не как сторонник идейного течения. Тогда же он сказал: «Мы – последователи троцкизма, возвращаемся в партию организованно и пройдя ссылку»223.
Опросный лист, адресованный троцкистам, которые просили о восстановлении в партии, включал следующие вопросы:
1. Фамилия, имя и отчество;
2. С какого времени в ВКП(б)?
3. Был ли в других партиях?
4. Был ли и когда в ВЛКСМ?
5. Принадлежал ли и когда:
а. к группе «левых коммунистов»
б. к группе «рабочей оппозиции»
в. к группе «демократического централизма»
г. к группе «троцкистов» (с 1921 года)
д. к группе «рабочей группы» (Мясниковцев)
е. к группе «рабочей правды»
6. Когда и где примкнул к организации троцкистов последнего времени (1926–29 г.)?
а. с какого времени состоите в этой организации?
б. какую работу выполняли в этой организации, где и когда?
7. Когда прекратили фракционную работу?
8. По каким мотивам прекратили фракционную работу?
9. Были ли раньше отходы от оппозиции и возврат к фракционной работе?
10. Как была построена фракционная организация, в которой работали (организационная схема)?
11. Остались ли разногласия с партией, и по каким вопросам, в чем эти разногласия?
12. Осуждаете ли Вы фракционную работу, и по каким мотивам?
13. Сохранились ли у Вас какие-либо связи с оппозиционерами, и какой характер этих связей?
14. Ведете ли активную борьбу против оппозиции, и в чем эта борьба выражается?
15. Сохранились ли у Вас какие-либо архивы и фракционные документы?224
Стоит обратить внимание на толкование троцкизма как родовой характеристики оппозиционности. Упоминаются «троцкисты» 1921 года, т. е. поборники тезисов Троцкого о профсоюзах, а также «троцкисты последнего времени».
Партия требовала от отступников самоанализа и соответствующего покаянного жизнеописания. Как всегда в коммунистической автобиографии, ответчик должен был говорить не о действиях, а о мыслях, не о фактах, а о намерениях. Особенно интересен последний вопрос: «Какие еще сведения или сообщения считаете Вы нужным сделать ЦКК ВКП(б) для того, чтобы она могла наиболее объективно решить вопрос о вашем партположении?» Диагноз «я» оппозиционера был делом объективным, и в этом научном проекте участвовали на равных уполномоченные партаппарата и подследственные. Предполагалось, что между партией и оппозиционером конфликт не больше, чем между врачом и пациентом: они оба заинтересованы в правильном диагнозе.
Заявление К. И. Самарца в ленинградскую областную контрольную комиссию ВКП(б) от 10 марта 1931 года представляет собой особенно интересный пример авторефлексии оппозиционеров в годы первой пятилетки. Заявление Самарца интересно по нескольким причинам. В первую очередь это достаточно нестандартный по форме эго-документ. В стандартизованной форме исповеди такого рода (в том числе в систему контрольных комиссий ВКП(б)) являются развернутым нарративом, в котором автор демонстрирует эволюцию собственных взглядов целиком, не останавливаясь детально на «микроподробностях» этого процесса или, реже, фокусируясь на (обыкновенно литературно сконструированных) конкретных моментах преображения собственного политического мировоззрения. В данном случае Самарец поставил себе гораздо более узкую и прагматичную задачу: произвести подробный самоанализ собственного поведения в ограниченный период «оппозиционности» в 1926–1929 годах. Причем в тексте политические взгляды Самарца описываются как фиксированные и не изменявшиеся: это мгновенный срез собственной оппозиционности Самарца и ее смысла, произведенный на конкретных примерах контактов с другими оппозиционерами. Второй важный момент – целеполагание Самарца при составлении этого документа, непосредственно указанное им в финале текста: уничтожение в глазах своих товарищей по партии возможных подозрений в «провокаторстве». Собственно, многостраничный документ призван доказать контрольной комиссии, что Самарец являлся настоящим оппозиционером, но не «провокатором» в подразумеваемом автором смысле.
Самарец пишет, что демобилизован из армии он был в ноябре 1927 года и сразу вернулся в Ленинград. Работал «под руководством» начальника Военно-политического института РККА (академии) им. Толмачева Владимира Соломоновича Левина. Большевик с марта 1917 года, Левин отличился в рядах Красной армии: был рядовым на фронте против Булак-Булаховича, воевал с белоэстонцами в годы Гражданской войны, служил военкомом полка и председателем ячейки РКП(б) 7‑й армии. Член Ленинградского губернского комитета ВКП(б) в 1924–1925 годах и делегат XIV съезда ВКП(б), Левин был исключен ЦКК в 1926 году из партии как ведущий «подпольную фракционную работу в воинских частях Ленинградского военного округа»225. Найдя в Самарце единомышленника, он поручил ему оппозиционную технику, а позже включил Самарца как талантливого агитпропщика в тройку, руководящую оппозиционерами в Володарском районе.
Самарец участвовал в собрании узкого ленинградского оппозиционного актива под руководством М. Яковлева, а также в собрании оппозиционного актива на квартире историка из ЛГУ Нотмана, «где Г. Сафаров делал сообщение о ходе партсъезда и обосновывал необходимость подчинения решениям съезда, но сохранить свои оппозиционные взгляды, т. е. защищал ту позицию, которая выразилась в заявлении съезду 121 оппозиционера от 3 декабря 1927 года». После того как съездом были исключены из партии авторы указанного заявления и вынесено решение, требующее полного идейного разоружения оппозиции, «большинство рабочих оппозиционеров подчинилось этому решению. Часть же актива оппозиции считала необходимым защищать позицию заявления от 3 декабря и начала вербовать сторонников этой позиции. Я стоял на этой точке зрения и принял участие в вербовке ее сторонников». На допросе 2 января 1935 года Сафаров вспоминал это собрание и участие Самарца в нем: «Я в своем докладе ставил вопрос таким образом: наступление на кулачество и капиталистические элементы развернулось. Остаться вне партии – значит, уклониться от этой борьбы и оказаться союзником кулака. Внутрипартийная демократия, говорил я, подразумевая под этим то, что троцкистско-зиновьевцы называли „внутрипартийной демократией“, т. е. свободу борьбы против линии партии, придет вслед за развертыванием социалистического наступления. Сейчас отказ от поддержки ЦК означает троцкизм, борьбу за вторую партию. Я осуждал Зиновьева за малодушие и говорил, что лучше было пробыть в ссылке полгода, чтобы не быть вынужденным „выдавать единомышленников“, как зиновьевцы». Настроение значительной части собравшихся бывших участников троцкистско-зиновьевского блока было «антипартийным. Кажется, Самарец особенно решительно выступил против возвращения в партию, изображал наступление на кулачество как преходящий маневр, который быстро сменится поворотом направо. Самарец после целиком перешел к троцкистам, у которых активно работал»226.
Самарец видел больше нюансов в своей позиции:
К троцкистской организации последнего времени никогда не принадлежал. После XV съезда партии я колебался между признанием линии партии и троцкистской установкой – т. е. фактически разделял первоначальную позицию Сафарова. С того же момента, когда эта сафаровская группа распалась вследствие того, что часть товарищей ушла к троцкистам, часть же возвратилась в партию я ни к какой организации не принадлежал. <…> Фракционную работу прекратил, потому что опыт показал, что она неизбежно приводит к созданию второй партии и фактически сафаровская группировка, как организация, не может существовать как таковая, поскольку отрицалась необходимость фракционной работы.
Прежде отходов формально не было.
Организационной схемы организации я не могу сообщить, так как фактически после раскола объединенной оппозиции после XV съезда партии, как я уже писал, я примкнул к сафаровской группировке, которая никакой оформленной организации не имела227.
«Приблизительно в конце 1928 года» от бывшего работника Толмачевской академии А. Н. Салтыкова Самарец узнал, что глубоко уважаемая им старая революционерка Лифшиц, находясь в оппозиции, тоже не примыкает ни к одной из существующих оппозиционных группировок. Ольга Григорьевна Лифшиц (Лившиц) (1881 г. р.) участвовала в работе социал-демократический кружков с 1895 года (партийная кличка – Доля). Живя в эмиграции, в 1901 году она поступила в университет Галле, но время свое посвящала кружку «Искры» в Берлине. Была знакома с Лениным и многими известными большевиками – что не могло не впечатлить Самарца. В 1910 году она приехала в Петербург, поступила на Бестужевские курсы, стала секретарем большевистской фракции в Госдуме. В 1917 году Лифшиц – редактор «Солдатской правды», секретарь Выборгского райкома, сотрудник бюро печати при Совнаркоме. В 1918 году выступала на позициях левых коммунистов, была против Брестского мира. В 1927 году – преподаватель в родной Самарцу Военно-политической академии, примкнула к оппозиции. Виктор Серж встретил Лифшиц однажды вечером у бывшей жены Троцкого, Александры Бронштейн. «Ольга Григорьевна Лившиц, старый товарищ Ленина, маленькая женщина в очках, чрезвычайно эрудированная, возвышенная и доброжелательная, пришла с длинным исследованием, в котором были проанализированы „оппортунистические ошибки“ оппозиции по китайскому вопросу» – живо интересующей Самарца теме228. Преподавая диалектический материализм в ЛГУ, Лифшиц осталась в оппозиционной орбите и поддержала усилия Самарца удержать некоего «Скромного и связанных с ним товарищей от присоединения к троцкистам». Итак, Самарец «безвожденец» – к этой группировке мы обратимся подробней в следующей главе.
Самарец стал обращаться к тов. Лифшиц за советами по теоретическим вопросам оппозиционной борьбы.
В частности в это время я показывал ей написанный мной проект резолюции, о котором я писал выше. Она указала, что в написанном есть перегибы и теоретическая невыдержанность, но как средство борьбы против троцкистских увлечений этот документ мог выполнить свою задачу. В дальнейшем я познакомился с своеобразной точкой зрения т. Лифшиц по оппозиционным вопросам и воспринял их, тем более, что довольно близко подходило к тому, что складывалось у меня самостоятельно. Эта позиция сводилась к резкому отрицанию троцкистских и децистских установок, как грубо-прямолинейных, недиалектических, полуменьшевистских в своей основе в оценке движущих сил революции, вследствии этого приводящих к заключению о происходящем или произошедшем термидоре в СССР. В положительной части эта позиция сводилась к тому, что в области теоретической, особенно в вопросе о построении социализма в одной стране и теории врастания кулака в социализм, забывается классовая борьба и большой ошибкой и виной партийного руководства является то, что этой последней теории не дается отпора. Однако вся система диктатуры пролетариата обеспечивает выправление теоретической линии партии и удаление из партии и государственного аппарата элементов, отражавших давление мелкобуржуазной стихии и тормозящих проведение решений партии даже тогда, когда они правильны. В области непосредственной практической работы перед партией стоит задача приспособления всех звеньев системы диктатуры пролетариата к тем задачам, которые выдвинуты новым периодом развития СССР. В частности в государственном аппарате возможны некоторые изменения в направлении углубления советской системы, как государства типа парижской коммуны. Задачей же оппозиционеров понимающих всю сложность этих задач является сохранение и совершенствование своих взглядов, с тем, чтобы включиться в работу партии, когда это окажется возможным.
Против фракционной работы т. Лифшиц всегда возражала «и указывала при этом на свой опыт участия в оппозиции левых коммунистов, как предостерегающий против этого, помимо убедительности в этом отношении опыта фракционной борьбы последнего периода». Видавшая виды коммунистка сожалела о высланных за фракционную работу, и Самарец уж точно не хотел обнаружить себя вновь выключенным из социалистического строительства.
Текст Самарца дает представление о нем как о человеке относительно необразованном, хотя начитанном и грамотном. Он практически не допускает ошибок в письменной речи, весьма усложненной синтаксически и преимущественно книжной, но имеет явные проблемы с пунктуацией и с редким включением устного регистра речи («участвовал на нескольких собраниях», «был исключен за оппозицию» и т. п.). Это человек неписьменной культуры – в тексте, судя по изменению почерка написанном с перерывами и паузами, он признается, что в 1928 году по просьбам товарищей пытался системно сформулировать свои политические взгляды, но постоянно терпел неудачу. Несмотря на избранный жанр, Самарец очень осторожен в изложении чьих-либо конкретных взглядов на спорные вопросы в партийной жизни, предпочитая «объективные», основанные на идентичности или на действиях, маркеры («троцкист», «децист», «оппозиционер»).
Уже одной этой констатации вполне хватило бы для того, чтобы контрольная комиссия безошибочно признала в Самарце, как и в Лифшиц, идейных троцкистов или, по крайней мере, представителей левой оппозиции. Вопросы о «кулаке» и «социализме в одной стране», как и «китайский вопрос», по сути, исчерпывали формальные претензии оппозиций к большинству ЦК – проблема «термидора» и «сталинской диктатуры в Политбюро» были вопросами чисто внутрипартийного управления и сами по себе к числу идеологических не относились. Отметим кстати, что Самарец ни разу не упоминает Зиновьева и «зиновьевцев» – хотя термин вполне имел хождение в среде ленинградских оппозиционеров, интуиция автора подсказывала ему, что «троцкизм» – более широкий и в силу этого более безопасный термин, чем привлекающий внимание «зиновьевец».
Тем не менее Самарец совершенно не опасался говорить о себе как об «оппозиционере» по существу и не опровергал наличия у него сомнений в отношении генеральной линии партии. Мало того, Самарец не опасался также давать на себя и на своих товарищей по оппозиции отменный компромат: участие (хотя и нереализованное) в оппозиционной агитации уже после изгнания из партии, организация оппозиционных сборищ, готовность к участию (хотя и де-факто несостоявшемуся) в распространении троцкистских листовок, агитация (неудачная) на заводах, покупка шапирографа для распространения документов. В конце 1928 – начале 1929 года Самарец пытался сохранить связи со знакомыми оппозиционерами, в первую очередь с преподавателем Толмачевки Яковом Самуиловичем Шахновичем, который как прожженный троцкист исключался из партии в 1924 и 1928 годах. «Встречи, споры, разговоры и читка фракционных документов приносимых Шахновичем у меня были с ним до момента моего ареста». В этих спорах Шахнович ратовал за Троцкого, Самарец же отстаивал свою точку зрения. «Однако было и несколько моментов, когда я сбивался на троцкистский путь. К ним нужно отнести получение мною от Шахновича однажды листовок для распространения среди рабочих, <…> и другой момент, ведение переговоров весной 1929 г. об участии в фракционной работе троцкистской организации. Это объясняется тем, что в самой моей позиции того периода было противоречие между твердой уверенностью в правоте моих оппозиционных взглядов, которые должны оправдаться когда-то в будущем и отрицанием фракционной работы в настоящем. Это противоречие, вполне разрешимое диалектически, иногда разрешалось мною практически в срывах на фракционную работу». Не упущено в письме даже самоубийственное по любым временам признание в обсуждении создания «второй партии» в качестве альтернативы ВКП(б): это выдвигалось «самой обстановкой того времени». В отношении Лифшиц, к которой Самарец относится с явным пиететом, признается даже прямая коммуникация с Троцким – в 1931 году, после Шахтинского дела и процесса Промпартии, все это уже было на грани тяжкого уголовного преступления.